УДК 81
Shurpaeva M.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Deputy Director, Dagestan Institute of Pedagogy n.a. A.A. Taho-Godi (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Senior Researcher of Literature Sector, Dnepropetrovsk National University
n.a. A.A. Tahoe-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: zaira2466 @ yandex.ru
TO THE QUESTION OF PERSONAL DEVELOPMENT OF PUPILS OF THE PRIMARY SCHOOL ON THE MATERIAL OF READING AND ANALYSIS OF THE LITERATURE OF THE PEOPLE OF DAGESTAN. The article reveals a problem of personal development of primary school students on the material of reading and analysis of literature of the peoples of Dagestan, when in the process of working with artistic texts occurs: self-determination - the formation of the foundations of the civic identity of the student's personality; sense formation - determination of value reference points and meanings of educational activity on the basis of the development of cognitive interests; moral and ethical orientation aimed at the formation of a single and holistic image of the world with a diversity of cultures, nationalities, religions, the rejection of the division into "their" and "alien", the development of tolerance and respect for the history and culture of all peoples. Thus, working with literary texts not only stimulates the cognitive activity of younger schoolchildren, but also forms their civic identity.
Key words: personal development, native word, thematic principle, literary text, aesthetic wealth, Dagestan literature, perception of exemplary speech, cognitive activity, speech activity, sense-making, self-determination.
М.И. Шурпаева, д-р пед. наук, проф., зам. директора ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.Г. Курбанова, канд. филол. наук, доц., ст. науч. сотр. сектора родных литератур ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи, г. Махачкала,
E-mail: zaira2466 @yandex.ru
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА МАТЕРИАЛЕ ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
В данной статье раскрывается проблема личностного развития учащихся начальной школы на материале чтения и анализа литературы народов Дагестана, когда в процессе работы с художественными текстами происходит: самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности школьника; смыслообразование - определение ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов; нравственно-этическая ориентация, направленная на формирование единого и целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие толерантности и уважения истории и культуры всех народов. Таким образом, работа с литературными текстами не только стимулирует познавательную активность младших школьников, но и формирует у них гражданскую идентичность.
Ключевые слова: личностное развитие, родное слово, тематический принцип, литературный текст, эстетическое богатство, дагестанская литература, восприятие образцовой речи, познавательная активность, речевая активность, смыслообразование.
Формированию личностных качеств, определяющих нравственно-этическую сторону воспитания младшего школьника, способствуют уроки родной литературы в начальной школе. Именно они призваны помочь ребенку в определении нравственных и духовных ценностей, понимании своего места в многополярном мире, уяснении того, что многообразие и разнообразие составляют основную ценность и богатство духовной культуры нашей великой страны. Литература народов Дагестана как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволяют им адекватно воспринимать проблематику дагестанской литературы, т. е. включаться в диалог с писателем [1, с. 4]. Уроки чтения и анализа дагестанской литературы в начальной школе проводят по книге «Литература народов Дагестана: Книга для чтения в начальных классах городских школ» [2]. Исходя из тематического принципа расположения литературного материала, анализ художественных текстов проводится с установкой на идейную направленность их в соответствии с авторским замыслом. В раздел «Мой Дагестан» вошли как стихотворные, так и прозаические тексты, а также малые фольклорные жанры - пословицы, загадки, помогающие раскрыть главную мысль и развивающие познавательную активность младших школьников.
Так, на уроке чтения и анализа отрывков из поэмы Р Гамзатова «Мой Дагестан» и повести М. Гаджиева «Друзья Мамеда» раскрывается идея или главная мысль, которую хотели выразить мастера пера: Родина - самое ценное и дорогое сердцу место каждого человека, у каждого она своя, неповторимая и бесконечно прекрасная. Цель урока заключается в том, чтобы в ходе анализа текста дать представление о том, как поэт образно повествует о появлении человека в Дагестане - превращении орла в горца; уяснить, какие черты характера дагестанцев Р. Гамзатов считает основополагающими и неизменными; сформировать умение воспринимать художественный образ через детали описания, изобразительно-выразительные средства языка; тематически связать анализ поэтического и прозаического отрывков. Планируемые результаты: сформировать у младшего школьника в ходе чтения и анализа отрывка из поэмы Р. Гамзатова «Мой Дагестан» и отрывка из повести М. Гаджиева «Друзья Мамеда» чувство гордости и любви к своей малой Родине, развить образное мышление, воображение, стимулировать познавательную активность. Оборудование может стать выставка книг Р. Гамзатова и его портрет, фотографии поэта, отрывок из фильма о нем, фотографии горного села Куруш.
В ходе вступительной беседы, на этапе первичного синтеза, учитель узнает о том, насколько хорошо младшие школьники знакомы с именем Расула Гамзатова, где находится памятник прославленному поэту и улица, названная в его честь. Рассказ учителя о поэте необходимо сопроводить его фотографиями, снимками отца - Г. Цадасы, семьи, его родного аула. Учитель должен организовать выставку книг поэта, прекрасно иллюстрированных, несомненно, привлекающих их к чтению - рассматриванию. Словарная работа должна проводиться до
чтения, во время чтения и после него, так как необходимо учить ребенка думать на всех этапах работы с текстом. Необходима семантическая работа со словами: мерцать, колокола, ощипать, легенда, очаг, сакля. Первичное чтение отрывка из поэмы должно быть образцовым, так как от него зависит, проявят ли младшие школьники интерес к чтению, поэтому читать должен сам учитель или отрывок должен прозвучать в исполнении мастера художественного слова в аудиозаписи. После чтения очень важна проверка первичного восприятия литературного текста, когда в ходе беседы звучат оценочные суждения учащихся о том, понравился ли отрывок и чем запомнился. Тут важно не перегружать школьников вопросами, потому что подробно рассмотреть все аспекты повествования необходимо во время анализа - самой сложной части работы над текстом. В начальной школе учащимся не обязательно знать названия всех тропов, но, вместе с тем, необходимо научить видеть образные слова и выражения, вдумываться в смысл фраз, выбор слов, уметь воссоздавать в своем воображении художественный образ, постигать идею и авторский замысел.
В ходе анализа стиля произведения, образной системы и сюжета учитель выясняет, какими эпитетами наделяет поэт родной край (маленькая, простая, гордая страна). Расул Гамзатов с первых строк подчеркивает многообразие языков, культур народов Дагестана, что составляет его величайшее богатство и ценность. Вместе у людей получается все - и рассказать, и вспахать, и построить. То и есть, объединившись, люди преобразуют себя, землю, мир. Дагестан - горная страна, поэт проводит словообразовательный и этимологический анализ этого слова и обращается с вопросом: «Где твой Дагестан?» к одному из представителей дагестанского народа - андийцу. Тот, оглядывась вокруг себя, объясняет, что Родина - все, что окружает человека: снег горы, воздух, трава. «Мой Дагестан - везде», - отвечает он. Поэт подчёркивает разнообразие и общность всех народов, населяющих этот благословенный край, который не нужно сравнивать с другими странами, потому что он особенный, неповторимый. Описывая Дагестан, Р. Гамзатов метафорически рисует образ замечательного дома, с крепкими стенами и крышей, новыми окнами и дверями, который стоит на своем месте, там, где и должен стоять. Поднявшись на самую высокую гору, поэт обозревает все дороги, дома: Дагестан - это маленькая, но вместе с тем большая горная республика, дома древних аулов теснятся друг к дружке, но сердце горцев широко раскрыто всем гостям и друзьям. Потому что самые гостеприимные люди на свете - дагестанцы. Автор упоминает о надписи на дверях, призывающей гостя зайти к очагу, поэт сокрушается о том, что нет таких ворот в Дагестане, где можно было бы написать: «Огонь в очаге горит, входите, гости. Приглашаем вас: не стесняйтесь, входите, горит огонь в очаге, и светла вода в родниках, милости просим!» Такой повтор совершенно не случаен, он усиливает мысль о том, что гостеприимство в крови у дагестанцев, сердца их широки, добры и радушны. Прочитайте, как, по мнению поэта, появились дагестанцы? Автор подчёркивает, как много легенд, сказок и мифов сложено об этом. Но ему запомнился один рассказ, услышанный в детстве. Он повествует о том, что Земля уже была заселена зверями и птицами,
слышались их разные голоса, но не было голоса человека. Важно найти и перечитать это образное описание нашей планеты, походившей «на рот без языка, на грудь без сердца». Такое яркий и чувственный сравнительный оборот позволяет почти физически ощутить пустоту земного мира и волнительный миг, предваряющий описание того, как же появился первый человек... Следующий абзац рисует образ отважных и сильных орлов, парящих в небе над землей. Их не испугал снег, такой густой и сильный, «словно ощипали всех птиц на свете и перья их пустили по ветру». Гипербола - преувеличение умело используется автором для создания картины вселенского масштаба, когда небо и земля смешались, чтобы породить нечто новое, очень важное и необыкновенное - человека. Р Гамзатов дает нам описание летящего к гнезду орла, крылья которого он сравнивает с саблями, а клюв с кинжалами, что выдает его воинственный нрав, неустрашимость и отвагу Чувство юмора не изменяет поэту, и устрашающую картину того, как орел врезается в скалу, он разбавляет шуткой: «Он ли забыл о высоте, высота ли забыла о нем.» С иронией он адресует эту легенду многим народам, населяющим Дагестан, многим вершинам дагестанских гор: Шахдагу, Турчидагу, Гунибу. Гамзатов-мудрец понимает, как бессмысленны эти споры, ведь неважно где, важен сам факт, который не меняет главного: «Швырни камень в птицу - птица умрет, швырни птицу в камень - птица умрет», но этот непреложный закон жизни и смерти на этот раз не сработал. Упавший орел не погиб. Как Р. Гамзатов описывает такое перевоплощение птицы в человека, такую волшебную трансформацию? Для этого поэт использует сравнительные обороты: « но тот, у которого крылья были подобны саблям, а клюв подобен кинжалу.»; «вместо сломанных крыльев у него выросли руки, одна половина клюва превратилась в обыкновенный, большой правда, нос, а вторая половина - в кинжал, висящий у горца на поясе». Что же осталось у него неизменным, прежним? Орлиным осталось сердце, бесстрашное и свободолюбивое. Под сердцем поэт подразумевает характер и натуру горцев. При описании того, как орел боролся за жизнь, отбиваясь от врагов, карабкаясь по отвесным скалам все выше и выше, поэт аллегорически повествует о тысячелетней борьбе горцев с врагами, явлениями природы - всеми трудностями человеческого бытия. Это предельно ясно выражено в предложении: «Пришлось ему бороться за свою жизнь». Р. Гамзатов пишет: « В небе над этой землей летали орлы, сильные и отважные птицы..» (крылья переломались, сердце билось, железные когти, острый клюв). Почему Р. Гамзатов сравнивает дагестанцев с орлами? Какую черту характера дагестанцев подчеркнул поэт, используя такую фразу: « трудно без крыльев добывать пищу, трудно без крыльев отбиваться от врагов». На что, по мнению автора, похожи сакли горцев? В ходе анализа стиля, образной системы, идет работа над композицией и идеей текста, когда автор, переложив древнюю легенду о происхождении дагестанцев от горных орлов, раскрывает их свободолюбивый и миролюбивый характер, делает акцент на гостеприимстве и радушие горцев, умении выживать в самых сложных и трудных условиях, объявляя свободу и независимость самой большой ценностью. Учащихся не просят находить сравнения и эпитеты, просто они размышляют над фразами, словами, и это помогает им представить собирательный художественный образ и практически ощутить выразительно-изобразительные возможности слова. В этой ситуации можно предложить школьникам небольшую исследовательскую работу, когда они могут найти тотемное животное, являющегося у определенного народа предметом особого культа. Так, тотемом вайнахского народа является волк, у ногайцев - небесная волчица, у русского народа особо почитаем медведь, у североамериканских индейцев - бизон, у всех дагестанских народов - горный орел. Тотемное животное заключает в себе все те качества и силу, которые определяют судьбу и характер народа, верящего в такое родство. Результаты исследования можно представить в виде рисунков. В ходе анализа текста школьники составляют подробный план пересказа.
Пересказ является завершающим этапом работы с художественным текстом. На обобщающем этапе урока предусматривается уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно здесь используются такие приемы работы, как выборочное чтение или перечитывание, беседа и др. Например, после анализа отрывка из поэмы Р Гамзатова «Мой Дагестан» можно обратиться к школьникам с вопросами и заданиями:
- Где поэт описывает появление человека в горах Дагестана? Найдите в тексте это описание.
- Во что превратились одна и другая половинка клюва орла?
- Почему Р. Гамзатов считает дагестанцев потомками орлиного племени?
- Согласны ли вы с ним?
- Понравился ли вам отрывок из большой поэмы нашего прославленного поэта?
Творческие работы по следам прочитанного предполагают деятельность детей с произведением, которая реализовала бы их собственное художественное отношение к прочитанному. Это может быть выразительное чтение с последующим обсуждением вариантов чтения, графическое иллюстрирование, творческий пересказ (с изменением лица рассказчика).
Такой опыт следует накапливать, так как это поможет развить творческие способности школьников, когда при создании собственного высказывания, они, опираясь на полученные знания, учатся передавать настроение с помощью описания природы, настроение персонажа с помощью описания мимики, жеста и т. п.
В продолжении темы любви к родному краю можно перейти к чтению и анализу отрывка из повести Меджида Гаджиева « Друзья Мамеда». До чтения текста
учащимся задают вопрос о большой и малой Родине, чтобы сформировать у них чувство патриотизма и интернационализма, понятия этнической уникальности и осознания своего единства с многонациональным народом России. С целью познавательной активности можно предложить учащимся подготовить доклад о горном ауле Куруш, который считается самым высокогорным поселением в Европе (2560 м. над ур. моря). Для того чтобы определить тему чтения можно использовать прием вычленения ориентирующих слов текста. «Аул наш находится высоко в горах..» - это первая строка отрывка. Учитель наводит школьников на мысль о том, речь пойдет о дагестанском ауле Куруш. Примечательно то, что повествование в тексте идет от первого лица. О своей малой Родине рассказывает маленький мальчик, житель этого аула, такой прием позволяет передать искренность и непосредственность мировосприятия и точность повествования. От него мы узнаем, что там нет ни деревьев, ни кустов, а только скалы и альпийские луга. Жителей этого удивительного места окружают могучие горы Шалбуздага и Шахдага. Не каждый может понять такую суровую красоту Кавказских гор, именно поэтому после рассказа о родном крае попутчик в поезде назвал такие места «мрачными». Жителю средней полосы России трудно понять, как могут нравиться места, где нет « ни леса, ни кустов, одни скалы.». Важно донести до младших школьников мысль, что Родина - это лучшее место на земле и у каждого свое представление о красоте и богатстве родного края.
На вопрос учителя: « Как отреагировал на это маленький горец?», учащиеся находят в тексте ответ: «Я даже обиделся. Потому что места наши самые красивые на свете!». Приём перечитывания помогает уяснить идею произведения, обратить внимание на изобразительно-выразительные возможности языка произведения. Учитель обращает внимание на то, как описывается природа высокогорья, на использование эпитетов: «воздух прозрачный», «небо синее-синее», «снег сверкает белизной», « солнце огромное, и кажется, что оно совсем рядом», « много родников», «весело журчат», « превращаются в ручьи», «много фруктов». В ходе словесного рисования учащиеся воссоздают картины, описанные в художественном отрывке. Рассказ может быть дополнен и описанием необыкновенно звездного ночного неба, которое они наблюдали, будучи в горах. В любом случае, такое дополнение не будет лишним и значительно обогатит речь школьников, стимулирует воображение.
В качестве сравнения можно использовать рассказ М. Гаджиева и тот материал, который подготовил один из учеников об ауле Куруш. Очень важно, чтобы младшие школьники почувствовали разницу и могли практически различить художественный стиль повествования и научный. Такой прием будет способствовать формированию у них языкового чутья и чувства стиля. В ходе анализа отрывка учащиеся подробно пересказывают текст уже от третьего лица.
Завершающим этапом работы может стать творческое задание подготовить небольшой рассказ о своем ауле, его истории и природе.
Следующим произведением, раскрывающим лучшие человеческие качества дагестанцев, можно назвать стихотворение Р. Гамзатова «Песни о Дагестане». В этом произведении великого дагестанского поэта нарисован образ настоящих дагестанцев - мужественных и бесстрашных, гостеприимных и дружелюбных, добрых и высоконравственных. С первых же строк Р Гамзатов обращает свой взор к мужчинам. Пороком, неприемлемым для горца, поэт считает трусость, потому что честь и доблесть - это то, чем больше жизнью дорожат дагестанские мужчины. В следующей строфе художник обращается к образу девушки-горянки - стыдливой и нежной, грациозной и скромной (ходят плавно, как луна - след в пыли не остается, и походка не слышна). Гостеприимство поэт провозглашает сущность жителей Страны гор. Он совершенно уверен в том, сердца и ладонь дагестанцев открыты всему миру, всей планете, всем гостям, огонь очага согреет каждого, кто приедет в горный край. Используя прием антитезы, Р. Гамзатов с юмором рисует образ тех, кто при появлении гостя «чешет сонный затылок, улыбается с трудом». Это те, кто не может называться дагестанцем, потому что уважение к гостю в крови земляков поэта. Соотечественники - предмет его гордости и вдохновения:
Знай же друг, что это племя
Выражает существо
Дагестанца, дагестанки,
Дагестана моего!
О том, насколько человек духовно связан со своей малой Родиной, повествуется в стихотворении Абдуселима Исмаилова «Большой человек». В самом названии стихотворения заключена метафора, потому что оно может рассматриваться не только в прямом, но и в переносном смысле. Большим человеком назван тот, в ком не угасает любовь к родному дому. Речь в нем идет от лица горского мальчика Муслима, который вырастит и уедет из родных мест, о чем очень сокрушается его мама. Ей кажется, что в далеком краю сын забудет родную улицу, дом, двор, где гулял босиком, и даже сестренку. Сердце матери наполняется печалью при мысли о разлуке с сыном. Правила горского этикета не позволяют ответить матери, но мысли-ответы мальчика звучат по-детски искренне и по-взрослому мудро. Он знает, что любовь к родному аулу, горам, лесу, катку останется в сердце, как далеко бы не забросила его судьба. Муслим понимает, что мама хочет видеть его большим (взрослым) человеком, и в его понимании большой человек- это тот, кто никогда не забывает дом, где живет мама, родной очаг и милые сердцу горы. Важно обратить внимание на описание картин
«малой родины», перечитать поэтические строки, чтобы каждый из школьников, используя прием словесного рисования, создал образ родного аула. Необходимо определить главную мысль автора, идею произведения, которая выражена в последних строках стихотворения:
Но только большим Не становится тот, Кто дом забывает, Где мама живет.
Библиографический список
Можно дать задание подобрать близкие к идее стихотворения пословицы и поговорки о любви к родному краю и ценности этого чувства.
Таким образом, на материале уроков литературы народов Дагестана происходит формирование таких характеристик личностного развития, как самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, которые способствуют формированию основ гражданской идентичности развитию Я-кон-цепции и самооценке личности, эстетических и этических чувств у младших школьников.
1. Курбанова З.Г. Методика анализа художественного произведения на уроках дагестанской литературы: учебно-методическое пособие. Махачкала. 2018.
2. Литература народов Дагестана: Книга для чтения в начальных классах городских школ. Часть 10-ая. Авторы-составители: Г.И. Магомедов, М.И. Шурпаева. Махачкала, 2009.
References
1. Kurbanova Z.G. Metodika analiza hudozhestvennogo proizvedeniya na urokah dagestanskoj literatury: uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala. 2018.
2. Literatura narodov Dagestana: Kniga dlya chteniya v nachal'nyh klassah gorodskih shkol. Chast' 10-aya. Avtory-sostaviteli: G.I. Magomedov, M.I. Shurpaeva. Mahachkala, 2009.
Статья поступила в редакцию 30 11.18
УДК 812
Karabulatova I.S., Doctor of Sciences (Philology), Professor, professor-researcher of Department of Foreign Languages of Philological Faculty,
Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ASSOCIATIVE PORTRAIT OF A MIGRANT. The modern transcultural conflict is especially vividly manifested now in the electronic information society, as globalization has a leading role in transformational strategies to change the identity of the modern linguistic personality. Migrants, who fall into a new sociocultural and language environment, fall into a situation of mental and socio-cultural discomfort, beginning to live a double life: the host community and the emancipating community. Under the influence of modern media, the attitude towards the migrant's image is changing: positive information contributes to the creation of a positive attitude towards the migrant's image and, conversely, negative information contributes to a negative perception of the image of migrants, which leads to distortions in the images of social groups and phenomena in the receiving community, "old" and "new" members of society.
Key words: migrant, migrant-criminal, suggestive linguistics, electronic-digital discourse.
И.С. Карабулатова, д-р филол. наук, проф.-исследователь каф. иностранных языков филологического факультета, Российский университет
дружбы народов, г. Москва, Е-mail: [email protected]
АССОЦИАТИВНЫЙ ПОРТРЕТ МИГРАНТА
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 17-04-00607-ОГН «Этнолингвокультурологический скрининг политтехнологий ИГИЛ в работе с протестным поведением российской молодежи».
Современный транскультурный конфликт ярко выражен в электронно-цифровом дискурсе ввиду приоритета глобализации в трансформациях языковой личности. Мигранты, которые попадают в новую социокультурную и языковую среду, попадают в ситуацию ментального и социокультурного дискомфорта, начиная жить двойной жизнью: принимающего сообщества и отпускающего сообщества. Под воздействием современных СМИ отношение к образу мигранта меняется: позитивная информация способствует созданию положительного отношения к образу мигранта и, наоборот, отрицательно направленная информация способствует негативному восприятию образа мигрантов, что ведет к искажениям образов социальных групп и явлений в принимающем сообществе, в целом трансформируя идентичность как «старых», так и «новых» членов общества.
Ключевые слова: мигрант, мигрант-преступник, суггестивная лингвистика, электронно-цифровой дискурс.
Исследование суггестивных технологий в электронно-цифровом дискурсе представляет теоретический и практический интерес, поскольку большинство материалов в сети Интернет практически публикуются без какой-либо правки со стороны модераторов и/или администраторов. Соответственно, дискурсивная составляющая конструирования реальности в сети Интернет может быть представлена различными форматами коммуникативного взаимодействия, начиная от аргументов / рациональной контр-риторики и заканчивая различными оскорблениями, обманом / искажением сведений. Спектр комментариев к публикациям о мигрантов в электронных СМИ представляет собой богатый эмпирический материал для исследования. В современной социокультурной ситуации электронно-цифровой дискурс выполняет едва ли не доминирующую посредническую функцию между крупными социальными сообществами, поэтому процесс взаимодействия различных социальных групп переживает новый виток своего развития.
В нашем исследовании мы видим прилагательные, характеризующие образ мигранта в контексте частнооценочных значений в электронно-цифровом дискурсе. При психолингвистическом одной анализе в ходе целевой направленного ассоциативного здесь эксперимента к слову «мигрант» испытуемым (180/ 120) было дано ведет задание привести адаптационный ассоциативные ответы плана в виде: имен человек прилагательных (в связи отражением с этим аудитории полити был задан неосознанной вопрос «Мигрант, которых какой он?»). Направленный социальное ассоциативный эксперимент разных широко используется
результате для исследования ломакина глубинной семантики эпоха слова. следующем
Предлагаемый вступать вопрос-стимул фактически политический определяется конкретной носителей семантикой исследуемой лексемы «мигрант».
Направленный молдавию ассоциативный эксперимент ро^ка концепта «мигрант»:
Нелегальный (27/18), шаховский трудовой (27/15), воспринимаются китайский (26/ 14), таким азиатский (24/12), оснований незаконный (19/ 16), миграция первый (18/ 16), целом многий (16/ 14), земля таджикский (15/ 13), уровень русский (14/ 12), понимается другой (13/ 13), культуры примитивный (13/10), усвояемость интеллектуальный (12/ 9), формирование неграмотный (11/8), массовая узбекский (10/ 7), женщина водный (9/ 8), сельский (9/4), которые незадачливый (8/8), нами весенний (8/7), сегодня новогодний (8/4), сирийский (8/3), попытках африканский (7/5), городской (7/2), прежде временный (6/7), более темнокожий (6/5), старт арабский (6/4), алчный (5/1), миграционных жирный (4/4), ниже худой (4/3), этнический (4/2), текстов вонючий (3/3), исследователей вынужденный (3/2), ситуация бедный (3/1), германии озлобленный (2/3), точнее мусульманский (2/2), лопатин легальный (2/1), этическими украинский (2/1), голодный (2/1), этом переодетый (2/1), сезонный (2/1), поздний (2/1), переселенцев любой (2/1), крайнего шумный (2/1), другой крикливый (2/1), либо задиристый (2/1), коммуникации поздний (2/1), путешествие прочий (2/0), такие неугодный (1/1), относительно энергичный (1/1), совпадает трудолюбивый (1/1), исследования тупой (1/1), предпосылок