Научная статья на тему 'Жизненные и творческие уроки Расула Гамзатова в художественно-эстетическом воспитании школьников'

Жизненные и творческие уроки Расула Гамзатова в художественно-эстетическом воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО Р. ГАМЗАТОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухидинова Баху Шамиловна

В статье рассматриваются жизненные и творческие уроки Расула Гамзатова в духовно-нравственном, художественно-эстетическом воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухидинова Баху Шамиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненные и творческие уроки Расула Гамзатова в художественно-эстетическом воспитании школьников»

52

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

УДК 821.351.12

ЖИЗНЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ УРОКИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

©гою Мухидинова Б.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются жизненные и творческие уроки Расула Гамзатова в духовно-нравственном, художественно-эстетическом воспитании школьников.

The author of the article considers Rasul Gamzatov’s vital and creative lessons in schoolchildren’s spiritual and moral, artistic and aesthetic education.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, культура, искусство, образование, творчество Р. Гамзатова.

Keywords: aesthetic education, culture, art, education, R.Gamzatov’s literary creation.

Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся является эстетическое воспитание, под которым обычно понимают формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Особое значение при этом приобретает приобщение учащихся к творческому наследию поэтов и писателей как прошлого, так и настоящего, в частности, к творчеству Расула Гамзатова, стимулирующему эмоционально-образное, худо-жественно-познаватель-ное развитие школьников.

Творческое наследие Р. Гамзатова содержит высокий нравственный идеал общечеловеческих ценностей. Любовь к женщине, матери, любовь ко всему человечеству, желание быть понятым людьми представляют большой простор для развития личности и эстетического воспитания школьников.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы определяется, прежде всего, необходимостью приобщения учащихся к национальной художественной культуре и поиска его наиболее эффективных путей, форм и методов, важностью определения педагогических условий, разработки

содержания эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к творчеству Расула Гамзатова как фактору интенсивного развития личности, самообогащения ее внутренних резервов.

Особую значимость для нашего исследования составили теоретические положения Л. Н. Толстого о нравственном самосовершенствовании личности, А. П. Чехова - об утверждении прекрасного в человеке, Н. Г. Чернышевского - об эстетическом отношении искусства к действительности, Ф. М. Достоевского - о высокой ценности каждой человеческой личности и безграничных ее возможностях.

Теорию эстетического воспитания успешно развивали в своих трудах ведущие теоретики литературы, исследователи категорий эстетики: Ю. Б. Борев, М. С. Каган, В. К. Скатер-щиков и др., а также прогрессивные отечественные педагоги, психологи, искусствоведы, такие как В. В. Ван-слов, Д. Б. Кабалевский, В. С. Кузин, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. Н. Неменский, В. А. Сухомлинский, Ю.

Психолого-педагогические науки • • •

К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Л. Скаткин, В. А. Сластенин и др., которые рассматривали искусство в качестве важного компонента развития личности ребенка, действенного воспитательного средства.

На необходимость формирования у школьников бережного отношения к наследию своей страны, уважения к результатам человеческой деятельности, художественному, эстетическому созиданию указывали такие ученые, как В. В. Алексеева, Н. К. Гаврюшин, А. Ф. Гольдштейн, А. В. Иконников, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. И. Плужников.

Однако в условиях повышения интереса к историко-педагогическому наследию гениальных мастеров слова следует отметить, что педагогических исследований, посвященных значению творчества Расула Гамзатова в эстетическом воспитании учащихся, в методической науке очень мало. В то же время анализ и обобщение результатов экспериментальной работы в школах Республики Дагестан свидетельствует о том, что в региональной системе художественно-педагогического образования, в частности, в направлении эстетического воспитания школьников недостаточно используется творческий опыт выдающегося «поэта аула и планеты» Расула Гамзатова.

В принципиальном споре с новейшим меркантилизмом, с желанием получить выгоду любой ценой, с торжествующей пошлостью в борьбе за душу Дагестана авторитетный голос и моральные, эстетические, этические ориентиры Гамзатова воспринимаются с надеждой на преодоление затянувшейся духовной растерянности.

Мне издавна незримая граница

На каждом открывается шагу.

Она врасплох двуликого застала, Два мненья разделила за столом, И неподкупной совести застава

53

Стоит на ней между добром и злом.

Не склонна совесть к никаким уступкам,

И, находясь в дозорной вышине,

Она определяет по поступкам,

Кто, на какой сегодня стороне

[1. С. 117].

«Пишу, как подсказано совестью мне», - говорит поэт, именно совестью, как высшей и неоспоримой ценностью в шкале нравственных предпочтений поэта («а совесть человека выше гор»).

Людские сердца, жаждущие справедливости и честной, эстетичной и этичной жизни, жизни, выверенной совестью и горским намусом, получали: «откровение современного барышника», для которого «толкучка ...стократ дороже Эрмитажа»; «на свадьбы не ходите вы, поэты», там «золотые дутые браслеты лукавство надевает на слова», «не верьте лести», «не к лицу мне ловчего повадки», «человека от должности освободили» с ударной концовкой «всех выше на свете... должность быть человеком на грешной земле». Вслушайтесь в интонацию гражданского беспокойства и безошибочной социальной диагностики, чтобы в полной мере оценить неприятие поэтом «болезней духа» и перерождения «клеток совести людской». Избранные в разговоре об утраченных этических ценностях обличительно-

наставитель-ный пафос и императивная банальность достигают смыслового апогея и жесткой откровенности в стихотворении-инвективе «Проклятие»:

Проклятие тем, кто и понятия Иметь о чести не привык, Проклятие, мое проклятие Унизившим родной язык.

Тому проклятье, в ком прозрения Не знала совесть на веку.

Пусть примет тот мое презрение,

Кто дверь не отпер кунаку [2. С. 24].

54

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

Это главный эстетический и этический урок Р. Гамзатова, полученный им в наследство от отца и прежних поколений. Это урок горского на-муса, совести, которые ему преподали старые горцы:

Они в горах живут высоко С времен пророка ли, бог весть,

И выше всех вершин Востока Считают собственную честь

[2. С. 19].

Р. Гамзатов с детства хорошо усвоил суровые и справедливые уроки гор и горцев, которые «с времен пророка ли, бог весть» жили в Дагестане. Это и уроки восприятия и осмысления красоты горских пейзажей, величия и безмолвия громады гор, дикого, свободного, отчаянного падения горных рек в теснины ущелий, «бурки лесов», «папахи вершин снеговых».

«Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть» - эта мысль, прозвучавшая в выступлении драматурга А. Н. Островского на пушкинском празднике в 1880 году, наводит на важные размышления. Художественные открытия, эстетические и этические уроки Р. Гамзатова - это возможность подняться над собой изо дня в день, стать лучше, духовнее, чище, справедливее в обращении с окружающими, добрее, задуматься о своем месте в оркестре культур, цивилизаций и народов; они должны подтолкнуть каждого мыслящего дагестанца к самоанализу и самовопрошению и, следовательно, к большому самоуважению. Жизненные и творческие уроки Расула Гамзатова являются основой для эстетического и этического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, подвигают школьников к творческому поиску и главное - к служению добру и справедливости.

Философия творчества Гамзатова основана на признании того, что без чувства истока («сердце жило всегда... в нашем ауле Цада»), без осознания корневой связи («о мой

народ, и в радости, и в горе ты - это море, я твоя волна») не может быть полнокровного чувства страны и мира. Эстетическое и патриотическое чувство, осознание того, что ты часть великого, частица Родины, присуще всем талантливым, творческим людям. Можно сказать, что это движущая сила творчества, таланта. Не может быть великого без малого -славу народа, этику и эстетику народа, историю народа, культуру народа, литературу, искусство, совесть и честь народа создают отдельные личности, красивые душой, трудолюбивые, влюбленные в свою страну и в свой народ.

Но поэт - в этом его бесспорная заслуга перед дагестанской культурой - понял и другое: чем глубже познаешь свое, тем ближе и роднее становится чужое. Только эта глубина самопознания по-настоящему приобщает к общечеловеческим ценностям, только она формирует специфику без изоляции, уединенность без одиночества. Умение видеть в своем общечеловеческое, в частном - общее, в маленьком поступке и даже в слове великое было характерно для всего творчества Р. Гамзатова.

Гамзатов с большим упорством расширял горизонты дагестанской литературы, стремился к обретению цельного и целостного взгляда на национальную действительность как органическую и необходимую часть человечества, когда сама национальная культура осознает себя как средоточие и место встречи разных культур, растет в процессе их взаимоузнавания.

С его именем связан этот одухотворяющий порыв к самоутверждению в мире («Земля как будто стала шире»), Поэтому так органично сопряжены в его симфонической партитуре мотив признания в любви и преданности («я Дагестана пес сторожевой», «все дороги ведут к Дагестану») и столь же дорогая и востребованная идея сближения части и целого, дове-

Психолого-педагогические науки • • •

дения подчас до чувственной наглядности и выразительности («шар земной для меня ты - лицо дорогое, я слезинки твои утираю - не плачь»),

Р. Гамзатов в своих произведениях рассказывает о красоте жизни, о разнообразии окружающего мира, о том, как живут и трудятся люди. Обладая большой образовательной ценностью, произведения Р. Гамзатова помогают учителю формировать нравственно-эстетические качества у школьников, воспитывать у учащихся умение находить красивое в человеке и стремление самому быть красивым. В курсе литературы 6-7 классов изучаются такие произведения Р. Гамзатова, как «Мой Дагестан», «Зарема», «Горянка», «Журавли», «Берегите матерей» и другие, каждое из которых является своеобразным уроком, уроком эстетических раздумий, размышлений, уроком воспитания эстетического вкуса.

«Кровь и слезы» -.. .Дороже крови слезы для мужчины.

А иначе - какой мужчина он? -урок мужества.

«Песня соловья» -...О Родине песня его.

Ведь другая давно б надоела ему! - урок патриотизма.

Люди, люди - высокие звезды, Долететь бы мне только до вас... - урок любви к своему народу. «В Ахвахе» -

И так, весь век я, как ни странно, Спешу, надеждой дорожу,

Но прихожу то слишком рано,

То слишком поздно прихожу -урок философии.

«Старые горцы» -Они горды не от гордыни.

Путь уступая их коню,

Я в гору еду ли, с горы ли,

Пред ними голову клоню - урок вежливости и уважения к старшим. «Горцам, переселяющимся с гор»

Горцы, храните достоинство горцев,

55

Чтобы и славу достойно нести! - урок чести и достоинства.

«Родной язык» -

А если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть -урок любви к родному языку.

Богатство, глубокая нравственная ценность лирики Гамзатова определяет множество уроков, целью которых становится человек, личность ученика, природа его чувств, переживаний, его внутренняя культура.

Разработанная нами тема «Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Р. Гамзатова» имеет своей целью приобщение школьников к нравственным и эстетическим ценностям.

Отбор наиболее значимых произведений Р. Гамзатова является важным условием в воспитании художественного вкуса и эстетического развития школьников на уроках изобразительного искусства.

В ходе экспериментального исследования творческого воздействия произведений Р. Гамзатова мы ставили следующие художественноэстетические и психологопедагогические задачи:

- использовать художественную значимость произведений Расула Гамзатова в эстетическом воспитании школьников;

- изучить возможности наиболее эффективного применения произведений Р. Гамзатова для освоения национального, культурного наследия, их целесообразность и действенность в нравственном и художественно-эстетическом воспитании школьников на уроках изобразительного искусства;

- обеспечить единство эстетического восприятия изобразительного искусства и самостоятельной творческой деятельности школьников;

- определить объем учебного материала на уроках изобразительного искусства с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся в соответствии с действующими общероссийскими и региональными программами по изобразительному искусству.

По каждому стихотворению учитель может организовать интересный урок

56

Известия ДГПУ, №2, 2010

по формированию у учащихся нравственно-эстетических ценностей. Учитель изобразительного искусства может дать учащимся задание изобразить на бумаге свое видение темы, свои ассоциации по каждому стихотворению, заранее научив их этому на простых примерах.

Например, при иллюстрировании стихотворения «Кровь и слезы» можно предложить нарисовать мужественное лицо молодого человека, а на заднем плане горы, которые вырастили его мужественным, сильным, стойким джигитом. Иллюстрируя стихотворение «Старые горцы», дети могут нарисовать аксакала на годе-

кане или в кругу семьи, на коне, на горной тропе и т.д.

Карандашное, графическое, акварельное изображения темы требуют от учащихся определенной подготовки, фантазии и творческого подхода. Поэтому учителю следует давать такие задания только после того, как он проведет большую подготовительную работу в соответствии с особенностями развития школьников.

Так, жизненные и творческие уроки, наставления и мудрые советы Р. Гамзатова, содержащиеся в его произведениях, способствуют духовно-нравствен-ному и эстетическому воспитанию школьников на уроках изобразительного искусства.

Примечания

1. Гамзатов Р. Четки лет: Лирика / пер. с авар. М. : Художественная литература, 1986. 399 с. 2. Гамзатов Р. Избранное в 2-хтомах. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1964. 3. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М. : Просвещение, 1985. 176 с. 4. Раджабов И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала : Дагучпедгиз, 1990. 40 с. 5. Султанов К. Расул Гамзатов. Очерк творчества. Махачкала : Дагестанское книжное изд-во, 1973. 220 с. 6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 5. М. : Педагогика, 1989. 7. Хайбула-ев С. Наследие и открытия. Махачкала : Дагестанское книжное изд-во, 1983. 192 с.

Статья поступила в редакцию 27.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.