УДК 378.09:168.522
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ
С.Ф. Масленникова
Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург
В статье рассматриваются вопросы формирования ценностных ориентаций у студентов технического вуза на основе дисциплин гуманитарно-художественного цикла. Приведены примеры методических решений в освоении студентами эколого-гуманистических ценнстей на занятиях культуры и искусства.
Ключевые слова: культурологический подход, эколого-гуманистические ценности.
CULTUROLOGICAL APPROACH TO THE VALUE SYSTEM FORMATION AMONG STUDENTS
S.F. Maslennikova
Ural State Forestry Engineering University, Yekaterinburg
This article views the matters of value system formation among technical college students based on the humanities and arts subjects. There are examples of methodological decisions for students' better mastering the ecological - humanist values during Culture and Arts lessons.
Key words: culturological approach, ecological-humanist values.
Современное общество нуждается в специалисте технического профиля нового социокультурного типа, «обладающего развитыми социально значимыми компетенциями, способного к порождению новых смыслов и ценностей инженерной деятельности в изменяющихся социокультурных условиях, готового к ответственности за технологическую безопасность деятельности и последствия влияния своей работы на природу и общество» [5, с. 7]. Подготовка такого специалиста в вузе предполагает усиление воспитательного аспекта образовательного процесса, связанного с формированием ценностных ориентаций у студентов.
В учебно-воспитательном процессе гуманитарного и технического вуза формирование ценностных ориентаций студентов, их приобщение к нравственным знаниям и обогащение опыта нравственных переживаний наиболее эффективно происходит в процессе освоения дисциплин гуманитарно-художественного цикла (философия, культурология, этика, мировая художественная культура и т. д.). Именно гуманитарно-художественные дисциплины, обладающие ярко выраженной аксиологической направленностью, способны дать студенту системное представление о ценностях современного мира, о месте че-
ловека в нем, сориентировать в представлениях о смысле жизни, в обоснованных и правильных жизненных выборах. Соприкосновение с произведениями искусства в рамках этих дисциплин дает возможность эмоционального переживания нравственных ценностей, выраженных в художественных образах. Это непременно следует учитывать преподавателю гуманитарно-художественных дисциплин, поскольку большинство студентов, поступающих в вузы, относятся к юношескому возрасту (17—18 лет), новообразованием которого является социальное созревание и самоопределение человека, выработка духовно-нравственных ценностей и идеалов. Данный возраст считается наиболее сенситивным периодом для освоения личностью транслируемого через различные каналы культуры духовного опыта поколений, что необходимо для ее становления и самореализации.
Значимость эмоционального переживания, обогащения опыта нравственных чувств средствами искусства в становлении ценностных ориентиров личности является утвердившимся положением в отечественной психолого-педагогической науке. Процесс присвоения личностью нравственных ценностей общества проанализирован в различных исследованиях. В.Н. Мясищев обозначает его как «механизм интериори-зации ценностей», А.Н. Леонтьев связывает с понятием «личностный смысл», в последнее время возникли понятия «аксиосфера личности», «аксиологическое «я» личности» (А.Г. Москаленко, В.Ф. Сержантова). При различных подходах все исследователи подчеркивают важность «практической включенности» субъекта в социальные отношения при трансформации общественных ценностей в личностные [1, с. 84], зна-
чимость эмпирического опыта, эмоционального проживания человеком ситуаций, отношений, нравственных чувств для формирования индивидуальной системы нравственных ценностей. Только через опосредование чувств и эмоций нравственные знания превращаются в познаваемые отношения как ценностный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Это положение обосновано и разработано в отечественной психолого-педагогической науке (И.С. Кон, В.М. Коротов, Н.А. Мен-чинская, Э.И. Моносзон, Р.М. Рогов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Именно данное положение обосновывает роль искусства в воспитательном процессе как эффективного средства формирования ценностных ориентаций на основе «эмоционального окрашивания» знания о законах поведения человека в окружающем мире. В художественном переживании аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, проживается система нравственных ценностей, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром.
Таким образом, художественное переживание нравственных ценностей на основе восприятия произведений искусства непосредственно связано с формированием жизненного опыта личности, который в терминологии, предложенной А.С. Белкиным, определяется как витагенный опыт. Витагенный опыт — «информация, которая стала достоянием личности, будучи отложена в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных системах. Она представляет собой сплав мыс-
лей, чувств, поступков человека, представляющих для него самодостаточную ценность, и связана с памятью разума, чувств, поведения» [2, с. 23]. В контексте задач формирования ценностных ориентаций личности художественное переживание образов искусства выступает как один из путей актуализации витагенного опыта личности в процессе освоения ценностей общественного сознания.
Как правило, в вузах гуманитарного профиля воспитательная работа на занятиях по дисциплинам гуманитарно-художественного цикла соответствует высокому уровню качества. Решение воспитательных задач обеспечивается содержанием всех дисциплин, которые осваивают студенты гуманитарных вузов. По-иному обстоят дела в технических вузах. Дисциплины гуманитарно-художественного цикла в технических вузах относятся к непрофильной, а потому и к неприоритетной для студентов сфере их профессиональной подготовки. В частности, как показал опрос студентов Уральского государственного лесотехнического университета, большинство будущих инженеров леса не связывают содержание художественно-гуманитарных дисциплин с будущей профессиональной деятельностью, воспринимает эти дисциплины как «дополнительный», «общеразвивающий» и в целом несущественный компонент обучения в вузе. При этом подавляющее большинство студентов имеют скудный опыт общения с искусством как специфическим, художественно-образным способом освоения действительности.
Таким образом, одним из важнейших направлений воспитательной работы в вузе технического профиля выступает выработка единого подхода в преподавании дисциплин гуманитарно-художественного цик-
ла. Необходимо преодоление сложившейся практики, когда в преподавании дисциплин гуманитарно-художественного цикла доминирует репродуктивное воспроизведение знаний о культуре и искусстве, делается акцент на фактологии и описатель-ности в анализе культурных артефактов в ущерб целостному образу художественно-исторических эпох, нравственных идеалов и представлений о мире, отраженных в культуре и искусстве прошлого и современности. Гуманитарно-художественные дисциплины в техническом вузе должны мыслиться не только как основные формы образовательного процесса (по аналогии с другими вузовскими предметами), но прежде всего как предметы, связанные с освоением духовно-ценностного опыта человечества новыми поколениями. В этом заключается суть культурологического подхода: отказ от господства «знаниевой» парадигмы и усиление внимания формированию у студентов понятийных, системных представлений о культуре и искусстве как предметах «человековедения» (по выражению В.А. Сластенина, разработчика культурологического подхода в педагогике).
Культурологический подход предполагает эмоциональное погружение в мировоззренческий контекст эпохи через восприятие конкретного художественного произведения и включение учащихся в диалог культур — умение устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, соотносить художественные смыслы со смыслами собственной жизни, с решением «разнообразных жизненных задач, начиная от организации личного досуга и заканчивая выбором путей культурного развития и самостоятельного художественного творчества» [3].
Если в недавнем прошлом нашей педагогической науки, нацеленной на воспитание подрастающего поколения в духе строителей коммунизма, произведения искусства использовались как иллюстрация к выдвигаемым постулатам о законах коммунистической морали, то сегодня ценностное становление личности в процессе освоения искусства мыслится на основе диалога. «Философия диалога в наше время становится единственной возможностью формирования культуры личности. Сила равноправного диалога в том, что в нем все стороны в процессе постижения культуры интегрируются и взаимодополняются». Только в диалогическом постижении культуры возможно «формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с мировоззренческим кругозором и нравственностью» [4]. Основные принципы воспитания личности через диалог культур формулируются следующим образом: «опора на диалогизм как основное определение всякого мышления и педагогического в особенности; построение процесса обучения как целенаправленного постоянного спирального возвращения от искусства настоящего к искусству прошлого и обратно; включение в дискуссии, вырабатывающие лояльность и толерантность; стимулирование творческой активности, развитие критического мышления; гуманистическая позиция педагога как творческой личности, широко мыслящей и умеющей направлять воспитанника без подавления его воли и желаний» [4].
Таким образом, реализация культурологического подхода в формировании ценностных ориентаций у студентов в процес-
се взаимодействия с искусством предполагает:
1) опору на понятийные представления об искусстве (стили, направления, виды, языки искусств) в аспекте их содержательно-смысловой связи с нравственными идеалами человеческого общества, аккумулируемыми и генерируемыми искусством;
2) включение студентов в активную художественно-эстетическую деятельность («задействование» имеющихся в их жизненном багаже знаний и навыков художественного восприятия, способностей к нравственно-ценностному обобщению художественных явлений, к сопереживанию и самоанализу в процессе общения с ними);
3) использование активных методов обучения, включающих студентов в ситуации эмоционально-катарсического переживания художественных образов — носителей нравственных ценностей;
4) диалог как условие художественно-эстетического общения (восприятие студентами диалога жизненных смыслов в общении с искусством различных культурно-исторических периодов, включение своего «я» в диалогическое звучание голосов культуры).
В качестве примера реализации культурологического подхода представим собственный опыт по формированию эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического университета — будущих экологов, технологов. Эколого-гуманистичес-кие ценности характеризуются нравственно-ценностным отношением к окружающему природному и социальному миру, чувством личной ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с потребностями природы и обще-
ства. Актуальность формирования эколого-гуманистических ценностей студентов технического и сельскохозяйственного профилей подготовки обусловлена тем, что их профессиональная деятельность в будущем связана с проблемами охраны окружающей среды, принятием решений по экологизации технических и сельскохозяйственных производств, с работой в различных природоохранных структурах.
Мы разработали содержание сквозных тем, раскрывающих с различных позиций содержание эколого-гуманистических ценностей, для дисциплин художественно-эстетического цикла, преподаваемых студентам лесотехнического вуза («Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства» по специальности 250400 «Технология деревообработки»). Это темы: «Красота природы, отраженная в образах искусства», «Человек и природа в образах народного творчества», «Эколого-гуманистические ценности в современном искусстве». При выстраивании и распределении тематического материала между дисциплинами учитывалась очередность их прохождения студентами.
Сквозной темой, проходящей через содержание курсов «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства», является тема «Человек и природа в образах народного творчества». Особенностью фольклорного мышления является его природоориентированный характер: поэтизация и одушевление сил природных явлений, ощущение единства человека с окружающим миром, универсальности законов, направляющих жизнь природы и человека. Важно, что яркие художественные образы природы в народном творчестве выступают в качестве субъектов, включенных в си-
стему человеческих отношений. В устном народном творчестве (сказках, песнях, пословицах, поговорках, загадках, прибаутках) человек не только взаимодействует с «живой» природой, но и идентифицирует себя с ней, смотрит на мир ее глазами. Образы растений, птиц и животных, запечатленные в народных орнаментах, окружают человека в предметах быта, одежде, украшениях, оберегают его жилище. Ответное бережное отношение к природе и окружающим вещам, являвшимся ее живой частицей, с детства воспитывалось у человека в традиционной культуре. Таким образом, экологические законы, сформулированные современными исследователями для ценностной ориентации подрастающего поколения (например, Б. Коммонер об «экологической осторожности», «экологической умеренности», «экологической осведомленности», «экологической активности»), испокон веков действовали в традиционных культурах и выражались через народное творчество.
В содержание лекций по теме «Эколого-гуманистические ценности в современном искусстве» мы включили анализ исследований в области культурологии и искусствознания по данной проблеме. Основными вехами осмысления роли культуры и искусства в гармонизации взаимоотношений человека с обществом и природой являются: разработки в области экологии культуры (Д.С. Лихачев, Н.Н. Вересов, Г.Д. Гачев); экофилософия, в рамках которой сопоставляются творения природы с шедеврами искусства (К.М. Майер-Абих, А.Ф. Коимбра-Филхо); экологическая эстетика, трактующая восприятие прекрасного в природе как общественно важную функцию и рассматривающая природу как самоценный эстетический объект (Л.П. Печко, А.К. Шуль-женко). Эстетические ценности природной
и социальной среды в рамках данных научных направлений определяются как синтетические: они неотделимы от моральных, экономических, политических, научных, социальных ценностей. Чувственное созерцание красоты в природе, благоговение перед ней, переживание с ней внутренней связи и единства позволяют человеку в условиях индустриальной цивилизации воспринимать и признавать природу как самоценность, постигая при этом смыслы собственного бытия. Данные идеи находят яркое выражение в художественной практике современности. Анализ произведений таких новых жанров, как художественная фотография, дизайн, коллаж, инсталляция, документальное кино, мультипликация и другие, позволил выявить экологическую проблематику как одну из важнейших тем современного искусства.
Для реализации воспитательного потенциала искусства мы использовали различные методы активного обучения: проблемные лекции, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания студентов на заявленную тему; лекции вдвоем, проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие различные грани содержания с позиции разных дисциплин; лекции-визуализации, связанные с демонстрацией и анализом видеофильмов, слайдов, иллюстраций; лекции с практикумами и ролевые игры, включающие студентов во взаимодействие друг с другом; творческие задания в форме групповых проектов (например, «Прогулки по Екатеринбургу», «Уникальные природные парки Урала»).
Эмоционально-деятельностное погружение в художественные образы — носители эколого-гуманистических ценностей способствовали активному включению сту-
дентов в освоение нравственной проблематики, формированию у них эколого-гуманистических ценностных ориента-ций, воспитанию чувства патриотизма, ответственности за сохранение культурного достояния, народных традиций. Практика подтвердила, что содержание предметов гуманитарно-художественного цикла в вузе обладает большим педагогическим потенциалом для становления личности в процессе освоения ценностей современного общества, что возможно усилить при условии целенаправленной, организованной и контролируемой педагогической деятельности в рамках культурологического подхода.
Литература
1. Арутюнян ЭА. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1979. - 268 с.
2. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: Многомерно-голографический подход: Технология XXI века / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б.и.], 2001. — 238 с.
3. Медкова Е.С. Принципы построения действующих стандартов первого поколения по МХК и возможный вариант создания профильной программы на их основе // электронный журнал «Педагогика искусства». — 2007. — № 2. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine (Дата обращения 21.08.2013)
4. Олесина Е.П. «Диалог культур» как фактор формирования культуры личности. — URL: http: //www.art-education.ru/project/ seminar-2008/olesina.htm (Дата обращения 21.08.2013).
5. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2009. — 38 с.