Научная статья на тему 'Патронатное воспитание учащихся-сирот с целью развития социальных навыков'

Патронатное воспитание учащихся-сирот с целью развития социальных навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ / ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧАЩИЙСЯ-СИРОТА / PREPARATION FOR INDEPENDENT LIVING / DEVELOPING SOCIAL SKILLS / FOSTER CARE / ORPHAN STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховикова Галина Николаевна

В статье рассматриваются результаты исследования развития социальных навыков в процессе подготовки к будущей жизнедеятельности учащихся-сирот учреждений профессионального воспитания. Представлен авторский подход к патронатному воспитанию учащихся-сирот, его роль и задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of social skills of students-orphans by means of foster carE

The article considers the results of the study of social skills development in the process of preparation the students-orphans for future life in a vocational college. The author's approach to foster care of students-orphans, its role and tasks are described.

Текст научной работы на тему «Патронатное воспитание учащихся-сирот с целью развития социальных навыков»

Г. Н. Ольховикова

(Санкт-Петербург)

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В статье рассматриваются результаты исследования развития социальных навыков в процессе подготовки к будущей жизнедеятельностиучащихся-сиротучреждений профессионального воспитания. Представлен авторский подход к патронатному воспитанию учащихся-сирот, его роль и задачи

После окончания учреждения профобразования для сирот выпускники переходят из знакомой, более или менее безопасной атмосферы, от известных людей, ежедневного распорядка, особого типа организации жизни к иному распорядку, личному и жизненному, который до сих пор был мало им известен. Вступая в самостоятельную жизнь в период социально-психологической адаптации, выпускники сталкиваются с проблемами взаимодействия с широким социумом, организации свободного времени, с поиском учебы и работы и, как следствие, с несоответствием своих ожиданий.

Вхождение в социальную среду, процесс усвоения социального опыта, приобщение к системе социальных связей у сирот, как указывают многие авторы, сильно искажены и имеют ряд особенностей - это низкая социальная компетентность, неуверенность в себе или отрицание себя как личности, выученная беспомощность, пассивная позиция по отношению к миру и самому себе, перегруженность негативным опытом, страхом - все это препятствует подготовке к будущей жизнедеятельности [1, 4, 10].

Формирование у выпускников-сирот навыков самостоятельной жизни является важнейшим условием личностного и профессионального самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением сиротами, утратившими опеку родителей, социального опыта. В этом плане важна целенаправленная совместная деятельность по моделированию будущего специалиста, созданию необходимых условий для развития его самостоятельности.

Социально-педагогическая поддержка уча-щихся-сирот профессиональных учреждений -это содействие наилучшему сочетанию внешних и внутренних факторов воздействия на личность: социализации, самовоспитания, само-

развития. Для реализации социально-педагогической поддержки важно знать и учитывать характер и опыт социальной адаптации, всегда разный у каждого отдельного обучающегося, но имеющий общие черты, без понимания которых фактически невозможна сама педагогическая поддержка, ее эффективность. Разница в целях, обстоятельствах и результатах социальной адаптации молодых людей, их социализации образует главную трудность и для них самих, и для педагогов.

С. В. Лактионова считает: «Осуществить социально-педагогическую поддержку учащихся учреждений профессионального образования в ходе их социализации и профессиональной адаптации - значит уберечь их от бездуховности, корыстолюбия и нравственной пустоты. И в то же время помочь развиться деловитости, ориентировать на гуманность и ответственность» [7, с. 84]. Это очень сложно, но необходимо в наших очень жестких условиях - практически помочь войти в будущие экономические и человеческие отношения собственным, но цивилизованным путем.

В Англии, США и иных развитых странах есть дети, оставшиеся без попечения родителей, но почти нет детских домов. Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и сироты живут в специально подготовленных семьях, так называемых фостеровских. Фостеровское воспитание получило развитие и в России, где стало называться патронатным.

Патронат - одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронат-ного воспитателя. Таким образом, патронат является новой формой семейного устройства детей, при которой права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патро-натным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Эта форма устройства пока что не вошла в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов [3], она позволяет как можно скорее осуществить стабильное семейное устройство ребенку, нуждающемуся в защите. Патронат работает в большинстве регионов РФ, с 1996 по 2008 год такая форма позволила обрести настоящую семью более чем 6000 детей. У всех из них наблюдалась нормализация развития, и они успешно адаптировались в семьях, имея постоянную помощь специалистов [3].

Наиболее интересен в этом отношении Закон города Москвы от 4 июня 1997 г. № 16 (в ред. от 29 сентября 2004 г.) «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве», согласно которому патронат -это воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.

Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите. Социальный патронат обеспечивает возможность каждого ребенка-сироты жить и воспитываться в семье, роль которой в социализации детей-сирот общепризнанна [1, с. 44].

Мы рассматриваем патронатное воспитание как заменяющее семейное для учащихся-сирот учреждений профессионального образования не только как средство обеспечения прав и государственных гарантий, положенных ему по закону, но и как средство подготовки учащихся к будущей жизнедеятельности. Патронатное воспитание рассматривается нами как партнерское взаимодействие наставника и воспитанника, которое заключается в подготовке молодого человека к самостоятельной жизни, в стимулировании его активности в социально-профессиональном самоопределении, в совместном решении возникающих личностных, социальных и профессиональных проблем.

Задачи патронатного воспитания как средства подготовки к будущей жизнедеятельности таковы:

- подготовка молодого человека к самостоятельной жизни: усвоение экономических и правовых знаний, правил общежития и других социальных компетенций;

- преодоление депривационных нарушений личности подростка, вызванных неблагополучной средой или жизнью вне семьи;

- обогащение положительным социальным опытом, необходимым для дальнейшей социализации учащегося-сироты;

- формирование у сироты новой социальной сети как основы дальнейшего благополучного развития личности;

- усвоение молодым человеком семейных правил, норм поведения в семье и в обществе, образцов поведения отца и матери в семье с целью возможности создания собственной семьи.

Важной проблемой подготовки воспитанников к самостоятельной жизни является их правовая защищённость. Мониторинг, проведённый в учреждениях для сирот, показывает, что многие воспитанники и выпускники учреждений профобразования не знают своих прав, в том числе и тех льгот, которые государство им предоставило при выборе жизненного пути [9].

Для успешной социализации и решения проблемы социальной защиты и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности инженерно-педагогический коллектив профлицея № 116 оказывает практическую помощь каждому воспитаннику, который должен осознать свои проблемы, принять жизненные обстоятельства такими, какие они есть, перестать жалеть себя и, начав с какой-то реальной точки отсчёта, формировать свой жизненный путь, свою жизненную концепцию с позиции ответственности за себя.

Все усилия педагогов по разностороннему развитию личности воспитанников будут сведены на нет, если те пополнят социально незащищённые группы населения. К моменту своего выхода в самостоятельную жизнь воспитанники должны иметь жилье, соответствующее социальным нормам как минимум, и тогда «решение жилищного вопроса» можно считать успешным. Для этого контролируется использование закрепленного за ними жилья, по возможности оно оформляется в собственность, предпринимаются действия по увеличению доли собственности жилья воспитанника в соответствии с действующим законодательством, готовятся необходимые документы на получение жилья выпускниками, не имеющими жилплощади. Сами выпускники активно привлекаются к сбору документов. Это повышает степень их ответственности за использование жилья в дальнейшем.

Важным компонентом патронатного воспитания является приобщение к трудовой деятельности и подготовка к решению бытовых проблем [2, 6]. Рассмотрим эти аспекты.

Труд по самообслуживанию. Содержанием обучения в рамках выделенного направления являются следующие виды деятельности:

а) соблюдение личной гигиены и внешнего вида. При решении этой задачи у воспитанников формируются навыки по самообслуживанию, уходу за своим телом и внешним видом, по созданию уюта своими руками; понятие красоты и самобытности интерьера своей комнаты; привычка к здоровому образу жизни;

б) организация личной жизни и деятельности. Содержанием деятельности педагогов по данному направлению является формирование навыка самоорганизации ребенка в процессе собственной жизни и деятельности как средства более успешной адаптации к самостоятельной жизни.

Результат работы - формирование умения выбрать оптимальный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой, а именно:

- формирование умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности, т.е. умений приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, организовать, оборудовать, оформить место своей деятельности и проживания; формирование культуры взаимодействия со средой проживания и т.д.;

- формирование умений и навыков планирования своей жизни и деятельности для достижения оптимальных результатов в своём становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.

Работа по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве. Прежде чем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка (в том числе и к труду в домашнем хозяйстве) наших учащихся осуществляется на фоне крайне негативного представления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению постоянно формировать положительный образ семьи, собственной будущей семьи, жилища, отношений [6].

Содержанием деятельности по данному направлению являются:

а) формирование умений и навыков по уходу за жилищем, усадьбой с использованием различных орудий труда, бытовой техники;

б) формирование первичных знаний о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жилища, уходе за жильём.

Подготовка воспитанников к профессиональной деятельности. Кардинальные социально-экономические преобразования в стране, целью которых являются прежде всего переход на рыночные отношения и введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое со-

общество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей средствами гуманистической педагогики, привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка личности в обществе». У ребят формируется осознание значимости труда и готовность трудиться, более глубокое понимание своих склонностей и интересов. Они начинают по-другому осмысливать значение учебной, сценической, общественной деятельности, самообслуживания.

Но особую значимость трудовая деятельность, по мнению Л. В. Байбородовой [2], приобретает в следующих случаях:

- организации профессиональной подготовки. Это дает возможность не просто получить определенную специальность, но и повысить уровень своей трудовой деятельности, свою самооценку, значимость как специалиста. Ведь существует большая разница между производством черенков для лопат и производством кроватей. К тому же профессиональная подготовка является мощным фактором последующего профессионального выбора;

- включения в производственную деятельность (учебные, производственные практики, стажировки). Это вводит воспитанников в мир настоящих производственных и финансовых отношений. Происходит отработка механизмов: поработал - заработал, заработал - потратил, спланировал расходы и доходы последующего заработка.

В результате приобщения к активной трудовой деятельности воспитанники начинают более бережно относиться к своему имуществу, самостоятельно улучшают эстетический вид своих спальных и классных помещений, стараются лучше одеваться и ухаживать за собой. Стала очевидной необходимость лучшего благоустройства территории, мест отдыха, занятий физкультурой и спортом.

Сегодня особенно важно подготовить выпускника сиротского учреждения к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы [8, с. 63-64].

Одна из основных задач профлицея - подготовить своих выпускников к самостоятельной жизни. Мы проанализировали, как изменилась готовность выпускников к самостоятельной жизни, удовлетворенность их своим положением, каковы их мотивы, жизненные планы после окончания учебного заведения. Прежде всего

Таблица 1

Планы учащихся-сирот после окончания профлицея (в %)

№ Наименование начало 2007-08 уч. года начало 2009-10 уч. года

1. Получить профессиональное образование 73 95

2. Продолжить обучение 9 19

3. Продолжить обучение в вузе 7 18

4. Устроиться на работу по профессии, полученной в лицее 50 60

5. Устроиться на работу по другой профессии 4 1

6. Пойти служить в Вооруженные Силы 3 2

7. Какое-то время и не работать и не учиться 1 -

8. Не имеют представление 6 -

9. Не ответили 20 -

мы обратились к ближайшим планам ребят. Для этого учащимся задавался вопрос: «Каковы Ваши планы на ближайший год-два?» Распределение ответов (в % к числу опрошенных) приведено в таблице 1.

Показательно, что если до начала эксперимента каждый пятый его участник затруднялся ответить на поставленный вопрос - не определился с планами на будущее, то после эксперимента таких учащихся-сирот нет. Самый распространенный ответ до и после эксперимента из конкретных - получить профессиональное образование. Его дали 95% учащихся (до эксперимента 73%), 19% ребят планируют по выходу из профлицея продолжить обучение, что на 10% больше, чем до эксперимента. 18% выпускников предполагают продолжить обучение в вузе (до эксперимента 7%). До эксперимента 6% не имели об этом никакого представления, а 20% просто не ответили на вопрос.

Таким образом, подготовка к будущей жизнедеятельности учащихся-сирот - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период человеческой жизни. Начинать его необходимо с ранних лет ребенка, воспитывающегося в сиротском учреждении. В учреждения профессионального образования приходят сироты с большими проблемами, сложившимся в основном мировоззрением, сформированным характером, - не всегда адекватными современным требованиям жизни. Эффективность этого процесса, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями различных видов социальной практики, а также выраженностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством собственной жизни, в том числе своей профессиональной карьеры.

Литература

1. Байбородова Л. В., Жедунова Л. Г., Посысоев Н. Н. и др. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. - 174 с.

2. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Кириченко Е. Б. Трудовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2009. - 284 с.

3. Зезина М. Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. - 2000. - №3. - С.58-67.

4. Каверина В. И. Социокультурная адаптация детей-сирот : автореф. ... канд. философ. наук. - М., 1997. - 19 с.

5. Казьмина О .Ю. Социальные сети и развитие социального поведения // Руководство по оценке развития социального поведения старшеклассника. - М., 1993. - 132 с.

6. Кузина Н. Н. Особенности подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни в учреждениях постинтернатной адаптации // Решение задач концепции модернизации российского образования : сб. науч. трудов. Вып. 2. - СПб.: ИПК СПО, 2007. - С.14-19.

7. Лактионова С. В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений : дис.... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 210 с.

8. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2005. - 216 с.

10. Семья Г. В., Левин С. А., Панов А. И., Юдинцева Н. Н. Социальнопсихологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: СИМС, 1999. - 140 с.

11. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот : учеб. пособие. -СПб.: СПбГУ, 2005. - 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.