УДК 3 7.033 ББК Ч448.00
ГСНТИ 14.35.09
Код ВАК 13.0 0.01; 13.0 0.0 8
С. Ф. Масленникова
Екатеринбург
ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эколого-гуманистические ценности; эколого-гуманистический подход в профессиональной подготовке студентов лесотехнического университета.
АННОТАЦИЯ. Раскрываются понятия «воспитание», «эколого-гуманистические ценности», «эко-лого-гуманистический подход в профессиональной подготовке студентов», «профессиональные компетенции». Представлена модель реализации эколого-гуманистического подхода в профессиональной подготовке студентов лесотехнического вуза.
S. F. Maslennikova
Ekaterinburg
ECOLOGICAL AND HUMANISTIC APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING OF FORESTRY ENGINEERING UNIVERSITY STUDENTS
KEY WORDS: ecological and humanistic values; ecological and humanistic approach in professional training of Forestry engineering university students.
ABSTRACT. The article describes the concept of «education», «ecological and humanitarian values», «ecological and humanistic approach in professional training of students», «professional competence». The presented model of realization of ecological and humanistic approach in professional training of the students of Forestry engineering university are presented.
А
ктуальность эколого-гуманисти-ческого подхода в профессиональной подготовке студентов лесотехнического университета обусловлена ориентацией современной отечественной педагогики на цели устойчивого развития общества, где формирование у молодежи эколого-гуманистических ценностей призвано способствовать преодолению таких негативных явлений, как хищническое природопользование, характерное для техногенной цивилизации. Основополагающие государственные документы — Конституция Российской Федерации, Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «Об охране окружающей природной среды», Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России» и др. — формируют отношение к эколого-гуманистическим ценностям как системе духовных и профессиональных установок современного общества. Основные задачи высшего профессионального образования, сформулированные в «Национальной доктрине российского образования на период до 2025 года», связаны с воспитанием молодежи в духе высокой нравственности, уважения к закону, «ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
В данном контексте остро встает проблема разработки и реализации эколого-гуманистического подхода к профессиональной подготовке студентов технического
и сельскохозяйственного профилей, профессиональная деятельность которых в будущем связана с проблемами охраны окружающей среды, принятием решений по экологизации технических и сельскохозяйственных производств, с работой в различных природоохранных структурах. Особую актуальность данная проблема приобретает при взятом курсе правительства нашей страны на развитие высокопроизводительных и инновационных технологий производства в сложных условиях рыночной экономики.
Содержательный анализ понятия «эко-лого-гуманистические ценности» показал, что данное понятие складывается в современном общественном сознании на основе понимания природы, социума и культуры как единой экосистемы, в которой сохранение природы является средством сохранения цивилизации и человека как вида. Основными вехами становления экогумани-стических ценностей являются: русский «космизм» (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), теория коэволюции (Н. Н. Моисеев, И. Т. Фролов, А. В. Яблоков), концепция «ноосферно-го гуманизма» (Г. П. Сикорская), «экологическая этика» (Р. Атфилд, О. Леопольд,
A. Швейцер, А. А. Гусейнов, А. И. Гиляров,
B. М. Костюнин), социальная (С. С. Шварц, Н. Ф. Реймерс), техническая, медицинская экология (Д. Д. Венедиктов, Л. А. Орбели,
© Масленникова С. Ф., 2012
Д. С. Саркисов), экология человека (А. Н. Ав-цин, В. П. Казначеев, А. Л. Яншин, К. В. Орехов), экология культуры (Д. С. Лихачев, Н. Н. Вересов, Э. В. Гирусов, В. А. Лось, Т. Тийттайнен). Исследования в рамках этих научных областей в своей совокупности представляют характеристику эколого-гуманистических ценностей как нравственных ориентиров современного общества, связанных с идеей его устойчивого развития. Эколого-гуманистические ценности характеризуются: нравственно-ценностным отношением к природе и окружающему миру в целом, чувством личной ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с потребностями природы и общества.
Сформированность личности с эколого-гуманистическими ценностными ориента-циями выступает в современном обществе как задача профессиональной подготовки специалиста любого профиля. В подготовке будущих инженеров леса эта задача входит в требования государственного образовательного стандарта.
Профессиональная деятельность выпускников-бакалавров по направлению подготовки 250100 «Лесное дело» предполагает планирование и осуществление охраны, защиту и воспроизводство лесов, их использования, мониторинга состояния, управление лесами для обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неисто-щительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. Предметная подготовка студентов нацелена на формирование таких профессиональных компетенций, как знание роли основных компонентов лесных и урбо-экосистем (ПК-5), представления о механизмах физиологических процессов растений, закономерностях их взаимоотношения с окружающей средой (ПК-7), закономерностях динамики лесных и урбо-систем в различных климатических, географических и лесорастительных условиях (ПК-9), готовность использовать знания технологических систем, средств и методов охраны и воспроизводства лесов при решении профессиональных задач (ПК-17) и т. п.
При этом задачи профессиональной подготовки будущих инженеров леса не ограничиваются определенным набором знаний и умений. В государственных стандартах нового поколения на первый план выдвигается задача формирования профессиональных компетенций как качественных характеристик личности, в структуре которых, помимо знаний, умений, на-
выков, опыта деятельности, выделяется ценностно-смысловой компонент, проявляющийся в отношении к выполняемой деятельности, к ее процессу и результату.
В контексте новых требований к результатам образования проблема воспитания профессионально значимых качеств личности выводится из плоскости обучающих задач: знаниям можно научить, но смыслу жизни, нравственному поведению научить нельзя, их можно взрастить в каждой индивидуальности. На этом пути актуальной для педагогической теории является разработка подходов к интеграции естественнонаучных и гуманитарных сфер в подготовке технических специалистов, использование в образовательном процессе духовно-практических способов освоения студентами актуальных для современного общества эколого-гуманистических ценностных ориентиров. Усиление в воспитательном процессе технического вуза роли гуманитарно-художественных дисциплин на основе анализа и переживания через их содержание ценностей современного общества, духовного мира современника позволит сформировать у сегодняшних студентов личностно значимое ценностное отношение к окружающему миру, в том числе к природе, внутренние ориентиры и регуляторы в будущей профессиональной деятельности.
Эколого-гуманистический подход в профессиональной подготовке студентов лесотехнического вуза представляется социально востребованным направлением в педагогике, позволяющим оптимизировать потенциал духовно-практических способов профессионального становления личности в единстве двух сторон: 1) субъективно-проективной как осмысления и выбора индивидуального направления культурного развития на основе ответственного отношения к окружающему миру и собственному нравственному и физическому здоровью; 2) объективно-нормативной, связанной с социально востребованными эколого-гуманис-тическими нравственными стандартами в процессе выполнения профессиональной деятельности в социально-экономической сфере.
Реализация эколого-гуманистического подхода в профессиональной подготовке будущих инженеров леса затруднена в связи с тем, что дисциплины гуманитарно-художественного цикла, которые изучаются студентами лесотехнического университета, относятся к непрофильной, а потому и к неприоритетной сфере их профессиональной подготовки. В их преподавании доминирует репродуктивное воспроизведение знаний о культуре, делается акцент на фактологии и описательности в анализе произ-
ведений искусства в ущерб целостному образу художественных идеалов и представлений о мире, отраженных в культурном наследии. Подавляющее большинство студентов имеет скудный опыт общения с искусством как специфическим ценностным способом освоения действительности. Значительный пласт зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме формирования эколого-гуманистических ценностей в процессе общения личности с искусством, оказывается не задействованным в образовательно-воспитательном процессе студентов технического профиля. На сегодняшний день усилия, направленные на реализацию нравственно-экологической функции воспитания студентов технических вузов, характеризуются непоследовательностью и, как следствие, недостаточной эффективностью.
Теоретическое изучение проблемы и выявленные противоречия позволили нам разработать модель реализации эколого-гуманистического подхода в профессиональной подготовке студентов лесотехнического вуза, которая включает в себя взаимосвязанные структурные компоненты (блоки): мотивационно-целевой, аксиологический, содержательный, технологический, итоговый.
Содержательный блок модели описывает процесс достижения поставленной цели в условиях обучения студентов в лесотехническом вузе. Мы разработали содержание сквозных тем, раскрывающих с различных позиций содержание эколого-гуманистических ценностей, для дисциплин художественно-эстетического цикла, преподаваемых студентам лесотехнического вуза («Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства» по направлению подготовки 250100 «Лесное дело»). Это такие темы, как «Красота природы, отраженная в образах искусства», «Человек и природа в образах народного творчества», «Эколого-гуманистические ценности в современном искусстве». При выстраивании и распределении тематического материала между дисциплинами учитывалась очередность их прохождения студентами.
Тему «Красота природы, отраженная в образах искусства» можно отнести к так называемым «вечным темам» искусства: на каждом этапе развития искусства, в любом художественном стиле мы найдем художественное воплощение образов красоты и выразительности мира природы. В содержание лекций по данной теме мы также включили материалы исследований в области искусствоведения, философии, пси-
хологии, раскрывающие феномен потребности человека в эстетическом общении с природой, благоговения перед ее красотой как сущностной духовной потребности человека, основу гармонизации его взаимоотношений с миром (В. В. Бычков, М. С. Каган, К. Лоренц), как самопонятие и глубочайшее переживание «биологической аутентичности» (А. Маслоу). Содержание дисциплин художественно-эстетического цикла, преподаваемых в лесотехническом вузе, открывает широкие возможности для подробного раскрытия данной темы и эмоционального переживания художественных воплощений красоты природы на материале различных художественных стилей и мировоззренческих концепций.
Сквозной темой, проходящей через содержание курсов «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства», является тема «Человек и природа в образах народного творчества». Особенностью фольклорного мышления является его природоориентированный характер: поэтизация и одушевление сил природных явлений, ощущение единства человека с окружающим миром, универсальности законов, направляющих жизнь природы и человека. Важно, что яркие художественные образы природы в народном творчестве выступают в качестве субъектов, включенных в систему человеческих отношений. В устном народном творчестве (сказках, песнях, пословицах, поговорках, загадках, прибаутках) человек не только взаимодействует с «живой» природой, но и идентифицирует себя с ней, смотрит на мир ее глазами. Образы растений, птиц и животных, запечатленные в народных орнаментах, окружают человека в предметах быта, одежде, украшениях, оберегают его жилище. Ответное бережное отношение к природе и окружающим вещам, являвшимся ее живой частицей, с детства воспитывалось у человека в традиционной культуре.
Таким образом, экологические законы, сформулированные современными исследователями для ценностной ориентации подрастающего поколения (например, Б. Коммонер об «экологической осторожности», «экологической умеренности», «экологической осведомленности», «экологической активности»), испокон веков действовали в традиционных культурах и выражались через народное творчество.
В содержание лекций по теме «Эколо-го-гуманистические ценности в современном искусстве» мы включили анализ исследований в области культурологии и искусствознания по данной проблеме. Основными вехами осмысления роли культуры и искусства в гармонизации взаимоотноше-
ний человека с обществом и природой являются: разработки в области экологии культуры (Д. С. Лихачев, Н. Н. Вересов, Г. Д. Гачев, Э. В. Гирусов, М. С. Каган, Т. Тийттайнен); экофилософия, в рамках которой сопоставляются творения природы с шедеврами искусства («искусство природы» по А. Ф. Коимбра-Филхо) и формулируется необходимость обновления «общественного эстетического чувства» во взаимодействии с природой (К. М. Майер-Абих); экологическая эстетика, трактующая восприятие прекрасного в природе как общественно важную функцию и рассматривающая природу как самоценный эстетический объект («экологическая красота» по Ф. Колмену). Эстетические ценности природной и социальной среды в рамках данных научных направлений определяются как синтетические: они неотделимы от моральных, экономических, политических, научных, социальных ценностей. Чувственное созерцание красоты в природе, благоговение перед ней, переживание с ней внутренней связи и единства позволяют человеку в условиях индустриальной цивилизации воспринимать и признавать природу как самоценность, постигая при этом смыслы собственного бытия. Данные идеи находят яркое выражение в художественной практике современности. Анализ произведений таких новых жанров, как художественная фотография, дизайн, коллаж, инсталляция, документальное кино, мультипликация и др., позволил выявить экологическую проблематику как одну из важнейших тем современного искусства.
Технологический блок модели включает принципы, методы, средства, формы организации процесса и педагогические условия их реализации.
Для реализации воспитательного потенциала искусства использовались следующие методы: 1) опора на понятийные представления об искусстве (стили, направления, виды, языки искусств) в аспекте их содержательно-смысловой связи с социокультурными ценностями человеческого общества, аккумулируемыми и генерируемыми искусством; 2) включение студентов в активную художественно-эстетическую деятельность («задействование» имеющихся в их жизненном багаже знаний и навыков художественного восприятия, способностей к ценностному обобщению художественных явлений, к сопереживанию и самоанализу в процессе общения с ними); 3) включение студентов в ситуации эмоционально-катар-сического переживания художественных образов — носителей эколого-гуманисти-ческих ценностей (эмоциональное погружение, эмоциональная драматургия заня-
тия, урок-образ и др.); диалог как условие художественно-эстетического общения (восприятие студентами диалога жизненных смыслов в общении с искусством различных культурно-исторических периодов, в том числе современного диалога национальных культур, включение своего «я» в диалогическое звучание голосов культуры). В дополнение к перечисленным методам на лекциях, семинарах, практических занятиях по дисциплинам гуманитарно-художественного цикла мы использовали различные методы активного обучения: проблемные лекции, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания студентов на заявленную тему; лекции вдвоем, проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие различные грани содержания с позиции разных дисциплин; лекции-визуализации, связанные с демонстрацией и анализом видеофильмов, слайдов, иллюстраций; лекции с практикумами, ролевые игры, включающие студентов во взаимодействие друг с другом, творческие задания в форме групповых проектов (например, «Прогулки по Екатеринбургу», «Уникальные природные парки Урала»).
Наряду с основной формой воспитания — аудиторными занятиями, использовались различные формы внеаудиторной деятельности студентов: семинары и конференции по проблемам духовно-нравственного развития современной России; встречи с деятелями культуры и искусства, выступления самодеятельных коллективов студентов в рамках воспитательных мероприятий; митинги, акции, лектории, совместные просмотры и обсуждения фильмов и спектаклей, связанных с актуальными нравственными проблемами общества и т. д. Различные формы воспитательных мероприятий способствовали не только активному включению студентов в освоение нравственной проблематики, но также создавали необходимую среду, в которой происходило формирование эколого-гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи, воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение культурного достояния, народных традиций.
Итоговый блок заключает результат, выражающийся в становлении личности будущего специалиста технического профиля с эколого-гуманистическими ценностными ориентациями, которые характеризуются: нравственно-ценностным отношением к природе и окружающему миру в целом, чувством личной ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с потребностями природы и общества.
Для проверки эффективности предложенной модели нами была организована и осуществлена опытно-поисковая работа в условиях естественного педагогического процесса на базе Уральского государственного лесотехнического университета (в группах бакалавров 1-го и 2-го курсов по направлению подготовки 250100 «Лесное дело»). Мы выделили критерии сформиро-ванности эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического вуза: когнитивно-рефлексивный, включающий знания об этических категориях, общечеловеческих и экогуманистических ценностях; мотивационно-смысловой, связанный с пониманием ценностного содержания художественных произведений, включающих образы гармоничных взаимоотношений человека и природы, и обогащением опыта их эмоционального переживания; деятель-ностно-практический, связанный с освоением опыта нравственного поведения в окружающей среде, отраженного в произведениях искусства, и решения на этой основе разнообразных задач личностной и профес-
сиональной самореализации, начиная от организации личного досуга и заканчивая выбором путей культурного и профессионального развития.
Избранные нами методы контроля и диагностики включали: анкетирование, опрос, тестирование (тест Рокича), защиту творческой работы, реферата, практические задания.
Результаты исходного этапа опытно-поисковой работы показали, что у большинства студентов, как контрольной, так и экспериментальной группы, уровень сфор-мированности эколого-гуманистических ценностей является средним (удовлетворительным). В ходе формирующего этапа была реализована разработанная нами модель, что привело к положительной динамике результатов итоговой диагностики у студентов экспериментальных групп по всем выделенным критериям. Сводные данные о результатах исходного и итогового этапов опытно-поисковой работы представлены в таблице.
Сводные данные о результатах исходного и итогового этапов опытно-поисковой работы в контрольных (КГ) и экспериментальных (ЭГ) группах, %
Таблица
КГ ЭГ
Критерии Уровни исходный итоговый динамика исходный итоговый динамика
Когнитивно-рефлексивный низкий 56 34 -22 52 0 -52
средний 42 54 +12 44 60 +16
высокий 2 12 +10 4 40 +36
Мотивационно-смысловой низкий 36 10 -26 35 0 -35
средний 54 62 +8 12 37 +25
высокий 10 28 +18 12 37 +25
Деятельностно-практический низкий 34 20 -14 36 0 -36
средний 54 65 +11 56 70 +14
высокий 12 15 +3 8 30 +22
По когнитивно-рефлексивному критерию: знания студентов об этических категориях, общечеловеческих и экогуманистиче-ских ценностях приобрели разносторонний и систематизированный характер. У студентов выработалась устойчивая потребность в самостоятельном приобретении знаний по этической проблематике на основе культурологической, искусствоведческой, философской литературы.
По деятельностно-практическому критерию: активизация воспитательной работы со студентами, включение их в разнообразные формы внеаудиторной деятельности, применение методов активного освоения искусства дало возможность воплощения полученных знаний на практике. У студентов сформировались навыки оценки художест-
венных произведений с точки зрения их воспитательного потенциала, воплощения в них эколого-гуманистических ценностей. Развились умения ориентироваться в разнообразных явлениях современного искусства, анализировать их и решать на этой основе разнообразные задачи личностной и профессиональной самореализации. Студенты овладели различными способами просветительской, волонтерской деятельности, что проявилось в процессе их активного участия в разнообразных мероприятиях вуза по данному направлению воспитательной работы.
По мотивационно-ценностному критерию: разнообразные творческие задания на практикумах обеспечили для студентов возможность реализовать широкий спектр личностных смыслов, интересов и потребностей
через различные виды художественной деятельности, что привело к пониманию значимости освоения воспитательного потенциала искусства. Процесс приобщения к художественным образам — носителям эколого-гума-нистических ценностей стал осознаваться студентами как необходимый компонент и в их личностном становлении, и в их профессиональной деятельности.
Данные, полученные при сравнении результатов диагностики на исходном и итоговом этапах опытно-поисковой работы,
показали положительную динамику формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп. Это свидетельствует о правомерности выдвинутых нами предположений и об эффективности предложенной педагогической модели реализации эколого-гуманистического подхода в профессиональной подготовке студентов лесотехнического вуза.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Куприна