"Культурная жизнь Юга России "
44 —
П. Е. РЕШЕТНИКОВ, Ю. М. БЫЧИХИН ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА
Воспитание студентов является одной из самых важных задач в деятельности средних профессиональных образовательных учреждений (СПОУ).
Сложность ее решения в современных условиях состоит, во-первых, в том, что уровень воспитанности учащихся, поступающих в техникумы и колледжи, год от года снижается. Это частично обусловлено тем, что в условиях рыночных отношений высшее образование стало массовым, доступным всем, у кого есть деньги на оплату обучения. Поэтому большинство выпускников школ с высоким и средним уровнем подготовки и воспитанности, как правило, поступают в вузы. У техникумов и колледжей практически не остается поля для выбора абитуриентов, и они принимают на учебу всех, кто подает заявление.
Во-вторых, эти образовательные учреждения стали ориентироваться на представителей определенных социальных групп населения. По статистике, в техникумах и колледжах обучается от 30 до 50% студентов из малообеспеченных семей. Это дети инвалидов, матерей-одиночек и др. В силу низкого материального достатка они постоянно испытывают различные трудности при организации быта, вынуждены отвлекаться от учебного процесса для решения жизненно важных проблем. О снижении уровня воспитанности студентов СПОУ красноречиво говорит год от года возрастающее число студентов с девиант-ным поведением, употребляющих наркотики, занимающихся проституцией, состоящих на учете в милиции.
В-третьих, на уровне выпускников средних общеобразовательных школ сказалось снижение качества воспитательной работы в СОШ, сокращение в рыночных условиях количества учреждений дополнительного образования, введение платных образовательных услуг и т. д.
В-четвертых, весьма ощутимое снижение уровня воспитательной работы в техникумах и колледжах происходит из-за перегруженности педагогических кадров в связи с дефицитом специалистов, привлекаемых к обучению студентов. На производстве такой специалист получает зарплату в 3-4 раза выше, чем в СПОУ, поэтому хорошие мастера не идут на работу в средние профессиональные образовательные учреждения. Здесь явно просматривается тенденция старения педагогических кадров. В техникумах и колледжах остаются работать в основном те, у кого за плечами 30-40 лет педагогического стажа, или молодые преподаватели, у которых практически нет производственного опыта. В результате высококвалифицированные специалисты работают на полторы, две ставки. К этому их вынуждает также низкий уровень оплаты труда. В результате перегрузки учебными занятиями они не в состо-
янии качественно вести воспитательную работу со студентами.
В-пятых, воспитательную работу в техникумах и колледжах, как правило, ведут специалисты, не имеющие педагогического образования, поэтому ее качество является низким.
Дирекция и преподаватели Губкинского горного колледжа, обеспокоенные сложившимся положением, ведут целенаправленный поиск новых форм воспитательной работы со студентами в рамках эксперимента по проблеме «Разработка и использование гибких образовательных технологий в подготовке специалистов для горной промышленности». Колледж является экспериментальной площадкой Института развития профессионального образования Министерства образования РФ. Руководит экспериментом доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России П. Е. Решетников.
В течение последних четырех лет были разработаны и внедрены в образовательный процесс новые высокоэффективные технологии и формы воспитания студентов. Это и тендерные школы, и работа кураторов одновременно в нескольких возрастных группах, и профессиональное наставничество, и использование рабочих династий при подготовке специалистов в ОАО «КМА-руда», и применение компенсирующего обучения студентов, и подготовка всех выпускников по рабочим профессиям на местах, предоставленных базовыми предприятиями.
Традиционно проводимые в вузах, техникумах и колледжах кураторские часы, как правило, не вызывают интереса у студентов, потому что воспитательная работа строится, большей частью, без учета их возрастных особенностей. Анализ показал, что главное противоречие старшего юношеского (студенческого) возраста заключается в том, что, хотя молодые люди являются самостоятельными, полноценными гражданами и в физиологическом, и в юридическом, и в организационном плане, у них не заложены личностно-опе-рациональные основы для реализации самостоятельной жизни. Иными словами, они не умеют рационально строить свою жизнедеятельность и испытывают острую потребность в овладении способами ее проектирования и реализации.
В этом возрасте особенно остро воспринимаются проблемы взаимоотношения полов. На первый план выдвигаются такие вопросы, как самопрезентация личности для завоевания, расположения к себе своего избранника; идентификация с лучшими представителями своего пола и формирование на этой основе тендерных идеалов;
"Культурная жизнь Юга России "
— 45
освоение тендерных ролей и функций, норм поведения; рефлексия тендерного поведения и др. Молодежь волнует не только проблема поиска избранника жизни, но и построения прочной, счастливой семьи, что невозможно без овладения тендерной культурой. Именно поэтому воспитательная работа со студентами в первую очередь должна быть направлена на формирование гендерной культуры будущего специалиста. Последняя понимается нами как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций.
Тендерная культура специалиста включает в себя аксиологический, операциональный и лич-ностно-творческий компоненты.
Аксиологический компонент представляет собой систему ценностей, регулирующих тендерное поведение личности. К ним относятся: представление личности об идеальном мужчине или идеальной женщине (тендерный идеал); стратегия поведения по отношению к лицам другого пола; нормы поведения, которыми руководствуется личность при построении взаимоотношений с лицами другого пола; система запретов в тендерных взаимоотношениях и др.
Операциональный компонент - это система тендерных ролей и функций, эффективно выполняемых субъектом. К важнейшим тендерным ролям относятся роли жениха и невесты, мужа и жены, отца и матери, свекрови и свекра, бабушки и дедушки и др. Основные тендерные функции вытекают из наиболее рационального распределения обязанностей при выполнении разнообразной совместной деятельности. Речь идет о таких обязанностях, как ремонт техники и одежды, приготовление пищи и обеспечение безопасности семьи, пополнение семейного бюджета и его рациональное использование, воспитание детей и забота о сохранении здоровья, восстановлении сил и др.
Личностно-творческий компонент гендерной культуры представляет собой систему индивидуальных особенностей и личностных качеств, отражающих своеобразие, неповторимость тендерного поведения личности, обеспечивающих наибольшую привлекательность личности и эффективность взаимодействия с определенными лицами другого пола. Когда удалось построить содержание воспитательной деятельности со студентами в колледже по тендерному принципу, интерес студентов к ней заметно возрос.
Тендерные школы являются одной из наиболее эффективных форм воспитания студентов. Обычно школой называют специально организованную структуру для систематического (а не эпизодического) обучения чему-либо. Впрочем, имеет смысл говорить о школе лишь в том случае, когда складывается неповторимая система воспитания. Для обеспечения успешности функционирования тендерных школ к их руководству в Губкинском горном колледже были привлечены наиболее квалифицированные педагоги, труд которых стимулировался материально. Ежегодно
изучалось мнение студентов о качестве воспитательной работы в тендерных школах. Те из них, которые не удовлетворяли потребности студентов, закрывались, и открывались новые, работающие более эффективно, интересно.
В настоящее время в Губкинском горном колледже функционируют школы мужества, этикета, молодой семьи, бытового дизайна, а также школа «Я умею все». В них занимаются около 300 студентов. Руководят этими школами Ю. М. Бычихин, бывший летчик, полковник в отставке; зав. кафедрой дизайна Белгородского государственного института культуры Ю. Н. Легеза; преподаватели колледжа И. А. Урясова и Н. К. Казимирова и др. Занятия проходят два раза в месяц по одному часу. Оплата данной работы производится из внебюджетных средств. Из этих же источников финансируются более тридцати кружков, клубов, художественных ансамблей, руководителей художественной самодеятельности и спортивных секций. Вся внеаудиторная воспитательная деятельность является бесплатной для студентов.
Конечной целью деятельности тендерных школ является воспитание у будущих специалистов гендерной культуры. Наиболее существенное значение при проектировании содержания воспитательного процесса имеет принятая стратегия, которая определяется мировоззренческими установками и теориями, лежащими в основе тендерного подхода.
В истории науки четко определились следующие типы теорий, связанных с тендерным развитием и воспитанием.
1. Теории, в основе которых лежит представление о полной полярности мужского и женского начал (И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Вайнингер, И. И. Бецкой и др.). Отсюда вытекает и соответствующая стратегия тендерного воспитания - необходимо по-разному воспитывать и обучать лиц мужского и женского пола и готовить их к выполнению разных функций в обществе.
2. Эгалитарные теории, постулизирующие принцип тождества полов и уравнивание их на всех уровнях (Платон, Плутарх, К. Пизанская, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др.). Согласно этим представлениям, в ходе социальной эволюции произошла тендерная асимметрия, сохранению которой способствуют сложившиеся стереотипы поведения. Следовательно, стратегия тендерного воспитания должна заключаться в преодолении этих стереотипов. Лица женского и мужского пола должны воспитываться одинаково, и содержание их подготовки к жизни должно быть одним и тем же.
3. В тендерном воспитании будущих специалистов мы придерживаемся позиции, отражаемой представителями теорий «дифференцированного равенства», которые, признавая равноценность и социальное равенство полов, указывают на неодинаковость природы мужчины и женщины (И. Фихте, В. Гумбольдт, К. Юнг и др.) (1). Стратегия тендерного воспитания должна основываться на дифференцированном обучении и
"Культурная жизнь Юга России "
46 —
воспитании лиц мужского и женского пола, учитывать исторически сформировавшиеся традиции и обычаи в распределении ролей и функций, представления конкретного народа о маскулинных и фемининных качествах (2). Мы считаем, что сложившаяся в обществе полоролевая дифференциация является не одним из видов социальной деформации, а наиболее рациональной формой совместного проживания полов и выполнения ими социальных функций, поэтому важнейшей составляющей социализации молодежи должно стать целенаправленное обучение выполнению социальных ролей и функций.
Полоролевая дифференциация наиболее эффективна в условиях функционирования системы «мужчина - женщина». Когда один из компонентов этой системы выходит из строя по какой-либо причине (развод, болезнь, смерть и др.), в ней должно произойти перераспределение функций. Поэтому наряду с освоением тендерных ролей и функций своего пола обучаемый должен получить общее представление о ролях и функциях другого пола. У него должна быть сформирована психологическая готовность к освоению последних в случае распада тендерной системы.
В Губкинском горном колледже система тендерного воспитания будущих специалистов включает два важнейших аспекта. Первый связан с таким построением образовательного процесса в целом, которое учитывает биологически, психологически и исторически обусловленные тендерные различия обучающихся (в мотивах поведения, эмоциональных реакциях, речевом выражении мыслей и т. д.). С учетом тендерного принципа можно строить не только уроки физической культуры и профессиональное обучение, но и всю учебную и учебно-профессиональную деятельность студентов. Второй аспект связан с занятиями в тендерных школах и специально организованной деятельностью студентов, направленной на освоение ими тендерных ролей и функций.
Особенностью тендерных школ является проведение занятий в форме практикумов, деловых игр, дискуссий, обмена опытом между студентами. Это позволяет заинтересовать молодежь, значительно повысить ее творческую активность. Отметим, что занятия в тендерных школах рассчитаны на весь период обучения студента в колледже.
Целевыми установками школы молодой семьи, предназначенной для студентов, уже создавших свои семьи или планирующих вступить в брак, являются: формирование у них этических и нравственных представлений о взаимоотношениях в семье и семейных ценностях, вырабатывание навыков тендерного общения, пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с правовыми аспектами семейных отношений. В содержании воспитательной работы со студентами в рамках данной школы выделяются следующие разделы: «Психология семейных отношений», «Здоровье семьи», «Правовые основы семейных отношений» и «Семейная экономика». Первый из них включает такие темы, как любовь и влюбленность, культура чувств, супружеская верность,
секреты взаимопонимания между супругами, родителями и детьми, сексуальная культура супругов, организация совместной деятельности и взаимопомощи, конфликты в семье и способы их разрешения, проблемы семейного воспитания и др. Во втором разделе со студентами обсуждаются такие проблемы, как организация досуга и способы укрепления здоровья членов семьи, половое воспитание в семье, гигиена мужчины и женщины, рациональное питание, планирование семьи, предупреждение и искоренение вредных привычек и др. Третий раздел включает детальное обсуждение основных положений «Кодекса о семье и браке» и проведение коллективной дискуссии по теме «Брачный контракт». Последний раздел посвящается разбору таких проблем, как благоустройство дома и квартиры, планирование семейного бюджета, экономия финансов и материальных ресурсов, финансовые и материальные риски и способы их снижения и т. п.
Целевой установкой школы Я умею все является практическая подготовка студентов к реализации тендерных ролей и функций через обучение нужным в жизни мужчины и женщины умениям (в их числе хозяйственно-бытовые, валеологи-ческие, кулинарные, культурно-досуговые, педагогические и другие умения). В этой школе преподаватели учат юношей производить несложные плотницкие и ремонтные работы (электромонтажные, сантехнические, пуско-наладочные, малярные, штукатурные и др.), стирать и гладить белье, ухаживать за мебелью и бытовыми приборами, выращивать овощи и фрукты, производить их первичную обработку, сохранять урожай, приготавливать простые блюда, оказывать первичную медицинскую помощь при травмах, порезах, ожогах, обморожении, пользоваться столовыми приборами и современным кухонным оборудованием, организовывать игры с детьми, принимать гостей и т. д. Девушек учат осуществлять ремонт одежды, вышивать и вязать изделия, готовить сложные блюда, сервировать стол, производить простейший ремонт в квартире (наклейка обоев, лакокрасочные и художественные работы, штукатурные работы), делать макияж, ухаживать за больными и др.
В школе бытового дизайна студенты знакомятся с основами проектирования среды обитания, включая дизайн жилища, одежды, фитодизайн, ландшафтный дизайн. Они изучают стили в одежде, обуви, оформлении среды обитания. Девушки овладевают простейшими умениями визажиста, учатся делать модные прически.
Целевыми установками школы мужества являются: патриотическое воспитание студентов, подготовка молодых людей к защите Родины, формирование навыков здорового образа жизни, развитие лучших мужских и женских качеств и др. В содержании воспитательной деятельности этой тендерной школы представлены такие разделы, как «Школа выживания», «Подготовка к защите Родины и самообороне», «Азбука тендерных отношений». Здесь используются разнообразные формы работы, а именно: практические занятия
№ 1 (26), 2008
' Кул ътурная жизн ь Юга России " ^
совместно с представителями военного комиссариата, управления по делам ГО и ЧС, ветеранских организаций; поездки по местам боевой славы, в города-герои России и бывшего СССР; военные сборы; теоретические и практические занятия, тренинги, соревнования с широким представлением действий в экстремальных ситуациях; викторины, конкурсы, концертные программы, показательные выступления по военно-патриотической тематике и т. д. В рамках этой школы организовано сотрудничество с лучшими воинскими подразделениями страны. Положительные результаты данной работы проявляются в том, что студенты с большим энтузиазмов участвуют в военно-патриотической деятельности, проявляют инициативу и творчество во всех делах; среди них практически нет молодых людей, стоящих на учете в детской комнате милиции, употребляющих наркотики. Многие выпускники школы мужества поступают в военные училища, добросовестно служат в российской армии, органах внутренних дел, МЧС.
Главной целью школы этикета является овладение будущими специалистами культурой общения с учетом тендерного принципа. Практические занятия здесь проводят профессионалы: препода-
ватели хореографии, музыки, делового этикета, официанты, парикмахеры, стилисты, визажисты, дизайнеры, а также служители церкви. Занятия часто проходят вне колледжа - в ресторанах, магазинах, парикмахерских, танцевальных залах. Деловые игры, тренинги, экскурсии, диспуты, конференции, презентации, защита проектов, практикумы - вот далеко не полный перечень используемых преподавателями форм. Воспитательная работа складывается в этой тендерной школе из следующих разделов: «Мужчина и женщина: правила общения», «Служебный этикет», «Правила хорошего тона», «Этика супружеских и семейных отношений».
В заключение отметим, что в Губкинском горном колледже накоплен ценный опыт работы по воспитанию тендерной культуры будущего специалиста, который требует дальнейшего исследования.
Литература
1. Введение в тендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И. В. Костиковой. М., 2000.
2. Андреева Н. И. Тендерная культура в современном российском обществе. М., 2002.
Е. Н. ГУСАРОВА
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
Креативность отражает свойство человека создавать новые понятия и формировать новые навыки. Основные факторы интеллектуальных способностей, характеризующие креативность, - это беглость мышления, его четкость, оригинальность, чувствительность к проблемам и др. Традиционная педагогика системно не ориентирована на развитие креативности, лежащей в основе творческих способностей личности. Формирование последних протекает спонтанно и приобретает профессиональную направленность только при обучении в вузе.
В нашей статье представлены данные и сравнительный анализ по диагностике креативности среди учащихся гуманитарных классов и студентов, выбравших профессию педагога-психолога. Всего нами обследовано 70 человек, из них старшеклассников - 41 и студентов 2-го курса - 29. Для изучения уровня развития творческих способностей старшеклассников было проведено тестирование учащихся СОШ№ 71 г. Краснодара: 10-го класса (21 чел.), средний возраст учащихся - шестнадцать лет; 11-го класса (20 чел.), средний возраст - семнадцать лет, в том числе мальчиков - 21, девочек - 20. Для изучения творческих способностей и перспектив их развития у студентов нами обследованы группы будущих педагогов-психологов 2-го курса Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Количество обследованных - 29 человек, из них
юношей - 3, девушек - 26. Средний возраст группы - восемнадцать лет шесть месяцев.
Для проведения исследования был выбран тест Торранса. Концепция творческого мышления П. Торранса содержит такие показатели, как беглость (быстрота) - способность высказывать максимальное количество идей (независимо от их качества); гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (что может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с общепринятыми); разработанность - умение добавить значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимуль-ную фигуру как в границах ее контура, так и за его пределами.
Результаты, определяющие творческие способности старшеклассников и студентов, представ-