Научная статья на тему 'ДАТИРОВКА ЯВЛЕНИЙ ЖИРОВИЧСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, НАЧАЛА ЦЕРКОВНОЙ И МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ В ЖИРОВИЧАХ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ XIX-XX ВВ'

ДАТИРОВКА ЯВЛЕНИЙ ЖИРОВИЧСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, НАЧАЛА ЦЕРКОВНОЙ И МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ В ЖИРОВИЧАХ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛЕЦКИЙ А.В / БОРОВИК ФЕОДОСИЙ / ДУБЕНЕЦКИЙ ИОСАФАТ / ЖИРОВИЧСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ЖУКОВИЧ П.Н / ИГНАТИЙ СТЕБЕЛЬСКИЙ / МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (МЕЛЬНИКОВ) / МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) / НАРДИ ИСИДОР / СОЛТАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубнов Павел Владиленович

В статье рассматривается процесс развития представлений о времени явления чудотворной Жировичской иконы Пресвятой Богородицы и о начале церковной и монашеской жизни в Жировичах в исторической литературе XIX-ХХ вв. На основании проведенного исследования показывается, что единое мнение по данному вопросу в историографии рассматриваемого периода отсутствует. Значительное внимание в статье уделяется критическому анализу концепции датировки явления Жировичской иконы авторства Игнатия Стебельского и рецепции его гипотезы в позднейшей историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DATING OF APPEARANCE OF THE ICON OF MOTHER OF GOD ZHIROVICHSKAJA AND OF THE BEGINNING OF CHURCH AND MONASTIC LIFE IN ZHIROVICHI IN HISTORICAL WORKS OF THE 19-20 CENTURIES

The article concerns on the process of the development of representations on the dating of appearance of the icon of Mother of God called Zhirovichskaja, and on the beginning of church and monastic life in Zhirovichi in historical literature of 19-20 centuries. The study shows that there is no consensus on this issue in the historiography of the studied period. Considerable attention is paid to the critical analysis of the concept of dating the appearence of the Zhirovichi icon by Ignatius Stebelsky and the reception of his hypothesis in later historiography.

Текст научной работы на тему «ДАТИРОВКА ЯВЛЕНИЙ ЖИРОВИЧСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, НАЧАЛА ЦЕРКОВНОЙ И МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ В ЖИРОВИЧАХ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ XIX-XX ВВ»

Протодиакон Павел Бубнов

Датировка явлений Жировичской иконы Божией Матери, начала церковной и монастырской жизни в Жировичах в исторических произведениях Х1Х-ХХ вв.

В статье рассматривается процесс развития представлений о времени явления чудотворной Жировичской иконы Пресвятой Богородицы и о начале церковной и монашеской жизни в Жировичах в исторической литературе Х1Х-ХХ вв. На основании проведенного исследования показывается, что единое мнение по данному вопросу в историографии рассматриваемого периода отсутствует. Значительное внимание в статье уделяется критическому анализу концепции датировки явления Жировичской иконы авторства Игнатия Стебельского и рецепции его гипотезы в позднейшей историографии.

Ключевые слова: Белецкий А. В., Боровик Феодосий, Дубенецкий Иосафат, Жировичский монастырь, Жукович П. Н., Игнатий Стебельский, Митрополит Антоний (Мельников), Митрополит Макарий (Булгаков), Нарди Исидор, Солтан Александрович.

Образец цитирования: Бубнов Павел, протодиакон. Датировка явлений Жировичской иконы Божией Матери, начала церковной и монастырской жизни в Жировичах в исторических произведениях Х1Х-ХХ вв. / протодиакон Павел Бубнов // XPONOZ. Церковно-исторический альманах. - 2021. - № 9. - С. 47-60.

Автор:

Бубнов Павел Владиленович - протодиакон, кандидат богословия; старший преподаватель Минской духовной академии; преподаватель Минской духовной семинарии. E-mail: pavbub@gmail.com ORCID: 0000-0002-7532-4849

Archdeacon Pavel Bubnov

The dating of Appearance of the icon of Mother of God Zhirovichskaja and of the beginning of church and monastic life in Zhirovichi in historical works of the 19-20 Centuries

The article concerns on the process of the development of representations on the dating of appearance of the icon of Mother of God called Zhirovichskaja, and on the beginning of church and monastic life in Zhirovichi in historical literature of 19-20 centuries. The study shows that there is no consensus on this issue in the historiography of the studied period. Considerable attention is paid to the critical analysis of the concept of dating the appearence of the Zhirovichi icon by Ignatius Stebelsky and the reception of his hypothesis in later historiography.

Keywords: Belecky A. V., Borovik Theodosy, Dubenecky Iosafat, Metropolitan Antony (Melnikov), Metropolitan Makary (Bulgakov), Nardi Isidor, Soltan Alexandrovich, Stebelsky Ignaty, Zhirovichi monastery, Zhukovich P. N.

For citation: Bubnov P. V. The dating of Appearance of the icon of Mother of God Zhirovich-skaja and of the beginning of church and monastic life in Zhirovichi in historical works of the 19-20 Centuries. XPONOS. Church-historical almanac, 2021, no. 9, pp. 47-60.

Author:

Bubnov Pavel Vladilenovich - Archdeacon, Assistant professor at the Minsk Theological Academy; lecturer at Minsk Theological Seminary; Candidate of Theology. E-mail: pavbub@gmail.com ORCID: 0000-0002-7532-4849

В печатных изданиях ХУП-ХУШ вв., посвященных истории явления и почитания Жировичской иконы Божией Матери, первая попытка датировки явления иконы предпринимается в работе настоятеля базилианского монастыря в Жировичах архимандрита Ио-сафата Дубенецкого в 1653 г. («около 1470 г. или около 1480 г.»)1, а окончательно датировка закрепляется после выхода польского перевода работы Исидора Нарди в 1728 г. (1470 г.)2 и после этого остается стабильной во всех последующих изданиях3. Основание первой церкви на месте явления иконы во всех работах ХУП-ХУШ вв. единодушно относится к самому ближайшему после явления иконы времени, а осуществление строительства - желанию Александра Солтана (так в исторической литературе именуется Солтан (в Крещении - Александр) Солтанович (?-1495), маршалок великого князя Литовского Казимира). В изданиях XVII в. отчетливо свидетельствуется о существовании православного монастыря в Жиро-вичах в доуниатский период, хотя и попыток точной датировки его основания не предпринимается. В изданиях XVIII ст. в описании до-униатского периода всякие упоминания о православном монастыре и монахах, существовавших в Жировичах до 1613 г. исчезают, слово «монастырь» заменяется на «святое место».

В первой половине XIX в. новых по содержанию изданий, посвященных истории явления и почитания Жировичской иконы, не появляется.

В 1878 г. было опубликовано исследование о роде Солтанов авторства базилианского иеромонаха Игнатия (Стебельского) (17481805), некоторое время жившего в Жировичах4. Очевидно, что этот

1 Dubieniecki, Jozafat. Historia o obrazie Przeczystey Panny Mariey cudownym w W.X.L. w powiecie slonimskim b^d^cym zyrowickim mieyscami obiasniona z cudami, ktore przy tymze obrazie w roku 1651. y w r. 1652. Bog Wszechmog^cy okazal / przez o. Iosaphata Dubienieckiego Zakonu s. Bazylego [...] kaznodzieif, y poeniten. zyrowickiego, w druk podana. - W Wilnie : W drukarni OO. Bazylianow Unitow, 1653. - P. 4.

2 Nardi, Isidor [Izydor]. Relacya historyczna o ziawieniu cudownego obrazu Naswietszey Panny Zyrowickiey, nazwanego po wlosku Del Pascolo od Zyru w Rzymie przy Gorach w Resydencyi WW. OO. Bazylianow Ruskiego Narodu po wlosku wydana teraz przetlumaczona przez Ign. Kulczynskiego / Isidor Nardi. - Suprasl, 1728. - P. 9.

3 Бубнов П., протодиакон. Датировка явлений Жировичской иконы Божией Матери и начала церковной и монастырской жизни в Жировичах в исторических произведениях XVII -XVIII вв. / протодиакон Павел Бубнов // Материалы XXIV Международных Кирилло-Мефодиевских чтений. - Минск, 2019. - С. 157-165.

4 Ostatnie Stebelskiego prace / Wyd. W. Seredynski // Scriptores Rerum Polonicarum. -T. IV. - Cracoviae, 1878. - S. 263-396.

труд был окончен автором около 1785 г., поскольку именно этим годом оканчивается составленный им список настоятелей базили-анского монастыря в Жировичах5. Наибольший интерес представляет само исследование Стебельского «O Przeswietniej Familii JMsc PP. Soltanow Fundatorow i Kolatorow, jak cerkwi Zyrowickiej dla cudotwornego Matki Bozej Obrazu za ich posesyi tamze zjawionego, tak i pierwiastkowego monastyru dla mnichow Bazylijanow przy tejze cerkwi i obrazie z onych szczodrobliwosci wystawionego»6. Уже в заглавии работы содержится явный анахронизм, возникший, вероятно, в связи с конфессиональной принадлежностью автора. Согласно мысли Стебельского, семья Солтанов являлась основателем первоначального монастыря, основанного в Жировичах для «монахов базилиан». Однако орден базилиан в Речи Посполитой был учрежден лишь в 1617 г., в то время как сведения о существовании православного мужского монастыря, основанного Солтанами в Жировичах, относятся к первой половине XVI в. Базилианский монастырь в Жировичах возник около 1618 г., в том числе и потому, что Солтаны утратили свои права попечителей Жировичского монастыря. Далее в тексте своего исследования Стебельский неоднократно некорректно называет до-униатские монастыри базили-анскими, а тех, кто их основывал и поддерживал - покровителями базилианского ордена7.

Далее Игнатий Стебельский переходит к краткому описанию биографий двух Солтанов - Александра и Ивана, которых он вслед за современной ему историографией ошибочно называет родными братьями8. Александр Солтан (в документальных источниках упоминается как Солтан (в крещении Александр) Александрович) - это маршалок великого князя Литовского Казимира IV, обретший Жи-ровичскую икону Божией Матери, основатель храма в Жировичах, а Иван Солтан, по ошибочному утверждению Стебельского и всей польской историографии того времени - брат Александра и будущий митрополит Киевский Иосиф (Солтан). Еще в 1895 г. в Вильно

5 Stebelski, Ignacy. Katalog przelozonych klasztoru Zyrowickiego / Ostatnie Stebelskiego prace / Wyd. W. Seredynski. // Scriptores Rerum Polonicarum. - T. IV. - Cracoviae, 1878. -S. 371-372.

6 O Przeswietniej Familii JMsc PP. Soltanow / Ostatnie Stebelskiego prace / Wyd. W. Seredynski // Scriptores Rerum Polonicarum. - T. IV. - Cracoviae, 1878. - S. 373-396.

7 Ibid. S. 373.

8 Ibid. S. 373-377.

вышло обстоятельное исследование А. В. Белецкого9 «Родопроис-хождение Западнорусского Митрополита Иосифа II Солтана»10, в котором на обширном документальном материале было показано, что митрополит Иосиф происходил из семьи землевладельца Ло-гойского повета и никаких родственных связей с Жировичскими Солтанами не имел. Современная польская историография пришла к такому же убеждению11. Кроме того, ни в одном из дошедших до нашего времени документальных источников не упоминается брат Солтана по имени Иван.

Характеризуя многостороннюю деятельность митрополита Иосифа (Солтана), Стебельский методично опровергает утверждение, что по инициативе митрополита в начале XVI в. в Вильно была напечатана некая книга, посвященная теме унии. Не касаясь сути этого вопроса, можно, однако, увидеть, что Стебельскому ничего неизвестно о деятельности Франциска Скорины, поскольку он уверенно утверждает, что первая книга на территории ВКЛ была напечатана в 1563 г.12, а значит, и при митрополите Иосифе никаких книг напечатано быть не могло, поскольку во всем ВКЛ не существовало типографий.

Переходя к вопросу датировки явления Жировичской иконы в исторических произведениях, Стебельский утверждает13, что именно Феодосий Боровик датировал явление 1470 г., что не соответствует действительности, поскольку в печатном польскоязычном издании работы Боровика 1622 г. датировка явления вообще отсут-

9 Белецкий Алексей Викторович (1840-1907) - государственный деятель, публицист. Сын священника Новгородской епархии. Магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Был директором Полоцкой учительской семинарии, окружным инспектором Виленского учебного округа и с 1889 г. - помощником попечителя Виленского учебного округа.

10 Белецкий, А. В. Родопроисхождение Западнорусского Митрополита Иосифа II Солтана / А. В. Белецкий. - Вильна : Тип. Свято-Духова Православного Братства, 1895. - 44 с.

11 Lulewicz, Henryk. Aleksandrowicz Soltan / Henryk Lulewicz // Internetowy polski s^ownik biograficzny [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ipsb.nina. gov.pl/a/biografia/aleksandrowicz-soltan. - Дата доступа : 09.08.2018; Mironowicz, A. O pocz^tkach monasteru supraskiego i jego fundatorach / Antoni Mironowicz. - Suprasl, 2013. - 64 s.

12 O Przeswietniej Familii JMsc PP. Soltanow. S. 380.

13 Ibid.

ствует14, а такая датировка, как было показано выше, впервые дается в работе Иосафата Дубенецкого в 1653 г. Критикуя ранее высказывавшиеся попытки датировки первого явления Жировичской иконы, Стебельский предлагает собственную концепцию, согласно которой явление иконы не могло произойти ранее 1493 г., поскольку Александр Солтан вступил во владение Жировичами согласно при-вилею великого князя Литовского Александра Казимировича лишь 20 марта 1493 г. Где же автор почерпнул эту информацию? Изучал ли он лично этот документ, или узнал о нем из вторых рук? Однозначных ответов на эти важные источниковедческие вопросы из работы Стебельского дать нельзя. Более того, в поисках ответов на эти вопросы обнаруживаются существенные противоречия в предоставляемых автором сведениях.

Так, на с. 377 автор пишет, что «prawo wieczyste na pomienione dobra, albo przywilej w oryginale swoim maj^cy si? znajdowac u Wgo Mikulskiego chor^zego Slonimskiego po rusku pisany pod dat^ w Dubiczach r. od stw. sw. 7001 (od nar. Chr. 1493) dnia 20 Marca Indyk. II»15 - («Вечное право на упомянутое имущество (имеются в виду Жировичи с прилежащими деревнями - П. Б.) или привилей в оригинале находится у В. Микульского, хорунжего Слонимского, писаный по-русски в Дубичах в лето от сотворения мира 7001 (а от Рождества Христова 1493) 20 марта, индикта 2-го». Передавая содержание этого документа, Стебельский упоминает, что ранее имение Жировичи принадлежало Демьяну Гойцевичу, а затем - его сыновьям Алексею и Ивану, после смерти которых имение перешло в собственность великого князя и затем было даровано Солтану. Далее Стебельский упоминает о письмах великого князя Александра Слонимскому наместнику Литавору Хребтовичу и «подданным жировичским» по поводу вступления Солтана в управление имением, которые также находятся у Слонимского хорунжего Микульского и, по мысли Стебельского, подтверждают содержание привилея 1493 г.16

Весь этот пассаж на с. 377 вызывает следующие вопросы:

14 Borowik, Th. Historia abo powiesc zgodliwa przez pewne podanie ludzi wiary godnych o obrazie przeczystey Panny Mariey zyrowickim cvdotwornym W. X. L. w powiecie slonimskim y o rozmaytych cudach, ktore sie przy nim az po dzis dzien za iey przyczyna wszechmocnosci^ Boz^ dzieia, pilnie zebrana y pierwszy raz w druk podana / Borowik, Theodozy. - Wilno, 1622.

15 O Przeswietniej Familii JMsc PP. Soltanow. S. 377.

16 Ibid.

Знакомился ли автор с документом 1493 г. лично или получил его содержание из других рук? Является ли хорунжий Микульский современником Огебельского или же это личность более ранних эпох? Когда скончались братья Гойцевичи, а имение Жировичи перешло в собственность великого князя?

Последний вопрос особенно актуален, поскольку смерть последнего из Гойцевичей могла наступить и ранее 1470 г., а их имение - поступить в собственность великого князя и в оперативное управление Cлонимского наместника, которым в 1480-е, а, возможно и в 1470-е гг. был Александр ^лтан.

Чуть ниже, на с. 381, вновь возвращаясь к теме датировки явления иконы, Огебельский высказывает уже несколько иную версию происхождения информации о привилее 1493 г. Здесь он пишет, что дата 1470 г. не может быть принята, и «moze w tem kazdego przekonac nowosporz^dzony inwentarz Archivi klasztoru Zyrowickiego, informuj^cy dokíandie z dokumentow prawnych, ze okolo 1470 nie Alexander Soltan kaw. Bozogr. i podskarbi nadw. Litw. byl posesorem Zyrowic, lecz Alexy Demijanowicz Gojcewicz... I dopiero po smierci tych dwóch braci Gojcewiczów, synów Damijana bezpotomnie zeszlych, kiedy siç ich majçtnosci zwrócily do skarbu i szafunku panuj^cego na onczas Alexandra Wgo Ks. Litw., ten Zyrowice z atynencyjami Alexandrowi Soltanowi Marszalkowi swojemu wieczystem prawem i przywilejem pod dat^ w Dubiczach r. 1493 (a nie 1499 jako w Produkcie sprawy JWWnych Slizniów P. Patron niedobrze skalkulowawszy rok od Nar. Chr. z roku od stworz. swiata na przywileju wyrazonym napisal) dnia 20 Marca, o czem dokladniej mówilo siç wyzej, nadal»17.

В этом предложении автор меняет версию происхождения информации о документе 1493 г., ссылаясь уже не на «привилей, который в оригинале находится у Cлонимского хорунжего Микульского»18, а на «новосоставленный инвентарь архива монастыря Жировичско-го», который может убедить в том, что ^лтан начал владеть Жи-ровичами только в 1493 г. Кем и как составлялся этот «инвентарь» автор умалчивает, как и то, если ли в самом архиве монастыря хотя бы копия документа 1493 г.

^поставляя информацию, представленную Огебельским на с. 377 и 381 нужно признать, что автор не видел и не изучал самого документа 1493 г., а передает информацию о его содержании из

1У Ibid. S. 381.

18 Ibid. S. 3УУ.

вторичного источника, также не содержащего текста оригинального документа, а лишь пересказывающего его содержание.

Отсутствие такой источниковедческой прозрачности побуждает критически относится к предложенной Стебельским версии датировки, которая нуждается в серьезной проверке. Для ее проверки современным исследователям необходимо решить следующие вопросы.

1. Если привилей великого князя Александра на имение Жи-ровичи Солтану от 20.03.1493 г. действительно был дан, необходимо попытаться выявить его современное местонахождение, а также местонахождение упомянутых Стебельским писем великого князя Александра Литавору Хребтовичу и Жировичским поданным (либо иные внешние упоминания этих документов).

2. Установить личность В. Микульского, хорунжего Слонимского.

3. Выявить любые упоминания в сохранившихся документах о семействе Гойцевичей и их связи с Жировичами.

4. Выяснить в каком году Жировичи (согласно свидетельству Стебельского) после смерти последнего Гойцевича перешли в собственность великого князя.

Учитывая особенности издания и циркуляции подобных документов имущественного характера в правление великого князя Казимира, следует учитывать, что нередко имело место издание повторных и подтвердительных привилеев на объекты недвижимости, а некоторые данины великого князя Казимира были документально оформлены только в период правления его сына - великого князя Александра или даже в правление Сигизмунда Старого19. В рассматриваемом случае, если упоминаемый И. Стебельским документ действительно существовал, то это могло быть как первое документальное подтверждение ранее наступившего права собственности, так и повторное его подтверждение ввиду произошедшей смены великого князя.

В целом, необходимо признать, что предложенная Игнатием Стебельским концепция датировки явления Жировичской иконы отнюдь не является однозначной и убедительной. Ее автор основывается на вторичном пересказе одного документа имущественного

19 Груша, А. И. Документальная письменность Великого Княжества Литовского (конец XIV - первая треть XVI в.) / А. И. Груша. - Минск : Беларуская наука, 2005. -С. 221.

характера. Как было показано, при изложении других очевидных исторических фактов автор допускает грубые ошибки и делает поспешные выводы, не обладая полнотой информации. Для полноценного анализа концепции датировки Стебельского необходимо выявление большего количества источников как о жизни и деятельности Александра Солтана и его потомков, так и о деятельности первых Жировичских храмов.

После восстановления православного мужского монастыря в Жировичах, во второй пол. XIX - первой пол. ХХ вв. было издано несколько популярных брошюр об истории явления иконы, в которых сохранялась традиционная датировка 1470 г.20

В 1883 г. вышла «История Русской Церкви» митрополита Ма-кария (Булгакова). В девятом томе этого труда, посвященном Западнорусской митрополии в (1458-1596 гг.), преосвященный автор пишет: «В местечке Жировицах, неподалеку от Слонима, принадлежавшем к епархии митрополита, другой подскарбий Солтан, по имени Александр, может быть брат Ивана Андреевича, основал в 1549 г. Жировицкий Успенский монастырь по случаю явления на этом месте чудотворной иконы Богородицы, доселе находящейся в обители»21. В примечании к этой фразе автор пишет: «Этот год основания монастыря показан в самом Жировицком поминнике, в который сведения о фундаторах монастыря, как замечено, выписа-

20 Николай, архимандрит. О Жировицкой чудотворной иконе Божией Матери и о Жировицкой обители / архимандрит Николай // Литовские епархиальные ведомости. - 1863. - № 3. - С. 83-100; Жировицкая чудотворная икона божией матери и Жировицкая обитель. - Вильна : Тип. О. Блюмовича, 1867. - 30 с.; Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - 2-е изд., доп. - Вильна : Тип. А. Г. Сыркина, 1897. - 31 с ; Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - Гродна : Губернская типография, 1907. - 32 с.; Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - 2-е изд., доп. -Вильна : Тип. А.Г. Сыркина, 1915. - 31 с.; Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - [Перепеч. без изм. с 1 изд.]. - [Супрасль] : Тип. Супральского монастыря, 1919. - 30 с.; Богомолец. Жировицкий Свято-Успенский монастырь / Богомолец // Прибавления к церковным ведомостям. 1891. - № 23. -С. 737-740; Орловский, Е. М[естечко]. Жировицы : (Краткое историческое описание) / Е. Орловский // Виленский календарь на 1894 г. - Вильна, 1893. - С. 217-230; Древнее сказание о Жировицах и чудотворном образе Жировицкой Богоматери / предисл. священник Лев Паевский. - Гродна : Губернская типография, 1897. - Переиздание - Гомель, 1994. - II, 36 с.; Жировицкая икона Божией Матери // Литовские епархиальные ведомости. - 1903. - № 36-37. - С 286-288.

21 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви / митрополит Мака-рий (Булгаков). - Москва : Изд-во Валаамского монастыря, 1996. - Кн. 5 : Период

ны из «справ и документов» (Рукописн. Отд. Вилен. Публ. Библ. С. 52 [97]. А Коялович, неизвестно почему, относил основание Жи-ровицкого монастыря еще к 1476 г.»22.

Помянник, упомянутый здесь владыкой Макарием в качества источника датировки даты основания монастыря, сохранился до наших дней и заслуживает отдельного критического изучения. Судя по ссылке, сделанной владыкой на печатное описание этого памятника (№ 97)23, он не знакомился с самим помянником, а ограничился информацией из описательного каталога. Между тем, знакомство с самим памятником, показывает его позднейшее, униатское, происхождение (предположительно, около 1730-х гг.) и ярко выраженную тенденциозность в отборе имен иерархов, священнослужителей, попечителей монастыря, а также в подаче и трактовке отраженных в нем исторических событий. Все это позволяет предполагать, что датировка явления иконы в Жировичском помяннике является сознательной фальсификацией в рамках общей тенденции отцов бази-лиан к «омоложению» датировки основания бывших православных приходских храмов, ставших с течением времени базилианскими монастырями.

В 1912 г. профессор Санкт-Петербургской духовной академии П. Н. Жукович опубликовал в «Известиях отделения русского языка и словесности императорской Академии наук» исследование, посвященное начальному периоду истории Жировичской иконы и обители24, которым он предварил публикацию обнаруженного им русскоязычного рукописного оригинала «Гистории» иеромонаха Феодосия (Боровика). Автор обстоятельно исследует вопрос датировки первого явления Жировичской иконы и сразу же совершает историографическую ошибку, полагая, что впервые 1470 г. как год явления иконы был указан в труде Исидора Нарди. Как было показано выше, впервые датировка 1470 г. появляется в труде Иосафата Дубенецкого 1650 г. Тем не менее, П. Н. Жуковичу были известны

разделения Русской церкви на две митрополии : история Западнорусской, или Литовской, митрополии (1458-1596) / [автор вступительной статьи и комментариев Б. Н. Флоря]. - С. 159.

22 Там же. С. 396.

23 Гильтебрандт, П. А. О рукописном отделении Виленской публичной библиотеки / П. А. Гильтебрандт. - Вильно, 1871.

24 Жукович, П. Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери / П. Жукович // Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук. - 1912. - Т. XVII. - Кн. 2. - С. 204.

сведения о документе 1493 г., более того он сообщает, что впервые упоминание об этом документе встречается в неизданной анонимной исторической записке 1630 г. под заглавием «Status causae Jmci Pana Przeslawskiego». Впрочем никаких ссылок на местонахождения самой этой записки, либо на источник информации о ней автор не делает. Жукович свидетельствует и о том, что документ 1493 г. вновь упоминается в рукописной исторической записке, составленной литовским базилианским провинциалом Цезарием Каминским в 1823 г.25 Документ упоминается в контексте нараставшей в то время борьбы базилиан с белым униатским духовенством за бывшие приходские церкви, ставшие с течением времени базилианскими монастырями. Базилианские историки в случае с Жировичским монастырем в контексте этой борьбы стремились отнести дату основания приходского храма в Жировичах как можно к более позднейшему времени, чтобы не дать повода белому духовенству к претензиям на имущество и доходы монастыря. Резюмируя свое изучение темы датировки первого явления иконы, П.Н. Жукович склоняется к более раннему, чем 1493 г. варианту датировки, находя для этого некоторые основания.

С 1956 по 1963 гг. наместником Жировичского монастыря и ректором находившейся в обители Минской духовной семинарии являлся архимандрит Антоний (Мельников), в 1965-1978 гг. возглавлявший Минско-Белорусскую кафедру в сане митрополита. В годы пребывания в Жировичах архимандрит Антоний по благословению Святейшего Патриарха Алексия I создал объемный труд «Жиро-вицкий монастырь в истории западнорусских епархий»26, представленный и успешно защищенный им в качестве диссертации на соискание степени магистра богословия в Московской духовной академии в 1964 г. Труд владыки Антония никогда не издавался. Один его машинописный экземпляр хранится в Церковно-археоло-гическом музее Минской духовной семинарии, текст исследования был набран и приложен к тексту кандидатской диссертации выпускника Минской духовной академии священника Николая Аникеева «Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986 гг.). Жизнь,

25 Там же. С. 205-206.

26 Антоний (Мельников), архимандрит. Жировицкий монастырь в истории западнорусских епархий : Дис. ... магистра богословия / архимандрит Антоний (Мельников). - Одесса, 1964. - Ч. 1-3.

церковная деятельность, письменное наследие»27, которая, в свою очередь находится в библиотеке Минской духовной семинарии. В истории изучения прошлого Жировичской обители труд митрополита Антония занимает совершенно исключительное место, как по хронологическим рамкам исследования (с 1470 по 1956 гг.), объему (3 части, 5 глав, 476 страниц машинописного текста). Однако первоначальный период истории явления иконы и начала церковной и монастырской жизни в Жировичах в работе владыки Антония раскрыт весьма поверхностно. Касаясь вопроса датировки первого явления иконы, автор упоминает о традиционной версии датировки 1470 г. «в имеющихся печатных изданиях», а затем некритически приводит «довольно точные сведения» Игнатия Стебельского, и резюмируя рассмотренную информацию предлагает датировать первое явление Жировичской иконы 1493-1494 гг.28

До настоящего времени новых версий датировки первого явления Жировичской иконы Божией Матери в историографии не появлялось.

Источники И ЛИТЕРАТУРА

1. Антоний (Мельников), архимандрит. Жировицкий монастырь в истории западнорусских епархий : Дис. ... магистра богословия / архимандрит Антоний (Мельников). - Одесса, 1964. -Ч. 1-3.

2. Белецкий, А. В. Родопроисхождение Западнорусского Митрополита Иосифа II Солтана / А. В. Белецкий. - Вильна : Тип. Свято-Духова Православного Братства, 1895. - 44 с.

3. Богомолец. Жировицкий Свято-Успенский монастырь / Богомолец // Прибавления к церковным ведомостям. - 1891. - № 23. -С. 737-740.

4. Бубнов П., протодиакон. Датировка явлений Жировичской иконы Божией Матери и начала церковной и монастырской жизни в

27 Аникеев Н., священник. Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986 гг.). Жизнь, церковная деятельность, письменное наследие : Дис. ... кандидата богословия / священник Николай Аникеев. - Жировичи, 2004. - 403 с. : ил. (В надзаг. : Минская духовная академия имения святителя Кирилла Туровского).

28 Антоний (Мельников), архимандрит. Жировицкий монастырь в истории западнорусских епархий. С. 264-266.

Жировичах в исторических произведениях XVII -XVIII вв. / протодиакон Павел Бубнов // Материалы XXIV Международных Кирил-ло-Мефодиевских чтений. - Минск, 2019. - С. 157-165.

5. Груша, А. И. Документальная письменность Великого Княжества Литовского (конец XIV - первая треть XVI в.) / А. И. Груша. -Минск : Беларуская наука, 2005. - 465 с. : ил.

6. Древнее сказание о Жировицах и чудотворном образе Жиро-вицкой Богоматери / предисл. священник Лев Паевский. - Гродна : Губернская типография, 1897. - Переиздание - Гомель, 1994. - II, 36 с.

7. Жировицкая икона Божией Матери // Литовские епархиальные ведомости. - 1903. - № 36-37. - С 286-288.

8. Жировицкая чудотворная икона божией матери и Жировицкая обитель. - Вильна : Тип. О. Блюмовича, 1867. - 30 с.

9. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - 2-е изд., доп. - Вильна : Тип. А. Г. Сыркина, 1897. -31 с.

10. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - Гродна : Губернская типография, 1907. - 32 с.

11. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - 2-е изд., доп. - Вильна : Тип. А. Г. Сыркина, 1915. -31 с.

12. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. - [Перепеч. без изм. с 1 изд.]. - [Супрасль] : Тип. Супральского монастыря, 1919. - 30 с.

13. Жукович, П. Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери / П. Жукович // Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии Наук. - 1912. -Т. XVII. - Кн. 2. - С. 175-249.

14. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви / митрополит Макарий (Булгаков). - Москва: Изд-во Валаамского монастыря, 1996. - Кн. 5 : Период разделения Русской церкви на две митрополии : история Западнорусской, или Литовской, митрополии (1458-1596) / [автор вступительной статьи и комментариев Б. Н. Флоря]. - 559 с., [16] л. цв. ил.

15. Николай, архимандрит. О Жировицкой чудотворной иконе Божией Матери и о Жировицкой обители / архимандрит Николай // Литовские епархиальные ведомости. - 1863. - № 3. - С. 83-100.

16. Орловский, Е. М[естечко]. Жировицы : (Краткое историческое описание) / Е. Орловский // Виленский календарь на 1894 г. -Вильна, 1893. - С. 217-230.

17. Borowik, Th. Historia abo powiesc zgodliwa przez pewne podanie ludzi wiary godnych o obrazie przeczystey Panny Mariey zyrowickim cvdotwornym W. X. L. w powiecie slonimskim y o rozmaytych cudach, ktore sie przy nim az po dzis dzien za iey przyczyna wszechmocnosci^ Boz^ dzieia, pilnie zebrana y pierwszy raz w druk podana / Theodozy Borowik. - Wilno, 1622.

18. Dubieniecki, Jozafat. Historia o obrazie Przeczystey Panny Mariey cudownym w W.X.L. w powiecie slonimskim b^d^cym zyrowickim mieyscami obiasniona z cudami, ktore przy tymze obrazie w roku 1651. y w r. 1652. Bog Wszechmog^cy okazal / przez o. Iosaphata Dubienieckiego Zakonu s. Bazylego [...] kaznodziei^, y poeniten. zyrowickiego, w druk podana. - W Wilnie : W drukarni OO. Bazylianow Unitow, 1653. - [8], 129, [1] p.

19. Lulewicz, Henryk. Aleksandrowicz Soltan / Henryk Lulewicz // Internetowy polski s^ownik biograficzny [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ipsb.nina.gov.pl/a/biografia/aleksandrowicz-soltan. - Дата доступа: 09.08.2018.

20. Mironowicz, A. O pocz^tkach monasteru supraskiego i jego fundatorach / Antoni Mironowicz. - Suprasl, 2013. - 64 s.

21. Nardi, Isidor [Izydor]. Relacya historyczna o ziawieniu cudownego obrazu Naswietszey Panny Zyrowickiey, nazwanego po wlosku Del Pascolo od Zyru w Rzymie przy Gorach w Resydencyi WW. OO. Bazylianow Ruskiego Narodu po wlosku wydana teraz przetlumaczona przez Ign. Kulczynskiego / Isidor Nardi. - Suprasl, 1728.

22. О Przeswietniej Familii JMsc PP. Soltanow / Ostatnie Stebels-kiego prace / Wyd. W. Seredynski // Scriptores Rerum Polonicarum. -T. IV. - Cracoviae, 1878. - S. 373-396.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.