Научная статья на тему 'Компетентностный подход в образовании бакалавров лесного дела'

Компетентностный подход в образовании бакалавров лесного дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / COMPETENCE / COMPETENCY / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / ECOLOGICAL-AND-HUMANISTIC VALUES OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Светлана Федоровна

В статье раскрываются различные точки зрения исследователей по проблеме компетентностного подхода в образовании. Рассматривается содержание и структура профессиональной компетентности как качество личности, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты. Приводятся результаты анкетирования студентов вуза, отражающие сформированность у них эколого-гуманистических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence Approach in Education of Wood Business Bachelors

The article reveals researchers various points of view on the problem of competence approach in education. The content and structure of professional competence are considered as a personalitys quality including cognitive, motivational, valuable and practical aspects. The results of higher school students questioning reflect their already formed ecological-and-humanistic values.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в образовании бакалавров лесного дела»

УДК 378.14:630 ББК 74.58:43

Масленникова Светлана Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент

Уральский государственный лесотехнический университет

г. Екатеринбург Maslennikova Svetlana Fedorovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor The Ural State Forest-Technical University Yekaterinburg Компетентностный подход в образовании бакалавров лесного дела Competence Approach in Education of Wood Business Bachelors

В статье раскрываются различные точки зрения исследователей по проблеме компетентностного подхода в образовании. Рассматривается содержание и структура профессиональной компетентности как качество личности, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты. Приводятся результаты анкетирования студентов вуза, отражающие сформированность у них эколого-гуманистических ценностей.

The article reveals researchers’ various points of view on the problem of competence approach in education. The content and structure of professional competence are considered as a personality’s quality including cognitive, motivational, valuable and practical aspects. The results of higher school students’ questioning reflect their already formed ecological-and-humanistic values.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, компетентностный подход в образовании, эколого-гуманистические ценности студентов вуза.

Key words: competence, competency, competence approach in education, ecological-and-humanistic values of higher school students.

Современные тенденции общественного производства и управления, связанные с переходом к информационному обществу и обусловленные научно-техническим прогрессом и экономическими формами деятельности, диктуют Высшей школе новые требования к подготовке студентов вузов. В настоящее время общество испытывает потребность в специалисте, бакалавре, магистре технического профиля нового социокультурного типа: «это

выпускник, обладающий развитыми социально-значимыми компетенциями, способный к порождению новых смыслов и ценностей инженерной деятельности в изменяющихся социокультурных условиях, готовый к ответственности за технологическую безопасность деятельности и последствия влияния своей работы на природу и общество» [1, с. 4].

Основные государственные документы в области образования, такие как Закон Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и др., обращают внимание на необходимость не только обучения, но и воспитания студентов, формирования их социально-личностных качеств.

Ученые - исследователи, определяя цели и результаты образования, акцентируют внимание на единство когнитивных, мотивационных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника вуза. Наиболее полно это единство нашло отражение в понятии «профессиональная компетентность», формирование которой сегодня является стратегической целью высшего профессионального образования.

Новое понимание высшего профессионального образования обуславливает обращение к компетентностному подходу. К настоящему времени этот подход признан наиболее продуктивным и в практике лесоинженерного образования, которое имеет особое значение, определяемое ролью инженерных кадров в обеспечении развития и процветания общества.

Качество лесоинженерного образования, обеспеченное существующей образовательной системой, перестало удовлетворять ожиданиям общества, производства, государства и каждого его гражданина. Нарастает осознание необходимости поиска его новой модели, адекватной вызовам современности, основанной на компетентностном подходе. Обеспечить, на государственном уровне, ее трансляцию в лесоинженерное образование призваны Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые ориентированы на компетенции как результаты образования.

Большинство исследователей, анализирующих структуру и содержание профессиональной компетентности, приходят к выводу, что любая компетентность есть качественная характеристика личности, в структуре которой помимо знаний, умений, навыков, опыта деятельности выделяется ценностно-смысловой компонент, проявляющийся в отношении к выполняемой деятельности, к ее процессу и результату. Так, содержательное наполнение деятельностно-практического компонента компетентности исследователи связывают не только с умениями,

навыками и опытом деятельности в данной профессиональной области, но и с владениями технологиями оптимальной организации этой деятельности, с творческим подходом, умением нестандартно мыслить и принимать решения в проблемных ситуациях. Характерно высказывание на этот счет В.Н. Введенского, который считает, что компетентными являются «не просто лица, имеющие большой опыт в какой-либо сфере профессиональной деятельности, а те, кто обладает особым типом организации предметно-специфических знаний в этой области и способностью принятия эффективных решений» [3, с. 53]. Эту же мысль развивают В. А. Болотов и В.В. Сериков, утверждая, что «приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственноцелесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом» [2, с. 8-9].

Таким образом, компетентность трактуется исследователями как интегративное качество личности, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которые проявляются в успешных действиях в какой-либо области (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Г. Селевко, А.В. Хуторской и др.). В настоящее время ведется активная разработка ключевых (универсальных) компетенций, т.е. тех личностных качеств, которыми должен обладать специалист с высшим образованием.

Идеи компетентностного подхода первоначально разрабатывались в странах Западной Европы, и конкретные смыслы понятия «ключевые компетенции» в отношении современного поколения выпускников вузов были разработаны и определены в связи с анализом запроса работодателей. Совет Европы называет следующие ключевые компетенции для специалиста, получившего высшее образование: 1) политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем);

2) межкультурная компетенция (понимание различий людей разных национальностей, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий); 3) коммуникативная компетенция (владение устным и письменным общением, несколькими языками и т.д.); 4) социальноинформационная компетенция (владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе); 5) персональная компетенция (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и профессиональной жизни) [6, с. 141].

Россия, присоединившись к Болонской декларации, приняла на себя обязательства по переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов с высшим образованием, а также по существенному изменению принципов формирования нормативных документов в области образования. В рамках подготовки стандартов нового поколения разрабатываются совокупности компетенций, общие для специалистов любого профиля («ключевые», «универсальные»), а также компетенции, соответствующие специфике различных специальностей.

Обобщая исследования российских ученых по проблеме состава ключевых компетенций для современного специалиста, В. И. Байденко предлагает взять за основу следующие:

- компетенции социального взаимодействия;

- системно-деятельностные компетенции;

- компетенции самоорганизации и самоуправления;

- ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции;

- компетенции самостоятельной познавательной деятельности [1, с.16].

Выделяя ключевые компетенции, большинство исследователей сходится во

мнении, что они относятся к общему (метапредметному) содержанию образования [6]. Задачи воспитания профессионально значимых качеств личности выходят за рамки обучения конкретной дисциплине в область межпредметных взаимодействий.

Для нашего исследования важно, что личностная направленность в характеристике профессиональной компетентности приводит исследователей к

выводу о необходимости усиления воспитательной работы в целостном образовательном процессе вуза. При этом идеи интегративной междисциплинарной организации содержания подготовки выпускника логически приводят и к идее комплексного объединения различных аспектов воспитательного процесса в соответствии с ключевыми компетенциями.

Современные философы акцентируют внимание на то, что в образовании происходит сдвиг со знаниевой на ценностную ориентацию. Так, на III Российском философском конгрессе, проходившем 16-20 сентября 2002 г. в г. Ростове-на-Дону, профессор В. Давидович отмечал: «Да, знать надо,

необходимо. Без надежных знаний жизнь невозможна, но тут стоит оговориться, что не всем, не обо всем и не всегда следует знать. Однако помимо знаний абсолютно необходимы ценности, структурирующие и иерархизующие наши знания и цели. Без ценностной ранжировки знания подчас приводят к гибельным последствиям. Вся история - тому подтверждение» [4, с.4-15].

Данное высказывание имеет прямое отношение к студентам, обучающимся в Уральском государственном лесотехническом университете, поскольку их дальнейшая профессиональная деятельность будет связана с планированием и осуществлением охраны, защиты и воспроизводством лесов, мониторингом их состояния, управлением лесами для обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного их использования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах и т. д. Объектами их профессиональной деятельности являются лесные и урбо- экосистемы различного уровня и их компоненты (растительный и животный мир, почвы, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы), природно-техногенные лесохозяйственные системы,

повышающие полезность природных объектов и компонентов природы (лесные и декоративные питомники, лесные плантации, искусственные лесные насаждения, лесопарки, гидромелиоративные системы, системы рекультивации земель, природоохранные комплексы), лесные особоохраняемые природные территории и другие леса высокой природоохранной ценности, имеющие исключительные или особо важные экологические свойства и т.д.

В связи с вышеизложенным, считаем чрезвычайно важным формирование эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического вуза в процессе изучения гуманитарно-художественных дисциплин (философии, культурологии, мировой культуры и искусства и др.). Под экологогуманистическими ценностями мы понимаем нравственные ориентиры современного общества, связанные с идеей его устойчивого развития. Экологогуманистические ценности характеризуются нравственно-ценностным отношением к природе и окружающему миру, чувством личной ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с возможностями природы и общества.

С целью получения информации о сформированных у студентов технического вуза эколого-гуманистических ценностях в сентябре 2011 г. нами был проведен анонимный опрос 87 первокурсников лесохозяйственного факультета Уральского государственного лесотехнического университета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 240100 «Лесное дело». Респондентам задавались вопросы об их отношении к гуманистическим (терминальным) и экологическим ценностям. Согласно модифицированной методике М. Рокича, студентам было предложено проранжировать

- шестнадцать гуманистических ценностей: активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом), здоровье (физическое и психическое), интересная работа, красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), любовь, материальное благополучие (отсутствие материальных затруднений), дружба (наличие хороших и верных друзей), общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), развлечения, свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), семья, счастье других (благосостояние, развитие и

совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом), творчество (возможность творческой деятельности) [5, с. 99];

- пять экологических ценностей: сохранение лесного биологического многообразия, сохранение естественной лесной динамики, сохранение разнообразных отношений леса с почвой, сохранение разнообразных отношений леса водой, сохранение разнообразных отношений леса с атмосферой.

Результаты анкетирования, касающиеся формирования экологогуманистических ценностей у студентов Уральского государственного лесотехнического университета, приведены в табл.1.

Таблица 1.

Место эколого-гуманистических ценностей в выборе студентов (по модифицированной методике «Ценностные ориентации» М. Рокича)

Место Эколого-гуманистические % респондентов, поставивших ценность на первые пять мест

ценности

1 Здоровье 64,4

2 Любовь 58,6

3 Дружба 58,6

4 Счастливая семейная жизнь 58,6

5 Сохранение лесного биологического многообразия 55,2

6 Свобода 40,2

7 Материальное благополучие 40,2

8 Сохранение естественной лесной динамики 37,9

9 Жизненная мудрость 36,8

10 Сохранение разнообразных отношений леса с атмосферой 33,3

11 Активная, деятельная жизнь 33,3

12 Интересная работа 20,7

13 Познание 19,5

14 Продуктивная жизнь 13,8

15 Общественное признание 6,9

16 Развлечение 6,9

17 Творчество 5,7

18 Счастье других 3,4

19 Сохранение разнообразных отношений леса с почвой 3,4

20 Сохранение разнообразных отношений леса с водой 2,3

21 Красота природы и искусства 1,1

Анализируя данные анкетирования, мы убедились, что для студентов высока ценность здоровья (64,4%), любви (58,6% ), дружбы (58,6%), счастливой семейной жизни (58,6%), сохранение лесного биологического многообразия (55,2%). Достаточно значимы ценности сохранения естественной лесной динамики (37,9%), жизненной мудрости (36,8%). Считаем, что осознание значимости данных ценностей может свидетельствовать о повышении уровня осмысленности студентами жизни. С другой стороны, значимость ценности активной, деятельной жизни (33,3%) говорит о высоком уровне самоуважения, аутосимпатии, ожидании положительного отношения от других и самоуверенности.

Особо стоит отметить ранг таких ценностей, как сохранение разнообразных отношений с атмосферой (33,3%), почвой (3,4%), водой (2,3%), красота природы и искусства (1,1%), счастье других (3,4%). Нам кажется, что это свидетельствует о недостаточном понимании непреходящей ценности природы, ее охраны, а также искусства. Об этом нужно задуматься и помочь студентам осознать тот факт, что их будущее после окончания университета будет связано с работой в природоохранных структурах, возможно, им придется руководить трудовыми коллективами в сложных условиях рыночной экономики, поэтому от правильно принятого решения будет зависеть не только судьба предприятия, но благополучие общества в целом.

Подытоживая, можно сделать вывод, о том, что новый тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам вузов лесного профиля, среди которых приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, креативных, рефлексивных, моральных качеств, позволяющих успешно организовать профессиональную деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.

Поэтому сегодня чрезвычайно актульным является обращение к компетентностному подходу в образовании студентов лесотехнического вуза. Ведь сущностной характеристикой компетентностного подхода является нацеленность обучения на формирование качеств личности, способной к успешной профессиональной самореализации. Поскольку профессиональную

компетентность бакалавров лесного дела мы трактуем как интегративное качество личности, включающее мотивационные, когнитивные, практический и ценностный компоненты, позволяющие личности принимать правильные, ответственные решения в профессиональной деятельности, поэтому формирование эколого-гуманистических ценностей является необходимым компонентом в процессе профессионального становления студентов УГЛТУ.

Под формированием эколого-гуманистических ценностей у бакалавров лесного дела мы понимаем целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщения студентов лесотехнического вуза к ценностным установкам современного общества, выдвигающего в качестве социального идеала личность, находящуюся в гармонии с окружающей социоприродной средой. Усиление в воспитательном процессе лесотехнического вуза роли гуманитарно-художественных дисциплин (философия, история, культурология, мировая культура и искусство, эстетика и др.) позволит сформировать у студентов эколого-гуманистические ценности, а также личностно значимое ценностное отношение к окружающему миру, в том числе к природе, внутренние ориентиры и регуляторы, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст]: метод. пособие / В И. Байденко. - М.: ИЦПКПС, 2006. - 72 с.

2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. № 1.- С. 8.

3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10.

4. Давидович В. Судьба философии на рубеже тысячелетий [Текст] / В. Давидович. // Вестник высшей школы. 2003. - № 3 - С.4-15.

5. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе [Текст]: монография / Н.А. Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно

ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Ученик в

обновляющейся школе: сбор. науч. тр. - М.: ИОСО РАО, 2002.

Bibliography

1. Baydenko, V.I. Higher Schools Graduates’ Competences Structure Eduction As a Necessary Design Stage of the State Educational Standard of New Generation [Text] / V.I.Baydenko. - М.: 2006. - 72 p.

2. Bolotov, V.A. Competence Model: From Idea to Educational Program [Text] / V.A.Bolotov, V.V.Serikov // Pedagogika.- 2003. - № 1. - P. 8.

4. Davidovich, V. Philosophy Fate On the Turn of Millenia [Text] / V. Davidovich // “Higher School Herald” Jornal. - 2003. - № 3. - P.4-15.

6. Khutorskoy, A.V. Key Competences As a Component of Personality Focused Educational Paradigm [Text] / A.V. Khutorskoy // A Pupil at Updated School. - М., 2002.

3. Vvedensky V. N. Teacher’s Professional Competence Modeling [Text] / V.N.Vvedensky // Pedagogika. - 2003. - № 10.

5. Zhuravlyova, N.A. Person’s Valuable Orientations Dynamics in the Russian Society [Text]: Monography / N.A. Zhuravlyova. - М.: «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences» Publishing House, 2006. - 335 p.

6. Hutorskoy, A.V. Key of the competence as a component ^hhhoctho the focused paradigm of education [Text] / A.V. Hutorsdoy // The Pupil at updated school. - M, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.