Научная статья на тему 'Модель педагогической технологии по формированию духовно-нравственных ценностей у студентов средствами якутской поэзии'

Модель педагогической технологии по формированию духовно-нравственных ценностей у студентов средствами якутской поэзии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЯКУТСКАЯ ПОЭЗИЯ / ВИТАГЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / MODEL / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / COMPONENTS / PEDAGOGICAL GROUNDS / YAKUT POETRY / VITALGENIC INFORMATION / VITALGENIC EXPERIENCE / VALUES / SPIRITUALITY / MORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Т. М.

Рассматриваются педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов сельского вуза Республики Саха (Якутия) средствами якутской поэзии. Излагается функционирование модели педагогической технологии формирования духовно-нравственных ценностей у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model of pedagogical technology in formation of spiritual-moral values in students by means of Yakut poetry

The article studies pedagogical grounds for development of spiritual-moral values in students of rural higher educational institution of the Sakha Republic (Yakutia) by means of Yakut poetry. Pedagogical technology model that forms spiritual-moral values in students has been offered.

Текст научной работы на тему «Модель педагогической технологии по формированию духовно-нравственных ценностей у студентов средствами якутской поэзии»

УДК 378.1.03.015 (082)

Т.М. Борисова

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ

Рассматриваются педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов сельского вуза Республики Саха (Якутия) средствами якутской поэзии. Излагается функционирование модели педагогической технологии формирования духовнонравственных ценностей у студентов.

Ключевые слова: модель, педагогическая технология, компоненты, педагогические условия, якутская поэзия, витагенная информация, витагенный опыт, ценности, духовность, нравственность.

Происходящий в стране глубокий системный кризис явился толчком для конфликта ценностей, а следовательно, и их переоценки, что повлекло за собой такие явления, как бездуховность, безразличное отношение к общечеловеческим ценностям некоторой части молодежи. В этих условиях формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения становится важным практическим условием решения проблем в системе образования.

Современный исследователь-ученый Е.В. Аболина-Зо-лотухина пишет: «Алкоголизм, наркомания, проституция приняли во второй половине века массовый характер. В порочный заработок и времяпровождение вовлекаются не только взрослые, но и дети, в результате чего подрывается не только их душевное, но и физическое здоровье. Рабство, торговля людьми, которые, казалось бы, остались в далеком прошлом, с размахом практикуются и в наши дни» [1, с. 393].

Научно-технический прогресс сам по себе не способствует моральному совершенствованию людей, зато, к сожалению, открывает такие возможности для уничтожения всего живого, которые и не могли вообразить величайшие злодеи прошлых веков. В работе «Современная этика» Е.В. Аболиной-Золотухиной цитируется: «Сознание молодежи формируют средства массовой информации, наводнившие экран жестокостью, садизмом, грубым «порно», холодным любопытством по отношению к смерти и страданию. В результате вырастают люди, лишенные высших ценностей, а значит, и смысла, и это делает их души надломленными, а поведение - безнравственным и социально опасным» [1, с. 393].

Это ставит перед педагогикой высшей школы задачу поиска таких средств и технологий нравственного воспитания студентов, которые будут соответствовать вызовам XXI века.

Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания исследователей, ведутся поиски новых

БОРИСОВА Татьяна Михайловна - аспирант ПИ ЯГУ, преподаватель Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта PC (Я).

E-mail: unir@sitc.ru

подходов в создании концепций воспитания нового поколения людей с духовным видением мира (Е.В. Бондаревс-кая, Е.Н. Шиянов, К.Е. Гагарина, Е.П. Жирков, И.А. Черка-шин, Л.М. Иванова и др.). «Процессы совершенствования и моделирования образовательной среды, как и глобализация образования, - неотъемлемые черты педагогики сегодняшнего дня» [2, с. 6].

Теоретический анализ проблемы, обобщение опыта отечественных и зарубежных философов, психологов, социологов и педагогов позволили выделить в качестве доминирующего комплекс взаимосвязанных педагогических средств, в состав которых входят обучение, духовное и нравственное просвещение, воспитание и самовоспитание. Основой этой взаимосвязи являются принципы дифференцированного и индивидуального подходов к студентам. Все эти внешние факторы будут учитываться при разработке технологии формирования духовно-нравственных ценностей и экспериментальной проверке ее эффективности.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы общепринятые нормы морали педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого студента, такие какдолг, совесть, честь, достоинство.

На современном социально-экономическом этапе развития российского общества задача воспроизводства духовно-нравственного потенциала поставлена перед педагогом как одна из важнейших в воспитании подрастающего поколения.

Одними из путей решения данной проблемы, как показывает всесторонний анализ ситуации, являются совершенствование теории и практики воспитания, создание новой программы, которая стала бы ориентиром в нравственном самовоспитании личности, в подготовке будущего учителя физической культуры, спортсмена, облада-

ющего востребованными обществом нравственными качествами.

Лихачев Б. Т. пишет: «Нравственное воспитание - не вдалбливание, не формальное заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий» [3, с. 268]. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.

По мнению исследователя И.В. Ульяновой: «Формирование смысложизненных ориентаций личности в педагогическом значении - процесс двусторонний. Во-первых, это целенаправленная деятельность учителя по созданию оптимальных условий; во-вторых, это самостоятельная деятельность по осознанию целей самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей» [4, с. 44].

По нашему мнению, ядром формирования духовнонравственных ценностей у студентов высшего учебного заведения физической культуры и спорта являются следующие педагогические условия: модель педагогической технологии и экспериментальная программа, которая составлена в соответствии со спецификой образовательного учреждения. В нашем случае речь идет не только о формировании духовно-нравственных ценностей студента как самостоятельной личности, а, прежде всего, как педагога, которому предстоит воспитывать и формировать духовно-нравственные качества у своих воспитанниках.

Появление технологического направления в образовании неслучайно, оно является закономерным следствием многообразных педагогических исканий большого количества исследователей, стремящихся оптимизировать образовательный процесс, определить пути достижения если не абсолютного, то высокого и стабильного результата в соответствии с требованиями времени.

В буквальном переводе «технология» - наука о мастерстве (techne (греч.) - искусство, мастерство; logos (греч.) - понятие, учение). У Владимира Даля: «Технология - наука техники. Техника - искусство, знание, умение, приемы работы и приложение их к делу».

В педагогической науке термин «педагогическая технология», получив широкое распространение, тем не менее так и не имеет точного определения. В научной литературе встречается более трехсот формулировок в зависимости от того, как тот или иной автор представляет структуру и составляющие технологического процесса. Лишь обобщая и систематизируя многочисленные подходы к этой проблеме, удается синтезировать педагогическую технологию как вполне означенную целостность и понять ее смысл.

Начиная с 30-х годов XX века, термин «педагогическая технология» прошел сложную эволюцию своего развития: «технологии в обучении» - «технологии обучения» - «технологии образования» - «педагогические технологии».

Касаясь эволюции понятия «педагогическая технология», исследователи в большинстве своем фиксируют последовательное расширение этого понятия - от первоначального значения до емкой дефиниции П. Д. Митчела, включающей помимо собственно обучения аспекты организации и «процедуру распределения ресурсов».

Ф.Ф. Янушкевич дает определение технологии: «Педагогическая технология - есть система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должна обеспечить подготовку специалистов нужного профиля при оптимальных затратах сил и средств».

М. Чошанов считает технологию как составную процессуальную часть дидактической системы, а И. П. Волков

- как описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Н.Е. Щуркова и В.Ю. Питюков, говоря о технологии, отмечают следующее: «Теория воспитания анализирует воспитательный процесс с самых общих позиций, на уровне высокого абстрагирования моделирует воспитание, выявляя его сущность. Методика воспитательного процесса рассматривает это с позиций, приближенных к конкретной реальности. Ее интересует способ организации жизнедеятельности ребенка в соответствии с пси-холого-педагогическими закономерностями, отразившими природу становления личности. Педагогическая технология оставляет для исследования тот же процесс, но уровень, с которого он рассматривается, низведен до момента воспитательного воздействия».

Заслуживает внимания определение технологии, предложенное О.П. Околеловым: «Технология в образовании -целостная совокупность разнокачественных процедур (дидактических, общепедагогических, психологических и др.), обусловленная соответствующими целями и содержанием обучения и воспитания, которая призвана осуществить требуемые изменения (вплоть до возникновения принципиально новых) форм поведения и деятельности обучающихся». Согласно определению В.П. Беспалько, «педагогическая технология - проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике».

Разделяя точку зрения Г.К. Селевко, педагогическую технологию можно представить тремя аспектами: 1) научным (педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы; 2) процессуально-описательным (описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств обучения для достижения планируемых результатов); 3) процессуально-действенным (осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств). Следовательно, педагогическая технология функционирует «в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения».

Сегодня система образования нуждается в таких технологиях, которые помогали бы студентам сельской местности преодолевать «психологические барьеры», видеть перспективу собственной деятельности, реальные резервы своей личности, наполнять жизнь новым социально и личностно-значимым смыслом, поверить в свои силы, что особенно важно в условиях динамичной, нестабильной и подчас экстремальной обстановки внешней среды. На современном социально-экономическом этапе развития российского общества задача воспроизводства духовно-нравственного потенциала поставлена перед педагогом как одна из важнейших в воспитании подрастающего поколения.

Столкнувшись в работе с данной проблемой, мы поставили перед собой цель - рассмотреть возможность формирования духовно-нравственных ценностей у студентов средствами якутской поэзии.

Якутская поэзия как средство духовно-нравственного воспитания может помочь, на наш взгляд, в решении задачи формирования духовно-нравственных ценностей в единстве с предметными знаниями. Необходимыми источниками для нашего исследования якутской поэзии послужили научные труды якутских литературоведов-исследовате-лей A.A. Бурцева [5], H.H. Тобурокова [6], П.В. Максимовой [7], М.Н. Дьячковской, П.В. Максимовой, В.Н. Иванова, Л.Н. Романовой [8, 9] и др. В нашем исследовании мы попытались представить весь спектр якутской поэзии, направленный на формирование духовно-нравственных ориентиров, гуманистическую направленность педагогического процесса. Оперируя определением о том, что формирование гуманизма как духовно-нравственный аспект

- это активная педагогика, мы, включая средства якутской поэзии в процесс воспитания, стараемся добиться самореализации студента, вызывая чувство восхищения, пробуждая добро, стремление к духовному самосовершенствованию, добиваемся решения своих образовательных задач определенными душевными движениями.

Реализация потенциала якутской поэзии в воспитании студентов, когда закладываются основные доминантные установки формирующейся личности, особенно важна и необходима в связи с тем, что в Республике Саха (Якутия) наблюдается активный интерес к проблемам возрождения культуры народа саха и актуализации ее духовного наследия.

Основным средством реализации модели педагогической технологии и экспериментальной программы является якутская поэзия, где отражена витагенная информация, включающая общечеловеческие ценности. Жизненный опыт, представленный якутской поэзией, или витагенная информация, базируется на ряде принципов: опыт старшего поколения культивируется как ценность; опора на жизненный опыт, на жизненную мудрость поэта; актуализация витагенной информации как основного источника получения знаний о духовно-нравственных ценностях, о ценностях жизни.

Резервы совершенствования педагогической деятельности не ограничены. Для полной эффективности процесса обучения необходимо продумывание педагогической технологии, методов, каждого приема, соотнесение с содержанием, с реальными возможностями обучающих и обучающихся, с целями и задачами занятия.

В предложенной нами модели формирования духовно-нравственных ценностей студентов сельского вуза сред -ствами якутской поэзии выделена концептуальная основа: подходы (аксиологический, эмпатийный, коммуникативно-диалоговый, личностно-ориентированный, гуманистический) и принципы (эмоциональной открытости и доверия друг другу).

Модель педагогической технологии включает комплекс педагогических условий поэтапного формирования духовно-нравственных ценностей студентов сельского вуза, структуру формирования духовно-нравственных ценностей, которая отражает содержательную (программа « Ёу-5у±у айбебИбб») и процессуальную (компоненты) основы. Модель педагогической технологии призвана осуществлять формирование духовно-нравственных ценностей студентов сельского вуза средствами якутской поэзии путем целостной реализации информационно-содержательного, организационно-деятельностного, коммуникативно-творческого и рефлексивно-мотивационного компонентов.

В информационно-содержательном компоненте нашли отражение экспериментальная программа «Стремление к прекрасному» (темы, средства: якутская поэзия как основное средство, нравственная организация образовательного процесса как гуманное взаимодействие между педагогом и студентами, включение студентов в проведение образовательной деятельности, личный пример нравственного поведения, нравственного отношения к студентам, коллегам, окружающему миру), духовно-нравственные установки, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у студентов. Данный компонент направлен на разрешение когнитивного критерия - усвоение жизненной мудрости, знаний о ценностях, о человеческих отношениях ирешение основной проблемы: формирование духовно-нравственных ценностей у студентов сельского вуза.

Организационно-деятельностный компонент включил формы организации образовательной деятельности (коллективная работа в группе: выдача заданий по группам, составление вопросов самими студентами для дальнейшего обсуждения), методы, приемы, средства (анализ произведений поэтов - идея, философия, основные события, социальное значение, определение главного героя, его чувств, переживаний, мыслей). Обязательным условием данного компонента является нравственная организация образовательного процесса как гуманное взаимодействие между педагогом и студентами.

Коммуникативно-творческий компонент способствует развитию коммуникативных навыков и развитию креативных способностей человека, потому что процесс по-

знания использует творчество как механизм мобилизации и развития потенциальных возможностей личности, в том числе ее духовно-нравственного потенциала. Таким образом, данный компонент включает постановку составленных вопросов и тем для обсуждения, диалог, диспут-лекцию, свободное выражение собственного мнения, своих мыслей и творческую работу. Этот компонент представляет собой систему диалогических ситуаций, последовательно разворачиваемых и обеспечивающих накопление опыта субъект-субъектных отношений на эмоциональном, сознательном и духовном уровнях. Это означает, что диспут строится вокруг диалогической работы над текстом стихотворения, несущим авторскую идею и философию. Содержание гуманистически ориентированной творческой деятельности определяется системой общечеловеческих ценностей, выражается в открытости к проблематиза-ции, диалогу и индивидуализации педагогического взаимодействия. Поэтому творчеством должен быть пронизан весь процесс подготовки будущего педагога.

Рефлексивно-мотивационный компонент включает защиту творческой работы, рефлексию студента, выводы, итоги занятия. Этот компонент отразил прогнозируемый результат, которым является личность, обладающая достаточно высоким уровнем сформированное™ духовно-нравственных ценностей, с собственной стратегией нравственного поведения, направленной на установление гуманных, нравственных отношений.

Рассмотрим примерный ход занятия по модели педагогической технологии:

Тема: Доброта. Добро и зло.

Якутская поэзия: Ксенофонт Дмитриевич Уткин-Г рИреауТ. «Чокуур тооромосторо».

Цель занятия: развитие осознания студентами доброты как установления гуманных отношений между людьми и как важного условия для правильной жизни; анализ вита-генной информации.

Первый этап. 1) Постановка учебной задачи. Преподаватель: Прочитайте, пожалуйста, стихотворение:

ОрИуЭ Оаиао \ 'а'аа'аои\

ЕбЭаа\ паеи\ зеаррарб.

ЁеИе рорз таеаиоСл Аобиё±а22а 'аа±'ааиб.

Студенты читают стихотворение.

Преподаватель: О чем сегодня будем говорить?

Предполагаемые ответы студентов: О доброте. О дефиците доброты.

2) Краткая информация о жизни и творчестве К. Д. Уткина- ГрИреауТ.

Второй этап. 1) Групповая работа. Преподаватель распределяет задания по группам. Первая группа находит идею автора, его философию и готовит вопросы для обсуждения. Вторая группа раскрывает содержание произведения, описывает героя и формулирует вопросы для обсуждения. Третья группа готовит ответ в виде своего отношения к затронутой проблеме и формулирует вопро-

сы для обсуждения. Каждая группа кроме вопросов может предложить темы для обсуждения.

Третий этап. 1) Диспут-лекция. Разворачивание проблемы.

1\1еу9- Таеаи еуИеёёуЭ,

Оиаё еи66а биТшеаЭ.

1\1еЭ-аТеаб ТббТббеаЭ,

Ерзо пааИи\ езИроуЭ.

Преподаватель: Что хотел выразить поэт в следующих строках? «Сиэр-майгы кэЬиллэр, тыал кьпта тымныйар...»

1 студент: «Тыал кытта тымныйар - я думаю, что поэт хотел этим подчеркнуть холодные, равнодушные отношения между людьми. Сейчас люди стали нервными, издерганными, недовольными. Вроде бы, в магазинах все есть. Купи, что хочешь. Но, может быть, оттого, что долго зарп-лату не дают. Цены на продукты все время повышают».

2 студент: «Жизнь стала сложной сейчас, чтобы нормально жить, надо зарабатывать много. А для большего заработка, люди работают одновременно на нескольких работах. Устают, недосыпают, вот и нервничают».

3 студент: «Жизнь нашего народа всегда была сложной. Не только сейчас. Вообще, если пофилософствовать

- жизнь сложна как таковая. Она никогда не бывает легкой. В жизни каждого из нас встречаются трудности. Их не избежать. Тогда почему, отчего мы становимся черствыми, равнодушными к чужому горю, почему происходит столько преступлений? От чего или от кого это зависит»?

Преподаватель: Хорошие вопросы. Давайте все подумаем. Родители нас чему учат? Какими хотят видеть они своих детей?

4 студент: «Мои родители хотят, чтобы я закончила институт, имела специальность, нашла работу. И, конечно же, хотят, чтобы я была счастливой, доброй, отзывчивой».

5 студент: «Все родители хотят, чтобы их дети стали доб -рыми, хорошими, счастливыми и учат только хорошему».

Преподаватель: А учителя в школе чему учили, воспитывали?

6 студент: «И учителя всегда говорили, что надо быть добрыми, вежливыми, помогать родителям, уступать место старикам, любить родину».

Преподаватель: Тогда от кого все зависит?

Студенты: От нас самих.

Преподаватель: Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понимаемое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда насильно не навязывает благ, давая другим возможность свободного решения. Доброта - качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность личности. Поэтому нельзя быть «добрым в душе», но жестким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение разрушает доброту. Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека.

«Ат2-2-^ eóQóóe óóhaéüüQ Ala, áóOóé áóTee'a±'aé?

OT±T, V\ó áó9óóhóó9 AéüüéaQü aeaüüáüól Aaüáaaí-aeüáeyí aüaahüéaa.

Oyóel áóTe'aí íüeQaeéay.

Eheé-óahüé yeáyyóy.

YQaeeQáeóeí óyéeóóy.

Uó y£yí laQaüéaQ.

T±T üóaaí aélaíaQ.

O'aé'a ü'aea'a ehyQáeí ÑpQyoVeíyí ñyOyéael».

Преподаватель: Какая картина жизни вырисовывается после чтения стихотворения?

1 студент: Неблагополучная семья, может быть, стоит проблема алкоголизма, какое-то зло вошло в этот дом.

2 студент: Алкоголизм - зло, наркомания - зло, распущенность - зло, неумение совладать со своими влечениями, желаниями и страстями - тоже зло.

3 студент: В обыденной жизни распущенные люди не так опасны, как агрессивные. Ну, слаб человек, такова природа! Пьет, гуляет, спит полдня, никому, в общем-то, не мешает.

4 студент: Однако, как только безудержные желания распущенного человека не могут во время насытить себя, он очень легко превращается в самого злобного и жестокого агрессора. Распущенные люди не гнушаются ни воровством, ни убийством ради того, чтобы удовлетворить свои ненасытные желания, а уж обман, ложь для них - обычное дело.

Преподаватель: Горько сетуя на повсеместную распространенность зла и его различные облики, философы с давних времен ставили перед собой вопрос: откуда взялось зло? Почему оно обступает нас со всех сторон и в своих объективных, и в субъективных формах? Была ли действительность изначально хороша и совершенна или она при своем рождении из небытия уже явила себя злой, жестокой? На вопрос о происхождении зла в мире существует целый ряд ответов, хотя истиной в последней инстанции не владеет никто.

- Даю задание на самостоятельное выполнение: Что может быть причиной зла и как противостоять злу?

2. Творческая мастерская. Студенты красками, рисунком, каким-нибудь изображением выражают свое восприятие содержания произведения.

Заключительная часть.

1. Защита творческой работы. Через творческую работу студент открывает свой внутренний мир.

2. Рефлексия. Выступают все желающие.

3. Выводы: Добро не требует вознаграждения. Настоящее добро делается только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедрой рукой отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии и не бояться, что, истощившись, сам останешься без ничего. Действительно, народная муд-

рость говорит, что тому, кто щедро делает добро, в ответ тоже многое прибывает, чем больше отдаешь - тем больше получаешь. И все-таки рассчитывать на это нельзя. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям.

Рассматриваемая нами модель открывает возможности преодоления несоответствия между необходимостью «освоения культуры и субъективными механизмами этого процесса, между неизбежностью педагогического влияния на ценностно-смысловую сферу личности и требованием невмешательства в ее внутренний мир». Это предполагает гуманистический принцип, который смог бы объединить внешнее и внутреннее, то есть «объективированный мир культуры и субъективное пространство личности» [10, с. 21].

На всех этапах реализации модели педагогической технологии субъект-субъекгные отношения между студентами и преподавателями должны отличаться гуманистично-стью, доброжелательностью, комфортностью для студентов. «Гуманность - вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств» [11, с. 47].

Основную роль в модели педагогической технологии играет диспут-лекция, где диалог как педагогический метод позволяет взаимодействовать с уникальным внутренним миром личности, учитывать все единичное, случайное, непредсказуемое в образовательном процессе. Диалогичность как способность к целостному, конструктивному, вопросно-ответному взаимодействию с другим выступает в качестве показателя и результата целостной личности. В круг обсуждаемых проблем входят важные вопросы личности, жизни и общества: отношения с окружающими людьми, этические проблемы, развитие культуры личности, связь морали и человеческой психологии, качества личности, жизненные планы студентов. Мы стараемся привести студентов к размышлению о правильной жизни, накоплению жизненного опыта, жизненной мудрости из сокровищницы якутской поэзии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жизненный опыт, представленный якутской поэзией, или витагенная информация, базируется на ряде принципов:

1. Жизненный опыт или витагенный опыт старшего поколения культивируется как ценность.

2. Опора на жизненный опыт поэта, личности, народа.

3. Актуализация витагенной информации как основного источника получения знаний о сущности бытия, о духовно-нравственных ценностях, о ценностях жизни.

Исследование якутской поэзии выявило духовные доминанты, скрытые в логике композиционных построений,

а именно витагенную информацию, и показало, что якутская поэзия, обладая мощным жизненным опытом личности, духовно-нравственным потенциалом, огромными возможностями достижения воспитательных целей, позволяет в условиях современной высшей школы содействовать просвещению, духовному развитию, возвышению и облагораживанию души молодого человека, самопознанию и самосовершенствованию личности.

Академик Академии педагогических и социальных наук A.C. Белкин рекомендует четко различать два понятия: опыт жизни и жизненный опыт. «Опыт жизни - витагенная информация, не «прожитая» человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. Жизненный опыт - витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Задача педагога - перевести опыт жизни в жизненный опыт» [2, с. 87]. В этой связи «воспитание может быть рассмотрено как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Интериоризация ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции личности. Интериоризация, или перевод во внутренний план общечеловеческих ценностей, и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания (когнитивном). В этом процессе активную роль играют эмоции. Интериоризация общечеловеческих идеалов требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к деятельности), социального и индивидуального в личности» [12, с. 36].

Достижение целей духовно-нравственного воспитания осуществляется благодаря гармоничному обращению к рационально-рассудочной и эмоционально-аффективной сферам психики молодого человека, а также благодаря опоре на систему духовно-нравственных ценностей, широко и последовательно представленную в произведениях якутских поэтов. Главная ценность якутской поэзии - философия поэта, его жизненная позиция, жизненный опыт, выдвинутые идеи, проблемы, ценности [13]. Система ценностей, содержащаяся в якутской поэзии, дает студентам истинное и объемное представление о мире, формирует ценностный кругозор. Все человеческое бытье, вся глубина человеческих чувств представлены в произведениях А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, П.А. Ойунского, С.П. Данилова, В.М. Новикова, ИМ. Гоголева, П.Н. Тобу-рокова, С.И. Тарасова, М.Д. Ефимова и др.

Выстроенная иерархия ценностей якутской поэзии позволяет укоренить в студентах моральный облик мысли и поведения:

1. Общечеловеческие ценности: Родина, человек, его уникальность; спокойствие и мир на земле, любовь, се-

мья, дружба, образование, гуманность, нравственность, красота, здоровье, творчество, памятники культуры, памятники искусства, интернационализм и др.

2. Личностные ценности: здоровье, физическое развитие, память, развитие, саморазвитие, увлечения, гражданская позиция, мечты, нравственная и эстетическая культура, поведение, поступки, самооценка и др.

3. Духовные ценности: жизнь, доброта, эмпатия, толерантность, милосердие, щедрость, умение прощать, совесть, стыд, чувство вины, истина и др.

4. Нравственные ценности: примирение, дружба, добрый поступок, добрые дела, благотворительность, компромисс, дипломатичность, пунктуальность, доброжелательность и др.

Якутская поэзия дает исключительную для сельского студента возможность воспринять богатство народной культуры, связанной с натуральным укладом человеческой жизни, и погрузиться в мир естественного человеческого бытия. Блестящие образцы, примеры добрососедства, содружества, призывающие любить нравственный поступок, показаны без морализаторства, без излишнего дидактизма на произведениях, отражающих многие тонкости, нюансы человеческих взаимоотношений, человеческой жизни. На основе якутской поэзии проявляются способности к философскому пониманию смысла жизни, амбивалентности мира, к созданию личностно-оформленного образа целей.

В заключении можно сказать, что для полноценной реализации на практике представленных теоретических положений необходима организация воспитательного процесса на основе оптимальных условий. К их числу отнесем следующие:

- экспериментальная программа по формированию духовно-нравственных ценностей средствами якутской поэзии;

- модель педагогической технологии по формированию духовно-нравственных ценностей;

Таким образом, разработанный комплекс педагогических условий по формированию духовно-нравственных ценностей студентов сельского вуза средствами якутской поэзии явился структурообразующим и интегрирующим основанием модели формирования духовно-нравственных ценностей студентов, обеспечивающей его целостность и эффективность.

Результаты проведенного исследования не дают окончательных ответов на вопросы формирования духовно-нравственных ценностей средствами якутской поэзии. Мы сделали попытку доказать, что важнейшее значение в разработке технологии формирования духовно-нравственных ценностей имеет поиск условий, средств, обеспечивающих успешное функционирование разрабатываемой модели. Входная диагностика зафиксировала, что 33,13% студентов обладают низким уровнем, на высоком уровне

- 7,24% и на среднем находились 49,12% студентов. Для подтверждения эффективности выявленного комплекса педагогических условий процесса формирования

духовно-нравственных ценностей у студентов сельского вуза было проведено повторное исследование в группах по сходным диагностическим методикам. Анализ исследования студентов выявил целый ряд позитивных изменений: произошли положительные сдвиги в поведении студентов, повысились уровень знаний о ценностях и уровень межличностного познания и понимания, позитивное отношение студентов друг другу; расширился репертуар способов помогающего поведения.

Динамика роста сформированное™ духовно-нравственных ценностей студентов сельского вуза в ходе экспериментальной работы подтверждает предварительный вывод об эффективности применения комплекса педагогических условий с целью формирования духовно-нравственных ценностей средствами якутской поэзии: количество студентов с низким уровнем уменьшилось с 33,13% до 7,14%, с высоким уровнем возросло с 7,24% до 29,46%. Произошли изменения и в динамике среднего уровня: увеличилось количество студентов с 49,12% до 63,35%.

Проведение экспериментальной работы позволило на практике проверить гипотетически выдвинутый комплекс педагогических условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей средствами якутской поэзии и доказать, что цель и задачи исследования решены.

Литература

1. Аболина-Золотухина Е.А. Современная этика. М.: МарТ, 2005. 564 с.

2. Кукушин B.C. Общие основы педагогики. М.: МарТ, 2006. 278с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт, 1998. 268 с.

4. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся // Педагогика. 2007. № 7. С.43-50.

5. Бурцев A.A. Введение в историю якутской литературы. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004. 208 с.

6. Тобуроков H.H. Вечный поиск волшебства. Якутск, 1981. 126 с.

7. Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии. Новосибирск: Наука, 2002. 252 с.

8. Иванов В.H., Максимова П.В., Дьячковская М.Н., Романова Л.Н. Литература Якутии 20 века. Якутск, 2005. 725 с.

9. Бурцев A.A., Максимова П.В. На крылатом коне. Якутск, 1995. 215 с.

10. Белова С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель // Педагогика. 2007. № 6. С. 19-27.

11. БондареескаяЕ.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44-53.

12. Шиянов Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика. 2007. № 10. С. 33-37.

13. Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. Якутск: Бичик, 1997. 167 с.

T.M. Borisova

A model of pedagogical technology in formation of spiritual-moral values in students by means of Yakut poetry

The article studies pedagogical grounds for development of spiritual-moral values in students of rural higher educational institution of the Sakha Republic (Yakutia) by means of Yakut poetry. Pedagogical technology model that forms spiritual-moral values in students has been offered.

Key-words: model, pedagogical technology, components, pedagogical grounds, Yakut poetry, vitalgenic information, vitalgenic experience, values, spirituality, morality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.