Научная статья на тему 'Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в современной концепции эколого-гуманистического воспитания'

Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в современной концепции эколого-гуманистического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ / EKOLOGO-HUMANISTIC EDUCATION OF THE PERSON / ESTHETIC EXPERIENCE OF EKOLOGO-HUMANISTIC VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Н. Г., Масленникова С. Ф.

В статье освещается проблема эколого-гуманистического воспитания подрастающего поколения как проблема формирования нового социального идеала личности, находящейся в гармонии с окружающей социо-природной средой. Раскрываются возможности интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в рамках эколого-гуманисти-ческой концепции воспитания личности. Синтез естественнонаучных и духовно-практических способов освоения действительности в педагогическом процессе способствует формированию эстетического опыта личности сообразно эколого-гуманистическим ценностям, воспитанию нравственных чувств через специфические механизмы эмоционального переживания мировоззренческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The natural science and the humanities integration in the modern concept of eco-humanistic education

The article highlights the environmental and humanistic education prob-lem of the younger generation as a problem of forming a new personality social ideal of which is in harmony with the socio-natural environment. The author re-veals the possibility of integrating science and human knowledge in the environmental and humanistic concept of the individual education. Synthesis of natural and spiritually practical ways of reality understanding in the educa-tional process contributes to the formation of the individual esthetic experience according to ecological and human values, moral education of the senses through the specific mechanisms of emotional experience of ideological values.

Текст научной работы на тему «Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в современной концепции эколого-гуманистического воспитания»

Н. Г. Куприна, д-р пед. наук, профессор, кафедра эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет, С. Ф. Масленникова, канд. пед. наук, доцент, кафедра философии, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, Россия, asvema@rambler.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Осознание человечеством глобальности экологического кризиса на современном этапе развития способствует активному внедрению экологических идей как приоритетных, основополагающих во все структуры и сферы общественной жизни. На экологических императивах выстраивается философская концепция современного общества, в основе которой — представление о целостности мира, его всеединстве, взаимозависимости его элементов, ответственности человека за него. Идеи экологизации общественного сознания осмысливаются не только в сфере экономики и естественных наук, но и в сфере идеологии, культуры, образования.

Ученые и философы ХХ в. единодушны в выводе, что причиной и следствием глобального экологического кризиса на планете является духовный кризис цивилизации. Духовная составляющая осознается в качестве основы современной экологической науки, что актуализирует разработку проблемы взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания в решении экологических проблем общества. Процесс формирования личностной позиции по отношению к окружающему миру, становления ценностных ориентиров, установок,

Ученые и философы ХХ в.

единодушны в выводе, что причиной и следствием глобального экологического кризиса на планете является духовный кризис цивилизации

правил поведения, сообразных экологическим идеям, может быть эффективен в опоре на человекотворческий потенциал духовно-практических способов освоения действительности. Мир науки нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами, как и гуманитарный мир нуждается в осмысленном выстраивании системы мироотношения. Без взаимодействия естественнонаучного и гуманитар -ного знания невозможно гармоничное развитие личности в единстве истины, добра и красоты.

Предтечей современной экологии как феномена взаимопроникновения естественнонаучной и гуманитарной мысли выступил на рубеже Х1Х-ХХ вв. русский «космизм» (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский). Ведущая идея русского космизма, представленная в ноосферной концепции, продолжилась в теории коэволюции Н. Н. Моисеева, в трудах М. И. Будыко, В. А. Лося, Б. Г. Малышева, А. П. Назаретяна, Ю. В. Олейникова, А. Д. Урсула, И. Т. Фролова, А. В. Яблокова и многих других. Тесная связь естественнонаучных и мировоззренческих составляющих «космизма» позволи-

ла современным исследователям говорить о ноосферной концепции как о модификации гуманистической идеи на современном этапе, как о «ноосферном гуманизме» (Г. П. Сикорская).

На протяжении ХХ столетия стремительно развивались такие научные направления экологии, как экологическая этика (Р. Атфилд, О. Леопольд, Х. Рол-стон, Дж. Сешен, А. Швейцер, в России —

A. А. Гусейнов, А. И. Гиляров, Л. И. Василенко, Н. Б. Игнатовская, Н. Н. Моисеев,

B. Кошелева, В. М. Костюнин), социальная (С. С. Шварц, Н. Ф. Реймерс), техническая, медицинская экология (Л. П. Буева, Д. Д. Венедиктов, И. В. Давыдовский, Л. А. Орбели, Д. С. Саркисов), экология человека (А. Н. Авцин, В. П. Казначеев, А. Л. Яншин, К. В. Орехов), экология детства (У. Бронфенбреннер), экология культуры (С. Д. Лихачев), экоэстетика (Ф. Кол-мен, Н. А. Кормин, И. Сепанмаа), экофи-лософия (А. Ф. Коимбра-Филхо, Л. Легран, К. М. Майер-Абих). Исследования в рамках этих научных областей в своей совокупности представляют масштабную характеристику «человека экологического» — носителя эколого-гуманистических ценностей, соответствующих требованиям современного этапа развития цивилизации.

Обсуждение проблемы становления современного человека как «человека экологического» приобретает особую остроту в 80-х гг. ХХ столетия. В работах ученых доказывается неизбежность цивилизаци-онной перестройки, перед которой стоит человечество: менталитет человека, многие характеристики его психической конституции уже не соответствуют новым условиям жизни и должны быть преодолены (Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул, А. Печчеи, Э. Фромм). Возникает интерес к рассмотрению экологических взаимодействий на социальном уровне: исследование системных взаимосвязей человека и его окружения в рамках таких научных направлений, как психология окружающей среды (М. Черноушек, Г. А. Ковалев), по-

Сегодня человечество столкнулось с проблемами, затрагивающими интересы всех стран и народов, решить которые можно только общими усилиями, поскольку они имеют глобальный характер - нарушение экологического равновесия, угроза мировой войны.

веденческая экология (В. И. Панов), экологическая психология, экологическая психопедагогика (С. Д. Дерябо, Б. Т. Лихачев, В. А. Ясвин), исследования современных философов и культурологов о роли культуры в гармонизации взаимоотношений человека с обществом и с природой (Н. Н. Вересов, Э. В. Гирусов, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, В. А. Лось, Н. Н. Моисеев, Т. Тийттайнен, А. Д. Урсул).

В рамках этих научных направлений сформировалось представление об эколого-гуманистических ценностях как нравственных ориентирах современного общества, характеризующихся нравственно -ценностным отношением к природе и окружающему миру, чувством личной ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с возможностями природы и общества. Эколого-гу-манистические ценности подразумевают новые регуляторы человеческой деятельности в окружающей среде в целом: Природа, Социум и Культура мыслятся как единая экосистема, в которой сохранение природы является средством сохранения цивилизации и человека как вида. В свою очередь, гармонизация взаимоотношений человека с обществом и с самим собой выступает как фактор, обеспечивающий и гармонизацию его отношений с природой. Опыт позитивного поведения в двух взаимосвязанных системах: «человек — человек» и «человек — природа», осознается условием становления «человека экологического».

Развитие идей современной экологической науки как «культуры мира и равновесия» и формирование на их основе концепции эко-лого-гуманистического воспитания личности приобретают особую актуальность в свете положений о необходимости устойчивого развития общества и природы.

Программа «Повестка дня на ХХ1 век», принятая в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций %

Жанейро, стала своеобразной точкой отсчета новой идеологии в международном масштабе. В программе закреплена концепция устойчивого развития общества и природы: сформулированы понятия потребностей и ограничений общества, охарактеризованы модели государственного развития с точки зрения сохранения окружаю-

Обособление и самозамкнутость наук сегодня оказываются вредны, поскольку суживают горизонты духовной деятельности.

щей среды, отражены проблемы окружающей среды, вопросы демографии, здоровья и уровня жизни людей. Важнейшим выводом конференции явилось положение о необходимости превращения концепции устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества.

Положения, сформулированные в концепции устойчивого развития, закрепляют новую ценностную доминанту современного общества. Их реализация напрямую связана с реорганизацией системы общего и профессионального образования, с выработкой мировой стратегии воспитания подрастающего поколения сообразно идеям экологического гуманизма. Сегодня человечество столкнулось с проблемами, затрагивающими интересы всех стран и народов, решить которые можно только общими усилиями, поскольку они имеют глобальный характер — нарушение экологического равновесия, угроза мировой войны. Судьбы стран и судьбы отдельных людей сегодня зависят от осознания необходимости перехода из состояния враждебности, неприятия чужого мнения к психологии сотрудничества, терпимости, понимания различных оценок восприятия жизни. Потому так остро встает проблема выработки нового педагогического мышления — «образования для устойчивого развития», включающего современные представления о целостности мира, его всеединстве, взаимозависимости, ответственности человека за него. Эколого-гуманисти-ческое воспитание подрастающего поколения осознается как основа формирования нового образа жизни общества, социального идеала личности, находящейся в гармонии с окружающей социо-природной средой, и выдвигается в качестве важнейшей проблемы современности, от которой зависит выживание человечества.

Концепция эколого-гуманистическо-го воспитания личности складывается как стратегическое направление в системе современных знаний, выполняющее инте-гративные функции в формировании целостной картины мира подрастающего поколения. Соответственно в современной педагогической - науке утверждается понимание того, что процесс формирования личностной системы нравственных координат сообразно эко л ого-гуманистическим ценностям может быть эффективен при интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания. Обособление и самозамкнутость наук сегодня оказываются вредны, поскольку суживают горизонты духовной деятельности. Эколого-гуманистическое сознание подразумевает включение законов человеческой этики в пространство естественных наук, отказ от утилитарно-эгоистического восприятия Природы и сформи-рованность отношения к объектам природы как к «нравственным личностям». Поэтому эколого-гуманистическое сознание должно включать в себя образ наряду с понятием. По замечанию Г. Д. Гачева, «целое мира призван постичь целостный человек и сделать это может целостным способом мышления, в котором научный (дискретный, дифференцирующий, аналитический) ко всему подход сопряжен с художественно-образным, синкретичным или синтезирующим»1. Отсюда — необходимость объединения специальных естественнонаучных знаний с эстетическим и художественным опытом личности. Опора на художественно-эстетический опыт открывает путь познания окружающего мира через чувственное, образное его восприятие, через эмоциональное видение, т. е. естественным образом позволяет соотнести образовательно-воспитательный процесс с целостной жизнедеятельностью личности.

В педагогических исследованиях эстетическая составляющая выдвигается в качестве важнейшего компонента экологической культуры личности. Приведем ряд примеров. Так, Л. В. Моисеева обозначает данный компонент как «культуру чувств», включая в его содержание «эмоциональный

резонанс», сочувствие, сопереживание при роде, чувство патриотизма и гражданствен ность. По мнению исследователя, культура чувств выступает важнейшим показателем экологической воспитанности наряду с другими взаимосвязанными компонентами: экологическими знаниями, экологическим мышлением, экологически оправданным поведением2.

В трактовке И. Д. Зверева3 эстетическая составляющая экологической культуры характеризуется как духовная основа общей культуры человека и общества и выражается в положительном научном и практическом опыте взаимодействия человека с социоприродной средой, в ответственном отношении личности и общества к природе, к материальным, социальным и духовным ценностям, в осознании и утверждении приоритета всех форм жизни как условия существования человека, в обеспечении всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа — человек».

По мнению Б. Т. Лихачева, разработка эстетического компонента экологического образования в комплексе с научно-образовательным и природоохранительным направлениями позволит охватить все основные аспекты эколого-гуманистическо-го сознания, выстроить его на прочном фундаменте деятельностно-практического, эмоционально-практического и эмоционально-чувственного отношения к окружающей среде. Автор указывает на значение эстетической составляющей: ее включение в комплекс воспитательных направлений позволяет в формировании экологической культуры избежать опасного разрыва между сознанием и поведением, словом и делом, убеждениями и деятельностью4.

Для того чтобы уточнить и конкретизировать круг педагогических задач, связанных с эстетическим компонентом эколого-гуманистического сознания, обратимся к анализу понятия «эстетическое» в контексте задач формирования экологичной личности. Выделенный нами аспект характеристики эстетического позволит сфокусиро-

Целое мира призван постичь целостный человек и сделать это может целостным способом мышления.

вать это полифункциональное и многомерное понятие на проблеме формирования эколого-гуманистиче-ских ценностных ори-ентаций и гармонизации взаимоотношений личности с окружающим - миром.

В исследованиях М. М. Бахтина сформулирована суть эстетического восприятия — как чувственно-образного постижения окружающего мира, переживания внутренней связи с ним. Чувственный облик предметов и явлений (а181Ие11ко8, по-гречески, — чувствующий, чувственный) выступает в эстетическом сознании как выражение родственного человеку содержания, как «говорящее, выразительное бытие»5. Выразительные проявления окружающего мира накапливаются в чувственном опыте человека, в его сенсорной памяти в виде образов — картин жизненных ситуаций, образов поведения и общения, образов предметов и явлений. Эстетическое постижение мира — это процесс присвоения личностью его образов-смыслов, выстраивания с их помощью своего «я», «индивидуация как вбирание мира в себя» (по выражению К. Юнга).

Л. П. Печко, характеризуя эстетическую деятельность, отмечает, что она не может существовать «вне чувственных контактов, механизмов вчувствования, вживания, сопереживания, выбора личностно значимого и отвержения остального, действий по осознанию собственных чувств, интерпретации и оценивания предмета эстетического отношения»6. Впервые в истории философской мысли эта идея была сформулирована Г. Гегелем. Важнейшим положением его эстетики является связь эстетического чувства с процессом «самопроизводства» воспринимающего субъекта. Таким образом, в контексте исследуемой проблемы значимой представляется характеристика эстетического как специфического чувственно-образного способа целостного восприятия мира, способствующего выстраиванию образа собственного «я».

Ряд исследователей напрямую связывают проблемы эстетического воспитания личности с развитием у нее эмпатии к миру природы, способности к глубоким пережи-

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций %

ваниям красоты, выразительности, многообразия и целостности окружающего мира. Так, С. Л. Рубинштейн трактует эстетическое как «сопричастность человека и природы». В. И. Самохвалова дает определение эстетической культуры как способности и умения прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить, «человечески ценностно» выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений. Качественными характеристиками эстетической культуры личности, по ее мнению, выступают: целостное всеохватывающее отношение человека к миру и самому себе; способность постигать целостный образ действительности в единстве чувственного и рационального; специфика эстетической культуры, которая не подавляет природное начало в человеке, а лишь выявляет, развивает, корректирует и обогащает его7. По мнению Л. П. Печко, формирование эстетической культуры «предполагает целенаправленное воспитание эстетического отношения к действительности, человеку, искусству, понимание эстетического многообразия окружающего мира, его чувственного богатства, красоты, осмысленности и выразительности»8.

Анализ сущностных характеристик эстетической культуры приводит к выводу, что с позиции социального заказа общества на формирование человека нового типа — «человека экологического», способного жить в согласии и гармонии с самим собой и с окружающим миром людей и природы, — акцентируются: способность к эм-патии, глубоким переживаниям красоты и выразительности окружающего мира; переживание сопричастности природе, родства с ней; потребность в творческом самовыражении, в созидательной деятельности в мире людей и природы по законам меры, красоты и гармонии; способность к целостному постижению образов-смыслов мира, присвоение их личностью, выстраивание с их помощью образа собственного «я». Соответственно, формирование эколо-го-гуманистического сознания личности с учетом эстетической составляющей представляется как процесс саморазвития и самоопределения человека через специфические механизмы чувственно-образного вос-

приятия целостности, красоты, выразительности окружающего мира и эстетического переживания мировоззренческих эколого-гуманистических ценностей, результатом чего является формирование личностно пережитой картины мира и деятельность в нем в соответствии с законами меры и гармонии.

Таким образом, полноценная реализация концепции эколого-гуманистического воспитания личности возможна при опоре на комплекс дисциплин естественнонаучного и гуманитарно-художественного циклов. Каждая дисциплина в данном комплексе должна занимать свое уникальное место и при этом выступать в целостном контексте со всеми остальными дисциплинами (табл. 1).

Специфическим способом освоения действительности, через который реализуется эстетическая функция в деле становления «человека экологического», выступает эстетическое переживание эколого-гума-нистических ценностей. В эстетическом переживании эко л ого-гуманистических ценностей аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, проживается система нравственных ценностей, оформляется лич-ностно значимое ценностное отношение к миру, которое реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром.

Эстетическое переживание эколого-гу-манистических ценностей может осуществляться на различных уровнях взаимодействия с окружающим миром. Мы выделяем следующие уровни: чувственный, телесно-практический; эмоционально-образный;

Таблица 1

Соотношение естественнонаучного и художественно-эстетического компонентов при формировании эколого-гуманистических ценностных ориентаций личности

Естественнонаучный компонент Гуманитарно-художественный компонент

Формирование системно-структурированных знаний и представлений о мире: о целостности и всеединстве мира; уникальности, самоценности всего живого и неживого на Земле; естественнонаучные знания о взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов в природе; представления о человеке как естественном компоненте биосферы; валеологические знания Формирование художественно-эстетических знаний и представлений: понятие об экологической красоте и гармонии природы как духовном символе, выявляющем суть человеческой этики и воплощающем универсальные законы жизни; понимание мировоззренческих основ художественных жанров и стилей, закономерностей художественного содержания и формы в воплощении образов мира и взаимоотношений с ним человека

Формирование экологического мышления: установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей на основе экологических представлений; выяснение причин, сущностей и путей решения проблем; принятие решений в ситуации нравственного выбора и прогноза Формирование художественно-эстетического мышления: способность к внутреннему диалогу, рефлексии и сотворчеству в восприятии художественно-эстетических образов мира, выстраивание на их основе образа своего «я» в соответствии с законами меры, гармонии и красоты

Воспитание ценностного субъектно-непраг-матического типа отношения к природе: психологическая включенность в природу, основанная на экологическом чувствовании, т. е. на эмоциональном резонансе, сопереживании, эмпатии состояниям природы; отношение к природным объектам как «нравственным личностям», включение их в систему человеческих ценностей Воспитание эстетического отношения к миру: способность к переживанию красоты и выразительности мира, внутренней связи с ним на основе эстетического чувства, имеющего субъективный, непрагматичный, эмоционально-оценочный, этический характер; отношение к окружающему миру как говорящему выразительному бытию, чувство сопричастности человека и природы

Формирование опыта экологической деятельности как целесообразного поведения в природе, основанного на экологической ответственности, экологической осведомленности, экологической осторожности, экологическом прогнозировании, экологической активности Формирование на основе художественно-практической деятельности опыта позитивного, жизнеоберегающего поведения в системах «я», «я — окружающие люди», «я — искусство — природа» в процессе творческого самовыражения, общения и взаимодействия с художественными образами мира

художественно - образный; духовно -ценностный.

Эстетическое переживание эколого-гу-манистических ценностей на чувственном, телесно-практическом уровне имеет стихийный характер и возникает в контексте естественного человеческого существования. Его можно охарактеризовать как ощущение психического и телесного комфорта во взаимодействии с окружающим миром, возникающее при чувственном восприятии его красоты, упорядоченности, целесообразности, гармоничности.

Эмоционально-образный уровень связан с одухотворением, очеловечиванием образов природы через идентификацию в процессе эстетического общения с ней. Эстетическое общение с окружающим миром возможно как в форме его непосредственного созерцания, так и в дохудоже-ственных формах (например, игровых или обрядово-ритуальных). Эстетическое переживание эколого-гуманистических ценностей на данном уровне — это переживание родства с природой, ощущение собственной принадлежности миру природы, на-

слаждение при восприятии прекрасного, гармоничного в окружающей действительности. Это также и получение удовольствия от восприятия и воспроизведения моделей нравственного поведения во взаимодействии с окружающими людьми и ощущение гармоничности собственных состояний.

Художественно-образный уровень эстетического переживания эколого-гума-нистических ценностей возникает при сопереживании, эмоциональной отзывчивости на красоту и выразительность мира природы и мира человеческих чувств, эмоциональном отклике на состояния природы и состояния человека в произведениях искусства и в собственной творческой деятельности. Данный уровень не требует от личности постижения многозначной художественной образности и полноценного художественного диалога с произведением искусства. Восприятие произведений искусства и собственная творческая деятельность развертываются в данном случае на элементарных ассоциативных, синестетических ощущениях в трактовке средств художественной выразительности. Эстетическое переживание эко л ого-гуманистических ценностей на данном уровне связано с позитивными ощущениями от восприятия и воспроизведения моделей нравственного поведения во взаимодействии с очеловеченными, одухотворенными образами природы в искусстве. Это также переживание удовольствия от позитивного, гармоничного взаимодействия с окружающими людьми в процессе творческого общения.

Духовно-ценностный уровень эстетического переживания эколого-гуманисти-ческих ценностей возможен при сформированной эстетической и художественной культуре личности, при овладении художественной системой выразительных средств, разнообразными знаниями в области эстетики и искусства, развитыми способностями к рефлексии и сотворчеству в восприятии художественно-эстетических феноменов. Эстетическое переживание эколого-гу-манистических ценностей на данном уровне обнаруживает цель и смысл человеческого бытия в достижении гармонии с окружающей действительностью через диалог и этические взаимоотношения с ней.

Таким образом, эколого-гуманисти-ческая концепция воспитания личности реализует идею интеграции естественнонаучной и гуманитарной составляющих образовательного процесса. В рамках данной концепции возможно исследование закономерностей формирования эколого-гума-нистического сознания личности в опоре на специфические духовно-практические способы освоения мировоззренческих, этических ценностей — через их эстетическое переживание, а также исследование механизмов включения системы этих ценностей в субъективную психологическую реальность личности. Перспективными представляются дальнейшие разработки, связанные с интеграцией естественнонаучных и гуманитарных предметных областей, гармонизацией эмоционально-чувственной и абстрактно-рациональной информации для освоения учащимися эко л ого-гуманистических идей на мировоззренческом уровне и формирования экологически ориентированной, активной личности — «человека экологического», как его в идеале представляют философы и ученые.

1. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. С. 16.

2. Моисеева Л. В. Научно-теоретические аспекты экологической педагогики и профессионального экологического образования // Экологическая педагогика: Сборник научных статей по материалам Х Международной конференции (Екатеринбург, 20-22 апреля 2004 г.). Екатеринбург, 2004. С. 187.

3. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 9-12.

4. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2. С. 19-23.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

6. Печко Л. П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности: дис. ... д-ра фи-лос. наук. М., 1994.

7. Самохвалова В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура. М.: ИФ-РАН, 1996. С. 31-45.

8. Печко Л. П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности: дис. ... д-ра фи-лос. наук. М., 1994. С. 45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.