Научная статья на тему 'ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТОЯТЕЛЯ ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТА НИКОЛАЯ (РЕДУТТО) (1815-1889)'

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТОЯТЕЛЯ ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТА НИКОЛАЯ (РЕДУТТО) (1815-1889) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИМАНДРИТ НИКОЛАЙ (РЕДУТТО) / ЖИРОВИЧСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ЖИРОВИЧСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / НАСТОЯТЕЛЬ / СМОТРИТЕЛЬ / ОСВЯЩЕНИЕ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОНАСТЫРЯ / МИТРОПОЛИТ ИОСИФ (СЕМАШКО) / ЕПИСКОП ИГНАТИЙ (ЖЕЛЕЗОВСКИЙ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гришковец Андрей Сергеевич

Во второй половине XIX в., после упразднения унии, происходило возрождение Жировичского Успенского монастыря. Наибольший вклад в этот процесс внёс архимандрит Николай (Редутто), управлявший монастырем более тридцати лет и, одновременно, на протяжении двадцати лет являвшийся смотрителем Жировичского духовного училища. Благодаря энергичности и исключительной хозяйственности архимандрита Николая монастырь преобразился: реконструирован Успенский собор, отремонтированы другие храмы, в которых начали совершаться богослужения, улучшено материальное обеспечение монастыря. В бытность на Литовской кафедре митрополита Иосифа (Семашко) архимандрит Николай нередко совершал освящения храмов в Слонимском уезде, принимал участие в различных епархиальных мероприятиях. Пользуясь большим влиянием в Жировичах, Николай (Редутто) заботился и о благополучии самого местечка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHY AND ACTIVITY OF THE ABBOT OF THE ZHIROVICHI MONASTERY ARCHIMANDRITE NICHOLAS (REDUTTO) (1815-1889)

A revival of the Zhirovichi of Dormition of Mother of God monastery was in the second half of the XIX century, after the abolition of the Union. The greatest contribution to this process was made by Archimandrite Nicholas (Redutto), who managed the monastery more than thirty years and at the same time was the director of the Zhirovichi Theological School for twenty years. The monastery was transformed thanks to the energy and exceptional economy of Archimandrite Nicholas: the Assumption Cathedral was reconstructed, other churches were repaired where services began, and the monastery's material support was improved. When metropolitan of Lithuanian Diocese was Joseph (Semashko) Archimandrite Nicholas often consecrated churches in the Slonim district, took part in various diocesan events. Using great influence in Zhirovichi, Nikolai (Redutto) also took care of the well-being of the town itself.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТОЯТЕЛЯ ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТА НИКОЛАЯ (РЕДУТТО) (1815-1889)»

УДК 271-055.1

Иеродиакон Агафон (Гришковец)

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТОЯТЕЛЯ ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТА НИКОЛАЯ (РЕДУТТО) (1815-1889)

Аннотация: Во второй половине XIX в., после упразднения унии, происходило возрождение Жировичского Успенского монастыря. Наибольший вклад в этот процесс внес архимандрит Николай (Редут-то), управлявший монастырем более тридцати лет и, одновременно, на протяжении двадцати лет являвшийся смотрителем Жировичско-го духовного училища. Благодаря энергичности и исключительной хозяйственности архимандрита Николая монастырь преобразился: реконструирован Успенский собор, отремонтированы другие храмы, в которых начали совершаться богослужения, улучшено материальное обеспечение монастыря. В бытность на Литовской кафедре митрополита Иосифа (Семашко) архимандрит Николай нередко совершал освящения храмов в Слонимском уезде, принимал участие в различных епархиальных мероприятиях. Пользуясь большим влиянием в Жировичах, Николай (Редутто) заботился и о благополучии самого местечка.

Ключевые слова: Архимандрит Николай (Редутто), Жировичский Успенский монастырь, Жировичское духовное училище, настоятель, смотритель, освящение, реконструкция, материальное благополучие монастыря, митрополит Иосиф (Семашко), епископ Игнатий (Желе-зовский).

Об авторе: Иеродиакон Агафон (Гришковец Андрей Сергеевич) -магистр богословия, преподаватель Минской духовной семинарии. E-mail: gs.and@mail.ru ORCID: 0000-0002-5772-8727

Ссылка на статью: Агафон (Гришковец), иеродиакон. Жизнеописание и деятельность настоятеля Жировичского монастыря архимандрита Николая (Редутто) (1815-1889) // Труды Минской духовной академии. 2021. № 2 (19). С. 90-118.

Введение

Жировичский Успенский мужской монастырь, возникший благодаря чудесному явлению Жировичской иконы Пресвятой Богородицы, на протяжении всего своего существования привлекает множество верующих, что делает его важным религиозным центром среди местного населения. Нередко при изменении государственной принадлежности, а вместе с ней и религиозной, монастырь становился оплотом по распространению проводимой государством религиозной политики. В первой пол. XIX в. обитель стала центром подготовки к возвращению униатского духовенства и населения западных губерний Российской империи в Православие. Также здесь получало образование юношество, возрождалось православное монашество после более чем двухвекового отсутствия православной монашеской традиции. В связи с указанными обстоятельствами особого внимания заслуживает деятельность первых, после упразднения унии, настоятелей обители. Четвертым настоятелем возрожденного Жировичского монастыря стал архимандрит Николай (Редутто). Именно с его именем связано восстановление храмов и других монастырских построек, укрепление материального благополучия обители, распространение известности о чудотворной иконе и самом монастыре. При этом отдельных исследований, посвященных великому строителю Жировичской обители, нет. Кратко жизнеописание архимандрита Николая приводили в своих исследованиях Е. Орловский [Орловский 1902, 382-384], митрополит Антоний (Мельников) [Аникеев 2004, 331-333], а также научные публикации иерея Гордея Щеглова [Шчаглоу 2020, 128; Щеглов 2021, 67-69].

Данная статья подготовлена в рамках исследования истории Жировичского Успенского монастыря в 1839-1915 гг., в котором были бы изложены ранее неизвестные факты из исто-

рии обители, ее роли в религиозной жизни региона, сведения о жизни ее насельников. В исследовании используются архивные материалы, сведения из периодических изданий рассматриваемого периода, а также других источников. Целью данной статьи является всестороннее описание жизни и деятельности настоятеля Жировичского монастыря архимандрита Николая (Редутто). Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: систематизировать и проанализировать сведения об архимандрите Николае в сохранившихся архивных материалах, а также в официальной периодической печати того периода и определить значение деятельности архимандрита Николая для местечка Жировичи и, в частности, для Жировичского монастыря.

Основная часть

Архимандрит Николай (Никодим Федорович Редутто) родился в 1815 г. в семье священника. Получил образование в Полоцкой духовной семинарии (1836-1841), которую окончил со званием студента. Затем продолжил обучение в Санкт-Петербургской духовной академии, но в 1842 г. вынужденно прекратил учебу по состоянию здоровья. В том же году, 22 октября, Никодим Редутто принял рукоположение в сан священника к Успенской церкви села Добригор Лепельского уезда и через пять дней получил назначение Лепельско-Бешенко-вичским благочинным, 12 апреля 1845 г. перемещен к Бешен-ковичской Ильинской церкви, а 14 января 1848 г. переведен в Витебск к Воскресенской церкви на рынке. Вскоре у молодого священника к приходскому служению прибавилась учебная деятельность: с 1 февраля по 1 июля 1848 г. на безвозмездной основе он являлся законоучителем в школе для бедных девиц, с 1 мая 1848 г. по 10 января 1850 г. занимал ту же должность в Витебском девичьем благородном пансионе, а 8 июля 1848 г.

священник Никодим назначен и. о. смотрителя Витебского духовного училища с освобождением от приходского служения (ЛГИА. Ф. 605. Оп. 8. Д. 1298. Л. 3; НИАБ в Гродно. Коллекция № 4. Оп. 1. Д. 79. Л. 12 об.-13).

В этот же период в жизни священника Никодима Редутто произошло важное изменение: 21 ноября в Витебском Свято-Николаевском кафедральном соборе архиепископ Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) совершил монашеский постриг священника Никодима с наречением имени Николай (Некролог 1889, 380). Менее чем через год, 15 августа 1849 г., «за усердное и полезное служение» в качестве смотрителя Витебского духовного училища иеромонах Николай был возведен в сан игумена Полоцкой Борисо-Глебской обители. С 24 января 1850 г. согласно определению Святейшего Синода (от 24 ноября 1849 г.) игумен Николай продолжил свое служение в Вильно в качестве и.о. смотрителя духовного училища. Ввиду «особой местной надобности» 1 декабря 1850 г. (определение Синода от 29 октября 1850 г.) игумен Николай (Редутто) назначен смотрителем Жировичского духовного училища (НИАБ в Гродно. Коллекция № 4. Оп. 1. Д. 90. Л. 5 об.-6). Одновременно он являлся председателем правления Жировичского духовного училища (Местные распоряжения 1868, 247). В Жировичском училище игумен Николай преподавал катехизис, священную историю, географию, русский и славянский языки, церковное пение и церковный устав. В связи с перемещением управляющего Жировичским второклассным монастырем игумена Феодосия (Кургановича) в Сурдегский Свято-Духов монастырь, 15 августа 1852 г. игумену Николаю вверено управление Жи-ровичским монастырем с сохранением должности смотрителя духовного училища, а 25 июня 1853 г. он утвержден в качестве настоятеля монастыря (НИАБ в Гродно. Коллекция № 4. Оп. 1. Д. 90. Л. 4 об.-6). В соответствии с определением Святейшего Синода 22 февраля 1859 г. состоялось возведение игумена

Николая в сан архимандрита. 20 апреля 1870 г. по состоянию здоровья, согласно поданному прошению, архимандрит Николай (Редутто) освобожден от должности смотрителя духовного училища (Некролог 1889, 380), оставшись настоятелем монастыря.

При митрополите Иосифе (Семашко) архимандрит Николай пользовался большим уважением в епархии, о чем свидетельствует частое освящение им новых церквей в Слонимском уезде и участие в различных мероприятиях. В целом 60-е гг. XIX в. в Литовской епархии ознаменовались множеством заложений и освящений храмов. Причиной, побуждавшей к увеличению числа православных храмов, отчасти служила польская пропаганда среди местного населения об упадке установившейся православной веры на местных землях. После польского восстания 1863 г. государственная власть начала способствовать восстановлению недействующих православных храмов, перестройке бывших костелов и освящению их в качестве православных церквей. Благодаря таким действиям в Литовской епархии почти каждую неделю совершалось освящение церквей. В 1860-е гг. настоятель Жировичского монастыря, смотритель Жировичского духовного училища архимандрит Николай (Редутто) возглавил или принял участие в освящении восьми церквей в Слонимском уезде, а также участвовал в иных мероприятиях, связанных с противодействием польской католической пропаганде.

В соответствии с указом духовной консистории от 3 ноября 1860 г. архимандрит Николай совершил освящение Пже-волоцкой (Переволокской) церкви , отремонтированной прихожанами. Кандидатуру настоятеля Жировичского монастыря предложил викарий Литовской епархии, епископ Брестский Игнатий (Железовский), не имевший возможности прибыть на освящение (НИАБ в Гродно. Коллекция № 4. Оп. 1. Д. 89. Л. 68-68 об).

После реконструкции опустевшего католического костела в Слониме 31 мая 1864 г. состоялось освящение соборной церкви в честь Преображения Господня. Торжественное богослужение возглавил епископ Брестский Игнатий в сослужении настоятеля Жировичского монастыря архимандрита Николая и прочего приглашенного духовенства (Закладка, устройство и освящение церквей 1864, 578-582).

В селе Котчино Деречинского прихода, Слонимского уезда архимандрит Николай в сослужении прибывшего на торжество духовенства 22 мая 1866 г. возглавил освящение местной церкви. Несколько десятилетий храм находился в запустении, но после объявления католиками намерения превратить его в костел епархиальное начальство распорядилось восстановить и освятить его [Концевич 1866, 489-494].

В том же году в Слониме на городской площади 15 июля состоялось заложение часовни в память о воинах, погибших в борьбе с польскими мятежниками в Миловидских лесах Слонимского уезда. Мысль о сооружении данной часовни принадлежала русскому деятелю по мировым учреждениям Михаилу Васильевичу Сильвестрову. Чин закладки часовни совершил настоятель Жировичского монастыря и смотритель Жиро-вичского духовного училища архимандрит Николай (Редутто) после совершения им Божественной литургии в сослужении соборного духовенства и двух жировичских диаконов в Преображенском соборе города (Закладка 1866, 618-620).

Освящение часовни-памятника состоялось через два года, 3 сентября 1868 г., бывшим Минским архиепископом Михаилом (Голубовичем) в сослужении настоятеля Жировичско-го монастыря архимандрита Николая (Редутто) и прибывшего по этому случаю духовенства. Перед освящением в Преображенском соборе Слонима преосвященный Михаил в сослуже-нии духовенства совершил литургию, после которой состоялся крестный ход к памятнику. В мероприятиях при стечении

большого количества народа приняли участие представители светской власти: главный начальник Северо-Западного края, гродненский губернатор, военные и гражданские чиновники (Освящение церквей и пожертвование 1868, 815-816).

Важным событием в церковной жизни Слонима явилось возрождение Преображенского православного братства, основанного некогда при Преображенской церкви, построенной в 1560 г. Братство долгие годы боролось с распространением унии, оказывало попечение Слонимским церквям. Но с течением времени оно также не устояло и перешло вместе с Преображенской церковью в унию. Униатское братство было весьма сильным и смогло просуществовать несколько лет после возвращения униатов в Православную Церковь. Осознавая необходимость в духовном укреплении западно-русского населения, Слонимское духовенство решило возродить Преобра-женское братство. Цель братства заключалась в ограждении местного населения от католической пропаганды.

Торжественные мероприятия, посвященные возрождению братства, состоялись 10 ноября 1866 г. Божественную литургию в соборной Преображенской церкви совершил настоятель Жировичского монастыря архимандрит Николай в сослужении четырех священников и двух диаконов. После богослужения в присутствии сорока священников, прибывших из разных мест Слонимщины, архимандрит Николай произнес торжественную речь (Открытие 1866, 970-973), отметив древность Преображенского братства, известность его упорной борьбы с латинством, утверждение веры и благочестия в Сло-ниме и его окрестностях. Главную цель возрождаемого братства настоятель Жировичского монастыря видел в служении нуждам Православной Церкви и противодействии посягательствам на ее права со стороны иноверцев. Предполагалось решать и другие задачи: поддержание и украшение храмов, попечение об убогих и больных, благотворительность, образование

народа (Речь 1866, 975-979). Председателем братского совета участники собрания избрали архимандрита Николая, заместителем председателя - учредителя братства Николая Егоровича Извекова. В состав совета братства вошли представители Слонимского духовенства: протоиерей Слонимского собора Иосиф Соловьевич, священник Слонимского собора Климент Смольский, священник Бытенской церкви Николай Пешков-ский (Открытие 1866, 974-975).

В 1867 г. император Александр II некоторым церквям западных губерний пожертвовал иконы. Две из них - архистратига Рафаила и тезоименная царственной чете - благоверного князя Александра Невского и Марии Магдалины - переданы в села Слонимского уезда Роготна и Рендзиново . Более тысячи богомольцев прибыли 28 мая в Роготну на торжества, проходившие по случаю встречи пожертвованных икон. Утреню, крестный ход, встретивший пожертвованную императором икону, и Божественную литургию возглавил настоятель Жиро-вичского монастыря. На следующий день архимандрит Николай участвовал в принесении иконы в Рендзиново. Утреня и Литургия были совершены в соседней Козловщине при большом скоплении народа - около двух тысяч человек. По окончании богослужений состоялось принесение иконы с крестным ходом в Рендзиновский храм. Но торжества омрачило известие о покушении на императора в Париже, из-за чего гости начали спешно покидать торжества (Еще о Высочайшем пожаловании 1867, 589-592).

Еще одним заметным событием в церковной жизни Сло-нима, в котором принимал участие архимандрит Николай, явилось освящение 21 мая 1867 г. Троицкой церкви, устроенной из упраздненного Бернардинского костела. Ранее, более трехсот лет назад, на этом месте располагалась одноименная православная церковь [Несколько слов 1867, 847]. Освящению предшествовал торжественный крестный ход из Преображен-

ского собора, состоявший из учащихся уездного и приходских училищ, певчих, восьми пар священников из сельских приходов Слонимского уезда, а также множества народа; по две стороны вдоль всего пути шествия богомольцев выстроились войска [Несколько слов 1867, 847-849].

Особым почитанием в Свято-Троицкой церкви пользовалась икона преподобного Антония Киево-Печерского, память которого ежегодно торжественно отмечалась 10 июля. В первый год после освящения храма торжественное богослужение в день памяти святого возглавил архимандрит Николай (Ре-дутто). В следующем 1868 г. празднование в честь преподобного Антония возглавил пребывавший на покое в Жировичском монастыре бывший Минский архиепископ Михаил (Голубо-вич). Архипастырю сослужили настоятель Жировичского монастыря и приглашенное духовенство [Смольский 1868, 657].

Исполняя распоряжение епархиального начальства, архимандрит Николай (Редутто) в сослужении протоиерея Слонимского собора Иосифа Соловьевича, Деречинского благочинного и местного духовенства 22 октября 1867 г. совершил освящение новой церкви во имя великомученика Георгия Победоносца в деревне Поречье Слонимского уезда. Средства на строительство новой церкви поступили из Палаты государственных имуществ вскоре после подавления польского восстания, хотя ранее усилия местного священника, направленные на получение разрешения для сооружения нового храма вместо сгоревшего, не имели успеха. При представлении плана и сметы генерал-губернатор Михаил Николаевич Муравьев предложил построить не деревянную, а каменную церковь, хотя бы и меньших размеров. На торжественное освящение прибыл гродненский губернатор Иван Николаевич Скворцов, находившийся с ревизией в Волковыске и направлявшийся в Слоним. Вместе с губернатором в Поречье прибыли и другие должностные лица: попечитель Виленского учебного округа,

директор гродненской гимназии, слонимское гражданское начальство. Среди богомольцев были офицеры расквартированной 26-й артиллерийской бригады, землевладельцы: слонимский предводитель дворянства Николай Егорович Извеков, действительный статский советник Брозинский и Н. Н. Редут-то (Освящение Поречской церкви 1867, 1085-1089).

Очередное освящение новопостроенной церкви архимандрит Николай совершил 12 ноября 1867 г. в местечке Езер-нице Слонимского уезда во имя святителя Николая Чудотворца. Благодаря изготовлению кирпича вместо использования булыжного камня, а также активности местного священника Константина Калисского, благотворителей и прихожан удалось добиться большего благолепия и применить более дорогие строительные материалы, чем предусмотренные сметой (Устройство 1868, 540-541). В результате, как отметил в своем рапорте архимандрит Николай, церковь оказалась одной из самых красивых в уезде (Освящения 1867, 1054-1055).

Невосполнимую утрату понесла Литовская епархия в кон. 1868 г. - скончался митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), положивший много трудов для утверждения Православия в Северо-Западном крае, особенно в Литовской епархии. Прощание с почившим архиереем проходило 23-29 ноября в Вильно, куда прибыли все желавшие проститься с новопреставленным митрополитом, в том числе и настоятель Жировичского монастыря архимандрит Николай [Филарет 1868, 1021].

Архимандрит Николай (Редутто) почти двадцать лет занимал должность смотрителя духовного училища и более тридцати лет управлял монастырем. Безусловно, он оказывал влияние и на течение жизни местечка Жировичи. Преображаясь благодаря трудам своего настоятеля, Жировичский монастырь снова стал привлекать тысячи паломников на поклонение чудотворной иконе. У Жировичского архимандрита была мысль

«сделать монастырь центром воспитательного влияния в духе православия и русской народности» (Некролог 1889, 380). Отличаясь энергичностью и организаторским талантом, архимандрит Николай привел в порядок монастырские храмы и различные постройки, разбил новый сад, благоустроил территорию, соорудил каменную ограду вокруг Георгиевского кладбища, улучшил материальное положение обители. При нем холмистые и бесплодные земли, принадлежавшие монастырю, начали возделываться и приносить пользу. По отзыву современника, посетившего Жировичи в 1880 г., «вообще, о. архимандрит из всего, что находится в его ведении, умеет извлекать пользу для монастыря и всему дает отличный вид!» [Местечко Жировицы 1880, 423]. Митрополит Антоний (Мельников) позже назовет его великим строителем Жировицкого монастыря, который «превратил полуразрушенный монастырь в прекрасный уголок Святой Руси» [Цит. по: Аникеев 2004, 332].

Новоназначенный настоятель в первую очередь благоустроил церковь в память явления Божией Матери. В начале настоятельства Николая (Редутто) богослужения в данной церкви не совершались «по причине несовершенного внутреннего устройства и неимения иконостаса» (ЛГИА. Ф. 605. Оп. 8. Д. 1298. Л. 3). Уже 1854 г. на средства, пожертвованные иеромонахом Викентием (Шумилевичем), удалось благоустроить Яв-ленскую церковь, и появилась возможность совершения в ней богослужений (НИАБ в Гродно. Коллекция № 4. Оп. 1. Д. 79. Л. 11).

Наверное, более прочих нуждалась в ремонте главная церковь монастыря - Успенская. В 1859 г. осуществилось строительство нового церковного коридора (ЛГИА. Ф. 605. Оп. 8. Д. 1333. Л. 3 об.). В это же время московский живописец Егор Зотов писал иконы и работал над резьбой и позолотой для иконостасов боковых пределов Успенской церкви (ЛГИА. Ф. 605. Оп. 8. Д. 1333. Л. 6). В конце 1865 г. посредством церковных

периодических изданий настоятель Жировичского монастыря обратился к верующим Российской империи с просьбой об оказании посильной материальной помощи для капитального ремонта монастырских построек, прежде всего - Успенского собора. За два года в монастырь поступило 9838 руб. 591/2 коп.(Заявление 1867, 240; Заявление 1868, 555-556). В 18671869 гг. под руководством архимандрита Николая удалось осуществить капитальную реконструкцию Успенского собора, получившего в итоге вид православного храма.

Положительные перемены произошли и в материальном благополучии обители. В 1851 г., накануне принятия игуменом Николаем (Редутто) управления Жировичским монастырем, его доход, кроме 2220 руб., выделяемых Святейшим Синодом, составил 1580 руб. 581/2 коп., из которых 310 руб. 30 коп. -церковная сумма (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 201. Д. 2811. Л. 1616 об.). В последний год настоятельства архимандрита Николая (Редутто) только церковная сумма составила 4359 руб. 26 коп [Серапион 1892, 371]. Для улучшения финансового положения Жировичской обители из ведения Гродненской палаты государственных имуществ в 1866 г. в распоряжение монастыря поступила мельница, находившаяся в м. Рожана Слонимского уезда. Ежегодный доход от сдачи в аренду упомянутой мельницы составлял 862 руб. 50 коп., а с 1875 г. - 948 руб. 69 коп. (НИАБ в Гродно. Коллекция № 4. Оп. 1. Д. 103. Л. 12, 16 об.). В 1880-х гг. монастырь владел еще одной мельницей в урочище Великий Млын, в десяти верстах от села Мижевичи Слонимского уезда и рядом жилых домов с участками, сдававшимися в аренду.

Благодаря мудрому управлению монастырем, хозяйственности и энергичности, способствовавшим благоустройству обители, архимандрит Николай заслужил признание у современников. Архиепископ Минский Михаил (Голубович), посетив Жировичи в октябре 1865 г., сделал в своем дневнике

следующую запись, полную восхищения деятельностью Жи-ровичского архимандрита: «Что же это за умная и практичная деятельность настоятеля - Архимандрита Николая (Редутто). Какой срам для нас столько лет бесплодно проживших в Жи-ровицах! Теперь все приняло вид - последствий предусмотрительного и дельного хозяина. Церковь имеет три прекрасных придела. Комнаты настоятельские убраны щегольски. Хозяйственные строения богатые и новые строятся. Земля удобрена, везде всего как полная чаша» (Дневник 2020, 50).

Деятельность архимандрита Николая в качестве смотрителя духовного училища представляется менее плодотворной, чем настоятельство в монастыре. Автор некролога указывал на недостаток его внимания по отношению к духовному училищу. Следует отметить, что после освобождения архимандрита Николая от должности смотрителя между монастырем и училищем складывались непростые отношения. При изучении протоколов Жировичских окружных училищных съездов 1870-х гг. заметно недовольство руководства училища действиями прежнего его смотрителя, прежде всего, со стороны депутатов Ко-бринского уезда, желавших перенести училище из Жировичей в Кобрин. По мнению членов правления училища, архимандрит Николай «заменил хорошую землю училищную более негодною монастырскою и завладел некоторыми строениями училища в ущерб для него» (Протоколы 2 1874, с. 27), а также участники съездов отмечали негативное влияние «крайне испорченной» монастырской прислуги и низшего клира на воспитанников училища (Протоколы 1877, 244).

Архимандрит Николай, совмещая должности управляющего монастырем и смотрителя училища, в 1852 и 1855 гг. инициировал перераспределение зданий и земли, принадлежавших монастырю и училищу, на что получил согласие митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). Основной причиной таких перемен послужило значительное умень-

шение количества учеников в 1852 г., а сотрудников училища, по мнению архимандрита Николая, представлялось возможным разместить в менее просторных помещениях. Но с течением времени состав учащихся увеличился, и перемены, произведенные архимандритом Николаем, представлялись неудобными для нового руководства учебного заведения (Протоколы 2 1874, с. 28).

На обсуждение училищного съезда в 1873 г. выносился вопрос о возможности сделать отдельный вход для училища, так как у монастыря и училища имелся один общий вход, а училищные здания располагались как внутри, так и вне монастырской ограды. Для некоторых лиц, управлявших монастырем, такое положение дел представлялось неприятным и служило поводом к препирательствам. Желая избегать конфликтных ситуаций, правление училища обращалось к Литовскому архиепископу Макарию (Булгакову) с просьбой о содействии в передаче одних из двух ворот, расположенных на территории монастыря, в пользование училищу (Протоколы 1 1874, с. 12).

Епископ Брестский Ианнуарий (Вознесенский) при знакомстве на месте с положением дел в Жировичах в июне 1877 г. сделал свое заключение по спорным вопросам. По его мнению, митрополит Иосиф (Семашко) удачно разделил монастырские постройки между братией и духовным училищем, а перемены, произведенные позже архимандритом Николаем (Редут-то), имели экономические и учебно-воспитательные основания. Епископ Ианнуарий, не считая, что училище находится в стесненных условиях, допускал возможность осуществить некоторые взаимные уступки между монастырем и семинарией. В отдельных случаях епископ Ианнуарий поддерживал позицию настоятеля монастыря относительно недопустимости использования определенных помещений училищем. Касательно вопроса о негативном влиянии жильцов монастыря на воспитанников училища, преосвященный Ианнуарий не нашел до-

статочных оснований для подобных претензий (Протоколы 5-го Литовского 1877, 387-388).

Не имея более прямого отношения к духовному училищу, архимандрит Николай не оставался безразличным к образованию его воспитанников. В частности, в 1880 г. он пожертвовал в библиотеку училища книги в количестве 100 наименований и 22 брошюры (Местныя известия 1880, 378).

Таким образом, проанализировав всю имеющуюся информацию о взаимоотношениях училищного и монастырского руководств, можно заключить, что, являясь одновременно настоятелем монастыря и смотрителем училища, он руководствовался пользой и экономической выгодой, прежде всего, монастыря, принимая решения в соответствии со сложившимися обстоятельствами, хотя с течением времени действительно возникала необходимость пересмотреть принятые ранее им решения. Мнение о притеснении училища со стороны монастырского начальства можно назвать отчасти предвзятым, сформированным некоторой частью духовенства Литовской епархии, желающего перевести духовное училище из Жирови-чей в Кобрин.

Одной из забот архимандрита Николая являлась борьба с проживанием и деятельностью евреев в Жировичах. Основным их занятием являлась торговля, прежде всего, алкогольными напитками, что негативно отражалось на нравственном состоянии местных жителей и служило соблазном для паломников. Также евреи продавали хлеб, составляя конкуренцию местным жителям и тем самым ухудшали их материальное благосостояние. Евреи оказывали негативное влияние и на воспитанников духовного училища, тайно продавая им табак, запрещенные предметы или выманивая у них одежду и белье. Еще в XVII в. польские короли запрещали своими грамотами не только какую-либо деятельность и постоянное проживание евреев в Жировичах, но и останавливаться им для ночлега в

местечке. В 60-х гг. XIX в. снова обострился вопрос о проживании в Жировичах евреев, начавших селиться без разрешения местных властей. Вскоре после назначения на должность настоятелем Жировичской обители архимандрит Николай (Ре-дутто) начал добиваться их выселения и запрещения им осуществлять торговлю на территории Жировичей. С этой целью в 1864 г. он составил записку Н. М. Муравьеву, в которой изложил суть сложившейся ситуации. Но эта борьба являлась затруднительной для монастыря, так как евреи находили подход к местным властям, что позволяло им оставаться в Жировичах [Диковский 1896, 286-288]. Из отзыва паломника, посетившего Жировичи на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1880 г., следует, что около 1870 г. евреи испытывали трудности с поселением в Жировичах, но уже к 1880 г. они снова стали селиться в Жировичах [Местечко 1880, 424].

В отношении к местным жителям настоятель монастыря архимандрит Николай (Редутто) иногда проявлял чрезмерную строгость, о чем свидетельствуют сохранившиеся архивные документы. В 1856-1857 гг. крестьянин деревни Залесье Слонимского уезда Доминик Пигальский подал жалобу на игумена Николая (Редутто) о причинении ему жестокого наказания розгами и причинении увечий. После формального расследования, проведенного следователем духовной консистории протоиереем Соловьевым, разбирательство прекратилось. Не добившись взыскания за нанесенные побои, Пигальский обратился в Святейший Синод, после чего расследование возобновилось (НИАБ в Гродно. Ф. 2. Оп. 38. Д. 611. Л. 1517-1521 об.).

Еще один неприятный инцидент произошел в 1868 г., настоятель Жировичского монастыря отказал в исповеди и причастии пятерым крестьянам деревни Стайки, желавшим исповедоваться и причаститься в монастыре во время Великого поста, так как из-за разлива реки Щары они не могли попасть в свою приходскую церковь. За возможность приступить к цер-

ковным таинствам архимандрит Николай поставил им условие: отработать по два дня в пользу монастыря, - но крестьяне не приняли такое условие, а предложили отработать только по одному дню. Не согласившись с предложением крестьян, настоятель отказал им в исповеди и причастии (НИАБ в Гродно. Ф. 1. Оп. 6. Д. 1964. Л. 3-4).

Малоизвестной остается деятельность архимандрита Николая в качестве руководителя монашеской общины. Сохранились четыре предписания братии, составленные им в 1883 г. В своих предписаниях он указывал братии на обязательность совершения полунощницы, на недопустимость начинать богослужение Часов раньше установленного времени и вмешиваться священнослужителям в дела соседних приходов, делал замечания и принимал меры из-за опозданий или отсутствия братии на богослужениях (НИАБ в Гродно. Кол. № 4. Оп. 1. Д. 126. Л. 2-6).

Долгие годы архимандрит Николай страдал ревматизмом, поэтому 3 февраля 1884 г. указом Святейшего Синода, согласно поданному прошению, он освобожден от должности настоятеля Жировичского монастыря и почислен на покой (Действия 1884, 82).

В последние годы своей жизни великий строитель Жиро-вичского монастыря был парализован и не мог самостоятельно передвигаться, его ежедневно вывозили на свежий воздух. «Голос его становился тише и тише, хотя ослабления умственных способностей не замечалось» (Некролог 1889, 381). Скончался бывший настоятель Жировичской обители архимандрит Николай 16 июля 1889 г. (Местныя известия 1889, 244). «Вообще, покойный много выстрадал от продолжительной и тяжкой болезни, и смерть явилась для него, укрепленного утешениями веры, истинным благодеянием» (Некролог 1889, 381). Погребли его в восточной стороне от Крестовоздвиженского храма монастыря, где устроено место для погребения старшей

братии монастыря. «Простой деревянный черный гроб унес в могилу, при обыденной обстановке, человека, пользовавшегося в свое время большим влиянием в Жировицах и немалою известностью в епархии» (Некролог 1889, 381).

У почившего остался сын Николай, который воспитывался при нем. Для сына почивший приобрел имение Хмельницу, которое содержал в отличном состоянии, но с усилением болезни, требовавшей материальных средств для лечения, имение постепенно приходило в упадок, а затем перешло в другие руки (Некролог 1889, 381). Личные вещи, оставшиеся после смерти бывшего настоятеля, в том числе и материалы, собранные им по истории Жировичей, перешли в руки родственников и бесследно исчезли [Аникеев 2004, с. 333].

Занимая различные должности и исполняя возложенные послушания, архимандрит Николай достигал заметных успехов, отмеченных различными церковными наградами:

«За усердие в сборе доброхотных подаяний в пользу бедных духовного звания» объявлена архипастырская признательность (20 марта 1843 г.).

За ревностное служение награжден набедренником (11 февраля 1846 г.).

«За ревностное и усердное прохождение должности» (Ле-пельско-Бешенковичского благочинного) пожалована бархатная фиолетовая скуфья (20 апреля 1847 г.).

«За отлично усердную и полезную службу» определением Святейшего Синода получил денежное вознаграждение 350 руб. (30 мая 1851 г.).

«За ревностное и усердное прохождение должности» (смотрителя училища и настоятеля монастыря) пожалован Синодальный крест (12 апреля 1855 г.) (Некролог 1889, 380).

В память войны 1853-1856 гг. получил бронзовый наперсный крест для ношения на Владимирской ленте (2 мая 1857 г.).

Награжден такой же медалью на Андреевской ленте (30 октября 1858 г.).

«За ревностную и усердную службу» награжден орденом св. Анны 3-й степени (21 апреля 1862 г.).

«За отличную ревность и благоразумие в управлении училищем» митрополитом Литовским и Виленским Иосифом объявлена архипастырская благодарность (16 сентября 1862 г.) (НИАБ в Гродно. Коллекция № 4. Оп. 1. Д. 90. Л. 4 об.-6).

Удостоен ордена св. Анны 2-й степени (6 апреля 1865 г.).

Получил бронзовую медаль в память усмирения польского мятежа 1863-1864 гг. (15 апреля 1866 г.).

Пожалован орден св. Анны 2-й степени, украшенный императорской короной (16 апреля 1872 г.).

Награжден орденом св. Владимира 4-й степени (16 апреля 1881 г.) (Некролог 1889, 380).

Заключение

Таким образом, проанализировав выявленные сведения об архимандрите Николае, можно заключить, что он явился деятельным священнослужителем Полоцкой и Литовской епархий, что подтверждается исполнением таких церковных послушаний, как благочинный Лепельско-Бешенковичского округа, смотритель ряда духовных училищ, настоятель Жировичского монастыря. Назначение на подобные должности свидетельствовало о доверии к нему со стороны священноначалия. Активное участие архимандрита Николая в церковных и общественных мероприятиях, а также поощрение его за осуществляемую деятельность различными церковными наградами в период нахождения на Литовской кафедре митрополита Иосифа (Семашко) свидетельствуют о доброжелательном отношении и высоком доверии к нему Его Высокопреосвященства.

Наиболее плодотворным служение архимандрита Николая было в местечке Жировичи в качестве смотрителя духовного училища, а затем и настоятеля монастыря. Благодаря своей хозяйственности архимандрит Николай (Редутто) способствовал улучшению внешнего вида не только обители, но и в целом местечка Жировичи. В то время, когда некоторые монастыри Литовской епархии перестали существовать, в Жи-ровичском монастыре при архимандрите Николае количество насельников не уменьшалось. За годы его настоятельства постепенно распространялось почитание чудотворной Жиро-вичской иконы Пресвятой Богородицы, монастырю возвращалась былая известность, о чем свидетельствовало увеличение числа паломников.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. Действия (1884) — Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. 1884. № 9. С. 82.

2. Дневник (2020) — Дневник архиепископа Минского и Белорусского Михаила (Голубовича). 1865-1867 гг. / Публикация, комментарии и вступительная статья профессора иерея Гордея Щеглова. Мн. : Издательство Минской духовной академии, 2020. 215 с. : (Монографии и исследования Минской духовной академии. Т. VI).

3. Еще о Высочайшем пожаловании (1867) — Еще о Высочайшем пожаловании св. икон в церкви, и о торжествах по случаю внесения оных во храмы Божии // Литовские епархиальные ведомости. 1867. № 14. С. 583-594.

4. Закладка (1866) — Закладка в г. Слониме часовни, сооружаемой в память наших воинов, павших в деле против мятежников под Миловидами // Литовские епархиальные ведомости. 1866. № 15. С. 618-620.

5. Закладка, устройство и освящение церквей (1864) — Закладка, устройство и освящение церквей // Литовские епархиальные ведомости. 1864. № 16. С. 578-582.

6. Заявление (1867) — Заявление благодарности // Литовские епархиальные ведомости. 1867. № 6. С. 240-251.

7. Заявление (1868) — Заявление благодарности // Литовские епархиальные ведомости. 1868. № 12. С. 550-556.

8. ЛГИА — Литовский государственный исторический архив. Ф. 605. Оп. 8. Д. 1298; Д. 1333.

9. Местныя известия (1880) — Местныя известия // Литовские епархиальные ведомости. 1880. № 44. С. 378.

10. Местныя известия (1889) — Местныя известия // Литовские епархиальные ведомости. 1889. № 29-30. С. 244.

11. Местныя распоряжения (1868) — Местныя распоряжения // Литовские епархиальные ведомости. 1868. № 6. С. 246-248.

12. Некролог (1889) — Некролог // Литовские епархиальные ведомости. 1889. № 44. С. 380-381.

13. НИАБ в г. Гродно — Национальный исторический архив Беларуси в Гродно. Коллекция № 4. Оп. 1. Д. 79; Д. 89; Д. 90; Д. 103; Д. 126; Ф. 1. Оп. 6. Д. 1964; Ф. 2. Оп. 38. Д. 611.

14. Освящение Поречской церкви (1867) — Освящение Поречской церкви Слонимского уезда // Литовские епархиальные ведомости. 1867. № 24. С. 1085-1090.

15. Освящения (1867) — Освящения церквей, Архипастырские Его Высокопреосвященства благословения и благодарности Епархиального Начальства // Литовские епархиальные ведомости. 1867. № 24. С. 1052-1056.

16. Освящение церквей и пожертвование (1868) — Освящение церквей и пожертвования на оныя // Литовские епархи-

альные ведомости. 1868. № 18. С. 810-816.

17. Открытие (1866) — Открытие в г. Слониме Преображенского братства и речь // Литовские епархиальные ведомости. 1866. № 22. С. 970-975.

18. Протоколы 5-го Литовского (1877) — Протоколы 5-го Литовского епархиального съезда // Литовские епархиальные ведомости. 1877. № 47. С. 382-392.

19. Протоколы 1 (1874) — Протоколы Жировицкого Окружного училищного Съезда // Литовские епархиальные ведомости. 1874. № 2. С. 12-14.

20. Протоколы 2(1874) — Протоколы Жировицкого Окружного училищного Съезда // Литовские епархиальные ведомости. 1874. № 4. С. 26-28.

21. Протоколы (1877) — Протоколы Жировицкого училищного окружного съезда // Литовские епархиальные ведомости. 1877. № 30. С. 239-244.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Речь (1866) — Речь, произнесенная настоятелем Жи-ровицкого монастыря и смотрителем д. училища архимандритом Николаем при открытии Слонимского Преображенского братства // Литовские епархиальные ведомости. 1866. № 22. С. 975-979.

23. Устройство (1868) — Устройство и освящения Церквей; Архипастырския благословения за усердие к Храмам Божиим // Литовские епархиальные ведомости. 1868. № 12. С. 539-547.

24. ЦГИАЛ — Центральный государственный исторический архив Украины в г. Львове. Ф. 201. Оп. 4. Д. 2811.

Литература

25. Аникеев (2004) — Аникеев Николай, священник. Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986 гг.). Жизнь, церковная деятельность, письменное наследие : дис. ... канд. богосл. Жировичи, 2004. 403 с. : ил. Прил. в 5 т. (1145 с. : ил).

26. Диковский (1896) — Диковский С. Н. Борьба Жиро-вицкого монастыря с еврейством // Литовские епархиальные ведомости. 1896. № 27. С. 285-288.

27. Концевич (1866) — Концевич И., священник. Известие из Деречина - об освящении Котчинской церкви // Литовские епархиальные ведомости. 1866. № 12. С. 489-494.

28. Местечко Жировицы (1880) — Местечко Жировицы и его достопримечательности // Литовские епархиальные ведомости. 1880. № 49. С. 422-426.

29. Несколько слов (1867) — Несколько слов по поводу освящения приписной к Слонимскому собору церкви // Литовские епархиальные ведомости. 1867. № 20. С. 847-849.

30. Орловский (1902) — Орловский Е. Судьбы Православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губернии в XIX столетии (1794-1900 гг.) // Гродненские епархиальные ведомости. 1902. № 44. С. 382-384.

31. Серапион (1892) — Серапион, архимандрит. Опровержение от настоятеля архимандрита Серапиона // Литовские епархиальные ведомости. 1892. № 45. С. 369-371.

32. Смольский (1868) — Смольский Климент, священник. Торжество в Слониме // Литовские епархиальные ведомости. 1868. № 15. С. 653-659.

33. Филарет (1868) — Филарет, епископ. Высокопреосвященный Иосиф, митрополит Литовский и Виленский // Литовские епархиальные ведомости. 1868. № 23. С. 1017-1021.

34. Щеглов (2021) — Щеглов Гордей, иерей. Смотрители Жировичского духовного училища (1845-1917) // XPONOZ. Церковно-исторический альманах. 2021. № 9. С. 61-86.

35. Шчаглоу (2020) — Шчаглоу Г. Э. Мжалай (Рэдута) // Жыровiчы: пад святым Пакровам = Жировичи: под святым Покровом = Zhyrovichy: Under the Holy Veil : энцыклапедыя / [рэдкалепя: В. У Ванша (галоуны рэдактар) i шш.]. Мшск : Бе-ларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броута, 2020. С. 128.

BIOGRAPHY AND ACTIVITY OF THE ABBOT OF THE ZHIROVICHI MONASTERY ARCHIMANDRITE NICHOLAS (REDUTTO) (1815-1889)

Hierodiacon Agafon (Grishkovets)

Abstract: A revival of the Zhirovichi of Dormition of Mother of God monastery was in the second half of the XIX century, after the abolition of the Union. The greatest contribution to this process was made by Archimandrite Nicholas (Redutto), who managed the monastery more than thirty years and at the same time was the director of the Zhirovichi Theological School for twenty years. The monastery was transformed thanks to the energy and exceptional economy of Archimandrite Nicholas: the Assumption Cathedral was reconstructed, other churches were repaired where services began, and the monastery's material support was improved. When metropolitan of Lithuanian Diocese was Joseph (Semashko) Archimandrite Nicholas often consecrated churches in the Slonim district, took part in various diocesan events. Using great influence in Zhirovichi, Nikolai (Redutto) also took care of the well-being of the town itself.

Keywords: Archimandrite Nicholas (Redutto), Zhirovichi of Dormition of Mother of God monastery, Zhirovichi Theological college, rector, director, consecration, reconstruction, material well-being of the monastery, Metropolitan Joseph (Semashko), Bishop Ignatius (Zhelezovsky).

About the author: Hierodiacon Agafon (Grishkovets) - Master of Theology, lecturer of the Minsk Theological Seminary. E-mail: gs.and@mail.ru ORCID: 0000-0002-5772-8727

Article link: Agafon (Grishkovets), hierodiacon. Biography and activity of the abbot of the Zhirovichi monastery Archimandrite Nicholas (Redutto) (1815-1889). Scientific works of Minsk Theological Academy, 2021, no.2(19): 90-118. (In Russian).

SOURCES AND REFERENCES

Sources

1. Deystviya Pravitel'stva [Actions of Goverment]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1884, no. 9, p. 82. (In Russian).

2. Dnevnik arkhiepiskopa Minskogo i Belorusskogo Mikhaila (Golubovicha). 1865-1867 gg. [The Diary of the Archbishop of Minsk and Belarus Mikhail (Golubovich). 1865-1867.]. 2020. Publication, comments and introductory article by Professor Priest Gordey Shcheglov. Minsk. : Minsk Theological Academy Press. (In Russian).

3. Eshche o Vysochayshem pozhalovanii sv. ikon v tserkvi, i o torzhestvakh po sluchayu vneseniya onykh vo khramy Bozhii [More about the Highest Award of Holy Icons in the Church, and About the Celebrations on the Occasion of Their Introduction into the Temples of God]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1867, no. 14, pp. 583-594. (In Russian).

4. Zakladka v g. Slonime chasovni, sooruzhaemoy v pamyat' nashikh voinov, pavshikh v dele protiv myatezhnikov pod Mi-lovidami [The Laying of a Chapel in Slonim, Built in Memory of Our Soldiers Who Fell in the Case against the Rebels near Milovidy]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1866, no. 15, pp. 618-620. (In Russian).

5. Zakladka, ustroystvo i osvyashchenie tserkvey [Laying, Construction and Consecration of Churches]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1864, no. 16, pp. 578-582. (In Russian).

6. Zayavlenie blagodarnosti [Statement of Gratitude]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1867, no. 6, pp. 240-251. (In Russian).

7. Zayavlenie blagodarnosti [Statement of Gratitude]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1868, no. 12, pp. 550-556. (In Russian).

8. Litovskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (LGIA) [Lithuanian State Historical Archive (LSHA)]. F. 605. Op. 8. D. 1298; D. 1333. (In Russian).

9. Mestnye izvestiya [Local News]. Litovskie eparkhial'nye ve-domosti, 1889, no. 29-30, p. 224. (In Russian).

10. Mestnye izvestiya [Local News]. Litovskie eparkhial'nye ve-domosti, 1880, no. 44, p. 378. (In Russian).

11. Mestnyya rasporyazheniya [Local Orders]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1868, no. 6, pp. 246-248. (In Russian).

12. Natsional'nyy istoricheskiy arkhiv Belarusi v Grodno (NIAB v g. Grodno) [National Historical Archive of Belarus in Grodno (NHAB v g. Grodno)]. Kollektsiya no 4. Op. 1. D. 79; D. 89; D. 90; D. 103; D. 126; F. 1. Op. 6. D. 1964; F. 2. Op. 38. D. 611. (In Russian).

13. Nekrolog [Obituary]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1889. no. 44:380-381. (In Russian).

14. Osvyashchenie Porechskoy tserkvi Slonimskogo uezda [Consecration of the Church in the Porechye of the Slonim District]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1867, no. 24, pp. 1085-1090. (In Russian).

15. Osvyashcheniya tserkvey, Arkhipastyrskie Ego Vysoko-preosvyashchenstva blagosloveniya i blagodarnosti Eparkhial'nogo Nachal'stva [Consecrations of Churches, His Eminence's Arch-pastoral blessings and thanks of the Diocesan Authorities]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1867, no. 24, pp. 1052-1056. (In Russian).

16. Osvyashchenie tserkvey i pozhertvovaniya na onyya [Consecration of Churches and Donations for Them]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1868, no. 18, pp. 810-816. (In Russian).

17. "Otkrytie v g. Slonime Preobrazhenskogo bratstva i rech'" [Opening of the Transfiguration Brotherhood in Slonim and Speech]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1866, no. 22:970-975. (In Russian).

18. "Rech', proiznesennaya nastoyatelem Zhirovitskogo mo-nastyrya i smotritelem d. uchilishcha arkhimandritom Nikolaem pri otkrytii Slonimskogo Preobrazhenskogo bratstva" [The Speech Delivered by the Abbot of the Zhirovitsky Monastery and the

Director of the Theological College, Archimandrite Nicholas, at the Opening of the Slonim Transfiguration Brotherhood]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1866, no. 22:975-979. (In Russian).

19. Protokoly 5-go Litovskogo eparkhial'nogo s"ezda [Protocols of the 5th Lithuanian Diocesan Congress]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1877, no. 47, pp. 382-392. (In Russian).

20. Protokoly Zhirovitskogo Okruzhnogo uchilishchnogo S"ez-da [Protocols of the Zhirovitsky District School Congress]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1874, no. 2, pp. 12-14. (In Russian).

21. Protokoly Zhirovitskogo Okruzhnogo uchilishchnogo S"ez-da [Protocols of the Zhirovitsky District School Congress]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1874, no. 4, pp. 26-28. (In Russian).

22. Protokoly Zhirovitskogo Okruzhnogo uchilishchnogo S"ezda [Protocols of the Zhirovitsky District School Congress]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1877, no. 30, pp. 239-244. (In Russian).

23. Ustroystvo i osvyashcheniya Tserkvey; Arkhipastyrskiya blagosloveniya za userdie k Khramam Bozhiim [The organization and consecration of Churches; Archpastoral blessing for zeal for the Temples of God]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1868, no. 12, pp. 539-547. (In Russian).

24. Tsentral'nyy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv Ukrainy v g. L'vove (TsGIAL) [Central State Historical Archive of Ukraine in Lviv (CSHAL)]. F. 201. Op. 4. D. 2811. (In Russian).

References

25. Anikeev, Nikolay, priest. 2004. Mitropolit Antoniy (Mel'-nikov) (1924-1986 gg.). Zhizn', tserkovnaya deyatel'nost', pis'men-noe nasledie [Metropolitan Anthony (Melnikov) (1924-1986). Life, church activity, written heritage]. Zhirovichi. (In Russian).

26. Dikovskiy, S. N. 1896. "Bor'ba Zhirovitskogo monastyrya s evreystvom" [The Struggle of the Zhirovitsky Monastery with

Jewry]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1896, no. 27:285-288. (In Russian).

27. Kontsevich, I., priest. 1866. "Izvestie iz Derechina - ob osvyashchenii Kotchinskoy tserkvi" [News from Derechin about the Consecration of the Church in the Kotchin]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1866, 12:489-494. (In Russian).

28. "Mestechko Zhirovitsy i ego dostoprimechatel'nosti" [The Town of Zhirovitsy and Its Attractions]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1880, no. 49:422-426. (In Russian).

29. "Neskol'ko slov po povodu osvyashcheniya pripisnoy k Slonimskomu soboru tserkvi" [A Few Words about the Consecration of the Church Assigned to the Slonim Cathedral]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1867, no. 20:847-849. (In Russian).

30. Orlovskiy, E. 1902. "Sud'by Pravoslaviya v svyazi s istoriey latinstva i unii v Grodnenskoy gubernii v XIX stoletii (17941900 gg.)" [The Fate of Orthodoxy in Connection with the History of Latinism and the Union in the Grodno Province in the XIX Century (1794-1900)]. Grodnenskie eparkhial'nye vedomosti, 1902, no. 44: 382-384. (In Russian).

31. Serapion, archimandrite. 1892. "Oproverzhenie ot na-stoyatelya arkhimandrita Serapiona" [Refutation from the Abbot Archimandrite Serapion]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1892, no. 45:369-371. (In Russian).

32. Smol'skiy, Kliment, priest. "Torzhestvo v Slonime" [Celebration in Slonim]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1868, no. 15:653-659. (In Russian).

33. Filaret, bishop. 1868. "Vysokopreosvyashchennyy Iosif, mitropolit Litovskiy i Vilenskiy" [His Eminence Joseph, Metropolitan of Lithuania and Vilna]. Litovskie eparkhial'nye vedomosti, 1868, no. 23:1017-1021. (In Russian).

34. Shcheglov G. E. 2021. Caretakers of the Zhirovichi Theological School (1845-1917). XPONOZ. Church-historical almanac, 2021, no. 9, pp. 61-86. (In Russian).

35. Shchaglow G. Je. 2020. "Mikalaj (Rjeduta)" [Nicholas (Redouta)]. Zhyrovichy: Under the Holy Veil: encyclopedia. Minsk : Belarusian Encyclopedia named after Petrus Brovka, 2020, p. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.