Научная статья на тему 'Воспоминания А. К. Шалькевича о митрополите Антонии (Мельникове). Часть 1'

Воспоминания А. К. Шалькевича о митрополите Антонии (Мельникове). Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4155
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЖИРОВИЧСКИЙ МОНАСТЫРЬ / МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (МЕЛЬНИКОВ) / МИТРОПОЛИТ ПИТИРИМ (СВИРИДОВ) / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ШАЛЬКЕВИЧ А.К.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич, Кривонос Федор

Публикация посвящена воспоминаниям А.К. Шалькевича, на протяжении двадцати двух лет являвшегося келейником архимандрита (впоследствии митрополита Минского и Белорусского) Антония (Мельникова). Первая часть публикуемых мемуаров отражает период ректорства архимандрита Антония в Минской духовной семинарии и наместничества в Жировичском Свято-Успенском монастыре (1956-1963). В своих воспоминаниях Адам Константинович не только передал впечатления от ежедневного общения с архимандритом Антонием, но и отразил контекст жизни семинарии и монастыря в описываемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспоминания А. К. Шалькевича о митрополите Антонии (Мельникове). Часть 1»

Воспоминания А.К. Шалькевича о митрополите Антонии (Мельникове)

Публикация посвящена воспоминаниям А.К. Шалькевича, на протяжении двадцати двух лет являвшегося келейником архимандрита (впоследствии митрополита Минского и Белорусского) Антония (Мельникова). Первая часть публикуемых мемуаров отражает период ректорства архимандрита Антония в Минской духовной семинарии и наместничества в Жировичском Свято-Успенском монастыре (1956-1963). В своих воспоминаниях Адам Константинович не только передал впечатления от ежедневного общения с архимандритом Антонием, но и отразил контекст жизни семинарии и монастыря в описываемый период.

Ключевые слова: Беларусь, Белорусская Православная Церковь, Жировичский монастырь, Минская духовная семинария, митрополит Антоний (Мельников), митрополит Питирим (Свиридов), православие, Русская Православная Церковь, Шалькевич А.К.

В жизни многомятежной важно не потерять память о тех тружениках, которые, несмотря на порою испепеляющие порывы земных бурь и невзгод, тихо и незаметно для современников, но самоотверженно перед Богом и смиренно перед людьми несли крест своего служения Святой Церкви.

Таких людей не награждали орденами и медалями, не вручали им премий, не славословили при жизни. Чаще всего их преследовали за Слово Правды и старались всячески замолчать, предать забвению, потому что они своим служением, своим скромным исполнением жизненного долга невольно обличали надменных и честолюбивых, гордых и жадных, хитрых и подлых. «Им же несть числа»...

В ряду этих подвижников мы назовем имя незабвенного Адама Шалькевича, о котором и сегодня мало кто знает и помнит...

Адам Константинович Шалькевич родился 22 августа 1908 г. на хуторе Отцетка Минского уезда Минской губ. (ныне д. Отцеда Столбцовского р-на Минской обл.). Рос и воспитывался в трудолюбивой крестьянской семье1. С детства от своих родителей Адам унаследовал любовь к Богу и родной земле. Именно эта любовь даровала ему силы выстоять в тех невзгодах, которые в дальнейшем пришлось пережить.

Любовь к Богу невозможна без любви к родной земле, потому что она родит нам хлеб насущный, без которого немыслима жизнь человека. Эту простую, незамысловатую истину с ранних лет жизни осознал и глубоко пережил Адам Шалькевич, избрав путь агронома.

В 1927 г. он окончил семилетнюю общеобразовательную школу в г. Столбцы, затем на протяжении трех лет (1927-1930) обучался в Жировичской сельскохозяйственной школе, находившейся рядом со знаменитым Свято-Успенским монастырем - одним из центров православия Западной Беларуси2.

В этой обители Адам Константинович познакомился с иеромонахом Серафимом (Шахмутем; 1901-1945), удивительным пастырем Церкви Христовой, впоследствии прославленным в лике святых преподобномучеников. Общение с отцом Серафимом духовно обогатило ученика сельскохозяйственной школы и еще более укрепило его веру в Господа.

По благословению иеромонаха Серафима в 1933 г. А.К. Шальке-вич продолжил обучение в одногодичной школе сельскохозяйственной кооперации, находившейся в м. Наленчув (ныне город в Пулав-ском повяте Люблинского воеводства, Республика Польша). После завершения образования Адам Константинович два года работал в хозяйстве старшего брата, затем агрономом при районных управах г. Щучин Новогрудского повета (1936-1937), г. Столбцы (19381939) и г. Ивенец (март 1940 - июнь 1941 гг.). С 15 октября 1941 г. он трудился заместителем начальника Ивенецкого земельного отдела и

1 Архив Минской духовной семинарии (АМинДС). - Фонд 1. - Оп. 2. - Д. 597. -Л. 3, 8.

2 АМинДС. - Фонд 1. - Оп. 2. - Д. 597. - Л. 3.

одновременно являлся агрономом Ивенецкой районной управы3. В июне 1943 г. советские партизаны разгромили немецкий гарнизон в Ивенце, после чего некоторые работники местной районной управы примкнули к партизанскому движению, а другие разъехалась. В числе последних оказался и Адам Шалькевич, перебравшийся в свою родную деревню.

Летом 1944 г., после освобождения Беларуси от немецкой оккупации, А.К. Шалькевич вернулся к работе, став главным агрономом Ивенецкого района. 15 декабря того же года он был арестован. Основанием к обвинению послужило то обстоятельство, что после разгрома немецкого гарнизона он не присоединился к партизанам, а возвратился домой. Постановлением Особого Совещания при Министерстве внутренних дел СССР от 10 июня 1946 г. на основании статьи 58-3 Уголовного кодекса РСФСР («контакты с иностранным государством в контрреволюционных целях») его приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет. В 1949 г. Адам Константинович получил досрочное освобождение, а в 1953 г. его судимость была снята4.

В марте 1955 г. А.К. Шалькевич снова приехал в Жировичи, где был принят послушником в Свято-Успенский монастырь и зачислен на второй курс Минской духовной семинарии. В это время наместник обители архимандрит Леонтий (Бондарь) характеризовал нового учащегося как «высококультурного, дисциплинированного и в высшей степени трудолюбивого человека»5. В 1956 г. Адам Константинович стал келейником архимандрита Антония (Мельникова), наместника обители и ректора семинарии. На протяжении последующих двадцати двух лет жизнь А.К. Шалькевича была тесно связана с архимандритом Антонием, которому суждено было стать митрополитом Минским и Белорусским. Все это время церковного иерарха связывала с келейником не только совместная деятельность, но и глубокая личная дружба.

Умер Адам Константинович в возрасте 84-х лет март 1992 г.), оставив для истории свои воспоминания о митрополите Антонии

3 АМинДС. - Фонд 1. - Оп. 2. - Д. 597. - Л. 5.

4 АМинДС. - Фонд 1. - Оп. 2. - Д. 597. - Л. 3.

5 АМинДС. - Фонд 1. - Оп. 2. - Д. 597. - Л. 5 об., 13-17.

(Мельникове). В мемуарах А.К. Шалькевича воспроизведен живой образ православного архипастыря, многие годы своего церковного служения проведшего на белорусской земле.

Публикуемые ниже записки А.К. Шалькевича, написание которых было завершено в 1987 г., скромно названы самим автором «Воспоминания келейника». К настоящему времени они сохранились в нескольких машинописных копиях, хранящихся в частных архивах и архиве Минской духовной семинарии. В нынешнем номере церковно-исторического альманаха «XPONOE» представлена первая часть воспоминаний, отражающая период ректорства архимандрита Антония (Мельникова) в Минской духовной семинарии и наместничества в Жировичском Свято-Успенском монастыре (19561963 гг.).

При подготовке к печати воспоминаний А.К. Шалькевича были сохранены особенности авторской стилистики, оформления текста и орфографии.

Вступительная статья, подготовка публикации и примечания протоиерея Феодора Кривоноса и А.В. Слесарева

Архимандрит Антоний (Мельников) Фото из архива Жировичского монастыря

Шалькевич Адам Константинович

ВОСПОМИНАНИЯ КЕЛЕЙНИКА Часть 1

В сентябре месяце 1956 года архимандрит АНТОНИИ6 прибыл из Саратова в Жировицы, куда был назначен Ректором Минской духовной семинарии и Наместником Жировицкой Свято-Успенской обители. В это время я нес в Обители разные хозяйственные послушания и одновременно обучался в третьем классе Минской духовной семинарии. Меня, как послушника, освободили от всех полевых и строительных работ в Обители и временно возложили на меня обязанности келейника отца архимандрита АНТОНИЯ. Мое «временное» послушание келейника перешло в постоянное и продолжалось 22 года и 2 месяца.

Не без труда давалось мне новое послушание. Я продолжал учиться в Духовной семинарии. В течение шести месяцев я исполнял обязанности бухгалтера Обители. Приходилось выполнять и другие работы, оказывать в праздничные дни помощь игумену МЕ-

6 Митрополит Антоний (Мельников; 1924-1986) родился в г Москве. В 1944-1950 гг. обучался в Московском православном богословском институте (с 1946 г. Московской духовной академии). Кандидат богословия. С 1944 г. иподиакон Патриаршего Местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Си-манского) (с 1945 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1950 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем, затем инспектором (проректором по воспитательной работе) Одесской духовной семинарии. В 1952-1956 гг. инспектор Саратовской духовной семинарии и и. о. секретаря Саратовского епархиального управления. В 1956 г. назначен ректором Минской духовной семинарии и наместником Жировичского Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1963 г. назначен ректором Одесской духовной семинарии и наместником Одесского Успенского монастыря. В 1964 г. рукоположен во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. В феврале-мае 1965 гг. временно управляющий Одесской епархией. В 1965-1978 гг. епископ Минский и Белорусский (с октября 1965 г. архиепископ, с 1975 г. митрополит). С 1967 г. председатель редколлегии сборника «Богословские труды». В 1978-1986 гг. митрополит Ленинградский и Новгородский, постоянный член Священного Синода. С 1979 г. руководитель Ленинградского филиала Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

ФОДИЮ7 в продаже свечей, иконок и других предметов церковного обихода. Большая физическая и умственная нагрузки сказались на моем здоровье: последовали заболевания сердца и почек.

К приезду отца архимандрита АНТОНИЯ в Жировицы Обитель имела в своем пользовании 30 га различных угодий, включая рыбные пруды. На земельном участке Обители за мое краткое пребывание в монастыре были построены все хозяйственные помещения: хлебный сарай, сеновал, коровник, свинарник, конюшня, овчарник и курятник. Был также построен дом для обслуживающего персонала, занимаемый послушниками монастыря и монахами. Сооружение построек на монастырской земле настойчиво рекомендовал республиканский Уполномоченный по делам Церкви, с чем и согласился митрополит ПИТИРИМ8.

Братия Обители и послушники были загружены тяжелым трудом, а хозяйство Обители было обложено большим натуральным налогом: зерном, маслом, молоком и т. п. Тяжелые условия, в которых оказался монастырь, поставили его перед выбором: либо продолжать уплату непомерных налогов, либо сдать хозяйство государству. Из двух зол, как говорится, выбрано меньшее. Обители были оставлены сад и огород, находящиеся в ограде монастыря. С передачей монастырского хозяйства Жировицкому сельскохозяйственному техникуму уменьшилась задолженность монастыря.

7 Игумен Мефодий (Труфанов; 1893-?) родился в д. Ильянки Карачевского уезда Орловской губ. (ныне с. Одрина Карачевского р-на Брянской обл., Россия). В 1907 г. окончил трехклассную церковно-приходскую школу. В 1953 г. поступил послушником в Жировичский монастырь. В 1954 г. пострижен в монашество, а в 1955 г. рукоположен во иеродиакона. В 1956 г. рукоположен во иеромонаха и назначен благочинным монастыря. Впоследствии являлся духовником монастыря. В 1971 г. возведен в сан игумена.

8 Митрополит Питирим (Свиридов; 1887-1963) уроженец Тамбовского уезда. Происходил из крестьянской семьи. Окончил второклассную церковно-приход-скую школу, церковно-учительскую школу, Саратовскую духовную семинарию. В 1915 г. рукоположен во священника. В 1930-е гг. настоятель Покровского собора в г. Куйбышев (ныне г. Самара). В 1941 г. пострижен в монашество и рукоположен во епископа Куйбышевского. В 1942-1943 гг. епископ Калужский. В 1943-1947 гг. епископ Курский и Белгородский (с 1945 г. архиепископ). В 1947-1959 гг. архиепископ Минский и Белорусский (с 1955 г. митрополит). В 1959-1960 гг. митрополит Ленинградский и Ладожский, постоянный член Священного Синода. В 1960-1963 гг. митрополит Крутицкий и Коломенский.

Жертвы паломников были использованы на ремонт храмов и питание братии. Значительная экономия средств Обители была достигнута при отделении от монастыря семинарии, раздельном ведении хозяйств. Средства, оказавшиеся в распоряжении монастыря, полностью покрыли его расходы.

С весны 1957 года о. АНТОНИЙ приступил к реставрации Никольской, Явленской и Крестовоздвиженской церквей. Две последние ранее использовались как кладовые монастыря и семинарии. В реставрации храмов активно участвовали: эконом монастыря иеродиакон ЕВФИМИЙ, в будущем схиархимандрит ПОРФИРИЙ (Байдаков)9, старанием которого (уже после отъезда из Минска в Ленинград митрополита АНТОНИЯ в 1978 году) была поставлена вокруг Обители кирпичная ограда. Отец иеродиакон ЕВФИМИЙ был утвержден правящим Архиереем, по просьбе отца Наместника АНТОНИЯ, заменив эконома игумена ПЕТРА (Иванова)10. По указанию отца Наместника АНТОНИЯ в Крестовоздвиженской и Явленской церквах были ликвидированы склады. Успенский собор, Никольская и Явленская церкви были выкрашены снаружи и внутри белой известью. Крыши хра-

9 Схиархимандрит Порфирий (Байдаков; 1906-1994) родился в д. Шихов (ныне Жлобинский р-н Гомельской обл.). В 1917 г. окончил четерыхклассное народное училище. В 1930 г. вступил в брак. В 1933 г. по обвинению в антисоветской агитации приговорен к 3 годам ИТЛ. Бежал из заключения. Проживал в Смоленске. В 1941 г. мобилизован в Красную армию. В послевоенное время повторно осужден на 3 года 9 месяцев. В 1954 г. освобожден со снятием судимости. С 1955 г. насельник Жировичского монастыря. В 1957 г. пострижен в монашество с именем Евфимий и назначен экономом обители. В 1959 г. окончил Минскую духовную семинарию и рукоположен во иеродиакона. В 1970 г. рукоположен во иеромонаха. В 1972 г. возведен в сан игумена, в 1985 г. в сан архимандрита. В 1986 г. пострижен в великую схиму с наречением имени Порфирий.

10 Игумен Петр (Иванов; 1903-?) родился в г. Ржев Тверской губ. (ныне Тверская обл., Россия). Окончил четыре класса начальной школы. В 1922-1927, 1941-1943 гг. являлся послушником при архимандрите Андрее, проживавшем недалеко от Ста-рицкого монастыря. В 1943 г. пострижен в монашество, после чего епископом Смоленским и Брянским Стефаном (Севбо) рукоположен во иеродиакона. Совершал служение в Смоленске и Борисове. В мае-ноябре 1944 гг. насельник Супрасльского монастыря. В ноябре 1944 г. переехал в Жировичский монастырь. В 1945 г. архиепископ Минский и Белорусский Василий (Ратмиров) не признал действительность его хиротонии и повторно рукоположил во иеродиакона. В 1947 г. рукоположен во иеромонаха и назначен экономом монастыря. В 1957 г. возведен в сан игумена. В 1966 г. освобожден от должности эконома.

мов были вновь перекрыты жестью, на большом куполе Успенского собора заменили крест.

По указанию о. АНТОНИЯ в Явленской и Крестовоздвиженской церквах на стенах появились вновь приобретенные иконы; в Крес-товоздвиженской церкви впервые был поставлен иконостас и престол. По благословению отца АНТОНИЯ художник Евгений Иванович ФИЛИППОВ сделал эскиз иконостаса и паникадила. По его эскизу было изготовлено паникадило. Он же изобразил двух ангелов, парящих над Царскими вратами. Евгений Иванович работал некоторое время врачом семинарии.

Необходимо особо отметить, что отец АНТОНИИ старался найти художников для написания жировицких пейзажей с красивыми храмами, садом и прудом, напоминающим Морское око.

Большой интерес архимандрита АНТОНИЯ к искусству видели многие его посетители-профессионалы, которые высоко ценили его знания об искусстве, а, следовательно, находили в нем не только хорошего собеседника, но как бы их сотрудника, и высоко ценили его мнение.

Его интерес к искусству, его труд в поисках талантов человеческих и находка специалистов для применения их в Церкви принесли положительный результат.

Как было сказано выше, в дни Ректорства в Минской семинарии, было время тяжелое как для Обители, так и для семинарии - не было мастеров искусства, не было художников. Все было как бы в зародыше. Если находились специалисты, то им нельзя было соединять работу на производстве с работой в храме. Среди, как бы доморощенных, о. АНТОНИИ искал преданных Церкви. Он брал талантливых трафаретчиков и старался вывести их на творческую линию. Так было с Владимиром КОВАЛЬЧУКОМ (из Слонима), которому о. АНТОНИИ подсказал, указывая на необыкновенную красоту жи-ровицкого ландшафта, заняться пейзажем. О. Архимандрит при мне указал точки, с которых особенно красивы Жировицы. Позже оказалось, что работы КОВАЛЬЧУКА получились красивыми и много картин приобрел о. АНТОНИИ.

Следовательно, начиная с 1956 года, на стенах трехэтажного здания Минской духовной семинарии уже стали появляться пейза-

жи. Под руководством о. Антония живописью занимался Владимир КОВАЛЬЧУК. Такого же сюжета придерживался и преподаватель Духовной семинарии Владимир ДЬЯКОВ11. О. АНТОНИЙ всячески помогал становлению художника, предоставляя ему альбомы, книги и картины православной иконописи. Впоследствии работы В. КО-ВАЛЬЧУКА о. Ректор раздавал знакомым при переезде в Одессу, а некоторые и сейчас украшают покои в Жировицкой обители. После удачных работ В. КОВАЛЬЧУКА в пейзаже о. АНТОНИЙ предложил ему заняться иконописью. КОВАЛЬЧУК высказывал желание постичь искусство иконописи, хотя был очень далек от канонов, предъявляемых в области иконописания.

Отец Ректор собрал из своей библиотеки литературу об иконописи, альбомы, книги, картины православной иконописи и руководил его работой в виде советов-лекций, всячески помогая становлению художника.

За неимением специалистов-художников отец Ректор допустил В. КОВАЛЬЧУКА, после беседы с ним, к росписи внутри жировиц-кого Успенского собора, предложив самому КОВАЛЬЧУКУ составить эскизы росписи собора для представления ему. По этим эскизам был расписан Успенский собор: над алтарем Спаситель был изображен на голубом фоне. На колоннах были размещены апостолы и святые. А на выходе из собора на задней стене была изображена картина Страшного суда. При росписи собора были трудности со стороны Уполномоченных по делам религий, особенно со стороны республиканского Уполномоченного КОВАЛЕВА Григория Васильевича, который, узнав, что началась роспись собора, прислал запрет категорический: «Запретить!».

Иконы на стенах собора не были еще закончены. Благо, что Уполномоченный не приказал уничтожить написанное, не закрасил вы-

11 Дьяков Владимир Митрофанович род. в 1923 г. в г. Болхов Орловской обл. В 1943-1948 гг. работал преподавателем рисования в педагогическом училище и преподавателем черчения в средней школе г. Болхов. В 1949-1957 гг. студент Ленинградских духовных семинарии и академии. Кандидат богословия. В 1958-1960 гг. помощник инспектора и преподаватель Саратовской духовной семинарии. В 19601961 гг. преподаватель истории Русской Православной Церкви в Минской духовной семинарии.

Иконостас Крестовоздвиженского храма Жировичского монастыря во второй пол. 1950-х гг.

Фото из архива Жировичского монастыря

полненную работу. Реставрация храмов, начатая в 1957 году, продолжалась несколько лет.

На освящение отремонтированных храмов Жировицкой обители был приглашен из Минска викарный епископ ЛЕОНТИИ (Бондарь) (ныне архиепископ Оренбургский и Бузулукский)12.

В. КОВАЛЬЧУК последние иконы дописывал тайно при закрытых дверях (под замком), и так была закончена роспись собора В. КОВАЛЬЧУКОМ, которая и по сей день украшает собор.

Так из квалифицированного трафаретчика о. АНТОНИИ вывел КОВАЛЬЧУКА на уровень не только пейзажиста, но и иконописца. Не только в этом влияние тогда было о. Наместника АНТОНИЯ как руководителя и учителя КОВАЛЬЧУКА и других домашних кустарей не профессионалов. После просмотра их трудов и бесед о. АНТОНИИ развивал в них вкус к церковному искусству, ибо они уже были близки к искусству иконописи, исполнял реставрацию картин и язык об иконописи для них легко усваивался.

Труды отца Ректора в деле нахождения реставраторов и иконописцев не пропали в туне. В Минске к нему пришел один художник и сказал, что хочет научиться писать иконы. Отец АНТОНИИ попросил у него образцы и художник принес ему свои иконы, красиво написанные. Отец Архимандрит посмотрел их, оценил положительные и отрицательные качества и спросил: «Что Вас побудило писать иконы?». Ответом было: «Желание постичь это искусство». И отец АНТОНИИ разъяснил ему, что если он желает быть иконописцем, то для этого мало познать технологию красок, но еще необходима душа

12 Митрополит Леонтий (Бондарь; 1913-1999) родился в семье псаломщика. В 1935 г. окончил Виленскую духовную семинарию, в 1939 г. богословский факультет Варшавского университета. Магистр богословия. В 1940-1942 гг. послушник в Вилен-ского Свято-Духова монастыря. В 1943 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1944 г. рукоположен во иеромонаха. Совершал служение в г. Минске. В 1946-1947 гг. ректор богословско-пастырских курсов при Жирович-ском монастыре. В 1946 г. возведен в сан игумена. В 1947-1949 гг. на приходском служении. В 1949 г. назначен инспектором и преподавателем Священного Писания Ветхого Завета и сравнительного богословия в Минской духовной семинарии. В 1953 г. назначен наместником Жировичского монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1956 г. рукоположен во епископа Бобруйского, викария Минской епархии. В 1960-1961 гг. временно управляющий Минской епархией. В 1961-1963 гг. епископ Новосибирский и Барнаульский. В 1963-1999 гг. епископ Оренбургский и Бузулукский (с 1971 г. архиепископ, с 1992 г. митрополит).

иконописца, а для этого необходимо быть верующим. Прощаясь с юношей, о. АНТОНИЙ предложил ему ряд альбомов с православной иконописью. Юноше пошла на пользу беседа с о. Архимандритом и теперь он стал хорошим иконописцем и А.М. ДУНЧИК его очень хвалит. (О художнике А.М. ДУНЧИКЕ будет сказано ниже).

С приездом отца АНТОНИЯ в Жировицкой обители стал по-новому осуществляться монастырский устав. Отец Наместник АНТОНИЙ ввел по воскресным дням и другим праздникам совершение двух Литургий - ранней и поздней.

Кроме повседневных полунощниц он ввел воскресную полу-нощницу, на которую вместе с братией охотно приходили многие семинаристы.

При о. АНТОНИИ в праздник был введен чин Панагии. После Литургии отец НАМЕСТНИК нес на голове большую просфору, а братия шла за ним и пела тропарь праздника.

Богослужения в храмах Обители о. АНТОНИЙ установил по-седмично, за исключением всех праздничных дней и служб вечерних накануне праздников; все праздничные службы и накануне праздника совершались в Успенском соборе, а при наступлении холодов - в теплой Никольской церкви.

С сентября 1956 года, т. е. со времени приезда о. АНТОНИЯ в Жировицы в качестве Ректора и до закрытия в 1963 году Минской духовной семинарии пришлось ему пережить много скорбей.

1 июля 1960 года решением Совета Министров БССР были закрыты Гродненский Рождество-Богородицкий женский монастырь и XVI века Полоцкий женский монастырь. Более 70 человек сестер осталось без крова. О. АНТОНИЙ, не теряя времени, отправился в Москву и получил у Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ благословение на переселение в свободные комнаты Жировицкого монастыря гродненских и полоцких сестер.

В день приезда в Жировицы гродненских сестер монастырь посетил митрополит ГУРИЙ13, который беседовал с о. АНТОНИЕМ,

13 Митрополит Гурий (Егоров; 1891-1965) родился в с. Опеченский Посад Боро-вичского у. Новгородской губ. (ныне Новгородская обл., Россия). В 1911 г. окончил Петровское коммерческое училище в Санкт-Петербурге. Получил степень кандидата коммерции. В 1915 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.

осмотрел кельи переселенок и уехал в Друскеники14.

О. АНТОНИЙ, братия и семинаристы тепло встретили гродненских, а неделю спустя и полоцких переселенок. Сестры прибыли автобусом, а лежачую больную почтенную 94-летнюю монахиню СЕРАФИМУ привезли из Гродно на скорой помощи. В келью доставили ее на носилках. Среди приехавших были: столетняя монахиня ЛЕОНТИЯ и согнутая до пояса незрячая монахиня ИГНАТИЯ.

Переселенок у монастырских ворот встречали со слезами, а у некоторых людей, стоящих на улице, эта печальная сцена вызывала улыбку.

Переселенцы с великой благодарностью приняли отцовскую заботу на новом месте жительства отца Наместника АНТОНИЯ, который оценил труд сестер и предложил игумении ГАВРИИЛЕ15 выдавать сестрам денежное пособие наравне с братией.

За проявление к сестрам внимательного отцовского отношения Патриарх АЛЕКСИЙ прислал отцу АНТОНИЮ благодарственную телеграмму следующего содержания: «Божие благословение гродненским сестрам, нашедшим приют в Вашей Обители. Вниманием к делу их устройства и сердечным отношением к ним всецело обя-

В 1917 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и поступил в Александро-Невскую лавру. В 1922 г. возведен в сан архимандрита. В 1922 г. приговорен к 3 годам ссылки. В 1925-1927 гг. заведующий Богословско-пастырским училищем в Ленинграде. В 1929 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Освобожден в 1933 г., после чего проживал в Узбекистане. В 1945 г. назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. В 1946 г. рукоположен во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В 1952 г. возведен в сан архиепископа. В 1953 г. назначен управляющим Саратовской епархией, в 1954 г. управляющим Черниговской епархией, в 1955 г. управляющим Днепропетровской епархией. В 1959-1960 гг. митрополит Минский и Белорусский, в 1960-1961 гг. митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1961 г. митрополит Симферопольский и Крымский.

14 Ныне курортный город Друскининкай входит в состав Алитусского уезда (Литовская Республика).

15 Игумения Гавриила (Рисицкая; 1894-1976) родилась в Санкт-Петербурге. В раннем детстве осталась сиротой. С 1903 г. воспитывалась в сиротском воспитательном доме при Гродненском Рождество-Богородичном монастыре. Окончила четырехлетнюю образцовую школу, трехлетнюю второклассную школу и трехлетнее сельскохозяйственное училище с аттестатом агронома. Приняла монашеский постриг в названном монастыре. В 1953 г. назначена игуменией. В 1962 г. тайно пострижен в великую схиму. После закрытия монастыря, произведенного в 1963 г., проживала в Жировичах. Похоронена на монастырском кладбище Жировичского монастыря.

заны Вашему Высокопреподобию. Выражаю Вам за эти заботы Ваши искренно душевную благодарность и призываю Вам милость Господа, обещавшего награду за оказание любви странникам. "Странен бех и введосте мя". Патриарх АЛЕКСИИ».

Отец АНТОНИИ всегда проявлял заботу о больных. Считаю уместным показать это на конкретных примерах. В частности, о. АНТОНИИ любил навещать больных. В случае необходимости велел вызывать к больным врачей. Перед закрытием семинарии заболел туберкулезом легких студент ГАВРИЛЬЧИК Никита Данилович16. И амбулаторное и стационарное лечение не принесли успеха. По благословению о. АНТОНИЯ больного поместили в Рижскую больницу, а затем отправили в санаторий, где больному была предложена операция. Лечение затянулось. О. АНТОНИИ командировал меня в Ригу для уточнения положения дел. Я передал студенту от отца АНТОНИЯ Божие благословение на благополучную операцию. Спустя день, я зашел к хирургу, известившему меня об успешном исходе довольно сложной операции. Хирург проводил меня к больному, который до слез был рад моему приходу. Больной вскоре поправился и до настоящего времени служит приходским священником на Кубани.

Такая же забота о. АНТОНИЯ проявлялась неоднократно и ко мне. Два с половиной года я страдал приступами почечно-каменной болезни. В этот же период начались приступы сердечной аритмии. По моим личным делам отец Архимандрит давал мне полезные советы и это было не для красного словца, а шло от сердца и именно на пользу. Например, у нас состоялся разговор об отпуске, о. АНТОНИИ спросил: «Куда ты собираешься поехать?». Я отвечал, что «у меня много болезней и если говорить о почках и желудке, то лучше мне ехать в Трускавец, но там у меня нет знакомых. В Друскениках,

16 Протоиерей Никита Гаврильчик (1940-2015) родился на хут. Лука Столинского р-на Брестской обл. (Беларусь). Происходил из крестьянской семьи. В 1958 г. поступил в Минскую духовную семинарию. После окончания первого курса призван в армию. В 1960 г. демобилизован и продолжил обучение в семинарии. В 1961 г. по состоянию здоровья переведен в Московскую духовную семинарию. В 1962 г. рукоположен во диакона, в 1963 г. во священника. Совершал служение в Брянской епархии. В 1975-2015 гг. настоятель Успенского храма в г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края (Россия).

наоборот, у меня много друзей». Остановились на Трускавце. На следующий день о. АНТОНИИ встретил меня словами: «Я думал о твоем отпуске, и советовал бы тебе поехать в Друскеники, т. к. там тебя все врачи знают и тебе там будет лучше». Таким образом о. АНТОНИИ с большим вниманием и с пользой для меня входил в мои личные вопросы. Заботой отца АНТОНИЯ я четыре раза проходил курс лечения в Трускавце и пять раз - курс санаторного лечения в Друскенинсках.

За время пребывания в Жировицах о. АНТОНИИ и сам много раз болел. Вероятно, это было следствием автотранспортной аварии, в которой он получил ушиб грудной клетки. После аварии появились сильные боли в желудке, был утрачен аппетит. Первоначально врачи находили у него заболевание печени и, якобы, появившееся в ней уплотнение. Лечение печени лишь обострило болезнь: в отходах появилась кровь.

Обследование московских врачей показало, что больной страдает язвой желудка. Медикаментозное лечение временами давало задержку развития болезни. После нескольких курсов медикаментозного лечения осуществлялось лечение народными средствами. Длительный прием отвара льняного семени привел к уменьшению болей в животе, что позволяло снять больного со строгой диеты. Я приготовлял лекарство и следил за своевременным его приемом. Лечение язвы желудка осложнялось сахарным диабетом, поскольку каждая из этих болезней требует своей особой диеты.

Жизнь о. Наместника АНТОНИЯ в Жировицах выпала на самый тяжелый период переживаемого времени. Постепенно закрывалась Духовная семинария: в течение последних трех лет невозможно было произвести набора студентов. Как уже говорилось, были закрыты два женских монастыря, что повлекло дополнительные трудности и заботы по переселению в семинарский корпус сестер Обители. Также велась подготовка со стороны светских властей к предстоящему закрытию мужской Обители. Огромные, непосильные трудности связаны с сохранением за монастырем семинарского трехэтажного корпуса, в который переведены были сестры, до этого жившие в лишенных всяких удобств разных монастырских комнатах. Пришлось пережить и передачу сельхозтехни-

куму монастырского хозяйства с постройками. Все это, несомненно, отразилось на состоянии здоровья о. Наместника так же, как и пережитая автотранспортная авария.

Несмотря на все переживания того времени, архимандрит АНТОНИЙ, по благословению Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ, начал собирать материал для защиты магистерской диссертации. Темой работы избрал историю Жировицкого монастыря и его значение в западно-русских епархиях и Православной Церкви. Отец АНТОНИЙ быстро вошел в тесный контакт с преподавательским составом и со старожилами Жировиц. Его интересовала история Обители. Много интересных рассказов о Жировицах услышал он от культурной семьи ЦЕБРИКОВЫХ17. В то время чете было уже около девяносто лет. ЦЕБРИКОВЫ рассказывали о численности насельников монастыря в прошлом, его материальном положении, о пребывании в ссылке в Обители всеми любимого епископа ГЕРМО-ГЕНА (Долганова)18, который был сослан сюда императором НИКОЛАЕМ II на покаяние. Епископ ГЕРМОГЕН (Долганов) просил Императора удалить от царской семьи РАСПУТИНА (Григория Ивановича НОВЫХ). Особенно прогневалась на епископа ГЕРМО-

17 Цебриков Михаил Яковлевич (1872-1967). В 1894 г. окончил Виленскую духовную семинарию по первому разряду и назначен надзирателем Жировичского духовного училища. В 1897 г. переведен на должность преподавателя. В 1916-1920 гг. работал учителем в школах г. Старый Оскол Курской губ. В 1918 г. сдал экзамен на должность учителя высшего начального училища. В 1920-1922 г. работал учителем в железнодорожной школе на ст. Попасная Северо-Донецкой железной дороги. В 1922-1925 гг. занимался преподаванием частных уроков. В 1925-1930 гг. работал школьным учителем в с. Пулелице Волынского воеводства, в 1930-1935 гг. в д. Ру-саково Слонимского уезда Новогрудского воеводства, а в 1939-1941, 1944-1948 гг. в д. Жировичи Слонимского района Барановичской области. С 1948 г. преподаватель русского и церковно-славянского языка в Минской духовной семинарии. В 1951 г. вышел на пенсию.

Цебрикова Софья Титовна (| 1966) - супруга бывшего преподавателя Жирович-ского духовного училища М.Я. Цебрикова (1872-1967).

18 Епископ Гермоген (Долганов; 1858-1918) родился в семье единоверческого священника Херсонской епархии. Окончил Одесское духовное училище, сдал экзамены на аттестат зрелости в классической гимназии г. Ананьева Херсонской губ. В 1886 г. окончил юридический факультет Новороссийского университета, в котором обучался на историко-филологическом, физико-математическом и юридическом факультетах. Посещал медицинский факультет Женевского университета.

ГЕНА (Долганова) за обличение РАСПУТИНА Императрица. В 1912 году он был сослан в Жировицкую обитель на покаяние. В 1915 году к Жировицам приближался фронт Первой Мировой войны. В это время епископ ГЕРМОГЕН (Долганов) вместе с братией Обители эвакуировался вглубь России. В 1917 году Владыка был помилован и вернулся на Тобольскую кафедру.

Старожилы Жировиц с любовью вспоминали доброту и усердие к службе святителя ГЕРМОГЕНА (Долганова). Он всегда присутствовал за богослужением. В собор и обратно его провожали богомольцы. В зимнее время епископ ГЕРМОГЕН приходил в Никольский храм по лестнице, ведущей с надвратной комнаты в Никольскую церковь. В сильные морозы Владыка ГЕРМОГЕН оставался в над-вратной комнате и слушал богослужение через устроенное в стене, по указанию Владыки, отверстие с красивым оформлением. Лестница в Никольский храм была устроена по указанию Владыки. По рассказам ЦЕБРИКОВЫХ, епископ ГЕРМОГЕН имел при себе врача-гомеопата, который оказывал не только Владыке, но и людям помощь. Будучи иерархом Тобольской кафедры в 1919 году после революции, Владыка был зверски замучен неизвестной бандой и брошен в реку Туру. Спустя много дней, обезображенное тело его нашли на берегу реки Тобол. О его мученической смерти свидетельствовали следы на вздутом теле и выбитый глаз. Труп был опознан по рубцу на одной руке, оставшийся с молодости от полученной травмы. Народ с почестью похоронил любимого архипастыря. О его мученической смерти и похоронах рассказала родная сестра Владыки и один из монахов Жировицкой обители АНДРЕИ (Мотыль),

В 1893 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Кандидат богословия. В 1890 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1892 г. рукоположен во иеромонаха. В 1893 г. назначен инспектором, а в 1898 г. ректором Тифлисской духовной семинарии. В 1898 г. возведен в сан архимандрита, назначен членом Грузино-Имеретинской Синодальной конторы и председателем епархиального училищного совета. В 1901 г. рукоположен во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В 1903-1912 гг. епископ Саратовский и Царицынский. В 1912 г. уволен от управления епархией и направлен в Жировичский монастырь. В 1915 г. переехал в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. С марта 1917 г. епископ Тобольский и Сибирский. В 1918 г. убит. В 1981 г. канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей. В 2000 г. канонизирован Юбилейным Освященным Собором Русской Православной Церкви.

прах которого покоится на Жировицком кладбище. До сего времени я храню фотографию священномученика ГЕРМОГЕНА. София Ти-товна ЦЕБРИКОВА подарила ее отцу АНТОНИЮ, а он передал ее мне.

Отец АНТОНИЙ собирал материалы, освещающие жизнь монастыря, которые он использовал для написания магистерской работы. Он осмотрел каждый уголок Жировицких храмов. В подвальных нишах он находил следы старых захоронений, обломки гробов, опушки митр и т. п. Во время нашествия войска Богдана Хмельницкого в XVII веке погибло много православных и католиков, которые были захоронены под спудом собора. Останки человеческие были изъяты еще в начале этого века (20-е годы) из-под спуда собора (эксгумированы) и преданы земле за Крестовоздвиженекой церковью. На памятнике (на месте захоронения), поставленном в начале XX века, указано о погребении сотен православных и католиков. Погребение останков из-под спуда жировицкого Успенского собора было произведено жителем Жировиц игуменом ИОАННОМ (Недбай-лик), который вскоре был парализован, скончался через пять лет и был похоронен возле Явленской церкви.

Недалеко от монастыря на холме находится Жировицкое кладбище, где стоит деревянная Георгиевская церковь XVШ века, в которой два раза в году совершаются заупокойные службы - на Радо-ницу и на Георгиев день.

Однажды отец АНТОНИЙ во время прогулки зашел внутрь храма и, к своему удивлению, обнаружил над жертвенником икону Иосафата КУНЦЕВИЧА19. Этот факт является вещественным доказательством того, что Георгиевская церковь также находилась во владении униатов, как и весь Жировицкий монастырь.

19 Униатский архиепископ Иосафат Кунцевич (1580-1623) происходил из купеческой семьи. Ок. 1604 г. в ступил в базилианский орден и пострижен в монашество. В 1609 г. рукоположен во иеромонаха. В 1613-1614 гг. игумен Жировичского монастыря. В 1614-1617 гг. архимандрит Виленского Свято-Троицкого монастыря. В

1617 г. получил назначение на должность коадъютора Полоцкого архиепископа. С

1618 г. архиепископ Полоцкий. В 1623 г. убит жителями г. Витебска. В 1643 г. бе-атифицирован, в 1687 г. канонизирован Римо-Католической Церковью. С 1946 г. останки архиепископа Иосафата хранятся в базилике апостола Петра в Риме.

В одной из брошюр отец Наместник нашел в перечне монастырских церквей храм святителя Онуфрия. Отец АНТОНИИ сам занялся поиском следов утраченного храма.

В конце братского корпуса отец АНТОНИИ обратил внимание на форму окон и наружных карнизов. Обследуя чердак, он обнаружил церковные позолоченные карнизы и орнаменты. Еще одним признаком разыскиваемого храма была широкая лестница, ведущая на второй этаж. Прогуливаясь вблизи предполагаемого Онуфриев-ского храма, отец АНТОНИИ встретил послушницу с чашкой разведенной краски. Отец Наместник обратил внимание на особую форму чашки, велел ее вымыть и принести к нему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма чашки вызвала особый интерес. Отец АНТОНИИ взял с полки своей библиотеки книгу о масонах и нашел в ней изображение ритуальной масонской чашки. Этот экспонат пополнил его домашний музей. В журналах прошлых веков содержится указание, что в среде униатских монахов были члены масонских лож. Эти примеры говорят о всестороннем развитии отца АНТОНИЯ и его исключительной любознательности.

Отец АНТОНИИ всегда тактично относился к людям. За 22 года совместной жизни с ним я ни разу не слыхал его спорящим или разговаривающим в повышенном тоне.

Вот один из примеров того, как он относился к своим обидчикам. Один из отреченцев семинарии написал в газету анонимную статью и занялся в техникуме преподаванием атеизма. Это случилось перед закрытием семинарии. Отец АНТОНИИ прочитал статью и спросил мое мнение об авторе и впечатлении, которое она произвела на меня. Я ответил, что автор ее, по-видимому, один из семинаристов-отреченцев.

Отец АНТОНИИ назвал мне имя одного из бывших преподавателей. Он охарактеризовал стиль изложения и отметил подход «бывшего друга» к теме их совместного разговора. После проведенного тщательного анализа атеистической статьи о. АНТОНИИ получил праздничное поздравление от ее автора, которое было теплее всех прошлых поздравлений. При встрече с автором анонимной статьи он не стал ничего говорить ни о нем, ни о статье. Он спросил только: «Как он (автор статьи) совмещает преподавательскую деятельность

Архимандрит Антоний (Мельников) с братией Жировичского монастыря во второй пол. 1950-х гг. Фото из архива Жировичского монастыря

атеизма с теплотой его церковно-праздничных поздравлений. Ведь Ваш отец духовное лицо»20.

Отец АНТОНИИ так спокойно провел беседу с «другом», что этот последний сказал, что отношение к отцу Ректору у него нисколько не изменилось. О статье отец АНТОНИИ промолчал, - хватило терпения.

Одно за другим следовали распоряжения и рекомендации Уполномоченного по делам Церкви, ограничивающие жизнь и службы в Обители. Вслед за приездом в Обитель республиканского Уполномоченного был закрыт источник, который находился под алтарем Успенского собора и где верующие совершали моления. После ранней службы и до 17 часов следовало держать закрытыми на замок монастырские ворота. Был закрыт с улицы ход в собор для богомольцев. Крестный ход на Успение и к Явленской церкви 20-го мая на праздник Жировицкой иконы Божией Матери, до приезда на Минскую кафедру Высокопреосвященнейшего митрополита ФИЛАРЕТА21, совершали через Никольский храм и коридор собора без выхода на предсоборную площадь. На праздник Жировицкой иконы Божией Матери в один год отменялся автотранспорт из г. Слонима, Бытеня и др. на Жировицы. Перед Успенским собором был поставлен мощный громкоговоритель, который мешал богослужению и отдыху насельников монастыря, а к пасхальной заутрене на спортплощадке вблизи Крестовоздвиженской и Явленской церквей для молодежи сельхозтехникума был устроен бесплатный танцевальный вечер. Литургию в Обители было предложено совершать раньше обычного времени.

20 В данном случае подразумевается бывший преподаватель Минской духовной семинарии Е.В. Волотовский.

21 Митрополит Филарет (Вахромеев) родился в 1935 г. В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1961 г. Московскую духовную академию (МДА). Кандидат богословия. В 1959 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1961 г. рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем МДА. В 1962 г. назначен старшим помощником инспектора. В 1963 г. возведен в сан игумена, затем архимандрита. В том же году назначен инспектором, затем заведующим аспирантурой МДА и секретарем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. В 1965 г. рукоположен во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. В 1966-1973 гг. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, ректор Московской духовной академии. В 1971 г. возведен в сан архиепископа. В 1973-1978 гг. архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы. В 1975 г. возведен в сан митрополита.

В далеком прошлом, до Первой Мировой войны, многократные крестные ходы в Жировицах были торжественны и многолюдны (до 20.000 богомольцев). Они совершались в дни пасхальные, 20-го мая и на праздник Успения Божией Матери. В Жировицкую обитель в течение года приходило от 10 до 22 крестных ходов. Всех паломников с крестным ходом Обитель встречала с трезвоном и встречным крестным ходом. Больше всего приходили в Обитель крестные ходы на 20-е мая. Как и сейчас, ходили к Явленской церкви для чтения акафиста Жировицкой Божией Матери. На Крещение Господне крестный ход следовал на монастырский пруд для освящения воды. На Николин день - к деревне Шиловичи, находящейся километрах в двух от Жировицкой обители.

В 1928 году я имел душевное утешение принять участие в таком крестном ходе в деревню Шиловичи. В деревню мы приплыли на большой лодке по реке Щаре, быстрое течение которой преодолевали два сильных гребца.

Второй паломнический крестный ход из Обители на источник под монастырским лесом шел в урочище Викня. Над колодцем в этом урочище стояла шестигранная часовня. Вокруг колодца лежал прочный деревянный пол. В часовне висела большая деревянная икона Спасителя в красно-розовой мантии. Из колодца вода била ключом. Чистая и холодная вода ключа обладала целебными свойствами особенно при глазных заболеваниях. Богомольцы, следовавшие в Жировицкий монастырь, останавливались здесь на привал.

В 1939 году после присоединения Западной Белорусский к Советскому Союзу часовня была разрушена допризывником Виктором ШЕФАРОВИЧЕМ из Жировиц. Он был взят в Советскую Армию и там погиб. Он же забелил на Никольской церкви икону святителя Николая чудотворца, бывшую над вратами. Допризывника В. ШЕ-ФАРОВИЧА еще помнила МЕЖЕВЕЦ Юлия Мироновна. Богомол-

В 1978-1989 гг. митрополит Минский и Белорусский. В 1978-1984 гг. Патриарший Экзарх Западной Европы. В 1981-1989 гг. Патриарший Экзарх Западной Европы. В 1989-1992 гг. митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В 1992-2013 гг. митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировичской обители священноархимандрит. В 1990-2013 гг. Председатель Синода Белорусской Православной Церкви. С 2013 г. Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси.

ки с Суринского прихода, возвращавшиеся из деревни Стайки домой, нашли затоптанную в канаву икону Спасителя. Икона была тяжелой и потому ее оставили у знакомых людей. Судьба иконы после Отечественной войны мне неизвестна.

С 1927 года по 1930 год во время моей учебы в сельскохозяйственном техникуме я видел многочисленных паломников, приходивших в Жировицкий монастырь. Многие из паломников Полесья и Брестской области приходили в национальных костюмах. На их ногах были лыковые лапти, на головах - самодельные соломенные шляпы, за спиной - белые котомки с недельным запасом провизии. Они были одеты в домотканные одежды.

С 1960 года жизнь в Жировицкой обители становилась все сложнее. Это отразилось на настроениях студентов семинарии, на братии и сестрах монастыря. Особенно были удручены сестры. В тяжелые дни жизни Обители насельники монастыря предавались усердной молитве. В то же время о. АНТОНИИ ввел впервые в правило монастыря неусыпаемую Псалтирь, которую круглосуточно читали братия и сестры, переведенные с Гродненского и Полоцкого монастырей. Каждый насельник и насельница Обители должны были совершать двухчасовое чтение Псалтири, исключая праздничные дни и часы совершения суточных служб, т. е. время Литургии и вечерних служб. В ночное время братия ходила в храм на чтение Псалтири по одному, а сестры в ночное время ходили по две. Двери храмов для безопасности чтецы закрывали за собой на ключ. Служились молебны. Кроме того, сестры читали келейно по несколько акафистов. При всякой надвигающейся на Обитель беде у сестер поздним вечером в окнах мерцали тусклые огоньки свечей, свидетельствующие о пламенной молитве бодрствующих молитвенниц.

Последние три года - 1960-1963, предшествовавшие закрытию Минской семинарии, мне особенно запомнились. Неразрешимой оказалась задача приема в семинарию. После соответствующих бесед светских властей с поступающими они забирали документы обратно. В 1963 году «усердием» Григория Васильевича КОВАЛЕВА, республиканского Уполномоченного, не было ни одного поступающего в семинарию кандидата, потому что с каждым была проведена соответствующая атеистическая беседа, а иногда даже с пристрастием: уси-

ленная пропаганда агитатора была столь богата соблазнительными обещаниями или запугивающими предупреждениями, что поступающие в семинарию почти беспрекословно вынуждены были забрать свои документы из канцелярии М[инской] Д[уховной] С[семинарии]. Такие же методы бесед с поступающими в М[инскую] Д[уховную] С[семинарию] проводились и в предшествующие три года - с 1960 по 1963 год включительно, т. е. до полного закрытия семинарии.

Этот метод принуждения угнетающе действовал на психику оканчивающих семинарию и на братию монастыря. Особенно были огорчены создавшимся положением сестры Обители, которые заказывали днем просительные молебны, а ночью келейно вычитывала акафисты, число которых в особо скорбные моменты читались до сорока в сутки. И ночью трогательно выглядел монастырь мерцанием негасимых свечных огоньков в окнах келий усталых от дневного труда сестер святой Обители.

Сторонницами ночных бдений в Обители отличались: усердная молитвенница и строгая постница схимонахиня МИХАИЛА, монахиня МОКРИНА и ряд других сестер.

В 1958 году я получил диплом об окончании Минской духовной семинарии. Учебный комитет направил меня на рукоположение в Минскую епархию. Однако рукоположение мое не состоялось, поскольку правящий Архиерей получил указание рукоположений больше не производить.

Отец АНТОНИЙ был очень общительным, доброжелательным человеком. Он быстро находил общий язык и тему разговора. Его охотно посещали любители искусства, философии, природы.

В начале моих воспоминаний о покойном митрополите АНТОНИИ четко выделяется его пламенная любовь к искусству, преданность к богослужению и творческому труду в области искусства.

Заботой и любовью митрополита АНТОНИЯ к искусству сохранилось много вещей, относящихся к числу художественных произведений Древней Руси. Он оказался опытным и достойным собирателем вещей музейного достоинства (редкости).

В его коллекции были подлинники картин известных художников, иконы древнего письма, домотканные скатерти, полотенца и другие вещи прикладного искусства.

Вещи без повреждений сразу устанавливались на свои выставочные места, а поврежденные подвергались реставрации, и уже потом устанавливались в предназначенном выставочном уголке или в его комнате.

По благословению Владыки АНТОНИЯ отреставрированы многочисленные предметы церковной утвари и обихода: иконки разных размеров от миниатюры до холстов и досок больших размеров; много рам было сделано из разного багета и отреставрировано старых; кресты, складни, иконы, лампады, кадильницы и тому подобные предметы. Несколько десятков было отреставрировано старых митр и сделаны новые из старого золотошитья. Несколько плащаниц с предстоящими и без предстоящих были перенесены на новую основу, а это сложный, кропотливый процесс.

Список с чудотворной иконки Жировицкой Божией Матери написан был врачом по профессии Евгением Ивановичем при Владыке АНТОНИИ. По-видимому автор писал образ акварелью.

Здесь же уместно вспомнить слова митрополита АНТОНИЯ, которые Владыка, работая над собранием вещей, часто говорил: «Слава Богу, что все это собрано для Церкви и самое глупое дело пройти мимо хорошей вещи и не заметить ее, а еще глупее уничтожить самую маленькую и казалось бы самую простую старую вещь или даже часть ее. И как только не успеешь уничтожить, как оказывается она тут же нужна».

Таким образом Владыке АНТОНИЮ удалось сохранить от преждевременного износа и бесследной гибели для искусства много ценных вещей.

Собирая вещи, Владыка был очень экономным в домашнем быту, а для искусства не жалел средств. В данном случае оказалось, что слуга проявил большую экономливость своего господина, берег каждую копейку в нашем хозяйстве, но когда дело касалось сувениров и разных других предметов искусства, я (слуга) всегда относился к планам Митрополита одобрительно, ему это нравилось. При каждой покупке вещей он любил поделиться со мной своим намерением. Он охотно воспринимал совет, который будет за приобретение данной вещи. Это связано с доверчивостью к людям с их эстетическими вкусами, если только удалось эти чувства найти.

Когда Владыка уехал в Ленинград, я переживал за него: в какое он попадет окружение, чтобы не окружили его люди чужие по духу, от чего Бог хранил его в Минске.

В свободное время Владыка охотно ездил на лоно природы, на реку Щару. Очень любил луговые и лесные цветы. В лесу мы с ним расходились в разные стороны и в назначенное время возвращались на исходное место. Искали цветы, грибы, обсуждали находки. Особое впечатление производили на него весенние одуванчики, сочный желтый цвет он любил больше других.

В цветнике он любил разнообразие. На вопрос о. АНТОНИЯ, сколько видов цветов в нашем цветнике, мы ответили по-разному и оба ошиблись. Он предложил пересчитать виды цветов. Их оказалось больше, чем мы оба предполагали. Большинство цветов о. АНТОНИИ называл латинскими именами.

Однажды о. АНТОНИЙ спросил меня: какие цветы я люблю. После краткого раздумья я сказал, что мне нравятся все виды цветов, - они все вместе взятые дополняют красоту природы. Глядя на уборку лугов, на косовицу, о. АНТОНИИ говорил шутя: «Какое варварство, уже косят луга!».

Также он любил птиц. Поздно вечером мы наслаждались пением ночных луговых птиц, ведь луга были расположены рядом с Обителью.

Отец АНТОНИИ имел большой интерес не только к живой природе, но и к архитектуре и прикладному искусству. С приездом в Жировицы он начал коллекционировать марки, преимущественно на церковные темы. Его коллекция вошла в его домашний музей, известный всем его близким, а в особенности в Ленинграде.

Мастера прикладного искусства, начинающие художники, приносили на суд о. АНТОНИЯ свои работы, желая получить их оценку. Другие же передавали свои труды в дар о. АНТОНИЮ.

Одна из саратовских вышивальщиц особо отличалась своим мастерством. Вера Васильевна КРУПЕННИКОВА была безукоризненным мастером вышивки крестом и искусным составителем узоров, подбора цветов. Вера Васильевна привозила из Саратова чудесные салфетки, дорожки, скатерти, полотенца, подризники и вышивала золотым крестом протоиерейское облачение. Кто-то из московских друзей подарил ему большую шерстяную салфетку с чудными роза-

ми. Эта редкой красоты вещь была сделана известной мастерицей игуменией ФАМАР.

Отец АНТОНИИ хранил у себя как великую святыню епитрахиль о. Иоанна КРОНШТАДСКОГО, меховую рясу с бобровым воротником, кусочки от его облачения, шляпу и прогулочную трость.

Отец АНТОНИИ получил в подарок от своих почитателей две вышитые шелком иконы, выполненные художницей, заштатной игуменией Гродненского монастыря матушкой ОНУФРИЕИ. Это была икона святителя Алексия Московского и небольшая икона Знамения, также вышитая одной из монахинь Гродненского монастыря. Считаю уместным вспомнить из того же Гродненского монастыря игумению ГАВРИИЛУ, как знатока прикладного искусства и человека великой души. Она имела агрономическое образование. До закрытия женского Гродненского монастыря я имел возможность осмотреть огород монастыря, работами которого руководила игумения ГАВРИИЛА.

Обработка почвы, ее удобрение, планирование участка были поставлены игуменией ГАВРИИЛОИ на уровень показательных полей, игумения ГАВРИИЛА пользовалась у о. АНТОНИЯ, сестер и духовенства большим авторитетом. Она была награждена голубым Патриаршим крестом. В прошлом она была на приеме у Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ.

Игумения ГАВРИИЛА участвовала в церковном хоре, а также с большим умением руководила работами золотошвеек Обители.

Личный архив протоиерея Федора Кривоноса. Машинопись односторонняя. На 56 листах. Твердый переплет. На авантитуле надпись черными чернилами: «На память дорогому племяннику Адаму Антоновичу от дяди Адама Константиновича на вспомин благородной ду-ши в Боге почившего Митрополита Антония, с которым мы вместе проработали 22 года и 2 месяца. 31.XII.88 г.». Автограф А.К. Шалькевича.

THE MEMORIES OF A.K. SHALKEVICH ABOUT METROPOLITAN ANTHONY (MELNIKOV).

Part 1

The publication is devoted to the memoirs of Adam Shalkevich, for twenty-two years was the cell-attendant of the archimandrite (later Metropolitan of Minsk and Byelorussia) Anthony (Melnikov). The first part of the published memoirs reflects the period of the rector's office of Archimandrite Anthony in the Minsk Theological Seminary and vice-gerency in the Zhirovichy Monastery (1956-1963). In his memoirs, Adam Shalkevich not only conveyed the impressions of the daily communication with Archimandrite Anthony, but also reflected the context of the life of the seminary and monastery during the period described.

Keywords: Belarus, Belorussian Orthodox Church, Zhirovichi Monastery, Minsk Theological Seminary, Metropolitan Anthony (Melnikov), Metropolitan Pitirim (Sviridov), Orthodoxy, Russian Orthodox Church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.