Научная статья на тему 'СМОТРИТЕЛИ ЖИРОВИЧСКОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА (1845-1917)'

СМОТРИТЕЛИ ЖИРОВИЧСКОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА (1845-1917) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮБИЛЕИ / ЖИРОВИЧИ / ЖИРОВИЧСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ЖИРОВИЧСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / СМОТРИТЕЛИ / СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР (ПОЛЯНСКИЙ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щеглов Гордей Эдуардович

Поскольку Жировичи являются одним из старейших центров духовного образования в Беларуси, актуальным остается исследовательский интерес к действовавшим там духовно-учебным заведениям, и в частности епархиальному духовному училищу, история которого еще целиком не воссоздана. Так, до недавнего времени не были известны даже имена всех его руководителей. Именно восполнению этой лакуны и посвящена настоящая статья. В ней на основании главным образом печатных источников реконструированы в той или иной степени персоналии всех смотрителей, возглавлявших Жировичское духовное училище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARETAKERS OF THE ZHIROVICHI THEOLOGICAL SCHOOL(1845-1917)

Zhirovichi is one of the oldest centers of theological education in Belarus. Therefore, the research interest in the theological educational institutions operating there remains relevant. In particular, to the diocesan religious school, the history of which has not yet been recreated. Until recently, even the names of all its directors were not known. This article is devoted to filling this gap. On the basis of mainly printed sources, the personalities of all the caretakers who headed the Zhirovichi Theological School were reconstructed.

Текст научной работы на тему «СМОТРИТЕЛИ ЖИРОВИЧСКОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА (1845-1917)»

Иерей Гордей Щеглов

Смотрители Жировичского духовного училища

(1845-1917)

Поскольку Жировичи являются одним из старейших центров духовного образования в Беларуси, актуальным остается исследовательский интерес к действовавшим там духовно-учебным заведениям, и в частности епархиальному духовному училищу, история которого еще целиком не воссоздана. Так, до недавнего времени не были известны даже имена всех его руководителей. Именно восполнению этой лакуны и посвящена настоящая статья. В ней на основании главным образом печатных источников реконструированы в той или иной степени персоналии всех смотрителей, возглавлявших Жировичское духовное училище.

Ключевые слова: Жировичи, Жировичский монастырь, Жировичское духовное училище, смотрители, священномученик Петр (Полянский), юбилеи.

Образец цитирования: Щеглов Гордей, иерей. Смотрители Жировичского духовного училища (1845-1917) / иерей Гордей Щеглов // XPONOZ. Церковно-истори-ческий альманах. - 2021. - № 9. - С. 61-86.

Автор:

Щеглов Гордей Эдуардович - иерей, доктор церковной истории; профессор Минской духовной академии; член Союза писателей Беларуси. E-mail: gordej@tut.by ORCID: 0000-0001-5635-5239

Priest Gordey Shcheglov

Caretakers of the Zhirovichi Theological School (1845-1917)

Zhirovichi is one of the oldest centers of theological education in Belarus. Therefore, the research interest in the theological educational institutions operating there remains relevant. In particular, to the diocesan religious school, the history of which has not yet been recreated. Until recently, even the names of all its directors were not known. This article is devoted to filling this gap. On the basis of mainly printed sources, the personalities of all the caretakers who headed the Zhirovichi Theological School were reconstructed.

Keywords: Zhirovichi, Zhirovichi monastery, Zhirovichi religious school, caretakers, Hieromartyr Peter (Polyansky), anniversaries.

For citation: Shcheglov G. E. Caretakers of the Zhirovichi Theological School (1845-1917). XPONOS. Church-historical almanac, 2021, no. 9, pp. 61-86.

Author:

Shcheglov Gordey Eduardovich - Priest, Professor of the Minsk Theological Academy, Doctor of Church History, Member of the Writers' Union of Belarus. E-mail: gordej@tut.by ORCID: 0000-0001-5635-5239

2020 год в церковной жизни Беларуси ознаменовался двумя важными юбилеями: 500-летием со времени основания Жировичского Свято-Успенского ставропигиального мужского монастыря и 550-летием обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери. Юбилейные торжества послужили поводом к появлению целого ряда научно-исторических публикаций, посвященных Жи-ровичам, крупнейшим из которых стало издание энциклопедии «Жыровiчы: пад святым Пакровам»1.

Уже давно Жировичи сделались не только крупнейшим духовным центром в нашей стране, но и местом распространения духовного образования. На протяжении нескольких столетий здесь при Жировичском монастыре функционировали и продолжают функционировать различные духовно-учебные заведения. Одной из важных вех пребывания здесь духовных школ, является история Жиро-вичского духовного училища, осуществлявшего свою деятельность в XIX - нач. XX в.

Сразу оговоримся, что специальных исследований монографического характера, посвященных истории названного учебного заведения, на сегодняшний день нет, не считая нескольких дипломных работ, написанных по этой теме в стенах Минской духовной семинарии2. Несмотря на то, что названные работы в совокупности

1 Жыровiчы : пад святым пакровам = Жировичи : под святым покровом = Zhyrovichy Under the Holy Veil: энцыклапедыя / рэдкал : В. У Ванша (гал. рэд.) i шш. -MiHCK : Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броую, 2020. - 232 с.: in.

2 Бабей, В. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жиро-вицкого духовного училища в 1882-1887 гг. : дипл. работа. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2013. - 119 с.; Пашкевич, Н. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1863-1872 гг. : дипл. работа. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2013. - 90 с.; Мороцкий, В. «Гродненские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1900-1915 гг. : дипл. работа. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2013. - 154 с.; Цыбульский, А. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1887-1892 гг. : дипл. работа. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2014. - 123 с.; Белоус, В. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1877-1882 гг. : дипл. работа. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2014. - 112 с.; Денисюк, Н. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1872-1877 гг. : дипл. работа. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2014. - 83 с.; Пранкевич, А. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1892-1900 гг. : дипл. работа. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2014. - 93 с.

охватывают практически весь период существования училища, в них упоминаются лишь отдельные смотрители, наиболее известным из которых был П. Ф. Полянский - впоследствии, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола Русской Православной Церкви, священномученик. Имена же многих смотрителей Жировичского духовного училища, а тем более биографические сведения о них, хотя бы самые минимальные, до настоящего времени оставались неизвестными. А меж тем, это люди, стоявшие во главе учебного заведения. И для истории училища представляется немаловажным заполнение этой лакуны.

В настоящей статье на основании главным образом печатных источников выявлены и реконструированы в той или иной степени персоналии всех лиц, занимавших смотрительскую должность в Жировичском духовном училище. Но прежде чем приступить непосредственно к теме исследования, напомним кратко историю самого училища.

В 1828 г. по инициативе будущего иерарха Иосифа (Семашко) при Жировичском мужском монастыре была организована униатская Литовская духовная семинария, сыгравшая впоследствии важную роль в подготовке объединения белорусских униатов с Православной Церковью. В 1845 г. семинария была переведена в Вильно, а в ее помещениях открыто Жировичское епархиальное духовное училище. В соответствии с действовавшими в то время нормами духовное училище являлось первой ступенью духовного образования, куда принимались мальчики в возрасте 8-11 лет. Время обучения в училище составляло четыре года. Наиболее успешные ученики продолжали обучение в епархиальной духовной семинарии.

В 1867 г. в период осуществления реформы духовно-учебных учреждений был образован Жировичский училищный округ. В него вошли приходы близлежащих благочиний с целью активизации участия приходского духовенства в жизни училища, для чего учреждались окружные училищные съезды. К этому времени в Литовской епархии существовало четыре духовных училища: Виленское, Гродненское, Жировичское и Кобринское. Именно эти населенные пункты и назначались местом проведения съездов. Время показало важную пользу деятельности окружных училищных съездов, которую принесли они учебным заведениям своими рассуждениями и постановлениями «ко благу оных». Однако выявился и основной недостаток - отсутствие спокойной рассудительности в обсуждении

вопросов, касавшихся училищной жизни, и «часто весьма резкий и неприязненный тон по отношению к училищному начальству»3.

В конце 1860-х гг. часть епархиального духовенства ходатайствовала перед Литовским архиепископом и Святейшим Синодом об оптимизации учебного процесса и уменьшении количества училищ в епархии. В 1872 г. Синод принял решение: оставить Виленское и Кобринское училища, а Гродненское и Жировичское - закрыть. Однако преподаватели Жировичского духовного училища и духовенство Жировичского училищного округа обратились с ходатайством к священноначалию о сохранении училища в Жировичах, поскольку оно владело значительно большим и хорошо приспособленным для учебного процесса зданием, чем Кобринское училище. В результате активной дискуссии было принято компромиссное решение: Жиро-вичское духовное училище было ликвидировано, а Кобринское перенесено в Жировичи и переименовано в Жировичское. Когда в 1900 г. была образована самостоятельная Гродненская епархия, Жирович-ское духовное училище сделалось единственным духовно-учебным епархиальным учреждением. В 1915 г. училище преостановило свою деятельность в связи с эвакуацией из Жирович. Полноценно учебный процес в нем больше не восстанавливался. После 1921 г., когда Жировичи оказались в составе Второй Речи Посполитой, в бывшем здании училища польские власти открыли сельскохозяйственную школу4.

Рассмотрим теперь, кто же возглавлял Жировичское духовное училище со времени его открытия и до последних лет существования.

Первым смотрителем училища стал игумен Фавст (Михневич)5. Известно, что в 1820-е гг. он «проходил науки» в Виленском ба-зилианском Троицком монастыре6. Имел квалификацию студента философии, позднее писался кандидатом. В 1832 г. базилианский

3 Извеков Николай, священник. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839-1889 г. / [Соч.] Пресвитера Моск. придвор. Благовещ. собора магистра богословия Н. Д. Извекова. - Москва : Печатня А. И. Снегиревой, 1899. - С. 81.

4 Бубноу, П. В. Жыровщкае духоунае вучылшча / протадыякан Павел Бубноу // Жыровiчы : пад святым Пакровам : энцыклапедыя / рэдкал. : В. У Ванша (гал. рэд.) ^ шш.]. - Мшск : Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броую, 2020. - С. 49-50.

5 Российский государственный исторический архив. - Ф. 796. Оп. 126 (1845 г.). Д. 956.

6 Записки Иосифа, митрополита литовского, изданные Академией наук по завещанию автора. - СПб. : Тип. Акад. наук, 1883. - Т. 3. - Стб. 227.

провинциал архимандрит Иосафат Жарский, входивший в состав Греко-униатской коллегии, взял его в Петербург. Видимо, именно там Михневич попал в ближайшее окружение епископа Иосифа (Семашко), сделавшись при нем секретарем в качестве крестового иеромонаха. С этого времени Фавст стал бывать в Петербурге часто и подолгу7. Весной 1838 г. Семашко представил его к награждению золотым наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым. В частности он писал о Фавсте: «...находясь при мне лично с самого начала управления мною епархией, всегда оказывался благомыслящим и приверженным Греко-Восточной Церкви»8. В декабре того же года награда была получена9.

В 1839 г. на Полоцком соборе иеромонах Фавст вместе с другими представителями униатской иерархии подписался под соборным актом о воссоединении с Православной Церковью10.

Известно, что осенью 1842 г. он сопровождал преосвященного Иосифа в Петербург не только в качестве письмоводителя, но и ду-ховника11.

20 июля 1843 г. Михневич был назначен настоятелем Торокан-ского монастыря со званием игумена12.

Когда встал вопрос о назначении смотрителя в открываемое в Жировичах епархиальное духовное училище, выбор пал на игумена Фавста. В указе, данном архиепископом Иосифом Литовской духовной консистории от 7 июля 1845 г. в частности говорилось: «Образование в отдельном виде Жировицких духовных училищ уездного и приходского, после переведения в Вильно семинарии, требует в их начальнике опытности и местных сведений». Ввиду этого преосвященный предложил правлению семинарии «должность смотрите-

7 Котович, И. Ответ на изданную за границей брошюру : «О преследовании схизматиками римско- и грекокатолической церкви и ее последователей» [Альфреда Млоцкого] / Иван Котович. - Вильна : Тип. И. Яловцера и Ф. Вайнштейна, 1874. -С. 58.

8 Записки Иосифа, митрополита литовского, изданные Академией наук по завещанию автора. - СПб. : Тип. Акад. наук, 1883. - Т. 2. - С. 75.

9 Записки Иосифа, митрополита литовского, изданные Академией наук по завещанию автора. Т. 3. Стб. 360.

10 Записки Иосифа, митрополита литовского, изданные Академией наук по завещанию автора. - СПб. : Тип. Акад. наук, 1883. - Т. 1. - С. 123.

11 Записки Иосифа, митрополита литовского, изданные Академией наук по завещанию автора. Т. 3. Стб. 713.

12 Котович, И. Ответ на изданную за границей брошюру : «О преследовании схизматиками римско- и грекокатолической церкви и ее последователей». С. 58.

ля сих училищ возложить, впредь до дальнейшего усмотрения, на игумена Тороканского монастыря Фавста Михневича и вытребовать его немедленно в Жировицы для принятия сей должности и необходимых соображений при предстоящем перемещении семинарии из Жировиц в город Вильно»13.

Официально назначение игумена Фавста смотрителем состоялось 24 июля, причем за ним сохранялось настоятельство в Торо-канском монастыре.

Когда в марте 1848 г. Брестский викарный епископ Михаил (Го-лубович) получил назначение на самостоятельную Минскую кафедру, управление Жировичским монастырем было поручено смотрителю Кобринского и Жировичского училищ игумену Фавсту14. В 1850 г. он подал прошение об освобождении от должности смотрителя училища и вскоре стал настоятелем Тороканского монастыря. По прошествии непродолжительного времени его перевели в состав братии Гродненского монастыря, а затем на иеромонашескую вакансию в Жировичский монастырь. Там он вскоре и умер15.

Следующим смотрителем Жировичского духовного училища после игумена Фавста стал иеромонах Николай (Редутто; 182115.07.1889). В миру Никодим Федорович Редутто, родился в семье униатского священника Могилевской губернии. Образование получил в Полоцкой духовной семинарии (1836-1841), которую окончил со званием студента. Год обучался в Санкт-Петербургской духовной академии (1841-1842), однако оставил учебу в связи с болезненностью. 22 октября 1842 г. он был рукоположен в сан священника к Добрыгорской Успенской церкви Лепельского уезда и назначен ле-пельско-бешенковичским благочинным. 1 апреля 1845 г. его переместили в село Бешенковичи к Ильинской церкви. В январе 1848 г. Редутто был назначен клириком витебской Рынково-Воскресен-ской церкви, а спустя полгода определен исполняющим обязанности смотрителя Витебского духовного училища, с увольнением от приходского служения. К тому времени Никодим Редутто уже овдовел. 21 ноября 1848 г. он, согласно прошению, был пострижен в монахи с именем Николай в Витебском кафедральном соборе. В

13 Записки Иосифа, митрополита литовского, изданные Академией наук по завещанию автора. Т. 3. Стб. 840-841.

14 Там же. Стб. 918.

15 Извеков Николай, священник. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839-1889 г. С. 249-250.

училище он преподавал: закон Божий, священную историю, славянскую грамматику и церковное пение. 15 августа 1849 г. «за усердие и полезное служение» по званию смотрителя духовного училища произведен в настоятеля Полоцкого Борисоглебского монастыря. 24 января 1850 г. по инициативе Литовского архиепископ Иосифа (Семашко) он был переведен исполняющим должность смотрителя Виленского духовного училища и учителя пространного катехизиса и священной истории. 1 декабря 1850 г. назначен смотрителем Жи-ровичского духовного училища, где в разное время занимал также должность учителя пространного катехизиса, священной истории, русского и славянского языков, церковного пения и устава в высшем отделении. 15 августа 1852 г. ему вверили управление Жиро-вичским Успенским монастырем «для улучшения быта» обители (с возведением в сан игумена), а 25 июля 1853 г. назначили настоятелем. 22 февраля 1859 г. возведен в сан архимандрита.

Следует отметить, что со времени назначения архимандрита Николая настоятелем монастыря, он все внимание и организаторский талант направил главным образом на обустройство обители. Отмечая его энергичную деятельность, современник писал: «...как самые Жировицы, так и Жировицкий монастырь и храмы онаго своим внешним и внутренним благоустройством обязаны уму и вкусу архимандрита Николая и стяжали ему немалую известность»16. Однако, занимаясь обустройством монастыря, архимандрит Николай нередко действовал в ущерб духовному училищу. Так, в 1852 г. кусок плохой монастырской земли он обменял на хороший участок, принадлежавший училищу, а в 1855 г. монастырь завладел и некоторыми училищными помещениями. Впоследствии вопрос о возвращении земли и помещений ставился на одном из Жировичских окружных училищных съездов17.

За годы службы архимандрит Николай не раз награждался духовным и светским начальством. Он имел: ордена св. Владимира 4-й степени, св. Анны 2-й степени с Императорской короной и св. Анны 2-й и 3-й степени, наперсный крест от Святейшего Синода, бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте, бронзовую медаль в память войны 1853-1856 гг. и медаль в память усмирения

16 Архимандрит Николай (Редутто) (некролог) // Литовские епархиальные ведомости. - 1889. - № 44. - С. 380-381.

17 Местные известия. Протоколы Жировицкого окружного училищного съезда. Протокол № 15 // Литовские епархиальные ведомости. - 1874. - № 4. - С. 28.

польского мятежа 1863-1864 гг.18

Меж тем, архимандрит Николай известен был не только как рачительный и энергичный хозяйственник, но и как краевед, собиравший исторические сведения о Жировичской обители. Его перу принадлежит ряд публикаций по этой теме19.

20 апреля 1870 г. архимандрит Николай по собственному прошению, в связи с состоянием здоровья, был уволен от должности смотрителя духовного училища. Возможно, уход его был связан с начавшимся в том же году капитальным ремонтом училищных зда-ний20. Не желая более тянуть на своих слабеющих плечах возросший груз хозяйственных вопросов по училищу, Редутто отказался от смотрительства. В 1883 г. он оставил и управление монастырем, выйдя на покой. Последние годы тяжело болел, так что даже не мог самостоятельно передвигаться. После смерти архимандрит Николай был погребен за алтарем Крестовоздвиженской монастырской церкви. Могила его сохранилась до наших дней.

Следующим смотрителем после архимандрита Николая был избран духовенством Жировичского училищного округа и утвержден епархиальным начальством Николай Николаевич Качановский 19 декабря 1870)21. Он был сыном священника Косичской церкви Брестского уезда. Первоначальное образование получил в Кобрин-ском духовном училище, затем в Литовской духовной семинарии, которую окончил в 1863 г. со званием студента. В том же году был назначен учителем географии и арифметики в Кобринское духовное училище, где также исполнял должность библиотекаря казенной училищной библиотеки. В 1868 г. он был назначен членом училищного Правления, а в 1869-м - избран помощником смотрителя. В

18 Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1884 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1883. - С. 136.

19 О Жировицкой чудотворной Иконе Божией Матери и о Жировицкой обители // Литовские епархиальные ведомости. - 1863. - № 3. - С. 83-100; Материалы для истории Жировицкого монастыря // Литовские епархиальные ведомости. - 1864. -№ 4. - С. 131-134; Копия подлинной грамоты, данной местечку Жировицам (перевод с польского) // Литовские епархиальные ведомости. - 1864. - № 5. - С. 173-175; О Жировицком монастыре и находящейся в нем иконе божией матери. - Киев : Тип. И. и А. Давиденко, [1864]. - 11 с.; Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - Вильна, 1867.

20 Пашкевич, Н. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1863-1872 гг. С. 37.

21 Местные епархиальные известия. Назначение по духовно-училищной службе // Литовские епархиальные ведомости. - 1870. - № 12. - С. 453.

среде местного духовенства Качановский пользовался репутацией исключительно правдивого и честного человека, так что имя его благодаря этим качествам едва ли не вошло в поговорку. Его назначение в Жировичи состоялось в июне 1870 г. Однако приехав на новое место и увидев, какие хлопоты связаны с текущим капитальным ремонтом в училище, он решился просить Литовского архиепископа Макария (Булгакова) о возвращении на прежнюю должность. Уже в июле Качановский был возвращен обратно в Кобрин, побыв, таким образом, на смотрительской должности всего пару недель. А спустя несколько месяцев умер вследствие несчастного случая - неосторожного обращения со стрихнином, которым травил крыс. Скончался Качановский в возрасте 27 лет22.

После него смотрителем Жировичского духовного училища стал Иван Михайлович Токаревский (1847 - после 1917)23. Происходил он из духовного сословия. Окончил Литовскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1866-1870), со степенью кандидата богословия. Вскоре после окончания академии, в июле 1870 г., состоялось его назначение на смотрительскую должность в Жировичи. Когда в сентябре 1872 г. Святейший Синод принял решение о закрытии Жировичского духовного училища, Токаревский оказался за штатом. Проходивший в ноябре того же года съезд Жировичского училищного округа выразил ему благодарность за ревностное и полезное служение, а также усиленную деятельность, способствовавшую возвышению, как педагогического, так и нравственного уровня училища24. Как складывалась дальнейшая судьба Токаревского в полной мере выяснить не удалось. Известно лишь, что 1896 г. он получил чин действительного статского советника, а в начале XX в. директорствовал в Карачевской учительской семинарии25.

Как уже говорилось, после упразднения Жировичского духовного училища, на его место был переведен штат духовного училища из Кобрина. Таким образом, смотрителем обновленного училища в

22 Некролог Н. Н. Качановского // Литовские епархиальные ведомости. - 1871. - № 1. -С. 14-15.

23 Местные епархиальные распоряжения. Утверждение Токаревского в должности смотрителя Жировицкого духовного училища // Литовские епархиальные ведомости. - 1870. - № 14. - С. 544.

24 Протоколы Жировицкого училищного окружного съезда 1-го ноября 1872 года // Литовские епархиальные ведомости. - 1873. - № 1. - С. 6.

25 Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1914 год. - Орел : Канцелярия Орл. губ. стат. ком., ценз., 1913. - С. 246.

Жировичах стал смотритель Кобринского училища - Иван Плаки-дович Калинский. Происходил он из духовного сословия. Окончил Литовскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (1865-1869), со степенью кандидата богословия. После окончания академии получил назначение на смотрительскую должность в Ко-бринское духовное училище26. В 1872 г. после перевода в Жирови-чи, сделался смотрителем Жировичского духовного училища, оставаясь в должности до 1875 г.

Видимо, уже в Жировичах Калинский подготовил к изданию книгу «Церковно-народный месяцеслов на Руси»27, представлявшую обстоятельный календарь церковных праздников и памятных дней, отмечаемых русским народом. Эта книга принесла ему литературную известность. В 1876 г. Калинский был удостоен за нее Малой золотой медали от Императорского Русского географического общества по Отделению Этнографии28. Согласно отзыву, составленному членом общества, известным фольклористом, археологом и историком П. И. Савваитовым, это сочинение представляло «обширное и глубокое изображение внешних проявлений духовной жизни народа»29.

К сожалению, дальнейшую судьбу Калинского выяснить не удалось. Известно лишь, что он являлся членом-сотрудником Императорского Русского географического общества. Несмотря на то, что книга его неоднократно переиздавалась уже в наше время30, сведения о нем по-прежнему остаются самыми скудными. Наиболее пол-

26 Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1871 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1871. - С. 86.

27 Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси / [Соч.] И. П. Калин-ского. - СПб. : Тип. В. Киршбаума (б. Майкова), 1877. - 216 с.

28 Известия Императорского Русского Географического Общества. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1877. - Т. 13. - С. 5.

29 Савваитов, П. И. Отзыв о сочинении И. П. Калинского «Церковно-народный месяцеслов на Руси» / П. И. Савваитов. - СПб. : Тип. В. Безобразова и К., 1877. - 8 с.

30 Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. -М. : Худож. лит., 1990. - 237, [2] с.; Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. - М. : Изд. центр «Терра» : Кн. лавка - РТР, 1997. -301, [1] с.; Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. - М. : Назрань : АСТ, 1997. - 239 с.; Калинский, И. П. Русский народ: цер-ковно-народный месяцеслов / И. П. Калинский. - М. : Эксмо, 2005. - 253, [2] с.: ил.; Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. - М. : Эксмо, 2008. -476, [3] с.; Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси / Иван Калинский. - М. : Институт русской цивилизации, 2013. - 372, [1] с.

ные сведения представлены в настоящей статье. Потому надеемся, что будут они небесполезны, как минимум, для библиографов.

Следующим смотрителем Жировичского духовного училища после Калинского стал Стефан Львович Романский (1851 - | после 1913). Родился он в семье священника, служившего в селе Лыщи-цы Брестского уезда. Окончил Литовскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (1871-1875), со степенью кандидата богословия. С 1875 по июль 1877 г. состоял смотрителем Жирович-ского училища. 6 августа 1878 г. рукоположен в сан священника. 1 июля 1896 г. назначен настоятелем Кирилло-Мефодиевской церкви в городе Ченстохове Петроковской губернии и возведен в сан протоиерея. Преподавал Закон Божий в Ченстоховской уездной гимназии. Из наград имел: орден св. Анны 2-й и 3-й степени, наперсный крест с драгоценными камнями и серебряную медаль в память царствования императора Александра III31. Настоятелем и законоучителем в Ченстохове протоиерей Стефан оставался вплоть до Первой мировой войны32. Дальнейшую судьбу его выяснить не удалось.

После Романского должность смотрителя в Жировичском духовном училище занял Даниил Андреевич Беллевич (Белевич). Местный уроженец. Выпускник Литовской духовной семинарии и Киевской духовной академии (1873-1877), кандидат богословия. Смотрителем он был назначен 24 августа 1877 г. приказом обер-прокурора Синода33. Предположительно в 1879 г. Беллевич женился, но вскоре овдовел. Смотрителем в Жировичах Беллевич служил 17 лет, до августа 1894 г., уволившись с должности по состоянию здоровья34. К этому времени он имел чин статского советника и орден св. Станислава 3-й степени35. В смотрительство Беллевича значительно улучшилось экономическое положение училища и преодавателей.

31 Памятная книжка Петроковской губернии на 1899 год. - Петроков : Тип. губ. правления, 1899. - С. 252, 284.

32 Памятная книжка Петроковской губернии на 1913 год. - Петроков : Тип. губ. правления, 1913. - С. 123, 162.

33 Правительственные распоряжения // Литовские епархиальные ведомости. -1877. - № 37. - С. 293.

34 Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1894. - № 38. -С. 331.

35 Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии 1894 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1893. - С. 227.

Отмечалось также его отеческое отношение к ученикам36.

Возможно, чтобы сменить климат на более теплый, Беллевич перебрался на юг России, поступив учителем греческого языка в Черниговское духовное училище37. В мае 1897 г. он был удостоен ордена св. Анны 3-й степени38, очевидно, в связи с 20-летием службы. В Черниговском училище преподавал до 1908 г. включительно, так и оставшись в прежнем чине39.

После Беллевича смотрителем Жировичского духовного училища стал иеромонах Павел (в миру Платон Крылов; | после 1927). Родился он в Воронежской губернии. В 1871 г. окончил Воронежскую духовную семинарию по первому разряду и был назначен преподавателем в Задонское духовное училище. Вступил в брак. В 1873 г. рукоположен в сан священника. Служил в селе Белогорье Воронежской губернии. В феврале 1884 г. изъявил желание безмездно служить в Трехсвятительской церкви Павловского духовного училища. 9 августа 1888 г. переведен к Николаевской церкви слободы Тишанки Валуйского уезда40. 21 сентября 1888 г., будучи уже вдовцом, уволился из епархиального ведомства в связи с поступлением в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1892 г. со степенью кандидата богословия41. На последнем курсе принял монашеский постриг с именем Павел. После завершения учебы служил помощником смотрителя в Купянском духовном училище. В августе 1894 г. распоряжением Святейшего Синода назначен смотрителем Жировичского духовного училища42. Состоял также членом Уездно-

36 Пашкевич, Н. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1863-1872 гг. С. 25.

37 Календарь Черниговской губернии на 1897 год. - Чернигов : Черниговский губ. стат. ком., 1896. - С. 36.

38 Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1897. - № 19. -С. 161.

39 Календарь Черниговской губернии на 1908 год (високосный). - Чернигов : Изд. Черниг. ГСК, Тип. губ. правл., 1907 (обл. 1908). - С. 34.

40 Распоряжения епархиального начальства // Воронежские епархиальные ведомости. - 1888. - № 17. - С. 203.

41 Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1896 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1895. - С. 197.

42 Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1894. - № 38. -С. 331.

го отделения Литовского епархиального училищного совета43. При нем вышли печатные «Правила» для учеников Жировицкого духовного училища44.

В мае 1896 г. иеромонах Павел был перемещен на должность инспектора в Симбирскую духовную семинарию45. Однако здесь задержался недолго, оказавшись спустя год в числе братии Калязин-ского Троицкого монастыря Тверской губернии. Там он развил довольно активную литературную деятельность. В ближайшие годы из под его пера вышло несколько книг: о Калязинском Троицком монастыре46 и о документах монастырского архива47, цикл бесед с объяснением Десяти заповедей48. В начале XX в. Павел (Крылов) уже известен как архимандрит Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. 1 июля 1924 г. состоялась его хиротония во епископа Новохоперского, викария Воронежской епархии. Хиротонию в Московском храме святителя Григория Неокесарийского возглавил патриарх Московский и всея России Тихон в сослужении митрополита Тверского и Кашинского Серафима (Александрова), архиепископа Звенигородского Николая (Добронравова) и епископа Винницкого Амвросия (Полянского). В 1927 г. Павел (Крылов) упоминается епископом Новохоперским на покое.

После него смотрителем Жировичского духовного училища стал иеромонах Михей (в миру Михаил Федорович Алексеев; 23.01.1851 - 16.02.1931). Родился он в Петербурге в семье дворянина-чиновника. После окончания в 1869 г. морского училища, служил в военно-морском ведомстве. Совершил три кругосветных

43 Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1897 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1896. - С. 127.

44 Правила для учеников Жировицкого духовного училища. - Вильна, [1895]. - 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1896. - № 22. -С. 232.

46 Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь: (составлено по древним грамотам и другим документам, хранящимся в архиве монастыря) / иеромонах Павел (Крылов). - Калязин : Тип. Семиустова, 1897. -121 с.

47 Павел (Крылов), иеромонах. Краткая опись патриарших, митрополичьих и архиерейских древних грамот (XVII века), хранящихся в архиве Троицкаго Колязина первокласнаго монастыря (Тверской губернии) / иеромонах Павел (Крылов). - Ка-лязин : Тип. Н. И. Семиустова, 1900. - 37 с. : ил.

48 Павел (Крылов), иеромонах. Изъяснение десятисловия или десяти заповедей, данных Богом людям через пророка Моисея. (В виде бесед) / иеромонах Павел (Крылов). - Калязин : Тип. Н. И. Семиустова, 1900. - [2], 127.

плавания. 5 марта 1890 г. Алексеев в звании капитана 1-го ранга вышел в отставку. Причиной стала внезапная смерть молодой жены. В том же году Алексеев поступил послушником в Оптину пустынь под руководство старца Амвросия. В 1892 г. поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. 10 октября того же года в Покровской академической церкви пострижен в монашество в честь преподобного Михея Радонежского ректором архимандритом Антонием (Храповицким). 17 октября 1892 г. рукоположен во иеродиакона, а 16 мая 1893 г. - во иеромонаха епископом Можайским Тихоном (Никаноровым). В 1896 г. иеромонах Михей окончил академию со степенью кандидата богословия. Указом Святейшего Синода от 4-6 сентября того же года был назначен смотрителем Жировичского духовного училища49. На этой должности Михей пробыл менее трех месяцев, и 4 декабря 1896 г. перемещен на должность синодального ризничего в Петербург50. 20 мая 1897 г. возведен в сан игумена и в декабре того же года назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. 30 января 1898 г. возведен в сан архимандрита. В 1900 г. сопровождал санитарный отряд, перевозивший русских воинов, раненых во время боксерского восстания в Китае. После возвращения летом 1901 г. в Москву, назначен настоятелем Херсонского Владимирского монастыря. 19 мая 1902 г. хиротонисан во епископа Сарапульского, второго викария Вятской епархии. Хиротонию в Вятском Александро-Невском соборе совершили епископ Вятский Никон (Софийский), епископ Вологодский Алексий (Соболев), епископ Пермский Иоанн (Алексеев), епископ Глазовский Варсонофий (Курганов), епископ Балахнинский Нестор (Фомин). С 25 августа 1906 г. Михей (Алексеев) - епископ Влади-миро-Волынский, викарий Волынской епархии; с 31 октября 1908 г. епископ Архангельский и Холмогорский; с 17 апреля 1912 г. - епископ Уфимский и Мензелинский. 22 декабря 1913 г. уволен на покой по слабости здоровья. Местом пребывания на покое ему было назначено сначала в Почаевской лавре, а затем в Оптиной пустыни, после закрытия которой в 1924 г. епископ Михей был назначен на Козельскую викарную кафедру, созданную специально для него. Имел награды: ордена св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й

49 Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1896. - № 38. -С. 389.

50 Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1896. - № 50. -С. 511.

степени. Погребен на Пятницком городском кладбище51.

Следующим смотрителем после иеромонаха Михея, и самым известным, стал Петр Федорович Полянский (28.06.1862-10.10.1937). Известность он приобрел, конечно, не на смотрительской должности, а в послереволюционный период, в эпоху тяжелой церковной смуты и гонений на веру, будучи уже архиереем. Поскольку личность его довольно известная и о ней написано немало, ограничимся лишь основными биографическими сведениями.

Родился Петр Полянский в селе Сторожевое Воронежской губернии. Окончил Костромское духовное училище (1875), Воронежскую духовную семинарию (1885), а затем Московскую духовную академию (1892) со степенью кандидата богословия. Для написания магистерской диссертации остался при академии, где нес послушание помощника инспектора. В 1896 г. преподавал греческий язык в Звенигородском духовном училище52. В декабре того же года приказом обер-прокурора Синода был назначен на должность смотрителя Жировичского духовного училища53.

Практически сразу после прибытия в Жировичи Полянский был привлечен к организации первой всероссийской переписи населения, за помощь в которой удостоился монаршей благодарности.

Появление Полянского на смотрительской должности положительно отразилось на духовной атмосфере училища. Одной из ярких черт его была жизнерадостность. «Везде, где он ни появился в обществе, - вспоминал современник, - он становился душой его... Всех поражала его природная безунывность. Не было, казалось, таких обстоятельств, попав в которые, он стал бы безутешно скорбеть и унывать. Казалось, что Господь до чрезмерности изобильно одарил его нравственными и физическим здоровьем, и притом огромным душевным тактом, так что, узнав его раз, невозможно было не полюбить его». И поэтому своим жизнерадостным характером он сплотил преподавательский коллектив в одну семью. «Все одинаково были заинтересованы в прекрасной постановке учебного дела

51 Алексеева В. Г. «Будешь на родине моей архиереем» : Жизнеописание епископа Михея (Алексеева) / В. Г. Алексеева, В. В. Антонов // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. - 1998. - Вып. 19. - С. 46-51.

52 Священномученик Петр (Полянский) / сост. О. Л. Рожнева. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. - С. 9-15.

53 Действие правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1897. - № 14. -С. 190.

и воспитательного процесса в училище, а в свободное от занятий время все преподаватели весело, дружно и интересно отдыхали»54.

В мае 1899 г. Полянский был награжден орденом святого Станислава 3-й степени, а также за особые труды, усердие и ревность в деле благоустройства местных церковно-приходских школ и школ грамоты, Святейшим Синодом награжден Библией. С 1 апреля 1899 г. он являлся почетным судьей Слонимского округа, а 30 декабря 1901 г. назначен членом Гродненского епархиального училищного совета. В 1903 г. удостоился ордена святого Станислава 2-й степени55.

В 1898 г. Брестский епископ Иоаким (Левицкий), осматривавший Жировичский монастырь и производивший ревизию духовного училища, остался доволен состоянием обители и духовной школы56.

С 24 июня по 22 июля 1900 г. при Жировичском духовном училище действовали педагогические курсы для учителей Гродненской епархии. Организацией и проведением курсов занималась специальная комиссия, в состав которой входил и смотритель училища Полянский. По его отзыву: «остается лучшего только желать, потому что лучше быть не может»57. Подобные курсы действовали и летом 1901 г.58

На епархиальном съезда духовенства Гродненской епархии, проходившем 9-10 сентября 1905 г., отдельным протоколом была рассмотрена деятельность смотрителя Жировицкого духовного училища П.Ф. Полянского. Отмечалось, что его деятельность способствовала улучшению жизни учащихся, а также воспитанию в единении, любви и уважении друг к другу. Съезд постановил выразить благодарность от имени духовенства епархии за бескорыстную и плодотворную деятельность на благо духовной школы59.

54 Священномученик Петр (Полянский). С. 15-16.

55 Личный состав служащих в Жировицком духовном училище // Гродненские епархиальные ведомости. - 1905. - № 11. - С. 312-318.

56 Неофициальный отдел [посещение Преосвященным епископом Иоакимом местечка Жировицы] // Литовские епархиальные ведомости. - 1898. - № 26. - С. 237.

57 Неофициальный отдел [краткосрочные курсы для учителей при ЖДУ] // Литовские епархиальные ведомости. - 1900. - № 34. - С. 309-310.

58 Педагогические курсы при Жировицком духовном училище // Гродненские епархиальные ведомости. - 1901. - № 14. - С. 248.

59 Протоколы Епархиального Съезда духовенства Гродненской Епархии, состоявшегося 9 и 10 сентября 1905 года // Гродненские епархиальные ведомости. - 1905. -№ 39. - С. 1066-1067.

В 1906 г. Полянский был уволен с должности смотрителя духовного училища и назначен ревизором духовно-учебных заведений в Учебный комитет при Святейшем Синоде.

После закрытия в 1918 г. Учебного комитета, Полянский переехал в Москву, где принял участие в деяниях Поместного Собора -состоя в его секретариате.

По просьбе патриарха Тихона П. Ф. Полянский согласился принять монашество и архиерейский сан. 8 октября 1920 г. состоялась его хиротония во епископа Подольского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил сам патриарх. Сразу после посвящения епископ Петр был арестован и сослан в Великий Устюг.

Возвратившись после ссылки в Москву, он стал ближайшим помощником патриарха. В 1923 г. возведен в сан архиепископа. Выступал против компромисса с обновленцами.

22 марта 1924 г. перемещен на Крутицкую кафедру с возведением в сан митрополита и включен в состав Временного Патриаршего Синода.

12 апреля 1925 г. собором 37 русских иерархов, присутствовавших на отпевании патриарха Тихона, митрополит Петр был избран местоблюстителем патриаршего престола.

9 декабря 1925 г. арестован вновь. Содержался во внутренней тюрьме на Лубянке, а также в Суздальском политизоляторе. 5 ноября 1926 г. приговорен к 3 годам ссылки. Этапирован сперва в Тобольск, затем в село Абалак, где содержался в Абалакском монастыре. В начале апреля 1927 г. снова арестован и доставлен в Тобольскую тюрьму, а летом выслан за Полярный круг, на берег Обской губы в поселок Хэ. 11 мая 1928 г. постановлением Особого совещания ОГПУ срок ссылки был продлен на 2 года.

17 августа 1930 г. арестован вновь. Содержался в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга. Отказался от снятия с себя звания Патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение.

В ноябре 1930 г. против него было возбуждено уголовное дело по ложному обвинению в антисоветской агитации. Виновным себя не признал. 23 июля 1931 г. Особым совещанием ОГПУ приговорен к 5 годам заключения в лагере, однако был оставлен в тюрьме во внутреннем изоляторе. Позже был переведен в Верхнеуральский политизолятор. Тяжело страдал от болезней.

В июле 1936 г. его заключение было в очередной раз продлено

на 3 года.

2 октября 1937 г. тройкой НКВД по Челябинской области митрополит Петр приговорен к расстрелу, а 10 октября расстрелян - по разным версиям, в тюрьме НКВД в Магнитогорске или на станции Куйбас Южно-Уральской железной дороги (в пригороде Магнитогорска). Место погребения остается неизвестным.

Архиерейским Собором 1996 г. митрополит Петр (Полянский) прославлен в лике священномучеников60.

После П. Ф. Полянского Жировичское духовное училище возглавил статский советник Евлампий Осипович Красин61. Родился он в 1855 г. в семье священника Орловской губернии. Окончил Орловскую духовную семинарию (1877) и Киевскую духовную академию (1882) со степенью кандидата богословия. После окончания академии назначен на должность учителя латинского языка в Жиро-вичское духовное училище. С 19 августа 1885 г. состоял учителем русского и церковно-славянского языков в 1-м классе училища, а с 9 мая 1888 г. учителем тех же дисциплин - в старших классах. С 5 ноября 1884 г. по 23 июня 1896 г. состоял законоучителем Жировичского народного училища. В 1890 г. награжден орденом св. Станислава 3-й степени. С 1 апреля 1891 г. по 23 марта 1899 г. состоял членом и делопроизводителем училищного Правления (в должности делопроизводителя оставался до 1 июля 1900 г). За беспорочную 12-летнюю службу в одной и той же должности награжден орденом св. Анны 3-й степени. Неоднократно временно исполнял должность помощника смотрителя и смотрителя училища. 18 февраля 1898 г. Красин официально назначен помощником смотрителя. 6 мая 1900 г. награжден орденом св. Станислава 2-й степени62, а 6 мая 1905 г. - орденом св. Анны 2-й степени63.

2 августа 1906 г. синодальным распоряжением Красин возгла-

60 Кифа - Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий / ред. протоиерей Владимир Воробьев. - М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 992 с. - (Мат-лы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

61 Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1907 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1907. - С. 294.

62 Личный состав служащих в Жировицком духовном училище // Гродненские епархиальные ведомости. - 1905. - № 11. - С. 313-314.

63 Высочайшие награды // Гродненские епархиальные ведомости. - 1905. - № 20/21. -С. 561.

вил училище в качестве смотрителя64. Эту должность он исполнял до конца существования учебного заведения. Состоял также членом Слонимского уездного отделения Гродненского епархиального училищного совета65.

Весной 1917 г. статский советник Е.О. Красин был избран делегатом от Гродненской епархии на Собор Православной Российской Церкви66. В Москве временно проживал в Николо-Угрешском монастыре. Участвовал в заседаниях всех трех сессий Собора. Дальнейшая судьба его пока неизвестна.

Итак, мы последовательно восстановили биографические сведения всех смотрителей, возглавлявших Жировичское духовное училище. Как видим, это были люди разного духовного звания, в сане и без сана, монашествующие и миряне, с различной продолжительностью возглавлявшие учебное заведение - некоторые совсем мало, почти не оставив никакого следа, иные подолгу, нередко оказывая на жизнь училища благотворное влияние. Хотя, впрочем, были и те, кто действовал в ущерб учебному заведению. Но, как бы то ни было, представляется важным восстановить персоналии всех смотрителей, что бесспорно дополнит еще пока ненаписанную историю Жировичского духовного училища.

Источники И ЛИТЕРАТУРА

1. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1869 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1869. - [6], 139, XI, 141 с., 1 карт.

2. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1871 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1871. - 169 с. разд. паг., 2 л. ил.

3. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1884 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1883. - 435 с. разд. паг., 1 карт.: табл.

64 Действия Правительства // Гродненские епархиальные ведомости. - 1906. -№ 31/32. - С. 835.

65 Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1915 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1915. - С. 296.

66 Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. - М. : Изд. Соборного Совета, 1918. - Кн. I. - Вып. I. - С. 74.

4. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1894 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1893. - 513 с. разд. паг.

5. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1896 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1895. - 529 с. разд. паг.

6. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1897 г. - Гродна: Гродн. губ. стат. ком., 1896. - 580 с. разд. паг.

7. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1907 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1907. - 744 с. разд. паг.

8. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1915 г. - Гродна : Гродн. губ. стат. ком., 1915. - LШ, 387, 94 с.

9. Алексеева В.Г. «Будешь на родине моей архиереем» : Жизнеописание епископа Михея (Алексеева) / В. Г. Алексеева, В. В. Антонов // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. - 1998. -Вып. 19. - С. 46-51.

10. Архимандрит Николай (Редутто) (некролог) // Литовские епархиальные ведомости. - 1889. - № 44. - С. 380-381.

11. Бабей, В. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1882-1887 гг. : дипл. работа / В. Бабей. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2013. - 119 с.

12. Белоус, В. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1877-1882 гг. : дипл. работа / В. Белоус. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2014. - 112 с.

13. Бубноу, П. Жыровщкае духоунае вучылшча / протадыякан Павел Бубноу // Жыровiчы : пад святым Пакровам : энцыклапедыя / рэдкал. : В. У. Ванша (гал. рэд.) i шш. - Мшск : Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броую, 2020. - С. 49-50.

14. Высочайшие награды // Гродненские епархиальные ведомости. - 1905. - № 20/21. - С. 561.

15. Действия Правительства // Гродненские епархиальные ведомости. - 1906. - № 31/32. - С. 835.

16. Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1894. - № 38. - С. 331.

17. Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1896. - № 22. - С. 232.

18. Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1896. - № 38. - С. 389.

19. Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1896. - № 50. - С. 511.

20. Действие Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1897. - № 14. - С. 190.

21. Действия Правительства // Литовские епархиальные ведомости. - 1897. - № 19. - С. 161.

22. Денисюк,Н. «Литовскиеепархиальныеведомости»какисточ-ник по истории Жировицкого духовного училища в 1872-1877 гг. : дипл. работа / Н. Денисюк. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2014. - 83 с.

23. Жыровiчы : пад святым пакровам = Жировичи : под святым покровом = Zhyrovichy Under the Holy Veil : энцыклапедыя / рэдкал: В. У. Ванша (гал. рэд.) i шш. - Мшск : Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броую, 2020. - 232 с.: ш.

24. Записки Иосифа, митрополита литовского, изданные Академией наук по завещанию автора. - СПб.: Тип. Акад. наук, 1883. -Т. 1. - VIII, 745 с., 1 л. фронт. (портр.), 1 л. ил.

25. Записки Иосифа, митрополита литовского, изданные Академией наук по завещанию автора. - СПб. : Тип. Акад. наук, 1883. -Т. 2. - [4], 786 с., 1 л. фронт. (портр.), 1 л. факс.

26. Записки Иосифа, митрополита литовского, изданные Академией наук по завещанию автора. - СПб. : Тип. Акад. наук, 1883. -Т. 3. - IV, 1402 стб., 1 л. фронт. (портр.).

27. Извеков Николай, священник. Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1839-1889 г. / [Соч.] Пресвитера Моск. придвор. Благовещ. собора магистра богословия Н. Д. Извекова. - Москва : Печатня А. И. Снегиревой, 1899. -[2], II, 522, [1] с.

28. Известия Императорского Русского Географического Общества. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1877. - Т. 13. - 1240 с.

29. Календарь Черниговской губернии на 1897 год. - Чернигов : Черниговский губ. стат. ком., 1896. - 300, 182 с.; [1] л. карт., [1] л. ил.

30. Календарь Черниговской губернии на 1908 год (високосный) / Изд. Черниг. ГСК. - Чернигов : тип. губ. правл., 1907 (обл. 1908). - [1], III, 5-130, 320 с.

31. Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси / [Соч.] И. П. Калинского. - СПб. : Тип. В. Киршбаума (б. Майкова),

1877. - 216 с.

32. Калинский, И. П. Русский народ: церковно-народный месяцеслов / И. П. Калинский. - М. : Эксмо, 2005. - 253, [2] с.: ил.

33. Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. - М. : Худож. лит., 1990. - 237, [2] с.

34. Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. - М. : Изд. центр «Терра», Кн. Лавка - РТР, 1997. -301, [1] с.

35. Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. - М. : Назрань, АСТ, 1997. - 239 с.

36. Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси / Иван Калинский. - Москва : Институт русской цивилизации, 2013. - 372, [1] с.

37. Калинский, И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. -М. : Эксмо, 2008. - 476, [3] с.

38. Кифа - Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий / ред. протоиерей Владимир Воробьев. - М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 992 с. - (Мат-лы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

39. Котович, И. Ответ на изданную за границей брошюру: «О преследовании схизматиками римско- и грекокатолической церкви и ее последователей» [Альфреда Млоцкого] / И. Котович. - Вильна : Тип. И. Яловцера и Ф. Вайнштейна, 1874. - 121 с.

40. Личный состав служащих в Жировицком духовном училище // Гродненские епархиальные ведомости. - 1905. - № 11. -С. 312-318.

41. Местные епархиальные известия. Назначение по духовно-училищной службе // Литовские епархиальные ведомости. - 1870. -№ 12.- С. 453.

42. Местные известия. Протоколы Жировицкого окружного училищного съезда. Протокол № 15 // Литовские епархиальные ведомости. - 1874. - № 4. - С. 27-28.

43. Мороцкий, В. «Гродненские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 19001915 гг. : дипл. работа / В. Мороцкий. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2013. - 154 с.

44. Некролог Н.Н. Качановского // Литовские епархиальные ведомости. - 1871. - № 1. - С. 14-15.

45. Неофициальный отдел [краткосрочные курсы для учителей

при ЖДУ] // Литовские епархиальные ведомости. - 1900. - № 34. -С. 309-310.

46. Неофициальный отдел [посещение Преосвященным епископом Иоакимом местечка Жировицы] // Литовские епархиальные ведомости. - 1898. - № 26. - С. 237.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Николай (Редутто), архимандрит. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель / архимандрит Николай (Редутто). - Вильна, 1867.

48. Николай (Редутто), архимандрит. Копия подлинной грамоты, данной местечку Жировицам (перевод с польского) / архимандрит Николай (Редутто) // Литовские епархиальные ведомости. -1864.- № 5. - С. 173-175.

49. Николай (Редутто), архимандрит. Материалы для истории Жировицкого монастыря / архимандрит Николай (Редутто) // Литовские епархиальные ведомости. - 1864. - № 4. - С. 131-134.

50. Николай (Редутто), архимандрит. О Жировицкой чудотворной Иконе Божией Матери и о Жировицкой обители / архимандрит Николай (Редутто) // Литовские епархиальные ведомости. - 1863. -№ 3. - С. 83-100.

51. Николай (Редутто), архимандрит. О Жировицком монастыре и находящейся в нем иконе Божией Матери / архимандрит Николай (Редутто). - Киев : Тип. И. и А. Давиденко, [1864]. - 11 с.

52. Павел (Крылов), иеромонах. Изъяснение десятисловия или десяти заповедей, данных Богом людям через пророка Моисея. (В виде бесед) / иеромонах Павел (Крылов). - Калязин : Тип. Н. И. Се-миустова, 1900. - [2], 127.

53. Павел (Крылов), иеромонах. Краткая опись патриарших, митрополичьих и архиерейских древних грамат (XVII века), хранящихся в архиве Троицкаго Колязина первокласнаго монастыря (Тверской губернии) / иеромонах Павел (Крылов). - Калязин : Тип. Н. И. Семиустова, 1900. - 37 с.: ил.

54. Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь : (составлено по древним грамотам и другим документам, хранящимся в архиве монастыря) / иеромонах Павел (Крылов). - Калязин : Тип. Семиустова, 1897. - 121 с.

55. Памятная книжка Виленской губернии на 1851 год. - Вильна : Вилен. губ. стат. ком., 1851. - 144, 160, [10] с.

56. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1914 год. - Орел : Канцелярия Орл. губ. стат. ком., 1913. - 558 с. разд. паг.

57. Памятная книжка Петроковской губернии на 1899 год. -Петроков : Тип. губ. правления, 1899. - [4], XII, 344 с., 2 л. портр.

58. Памятная книжка Петроковской губернии на 1913 год. -Петроков : Тип. губ. правления, 1913. - [4], XVI, 251 с.

59. Пашкевич, Н. «Литовские епархиальные ведомости» как источникпоисторииЖировицкогодуховногоучилищав 1863-1872гг.: дипл. работа / Н. Пашкевич. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2013. - 90 с.

60. Педагогиче ские курсы при Жировицком духовном училище // Гродненские епархиальные ведомости. - 1901. - № 14. - С. 248.

61. По предложению обер-прокурора Св. Синода о поручении смотрительских должностей в училищах: в Виленских - архимандриту Михаилу (Шелепину) и Жировицких - игумену Фавсту Литовской епархии // Российский государственный исторический архив. - Фонд 796. Оп. 126 (1845 г.). Д. 956.

62. Правила для учеников Жировицкого духовного училища. -Вильна, [1895]. - 23 с.

63. Правительственные распоряжения // Литовские епархиальные ведомости. - 1877. - № 37. - С. 293.

64. Пранкевич, А. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 18921900 гг. : дипл. работа / А. Пранкевич. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2014. - 93 с.

65. Протоколы Епархиального Съезда духовенства Гродненской Епархии, состоявшегося 9 и 10 сентября 1905 года // Гродненские епархиальные ведомости. - 1905. - № 39. - С. 1066-1067.

66. Протоколы Жировицкого училищного окружного съезда 1-го ноября 1872 года // Литовские епархиальные ведомости. -1873. - № 1. - С. 3-6.

67. Распоряжения епархиального начальства // Воронежские епархиальные ведомости. - 1888. - № 17. - С. 203.

68. Савваитов, П. И. Отзыв о сочинении И. П. Калинского «Цер-ковно-народный месяцеслов на Руси». - СПб. : Тип. В. Безобразова и К., 1877. - 8 с.

69. Священномученик Петр (Полянский) / сост. О. Л. Рожнева. -Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. - 108, [3] с.: ил., портр. - (На страже веры).

70. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. - М. : Изд. Соборного Совета, 1918. - Кн. I. - Вып. I. - 143, [1] с.

71. Цыбульский, А. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 18871892 гг. : дипл. работа / А. Цыбульский. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2014. - 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.