Научная статья на тему 'Вклад протоиерея Евстафия Михайловского в сохранение Сынковичского храма'

Вклад протоиерея Евстафия Михайловского в сохранение Сынковичского храма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ГРОДНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ / ГРОДНЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / ЕПИСКОП ИОАКИМ (ЛЕВИЦКИЙ) / ЖИРОВИЦКИЙ ОКРУЖНОЙ УЧИЛИЩНЫЙ СЪЕЗД / ИМПЕРАТОРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / КОЛОКОЛЬНЯ / ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЛИТОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / ЛИТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ / МАТФЕЙ ЕСЬМАН / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / МИТРОПОЛИТ ИОСИФ (СЕМАШКО) / МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ / СВЯЩЕННИК ЕВСТАФИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ / СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР (ПОЛЯНСКИЙ) / СИМЕОН РЫПИНСКИЙ / СЫНКОВИЧИ / ХРАМ СВЯТОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубнов Павел Владиленович

В статье рассматривается состояние храма святого Архистратига Михаила в деревне Сынковичи Зельвенского района Гродненской области Республики Беларусь в период 1837-1904 гг. и вклад в его сохранение настоятеля Сынковичского прихода в 1872-1904 гг. священника Евстафия Михайловского. Исследование основывается на уникальных архивных документах и публикациях в церковной периодике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад протоиерея Евстафия Михайловского в сохранение Сынковичского храма»

Протодиакон Павел Бубнов

Вклад протоиерея Евстафия Михайловского в сохранение Сынковичского храма

В статье рассматривается состояние храма святого Архистратига Михаила в деревне Сынковичи Зельвенского района Гродненской области Республики Беларусь в период 1837-1904 гг. и вклад в его сохранение священника Евстафия Михайловского, являвшегося настоятелем в 1872-1904 гг. Исследование основывается на уникальных архивных документах и публикациях в церковной периодике.

Ключевые слова: Архив Института истории материальной культуры, Гродненская епархия, Гродненские епархиальные ведомости, епископ Иоаким (Левицкий), Жировицкий окружной училищный съезд, Императорская археологическая комиссия, колокольня, Литовская епархия, Литовские епархиальные ведомости, Литовский государственный исторический архив, Матфей Есьман, Министерство внутренних дел Российской империи, митрополит Иосиф (Семашко), митрополит Макарий (Булгаков), Российский государственный исторический архив, священник Евстафий Михайловский, священно-мученик Петр (Полянский), Симеон Рыпинский, Сынковичи, храм святого Архистратига Михаила.

Удивительный памятник православного церковного зодчества Беларуси - храм святого Архистратига Михаила в деревне Сынковичи -известен каждому культурному гражданину нашего Отечества. В настоящее время этот храм, благодаря усилиям прихода, государства, многих заинтересованных лиц, находится, вероятно, в лучшем за всю свою многовековую историю состоянии. Существенный вклад в сохра-

нении храма до наших дней внес его настоятель в 1872-1904 гг. - священник Евстафий Михайловский. В 1872 г. ему достался удивительный памятник церковного зодчества в самом плачевном состоянии. Более того, все известные к настоящему времени описания храма в ХУП-Х1Х вв. также свидетельствуют о его плачевном состоянии.

Окончательный ответ на вопрос датировки храма все еще не дан, хотя новейшие исследования позволили значительно продвинуться в решении этой проблемы1. Церковная традиция предположительно датирует храм 1407 г., что значит, что в нынешнем 2017 г. ему уже исполнилось 610 лет.

Однако первый известный на настоящее время документ по истории храма датируется 1696 г. В том году Сынковичский храм был посещен визитатором, который составил краткий акт, выявленный в документах «Архива западно-русских униатских митрополитов», который хранится в Российской государственном историческом архиве. Этот акт спустя 100 лет существования Брестской унии отражает общий упадок церковной жизни, коснувшийся и Сын-ковичского храма. В акте говорится о том, что церковь нахо-дится в ведении отцов-базилиан (т.е. униатского монашеского ордена святителя Василия Великого, ближайший центр которого находился в Жировичском монастыре) и пребывает под патронажем Матфея Есь-мана (владельца Сынкович). «Фундуш (т. е. средства на содержание церкви - П.Б.), золото и серебро, утрачены, частично из-за неприятеля, а частично - из-за недосмотра наших священников. Так, не смогли мы узнать, когда прибыли, куда дел, его преподобие, отец Коленда, базилианин из Жирович, церковный потир, который он забрал из церкви»2. Настоятелем Сынковичской униатской церкви в 1696 г. являлся священник Афанасий Журомский3.

Гораздо более подробное описание Сынковичского храма было составлено во время его визитации в 1784 г. И в этом акте мы находим свидетельства плачевного состояния храма. В частности, со-

1 Бубнов П., протодиакон. Крепость Духа: история и современность прихода храма святого Архистратига Михаила в Сынковичах / протодиакон Павел Бубнов. -Минск : Четыре четверти, 2017. - С. 19-35.

2 Российский государственный исторический архив (РГИА). - Фонд 823. - Оп. 3. -Д. 420. - Л. 5.

3 Там же.

общается, что в окне притвора нет стекла, окна в самом храме «все разрушены», кирпичный пол в храме тоже значительно поврежден4. Внутренне убранство храма в значительной мере напоминает католический храм латинского обряда, что отражало имевшую место в тот период общую тенденцию латинизации униатского богослужения и Униатской Церкви в целом5.

Следующее по времени свидетельство о храме связано с личностью митрополита Иосифа (Семашко). Этот выдающийся деятель Православной Церкви также оставил свой след в истории Сынкович-ского храма. Летом 1837 г. он посетил Сынковичский храм и обнаружил, что храм находится в ужасном состоянии. Вот что владыка Иосиф сообщил в Литовскую духовную консисторию 1 ноября 1837 г.: «Посетив лично нынешним летом Слонимского уезда Сынковицкую церковь, я нашел этот достаточно примечательный каменный древний храм совершенно запущенным. Крыша оного со всех сторон просвечивает, а на одной из башен даже сдвинута в сторону, от чего чрез все отверстия в каменном своде протекает дождевая вода, а карнизы по большей части обрушились. Местный исправник объявил мне тогда, что он по предписанию г[осподина] генерал-губернатора принял уже меры к скорейшей починке сей церкви местными владельцами, и затем я не делал уже никаких по сему предмету сношений. Предлагаю консистории донести мне, в сколько уже совершена починка означенной Сынковицкой церкви, а о продолжении работ доносить мне постоянно»6. В этом кратком сообщении виден итог униатского периода в истории Сынковичского храма: храм чуть не пришел в запустение, и если бы не внимание Преосвященного Иосифа, не исключено, что он мог и разрушиться, как разрушились другие древние православные храмы в униатский период.

Однако мало кому известно имя человека, внесшего решающий вклад в спасение этой святыни от ее окончательного разрушения временем и человеческим равнодушием.

4 Литовский государственный исторический архив (ЛГИА). - Фонд 634. - Оп. 1. -Д. 53. - Л. 35.

5 ЛГИА. Фонд 634. - Оп. 1. - Д. 53. - Л. 36-37.

6 ЛГИА. Фонд 605. - Оп. 4. - Д. 5. Дело о починке Сынковицкой церкви. 1837-1839 гг. -Л. 1.

С 1872 по 1903 г. настоятелем Сынковичского храма в честь Архистратига Божия Михаила являлся священник Евстафий Михайловский.

Он родился в 1848 (или 1849) г.7 В 1869 г. он окончил Вилен-скую духовную семинарию и митрополитом Виленским и Литовским Макарием (Булгаковым) был рукоположен во диакона к Вилен-скому Никольскому кафедральному собору8. Знакомство с молодым и образованным священнослужителем привело владыку Макария к мысли о том, что именно такой человек сможет внести существенный вклад в сохранение древнего Сынковичского храма и потому 29 июня 1872 г. священник Естафий Михайловский был назначен настоятелем храма.

Спустя 22 года после назначения отца Евстафия в Сынковичи, в день 25-летия его служения в священном сане, один из собратьев-священников так охарактеризовал положение храма и прихода в момент назначения отца Евстафия: «Эта древняя святыня, носящая на себе печать восьми столетий, была забыта, заброшена, на месте святе водворялась мерзость запустения; замечательный седой древностью православный Божий храм, бывший свидетелем на протяжении восьми веков непрестанной борьбы между латинством и православием, и наконец, увидевший в нашей богоспасаемой стране торжество православия, стоял без кровли, без ограды, ушедший на несколько локтей в землю, с самым печальным видом, и только, мнилось, ждал и не мог дождаться своего устроителя; сообразно с ним и приход так же, как и храм сей, нуждался в надлежащем пастыре и руководителе»9.

Большим испытанием в жизни отца Евстафия стала смерть его матушки Надежды Федоровны 18 октября 1872 г. и их сына Владимира (13 марта 1873 г., пяти месяцев от роду). Их могила до сих пор сохраняется на церковном погосте недалеко от северной

7 Архив Института истории материальной культуры Российской Академии наук (АИИМК РАН). Фонд Р-111. - Д. 3137. Метрика Сынковичской церкви. 1887 г. -Л. 21.

8 О переменах и вакантных священнических местах в Литовской епархии // Литовские епархиальные ведомости (ЛЕВ). - 1869. - № 19. - С. 1146.

9 Празднование 25-летия служения в священном сане священника Евстафия Михайловского // ЛЕВ. - 1895. - № 14. - С. 131-134.

Самое раннее известное фото Сынковичского храма, сделанное по инициативе священника Евстафия Михайловского в 1881 г. (РГИА. Фонд 1284. - Оп. 228. - Д. 46. - Л. 7)

стены храма. Однако это горе не лишило отца Евстафия ревности к исполнению своих пастырских обязанностей.

Прежде чем приступить к ремонту храма, отец Евстафий организовал повсеместный сбор пожертвований. Так, в 1880 г. «Литовские епархиальные ведомости» сообщали о том, что на ремонт церкви было пожертвовано разными лицами более 300 рублей, а также еще дополнительно пиломатериал и другие необходимые для храма предметы10. То же издание в 1884 г. сообщило о разнообразных пожертвованиях и поступлениях на ремонт храма на общую сумму более 800 рублей11.

Усердие молодого настоятеля было замечено епархиальными властями. 25 октября 1880 г. священник Евстафий Михайловский «за усердную службу» был награжден правом ношения набедренника12. А 14 июля 1881 г. было преподано архипастырское благословение священнику Евстафию Михайловскому, церковному старосте Семену Рыпинскому и прихожанам «за усердие их к храму Божию»13.

Понимая, что силы прихода и даже всего Слонимского уезда незначительны для приведения в надлежащий вид древнего храма, отец Евстафий предпринимает массу усилий для привлечения широких кругов российской культурной общественности к судьбе храма. Еще в 1881 г. он составил и направил подробное описание храма в Литовскую духовную консисторию (данный рукописный труд отца Евстафия до сих пор не выявлен). В 1884 г. он направляет обширное письмо в Императорскую археологическую комиссию (Санкт-Петербург), в котором, в частности говорится: «В последнее время несколько выяснилось, что таких храмов, как Сынковичский, на Святой Руси - мало. По своему существованию, он принадлежит к числу тех храмов, которые должны свято и благоговейно ценить все истинные благочестивые россияне, относящиеся с подобающим вниманием и уважением к священным и глубоко-древним церковным памятникам. Между тем, как наши предки нисколько не заботились о благолепии сей святыни и довели ее до совершенного

10 Местные известия // ЛЕВ. - 1880. - № 3. - С. 17.

11 Местные известия // ЛЕВ. - 1884. - № 10. - С. 93-94.

12 Местные известия // ЛЕВ. - 1880. - № 45. - С. 386.

13 Местные известия // ЛЕВ. - 1881. - № 29. - С. 245.

опустошения и безобразия, так и мы даже до сих пор не умели надлежаще ценить таким драгоценным историческим памятником западно-русской старины»14. Интересно, что к письму он приложил две фотографии храма, специально для этого сделанные в 1881 г. Оригиналы этих фотографий вместе с письмом хранятся в архивном деле в Российском государственном историческом архиве в г. Санкт-Петербург. Далее в тексте письма отец Евстафий описывает все перипетии трудного дела восстановления храма. «Мне, - пишет он, -удалось склонить к пожертвованиям в пользу храма своих прихожан, которые прежде были весьма грубы, буйны, вообще крайне испорчены нравственно и нисколько не сознавали своего прямого долга к поддержанию родного храма»15. Отец Евстафий рассказывает о проведенных ремонтных работах и о затраченных средствах в период с 1879 по 1884 гг. и рассчитывает на более серьезную поддержку государства.

В январе 1887 г. отец Евстафий заполнил объемную анкету о Сынковичском храме, присланную ему Императорской археологической комиссией, оригинал которой в настоящее время хранится в Архиве Института истории материальной культуры Российской академии наук16. В этой анкете 72 вопроса, и на многие из них отец Евстафий дал очень содержательные и глубокие ответы.

Обращение отца Евстафия не было оставлено без внимания. Императорское археологическое общество направило соответствующее ходатайство в Министерство внутренних дел (которое занималось в том числе и вопросами строительства и ремонта храмов на государственные средства). И в 1886 г. по этому ходатайству было принято решение, что «Сынковичский храм имеет все права на поддержку от правительства, так как он принадлежит к памятникам глубокой старины, и по важности исторического значения, по загадочности и оригинальности архитектуры, невольно обращает на себя внимание, не только каждого простого зрителя, но и служит предметом любопытства многих ценителей древнего зодчества. Замеча-

14 РГИА. Фонд 1284. - Оп. 288. - Д. 46. Дело о ремонте каменной православной церкви в с. Сынковичи. - Л. 3-6.

15 Там же. Л. 5.

16 АИИМК РАН. Фонд Р-111. - Д. 3137. Метрика Сынковичской церкви. 1887 г.

тельная архитектура этого храма заставляет отнести постройку его к весьма древним временам»17.

20 июля 1885 г. специалисты из Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел провели осмотр Сынкович-ского храма, после чего были составлены чертеж и смета (4155 руб. и 56 коп.) на ремонт храма и проект на постройку при храме новой колокольни. 14 мая 1887 г. все упомянутые документы были утверждены к исполнению товарищем (т. е. заместителем) министра внутренних дел князем Гагариным18.

В 1887 г. был рассмотрен и 5 мая того же года утвержден архитектурный проект строительства колокольни, который сохранился в фондах Российского государственного исторического архива19.

В 1887 г. Министерство внутренних дел выделило на ремонт храма 2078 рублей. В 1888 г. предполагалось выделить оставшиеся из сметы 2077 рублей 46 копеек, однако, как оказалось по состоянию на март 1888 г., Министерство не получило отчетов о том, что ремонт начат, и потому вторую часть суммы в 1888 г. не выделило20. Очевидно, что необходимые документы все же были получены и вторая часть суммы была выделена в 1889 г.21

29 января 1890 г. гродненский губернатор представил в Министерство внутренних дел отчетную ведомость, свидетельствовавшую об окончании ремонта и сдаче храма «в духовное ведомство» 7 декабря 1889 г.22

Труды священника Евстафия Михайловского не ограничивались лишь Сынковичским храмом. Так, в 1877 г. он был избран и утвержден в должности депутата духовенства на Жировицкий окружной училищный съезд от Слонимского благочиния, а в 1881 г. повторно

17 РГИА. Фонд 1284. - Оп. 288. - Д. 46. Дело о ремонте каменной православной церкви в с. Сынковичи. - Л. 11-11 об.

18 Там же. Л. 13 об.

19 РГИА. Фонд 1293. - Оп. 166. Гродненская губ. - Д. 42. Проект колокольни в местечке Сынковичи Гродненской губернии. 4 мая 1887 г.

20 РГИА. Фонд 1284. - Оп. 288. - Д. 46. Дело о ремонте каменной православной церкви в с. Сынковичи. - Л. 16.

21 РГИА. Фонд 1284. - Оп. 288. - Д. 46. Дело о ремонте каменной православной церкви в с. Сынковичи. - Л. 17.

22 РГИА. Фонд 1284. - Оп. 288. - Д. 46. Дело о ремонте каменной православной церкви в с. Сынковичи. - Л. 17.

утвержден в этой должности23. В рамках реформы духовных учебных заведений Православной Российской Церкви 1867 г. посредством таких съездов приходское духовенство привлекалось к текущему управлению жизнью духовных училищ и духовных семинарий. На Жировицких окружных училищных съездах обсуждались текущие вопросы деятельности Жировицкого духовного училища.

Помимо изучения истории храма, отец Евстафий проводил археологические раскопки в окрестностях Сынкович. В феврале 1889 г. на страницах «Литовских епархиальных ведомостей» отцу Евстафию Михайловскому была выражена благодарность Императорского археологического общества, которое, в ответ на своей запрос сведений о городищах, курганах, валах древнего происхождения, получило соответствующую запросу информацию от настоятеля Сынкович-ской церкви Евстафия Михайловского24.

Заботы о сборе средств на восстановление храма не давали отцу Евстафию повода не участвовать в финансировании общецерковных нужд и сборов. Так, в 1886 г. отец Евстафий пожертвовал на нужды Виленского Свято-Духовского братства 16 рублей 30 копеек25. А в январе 1889 г. Виленское Свято-Духовское братство, членом которого был отец Евстафий, приняло решение об изготовлении металлической хоругви в честь 50-летия воссоединения униатов с Православием. В мае 1889 г. священник Евстафий Михайловский пожертвовал на изготовление хоругви 2 рубля 50 копеек26. В 1891 г. отец Евстафий пожертвовал 5 рублей на создание памятника графу М.Н. Муравьеву27.

Многосторонняя и разноплановая деятельность отца Евстафия постоянно отмечалась епархиальным начальством. Так, 11 января 1892 г. отец Евстафий «за отлично-усердную службу» был награ-

23 Сынковичский священник Евстафий Миха(й)ловский был избран и утвержден в должности депутата по Слонимскому благочинию. Местные распоряжения // ЛЕВ. - 1877. - № 16. - С. 123.

24 Местные известия // ЛЕВ. - 1889. - № 6. - С.41.

25 Местные известия (от Совета Виленского Свято-Духовского братства) // ЛЕВ. -1886. - № 17. - С. 155-156.

26 Сооружение хоругви // ЛЕВ. - 1889. - № 21. - С. 169.

27 Принимается подписка пожертвований // ЛЕВ. - 1891. - № 42. - С. 337.

жден правом ношения скуфьи28, а в мае 1895 г. - благословение Святейшего Синода (без грамоты)29. В мае 1898 г. отец Евстафий был награжден правом ношения камилавки30. 3 февраля 1902 г. отец Евстафий был удостоен ордена Святой Анны 3-й степени «за 25-летние труды по народному образованию»31. В мае того же 1902 г. священник Евстафий Михайловский был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода32.

8 декабря 1894 г. исполнилось 25 лет служения в священном сане отца Евстафия Михайловского. В этот день в Сынковичском храме было совершено торжественное богослужение, которое было подробно описано в новостной заметке в «Литовских епархиальных ведомостях»33. Накануне самим юбиляром было отслужено Всенощное бдение, а в сам день - акафист святым мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию (последний являлся небесным покровителем отца настоятеля), Божественная литургия в сослужении двух священников и диакон и благодарственный молебен в сослужении 12 священников. В поздравительных словах от разных лиц в адрес отца Евстафия его характеризовали «...ревностным пастырем-устроителем и мудрым руководителем своих духовных чад, с богатой энергией, с даром слова, с истинным пастырским призванием»34.

В 1900 г. из состава Литовской епархии была выделена Гродненская епархия, объединившая приходы, находившиеся на территории Гродненской губернии. 27-28 апреля 1902 г. Сынковичский приход посетил правящий архиерей - епископ Гродненский и Брестский Иоаким (Левицкий). Этот визит был подробно освещен на страницах официального печатного органа епархии - «Гродненских епархиальных ведомостей»35. Перед совершением Всенощного бдения владыке в Сынковичском приходе была организована торжественная

28 Местные известия // ЛЕВ. - 1892. - № 2-3. - С. 11.

29 Действия правительства // ЛЕВ. - 1895. - № 20. - С. 191-192.

30 Действия правительства // ЛЕВ. - 1892. - № 19. - С. 175-176.

31 Высочайшие награды // ГЕВ. - 1902. - № 14. - С. 137.

32 Определения Святейшего Синода // ГЕВ. - 1902. - № 20. - С. 193.

33 Празднование 25-летия служения в священном сане священника Евстафия Михайловского // ЛЕВ. - 1895. - № 14. - С. 131-134.

34 Там же.

35 Гусак, Иван. Корреспонденция. Село Сынковичи, 27 и 28 апреля сего года / Иван Гусак // ГЕВ. - 1902. - № 29-30. - С. 274-276.

встреча. В приветственном слове настоятель, священник Евстафий Михайловский, отметил, что архиерей будет совершать богослужение в Сынковичском храме впервые в истории. После осмотра храма началось Всенощное бдение, которое совершал помощник Слонимского благочинного священник Павел Синев, настоятель Шилович-ской церкви, а отец Евстафий Михайловский управлял приходским хором, который им же и был создан. «Было уже 10 с половиной часов вечера, когда владыка, разоблачившись и благословив народ, направился при колокольном трезвоне из храма к дому священника по длинной улице, усаженной деревьями, уставленной зажжёнными фонарями и освещался бенгальскими огнями. Роскошный фруктовый сад, с устроенными в нем двумя павильонами и беседкой также были иллюминованы»36.

За торжественной Божественной литургией 28 апреля (в Неделю святых Жен-мироносиц) собралось множество верующих не только из Сынковичей, но и из многих окрестных деревень, а также многочисленные гости, среди которых - смотритель Жировицкого духовного училища Петр Федорович Полянский, будущий Местоблюститель патриаршего престола Русской Православной Церкви в 1925-1937 гг., священномученик Петр (Полянский), Митрополит Крутицкий. После богослужения за праздничной трапезой П.Ф. Полянский, «...обратясь к Владыке с просьбой о дозволении ему, за тостом очертить личность хозяина в нескольких теплых словах, высказался, что, с первого с хозяином знакомства, он, не поняв его доброты и высоких душевных качеств, ставил его в ряды людей немирного характера, но чем более приходилось ему с ним встречаться и вести дальнейшее знакомство, тем более личность хозяина, досточтимого отца Евстафия, выяснялась пред ним безукоризненною чистосердечностью, прямодушием и общительностью; заключил же свою речь тем, что человека невозможно сразу понять, в подтверждение чего привел одну из мудрых немецких пословиц37.

Служение отца Естафия Михайловского в Сынковичском приходе окончилось 29 апреля 1904 г., когда он был переведен на приход села Изабелин Волковысского уезда. В 1909 г. он был удостоен

36 Там же.

37 Там же.

епархиальным начальством сана протоиерея38. В 1915 г. он по-прежнему служил в Изабелине39. Его дальнейшая судьба, дата и место его кончины пока неизвестны.

В 1872 г. новоназначенный настоятель Сынковичского прихода -священник Евстафий Михайловский - принял храм в плачевном состоянии. Несмотря на семейную трагедию - смерть супруги и сына -молодой священник не пал духом и с большой энергией взялся за дело восстановления храма и оживления приходской жизни. Настойчивые поиски в течение 15 лет средств на ремонт храма увенчались успехом: в 1887 г. Министерство внутренних дел Российской империи по ходатайству Императорской археологической комиссии выделило 4155 рублей на ремонт храма и строительство новой колокольни. Намеченные работы были выполнены в 1887-1889 гг., после чего Сынковичский храм оказался в состоянии достойном его древности и значения. Священник Евстафий Михайловский не ограничивался ремонтно-строительными трудами в приходе. Им был создан приходской хор, он проводил церковно-краеведческие и археологические исследования, принимал участие в работе Жиро-вичского окружного училищного съезда, вносил пожертвования на внеочередные нужды различных епархиальных учреждений. Разносторонняя деятельность отца Евстафия была оценена епархиальным начальством многими наградами. Но, наверное, главной наградой и свидетелем его трудов является древний Сынковичский храм, в котором и сегодня совершается бескровная Жертва, возносятся молитвы о его почивших священнослужителях.

Список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1915 год. - Гродно : Губернская типография, 1915. - С. 321.

38 Определения Святейшего Синода. Список лицам духовного звания, кои Святейшим Синодом удостоены награждения, за заслуги по духовному ведомству, ко дню Рождения Его Императорского Величества // Церковные ведомости. - 1909. - № 18-19. - С. 148.

39 Адрес-календарь и справочная книжка Гродненской губернии на 1915 год. -Гродно: Губернская типография, 1915. - С. 321.

2. Архив Института истории материальной культуры Российской академии наук. Фонд Р-Ш. - Д. 3137. Метрика Сынковичской церкви. 1887 г.

3. Бубнов П., протодиакон. Крепость Духа: история и современность прихода храма святого Архистратига Михаила в Сынковичах / протодиакон П. Бубнов. - Минск : Четыре четверти, 2017. - С. 19-35.

4. Высочайшие награды // ГЕВ. - 1902. - № 14. - С. 137.

5. Гусак, Иван. Корреспонденция. Село Сынковичи, 27 и 28 апреля сего года / Иван Гусак // ГЕВ. - 1902. - № 29-30. - С. 274-276.

6. Действия правительства // ЛЕВ. - 1892. - № 19. - С.175-176.

7. Действия правительства // ЛЕВ. - 1895. - № 20. - С. 191-192.

8. Литовский государственный исторический архив (ЛГИА). Фонд 605. - Оп. 4. - Д. 5. Дело о починке Сынковицкой церкви. 18371839 гг.

9. ЛГИА. Фонд 634. - Оп. 1. - Д. 53. Генеральные визиты церквей Лидского и Слонимского деканатов. 1784 г.

10. Местные известия (от Совета Виленского Свято-Духовского братства) // ЛЕВ. - 1886. - № 17. - С. 155-156.

11. Местные известия // ЛЕВ. - 1880. - № 3. - С. 17.

12. Местные известия // ЛЕВ. - 1880. - № 45. - С. 386.

13. Местные известия // ЛЕВ. - 1881. - № 29. - С. 245.

14. Местные известия // ЛЕВ. - 1884. - № 10. - С. 93-94.

15. Местные известия // ЛЕВ. - 1889. - № 6. - С. 41.

16. Местные известия // ЛЕВ. - 1892. - № 2-3. - С. 11.

17. Местные распоряжения // ЛЕВ. - 1877. - № 16. - С. 123.

18. О переменах и вакантных священнических местах в Литовской епархии // ЛЕВ. - 1869. - № 19. - С. 1146.

19. Определения Святейшего Синода // ГЕВ. - 1902. - № 20. -С.193.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Определения Святейшего Синода. Список лицам духовного звания, кои Святейшим Синодом удостоены награждения, за заслуги по духовному ведомству, ко дню Рождения Его Императорского Величества // Церковные ведомости. - 1909. - № 18-19. - С. 148.

21. Празднование 25-летия служения в священном сане священника Евстафия Михайловского // ЛЕВ. - 1895. - №14. -С.131-134.

22. Принимается подписка пожертвований // ЛЕВ. - 1891. - № 42. -С. 337.

23. Российский государственный исторический архив (РГИА). Фонд 1293. - Оп. 166. Гродненская губ. - Д. 42. Проект колокольни в местечке Сынковичи Гродненской губернии. 4 мая 1887 г.

24. РГИА. Фонд 1284. - Оп. 288. - Д. 46. Дело о ремонте каменной православной церкви в с. Сынковичи. - Л. 3-6.

25. РГИА. Фонд 823. - Оп. 3. - Д. 420. Отчет о визитах церквей г. Слонима и Слонимского повета. 1696 г.

26. Сооружение хоругви // ЛЕВ. - 1889. - № 21. - С. 169.

THE CONTRIBUTION OF PRIEST EFSTAFY MIKCHAILOVSKY TO PRESERVATION OF CHURCH OF SAINT ARCHANGEL MICHAEL IN SYNKOVICHI

Archdeacon Pavel Bubnov

In this article discusses the uniqueness of religious beliefs of the Udmurt people, made characteristics of the Udmurts pantheon and its main deities. It is also made a conclusion that the concept of absolute good and evil and permanent institution of the priesthood (as a developed religion attributes) is not formed in this ethnocultural area. The figure of the supreme deity INMAR is firstly related to the ideas of W. Schmidt's original monotheisms. The beliefs of neighboring people: the Tatars and the Russian- had a special influence on the Udmurt people.

Keywords: Archive of Institute of the History of a Material Culture, Belltower, Bishop Ioachim Levitsky, Church of saint archangel Michael, Grodno diocese, Grodno diocesenewspaper, Holy martyr Petr (Polyansky), Imperial archeological commission, Internal Affairs Ministry of Russian Empire, Lithuanian diocese, Lithuanian diocese newspaper, Lithuanian state historical archive, Matfey Esman, Mitropolitan Iosif (Semashko), Mitropolitan Makary (Bulgakov), Priest Efstafy Mikchailovsky, Russian state historical archive, Simeon Rypinsky, Synkovichi, Zhirovichi district educational convention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.