Научная статья на тему 'Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната'

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарская Нина Дмитриевна, Стороженко Снежана Викторовна, Фоменко Светлана Анатольевна

Социализация это развернутый во времени процесс освоения растущей личностью социального опыта, переработка его в индивидуально личностном плане. Проблема социализации ребенка с ОВЗ одна из наиболее актуальных. Интеграция таких детей в общество не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарская Нина Дмитриевна, Стороженко Снежана Викторовна, Фоменко Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

на развитие и реализацию всех сущностных сил ребёнка. У учителя появляется необходимость выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса с учётом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого учащегося, в преобразующую силу педагогического труда.

Бертран писал: «Большее значение, чем метод, имеет личность учителя, его склонность и способность следить за ходом мыслей ученика и быть ему руководителем, знакомство его не только с научной системой, но и с тем обилием интересных задач, которые оживляют и скрашивают обучение; задачи являются для преподавателя, прежде всего, средством раскрыть перед юной душой вдохновляющие её перспективы».

Список литературы

1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. М.: Наука, 1991.

2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе: Математика. Волгоград: Учитель, 2007.

3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М.: Просвещение, 1981.

4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1991.

5. Козина М.Е., Фадеева О.М. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. Волгоград: Учитель, 2005.

6. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. М.: 1995.

7. Соловейчик И.Л. Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-

ИНТЕРНАТА

1 2 3

Пушкарская Н.Д. , Стороженко С.В. , Фоменко С.А.

1Пушкарская Нина Дмитриевна - воспитатель; 2Стороженко Снежана Викторовна - воспитатель; 3Фоменко Светлана Анатольевна - учитель начальных классов, Алексеевская общеобразовательная школа-интернат, г. Алексеевка, Белгородская область

Аннотация: социализация - это развернутый во времени процесс освоения растущей личностью социального опыта, переработка его в индивидуально - личностном плане. Проблема социализации ребенка с ОВЗ - одна из наиболее актуальных. Интеграция таких детей в общество не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом.

Ключевые слова: социализация, коррекция, адаптация, личность, развитие, ограниченные возможности здоровья, дети.

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Социальный заказ современного общества образовательным учреждениям - помочь ребенку раскрыть и вырастить его личностные качества, т.е. стать Личностью [7,112].

С 01.09.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [1,12]

С 01.09.2016 г. вступили в силу ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598), а также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599) [2,32] .

Данные ФГОС разработаны в соответствии с ч. 6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе Конституции РФ; Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка; Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ[3,14].

Обучение в Алексеевской общеобразовательной школе-интернате осуществляется по адаптированным программам для детей с ОВЗ. Целью работы педагогического коллектива является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации детей с ОВЗ[4,22].

Цель и задачи работы

Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений [5,18].

Задачи: создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества[8,212].

Методы достижения поставленной цели и задач

Формы:

Беседы, сюжетно-ролевые дискуссии, экскурсии, пешие прогулки, наблюдения, элементы релаксации.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Создание специальных образовательных условий для воспитания и развития умственно-отсталых детей является актуальнымпотому что эти дети требуют особого внимания. Большинство семей, откуда прибыли дети, являются социально неблагополучными. Жилищные условия не позволяют детям нормально развиваться, родители мало обращают на своих детей внимание. При таких обстоятельствах единственным местом, где дети могут получить специализированную педагогическую, психологическую, медицинскую помощь является школа с соответствующей коррекционной направленностью. Программа обучения в коррекционной школе 8 вида построена так, что позволяет максимально компенсировать недостатки интеллектуального развития детей. Особое внимание обращается на социальное, эмоциональное развитие, на навыки коммуникативного поведения.Это помогает детям наиболее полно адаптироваться в социуме, педагогам глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях[8,112].

Дети должны знать:

формы проявления вежливости, уважения к старшим.

Общественные нормы, социально одобряемые формы поведения в обществе.

Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Дети должны уметь:

свободно высказывать своё мнение, уметь оценивать свою деятельность.

В привычной обстановке самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).

Общаясь со сверстниками, проявлять желание понять их замыслы, вступать в ролевой диалог.

Охотно отвечать на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие воспитателю.

Для осуществлениясоциальной адаптации в школе-интернате созданы все условия: имеются мастерские - столярная и швейная, кабинет СБО, спортивный зал, библиотека, фруктовый сад, теплица. Библиотека оснащена информационными ресурсами, которые обеспечивают возможности реализации заявленных программ.В школе работает коррекционная служба сопровождения, в которую входят учитель-логопед, психолог, медицинский работник, учитель ЛФК. Логопедические занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете, оснащённом учебно-дидактическим материалом и логопедическими тренажёрами. Медицинское обслуживание и лечебно-оздоровительная работа осуществляется медицинской службой. С целью оздоровления воспитанники посещают водный комплекс «Волна».

Большую работу по социализации воспитанников младших классов ведут воспитатели школы. На них ложится забота о детях во вне урочное время. Режим школы построен так, чтобы дети могли переключатьсяс одного вида деятельности на другую [9,12].

Режимные моменты (подъем, отбой) приучают детей к дисциплине, вырабатывают культурно - гигиенические навыки, навыки само- обслуживания, приучают к самостоятельности. Дети утром встают, делают зарядку, заправляют постели, умываются, идут на прогулку и в столовую. В работе используются комбинации традиционных методов для успешного формирования коммуникативных навыков: коррекционные игры, направленные на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения, а также практические занятия, направленные на формирование и приобретение трудовых навыков. После уроков воспитатели проводят различные занятия, направленные на коррекцию высших психологических функций, формирование социально - культурных навыков, игровой деятельности [10,182]. Для этого созданы условия: детская игровая комната, специальные места для подвижных игр. В классах имеется современная видео и аудио аппаратура, где организуются тематические воспитательские занятия. Праздники с яркими костюмами проводятся в красивом актовом зале.

Вначалеработы были изучены личные дела воспитанников для определения направления коррекционной работы с воспитанниками. Проанализировав личные дела выявили, что все дети поступили в данную школу по направлению ПМПК с диагнозом «Умственная отсталость разной степени». Также проверили знания детей о себе в социальном окружении и по этим данным составили краткие характеристики на каждого ребенка. По ответам детей была составлена краткая характеристика на каждого ребенка.

Астапов Антон- легкая умственная отсталость с недоразвитием речи. Несформированность языковых и речевых средств. Психолого-педагогическая коррекция познавательных процессов. Логопедическая коррекция несформированности языковых и речевых средств. 2 вариант. Инвалид детства. Многодетная семья.О себе не знает ничего, говорит мало и не понятно. Навыки самообслуживания не сформированы, не следит за внешним видом, не знает свои вещи, незнает где живет.

Бец Савелий - лёгкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи. Психолого-педагогическая, логопедическая коррекция. 2 вариант. Инвалид детства.

29

Многодетная неполная семья. Нуждается в постоянном контроле.Не знает фамилию, имя, отчество, пол, части тела знает частично, возраст точно не называет.Навыки самообслуживанияне сформированы, не следит за внешним видом, вещи свои знает, но не всегда их бережёт. Речь не понятна.

Ефимова Анастасия - легкая умственная отсталость. Системное недоразвитие речи средней степени. Несформированность языковых и речевых средств. Психолого-логопедическая и педагогическая коррекция. Коррекция нарушений развития и социальной адаптации. 2 вариант. Инвалид. Многодетная семья. Ничего не знает о родственниках и о себе. Речь не понятна. Нуждается в постоянном контроле.

Злыгостев Евгений - умеренная умственная отсталость. Системное недоразвитие речи средней степени. Психолого-педагогическая коррекция. 2 вариант. Неполная семья.Называет имя невнятно, адрес не знает. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно, не опрятен, за вещами не следит.

Лабутин Николай - лёгкая умственная отсталость с эмоционально-волевыми нарушениями. Системное недоразвитие речи. Инвалид детства. Оставшийся без попечения родителей. 2 вариант. Знает имя, называет части тела.Навыки самообслуживанияне сформированы, не знает и не следит за своими вещами, требует постоянного контроля.

Смурыгин Василий -обучение по основной общеобразовательной программе для слабослышащих и позднооглогших обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектные нарушения). 2 вариант. Инвалид детства. Ввиду сильного нарушения речи произносит отдельные звуки, поэтому ничего о себе не сообщает. Не слышит обращённую к нему речь. Требует постоянного контроля.

Исходяиз полученного материала были сделаны следующиевыводы. Нарушения речи у умственно отсталых школьников является очень распространёнными и имеют стойкий характер. У детей недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений, навыков. Дети с нарушением интеллекта понимают лишь обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, они не владеют даже элементарными навыками связной речи.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка и эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи данных детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников коррекционной школы. На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Следовательно, для особого ребенка требуется индивидульно-дифференцированный подход в обучении, воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию[10,122].

Общение составляет основу игрового взаимодействия. Сюжетно-ролевая игра передается через общение, организуется им, функционирует в нем. В такой деятельности у учащихся накапливается опыт общения.В игровой деятельности у младших школьников складываются и развиваются такие качества, как симпатия, товарищество, дружба, сердечность, откровенность и др. Игра и есть практика развития. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет. Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.

Широко используется на занятиях различные дидактические игры, что делает процесс обучения и воспитания более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала [9,132].

Большое значение в социальной адаптации особых детей имеет обучение их обслуживающему труду. Воспитательные задачи, которые решаются на этих занятиях -это формирование у детей положительного отношения к бытовому труду, воспитание

привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважение к труду взрослых[7,112].

Компьютерные технологии выступают в роли эффективного средства коррекционного воздействия. Компьютер значительно расширяет возможности получения информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативные и информационные компетенции у воспитанников.

В результате длительной и упорной работы, четырёхлетнего труда, мы пришли к следующим результатам:

Дети научились засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью воспитателей, непорядок в одежде, научились ухаживать за своим телом, стирать носки.Дети научились садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Научились правильно пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Научились убирать за собой посуду и вытирать стол. Научились самостоятельно одеваться и раздеваться. Следить за своими вещами, ухаживать за ними: аккуратно складывать вещи в шкаф. Воспитанники научили раскладывать оборудование или материалы к занятиям и к урокам и убирать их; убирать игрушки после игр, ремонтировать книги. Вместе с воспитателями убирать класс, заправлять кровати. Знают вежливые слова и всегда пользуются ими. Самое главное - 2 воспитанника нашей группы Бец Савелий и Лабутин Николай решением ПМПК были переведены со 2 варианта обучения на 1. Работа продолжается.

Список литературы

1. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

2. Конституция Российской Федерации.

3. Конвенция ООН о правах ребенка.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Архипова И.А. «Диагностика психического развития ребенка» 250 тестов, заданий и упражнений, для адаптации ребенка к школе.

7. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. 2006. № 3. С. 54-63.

8. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. 2005. №4. С. 77-85.

9. Лебедев Д. Детское общественное движение // Воспитание школьников. 2003. №1. С. 52-61.

10. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости 50 уроков о добрых качествах. М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. 320 с. (Серия «Образование и творчество»).

11. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.А., Забрамной С.Д. М., 2006.

12. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. 1999. №6. С. 2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.