Научная статья на тему 'ВОСПОМИНАНИЯ КЕЛЕЙНИКА (ОКОНЧАНИЕ)'

ВОСПОМИНАНИЯ КЕЛЕЙНИКА (ОКОНЧАНИЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BELARUS / MINSK THEOLOGICAL SEMINARY / MINSK DIOCESE / LENINGRAD DIOCESE / METROPOLITAN ANTHONY (MELNIKOV) / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / BELARUSIAN ORTHODOX CHURCH / ZHIROVICHI MONASTERY / ODESSA THEOLOGICAL SEMINARY / ORTHODOXY / SHALKEVICH A / БЕЛАРУСЬ / БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЖИРОВИЧСКИЙ МОНАСТЫРЬ / МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / МИНСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ / МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (МЕЛЬНИКОВ) / ОДЕССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ШАЛЬКЕВИЧ А.К.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шалькевич Адам Константинович

В предыдущем номере церковно-исторического альманаха «ΧΡΟΝΟΣ» была опубликована первая часть воспоминаний Адама Константиновича Шалькевича (1908-1992), на протяжении двадцати двух лет являвшегося келейником архимандрита (затем митрополита Минского и Белорусского) Антония (Мельникова; 1924-1986). Первая часть воспоминаний охватывала период пребывания архимандрита Антония на должностях ректора Минской духовной семинарии и наместника в Жировичском Свято-Успенском монастыре (1956-1963 гг.). В настоящем номере публикуется завершающая вторая часть воспоминаний, отражающая период с 1956 по 1986 гг. К настоящему времени «Воспоминания келейника», подготовленные А.К. Шалькевичем в 1987 г., сохранились в нескольких машинописных копиях, хранящихся в частных архивах и архиве Минской духовной семинарии. Публикуемый текст воспроизводится по копии воспоминаний, находящейся в личном архиве протоиерея Феодора Кривоноса. При подготовке к печати воспоминаний А.К. Шалькевича были сохранены особенности авторской стилистики, оформления текста и орфографии. Редакторские правки вносились исключительно в случаях выявления очевидных орфографических погрешностей и опечаток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шалькевич Адам Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEMORIES OF A.K. SHALKEVICH ABOUT METROPOLITAN ANTHONY (MELNIKOV). Part 2

The publication presents the second part of the memories of A.K. Shalkevich about the Archimandrite (later Metropolitan of Minsk and Belarus) to Anthony (Melnikov), reflecting the period when he was rector of the Odessa Theological Seminary, deputy abbot at the Dormition Monastery of Odessa, vicar of the Odessa diocese and then managing the Minsk diocese. In his memoirs, Adam Konstantinovich not only conveyed impressions of daily communication with Metropolitan Anthony, but also reflected the context of church life in the period described.

Текст научной работы на тему «ВОСПОМИНАНИЯ КЕЛЕЙНИКА (ОКОНЧАНИЕ)»

Воспоминания А.К. Шалькевича о митрополите Антонии (Мельникове) Часть 2

В публикации представлена вторая часть воспоминаний А.К. Шалькевича об архимандрите (впоследствии митрополите Минском и Белорусском) Антонии (Мельникове), отражающая период его ректорства в Одесской духовной семинарии и наместничества в Успенском монастыре г. Одесса, служения в качестве викария Одесской епархии и затем управляющего Минской епархии. В своих воспоминаниях Адам Константинович не только передал впечатления от ежедневного общения с митрополитом Антонием, но и отразил контекст церковной жизни в описываемый период.

Ключевые слова: Беларусь, Белорусская Православная Церковь, Жировичский монастырь, Минская духовная семинария, Минская епархия, Ленинградская епархия, митрополит Антоний (Мельников), Одесская духовная семинария, православие, Русская Православная Церковь, Шалькевич А.К.

В предыдущем номере церковно-исторического альманаха «XPONOE» была опубликована первая часть воспоминаний Адама Константиновича Шалькевича (1908-1992)1, на протяжении двадцати двух лет являвшегося келейником архимандрита (затем митрополита Минского и Белорусского) Антония (Мельникова; 1924-1986). Первая часть воспоминаний охватывала период пребывания архимандрита Антония на должностях ректора Минской духовной семинарии и наместника в Жировичском Свято-Успенском монасты-

1 См.: Воспоминания А.К. Шалькевича о митрополите Антонии (Мельникове). Часть 1 / А.В. Слесарев, протоиерей Федор Кривонос // XPONOZ. Церковно-исто-рический альманах. - 2017. - № 5. - С. 162-190.

ре (1956-1963 гг.). В настоящем номере публикуется завершающая вторая часть воспоминаний, отражающая период с 1956 по 1986 гг. К настоящему времени «Воспоминания келейника», подготовленные А.К. Шалькевичем в 1987 г., сохранились в нескольких машинописных копиях, хранящихся в частных архивах и архиве Минской духовной семинарии. Публикуемый текст воспроизводится по копии воспоминаний, находящейся в личном архиве протоиерея Феодора Кривоноса.

При подготовке к печати воспоминаний А.К. Шалькевича были сохранены особенности авторской стилистики, оформления текста и орфографии. Редакторские правки вносились исключительно в случаях выявления очевидных орфографических погрешностей и опечаток.

Вступительная статья, публикация и примечания протоиерея Феодора Кривоноса и А.В. Слесарева

Адам Константинович Шалькевич (1908-1992)

Фото из архива Минской духовной семинарии Фонд 1. Оп. 1. Д. 151.

Митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников)

Фото из архива Жировичского монастыря

Шалькевич Адам Константинович

ВОСПОМИНАНИЯ КЕЛЕЙНИКА Часть 2

В 1963 учебном году о. АНТОНИИ получил Указ Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ о его переводе в Одесскую духовную семинарию на пост Ректора и Наместника Свято-Успенской обители. Отец АНТОНИЙ направил меня первым в Одессу для подготовки квартиры. В нашем пользовании были три комнаты. Одна из них, полумрачная, служила кабинетом и спальней о. Ректора. Вторая небольшая комната - столовой и такая же комната была моей кельей.

В Одессе о. Ректор познакомил меня с преподавателями семинарии, с близкими и друзьями. В наш дом часто заходили преподаватели Духовной семинарии. Чаще всех нас навещали: о. Александр КРАВЧЕНКО (инспектор семинарии)2, СОРОКИН Иван Николаевич3, РАДУГИН Валентин Васильевич4, Владимир САБОДАН5, Фе-

2 Протоиерей Александр Кравченко (1931-2005) родился в г. Москва. Окончил Одесскую духовную семинарию (1952) и Московскую духовную академию (1956). Кандидат богословия (1956). С 1956 г. помощник инспектора, с 1957 г. преподаватель, с 1958 г. секретарь правления, с 1959 г. инспектор, с 1975 по 1991 гг. ректор Одесской духовной семинарии. Магистр богословия (1984).

3 Протоиерей Иоанн Сорокин (| 1993) являлся автором конспекта по Священному Писанию Ветхого Завета (Учительные книги) для 4-го класса Одесской духовной семинарии (Одесса, 1981).

4 Протоиерей Валентин Радугин (род. в 1928 г.). Окончил Московскую духовную семинарию (1949) и академию (1953). Кандидат богословия. В 1954-1963 гг. преподаватель Минской духовной семинарии. С 1963 г. преподаватель Одесской духовной семинарии, затем преподаватель Московской духовной семинарии. В 1971 г. рукоположен во диакона и священника. С 1974 г. доцент Московской духовной академии. С 1999 г. преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии. Почетный член Минской духовной академии (2003). С 2015 г. почетный настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе (г. Москва).

5 Митрополит Владимир (Сабодан; 1935-2014) окончил Одесскую духовную семинарию (1958), Ленинградскую духовную академию (1962), аспирантуру при Московской духовной академии (1965). Кандидат богословия. В 1962 г. преподаватель, затем старший помощник инспектора Одесской духовной семинарии и секретарь Одесского епархиального управления. В том же году принял священный сан и монашеский постриг. В 1966 г. рукоположен во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1973-1982 гг. ректор Московской духовной академии.

одосий ДИКУН6, благочинный о. ФИЛИПП и эконом Одесской обители архимандрит БОРИС. Отца Ректора часто посещали прихожане-одесситы, многих из них он знал с прошлых лет. Следует упомянуть еще об одной нашей знакомой, о монахине Ксении ГОРЯЧКОВСКОЙ. Она происходила из культурной русской семьи. Ее родители эмигрировали из России, и она проживала в Америке и Франции, получила высшее образование во Франции. ГОРЯЧКОВ-СКАЯ была культурной женщиной высшего русского общества. Любила есть, как она говорила, «настоящую манную кашу», выпить чашку крепкого кофе. Выделяясь своим христианским благочестием, образованием, ГОРЯЧКОВСКАЯ считала необходимостью не только для архиерея, но и для каждого священнослужителя знание иностранного языка. После преждевременной смерти мужа она, будучи эмигранткой, приняла иноческий постриг. Она вернулась на Родину уже после окончания Великой Отечественной войны и поселилась (после длительных хлопот с пропиской) в женском монастыре, расположенном в поселке Александровка (вблизи Одессы). В этом монастыре она получила монашеский постриг с именем ЕВ-СЕВИЯ и здесь же впоследствии закончился ее жизненный путь. Строгая монашеская одежда придавала ей изумительный вид: всегда ходила в полурясе, на голову надевала апостольник с черной шапочкой, а поверх апостольника надевала наперсный крест, полученный в награду от одного из зарубежных владык. Монахиня ЕВСЕВИЯ часто бывала в Епархиальном управлении, где она и познакомилась с о. АНТОНИЕМ. Она стала желанным гостем нашего дома. Заходя к нам, она приветствовала о. АНТОНИЯ на французском языке и вела с ним несложные разговоры и беседы на этом

С 1973 г. архиепископ, с 1982 г. митрополит. В 1992-2014 гг. митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви.

6 Митрополит Феодосий (Дикун; 1926-2001) окончил Московскую духовную семинарию (1951) и Московскую духовную академию (1955). Кандидат богословия. В 1955 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1958-1964 гг. преподаватель Волынской духовной семинарии, в 1964-1966 гг. преподаватель, а в 1966-1967 гг. ректор Одесской духовной семинарии. В 1967 г. рукоположен во епископа Переяслав-Хмельницкого, викария Киевской епархии. Затем последовательно возглавлял Полтавскую, Вологодскую, Астраханскую, Хмельницкую, Ивано-Франковскую, Винницкую епархии. С 1978 г. архиепископ. В 1992-2001 гг. архиепископ (с 1996 г. митрополит) Полтавский и Кременчугский.

языке. О. АНТОНИИ начал изучать французский язык. В каждом человеке она видела образ Божий и ценила его высокое достоинст-

Желанным посетителем нашего дома был архиепископ Пинский ДАНИИЛ7. Хотелось бы назвать частую посетительницу нашего дома схимонахиню закрытого Одесского монастыря ОНУФРИЮ. Она любила рассказывать о своей жизни. В 1963 году ей исполнилось 114 лет. До глубокой старости она сохранила полностью слух, зрение и память. Ее к нам сопровождала келейница ПЕЛАГИЯ.

О. Ректор однажды специально навестил необыкновенную схимницу. В доме ее были две комнаты - для схимницы и для ее келейницы. Гостей ей малоизвестных или совсем неизвестных она принимала в комнате ПЕЛАГИИ, где было много резиновых игрушек. Посетители любопытно спрашивали ее: «Чьи это игрушки?». Схимница отвечала: «Мои, диточки, мне уже исполнилось 114 лет. Я сдетинелась и люблю с ними играть». Вторая комната, в которой проживала сама матушка ОНУФРИЯ, представляла собой скромную и чистую монашескую келью с иконами, богослужебными книгами и маленьким гробом, соответствующим ее росту.

Отец Ректор любил навещать знакомых, друзей. Часто посещал больного митрополита БОРИСА8 и ряд других лиц. Питая к отцу АНТОНИЮ полное доверие, перед смертью митрополит БОРИС

7 Архиепископ Даниил (Юзвюк; 1880-1965) окончил Жировичское духовное училище, Виленскую духовную семинарию и курсы при Министерстве юстиции (1913). В 1924-1939 гг. работал в Виленской духовной семинарии. В 1940-е гг. секретарь митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского). В апреле 1942 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха, затем во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. С 8 мая 1944 г. архиепископ, временно управляющий Виленской епархией с правами Заместителя Патриаршего Экзарха Прибалтики. В июле 1944 - мае 1945 гг. находился в концлагере Фридрихсвальде. В 1946-1950 гг. управляющий Пинской епархией. В 1950 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к 25 годам ИТЛ. Освобожден в 1955 г. Проживал на покое в г. Измаил Одесской обл. В 1964 г. награжден правом ношения креста на клобуке и переведен для проживания в Жировичский монастырь, затем в Свято-Михайловский монастырь Одесской обл. Похоронен в Свято-Михайлов-ском монастыре Одесской обл.

8 Митрополит Борис (Вик; 1906-1965) окончил два класса Саратовского духовного училища и неполную среднюю школу. Пребывая в обновленческом расколе, в 1926 г. рукоположен во диакона, в 1928 г. пострижен в рясофор, в 1930 г. пострижен

пригласил его для совета: стоит ли ему ехать на курорт для лечения, поскольку об этом уже договорился его личный секретарь Михаил Сергеевич МИРОШНИЧЕНКО. Епископ АНТОНИЙ ответил: «Насколько я понимаю, Ваши домашние условия намного лучше санаторных, это те условия, которые нужны больному». После откровенного разговора и дружеского совета поздно вечером они попрощались. На второй день после беседы с епископом АНТОНИЕМ митрополит БОРИС под влиянием Михаила Сергеевича уехал в санаторий.

В санатории состояние здоровья начало резко ухудшаться. Болезнь прогрессировала. Неприемлемые сложные условия жизни для тяжело больного митрополита повлияли на его нервную систему и ускорили его кончину. Через несколько дней больной умер.

Учитывая состояние здоровья митрополита БОРИСА, Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ 20 мая 1964 года прислал о. АНТОНИЮ Указ о предстоящей его хиротонии в викарного епископа Белгород-Днестровского. День хиротонии быт назначен на 31 мая 1964 года. В хиротонии участвовало восемь святителей во главе со Святейшим Патриархом АЛЕКСИЕМ, с участием болящего митрополита БОРИСА и заштатных архиепископов ДАНИИЛА и ОНИСИФОРА9.

Считаю уместным подчеркнуть, что все степени священства епископа АНТОНИЯ происходили при возложении рук Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ.

в мантию. В 1931 г. мобилизован на военную службу. В 1934 г. воссоединился с Московской Патриархией в монашеском звании. В 1935 г. рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1935- 1937 гг. находился в заключении. В 1937-1942 гг. на гражданской работе. В 1942 г. назначен настоятелем Саратовского кафедрального собора. В 1943 г. взведен в сан архимандрита. В 1944 г. рукоположен во епископа Нежинского, викария Черниговской епархии. В 1945-1949 гг. управляющий Черниговской епархией. В 1949-1950 гг. епископ Чкаловский и Бузулукский. В 1950-1954 гг. епископ Берлинский и Германский (с 1951 г. архиепископ). В июле-октябре 1954 г. управляющий Ярославской епархией. В 1954-1956 гг. архиепископ Алеутский и Североамериканский. В 1954-1962 гг. Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки. С 1956 г. архиепископ Херсонский и Одесский. В 1956-1962 гг. являлся временно управляющим Ворошиловоградской (Луганской) епархией. Перенес несколько инфарктов. Похоронен на кладбище Одесского Успенского монастыря. 9 Архиепископ Онисифор (Пономарев; 1881-1966) окончил Саратовскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Кандидат богословия. В 1920 г. рукоположен во священника. В 1929-1932 гг. находился в ИТЛ.

В 1950 году 18 июля Святейший Патриарх АЛЕКСИИ рукоположил о. АНТОНИЯ во иеродиакона, 21 июля того же года - во иеромонаха. В 1956 году о. АНТОНИИ возведен в сан архимандрита и назначен Ректором Минской духовной семинарии, находящейся в стенах Жировицкой Свято-Успенской обители.

Епископ АНТОНИИ принадлежал к числу любимцев Святейшего. Во время нашего двухлетнего пребывания в Одессе имели место встречи владыки АНТОНИЯ со Святейшим на его Патриаршей даче.

Один раз, т. е. 4 июля 1964 года, мы имели честь принимать Его Святейшество в своей весьма скромной квартире. Его привезли к нам на коляске. Мной был приготовлен кофе на четыре персоны. Даниил Андреевич10 попросил чая.

Во время отсутствия Святейшего иногда я помогал семинаристам производить прополку цветов и ходил к морю купаться.

После хиротонии епископ АНТОНИИ имел в установленные дни и часы занятия в семинарии, а также дни и часы приема посетителей в Епархиальном управлении. В дни праздничные вместо болящего митрополита БОРИСА совершал Божественные службы.

Прихожане быстро полюбили своего нового Владыку. Митрополит БОРИС также относился к епископу АНТОНИЮ с полным доверием, хотя якобы был против его хиротонии.

С получением епископского сана у владыки АНТОНИЯ увеличилось число посетителей в епархии и на дому. Временами приходила к нам старшая операционная сестра профессора Владимира ФИЛАТОВА11 пенсионерка Мария Павловна СОКОЛОВА. Она была близка к дому В. ФИЛАТОВА, любила рассказывать о семье

В 1932-1935 гг. отбывал ссылку в Северном крае. В 1937-1945 гг. клирик Тульской епархии. В феврале 1945 г. пострижен в монашество и рукоположен во епископа Пинского и Брестского. В октябре 1945 г. назначен управляющим Калужской епархией. В 1960 г. по причине болезни уволен на покой. Проживал в Одесском Успенском монастыре. В 1964 г. возведен в сан архиепископа. Похоронен на кладбище Одесского Успенского монастыря.

10 Остапов Даниил Андреевич (1894-1975) - личный секретарь патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). С 1956 г. заместитель председателя хозяйственного управления Московской Патриархии.

11 Филатов Владимир Петрович (1975-1956) - основатель и директор Института экспериментальной офтальмологии (ныне Институт глазных болезней и тканевой

знаменитого медика. Она подарила епископу АНТОНИЮ две небольших картины, написанные рукой ФИЛАТОВА. Одна из них запечатлела вид Крыма, другая - тропинку в лесу. Обе картины писаны маслом. Епископу АНТОНИЮ было подарено ею и стихотворение ФИЛАТОВА религиозного содержания.

Спустя некоторое время Епископу пришлось обращаться за медицинской помощью к сыну профессора ФИЛАТОВА Сергею Владимировичу. В то время он был еще рядовым врачом-окулистом. Потом, в семидесятые годы Сергей Владимирович начал выдвигаться в число передовых врачей и был командирован за границу. Там, по словам СОКОЛОВОЙ, он заболел раком. На обратном пути в Москве он задержался на лечении, которое, однако, не принесло положительных результатов. Тело умершего Сергея Владимировича кремировали в Москве. Урна с прахом покойного была перевезена в Одессу и опущена в могилу его отца Владимира ФИЛАТОВА. Мачеха покойного Варвара Васильевна и его жена скорбно восприняли смерть и кремацию Сергея Владимировича, проведенную без их согласия.

Кроме служебных дел епископ АНТОНИЙ находил время для чтения книг, изучения литературы. Он продолжал собирать материал для написания магистерской работы, которая была защищена им в октябре 1964 года12.

В бытность епископа АНТОНИЯ в Одессе возник неотложный вопрос. Одесский кафедральный собор в 1964 году дал большую осадку, появились большие трещины, в алтаре начала падать штукатурка. Для избежания возможной беды епископ АНТОНИЙ дал указание на подвеску щитов в алтарной части собора и обратился к Святейшему Патриарху за советом и просьбой выслать в Одессу патриаршую комиссию по реставрации храмов. Инженеры, приехавшие в Одессу, быстро составили план реставрационных работ.

терапии Национальной академии медицинских наук Украины, г. Одесса). Действительный член Академии наук УССР (1939), академик Академии медицинских наук СССР (1944). Доктор медицинских наук, профессор.

12 Защита магистерской (аналог современной докторской) диссертации архимандрита Антония (Мельникова) на тему «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий» (в 3-х частях. Ч.1. - 136 с.; Ч. 2. - 137-317 с.; Ч. 3. - 318-476 с.) состоялась в Московской духовной академии.

Наружные работы выполнялись с помощью техники под внимательным наблюдением инженеров. Внутри храма через подвальный ход укрепляли фундамент, заливая его жидким стеклом. Прихожане оказывали большую помощь в ремонте. После работы на производстве они допоздна трудились в соборе, ведрами выносили из подвалов землю. Успешный ход работ радовал души прихожан и клира вместе с епископом АНТОНИЕМ.

В следующем году одесситов постигла новая скорбь. Постановлением Священного Синода от 20 мая 1965 года епископ АНТОНИИ был назначен на Минскую кафедру, а в Одессу переведен из Минска архиепископ СЕРГИИ13. Пошли из Одессы в Москву к Патриарху АЛЕКСИЮ слезные прошения об отмене постановления Священного Синода. О переживаниях одесситов говорят их просьбы, копии которых попадали мне.

С большой болью в душе провожали прихожане своего Архипастыря. Не побывавшие на прощальном богослужении спешили к епископу АНТОНИЮ в наш дом или на вокзал к поезду.

В первой половине июня 1965 года мы прибыли в Минск. Начались новые служебные заботы, которые приносили зачастую вместо радости огорчения. Епископ АНТОНИИ находил подлинное утешение в частых службах. В воскресные дни и двунадесятые праздники он служил в минских храмах или посещал приходы. Свой кабинет он перегородил стеллажами и устроил в нем малую домовую церковь. На стенах ее находилось много старинных икон. В ней совершались частые службы по малым праздникам и памятным дням.

В такие дни Владыка вставал раньше обычного. Я к этому времени готовил для службы просфоры, вино, воду, ладан и т. п. Обя-

13 Архиепископ Сергий (Петров; 1924-1990) пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона в 1943 г. Окончил Московскую духовную семинарию (1947) и Московскую духовную академию (1951). Кандидат богословия. В 1951 г. рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Саратовской духовной семинарии. В 1958 г. назначен инспектором, а в 1959 г. ректором Одесской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1960 г. рукоположен во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. В 1961-1963 гг. епископ Воронежский и Липецкий. В 1963-1965 гг. архиепископ Минский и Белорусский. В 1965-1990 гг. архиепископ Херсонский и Одесский (с 1971 г. митрополит). В 1986-1987 гг. управляющий делами Московской Патриархии. Похоронен на кладбище Одесского Успенского монастыря.

Архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников) во время посещения Жировичского монастыря в сопровождении наместника архимандрита Константина (Хомича). Первая пол. 1970-х гг.

Фото из архива Жировичского монастыря

занность псаломщика исполняла наша хозяйка монахиня МИТРО-ФАНИЯ. Я старался ей помогать в чем мог.

Епископ АНТОНИИ служил в домовой церкви без иподиаконов, т. е. иерейским чином. На проскомидии поминал всех своих близких по запискам и по памяти. Однажды я спросил его, как можно помнить такое большое количество поминаемых. Он ответил, что ему легко поминать, т. к. он привык поминать по городам.

Владыка АНТОНИИ, как Настоятель монастыря, часто посещал Жировицкую обитель. В комнате игумении ГАВРИИЛЫ14 совершал литургию и причащал больную. По благословению Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ она была пострижена в схиму. До последнего времени она вычитывала монашеское правило, сидя в кровати. На кровати стоял маленький столик, на котором лежали богослужебные книги и опирались на него больные руки схимницы. Она страдала полиартритом, ревматизмом, сахарным диабетом и почечнокаменной болезнью.

Безропотно и мужественно несла она свои страдания, к тому же управляя женским монастырем.

Очередной заботой епископа АНТОНИЯ на Минской кафедре был денежный вопрос. Епархиальная касса имела большую задолженность Патриархии, пенсионерам и т. п.

Новый Управляющий епархией быстро изучил причины, вызывающие задолженность, и успешно с ними рассчитался, как это он сделал с долгами Жировицкой обители несколько лет тому назад.

Епископ АНТОНИИ бережно распоряжался средствами епархии, будучи вместе с тем благотворительным. Перед большими праздниками и другими памятными днями он поручал мне пересылку праздничных сувениров и денежных пособий. Ко мне и другим людям Владыка АНТОНИИ относился с большой доверчивостью. В

14 Игумения Гавриила (Рисицкая; 1894-1976) родилась в Санкт-Петербурге. В раннем детстве осталась сиротой. С 1903 г. воспитывалась в сиротском воспитательном доме при Гродненском Рождество-Богородичном монастыре. Окончила четырехлетнюю образцовую школу, трехлетнюю второклассную школу и трехлетнее сельскохозяйственное училище с аттестатом агронома. Приняла монашеский постриг в названном монастыре. В 1953 г. назначена игуменией. После закрытия монастыря, произведенного в 1963 г., проживала в Жировичах. Похоронена на монастырском кладбище Жировичского монастыря.

нашем доме не было замков, документы и деньги лежали открыто. Мы жили с Владыкой одной семьей, в доме не было чужих. Уезжая в командировки или по другим служебным делам, каждый раз он указывал мне, где лежат его сбережения.

С приездом владыки АНТОНИЯ в Минск начались его частые зарубежные командировки. В составе групп он посетил Японию, Индию, Мадагаскар, Эфиопию, Афон, Иерусалим, Англию, Швейцарию, Кипр, ряд африканских стран и др. Несколько раз он пересекал экватор. С командировками так или иначе были связаны и частые поездки в Москву. Раньше Владыка бывал в Москве главным образом по делам Церкви и по состоянию здоровья, выезжая туда для лечения. Иногда поездки вызывались и церковными делами и были связаны со сложными вопросами управления епархией.

В заграничных командировках его участие, по-видимому, было обусловлено не только его саном и положением, но и тем, что Владыка владел иностранными языками и имел, как мне кажется, необходимые для такой миссии способности. Он легко входил в контакт с людьми, был приятным собеседником, что, несомненно, способствовало установлению добрососедских отношений с зарубежными людьми.

Заграничной поездке всегда предшествовала соответствующая подготовительная работа: изучение литературы по данной стране, ее истории и современного в ней состояния дел. В мою обязанность входило вещевое обеспечение этих выездов.

Будучи в Иерусалиме, Владыка АНТОНИЙ посетил мусульманскую и израильскую части города. Владыка был свидетелем напряженности в этом районе. Вечером на улицах Иерусалима возникала перестрелка. Вскоре на Ближнем Востоке разразилась война. Одесские евреи г. Иерусалима с большим уважением относились к Владыке АНТОНИЮ.

Выполнив возложенные на него в зарубежной командировке задачи, Владыка использовал все возможности для знакомства с жизнью этой страны, посещал достопримечательности, музеи и т. п. Из зарубежных стран он присылал своим близким и знакомым красочные открытки, виды. Много таких открыток с теплыми словами адресовано и мне. После каждой из поездок он делился впечатления-

ми об увиденном, демонстрировал цветные слайды. Владыка был великолепным рассказчиком, последовательно излагавшим ход событий. Его рассказы были полны юмора. Этот же юмор обнаруживался и в самих поездках, например, при поездке в Японию, когда русские гости «осваивали» японский чайный этикет, отдавал предпочтение японской кухне. И было неуклюже, когда, подражая японцам, русские паломники во главе с Владыкой АНТОНИЕМ, сидя на коврах, пытались так, как и они, пить чай, и русским этот чайный этикет стоил трудов. Владыка рассказывал, что лично ему стоило боли облокачиваться и на правую и на левую сторону, не говоря уже о том, чтобы сидеть «по-японски». После каждой из поездок на выставочных полках появлялись новые экспонаты, сувениры, в домашнем музее устраивался национальный уголок. Президент о. Кипра архиепископ Макариос15 подарил Владыке АНТОНИЮ льняную расшитую скатерть и салфетки на 12 персон. Премьер-министр Мадагаскара - кусок горного хрусталя розового цвета, который относится к числу редких камней в мире. Впоследствии, из кусочка этого хрусталя Владыка АНТОНИИ сделал головку для своего посоха и т. п.

Наш домашний музей быстро пополнялся. Вскоре понадобилось три комнаты для его размещения. В нем были картины, иконы, альбомы, фотографии всех архиереев Белоруссии, литые кресты, предметы народного творчества, пасхальные росписи яиц, вышивка и много другого.

Помнится, к концу 60-х годов, когда в Минске к юбилейной дате Владыки, и, думаю, он уже был Архиепископом, я купил в комиссионном магазине оригинальную шкатулку из чугуна. Шкатулка была высокохудожественного изготовления, напоминала кружева, хотя материалом был чугун, и имела исправный красивый замочек.

Владыка всякой вещи легко и со вкусом находил место на выставочных полках. И даже густо наставленные им экспонаты не вызывали чувства тесноты. Мой ларец также нашел себе соответствующее место на полке. Владыка подходил, рассматривал его: его

15 Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Макариос III (Мускос; 19131977) возглавлял Кипрскую Православную Церковь в 1950-1977 гг. Президент Кипра в 1960-1977 гг.

заинтересовало искусство этой вещи, и своим близким даже указывал на оригинальность «подарка Адамчика».

Спустя долгое время, Владыка с улыбкой вызвал меня в кабинет и заявил: «Я нашел твою шкатулку», и, раскрыв книгу по искусству, показал ее среди других образцов изделий из чугуна. Так вещь, мной купленная, как бы вновь ожила и Владыка теперь с еще большей любовью к ней подходил и еще больше оценил мой скромный подарок.

По благословению митрополита АНТОНИЯ в отдельной комнате были выставлены полотенца, кружева, вышивки крестом и гладью, ришелье, аппликации салфеток и скатертей. Имелся и уголок церковной вышивки. Между ними были вышивки церковного обихода, где находились облачения и омофоры работы древних золотошвеек, покрывала, пояса и т. п. Изношенные вещи и предметы, представляющие художественную ценность, сдавались в реставрацию.

За тринадцатилетний период пребывания Владыки на Минской кафедре наш музей значительно пополнился сувенирами. У нас имелись две тарелки из императорского сервиза с кобальтовой отделкой. В музее, в котором хранится этот сервиз, как сказал Владыка, их не хватает.

В доме имелись две иконы - подлинники работы Васнецова. Одна из них - икона Нерукотворного Спаса с голубой эмалью была написана для сына и висела у его кроватки.

В доме имелись китайская и японская картины, выполненные на шелке. Последняя привлекла внимание японских паломников. Еще большее впечатление произвела на них маска из театра Кабуки. Впрочем, с маской этой связано и не весьма приятное происшествие.

В отсутствие Митрополита хозяйка решила вымыть маску, сделанную из твердого материала, наподобие лубка. Под действием моющих средств маска потеряла свой вид. Потребовалось немало труда, чтобы восстановить ее.

Услуга нашей хозяйки МИТРОФАНИИ вывела (в первый и последний раз) Митрополита из равновесия: «Поди и скажи ей, пусть она больше не заходит в мою комнату», - воскликнул расстроенный

Митрополит. Но вскоре Владыка успокоился и мир опять воцарился в нашем доме.

Экспонаты и сувениры были умело расставлены в комнатах так, что не возникало ощущения тесноты. Наоборот, в доме складывалось впечатление уюта, что доставляло нашим посетителям душевное удовлетворение. Оно восполнялось и рассказами митрополита АНТОНИЯ.

В свободное время Владыка АНТОНИИ любил выезжать на лоно природы. Брал обычно в попутчики меня или другого своего сотрудника. Выезжали мы в ближайший лес или на реку. Такие поездки за город совершались у нас редко и на короткое время - 2 или 3 часа. При поездке на прогулку и в любую дорогу Владыка делал своим попутчика экзаменовку. В остальные теплые дни года Владыка выходил на прогулку в небольшой сад с цветником и беседкой. В беседке выпивал чашку чая, всякий раз приглашая и меня.

Митрополит АНТОНИИ отличался внимательностью и наблюдательностью. Имел прекрасную зрительную память. Однажды услышал подземные толчки и спросил меня, слышу ли их я. Я отвечал утвердительно, сказав, что это обычные колебания почвы. Владыка сказал: «Это землетрясение». Как выяснилось впоследствии, он был прав.

Митрополит АНТОНИИ изредка навещал своих родных, друзей и знакомых. С многими из них я был лично знаком. О других знаю по рассказам Владыки. От него я слышал о матери Ольге Николаевне, медицинском работнике. Меньше всего сведений я имею об его отце Сергее Мельникове, умершем на пятьдесят четвертом году и оставившем Ольгу Николаевну с тремя малолетними сыновьями. Старший сын получил военное образование. Он не разделял взгляды своего брата Анатолия (светское имя митрополита АНТОНИЯ). Младший брат Владыки Владимир Сергеевич, по моим неточным данным, проживает в родительской квартире в Москве, Неглинный переулок.

Дядя Владыки Дмитрий Антонович, спокойный и трудолюбивый человек, и его гостеприимная и энергичная супруга имели двух сыновей. Жили они на станции Лосиноостровская, в Барыбине у них была дача. Судьба их семьи в настоящее время мне неизвестна.

Владыка часто говорил о семье ОРЛОВЫХ, протоиерее Сергие16 и сестре его Елене Васильевне17, проживающих в Акулове. Вместе с Владыкой АНТОНИЕМ я был принят в их гостеприимном доме и бывал там часто. Отец Сергий обладал подлинно христианским благочестием. Его сестра принимала нас, как, впрочем, и других прихожан, приглашая к скромному обеду в скромной обстановке. В доме их посетители находили ласку и душевное утешение. О семье ОРЛОВЫХ много есть чего рассказать, но здесь, очевидно, это не сделать - мало времени и места. Владыка был для них близким человеком. Много интересного и похвального можно было бы сказать и о других акуловских посетителях и прихожанах.

Вспомнить следует о близких друзьях Владыки Николае Васильевиче и Екатерине Федоровне БОЙЦОВЫ1Х. Николай Васильевич был смотрителем Саратовской духовной семинарии. Он всегда внимательно следил за изданием новых книг. Его жена Екатерина Федоровна - великая московская благотворительница бедных и одиноких инвалидов. Она находила время и средства для оказания помощи нуждающимся и собирала вокруг себя благотворящих женщин. Я охотно заходил на квартиру БОЙЦОВЫ1Х в Москве и на дачу в Абрамцеве. Оба они были любители и знатоки искусства. Во время наших совместных поездок по Москве в городском транспорте я много узнавал о Москве и москвичах. С ними я бывал в музеях столицы, получая богатую информацию о живописи. Для меня особенно были интересны выставляемые иконы и церковная утварь. БОЙ-ЦОВЫ любили посещать Загорск и по приглашению Владыки АНТОНИЯ были в Жировицкой обители.

К числу московских друзей митрополита АНТОНИЯ следует отнести Татьяну Николаевну и Александру Николаевну ПРОТАСИ-ЕВЫ1Х. Татьяна Николаевна, по словам Владыки, вела работу по

16 Протоиерей Сергий Орлов (1890-1975) окончил Московское духовное училище, Московскую духовную семинарию, Варшавский университет и Киевский политехнический институт. В 1946 г. рукоположен во диакона и священника. Совершал служение в с. Акулово Московской обл. В 1950 г. окончил Московскую духовную академию. Кандидат богословия. В 1965-1970 гг. нештатный сотрудник «Журнала Московской Патриархии». Тайно пострижен в монашество с именем Серафим. В 1974 г. почислен за штат по состоянию здоровья.

17 Орлова Елена Васильевна была тайно пострижена в монашество.

подбору и изданию открыток и миниатюр. Она посетила Жировиц-кую обитель.

Нельзя обойти молчанием и рассказа Владыки о Марии Вениаминовне ЮДИНОИ18. М.В. ЮДИНА жила очень скромно. Все ее «богатство» заключалось в рояле, на котором она каждый день играла в своей комнате, готовясь к концертам. Музыка эта была не по нутру соседям, называвшим ее «неугомонной жидовкой»: «Подумать только, эта жидовка обзавелась иконами, да еще играет».

Свободное время она тратила на помощь обиженным судьбой, забывая о своих нуждах. Выбитое стекло в двери было заменено фанерой. На вопрос Владыки, почему до сих пор не вставила в двери стекла, она ответила: «Да вот никак не подберу времени». При похоронах М.В. ЮДИНОИ возникло затруднение, во что одеть покойную.

Во время посещений ее Владыкой М.В. ЮДИНА исполняла для него музыкальные произведения.

Я любил слушать рассказы Владыки о его знакомых и друзьях в Москве: об Ирине Петровне ПАВЛУШКИНОИ, о хорошем враче и подлинном христианине Николае Павловиче ПОНЯТОВСКОМ19, о многих других врачах, художниках, скульпторах, архитекторах и писателях. С некоторыми упомянутыми друзьями Владыки я был лично знаком, обменивался праздничными поздравлениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глубокого уважения и признательности заслуживает поэтесса Надежда Александровна ПАВЛОВИЧ20. Во время своего пребыва-

18 Юдина Мария Вениаминовна (1899-1970) родилась в г. Невель Витебской губ. (ныне Псковская обл., Россия) в еврейской семье. В 1912 г. поступила в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано, которую окончила в 1921 г. В 1919 г. приняла крещение. Играла в оркестре Петроградской филармонии. Регулярно давала концерты в пользу Политического Красного Креста. В 1930 г. уволена из консерватории по причине исповедания христианских воззрений. В 1932-1936 гг. работала в Тбилисской консерватории, в 1936-1951 гг. в Московской консерватории. В 1944-1960 гг. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Духовно окормлялась у протоиерея Всеволода Шпиллера (1902-1984).

19 Понятовский Николай Павлович окончил медицинский факультет Московского государственного университета. Являлся личным врачом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

20 Павлович Надежда Александровна (1895-1980) - поэтесса, переводчик, литературный критик. Родилась в Латвии в семье мирового судьи. Окончила Александ-

ния в Минске она рассказала нам о своем участии в комиссии, проверяющей состояние зданий Оптиной пустыни. Директору, отвечающему за их состояние, сообщили, что едет комиссия, возглавляемая Н.А. ПАВЛОВИЧ. Он в недоумении воскликнул: «А разве она еще жива?!». Эти слова стали известны Надежде Александровне. Приветствуя комиссию, директор сказал: «Надежда Александровна! Рад Вас видеть! Как Вы поживаете?». В ответ директор услышал: «Представьте себе, я еще жива!».

Будучи в Японии, Владыка АНТОНИЙ познакомился с потомком бывшего русского эмигранта гражданином Японии АКСЕНОВЫМ. Последний выразил желание иметь русскую медицинскую книгу. Владыка поручил мне подобрать и выслать нужную книгу. Я нашел в магазине медицинской литературы «Очерки гнойной хирургии» проф. Валентина ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО, - он же архиепископ ЛУКА21. Книга очень понравилась АКСЕНОВУ. При встрече с Владыкой он выразил ему горячую благодарность.

У Владыки складывались хорошие отношения с прихожанами и деятелями культуры, часто навещавшими митрополита АНТОНИЯ. Среди посетителей были люда разных профессий, проживающих как в Минске, так и других городах. Писатели, художники, скуль-

ровскую женскую гимназию в г. Псков. Являлась слушательницей Высших женских курсов в Москве. Посещала литературный кружок при журнале «Млечный путь». Впервые опубликовала свои стихи в 1911 г. Была знакома с В. Ивановым, А. Белым, С. Есениным, Б. Пильняком и др. поэтами Серебряного века. В 1923 г. поселилась в Оптиной пустыни и стала послушницей преподобного Нектария Оптинского. Автор поэтических сборников «Берег» (1922), «Золотые ворота» (1923), «Шелка победы» (1943) и «Бранные кони» (1944), «Думы и воспоминания» (1962), «Сквозь долгие годы» (1977), поэмы «Воспоминания об Александре Блоке» (1964), книг для детей «Капризник Тики» (1925), «Паровоз-гуляка» (1925), «Веселая пчелка» (1930), «Коза в огороде» (1930), книги размышлений «Победитель смерти» (2000) и др.

21 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий; 1877-1961) окончил Киевскую гимназию и медицинский университет Киевского университета. Автор научных медицинских исследований «Региональная анестезия» (1915), «Очерки гнойной хирургии» (1934), «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944). С 1920 г. профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии Туркестанского государственного университета. В том же году рукоположен во священника. Совмещал медицинскую практику с церковным служением. В 1923 г. рукоположен во епископа Барнаульского, викария Томской епархии. В том же году возглавил Туркестанскую епархию, после чего был вынужден оставить работу в университете. В 1923-1925 гг. находился в ссылке в Нарымском крае. В 1929-1933 гг.

Митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников) во время посещения Жировичского монастыря в сопровождении наместника архимандрита Константина (Хомича). Вторая пол. 1970-х гг.

Фото из архива Жировичского монастыря

пторы, студенты духовных школ часто обращались к Владыке за советами и книгами. Выбор богословской литературы был велик у Владыки.

Библиотека Владыки содержала около трех тысяч книг. Владыка много читал, иногда даже в дневное время, предназначенное для отдыха. Он хорошо помнил прочитанное. Знал наизусть много стихотворений, главы из «Евгения Онегина», стихи А. АХМАТОВОЙ. К книгам относился бережно, отдавал в переплет книги, требующие реставрации. До прибытия в Минск книги не были собраны в единую библиотеку. Некоторые из них были утрачены. По благословению Владыки я занялся сбором и упорядочением его книг, их перевозкой, чисткой, реставрацией и установкой на полках.

Как было сказано мной в начале моих воспоминаний о покойном митрополите АНТОНИИ, он заводил знакомство со знатоками церковного искусства. Давал им альбомы об иконописи и личные советы, готовил, если можно так выразиться, кадры для написания недостающих новых икон и реставрации старых. Одним из художников, очень заинтересовавшихся иконописью, как было сказано выше, явился трафаретчик Владимир КОВАЛЬЧУК.

И далее поиски профессиональных художников искусства увенчались успехом Владыки, к нему приходили художники разных уклонов.

С Анатолием Михайловичем ДУНЧИКОМ Владыка АНТОНИЙ познакомился в 1974 году у себя на дому в Минске. А.М. ДУНЧИК был профессионалом-реставратором Минского музея, членом Союза художников Белоруссии. Он же работал художником-оформителем в Дорстроймонтажтресте Белорусской железной дороги. Он охотно и с любовью отнесся к предложению Владыки на заказы по реставрации картин и икон. Владыка АНТОНИЙ заключил с ним

в ссылке в Северном крае. В 1937 г. арестован по обвинению в создании «контрреволюционной церковно-монашеской организации». В 1940 г. приговорен к 5 годам ссылки в Красноярский край. С 1941 г. консультант всех госпиталей Красноярского края, главный хирург эвакогоспиталя. В 1942-1944 гг. управляющий Красноярской епархией, в 1944-1946 гг. управляющий Тамбовской епархией. С 1946 г. управляющий Симферопольской епархией. Лауреат Сталинской премии за научную разработку лечения гнойных заболеваний и ранений (1946). В 1995 г. Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата причислен к лику святых.

трудовой договор и Анатолий Михайлович за короткое время оправдал доверие и надежды Владыки. Работы А.М. ДУНЧИКА уверенно зарекомендовали его как талантливого художника-реставратора.

Владыка АНТОНИИ поручал Анатолию Михайловичу сложные реставрации картин и икон. Так, находя икону, на которой Владыка замечал несовместимость стилей, т. е. там, где Владыкой была заподозрена новая запись иконы, он разрешал художнику обследовать такую икону и таким образом, по совету Владыки, после реставрации открывались иконы древних мастеров-иконописцев. ДУНЧИК реставрировал иконы. Работа Владыке нравилась. Затем ДУНЧИКУ была предложена реставрация деревянной статуи Спасителя, которую ДУНЧИК очень удачно отреставрировал и она сейчас стоит в Жировицкой обители в одной из комнат.

Многими иконами, картинами занимался Анатолий Михайлович. Но среди многих следует отметить его реставрацию картины «Блаженного Иеронима». Это произведение, я помню, находилось в Жировицкой обители еще в 1927 году, когда я посещал Обитель. Картина, изображающая блаженного Иеронима, к этому времени была вся изношена и на старом подрамнике. Анатолий Михайлович прекрасно реставрировал и картину и раму. Работа была высококвалифицированно исполнена. Заботясь о более качественном исполнении своих работ, Анатолий Михайлович нашел в художественных мастерских специалистов, которые вместе с ним совершали «пересадку» картин, икон со старого холста на новый. Способ переноса (пересадки) с дерева на дерево и с холста на холст называется ду-блировкой. По благословению Владыки АНТОНИЯ затем произведены были «пересадка» иконы святителя Николая с изношенного холста на новый холст. Работа эта была оценена реставраторами 1 600 рублей.

Также по его указанию были отреставрированы чугунное Распятие, которое было сильно повреждено, т. к. долгое время находилось на чердаке Успенского собора. По указанию Владыки был найден мастер по сварке чугуна и Распятие удачно восстановили. Произведение это высокохудожественно. Оно по сей день находится в Успенском соборе и перед ним совершается исповедь богомольцев. В Свято-Иоанновском приделе на солее оно на болтах прикре-

плено к металлической ограде. Покраской статуи и Распятия занималась матушка ЕФРОСИНИЯ.

Преосвященным АНТОНИЕМ так же были залачены четыре картины Апостолов, которые были найдены на чердаке кафедрального собора в Минске и отреставрированы почти заново (стоимость работы каждой картины была оценена 350 рублей).

К тому же времени следует отнести реставрацию портрета митрополита ИОСИФА (Семашко)22. Этот портрет был найден настоятелем Минского кафедрального собора архимандритом МАКСИМОМ (Кроха)23 (ныне архиепископ Тульский и Белевский) на чердаке собора и передан Владыке. Портрет находился в крайне плачевном состоянии: не было глаз в портрете и др., и Анатолий Михайлович ДУНЧИК исключительно художественно восстановил портрет.

Так нашел свою вторую жизнь портрет митрополита ИОСИФА (Семашко) кисти известного художника ХРУЦКОГО24.

По указанию Преосвященного АНТОНИЯ Анатолий Михайлович реставрировал почти все иконы Александро-Невской церкви при настоятельстве протоиерея Петра ВОЙТОВИЧА. Также им

22 Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко; 1798-1868) - главный инициатор воссоединения Литовской униатской епархии с Православной Российской Церковью, произошедшего на Полоцком Соборе 1839 г.

23 Архиепископ Максим (Кроха; 1928-2002) окончил Ленинградскую духовную семинарию (1951) и Ленинградскую духовную академию (1955), аспирантуру при Московской духовной академии (1965). Кандидат богословия. В 1949 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1958-1963 гг. преподаватель Минской духовной семинарии, благочинный Жировичского монастыря. В 1965-1972 гг. настоятель Свято-Духова кафедрального собора г. Минска. В 1972 г. рукоположен во епископа Аргентинского и Южноамериканского. Впоследствии управлял Омской и Тульской епархиями. С 1984 г. архиепископ. В 1989-2002 гг. архиепископ Могилевский и Мстиславский.

24 Хруцкий Иван Фомич (1810-1885) - белорусский художник, живописец. Происходил из семьи греко-католического священника. Окончил Полоцкое высшее пиарское училище. Учился в Императорской Академии художеств. Пользовался покровительством митрополита Литовского и Виленского Иосифа Семашко (1798-1868), воссоединившего униатов Литовской епархии с Православной Церковью (1839). Автор ряда известных художественных работ, среди которых картина «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), портрет униатского митрополита Иосафата Булгака (1838), портрет униатского епископа Иосифа Семашко (1838), портрет иеромонаха Викентия Лисовского, духовника митрополита Иосифа Семашко (1847).

были реставрированы иконы кафедрального собора г. Минска: Голгофа, Святая Троица, Спаситель, святитель Николай, иконостас, Серафима Саровского; а в Епархиальном управлении он реставрировал плащаницу Спасителя на холсте. Анатолий Михайлович много реставрировал икон и картин в архиерейском доме. Также картину, изображающую беседу греческого философа со святым князем Владимиром. А.М. ДУНЧИКУ принадлежит идея изготовления новых митр и реставрация старых по методу, где за основу митры наз. тулия берется вместо ткани материал фетр, обработанный кипятком. Изобретенный Анатолием Михайловичем метод митр на фетровой основе ускорил работу изготовления митр и придал им гладкость.

После отъезда митрополита АНТОНИЯ в Ленинград Анатолий Михайлович, как опытный художник-реставратор, был приглашен Высокопреосвященнейшим митрополитом ФИЛАРЕТОМ25 на реставрационные работы в Жировицкую обитель, где работает и до настоящего времени в качестве штатного художника. (Для этого Анатолию Михайловичу ДУНЧИКУ пришлось подать заявление о выходе из Союза художников Белоруссии).

В жизни митрополита АНТОНИЯ во время пребывания в Минске были как отрадные, так и печальные моменты.

Налаживание церковной жизни, реставрация собора, горячее участие в церковной жизни прихожан, конечно же, радовало сердце Владыки, равно как и общение его с людьми, о которых мы уже упоминали. Владыка получал утешение в частых совершениях Божественной литургии. По его благословению в соборе до настоящего времени во все воскресенья, двунадесятые и другие праздники совершается две литургии. По совету Владыки митрополита протоиерей Михаил ЧУПРИС26 начал с народом проводить народное пе-

25 Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Беларуси, возглавлял Минскую епархию в 1978-2013 гг.

26 Протоиерей Михаил Чуприс (1898-1976) окончил Минскую духовную семинарию. Служил в Красной армии, после чего работал учителем. В 1927 г. рукоположен во диакона, а в 1928 г. во священника. Совершал приходское служение в Западной Беларуси. В 1947 г. назначен настоятелем храма в г. Кобрин Брестской обл. и благочинным Кобринского округа. С 1953 г. ревизор Минского епархиального управления, затем настоятель Минского Свято-Духова кафедрального собора и Минский областной благочинный. В 1976 г. по болезни уволен за штат.

ние. Владыка одобрил народное пение, превзошедшее пение малого хора. Покойный митрофорный протоиерей Евгений МИСЮК успешно разучил с народом даже херувимскую песнь. Песнопения с народом в последующие годы и по настоящее время продолжает проводить протодиакон Леонид БОЖКО27. Добросовестным и опытным сотрудником был митрофорный протоиерей Михаил БУГЛА-КОВ28, руководивший реставрацией собора и архиерейского дома.

До перевода Михаила БУГЛАКОВА в Минский кафедральный собор им было организовано выполнение многих работ в Александ-ро-Невской церкви на кладбище г. Минска. К церкви были подведены водопровод и канализация, в прорытую через кладбище траншею уложены телефонный и электрический кабели, сигнализация и др. В подвале храма оборудованы удобные помещения для крещения детей и совершения молебнов и панихид.

Много времени было отдано Владыкой работе над магистерской диссертацией по богословию, касающейся истории Жировицкого монастыря. Три тома этой работы были готовы в 1964 году. Святейшему Патриарху АЛЕКСИЮ понравилась эта работа и он сказал ему: «Я Вас благословляю по этой теме на докторскую диссертацию».

Самым отрадным явлением в жизни Владыки в указанное время была успешная защита магистерской диссертации. Работа выполнена в трех томах, с иллюстрациями.

Весьма важная веха в жизни Владыки - возведение его в сан Митрополита 8 октября 1967 года.

27 Протодиакон Леонид Божко (1930-2004) родился на хут. Устронь (ныне Моло-дечненский р-н Минской обл.). В 1953 г. окончил Минскую духовную семинарию и был принят на должность иподиакона в Минский Свято-Духов кафедральный собор. В 1957 г. рукоположен во диакона. В 1957-1961 гг. являлся экспедитором склада при Минском епархиальном управлении. В 1979-1982 гг. ключарь Минского кафедрального собора. В 1984 г. возведен в сан протодиакона. В 1979-1994 гг. референт Минского епархиального управления по приему гостей и иностранных делегаций.

28 Протоиерей Михаил Буглаков (1928-1995) окончил Минскую духовную семинарию и Ленинградскую духовную академию. Кандидат богословия. В 1970-1980-е гг. секретарь Минского епархиального управления и настоятель Свято-Духова кафедрального собора г. Минска. Автор книги «Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский» (Минск, 2000).

Однако в жизни его в Минске были и большие трудности. Основная проблема в его работе - острая нехватка кадров. Думаю, что более, чем тридцать приходов не имели своих постоянных священников. Восполнить этот пробел не было никакой возможности. Ряд ветхих храмов годами ожидали благоприятного времени на реставрацию.

В больших приходах с малыми храмами в праздники митрополиту АНТОНИЮ при сложностях того времени удавалось вводить по две литургии в одном храме, пользуясь приставными престолами.

Для решения ряда церковных проблем требовались разрешения Уполномоченного, который не был, к сожалению, в ладах с правящим Архиереем. Уполномоченный советовал Владыке не иметь пристрастия к службам, советовал больше придерживаться практики своих предшественников и не вводить народное пение и другие «новшества». Митрополит АНТОНИИ отвечал Уполномоченному: «На Ваши обоснованные советы хочу сказать, что Вы не учли основной причины, говорящей о моем отношении к работе. Во-первых, я человек верующий, к тому же архиерей». Уполномоченного раздражало, что митрополит АНТОНИИ работал в Управлении на полставки ввиду епархиальной задолженности Московской Патриархии и для погашения других долгов.

Во время одного из посещений Уполномоченного КОВАЛЕВА Владыка в расстроенных чувствах вышел из кабинета, сказав: «Вы создали такое настроение, довели до такой степени, что я не в состоянии сегодня вести беседу с Вами».

При следующей встрече Уполномоченный сказал Владыке: «Как Вы смели так уйти из кабинета представителя советской власти?»

Каждое посещение КОВАЛЕВА вызывало у Владыки отпечаток печали: Он терял настроение, перекрестится бедный и едет к Уполномоченному. Владыка уезжал к Уполномоченному всякий раз с подавленным настроением.

Много проблем возникало из-за состояния здоровья Митрополита. Периодические обострения болезней омрачали состояние его души, хотя он об этом никому не говорил и первоначально отказывался от лечения. Первое лечение Владыки АНТОНИЯ осуществля-

ли московские гомеопаты. В семидесятые годы митрополит АНТОНИЙ начал переходить на аллопатическое лечение29. Таким лечением пользовались при сахарном диабете. Лечение осуществлял опытный врач Леонид Карпович, быстро доведший содержание сахара до нормы. В последующих заболеваниях Владыки с его переездом в Ленинград медицина оказалась бессильной.

Митрополит АНТОНИЙ с сочувствием относился к человеческим недугам. Это я испытал лично на себе и видел в других случаях.

После Отечественной войны мое здоровье сильно сдало, я начал часто болеть. При сердечных и почечных приступах я подолгу лежал в постели. Каждый день по несколько раз заходил ко мне Владыка. Он справлялся о моем здоровье и питании. Однажды Владыка спросил: «Ел ли я?». Я ответил, что после почечной колики я почувствовал отвращение к пище. Владыка сказал: «Я приготовлю тебе диетический суп, которого ты никогда не ел». Владыка приготовил очень вкусный суп. Я был тронут его заботой.

Его кулинарные способности я обнаруживал и тогда, когда наша хозяйка затруднялась в составления постного меню. Владыка диктовал ей великолепные блюда на десять дней, ни разу не повторяясь. Думаю, что кулинарное мастерство Владыка усвоил от своей матери Ольги Николаевны, научившейся этому в трудные годы войны.

Годы молодости Владыки АНТОНИЯ проходили в тяжелом труде, голоде и холоде, в дежурствах на крышах во время налетов вражеской авиации на Москву. На покупку продуктов тогда пошло все сколько-нибудь ценное в доме, посуда. В качестве топлива использовали изгороди и даже мебель. Ночью приходилось спать, не раздеваясь из-за холода. Порой не было электроэнергии, повреждалась канализация. Возможно, что тяжелые условия жизни выработали в нем чувство бережливости. На новых местах его работы всегда имелись задолженности. Свою работу Владыка начинал с погашения долгов.

Митрополит АНТОНИЙ любил обсуждать вопросы искусства с компетентными собеседниками. Однако он обращался за советом и

29 Термин «аллопатическое лечение» употребляется сторонниками гомеопатии применительно к методикам классической медицины.

ко мне: как расставить экспонаты? Владыка мог отстаивать свою точку зрения, но иногда и соглашался со мной: «Ты, пожалуй, прав». Со своей стороны я чувствовал интерес к нашим музейным экспонатам, особенно к домашним тканям и кружевам и вышивкам.

Владыка умел изложить кратко и логично свои мысли. Он был точен во времени. Отличался хорошим слухом и зрительной памятью.

Митрополит АНТОНИИ отличался своей обходительностью к людям. Его знания по искусству были настолько ценными, что даже узкие специалисты находили в нем искусного собеседника.

Следует отметить, что каждый, кто к нему обращался, всегда мог совет Владыки использовать как руководство в житейских делах. Все были любимы Владыкой, всех Владыка искренне принимал и давал житейские советы. Со списками вопросов по религиозной тематике к Владыке приходили писатели, художники, люди разных национальностей и разных положений в обществе. Вопросов иногда было так много (целые страницы), что Владыка даже уставал от них и просил «писать только самое главное». Особенно много внимания Владыка уделял «новообращенным», которые приходили к нему за советами в указанное Владыкой время. Так, например, Павел Михайлович, еврей, из новообращенных, всегда имел до 70 вопросов, мелко исписанных на листах бумаги. С подобными вопросами приходил к Владыке Василий Васильевич, белорус, и др., и все получали полезные советы по вопросам богословским, семейным, служебным и даже профессионалы, которые по своей специальности в разговоре с Владыкой получали какую-то одухотворенность. Они применяли в жизни его советы, а при встрече благодарили Владыку, а мне со стороны приходилось слышать, что Владыка - человек великого, незаурядного ума и обладает даром прозорливости (о последнем я до сих пор пытался нигде не говорить, боясь кривотолков). Об этом же мне говорил ныне епископ Тамбовский и Мичуринский ЕВГЕНИИ (Ждан)30, которому я отве-

30 Архиепископ Евгений (Ждан; 1942-2002) родился в г. Новогрудок (ныне Гродненская обл., Беларусь). Окончил Минское зубоврачебное училище, Ленинградские духовные семинарию и академию, аспирантуру при Московской духовной академии. Кандидат богословия. В 1976 г. рукоположен во диакона, в 1977 г. во

тил, что давно сам это чувствовал, но не говорил и не говорю об этом, боясь нежелательных истолкований.

10 октября 1978 года Святейшим Патриархом и Священным Синодом митрополит АНТОНИЙ был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским и постоянным членом Священного Синода. Это перемещение последовало за скоропостижной смертью сентября 1978 года выдающегося деятеля Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского НИКОДИМА31.

Жизнь и деятельность митрополита АНТОНИЯ в Ленинграде мне мало известны, хотя связь с ним не прекращалась. Велась переписка. Письма от Владыки были самыми добрыми, правда, коротенькие письма, но милые, теплые. Они были особыми, не такие как переписка с друзьями, а ближе, роднее.

После перевода митрополита АНТОНИЯ в Ленинград он предпринял в Минск несколько непродолжительных поездок, отдавая распоряжения относительно перевозки вещей, упорядочения прежнего места жительства. Он совершил и прощальную поездку в Жировицкую обитель.

священника. В 1981-1986 гг. личный секретарь митрополита Антония (Мельникова). В 1981-1987 гг. преподаватель Ленинградской духовной семинарии. В 1985 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В 1987-2001 гг. епископ Тамбовский и Мичуринский (с 1991 г. архиепископ). В 2001-2002 гг. архиепископ Нижегородский и Арзамасский.

31 Митрополит Никодим (Ротов; 1929-1978) родился в д. Фролово Кораблинского р-на Рязанской обл. В 1947 г. окончил среднюю школу, поступил в Рязанский педагогический институт, пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1949 г. рукоположен во иеромонаха. Заочно окончил Ленинградские духовные семинарию и академию. Кандидат богословия. В 1950 г. назначен благочинным Угличского округа. В 1952-1954 гг. секретарь архиепископа Ярославского и Ростовского Димитрия (Градусова). В 1956 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а в 1957 г. начальником миссии с возведением в сан архимандрита. В 1959-1960 гг. заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1960 г. рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии. В 1960-1963 гг. председатель Издательского отдела Московской Патриархии. В 1960-1972 гг. председатель ОВЦС. В 1960-1963 гг. епископ Ярославский и Ростовский (с 1961 г. архиепископ). В августе-октябре 1963 г. митрополит Минский и Белорусский. В 1963-1967 гг. митрополит Ленинградский и Ладожский. В 1967-1978 гг. митрополит Ленинградский и Новгородский. В 1974-1978 гг. Патриарший Экзарх Западной Европы. В 1963-1978 гг. председатель Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (с 1972 г. Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений).

22 октября 1978 года митрополит АНТОНИИ в сослужении Минского и приезжего духовенства отслужил прощальную литургию в кафедральном соборе. Он старался успокоить взволнованные сердца прихожан; многие из них плакали. Прихожане на этот раз, как и всегда, пришли в собор с цветами. Вспоминается, что в архиерейском доме и в соборе, во время визитов и поездок в другие приходы в храмах всегда было много живых цветов. Цветами украшалась машина и даже дорожки, ведущие к церкви. Цветы были в доме во все времена года.

На прощальном обеде, данном митрополитом АНТОНИЕМ, были вручены ему памятные сувениры и высказаны добрые пожелания. Присутствующие благодарили Владыку за усердный труд и существовавшее согласие между клиром и правящим Архиереем. Вечером того же дня после краткой беседы с нами митрополит АНТОНИИ навсегда оставил наш дом. В Ленинград его сопровождал протодиакон Леонид Антонович БОЖКО, который остался там на несколько дней для помощи по дому.

Излишне говорить, что я тяжело переживал разлуку с митрополитом АНТОНИЕМ, - ведь мы прожили вместе свыше 22 лет. Митрополит АНТОНИИ видел мое волнение и старался меня успокоить. Он относился ко мне с прежними родственными чувствами. Оставляя меня в Минске, он заверил меня, что здесь мне будет лучше, чем в Ленинграде. Некоторые сотрудники нашего управления предлагали Владыке перевести меня в Жировицы. Это предложение по ряду соображений было им отклонено.

Следует отметить, что все его советы основывались на большом житейском опыте и доброжелательности. Мне думается, что Владыка обладал особым даром ясновидения, который обнаруживался как в отношениях с другими людьми, так и со мной. Это замечали и другие люди. Не без оснований он считал мое дальнейшее пребывание в Минске лучшим для меня вариантом. Сейчас, после смерти Владыки, будь я в Ленинграде, мое положение могло бы быть гораздо худшим.

Много добрых слов было сказано митрополитом АНТОНИЕМ о своем будущем преемнике на Минской кафедре митрополите ФИЛАРЕТЕ. Он считал его наилучшим из возможных кандидатов, высоко оценивая его и как священнослужителя, и как человека. В правоте его слов впоследствии убедился не только я, но и все наши

сотрудники, прихожане, словом, все, кто знает нашего нового Митрополита.

На второй день после отъезда митрополита АНТОНИЯ собрались сотрудницы управления, чтобы проводить в Жировицкую обитель нашу помощницу МИТРОФАНИЮ. На ее место прибыла Мария КОВАЛЕВИЧ, впоследствии монахиня МАРФА.

12 ноября 1978 года работники Епархиального управления и прихожане хлебом и солью, с цветами встречали нового митрополита Минского и Белорусского Высокопреосвященнейшего ФИЛАРЕТА. На приеме в его честь присутствовали: духовенство г. Минска, служители из других храмов Минской области.

Полностью оправдались слова митрополита АНТОНИЯ о митрополите ФИЛАРЕТЕ. Отношение ко мне нового Митрополита было самым добрым. Я всегда сожалел, что по причине своих слабых сил уже не могу полностью ответить на эту доброту. Все чаще стали повторяться приступы сердечной мерцательной аритмии, а на обеих ногах вскоре открылись трофические язвы.

По благословению митрополита ФИЛАРЕТА я ездил на курортное лечение в Друскеники и Юрмалу. Это улучшило мое здоровье и в 1980 году я решился на операцию обеих ног. Результаты операции положительно сказались на работе сердца. Однако с каждым днем сил остается все меньше.

За восемь лет пребывания в Ленинграде митрополита АНТОНИЯ я посетил его всего лишь два раза, хотя он приглашал меня ежегодно. В первой половине ноября 1979 года я прибыл в Ленинград самолетом и встретился с Митрополитом на даче в Комарово. За время моего пребывания в Ленинграде я посетил Александро-Невскую Лавру; в Новгороде в соборе Знамения я присутствовал на освящении Никольского придела. В освящении принимали участие: митрополит АНТОНИЙ, митрополит Чешский и Пражский ДОРО-ФЕЙ32, местное и зарубежное духовенство, много прихожан. После

32 Митрополит Дорофей (Филипп; 1913-1999) окончил Ленинградские духовные семинарию и академию. Кандидат богословия. В 1955 г. рукоположен во епископа Кременецкого. В том же году перешел в юрисдикцию Чехословацкой Православной Церкви, назначен епископом Прешовским. В 1963 г. возведен в сан архиепископа. В 1964-1992 гг. митрополит Пражский и всея Чехословакии. В 1992-1999 гг.

освящения придела я приложился к мощам святителя Никиты Новгородского. Будучи в Новгороде, я осмотрел Кремль и посетил Софийский собор. Перед отъездом из Новгорода в Комарово Владыка АНТОНИИ благословил меня иконой нового письма святителя Никиты Новгородского и малой иконой Пресвятой Богородицы. После нашего возвращения из Новгорода в Ленинград и ужина Митрополит благословил меня и я на машине Епархиального управления уехал в аэропорт. Благополучно прибыл в Минск в тот же день.

Между первой и второй моей поездками в Ленинград лежал промежуток в четыре года. Как дорогую память храню я письма митрополита АНТОНИЯ этого периода, его праздничные поздравления:

«Христос Воскресе, дорогой мой Адам!

Верю, что весной ты посетишь меня.

С любовью,

Митрополит Антоний, 1981 год».

Я не мог, к сожалению, приезжать в город на Неве так часто, как этого нам обоим хотелось, хотя митрополит АНТОНИИ приглашал меня настойчиво:

«Дорогой Адам! Христос Воскресе!

Приветствую тебя, дождавшегося весны!

Теперь тянись до следующей Пасхи, но непременно с заездом в Ленинград этим летом. Это не совет, а указание.

Храни Бог!

С любовью,

Митрополит Антоний, 5.1У.1982 г.».

Письма митрополита АНТОНИЯ ко мне не были пространными, как это было и раньше, в период его командировок и поездок. Однако в них всегда было много душевной теплоты:

архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии. С 1984 г. доктор богословия Ленинградской духовной академии.

«Дорогой Адам!

Приветствую тебя после возвращения из

Св[ятой] Земли. Везде и всегда помнил тебя.

С любовью,

Митрополит Антоний, 17.VII.1971 г.».

Шли годы. Состояние здоровья Владыки начало ухудшаться. Об этом в своих письмах он умалчивал. Мои знакомые из Ленинграда студенты Духовной академии мне говорили, что Владыка не может ходить, перестал совершать богослужения в соборе, но совершает ежедневно богослужение в домовой церкви, приносящее ему отраду и утешение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На мои жалобы о недомоганиях и болезнях он ответил: «Я тоже болею, но служу. Уповай на Бога и приезжай к нам. Только потеплее одевайся, потому что у нас холодно и можешь простудиться». За время своей болезни митрополит АНТОНИЙ единственный раз написал о себе: «А мне все же плохо».

Лечащие врачи митрополита АНТОНИЯ направили его в Карловы Вары на лечение. К концу санаторного лечения он написал мне, что почувствовал себя несколько лучше, но врачи предлагают после определенного промежутка времени повторить курс лечения.

Второй раз я был в Ленинграде 23 ноября 1983 года в день памяти Александра Невского. В Ленинград меня сопровождал мой лечащий врач, который был близким человеком нашего дома. В прошлом он обнаружил у Владыки признаки сахарного диабета. Он направил Владыку на лабораторное обследование. Предположения врача подтвердились. Основное лечение больного врач начал с предписания строгой диеты. При этом Леонид Карпович учел многие стороны болезни. Доброжелательный и настойчивый, он провел тщательное лечение больного и держал его под наблюдением до тех пор, пока не убедился, что он может обойтись без медикаментозного лечения. Впоследствии диета была смягчена.

Митрополит АНТОНИЙ с радостью встретил нас. В день нашего прибытия в Ленинград вечером Владыка благословил нас на посещение семьи знакомого. В гостеприимной семье мы забыли об особенностях Ленинграда и приехали к Неве, когда мосты уже развели. Пришлось ждать восстановления движения.

Утром мы ушли в собор Александро-Невской Лавры. Митрополит АНТОНИИ предоставил нам место в чудном алтаре собора. После Литургии Владыка пригласил нас к обеду, на котором были и другие приглашенные, мне не известные.

Во время нашей непродолжительной беседы я спросил о состоянии здоровья Владыки, на что он ответил вопросом: «А как тебе кажется?». Я отметил улучшение здоровья, увидев этому подтверждение в совершении Всенощной. Владыка опять спросил меня: «Разве не заметно, что я больной?». Я ответил: «Если бы я не знал о болезни, то мог бы этого и не заметить. Вы без труда передвигались в храме, взошли на солею храма». Владыка улыбнулся и мы перешли на другие темы.

О здоровье митрополита АНТОНИЯ в Ленинграде я не имел достоверных сведений, а говорить об этом Митрополит избегал. Он сказал лишь, что с переездом в Ленинград у него участились болезни ног с появлением пастозности голени33 и сердечные недомогания. Однако настроение у него было хорошее. Он рассказывал мне о московских встречах с Владыкой ФИЛАРЕТОМ, со своими друзьями и знакомыми в Москве.

Другие же люди говорили о его здоровье по-разному. Его 62-летний возраст все еще вселял надежду на лучшее. Однако пасхальная служба 1985 года прошла без него, хотя до этого и была надежда на улучшение здоровья и службу в храме.

Во время второй поездки мы успели осмотреть домашний музей Владыки, пополнившийся новыми экспонатами и удивившим меня своей тематикой и перекомпановкой. Мне было особенно приятно увидеть среди выставленных экспонатов и мои скромные подарки и сувениры. Владыка спросил у меня, узнал ли я их. Я их, конечно, узнал сразу. Митрополит АНТОНИИ пожелал узнать и мое мнение о музейных экспонатах. Я, конечно, не был специалистом по искусству и скромно предложил разделение экспонатов музея по тематике - гражданской и религиозной, церковной. На это предложение я не получил ответа и мне сейчас кажется, что я понял причину их соединения.

33 Пастозность - незначительная степень отека кожи.

Леонид Карпович и я провожали Митрополита в Комарово на дачу, по дороге обменивались впечатлениями. После осмотра дачи мы отведали кофе «фирменного» приготовления с солоноватыми пряниками и, попрощавшись, уехали в занимаемый нами номер ленинградской гостиницы. На следующий день мы осмотрели Ленинград. По полудни архимандрит ЕВГЕНИЙ (ныне епископ Тамбовский)34 отвез нас на своей автомашине в аэропорт. А вечером того же дня мы вернулись в Минск.

Это была моя последняя встреча с митрополитом АНТОНИЕМ. 29 мая в 10 часов 43 минуты митрополита АНТОНИЯ не стало. Митрополит ФИЛАРЕТ узнал об этом печальном событии в тот же день и сообщил сразу же мне. Совместно с сотрудниками Минского епархиального управления я прибыл в Ленинград. Я присутствовал на заупокойной Литургии и отпевании. На похоронах было много прихожан, знакомых и друзей из Ленинграда, Москвы и других городов, духовенства и монахов из монастырей.

Митрополит АНТОНИЙ любил жизнь, понимал ее. Он хотел жить, как и каждый из нас, а, может быть, и больше нас. Он был человеком тонких чувств. Мне казалось, что не бездушное тело его несут в холодную могилу, а он вместе с народом идет к кладбищу и еще вернется обратно. Уходя с кладбища, я еще и еще раз останавливался, чтобы взглянуть на могилу в последний раз.

Личный архив протоиерея Федора Кривоноса. Машинопись односторонняя. На 56 листах. Твердый переплет. На авантитуле надпись черными чернилами: «На память дорогому племяннику Адаму Антоновичу от дяди Адама Константиновича на вспомин благородной души в Боге почившего Митрополита Антония, с которым мы вместе проработали 22 года и 2 месяца. 31.XII.88 г». Автограф А.К. Шалькевича.

34 Имеется в виду архимандрит Евгений (Ждан). См. сноску 30.

THE MEMORIES OF A.K. SHALKEVICH ABOUT METROPOLITAN ANTHONY (MELNIKOV)

Part 2

The publication presents the second part of the memories of A.K. Shalkevich about the Archimandrite (later Metropolitan of Minsk and Belarus) to Anthony (Melnikov), reflecting the period when he was rector of the Odessa Theological Seminary, deputy abbot at the Dormition Monastery of Odessa, vicar of the Odessa diocese and then managing the Minsk diocese. In his memoirs, Adam Konstantinovich not only conveyed impressions of daily communication with Metropolitan Anthony, but also reflected the context of church life in the period described.

Keywords: Belarus, Belarusian Orthodox Church, Zhirovichi Monastery, Minsk Theological Seminary, Minsk Diocese, Leningrad Diocese, Metropolitan Anthony (Melnikov), Odessa Theological Seminary, Orthodoxy, Russian Orthodox Church, Shalkevich A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.