Протоиерей Александр Романчук
Неизвестная фотография митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко)
В статье рассказывается об открытии неизвестной ранее фотографии - нового материального исторического источника, связанного с жизнью митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), окружавших его лиц, а также с возникновением фотографического искусства на территориях современных Беларуси и Литвы. Прослеживается запутанная история этого памятника, называются люди, благодаря которым он появился и дошел до наших дней.
Ключевые слова: Бржозовский И., Вильно, доктор А. Страус, Жировичский монастырь, митрополит Антоний (Мельников), митрополит Иосиф (Семашко), Цебрикова София, Цебриков Михаил, фотография.
Летом 2015 г. в одном из помещений Успенского Жировичского монастыря случайно была обнаружена старинная фотография. Ее размер невелик: он составляет 9*6 см. Снимок напечатан на очень плотной фотографической бумаге, гораздо более плотной, чем та, которая используется сейчас для изготовления открыток. Края карточки ровные, без узорчатых вырезов, по ее левому краю проходит нанесенная тиснением без выделения цветом надпись:
«д-р СТРАУС С^БИЛЬН^^) БРЖОЗОВСКИЙ».
Фотография содержит весьма интересное, а с некоторой точки зрения загадочное изображение. В его центре находится богато украшенный гроб с телом почившего православного епископа в
полном богослужебном облачении. В руках покойного владыки напрестольный Крест и Святое Евангелие; лицо открыто, Воздух, который, согласно церковному Уставу, должен его закрывать от посторонних взоров, отсутствует. Вокруг гроба в порядке, в котором чувствуется рука знакомого с законами композиции мастера, расставлены атрибуты архиерейского сана: дикирий и трикирий, рипиды, посох. Нижняя часть гроба накрыта епископской мантией. В головах покойного стоят церковные светильники, за ними можно рассмотреть аналой с лежащим на нем Святым Евангелием. Фон изображения - это, по всей вероятности, оштукатуренная стена без каких-либо рисунков и узоров. Более определенно сказать трудно. В центре, в результате используемой фотографом вспышки, фон ярко освещен, а по краям снимка - погружен в сумрак, что мастерски оттеняет находящиеся на переднем плане предметы.
Во время обнаружения фотография была помещена в лакированную деревянную рамку размером 13,5^10,5 см. Рамка имеет приспособления, позволяющие как повесить фотографию на стену, так и поставить ее на столе. Примечательно, что на обратной стороне рамки имеется чернильный штамп, из которого следует, что она была изготовлена в г. Киров (ныне - Вятка) некоей артелью «Идеал». Год изготовления не указан, но подобные рамки для фотоснимков изготавливались в 1960-1970-е гг.
Поверхностный осмотр найденной фотографии поставил ряд естественных вопросов: кто запечатлен на снимке, когда, где и кем он был сделан; почему лицо почившего архиерея открыто вопреки церковному Уставу; связан ли покойный с Жировичской обителью; каким образом эта фотография попала в монастырь. В ходе более детального знакомства с находкой на все вопросы постепенно нашлись ответы. Они напомнили о, пожалуй, самом сложном периоде в жизни белорусского Православия и о том церковном иерархе, благодаря которому Белорусская Православная Церковь является самой большой по численности конфессией в современной Республике Беларусь.
Надо сказать, что найденная в Жировичах таинственная фотография хранила свою тайну не долго. Подсказка к решению всех проблем нашлась сразу после того, как снимок был извлечен из своей рамки. На его обратной стороне обнаружилась сделанная шариковой ручкой надпись: «Митрополит Иосиф Семашко». Стало понятно, кто изображен на фотокарточке. Стало также понятно,
Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко) в гробу Фото 1868 г. Из фондов церковно-археологического музея Минской духовной семинарии
что тот самый человек, который подписал фотографию, вставил ее в рамку, и произошло это вскоре после изготовления самой рамки, то есть в 1960-х или в 1970-х гг. Правда, добавился еще один вопрос: кто в 1970-е гг. владел этим снимком, знал его историю и позаботился о его сохранности?
Ответить на этот вопрос достаточно просто. В 1950-1970-е гг. белорусские церковные древности собирал митрополит Антоний (Мельников), который с 1956 по 1963 гг. являлся ректором Минской духовной семинарии в Жировичах, а с 1965 по 1978 гг. возглавлял Минскую и Белорусскую архиерейскую кафедру. Сравнение почерка, которым была сделана надпись на найденной фотографии, с известными образцами почерка митрополита Антония, которых в Жировичском монастыре осталось довольно много, подтвердило, что именно владыка Антоний держал в руках этот фотоснимок и лично его подписал.
Многие из собранных в Белоруссии артефактов высокопреосвященный Антоний увез с собой после своего перевода на Ленинградскую кафедру в 1978 г. Однако часть старинных предметов осталась в Жировичском монастыре. Долгое время они хранились в отдельном помещении - в некотором роде монастырском музее. Как выяснилось, там эту фотографию видели многие насельники Жировичской обители. Правда, никто не представлял себе ценности этого снимка, и даже память о том, кто запечатлен на нем, оказалась со временем утраченной, поскольку рамку никто не разбирал и не читал сделанную на обратной стороне фотографии надпись. В какой-то момент фотография оказалась в частных руках, и такое положение сохранялось до настоящего времени.
Таким образом, судьба найденной фотографии в последние десятилетия ХХ и в нач. XXI в. стала понятной.
Также достаточно просто нашелся ответ на вопрос об авторе снимка. Как уже упоминалось, по краю фотографии идет фирменная надпись, сообщающая, что она была произведена в мастерской Бржозовского и доктора Страуса (иначе - Штрауса). Это было одно из первых на белорусско-литовских землях фотографическое ателье, располагавшееся на улице Мостовой в Вильно. Иосиф Бржозовский являлся предпринимателем, а Александр Штраус был выпускником Санкт-Петербургской академии художеств, одним из тех живописцев, которые в середине XIX в. увлеклись новым способом отображения окружающего мира - фотографией. С 1864 по
1869 гг. Бржозовский и Штраус совместно владели фотомастерской на Мостовой улице, разделяя сферы деятельности: Бржозовский вел дела, а доктор Штраус занимался непосредственным изготовлением художественных фотоснимков. Именно он с помощью допотопной фотокамеры при вспышке магния запечатлел ту картину, которую мы видим на снимке: тело почившего владыки Иосифа в гробу, окруженное атрибутами архиерейского сана. То, что автором найденной фотографии являлся профессиональный художник, в полной мере объясняет композиционную органичность сделанного изображения, его художественную безупречность. Нужно отдать должное мастерству доктора Александра Штрауса, которое в полной мере восполнило техническое несовершенство фотографии того времени.
С достаточной точность можно сказать о дате, когда был сделан обнаруженный в Жировичах снимок. Известно, что митрополит Иосиф (Семашко) скончался в своих покоях в Вильно в 13 ч. 30 м. 6 декабря 1868 г. На следующий день его тело облачили, положили во гроб и после совершения Божественной Литургии, т.е. приблизительно в 12 часов дня, поместили в Крестовую церковь архиерейского дома. 8 декабря гроб был перенесен в Виленский кафедральный Никольский собор. Поскольку гроб с телом почившего стоит придвинутым к стене, на которой нет икон, то очевидно, что он сделан не в храме. Иначе фон фотоснимка должен был бы быть совсем иным. Следовательно, доктор Штраус сфотографировал покойного владыку тогда, когда гроб с его телом находился еще в личных апартаментах митрополита - утром 7 декабря 1868 г.
После проведенного исследования оставались следующие вопросы: как сделанная в Вильно фотография попала в Жирович-скую обитель, а также кто заказал ее изготовление, с учетом того, что в то время фотография представляла собой весьма дорогостоящее дело.
Подсказкой при ответе на эти вопросы может послужить определение времени и места, когда было сделано это фото, а также та деталь, которая вызвала недоумение при первом же взгляде на него: открытое вопреки церковному Уставу лицо почившего архиерея. Такой снимок мог быть заказан только тем человеком или теми людьми, которые имели доступ к телу усопшего владыки в любое время, располагали достаточным средствами и очень хотели
сохранить о митрополите Иосифе личную память. Именно поэтому открыто лицо архипастыря, именно поэтому снимок имеет не официальный, а скорее интимный характер. Можно говорить о том, что это один из первых примеров такого явления, как фотография почившего человека, сделанная по заказу близких родственников.
Известно, что самым близким человеком владыки Иосифа в 1850-1860-е гг. была его родная сестра - Елена, бывшая замужем за кафедральным протоиереем Виктором Гомолицким, служившим в Виленском кафедральном соборе. С семьей Елены Иосифовны Гомолицкой, ее мужем и детьми, высокопреосвященный Иосиф проводил свой досуг. Также он поддерживал Гомолицких материально, в частности, помог им приобрести в Вильно собственный дом1. С достаточной уверенностью можно предположить, что именно Гомолицкие заказали посмертный снимок Литовского митрополита. Для этого у них были не только личные мотивы, но и достаточные средства.
Данное предположение в полной мере объясняет появление этой фотографии в Жировичах. Дело в том, что семья Гомолицких была большой и имеющей давнюю, идущую еще из унии традицию церковного служения. Отец протоиерея Виктора Гомолицкого -кафедральный протоирей Ипполит Гомолицкий - был активным участником подготовки и совершения воссоединения униатов, произошедшего в 1839 г., ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского кафедрального собора. Дочь брата протоиерея Виктора - Тита Ипполитовича Гомолицкого - София Титовна Гомолицкая, была замужем за Михаилом Яковлевичем Цебриковым, который преподавал в Жировичском духовном училище с 1897 по 1915 гг. и в Минской духовной семинарии, располагавшейся в Жировичском Свято-Успенском монастыре, с 1946 по 1952 г. По-видимому, Елена Иосифовна Гомолицкая, скончавшаяся в 1889 г., оставила какие-то свои личные вещи, среди которых была и фотография ее брата - митрополита Иосифа, племяннице своего мужа - Софии Титовне Цебриковой.
Семья Цебриковых долгие годы проживала в Жировичах, оставив о себе среди местных жителей добрую память. София
1 Иосиф (Семашко), митрополит. Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: в 3 т. / митрополит Иосиф (Семашко). - Санкт-Петербург : Типография императорской Академии Наук, 1883. - Т. 1. - С. 271-272.
Титовна скончалась в 1967 г., а Михаил Яковлевич умер в 1968 г2. В последние годы жизни они тесно общались с митрополитом Антонием (Мельниковым), к которому в какой-то момент и перешли их старинные семейные реликвии.
Таким образом, обнаруженная в Жировичском монастыре фотография позволяет увидеть запечатленный на бумаге реальный образ митрополита Иосифа (Семашко) - человека, изменившего исторический путь белорусского народа. Это фото относится к первым опытам фотографии на белорусских землях. История ее появления увлекательна, она рассказывает об очень теплых взаимоотношениях в кругу самых близких для митрополита Иосифа (Семашко) людей, свидетельствует о почтительном отношении к архиерею-воссоединителю. В то же время судьба этой фотографии, особенно в недавние десятилетия, говорит о том, что в среде православных еще пока не сложились прочные традиции бережного отношения к церковным древностям. Это дурно. Представляется, что важнейшей задачей в настоящее время является развитие церковного краеведения, включающего в себя, помимо прочего, собирание и сохранение материальных свидетельств прошлых лет.
Напоследок остается сказать, что посмертный снимок Высокопреосвященного Иосифа передан в Церковно-археологический музей Минской духовной семинарии и в настоящее время находится в его экспозиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспоминания Софии Титовны Цебриковой (1874-1967) // Но-вогрудские епархиальные ведомости. - № 1. - 2007. - С. 13-19.
2. Иосиф (Семашко), митрополит. Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: в 3 т. / митрополит Иосиф (Семашко). - Санкт-Петербург : Типография императорской Академии Наук, 1883. - Т. 1. -745 с., [1] л. портр.
2 Воспоминания Софии Титовны Цебриковой (1874-1967) // Новогрудские епархиальные ведомости. - № 1. - 2007. - С. 13-19.
THE UNKNOWN PHOTO METROPOLITAN OF LITHUANIA AND VILNA JOSEPH (SEMASHKO)
Archpriest Alexander Romanchuk
The article describes the discovery of previously unknown picture -new historical source material associated with the life of metropolitan of Lithuania and Vilna Joseph (Semashko), the people which surrounded him, and with the emergence of photographic art in the territories of modern Belarus and Lithuania. In this article, we can observe the complicated story of this monument and names of the people by whom this picture appeared and survives today.
Keyword: Brzhozovsky I., Dr. A. Strauss, Metropolitan Anthony (Mel-nikov), Metropolitan Joseph (Semashko), photography, Tsebrikov Mikhail, Tsebrikova Sofia, Vilnius, Zhirovichi Monastery.