Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОШЛОГО СВЯТО-УСПЕНСКОГО ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ'

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОШЛОГО СВЯТО-УСПЕНСКОГО ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГРОДНЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" / "ЛИТОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" / А. КУДИН / АЛЕКСАНДР АДАМОВИЧ ЯРОШЕВИЧ / АЛЕКСАНДР СОЛТАН / АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ МИРОНОВИЧ / АНТОНИЙ ЗАВАДСКИЙ / АРХИМАНДРИТ АФАНАСИЙ (КУДЮК) / АРХИМАНДРИТ ВЕНЕДИКТ (БОБКОВСКИЙ) / АРХИМАНДРИТ НИКОЛАЙ (РЕДУТТО) / ВАСИЛИЙ АФАНАСИК / ЕВСТАФИЙ ФИЛАРЕТОВИЧ ОРЛОВСКИЙ / ЕПИСКОП ПАВЕЛ (ДОБРОХОТОВ) / ЕПИСКОП ПАИСИЙ (ВИНОГРАДОВ) / ЖИРОВИЧСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ / ЖИРОВИЧСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ИГНАТИЙ КУЛЬЧИНСКИЙ / ИГНАТИЙ СТЕБЕЛЬСКИЙ / ИГУМЕНИЯ ГАВРИИЛА (ГЛУХОВА) / ИЕРОМОНАХ ИОАННИКИЙ (ГОЛЯТОВСКИЙ) / ИЕРОМОНАХ ФЕОДОСИЙ (БОРОВИК) / ИНЕССА НИКОЛАЕВНА СЛЮНЬКОВА / ИНОК АГАФОПОД (ЕСОЯН) / ИОСАФАТ ДУБЕНЕЦКИЙ / ИСИДОР НАРДИ / КОРОНОВАНИЕ ИКОНЫ / МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (МЕЛЬНИКОВ) / НОВОЕ НЕБО / ПЛАТОН НИКОЛАЕВИЧ ЖУКОВИЧ / ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ СОКОЛОВ / ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ДИКОВСКИЙ / ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР ВОЙТОВИЧ / СВЯЩЕННИК ЛЕВ ПАЕВСКИЙ / A. KUDIN / A. YAROSHEVICH / ABESS GAVRILA (GLUHOVA) / ALEXANDER SOLTAN / ANTON MIRONOVICH / ANTONY ZAVADSKY / ARCHMANDRIT AFANASY (KUDYUK) / ARCHMANDRIT BENEDIKT (BOBKOSKY) / ARCHMANDRIT NIKOLAJ (REDUTTO) / ARCHPRIEST GEORGY SOKOLOV / ARCHPRIEST NIKOLAY DIKOVSKY / ARCHPRIEST PETR VOYTOVICH / BISHOP PAISY (VINOGRADOV) / BISHOP PAVEL (DOBROHOTOV) / CORONATION OF THE ICON / EVSTAFY ORLOVSKY / GRODNO DIOCESE NEWSPAPER / HIEROMONK IOANNIKY (GOLJATOVSKY) / HIEROMONK THEODOSY (BOROVIK) / IGNATY KULCHINSKY / IGNATY STEBELSKY / INESSA SLJUNKOVA / IOSAFAT DUBENECKY / ISIDOR NARDI / LITHUANIAN DIOCESE NEWSPAPER / METROPOLITAN ANTONY (MELNIKOV) / MIRACULOUS ICON OF MOTHER OF GOD OF ZHIROVICHI / MONK AGAFOPOD (ESOJAN) / NEW HEAVEN / PLATON ZHUKOVICH / PRIEST LEV PAJEVSKY / VASILY AFANASIK / ZHIROVICHI MONASTERY OF DORMITION OF MOTHER OF GOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубнов Павел Владиленович

В статье рассматривается история изучения прошлого Свято-Успенской Жировичской обители по исследованиям и публикациям 1622-2016 гг. Выявленные работы по истории монастыря и Жировичской чудотворной иконы Божией Матери подвергаются историографическому анализу, указывается их местонахождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОШЛОГО СВЯТО-УСПЕНСКОГО ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ»

Протодиакон Павел Бубнов

История изучения прошлого Свято-Успенского Жировичского монастыря

В статье рассматривается история изучения прошлого Свято-Успенской Жировичской обители по исследованиям и публикациям 1622-2016 гг. Выявленные работы по истории монастыря и Жировичской чудотворной иконы Божией Матери подвергаются историографическому анализу, указывается их местонахождение.

Ключевые слова: Гродненские епархиальные ведомости, Литовские епархиальные ведомости, А. Кудин, Александр Адамович Ярошевич, Александр Солтан, Антон Васильевич Миронович, Антоний Завадский, архимандрит Афанасий (Кудюк), архимандрит Венедикт (Бобковский), архимандрит Николай (Редутто), Василий Афанасик, Евстафий Филаретович Орловский, епископ Павел (Доброхотов), епископ Паисий (Виноградов), Жировичская чудотворная икона Божией Матери, Жировичский Свято-Успенский монастырь, Игнатий Кульчинский, Игнатий Стебельский, игумения Гавриила (Глухова), иеромонах Иоанникий (Голятовский), иеромонах Феодосий (Боровик), Инесса Николаевна Слюнькова, инок Агафопод (Есоян), Иосафат Дубенецкий, Исидор Нарди, коронование иконы, Митрополит Антоний (Мельников), Новое небо, Платон Николаевич Жукович, протоиерей Георгий Соколов, протоиерей Николай Диковский, протоиерей Петр Войтович, священник Лев Паевский.

Жировичский Свято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь - одна из древнейших православных обителей Белой Руси -издревле привлекал внимание не только множества паломников, но

также исследователей и описателей, пытавшихся запечатлеть историю явления и почитания чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и созданной в ее честь обители.

Первое описание явившейся в 1470 г. Жировичской иконы Бо-жией Матери и совершавшихся при ней чудес было составлено вскоре после самого явления. Оно хранилось в первом деревянном православном храме, построенном на месте явления иконы и сгорело во время его пожара в 1520 г. Об этом факте упоминается в самом раннем дошедшем до нас труде, который принадлежит перу иеромонаха Феодосия (Боровика) - насельника униатского (с 1613 г.) Жировичского монастыря, и называется «Гистория або повесть людей розных, веры годных, о образе чудовном пренасветейшое Девы Марии Жировицком в повете Слонимском, во всем згодливая, коротко выписаная и з немалою працою и старанем собраная през многогрешного отца Феодосия, З.Н.С.О.В.»1. Первое печатное издание этого труда на польском языке вышло в 1622 г. в Вильно, второе - в 1628 г. в Жировичах. В начале ХХ в. профессор Санкт-Петербургской духовной академии П.Н. Жукович выявил оригинальную русскую рукопись «Гистории» и в 1912 г. опубликовал2 ее с обширной вступительной статьей.

Труд иеромонаха Феодосия стал основой для разного рода справочных и описательных изданий, опубликованных в XVII столетии, в которых уделяется внимание Жировичской чудотворной иконе.

В 1650 г. в Вильно вышел латиноязычный труд польско-литовского историка и богослова, проканцлера (а с 1653 г. - ректора) Вилен-ского университета иезуита Войцеха Кояловича «Miscellanea rerum ad statum Ecclesiasticum in magno Litvaniae ducatu pertinentium»3 -«Вещи различные в положении церковном, в Великом княжестве

1 Гистория або повесть людей розных, веры годных, о образе чудовном пренасветейшое Девы Марии Жировицком в повете Слонимском // Известия Отделения русского языка и словесности Академии Наук. - Санкт-Петербург, 1912. - Кн. 2.

2 Жукович, П. Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери / П. Жукович // Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук. - 1912. - Т. XVII. - Кн. 2. - С. 175-249.

3 Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in magno Litvaniae ducatu pertinentium // Collecta ab Alberto Wiiuk Kojalowicz. Vilnae : typis Academicis, 1650. - 128 p.

литовском обретающиеся»4. На страницах 28-30 в этом издании помещается раздел, озаглавленный «Zyrowiciis imago beata Virginis Mariae», содержащий справочно-ознакомительную информацию о Жировичской иконе Божией Матери, базирующуюся на труде иеромонаха Феодосия (Боровика). Подобную информацию о Жирович-ской иконе содержат и другие справочно-обзорные латиноязычные издания XVII в.5

В 1665 г. во Львове вышла книга «Небо новое, з новыми звездами сотворенное, тоест Преблагословенная Дева Мариа Богородица з чудами Своими»6, автор которой - известный западнорусский духовный писатель, иеромонах, впоследствии архимандрит Иоан-никий (Галятовский), клирик православной Киевской митрополии. Первоначально он подвизался в Купятицком монастыре под Пинском, а в 1658-1668 гг. был ректором Киево-Могилянской академии и игуменом Киево-Братского монастыря. Книга «Небо новое» - это сборник кратких описаний чудес Пресвятой Богородицы, совершенных в разные времена и в разных странах. После львовского издания 1665 г. последовали также львовское (1677 г.), московское (1677 г.) и могилевское (1699 г.). В 1850 г. в Москве вышел7 русский перевод этой книги, затем неоднократно переиздававший-

4 Перевод автора.

5 Atlas Marianus, quo sanctae Dei genitricis Mariae imaginum miraculosarum originis duodecim historiarum centuriis explicantur / Wilhelm Gumppenberg. Monachii, 1672. S. 286; (Современное переиздание с переводом и научным комментарием: L'Atlas Marianus de Wilhelm Gumppenberg: édition et traduction. Neuchâtel : Éditions Alphil-Presses universitaires suisses, 2015. - 512 р.); Annus Coelistis Jesu regis et Mariae Reginae Sanctorum omnium / Johannes Nadasi. - Ed. IV. - Coloniae Ubiorum, 1667. - 552 p.; De Laboribus unitorum [1664] / Jacob Susza // Annales Ecclesiae Rutheniae... auctore Michaele Harasiewicz. - Leopoli, 1862. - P. 298-349.

6 Иоанникий [Галятовский], иеромонах. Небо новое, з новыми звездами сотворенное, тоест Преблагословенная Дева Мариа Богородица з чудами Своими / иеромонах Иоанникий [Галятовский]. - Львов : в типографии Михаила Слиозки, 1665. -140 л.

7 Галятовский, Иоанникий. Новое небо с новыми звездами, или Повествование о чудесах Богородицы, почерпнутое из достоверных преданий и древних летописей игуменом Иоанникием Галятовским, и напечатанное 1677 года в Чернигове на польско-русском языке : С присовокуплением сказаний о чудотвор. иконах Богоматери Тихвинской, Владимирской, Одигитрии и прочих, также о положении ризы Богородицы во Влахернской церкви / Пер. 1849 г. Александрой Плохово. - Москва : Унив. тип., 1850. - 144 с.

ся. Повествование о Жировичской иконе помещается в первом издании 1665 г. на листах 72 об. - 73 об. и в структуре книги находится в разделе «Чуда Пресвятой Богородицы от образов Еи». В этом разделе чудо 24-е повествует о первом явлении Жировичской иконы, причем точное время явления не указывается; чудо 25-е - о повторном явлении иконы после ее исчезновения из ларца Солтана, чудеса 26-е и 27-е - о пожаре первой церкви и втором явлении иконы на камне. На полях листа 72 об., напротив повествования о первом явлении, стоит пометка, похожая на библиографическую ссылку следующего содержания: «Гистория о образе Пресвятые Девы Марии Жирович(или «ц»)». Последующие чудеса, снабжены ссылками «Тамже, роздел (указывается его номер)». Никакого библиографического списка в данном издании автором не приводится, в связи с чем остается лишь предполагать, что упомянутая ссылка на листе 72 об. относит читателя к уже упоминавшемуся русскому тексту труда иеромонаха Феодосия (Боровика). Книга «Небо новое» (издание 1665 г.) имеется в собрании Национальной библиотеки Республики Беларусь (в том числе и ее электронная версия).

В 1713 г. настоятель униатского Жировичского монастыря Антоний Завадский написал труд «Collectanea Histórica o klasztorze Zyrowickim z spraw, y Relacij Ludzi wiadomych starych», рукописный текст которого хранится в архиве Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук8. Митрополит Антоний (Мельников) указывал, что эта работа была в 1902 г. опубликована в «Виленском Археографическом сборнике» (в XVII томе). К сожалению, в эту ссылку владыки Антония вкралась неточность. Издание с таким названием никогда не выходило. Наиболее близкое наименование имеет «Археографический сборник документов, относящихся к истории северо-западной Руси, издаваемый при управлении Виленского учебного округа». В 1867-1904 гг. было выпущено 13 томов этого сборника. В 1902 г. вышел 13-й том, однако в нем указанной работы Антония Завадского нет. «Акты Виленской археографи-

8 Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук. Фонд 52. -Ед. хр. 164. Collectanea Historyca o klasztorze Zyrowickim z spraw, y Relacij Ludzi wiadomych starych <...> not[o] wane przez X Antoniego Zawalzkiego Superyora Zyrowickiego (1713).

ческой комиссии» также не подходят под эту ссылку, поскольку в 1902 г. в этой серии был издан 29-й том, содержащий акты о евреях. Вопрос о точном нахождении этой публикации остается открытым.

В 1721 r. увидело свет описание9 явления чудотворной иконы авторства итальянского каноника Исидора Нарди10, происходившего из дворянской семьи итальянского города Л'Акуила, где он занимался преподавательской и литературной деятельностью. В 1728 г. в Супрасле вышел польский перевод этого труда, сделанный базилиан-ским архимандритом Игнатием (Кульчинским): «Relacya historyczna o ziawieniu cudownego obrazu Naswietszey Panny Zyrowickiey»11. Это польское издание выходило также в 1738 г. в Вильно, в 1747 г, 1750 г. и в 1755 г.12 - в Супрасле13. Экземпляры изданий 1728 и 1750 г. имеются в собрании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Местонахождение сохранившихся экземпляров итальянского издания работы Исидора Нарди пока не выявлено.

В 1732 г. вышел труд самого Игнатия (Кульчинского) на итальянском языке «Il Diaspro Prodigioso Di tre Colori ovvero...»14, объемом более 280 страниц, что стало самым объемным трудом за весь униатский период. Книга содержит описания явления иконы и сведения по истории Жировичского монастыря. Экземпляр книги име-

9 Nardi, Isidoro. Relazione della imagine d. Madonna del Pascolo / Isidoro Nardi. -Roma, 1721.

10 Jöcher, Christian Gottlieb. Allgemeines Gelehrten-Lexicon : Darinne die Gelehrten aller Stände sowohl männ- als weiblichen Geschlechts / Jöcher, Christian Gottlieb; Adelung, Johann Christoph; Rotermund, Heinrich Wilhelm. - Leipzig : Gleditsch, 17501897. - Bd. 15. - Bremen, 1816. - Col. 374.

11 Nardi, Isidor [Izydor]. Relacya historyczna o ziawieniu cudownego obrazu Naswietszey Panny Zyrowickiey, nazwanego po wlosku Del Pascolo od Zyru w Rzymie przy Gorach w Resydencyi WW. OO. Bazylianow Ruskiego Narodu po wlosku wydana teraz przetlumaczona przez Ign. Kulczynskiego / Isidor Nardi. - Suprasl, 1728.

12 1755 г. издания в Супрасле указывает Walerjan Charkiewicz в: Zyrowice - lask krynice... - Slomin : nakladem Polskiego t-wa krajoznawczego, 1930. - St. 46.

13 Жукович, П. Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери / П. Жукович // Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук. - 1912. - Т. XVII. - Кн. 2. - С. 204.

14 Kulczynski, Ignazio. Diaspro Prodigioso Di tre Colori ovvero Narrazione istorica Delle tre Imagini Miracolose della Beata Vergine Maria: La prima, di Zyrovvice in Lituania, la Seconda, del Pascolo in Roma, e la Terza Copia della Seconda parimente in Zyrovvice detta da quei Popoli Romana / Scritta da Ignazio Kulczynski. - In Roma : Nella Stamperia dell' Ansillioni al Corallo, 1732. - XXIV, 254 p.

ется в собрании Национальной библиотеки Республики Беларусь и в онлайн доступе на сайте проекта «Книга Беларуси XIV-XVIII веков»15.

В 1730 г. в Супрасле было издано описание коронования Жиро-вичской иконы: «Aquila grandis magnarum alarum in Zyroviciana Solitudine nidificans, sub corona renascens»16, авторства жировичско-го базилианина Феофила Енткевича, а в 1773 г. вышел еще один труд под названием «Histoija o poczatkach cudownego obrazu N.P. Zy-rowickiej»17.

В 1823 г. базилианским провинциалом Цезарием Каминским во 2-й Департамент римо-католической духовной коллегии в Санкт-Петербург была представлена историческая справка о времени явления иконы и основания при ней церкви и монастыря18. В начале ХХ в. эта справка хранилась в архиве Святейшего Синода, о чем упоминает П. Жукович.

В 1878 г. было опубликовано исследование о роде Солтанов авторства базилианского иеромонаха Игнатия (Стебельского) (17481805), некоторое время жившего в Жировичах, содержащее немало сведений по истории Жировичского монастыря19.

После упразднения Брестской церковной унии и возращения Жировичского монастыря в Православие во второй половине XIX в. выходит ряд изданий на русском языке, посвященных Жировичской иконе и обители, написанных православными авторами.

В 1863 г., в первый год выхода официального издания Литовской епархии «Литовские епархиальные ведомости», в третьем номере была опубликована статья архимандрита Николая (Редутто) - настоятеля Жировичского монастыря в 1852-1883 гг. - «О Жировицкой чу-

15 Книга Беларуси XIV-XVIII веков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belbook.nlb.by/items/show/250#?c=0&m=0&s=0&cv=0.

16 Jçtkiewicz, Teofil. Aquila grandis magnarum alarum, in Zyroviciana Solitudine nidificans, sub corona renascens. <...> Supraslij typis. Ord. Divi Basilij Magni. Anno 1730.

17 Эту работу упоминает митрополит Антоний (Мельников) в своем труде. В настоящее время выявить это издание или более точные сведения о нем пока не удалось.

18 Жукович, П. Неизданное русское сказание. С. 207-208.

19 Ostatnie Stebelskiego prace / Wyd. W. Seredynski // Scriptores Rerum Polonicarum. -Cracoviae, 1878. - T. IV. - S. 263-368.

дотворной иконе Божией Матери и Жировицкой обители»20. В 1867 г. этот же труд вышел отдельным изданием в Вильно под названием «Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель»21. Эта же брошюра была переиздана в Вильно в 1897 г.22, в Гродно в 1907 г.23 трудами епископа Паисия (Виноградова), настоятеля Жировицкой обители в 1906-1907 гг., вновь в Вильно в 1915 г.24 и, наконец, в Супрасле в 1919 г.25 Все указанные издания брошюры имеются в фонде Российской национальной библиотеки, а копия издания 1907 г. - в библиотеке Минской духовной семинарии. Архимандрит Николай, помимо проведения масштабных реставрационных работ в храмах обители, много занимался и ее историей. Приступая к изложению истории чудотворной иконы и монастыря, отец Николай пишет: «Подробные сведения, устные и исторические, о явлении чудотворной иконы Жировицкой Божией Матери, об основании церквей, обители, училища, о заселении нынешней местности, о чудесах, основываются на преданиях, сохранившихся в памяти, песнях, рассказах местного народа и на свидетельстве древних письменных памятников монастырских. Большая часть этих подробностей собрана в 1677 году игуменом Иоанникием Голятовским и в 1854 г. Александрою Плохово»26. Примечательно, что в ссылке, стоящей за этими именами, отец Николай ссылается на публикацию «Черниговские иерархи» в «Трудах Киевской духовной академии» и на издание «Новое небо...» (перевод А. Плохово), но не указывает саму книгу «Небо новое.» (первое издание 1665 г.),

20 Николай, архимандрит. О Жировицкой чудотворной иконе Божией Матери и о Жировицкой обители / архимандрит Николай // Литовские епархиальные ведомости (ЛЕВ). - 1863. - № 3. - С. 83-100.

21 Жировицкая чудотворная икона божией матери и Жировицкая обитель. - Виль-на : Тип. О. Блюмовича, 1867. - 30 с.

22 Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель / 2-е изд., доп. - Вильна : Тип. А.Г. Сыркина, 1897. - 31 с.

23 Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. -Гродна : Губернская типография, 1907. - 32 с.

24 Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель / 2-е изд., доп. - Вильна : Тип. А.Г. Сыркина, 1915. - 31 с.

25 Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - [Пе-репеч. без изм. с 1 изд.]. - [Супрасль] : Тип. Супральского монастыря, 1919. - 30 с.

26 Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. -Гродна : Губернская типография, 1907. - С.11.

переводом которой является издание «Новое небо...» (первое издание 1850 г.). Положительной стороной труда отца Николая являются свидетельства о новых чудесах от иконы, происходивших после 1839 г., в том числе в период настоятельства самого архимандрита Николая (Редутто). Также в 1864 г. в «Литовских епархиальных ведомостях» под заголовком «Материалы для истории Жировицкого монастыря» архимандритом Николаем были опубликованы две грамоты польских королей XVII в., данные Жировичскому монастырю27.

В 1891 г. в «Церковных ведомостях», официальном издании Святейшего Синода, была опубликована небольшая заметка «Жиро-вицкий Свято-Успенский монастырь», автор которой подписался как «Богомолец». В этой публикации не приводится привычных исторических сведений, а больше - свидетельства из современной автору жизни обители. Так, вспоминая значение Жировиц в деле восссоединения униатов, автор приводит объемную цитату из поздравления епископа Павла (Доброхотова) о значении Жировицкой обители в прошлом и настоящем. Далее автор описывает современные ему обстоятельства паломничества православного населения в обитель, деятельность настоятеля архимандрита Серапиона и братии, организацию богослужения и продажи икон и духовной литературы. Затем ее автор приводит текст надписей на некоторых драгоценных украшениях на иконе и, наконец, текст грамоты короля Яна Казимира Жировицкому монастырю. В переводе грамоты и надписей автору помогал преподаватель Жировицкого духовного училища Г.Д. Сероцинский28.

В 1893 г. вышел очередной ежегодный выпуск издания «Вилен-ский календарь на 1894 г.»29, в котором был опубликован очерк известного гродненского православного историка и краеведа Евстафия Филаретовича Орловского (1863-1913) «Местечко Жировицы: (Крат-

27 Материалы для истории Жировицкого монастыря / пер. архимандрит Николай [Редутто] // ЛЕВ. - 1864. - № 4. - С.131-134.

28 Богомолец. Жировицкий Свято-Успенский монастырь / Богомолец // Прибавления к Церковным ведомостям. - 1891. - № 23. - С. 737-740.

29 Виленский календарь на 1894 год : одиннадцатый год издания. - 1893. - 300 с. Экземпляр издания имеется в собрании Национальной библиотеки Республики Беларусь.

кое историческое описание)»30. Заметной особенностью этого очерка является ошибочное отождествление автором Александра Сол-тана с митрополитом Киевским (1507-1522 гг.) Иосифом II (Сол-таном) (ошибочность такого отождествления была показана И. Сте-бельским31, П.Н. Жуковичем32 и позднейшими исследователями. Впрочем, и сам автор признает свою полную зависимость от небольшого круга литературы, которую он использовал при написании очерка и выражает надежду на то, что в ближайшем будущем будет осуществлено научное исследования истории монастыря и ее описание33.

В 1897 г. в Гродно вышла брошюра под названием «Древнее сказание о Жировицах и чудотворном образе Жировицкой Богоматери»34. Ее издатель - священник Лев Паевский (1850-1919) - известный краевед, исследователь истории Православия в Гродненской губернии, отец митрополита Мельхиседека (Паевского) (1879-1931), служивший на приходах в Каменце и Слониме. В разделе «Вместо предисловия» отец Лев отмечает, что это сказание было «составлено и напечатано 258 лет тому назад», т. е. - в 1637 г. Однако никаких сведений относительно авторства, языка и выходных данных издания он не приводит. При изучении самого текста «Сказания» напрашивается вывод, что это есть не что иное, как перевод с польского языка одного из изданий вышеупомянутого произведения иеромонаха Феодосия (Боровика). Ранее упоминалось о двух польских изданиях этого труда - 1622 и 1628 гг. Возможно, в руки отца Льва Паевского попало неизвестное другим исследователям издание 1637 г. В 1994 г. эта брошюра, составленная священником Львом Паевским, была переиздана в г. Гомеле. Также в период между 1893 и 1917 гг. без указания места и года вышла брошюра отца Льва «Жировицкий и

30 Орловский, Е. М[естечко]. Жировицы: (Краткое историческое описание) / Е. Орловский // Виленский календарь на 1894 г. - Вильна, 1893. - С. 217-230.

31 081а1ше 81еЬекк1едо ргасе. 8. 263-368.

32 Жукович, П. Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери / П. Жукович // Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук. - 1912. - Т. XVII. - Кн. 2. - С. 175-249.

33 Орловский, Е. М[естечко]. Жировицы: (Краткое историческое описание). С. 229.

34 Древнее сказание о Жировицах и чудотворном образе Жировицкой Богоматери / предисл. священник Лев Паевский. - Гродна : Губернская типография, 1897. - Переиздание - Гомель, 1994. - II, 36 с.

Брест-Литовский архивы, (к вопросу о значении провинциальных архивов для Западнорусского края)»35, составленная на основании осмотра им в 1893 г. архивов Жировичского монастыря и духовного училища. Автор дает общий обзор состояния и содержания указанных архивов.

В 1900 г. на страницах «Литовских епархиальных ведомостей» было опубликовано исследование преподавателя Жировицкого духовного училища И.А. Хлебцевича «Жировицкое Братство Милосердия Пресвятой Девы Марии»36, в котором автор кратко прослеживает историю иконы и обители от 1470 г., а затем более подробно рассказывает о созданном в 1639 г. базилианами братстве для мирян.

В 1896 г. в «Литовских епархиальных ведомостях» было опубликовано исследование священника Николая Диковского «Борьба Жировицкого монастыря с еврейством»37. Протоиерей Николай Ди-ковский окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, где был учеником профессора М.О. Кояловича, в 1901-1907 гг. был настоятелем Гродненского Софийского кафедрального собора и редактором «Гродненских епархиальных ведомостей», где опубликовал более 30 статей по церковной истории и краеведению. В данном исследовании отец Николай, проследив кратко историю борьбы жировиц-ких базилиан с евреями, повествует о том, как этот вопрос решался после возвращения обители Првославной Церкви в настоятельство архимандрита Николая (Редутто). В исследовании приводится текст пространного обращения архимандрита Николая к Виленскому генерал-губернатору М.Н. Муравьеву, в котором излагаются факты продажи евреями в Жировицах спиртных напитков и говорится о разлагающем действии этой торговли на жителей местечка, работников Жировицкого духовного училища и монастыря.

35 Паевский, Лев, священник. Жировицкий и Брест-Литовский архивы, (к вопросу о значении провинциальных архивов для Западнорусского края) ; Город Брест-Ли-товск и его древние храмы / священник Лев Паевский. - [Б. м. : б. и., между 1893 и 1917]. - 51 с.

36 Хлебцевич, И.А. Жировицкое Братство Милосердия Пресвятой Девы Марии / И.А. Хлебцевич // ЛЕВ. 1900. - № 41. - С. 370-371; № 42. - С. 380-382; № 43. -С. 392-394; № 44. - С.339-341; № 45. - С. 354-356.

37 Диковский, Н., С[священник]. Борьба Жировицкого монастыря с еврейством / священник Н. Диковский // ЛЕВ. - 1896. - № 27. - С. 285-289.

В 1901 г. в «Гродненских епархиальных ведомостях» (в 1900 г. из состава Литовской епархии была образована Гродненская епархия и Жировичский монастырь оказался в ее пределах) была опубликована статья протоиерея Николая Диковского «Коронование Жировицкой чудотворной иконы Богоматери (1730 г.)»38. В 1902 г. это исследование вышло в Гродно отдельным изданием39. На экземпляре этого издания, находящемся в фонде Национальной библиотеки Республики Беларусь, имеется дарственная надпись автора профессору Санкт-Петербургской духовной академии П.Н. Жуковичу, датированная 27 января 1902 г. В данном исследовании отец Николай раскрывает тайные мотивы, побудившие руководство базилианского ордена разработать и осуществить идею коронации иконы.

В 1903 г. на страницах «Литовских епархиальных ведомостей» была помещена небольшая публикация «Жировицкая икона Божией Матери»40, в которой наряду с описанием истории явления иконы, краткой историей монастыря, приводятся и отдельные чудеса, совершенные по молитве пред чудотворной иконой. Публикация придерживается традиционных сведений по истории иконы и обители и лишена заметных недостатков.

В 1912 г. сын митрофорного протоиерея Александро-Невского храма г. Пружаны Гродненской губернии, профессор кафедры гражданской истории России Санкт-Петербургской духовной академии Платон Николаевич Жукович опубликовал в «Известиях отделения русского языка и словесности императорской Академии наук» уже упоминавшееся выше исследование, посвященное начальному периоду истории Жировичской иконы и обители41, которым он пред-

38 Диковский Н., протоиерей. Коронование Жировицкой чудотворной иконы Богоматери (1730 г. / протоиерей Н. Диковский) // Гродненские епархиальные ведомости. - 1901. - № 36. - С. 287-284; № 37. - С. 294-296; № 38. - С. 301-302; № 39. -С. 309-310; № 40. - С. 317-320; № 42. - С. 332-334; № 44. - С. 348-349; № 50. -С. 394-397; № 51. - С. 407-408.

39 Диковский Н., протоиерей. Коронование Жировицкой чудотворной иконы Богоматери (1730 г.) / протоиерей Н. Диковский. - Гродно : Губернская типография, 1902. - 63 с.

40 Жировицкая икона Божией Матери // ЛЕВ. - 1903. - № 36-37. - С 286-288.

41 Жукович, П. Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери / П. Жукович // Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук. - 1912. - Т. XVII. - Кн. 2. - С. 204.

варил публикацию обнаруженного им русскоязычного рукописного оригинала «Гистории» иеромонаха Феодосия (Боровика). В этом небольшом, но очень фундаментальном исследовании автор использовал все известные ранее источники, а также впервые ввел в научный оборот значительное количество новых документов. Можно сказать, что этим трудом профессор П.Н. Жукович подвел научную черту под всеми изысканиями в начальном периоде истории Жировичской обители, осуществлявшимися в XVII-XIX вв.

В 1938 г. настоятель Жировичской обители архимандрит Венедикт (Бобковский) составил описание «Чудотворная Жировицкая икона Божией Матери и Жировицкий монастырь». Рукопись этого труда находилась у митрополита Антония (Мельникова), а в настоящее время хранится в архиве Санкт-Петербургского епархиального управления, где она была выявлена студентом Минской духовной академии иереем Николаем Аникеевым в ходе написания им кандидатской диссертации42. Также в межвоенный период выходит несколько польскоязычных брошюр в жанре воспоминаний или путевых заметок43.

С 1956 по 1963 гг. наместником Жировичского монастыря и ректором находившейся в обители Минской духовной семинарии являлся архимандрит Антоний (Мельников), в 1965-1978 гг. занимавший Минско-Белорусскую кафедру в сане митрополита. В годы пребывания в Жировичах архимандрит Антоний по благословению Святейшего Патриарха Алексия Первого создал объемный труд «Жировицкий монастырь в истории западнорусских епархий»44, представленный и успешно защищенный им в качестве диссертации на соискание степени магистра богословия в Московской духовной академии в 1964 г. Труд владыки Антония никогда не из-

42 Аникеев Н., священник. Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986 гг.). Жизнь, церковная деятельность, письменное наследие : дис... канд. богословия / священник Н. Аникеев. - Жировичи : Минская духовная академия, 2004. - С. 476478.

43 Lorentz, S. Wycieczki slonimskie / S. Lorentz. - Slonim, 1933; Urban J., ks. W Byteniu i Zyrowicach / S. Lorentz // Oriens. Krakow, 1938. 1 1/2. S. 19-20; Charkiewicz, Walerjan. Zyrowice - lask krynice... - Slomin : nakladem Polskiego t-wa krajoznawczego, 1930. - 48 st.

44 Антоний (Мельников), архимандрит. Жировицкий монастырь в истории западнорусских епархий : дис. ... магистра богословия / архимандрит Антоний (Мельников). - Одесса, 1964. - Ч. 1-3. Машинопись.

давался. Один его машинописный экземпляр хранится в Церковно-археологическом музее Минской духовной семинарии, текст исследования был набран и приложен к тексту кандидатской диссертации выпускника Минской духовной академии священника Николая Аникеева «Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986 гг.). Жизнь, церковная деятельность, письменное наследие»45, которая, в свою очередь находится в библиотеке Минской духовной семинарии. В истории изучения прошлого Жировичской обители труд митрополита Антония занимает совершенно исключительное место, как по хронологическим рамкам исследования (с 1470 по 1956 гг.), объему (3 части, 5 глав, 476 страниц машинописного текста), так и по обширности собранного материала и глубине его проработки. Во всей историографии темы за все время существования Жировичской обители, вплоть до настоящего времени, не было создано более фундаментального и глубокого труда. Однако в силу разных причин труд владыки Антония не лишен недочетов и ошибок. В силу специфики церковно-государственных отношений в 1950-1960-е гг. и в связи с большой загруженностью на послушания наместника обители и ректора семинарии владыка Антоний не имел возможности работать в государственных архивах, выявлять и вводить в научный оборот новые документы, и поэтому источниковая база его исследования существенно ограничена теми документами, которые оказались в его распоряжении. Наиболее полная информация по истории обители в труде владыки Антония представлена за 1920-1950-е гг. -годы близкие или современные жизни автора.

В 1970 г. исполнилось 500 лет первого явления чудотворной Жировичской иконы. Этому событию была посвящена публикация46 в «Журнале Московской Патриархии» авторства протоиерея Петра Войтовича, в тот момент - настоятеля Александро-Невского храма г. Минска. Статья содержит уже известный исторический материал, проникнута душевным теплом автора, но, к сожалению, содер-

45 Аникеев Н., священник. Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986 гг.). Жизнь, церковная деятельность, письменное наследие : дис... канд. богословия / священник Н. Аникеев. - Жировичи : Минская духовная академия, 2004. - 560 с.

46 Войтович П., протоиерей. Жировицкая святыня (К 500-летию основания Жиро-вицкого монастыря и обретения Жировицкой иконы Божией Матери / протоиерей П. Войтович // Журнал Московской Патриархии. - 1970. - № 9. - С. 28-37.

жит некоторые заметные неточности: в частности, автор указывает, что боковые приделы Успенского собора освящены в честь святой Троицы и Сретения47.

В 1978-1989 гг. послушание благочинного Жировичской обители нес архимандрит Афанасий (Кудюк) (1927-2002)48. В библиотеке Минской духовной семинарии хранится небольшая по объему машинописная работа «Жировицкая икона Божией Матери и Свято-Успенский Жировицкий монастырь»49 описательного характера авторства архимандрита Афанасия в его бытность благочинным обители. Это описание вышло уже после написания и защиты фундаментального труда митрополита Антония (Мельникова) и, очевидно, целиком базируется на этом исследовании.

В 1990 г. на страницах «Вестника Белорусского Экзархата» была помещена публикация «Жировицкая святыня (По материалам митрополита Антония Мельникова)»50. Это предельно лаконичное описание истории иконы и обители не сопровождается научно-справочным аппаратом.

В 1991 г. профессор исторического факультета Белостокского универститета (Польша) Антон Миронович в исследовании «Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu Zyrowickiego»51, опубликованном в издании Варшавской христианской академии «Rocznik teologiczny», представил краткое, но научно емкое описание истории обители со ссылками на ключевую историографию, начиная с труда иеромонаха Феодосия Боровика. За авторской статьей следует публикация сочинения жировичского базилианского архимандрита Иосафата (Дубенецкого), написанного последним в 1652-1654 гг., рукопись которого хранится в архиве Санкт-Петербургского Инсти-

47 Там же. С. 36.

48 В 1980 г. рукоположен во епископа Пинского, викария Минской епархии, а в 1984-2002 гг. возглавлял Пермскую епархию.

49 Афанасий, архимандрит. Жировицкая икона Божией Матери и Свято-Успенский Жировицкий монастырь. Машинопись / архимандрит Афанасий. - [Б.м., б.г.] -11 л.

50 Жировицкая святыня (По материалам митрополита Антония Мельникова) // Вестник Белорусского Экзархата. - 1990. - № 3. - С. 33-37.

51 Mironowicz, A. Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu Zyrowickiego / А. Mironowicz // Rocznik teologiczny. - Warsz., 1991. - Т. 33. - N 1. - S. 195-218.

тута истории Российской академии наук52. Этот труд был издан в Вильно в 1653 г. фиЫешесЫ, Jozafat. Historja о obrazie Przeczystej Ма^ Zyrowickiej. Wilno, 1653) и в данном исследовании профессор А. Миронович провел сравнительный анализ текста по рукописи и по изданию 1653 г. Публикация предваряется вступительной статьей, содержащей краткое, но научно емкое описание истории обители со ссылками на ключевую историографию, начиная с труда иеромонаха Феодосия Боровика. Многие общеизвестны факты автор анализирует, перепроверяет и нередко высказывает собственную точку зрения.

С возрождением в 1989 г. Минской духовной семинарии появляются новые исследования ее студентов и выпускников, посвященные истории Жировичской обители, выполненные в формате дипломных бакалаврских работ. Среди них высокой научной ценностью обладают источниковедческие исследования инока Агафопода (Есояна) «Документы Свято-Успенского Жировичского мужского монастыря в фондах Литовского государственного исторического архива (кон. XVI в. - 40-е гг. ХХ в.)»53 и Алексея Кудина «Систематическо-библиографическое описание историко-архивного фонда Свято-Успенского Жировичского монастыря»54, которые наглядно показывают, сколь большое количество документов по истории обители не было известно предшествовавшим исследователям и до сих пор не включено в научный оборот. Отдельным этапам истории или отдельным персоналиям обители посвящены работы выпускников Минской духовной семинарии диакона Иоанна (Моисейчика) «Свято-Успенский Жировичский монастырь в ХХ столетии»55, ино-

52 Архив Санкт-Петербургского Института истории Российской академии наук. Фонд 52. - Оп.1. - Д. 270.

53 Агафопод (Есоян), инок. Документы Свято-Успенского Жировичского мужского монастыря в фондах Литовского государственного исторического архива (кон. XVI в. - 40-е гг. ХХ в.) : дипл. работа / инок Агафопод (Есоян). - Жировичи : Минская духовная семинария, 2011. - 64 с.

54 Кудин, А. Систематическо-библиографическое описание историко-архивного фонда Свято-Успенского Жировичского монастыря : дипл. работа / А. Кудин. -Жировичи : Минская духовная семинария, 2005. - 258 с.

55 Моисейчик, И., диакон. Свято-Успенский Жировичский монастырь в ХХ столетии : дипл. работа / диакон И. Моисейчик. - Жировичи : Минская духовная семинария, 1998. - 93 с. В 2012 г. автор этого труда был запрещен в служении решением Синода Белорусской Православной Церкви.

ка Авраамия (Голуба) «Подвижники благочестия Свято-Успенского Жировицкого монастыя ХХ столетия»56, А. Морзы «Архиепископ Ермоген (Голубев): жизнь и исповедничество»57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1999 г. в Москве вышла без указания авторства книга «Жировиц-кий Свято-Успенский монастырь»58, а в 2004 г. - ее второе, существенно расширенное и переработанное издание с новым названием - «История Жировицкого Свято-Успенского монастыря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников»59. Во втором издании указан и его составитель - игумения Гавриила (Глухова), настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного монастыря. Особое внимание составитель уделила истории обители в 1945-1989 гг., основываясь, как это указано в заглавии, на свидетельствах современников тех событий. В издании приводятся фотографии известных насельников обители, документов по ее истории, другие ценные материалы.

В 2008 г. вышел 19-й алфавитный том «Православной энциклопедии», в котором была помещена статья «Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь»60. Вероятно, на сегодняшний день это исследование (в издании оно занимает 8 страниц текста, снабженного иллюстрациями и библиографией) наиболее полно учитывает ключевую историографию темы и наиболее взвешенно, в краткой, присущей энциклопедическому изданию форме излагает историю явления чудотворной иконы и монастыря за все время его существования. Авторы этой статьи - протоиерей Георгий Соколов - доцент Минской духовной семинарии, кандидат богословия, и Александр Адамович Ярошевич

56 Авраамий (Голуб), инок. Подвижники благочестия Свято-Успенского Жировицкого монастыя ХХ столетия : дипл. работа / инок Авраамий (Голуб). - Жировичи : Минская духовная семинария, 2000. - 142 с.

57 Морза, Александр. Архиепископ Ермоген (Голубев) : жизнь и исповедничество : дипл. работа / А. Морза. - Жировичи : Минская духовная семинария, 1997.

58 Жировицкий Свято-Успенский монастырь. - Москва : Жировицкий Свято-Успенский монастырь, 1999. - 112 с.

59 История Жировицкого Свято-Успенского монастыря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников / Сост. игумения Гавриила (Глу-хова). - Москва, 2004. - 166 с.

60 Соколов Георгий, протоиерей. Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь / протоиерей Георгий Соколов, А.А. Ярошевич // Православная энциклопедия. - Москва : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. - Т. 19. - С. 263-271.

(1940-2016) - ведущий научный сотрудник отдела древнебелорус-ского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.

Изучением истории библиотеки Жировичского монастыря продолжает заниматься литовский исследователь Н.А. Морозова, проделавшая большую работу по выявлению современного местонахождения книг и рукописей библиотеки и их каталогизации61.

Прошлого Жировичской обители в разной мере касаются труды историков белорусской архитектуры и искусства62. В этом научном направлении можно выделить работы российской исследовательницы белорусского происхождения Инессы Николаевны Слюньковой «Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси»63 и «Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия»64. В первом исследовании автор кратко пересказывает историю обители, основываясь на общеизвестных публикациях, заимствуя из них и некоторые ошибочные мнения. Наибольшей ценностью исследования является ин-

61 Морозова, Н.А. Библиотека Жировичского монастыря: история книжного собрания / Н.А. Морозова // Славянская письменность Великого княжества Литовского : характерные черты и специфические особенности : сборник статей / сост. Н. Морозова. - Вильнюс, 2014. - С. 169-204; Морозова, Н.А. Предварительный список рукописей, принадлежавших библиотеке Жировичского монастыря / Н.А. Морозова // Славянская письменность Великого княжества Литовского : характерные черты и специфические особенности : сборник статей / сост. Н. Морозова. -Вильнюс, 2014. - С. 205-224.

62 Ярашэвiч, А. Жыровщю абраз Мащ Божай / А. Ярашэвiч / Энцыклапедыя псторьп Беларуси - Мшск, 1996. - Т. 3. - С. 384; Ярашэвiч, А. Жыровщю Свято-Успенсю муж-чынсю манастыр / А. Ярашэвiч / Энцыклапедыя исторып Беларуси - Мшск, 1996. -Т. 3. - С. 385; Жыровщкае евангелле / Памяць. Слошмсю раен / уклад. А.М. Тар-суноу. - Мшск : Белта, 2004. - С. 56; Трусов, О.А. Памятники монументального зодчества Белоруссии XI-XVII вв. // Архитектурно-исторический анализ / О.А. Трусов. - Минск : Навука i тэхшка, 1998. - 304 с.; Лаврецкий, Г. Православное зодчество Беларуси / Г. Лаврецкий. - Минск : Четыре четверти, 1995; Габрусь, Т.В. Мураваныя харалы : Сакральная архггэктура беларускага барока / Т.В. Габрусь. - Мшск : Урад-жай, 2001. - 287 с. ш.; Габрусь, Т.В. Саборы помняць усё: готыка i рэнесанс у сакральным дойлвдстве Беларуа / Т.В. Габрусь. - Мшск : Беларусь, 2007. - 167 с. : ш.

63 Слюнькова, И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси / И.Н. Слюнькова. - Москва : Прогресс-Традиция, 2002. - 600 с.

64 Слюнькова, И.Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи: пересоздание наследия / И.Н. Слюнькова. - Москва : Прогресс-Традиция, 2010. - 615 с., [16] л. цв. ил.

формация о строительстве и реконструкции монастырских храмов во второй половине XIX в., публикация уникальных архивных чертежей и фотографий. Во втором исследовании, среди прочего, автором публикуется информация о посещении Жировичской обители в 1864 г. профессором ИИ. Горностаевым по заданию Российского археологического общества65.

Наконец, в 2016 г. вышла книга слонимского журналиста Василия Афанасика «Неугасимая лампада: (из истории Жировичского монастыря)66. Стиль издания - живой, журналистский, ориентированный на читателя, ищущего общей информации о чудотворной иконе и монастыре.

Рассмотренные исследования и публикации можно структурировать хронологически следующим образом.

1-й период - униатский - с 1622 по 1839 гг. В этот период появляются описания явления и чудес чудотворной Жировичской иконы Божией Матери. Языки изданий - преимущественно польский, латинский, итальянский, что делало их недоступными для простого верующего народа, обращенного в унию.

2-й период - с 1839 по 1939 гг. В этот период возрождается православная Жировичская обитель. Большая часть изданий, посвященных Жировичской иконе и обители, выходит на русском языке и ориентирована на простых верующих. Одновременно начинается научное изучение истории монастыря.

3-й период - с 1939 по 1989 гг. В годы советской власти не было возможным публиковать исследования и описания по истории монастыря, однако в 1956-1964 гг. настоятелем Жировичской обители архимандритом Антонием (Мельниковым) был создан фундаментальный труд по истории обители, оставшийся неопубликованным.

4-период - с 1990 г. по настоящее время. Выходит целый ряд изданий описательного характера, а также отдельные источниковедческие, биографические и аогиорафиеские исследования.

65 Там же. С. 385.

66 Афанасик, В. Неугасимая лампада: (из истории Жировичского монастыря) / Василий Афанасик. - Слоним : Слонимская типография, 2016. -140, [3] с., [16] л. фот., портр.

Настоящий обзор историографии показывает, что исчерпывающего научного исследования прошлого Жировичской обители до сих пор не предпринято. Эта задача остается открытой перед современными исследователями.

Список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авраамий (Голуб), инок. Подвижники благочестия Свято-Успенского Жировицкого монастыя ХХ столетия : дипл. работа / инок Авраамий (Голуб). - Жировичи : Минская духовная семинария, 2000. - 142 с.

2. Агафопод (Есоян), инок. Документы Свято-Успенского Жировичского мужского монастыря в фондах Литовского государственного исторического архива (кон. XVI в. - 40-е гг. ХХ в.) : дипл. работа / инок Агафопод (Есоян). - Жировичи : Минская духовная семинария, 2011. - 64 с.

3. Аникеев Н., священник. Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986 гг.). Жизнь, церковная деятельность, письменное наследие : дис. ... канд. богословия / священник Н. Аникеев. - Жировичи : Минская духовная академия, 2004. - 560 с.

4. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Фонд 52. - Ед. хр. 164. - Collectanea Historyca o klasztorze Zyrowickim z spraw, y Relacij Ludzi wiadomych starych <.> not[o] wane przez X Antoniego Zawalzkiego Superyora Zyrowickiego (1713).

5. Афанасий, архимандрит. Жировицкая икона Божией Матери и Свято-Успенский Жировицкий монастырь. Машинопись / архимандрит Афанасий. - [Б.м., б.г.] - 11 л.

6. Афанасик, В. Неугасимая лампада: (из истории Жировичско-го монастыря) / Василий Афанасик. - Слоним : Слонимская типография, 2016. - 140, [3] с., [16] л. фот., портр.

7. Богомолец. Жировицкий Свято-Успенский монастырь / Богомолец // Прибавления к Церковным ведомостям. - 1891. - № 23. -С. 737-740.

8. Виленский календарь на 1894 год : одиннадцатый год издания. - 1893. - 300 с.

9. Войтович П., протоиерей. Жировицкая святыня (К 500-летию основания Жировицкого монастыря и обретения Жировицкой иконы Божией Матери / протоиерей Петр Войтович // Журнал Московской Патриархии. - 1970. - № 9. - С. 28-37.

10. Габрусь, Т.В. Мураваныя харалы : Сакральная архгоктура бе-ларускага барока / Т.В. Габрусь. - Мшск : Ураджай, 2001. - 287 с.

11. Габрусь, Т.В. Саборы помняць усё: готыка I рэнесанс у сакральным дойлщстве Беларус / Т.В. Габрусь. - Мшск : Беларусь, 2007. - 167 с.лл.

12. Галятовский, Иоанникий. Новое небо с новыми звездами, или Повествование о чудесах Богородицы, почерпнутое из достоверных преданий и древних летописей игуменом Иоанникием Галятовским, и напечатанное 1677 года в Чернигове на польско-русском языке : С присовокуплением сказаний о чудотворных иконах Богоматери Тихвинской, Владимирской, Одигитрии и прочих, также о положении ризы Богородицы во Влахернской церкви / Пер. 1849 г. Александрой Плохово. - Москва : Унив. тип., 1850. - 144 с.

13. Гистория або повесть людей розных, веры годных, о образе чудовном пренасветейшое Девы Марии Жировицком в повете Слонимском / подг. к публ. и вступ. статья П. Жуковича // Известия Отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук. - Санкт-Петербург, 1912. - Кн. 2. - С.245-249.

14. Диковский Н., протоиерей. Коронование Жировицкой чудотворной иконы Богоматери (1730 г.) / протоиерей Н. Диковский // Гродненские епархиальные ведомости. - 1901. - № 36. - С. 287-284; № 37. - С. 294-296; № 38. - С. 301-302; № 39. - С. 309-310; № 40. -С. 317-320; № 42. - С. 332-334; № 44. - С. 348-349; № 50. - С. 394-397; № 51. - С. 407-408.

15. Диковский Н., протоиерей. Коронование Жировицкой чудотворной иконы Богоматери (1730 г.) / протоиерей Н. Диковский. -Гродно : Губернская типография, 1902. - 63 с.

16. Диковский, Н., С[священник]. Борьба Жировицкого монастыря с еврейством / священник Н. Диковский // Литовские епархиальные ведомости (ЛЕВ). - 1896. - № 27. - С. 285-289.

17. Древнее сказание о Жировицах и чудотворном образе Жировицкой Богоматери / предисл. священник Лев Паевский. -

Гродна : Губернская типография, 1897. - Переиздание - Гомель, 1994.

18. Жировицкая икона Божией Матери // ЛЕВ. - 1903. - № 36-37. -С. 286-288.

19. Жировицкая святыня (По материалам митрополита Антония Мельникова) // Вестник Белорусского Экзархата. - 1990. - N° 3. -С. 33-37.

20. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жиро-вицкая обитель. - Гродна : Губернская типография, 1907. - 32 с.

21. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жиро-вицкая обитель. - Вильна : тип. О. Блюмовича, 1867. - 30 с.

22. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - 2-е изд., доп. - Вильна : тип. А.Г. Сыркина, 1893. - 31 с.

23. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - Гродна : Губ. тип., 1907. - 31 с.

24. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жиро-вицкая обитель. - [Перепеч. без изм. с 1 изд.]. - [Супрасль] : Тип. Супральского монастыря, 1919. - 30 с.

25. Жировицкий Свято-Успенский монастырь. - Москва : Жи-ровицкий Свято-Успенский монастырь, 1999. - 112 с.

26. Жукович, П. Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери / П. Жукович // Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук. - 1912. -Т. XVII. - Кн. 2. - С. 175-249.

27. Жыровщкае евангелле / Памяць. Слошмсю раен / уклад. А.М. Тарсуноу. - Мшск : Белта, 2004. - С. 56.

28. Иоанникий [Галятовский], иеромонах. Небо новое, з новыми звездами сотворенное, тоест Преблагословенная Дева Мариа Богородица з чудами Своими / иеромонах Иоанникий [Галятов-ский]. - Львов : В типографии Михаила Слиозки, 1665. - 140 л.

29. История Жировицкого Свято-Успенского монастыря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников / Сост. игумения Гавриила (Глухова). - Москва, 2004. - 166 с.

30. Книга Беларуси XIV-XVШ веков [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://belbook.nlb.by/items/show/250#?c=0&m= 0&s=0&cv=0

31. Кудин, А. Систематическо-библиографическое описание исто-рико-архивного фонда Свято-Успенского Жировичского монастыря : дипл. работа / А. Кудин. - Жировичи : Минская духовная семинария, 2005. - 258 с.

32. Лаврецкий, Г. Православное зодчество Беларуси / Г. Лав-рецкий. - Минск : Четыре четверти, - 1995.

33. Материалы для истории Жировицкого монастыря / пер. архимандрит Николай [Редутто] // ЛЕВ. - 1864. - № 4. - С.131-134.

34. Мшалай, манах. Жыровщю цудатворны абраз / манах М> калай / Памяць. Слошмсю раен / уклад. А.М. Тарсуноу. - Мшск : Белта, 2004. - С. 53-54.

35. Моисейчик, И., диакон. Свято-Успенский Жировичский монастырь в ХХ столетии : дипл. работа / диакон И. Моисейчик. -Жировичи : Минская духовная семинария, 1998. - 93 с.

36. Морза, Александр. Архиепископ Ермоген (Голубев) : жизнь и исповедничество : дипл. работа / А. Морза. - Жировичи : Минская духовная семинария, 1997.

37. Морозова, Н.А. Библиотека Жировичского монастыря: история книжного собрания / Н.А. Морозова // Славянская письменность Великого княжества Литовского : характерные черты и специфические особенности : сборник статей / сост. Н. Морозова. - Вильнюс, 2014.- С. 169-204.

38. Морозова, Н.А. Предварительный список рукописей, при-надлежавшихбиблиотекеЖировичскогомонастыря/Н.А.Морозова// Славянская письменность Великого княжества Литовского : характерные черты и специфические особенности : сборник статей / сост. Н. Морозова. - Вильнюс, 2014. - С. 205-224.

39. Орловский, Е. М[естечко]. Жировицы: (Краткое историческое описание) / Е. Орловский // Виленский календарь на 1894 г. -Вильна, 1893. - С. 217-230.

40. Паевский, Лев, священник. Жировицкий и Брест-Литовский архивы, (к вопросу о значении провинциальных архивов для Западнорусского края) ; Город Брест-Литовск и его древние храмы / священник Лев Паевский. - [Б. м. : б. и., между 1893 и 1917]. -51 с.

41. Пуцко, Васшь. Жыровщкая шона Божае Мащ / В. Пуцко // Полацак (Выданьне Беларускага культурна-асьветнщкаого цэнтру. Ктуленд. ЗША. - 1993. - № 4 (24). - С. 3-8.

42. Слюнькова, И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. - Москва : Прогресс-Традиция, 2002. - 600 с.

43. Слюнькова, И.Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи: пересоздание наследия / И.Н. Слюнькова. - Москва : Прогресс-Традиция, 2010. - 615 с., [16] л. цв. ил.

44. Соколов, Георгий протоиерей, Ярошевич, А.А. Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставро-пигиальный мужской монастырь / протоиерей Георгий Соколов, А.А. Ярошевич // Православная энциклопедия. - Москва : ЦНЦ «Православная энциклопедия», - 2008. - Т. 19. - С. 263-271.

45. Трусов, О.А. Памятники монументального зодчества Белоруссии XI-XVII вв. / О.А. Трусов / Архитектурно-исторический анализ. - Минск : Навука i тэхшка, 1998. - 304 с.

46. Хлебцевич, И.А. Жировицкое Братство Милосердия Пресвятой Девы Марии / И. А. Хлебцевич // ЛЕВ. - 1900. - № 41.- С. 370-371; № 42. - С. 380-382; № 43. - С. 392-394; № 44. - С. 339-341; № 45. -С. 354-356.

47. Ярашэвiч, А. Жыровщю абраз Мащ Божай / А. Ярашэвiч / Энцыклапедыя псторьи Беларусь - Мшск, 1996. - Т. 3. - С. 384.

48. Ярашэвiч, А. Жыровщю Свято-Успенсю мужчынсю ма-настыр / А. Ярашэвiч / Энцыклапедыя псторыи Беларусь - Мшск, 1996. - Т. 3. - С. 385.

49. Annus Coelistis Jesu regis et Mariae Reginae Sanctorum omnium / Johannes Nadasi. - Ed. IV. - Coloniae Ubiorum, 1667. - 552 p.

50. Atlas Marianus, quo sanctae Dei genitricis Mariae imaginum miraculosarum originis duodecim historiarum centuriis explicantur / Wilhelm Gumppenberg. Monachii, 1672; (Современное переиздание с переводом и научным комментарием: L'Atlas Marianus de Wilhelm Gumppenberg: édition et traduction. Neuchâtel : Éditions Alphil-Presses universitaires suisses, 2015. - 512 р.).

51. Charkiewicz, Walerjan. Zyrowice - lask krynice... / Walerjan Char-kiewicz. - Slomin : nakladem Polskiego t-wa krajoznawczego, 1930. - 48 str.

52. De Laboribus unitorum [1664] / Jacob Susza // Annales Ecclesiae Rutheniae... auctore Michaele Harasiewicz. - Leopoli, 1862. - P. 298-349.

53. Jöcher, Christian Gottlieb. Allgemeines Gelehrten-Lexicon : Darinne die Gelehrten aller Stände sowohl männ - als weiblichen Geschlechts / Jöcher, Christian Gottlieb; Adelung, Johann Christoph; Rotermund, Heinrich Wilhelm. - Leipzig : Gleditsch, 1750-1897. -Bd. 15. - Bremen, 1816. - Col. 374.

54. Kulczynski, Ignazio. Diaspro Prodigioso Di tre Colori ovvero Narrazione istorica Delle tre Imagini Miracolose della Beata Vergine Maria: La prima, di Zyrovvice in Lituania, la Seconda, del Pascolo in Roma, e la Terza Copia della Seconda parimente in Zyrovvice detta da quei Popoli Romana / Scritta da Ignazio Kulczynski. - In Roma : Nella Stamperia dell' Ansillioni al Corallo, 1732. - XXIV, 254 s.

55. Lorentz, S. Wycieczki slonimskie / S. Lorentz. - Slonim, 1933.

56. Mironowicz, A. Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu Zyrowickiego / A. Mironowicz // Rocznik teologiczny. - Warsz., 1991. - T. 33. - N 1. - S. 195-218.

57. Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in magno Litvaniae ducatu pertinentium / Collecta ab Alberto Wiiuk Kojalowicz. - Vilnae : Typis Academicis, 1650. - 128 p.

58. Nardi, Isidor. Relacya historyczna o ziawieniu cudownego obrazu Naswietszey Panny Zyrowickiey, nazwanego po wlosku Del Pascolo od Zyru w Rzymie przy Gorach w Resydencyi WW. OO. Bazylianow Ruskiego Narodu po wlosku wydana teraz przetlumaczona przez Ign. Kulczynskiego / Isidor Nardi. - Suprasl, 1728.

59. Nardi, Isidoro. Relazione della imagine d. Madonna del Pascolo / Isidoro Nardi. Roma, 1721.

60. Urban, J. W Byteniu i Zyrowicach / J. Urban // Oriens. - Krakow, 1938. - 1/2. - S. 19-20.

THE HISTORY OF THE STUDYING THE PAST OF ZHIROVICHI DORMITION MONASTERY

Archdeacon Pavel Bubnov

The article concerns on the history of the studying the past of Zhirovichi Dormition monastery on the basis of publications in 1622-2016. Identified works are analyzed and it is shown its locations.

Keywords: A. Kudin, A. Yaroshevich, Abess Gavrila (Gluhova), Alexander Soltan, Anton Mironovich, Antony Zavadsky, Archmandrit Afanasy (Kudyuk), Archmandrit Benedikt (Bobkosky), Archmandrit Nikolaj (Redutto), Archpriest Georgy Sokolov, Archpriest Nikolay Dikovsky, Archpriest Petr Voytovich, Bishop Paisy (Vinogradov), Bishop Pavel (Dobrohotov), Coronation of the icon, Evstafy Orlovsky, Grodno diocese newspaper, Hieromonk Ioanniky (Goljatovsky), Hieromonk Theodosy (Borovik), Ignaty Kulchinsky, Ignaty Stebelsky, Inessa Sljunkova, Iosafat Dubenecky, Isidor Nardi, Lithuanian diocese newspaper, Metropolitan Antony (Melnikov), Miraculous icon of Mother of God of Zhirovichi, Monk Agafopod (Esojan), New heaven, Platon Zhukovich, Priest Lev Pajevsky, Vasily Afanasik, Zhirovichi Monstery of Dormition of Mother of God.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.