3. Внедрение модели в педагогический процесс. Предложенная здоровьесберегающая модель оптимизации педагогического процесса может быть реализована как целостно, так и через отдельные её элементы.
4. Экспертная оценка полученных результатов осуществляется валеологической службой в соответствии с выделенными критериями эффективности реализации модели.
Внедрение предложенной модели оптимизации педагогического процесса в период адаптации ребёнка к школе привело к положительным результатам.
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебновоспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. М., 1982. 192 с.
2. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластёнин, В.П. Каширин. М., 2001. 480 с.
М.Е. ПЕСКОВА (Москва)
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ КАК КАТЕГОРИЯ И ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Предлагаются к рассмотрению вопросы формирования такого социально-психологического и социально-педагогического явления, как жизненный опыт личности. Обращение к этой научной категории вызвано недостаточным вниманием к праксиологии воспитания в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, особенно в учреждениях для детей-сирот.
Категория опыта не является широко разработанной и традиционной для педагогической науки, но, несмотря на это, она повсеместно используется в педагогической практике и является ее основополагающим понятием.
Обратиться к понятию «опыт» заставляет серьезная озабоченность научной общественности, а также педагогов-практи-ков проблемами воспитания жизнеспособных поколений. Тема генетического, этнического, демографического, физическо-
го, социального, культурного и духовного выживания нации выходит сегодня на первый план в общественном сознании (В.А. Ситаров и др.). Жизнеспособность личности в этом контексте определяется как способность к постижению современности и жадному впитыванию культуры, опыта, идеалов и ценностей (И.М. Ильинский), а также к самоопределению, выбору своего жизненного пути, жизнетвор-честву и организации собственной жизнедеятельности (М.П. Гурьянова).
Провозглашаемый современными реформаторами курс на «конкурентоспособного специалиста», почти повсеместная замена понятия «образование» термином «образовательные услуги» и темп сегодняшней жизни часто становятся причинами низкой адаптации личности в социуме, имеющей самый широкий спектр проявлений: от неумения вести хозяйство до психических расстройств и суицида, когда человек не справляется, не приспосабливается к окружающей жизни. А роль механизма адаптации к реальности играет именно опыт, который оснащает человека всем необходимым для сохранения собственной жизни во взаимодействии с этим миром. И люди, и животные страдают от отсутствия опыта. Обнаруживается прямая связь слабой адаптации человека к жизни с отсутствием у него соответствующего жизненным обстоятельствам опыта.
При разработке понятия «опыт» психология и педагогика основываются на философских позициях человекознания, где оно рассматривается в комплексе с вопросами взаимосвязи чувственной и рациональной сторон в познании, а также соотношения опыта с практикой человеческого познания.
Любая социально-культурная система человеческой жизнедеятельности обязательно включает в себя в качестве важнейшего функционального элемента практическое сознание людей, называемое всеми жизненным опытом, наиболее существенной чертой которого является его неспециализированный характер. Повседневный опыт и знания приобретают все нормальные люди, чего нельзя сказать ни о каком другом виде специализированного опыта, например об игре на скрипке или вязании крючком.
© Пескова М.Е., 2008
Жизненный опыт определяет характер всей жизни человека и, будучи продуктом жизни, является одновременно и условием, и следствием протекания его жизни. Однако высоко оцениваемое в житейской практике, данное социально-психологическое явление слабо освещается в теории и почти не разрабатывается в методике воспитания ребенка, которого педагогам предназначено подготовить к жизни.
Жизненный опыт, в отличие от других видов опыта (общественно-исторического или естественнонаучного), не существует сам по себе в отрыве от человеческой жизни, он является ее концентрированным выражением и приобретается в процессе человеческой деятельности. Когда воспитательный процесс ставит перед собой цель передачи подрастающему поколению предшествующего опыта человечества, то передача такая не может быть произведена вне деятельности самого воспитанника. В свою очередь, обретаемый в деятельности опыт формирует у ребенка образ жизни, обусловливающий ход и содержание последующего формирования жизненного опыта.
Именно эти разносторонние тесные взаимовлияния и объясняют кажущееся невнимание теоретиков и методистов к проблеме жизненного опыта: в чистом виде этот феномен трудно выделить.
Какова функциональная направленность жизненного опыта, и почему он необходим каждому человеку? На этот философский вопрос отвечает П.В. Корнеев в своей книге «Жизненный опыт личности». Ссылаясь на И. Канта, Ф. Шиллера, И.Г. Гердера и на марксистско-ленинскую философию, он утверждает, что по сравнению со всеми другими существами на Земле человек представляется наиболее беспомощным и неприспособленным, т.к. не имеет ни специальных органов защиты и нападения, подобных рогам быка, ни естественных приспособлений к суровым условиям внешней среды, таких как мех животных, ни врожденной системы инстинктов, которая четко определяла бы его поведение в течение всей жизни.
Но благодаря разуму и способности к деятельности он с лихвой компенсирует биологическую неприспособленность и в конечном итоге оказывается наиболее
приспособленным существом. Полифункциональность, многогранность человеческой деятельности стали возможны по причине отсутствия биологической специализации. В ходе своей универсальной деятельности человек приобретает определенные знания, умения, навыки, которые необходимо не забывать сразу же после решения какой-либо задачи, а сохранять и использовать их для решения других задач. Иначе ему приходилось бы каждый раз начинать все сначала, и это бесконечно затруднило бы его существование. В отличие от инстинкта, обеспечивающего лишь биологическое существование, жизненный опыт человека вбирает в себя все богатство и разнообразие социальной человеческой жизни. А ведь приобретение, освоение и использование разнообразных знаний и умений, окрашенных определенными отношениями, и есть жизненный опыт от его элементарных проявлений до высот творчества. Опыт формируется как следствие объективно существующего диалектиче -ского противоречия между неспециали-зированностью и приспособляемостью человека в окружающем мире.
На основании анализа литературы можно классифицировать жизненный опыт и выделить значимые для научного исследования важнейшие его сферы - витагенный опыт и социогенный опыт. Объектами ви-тагенного опыта личности в контексте современной культуры являются обеспечение правильного питания, уход за собственным телом, забота о жилище, общение с окружающими людьми и пользование средствами существования. Объектом социогенного опыта становится выполнение человеком целого репертуара ролей данного социума.
Жизненный опыт - это социальнопсихологическое новообразование в структуре личности, сложившееся в результате практического взаимодействия субъекта с объектами окружающей действительности. Новообразованиями такого взаимодействия являются практические знания («знаю, как надо действовать»), умения («могу выполнить эти действия») и привычки действовать определенным образом («всегда делаю так в определенных ситуациях»).
Витагенный же опыт - это существен-
ная часть жизненного опыта, обеспечивающая жизнь человека на Земле (от лат. vita - жизнь, gen - данные). Он наиболее часто актуализируется в повседневной жизни и играет роль механизма адаптации человека к окружающей реальности, оснащая его всем необходимым для сохранения собственной жизни во взаимодействии с этим миром.
Необходимое для правильного воспитания четкое профессиональное осмысление категории жизненного опыта должно опираться на теоретические положения о механизмах формирования этого опыта в структуре личности - о его зарождении, становлении и развитии.
В процессе деятельности у ее субъекта происходят постоянные взаимообусловли-вающие переходы и интеграция психических процессов, следствием которых становятся различные личностные новообразования в виде умений и привычек как содержательных элементов деятельности и знаний и отношений - как отражения в сознании субъекта взаимодействия с объектами окружающего мира.
Субъект может по-разному относиться к объекту окружающего мира. Либо он знает об этом объекте, осведомлен о его свойствах и качествах, и тогда можно сказать, что его жизненный опыт в этом плане умозрителен. Знания, приобретенные в опыте, отличаются от теоретических знаний тем, что содержат указания на то, как действовать по отношению к объекту взаимодействия. Либо субъект умеет практически с ним взаимодействовать, т. е. обладает определенными умениями или даже навыками по отношению к этому объекту. Можно сказать, что появляется первичный или вторичный опыт, который носит сначала репродуктивный, а затем свободный, продуктивный характер. Умения, формирующиеся в результате такого опыта, привязаны к объекту и ограничиваются теми операциями, которые необходимы для взаимодействия с объектом или воздействия на него. Навык при этом есть составная часть умения, элемент, определяющий степень автоматизации умения.
Еще одним проявлением отношения субъекта к объекту взаимодействия могут быть привычки, когда взаимодействие происходит регулярно и становится потребно-
стью субъекта. С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении данного действия. Субъект «не может без этого» в определенных ситуациях, и его опыт взаимодействия с объектом носит при этом привычный характер. Исключительная роль привычек как следствия обретения человеком жизненного опыта отношения к окружающей действительности очевидна. Это подтверждается многими классиками отечественной и зарубежной педагогики и психологии.
Сегодня остро ощущается недостаточное внимание педагогов к сфере жизненного опыта, который, по словам Фейербаха, необходим человеку не меньше воздуха. Полагая, что приобретение жизненного опыта - процесс стихийный и хаотичный, школа возложила эти полномочия на семью, которая иногда по различным причинам не в состоянии обеспечить ребенку просто нормальное существование. И, следовательно, формируемый в таких условиях жизненный опыт совершенно недостаточен для полноценного взаимодействия как с миром, так и с самим собой в этом мире. Поэтому особенно актуально стоит вопрос оснащения опытом практической жизни детей именно из таких семей или детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, лишенных семьи. Острота вопроса помогает пониманию его сути.
Организация воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот (хотя это касается и обычных образовательных учреждений) как предоставление ребенку возможности обретать жизненный опыт позволила бы ему полноценно жить в современном обществе на уровне культуры. Отсюда вытекает важность каждого акта работы педагога с детьми, т.к. рассматриваются эти взаимодействия в праксиологическом ракурсе, т.е. с точки зрения приобретаемого «здесь и сейчас» жизненного опыта, его объекта и содержания.
Трудные дети, к которым можно отнести и детей, лишенных родительского попечения, - это дети, не имеющие достаточного культурного опыта жизни, поэтому педагогам необходимо позаботиться о его
Объекты и содержание витагенного опыта
восполнении в новом социальном пространстве, с новой для них системой социальных отношений и новыми шансами совершить достойные действия, для чего ранее им не представлялось возможности.
Поэтому наряду с системой социально значимых знаний и ценностных отношений программа воспитания в образовательных учреждениях, в частности, в учреждениях интернатного типа, обязательно должна включать систему жизненно важных умений и соответствующих им привычек, позволяющих ребенку обретать свободу взаимодействия с миром.
Какие же умения и привычки можно считать жизненно важными, витагенными
и, следовательно, необходимыми каждому человеку?
Нам представляется возможным классифицировать такие привычки в соответствии с уровнем жизненно важных потребностей человека в пище; укрытии от неблагоприятных факторов внешней среды в виде жилища и одежды; поддержании функционального состояния собственного организма путем сохранения здоровья - как физического, так и духовного; общении и сосуществовании с природой и социумом, частью которых он является. Как субъект собственной жизни человек направляет свою деятельность на объекты окружающей действительности (О) в соответствии с существующими у него потребностями и получает результат этой деятельности. Графически этот процесс можно изобразить в виде схемы, представленной ниже.
В идеале привычными для субъекта должны стать не только виды деятельности, показанные на схеме, но и их резуль-
таты: как предметные (например, чистая голова или уютный дом) так и отношенческие (в виде бережного отношения к природе, вещам, основанные на общечеловеческих ценностях). Большинство практических умений должны постепенно преобразоваться в качественно выработанные навыки и привычки, становясь корневой системой, питающей все более разветвляющееся древо личностных новообразований, необходимых для жизнедеятельности человека современной культуры вообще и для воспитанников закрытых учреждений в частности. Разумеется, следует учитывать индивидуальные обстоятельства, региональные особенности и специфику воспитательного учреждения.
Субъект для удовлетворения большинства своих потребностей в контексте современной культуры должен иметь опыт труда, общения, самопознания, самосохранения здоровья, финансово-денежных отношений и самоорганизации. Например, ради удовлетворения потребности в пище рядовой человек должен потрудиться для себя или окружающих и вступить в товарно-денежные отношения, для чего ему понадобятся и здоровье, и положительное принятие себя, и общение, и самоорганизация. Причем такой опыт должен обязательно носить практический характер и выражаться в умениях или навыках, а в идеале - привычках. В ходе этой деятельности субъект привыкает ухаживать за своим телом, одеждой, жилищем, вещами, правильно питаться, взаимодействовать с людьми и природой.
На наш взгляд, примерные основы такой деятельности могут выглядеть следующим образом.
Т аблица 4
Объекты деятельности Виды деятельности
повседневные экстремальные потенциальные
1. Мое тело Умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой, после туалета, принимать душ, ухаживать за волосами, следить за чистотой ногтей, ушей, чистотой белья и одежды, регулярно менять нижнее белье, постель Использовать меры профилактики болезней, пользоваться лекарственными средствами, оказывать первую помощь в различных экстремальных случаях, при симптомах простуды Заниматься спортом, физическими упражнениями, закаливанием, грамотно пользоваться лечебной и декоративной косметикой
2. Мое жилище Подметать и мыть пол, вытирать ноги при входе в дом, вытирать пыль, убирать спальное место, класть вещи на определенное место, убирать мусор, мыть посуду, следить за чистотой туалета и ванной комнаты, плиты, холодильника, окон Использовать меры противопожарной безопасности, правильно пользоваться предметами бытовой химии, утеплять окна на зиму, выполнять простейшие ремонтные работы Создавать уют в доме, украшать жилище, пользоваться строительными инструментами, устанавливать светильники, вешать карнизы для штор, регулярно убираться
3. Мое питание Употреблять в пищу кипяченую воду, мыть фрукты и овощи перед едой, предпочитать полезную пищу, следить за пищевой ценностью продуктов, выполнять тепловую обработку продуктов, культурно вести себя за столом, готовить простейшие блюда Следить за пригодностью пищевых продуктов к употреблению, не употреблять вредных веществ (алкоголь, никотин, наркотики), делать небольшие запасы, грамотно хранить продукты Накрывать стол к празднику, к приходу гостей, готовить праздничные блюда, делать заготовки на зиму, консервировать
4. Мои вещи Бережно хранить вещи, стирать вручную или в машинке, складывать вещи аккуратно, гладить одежду, зашивать, штопать, следить за чистотой и сухостью обуви, подбирать одежду по функциональному назначению и согласно погоде, менять выходную одежду и обувь на домашнюю, читать ярлыки на вещах Читать инструкции по применению и правильно пользоваться средствами ухода за одеждой, обувью, мебелью Шить, вязать, ремонтировать вещи, мебель, бытовую технику
5. Мое окружение Обращаться к людям по именам, избегать ненормативной лексики, благодарить окружающих, быть вежливым, выражать благодарность пожелания, просьбы Распознавать недоброжелательно настроенных людей, находить выход из сложных ситуаций -ссора, драка, кража, вымогательство Делать подарки близким людям, заботиться об окружающих, ухаживать за больным, уметь знакомиться с людьми, делать приглашения
6. Моя деятельность Исполнять дела в срок, не опаздывать, не откладывать дело на последний момент, планировать свои дела, соблюдать режим труда и отдыха, быть занятым каким-либо делом Обращаться за помощью в случае проблем, в случае необходимости осуществлять так называемые «мужские» и «женские» виды деятельности Ориентироваться в многообразии профессий, иметь представление о ближайших учебных заведениях, предприятиях
7. Мое поведение Соблюдать правила дорожного движения, думать, прежде чем говорить, избегать конфликтов, следовать правилам поведения в различных местах, следить за своими жестами, тоном Следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях, при стихийных бедствиях, ориентироваться на местности Следовать нормам этикета, различать стили общения (товарищеский, деловой, дружеский), создать индивидуальный стиль
Окончание табл
4
Объекты деятельности Виды деятельности
повседневные экстремальные потенциальные
8. Мои средства существования Считать устно, калькулятором, делать покупки, планировать расходы, ориентироваться в ценах на основные продукты и вещи, определять очередность и обязательность расходов, подсчитывать сумму коммунальных платежей, электричества Распределять деньги на определенный период, быть экономным, избегать ситуаций мошенничества, иметь представление о финансовой чистоплотности человека Пользоваться пластиковыми картами, банковскими кредитами, тратить деньги на различные нужды для себя и для близких
9.Мои увлечения Читать периодические печатные издания, интересоваться новостями, беречь природу, читать книги, фотографировать, пользоваться компьютером, освоить культуру досугово-игровой деятельности Соблюдать правила безопасности на водоеме, в лесу, правила сбора грибов, ягод, правила гигиены зрения при пользовании компьютером Выращивать что-либо своими руками, ухаживать за домашними животными, посещать театры, музеи, выставки, концерты
10. Учреждения Пользоваться услугами медицинских учреждений, предприятий связи, бытового обслуживания, транспорта, социальных служб, торговли, банков, служб коммунального хозяйства Вызывать по телефону экстренные службы -скорую помощь, пожарную охрану, газовую службу, службу спасения, милицию Заключать простейшие договора, соглашения, писать автобиографию, ориентироваться в основных законах страны
Объем характеристик личности, с точки зрения формирования привычек, представляет собой почти необозримое поле. Это связано с тем, что почти каждое действие может стать привычным, за исключением тех, которые не могут быть проконтролированы сознанием, а также с тем, что существует большое многообразие культурных, этногеографических, экологических и т. п. уровней хозяйствования, культурно-природных условий, в которых можно или даже необходимо привыкнуть производить то или иное действие. И, тем не менее, можно выделить наиболее важные умения и привычки, которые должны стать базовыми для последующих личностных новообразований, позволивших бы ребенку ставить личностные цели и решать конкретные задачи в общем конструировании собственной жизни.
Классифицировать привычки предлагает и украинский педагог Л.Д. Кахарова, обращая особое внимание на тот факт, что в деле воспитания подрастающего поколения ни семья, ни школа, ни вуз, ни СМИ никем не информированы, на какие, в первую очередь, из привычек они сообща должны обратить особое внимание.
Будучи выработанными у человека, жизненно важные привычки имеют результатом то, что человек сыт, обут, одет, у него есть хорошее жилище, где он свободно, умело и легко справляется с устройством быта и ведением домашнего хозяйства, имеет хорошую семью и окружение, является умным и уважаемым человеком, а не наркоманом и алкоголиком, сам выстраивает свою жизнь, не поддаваясь дурному влиянию, может отвечать за свои поступки, управляет собой и своей семьей.
Предлагаемая программа предусматривает, что при решении этого вопроса основной акцент делается на организации повседневной жизни детей, ибо витаген-ные привычки формируются в режиме повседневной жизнедеятельности ребенка. Одним из принципов организации этой повседневной жизнедеятельности должна быть гуманная направленность воспитательного процесса, т. е. уважительное отношение педагога ко всем видам опыта воспитанников (ведь в детский период ребенок не сам выстраивает свой опыт, а приобретает тот, что предлагают ему взрослые), а также ориентация на субъектность личности воспитанника и проявление
большого терпения, неторопливости и выдержки со стороны взрослых при формировании личностных новообразований у подопечных.
Литература
1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. М., 2000.
2. Кахарова, Л.Д. Жизненно важные привычки и их влияние на судьбу человека / Л.Д. Кахарова. Севастополь . - М.: Рибэст, 2005.
3. Корнеев, П.В. Жизненный опыт личности / П.В. Корнеев. М., 1985.
4. Щуркова, Н.Е. Формирование жизненного опыта у учащихся / Н.Е. Щуркова, Л.Д. Рагозина. М., 2002.
А.В. ПОТЁМКИН (Альметьевск)
НОВЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАТРИОТИЗМА
Представлены данные по разработке новой диагностической методики, исследующей патриотизм как базовое свойство личности.
На основании методологии целостнофункционального подхода автор представляет диагностический инструментарий, изучающий патриотизм по 16 параметрам.
Существует множество подходов к пониманию патриотизма. Основываясь на методологии целостно-функционального подхода, мы предлагаем следующее определение психологической сущности патриотизма: это свойство личности, т.е. совокупность инструментально-стилевых и мотивационно -смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к реализации социально значимых ценностей, идеалов и убеждений, связанных с защитой Родины и ее интересов.
Теоретические положения, разработанные в рамках целостно-функционального подхода, позволили разработать бланковый тест исследования патриотизма «Патриог-рамма». Тест содержит восемь основных шкал, соответствующих каждому из компонентов патриотизма как системного качества личности, которые включают в себя по две переменные (гармоническую и агар-моническую):
- шкала ценностных характеристик (социально значимые ценности - личностно значимые ценности);
- шкала динамических характеристик (эргичность - аэргичность);
- шкала эмоциональных характеристик (стеничность - астеничность);
- шкала регуляторных характеристик (интернальность - экстернальность);
- шкала мотивационных характеристик (социоцентризм - эгоцентризм);
- шкала когнитивных характеристик (осмысленность - осведомленность);
- шкала продуктивных характеристик (продуктивно-коммуникативные - субъективно-личностные);
- шкала характеристик типов затруднений (операциональные - личностные).
Шкала ценностных характеристик выявляет приоритет либо социально, либо личностно значимых ценностей при проявлении личностью патриотизма.
Шкала динамических характеристик выявляет, прежде всего, разнообразие приемов и способов реализации свойств личности и черт характера; меру готовности (силу, устойчивость и постоянство стремлений) к патриотичному отношению к действительности. При этом сила и устойчивость патриотических стремлений составляют эргическую переменную, а слабость и непостоянство - аэргическую переменную.
В шкале эмоциональных характеристик стеничность предусматривает оценку степени выраженности эмоций радости, оптимизма и удовлетворенности в реализации патриотизма и т.п. Астеничность указывает на доминирование эмоций тревоги, частое предчувствие неудачи, пессимизм, страх и разочарование в процессе реализации данного личностного свойства.
Шкала регуляторных характеристик выявляет тип саморегуляции свойств личности. Переменная интернальности говорит об умении человека делать все самостоятельно и не надеяться на других, а также убежденности, что все успехи, неудачи зависят только от него самого. Переменная экстернальности свидетельствует о том, что субъект исходит из надежды на случай, стечение обстоятельств, возможное везение, неверия в свои силы, намерения пустить всё на самотек, уповает на предначертание судьбы.
© Потемкин А.В., 2008