Научная статья на тему 'Взаимосвязи фольклора и поэзии Дагестана на современном этапе в контексте культурологического анализа'

Взаимосвязи фольклора и поэзии Дагестана на современном этапе в контексте культурологического анализа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
390
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ТРАДИЦИЯ / ФОЛЬКЛОР / ТВОРЧЕСТВО / ПОЭЗИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Асеков Заур Изамитович, Салманов Магомед Ахмедович

В статье дается анализ связи понятий фольклора и поэзии. С точки зрения авторов, фольклор неразрывно органично связан с поэзией. Обобщен материал творчества поэтов, отражающих культурологическую взаимосвязь фольклора и поэзии, и на этой основе выявлена возможность успешной взаимосвязи устного народного творчества и поэтического творения. Показан также потенциал оригинального изложения фольклора в поэтической форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязи фольклора и поэзии Дагестана на современном этапе в контексте культурологического анализа»

50

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

6. Korkina Yu. Е. Sistemnye otnosheniya frazeologicheskikh edinits v russkom yazike. Veliky Novgorod: avtoreferat dissertatsii kandidata filologicheskikh nauk. 2005. 7. Kunin А. V. Kurs frazeologii sovremen-

nogo angliiskogo yazika. М.: Vysshaya shkola, 1986. 8. Olekhnovich N.N. Frazeologizm I slovo: k voprosu promezhutochnykh yavleny. Novgorod, 1991. 9. Shansky N.M. Frazeologiya sovremennogo literaturnogo

yazika. SPb: Spetsialnaya literatura, 1996.

Статья поступила в редакцию 15.08.2015

УДК 812 (470.67)

ВЗАИМОСВЯЗИ ФОЛЬКЛОРА И ПОЭЗИИ ДАГЕСТАНА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

THE RELATIONSHIP OF THE DAGESTAN FOLKLORE AND POETRY AT THE PRESENT STAGE IN THE CONTEXT OF THE CULTURAL STUDY ANALYSIS

© 2015 Асеков З. И., Салманов М. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Asekov Z. I., Salmanov M. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье дается анализ связи понятий фольклора и поэзии. С точки зрения авторов, фольклор неразрывно органично связан с поэзией. Обобщен материал творчества поэтов, отражающих культурологическую взаимосвязь фольклора и поэзии, и на этой основе выявлена возможность успешной взаимосвязи устного народного творчества и поэтического творения. Показан также потенциал оригинального изложения фольклора в поэтической форме.

Abstract. The authors of the article provide the analysis of the concepts of the folklore and the poetry. From the point of view of the authors, folklore is inseparably linked with the poetry. They summarize the material of poets’ creative works, reflecting the cultural relationship of the folklore and the poetry, and on this basis identify the possibility of the successful relationship of the folklore and the poetic creation. They also show the capacity of the original presentation of the folklore in the poetic form.

Rezjume. V stat’e daetsja analiz svjaziponjatij fol’klora i pojezii. S tochki zrenija avtorov, fol’klor ne-razryvno organichno svjazan s pojeziej. Obobshhen material tvorchestva pojetov, otrazhajushhih kul'turologicheskuju vzaimosvjaz' fol’klora i pojezii, i na jetoj osnove vyjavlena vozmozhnost’ uspeshnoj vzaimosvjazi ustnogo narodnogo tvorchestva i pojeticheskogo tvorenija. Pokazan takzhe potencial origi-nal'nogo izlozhenija fol'klora vpojeticheskoj forme.

Ключевые слова: Дагестан, традиция, фольклор, творчество, поэзия. Keywords: Dagestan, tradition, folklore, creation, poetry.

Kljuchevyeslova: Dagestan, tradicija, fol’klor, tvorchestvo, pojezija.

Дагестан еще в глубокой древности вошел в историю как целостная этнокультурная территория. Вековое соседство, совместное проживание, защита интересов народов явились отличительными чертами образа жизни, обычаев, традиций, морали.

Действенным фактором укрепления дружбы народов республики стало соблюдение в семье и обществе норм морали -добра, достоинства, чести, долга, справедливости, верности данному слову. Другим фактором, способствующим сближению

Общественные и гуманитарные науки

• ••

51

народов, явилось общее представление в понимании категорий эстетики - прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в природе, обществе, искусстве. Эти особенности, проявившиеся в образе жизни и межличностных отношениях в обществе, отразились на фольклоре народов, повлиявшем на поэзию и другие виды искусства народов дореволюционного и современного Дагестана.

Лучшие эстетические традиции, формировавшиеся в поэзии, музыке, хореографии, декоративно-прикладном искусстве каждого народа воспринимались по традиции взаимообогащения, совершенствуя манеры исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах, не теряя при этом национальные особенности народов. Эти своеобразие, индивидуальная неповторимость народного искусства заметны при исполнении танца лезгинки [9].

Уместно сослаться здесь на материал этнографии: «... звучит зурна, все хлопают ладонями в такт... из столпившихся возле круга, взмахнув руками, впорхнула горянка, на середину... оставив от корпуса левую руку, а правую подняв над головой, плывет по кругу, извивая тонкий стан. Точно крылья бабочки, трепещут широкие рукава; звеня украшениями, она манит и зовет за собой кавалера. Тот, что гоголем обойдет вокруг красавицы, то кинется словно сокол: она ловко увертывается от объятий, убегает от него и снова зовет. За первой парой вылетают разом две, три пары и начинается магическое объяснение в любви, страстное, полное движение и огня. Видел я лезгинку на сценах театров, но столичные знаменитости не могут передать половины той грации и прелести движений и души, какую вкладывают в танцы подлинные горцы; что, ни движение, то грация и пластика. Сама природа, видно, обучала их этим выразительным, полным граций, красоты танцам» [3].

Наделенным талантом певцам, музыкантам, танцорам подражала творчески одаренная молодежь, училась у них манерам исполнения песен, танцев, игре на музыкальных инструментах. Их песни, тесно связанные с событиями, происходящими в жизни народа, носили глубоко демократический характер, оказывали огромное эстетическое воздействие на слушателей в годы войны и мирного созидательного труда.

Древнее искусство народов Дагестана в целом по своей природе является синкре-

тическим, в нем не расчленены понятия «искусство и ремесло», «поэзия», «музыка», «танцы». Фольклор сохраняет художественный синкретизм начального этапа народного искусства. Одновременно в нём наблюдается расчленение между его элементами. Расчленение происходит в направлении выделения исполнительного творчества от творчества первосоздателя. С появлением письменности искусство слова стало литературным и зажило самостоятельной жизнью; соответственно относительную самостоятельность получило исполнительное творчество. Важной стороной сущности народного творчества явилось то, что в нем отражены борьба народов Дагестана против иностранных завоевателей, взаимоотношения личности и общества, борьбы добра и зла в общественных отношениях, эмансипация горянки, её свобода.

В истории развития литературы народов Дагестана XIX-XX вв. имеется множество примеров, подтверждающих влияние фольклора на поэзию народов; преемственные связи поэтического творчества, профессиональной музыки, хореографии с фольклором.

Традиции фольклора, в котором ярко отразилась тема любви и красоты женщины-горянки, её протесты против сословных канонов феодального общества, получили дальнейшее развитие в творчестве дореволюционных поэтов Омарла Баты-рая, Ирчи Казака. Етим Эмина, Саида Кучхурского, Щаза из Куркли, Анхил Марин, Эльдарилава, Махмуда.

Эстетические и нравственные традиции поэтического творчества, развивавшиеся веками, оказали плодотворное влияние на развитие поэзии, музыки, театрального искусства народов Дагестана XX века. Например, Фазу Алиева в произведении «Законы гор» поэтически образно повествует нам о неписанных законах горской морали, общезначимых ценностей, бережно хранимых в межличностных отношениях:

Мне не оставили

Томов в наследство предки,

В которых бы прочла законы гор.

Но лишь о них заходит разговор,

Я вижу Вас, соседи и соседки....

Душа у горца - меч.

Когда враги ждут.

Когда друзья ждут

Души его - ковер

Вот каковы законы Гор

52

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

В XX в. массовая культура коснулась всех сфер общества, экономики, политики, информации, телевидения. Постепенно под натиском массовой культуры личность человека стала терять неповторимость, способность критически мыслить, отличать прекрасное от безобразного. Культурное, нравственное сознание молодого поколения подверглось колоссальной деформации. Параллельно стали разрушаться нормы морали, отношения поколений. В целях сохранения этнической самобытности, национальной культуры народов огромное значение приобрело изучение фольклора, народной литературы, музыки, несущих в себе общечеловеческие ценности.

Формировавшиеся на основе фольклора поэзия, музыка, хореография, являются основой, способствующей развитию художественной культуры народов Дагестана XX-XXI вв.

Тесная связь с традициями фольклора характерна для творчества народного поэта Дагестана Р. Гамзатова. Прослеживая многие стороны его яркой и талантливой поэзии, Г.И. Ломидзе приходит к выводу о том, что "Довольствуясь только лишь унаследованием народнопоэтических аварских традиций, Р. Гамзатов не мог бы достичь той зрелости и масштабности, того многообразия поэтических форм, коими столь привлекательны его поэмы и стихи. Сложные ассоциативные жизненные и художественные связи, свободная мелодия стиха, воплощающего процесс рождения и трепетного движения мысли, чувства человека, психологическая ёмкость, неожиданность, но внутренне оправданная смена различных эмоций, душевных состояний, обаятельная лирическая лукавинка и открытость, сердечная щедрость - эти и другие качества не могли развиться на почве одних только народнопоэтических традиций. Они стали движущей силой аварской литературы, благодаря всем тем жемчужинам нашей общей советской поэзии" [8], как сам об этом писал Р. Гамзатов в статье "О себе", благодаря всем тем огням, которые освещали путь свободному аварскому народу" [10].

Дагестанский поэт Р. Гамзатов чутко прислушивается к пульсу времени, живет горем и радостью планеты. По его свидетельству, когда он писал книгу стихов "Мулатка", то имел в виду "свою жизнь, свою песню и нашу планету", которая пол-

на самых разнообразных чувств восторга и переживаний. Этой своей беспокойной жизнью и дорога поэту полная тревог и волнений Земля:

Лети, прекрасная мулатка -

Планета с именем Земля!

Он не пассивный созерцатель полета планеты, он стремится внести свою долю в улучшение судьбы всей Земли, всех людей мира. Как представитель горских народов, советских людей, Р. Гамзатов ведет большой разговор в масштабах страны и мира. "Мы, - заявляет он, имея в виду поэтов, -хозяева огромной великой страны, которая находится в центре событий всего мира" [4].

Поэта радует процесс все большего сближения наших народов, все больший расцвет культуры больших и малых народов. Он видит, что повсеместно "идет непрерывный процесс сближения наций и культур, люди разных национальностей работают дружно и сообща на благо всех и все сильнее ощущается взаимовлияние и взаимообогащение литератур" [5].

Чем больше проникает поэт в сущность нашей сегодняшней действительности, тем ярче рисует он образы современников, тем краше показывает облик страны. Он вдохновляется самой жизнью и показывает её. И в этом направлении его творчество является настоящей школой для поэтов и писателей, для всех творческих работников.

Многогранное творчество Р. Гамзатова явилось поэтической школой для поэтов и писателей Дагестана и страны в целом. Его богатая палитра в привлечении устного поэтического материала и умелого сочетания его с литературными традициями народа, является объектом пристального внимания и изучения.

В своей философской лирике «Что же оставить в наследство потомкам?», «Час молитвы», «Суд» Расул Гамзатов обращается с вопросом потомкам: «Какие ценности передать грядущим поколениям в период распада великой державы?» Сам же дает ответ на эти вопросы:

Мстить прошлому, - круша надгробья?

Отвага эта не по мне.

На жизнь гляжу не исподлобья,

Я верю завтрашней весне.

Но как из сердца выжечь ярость,

Как выгнать призраки из снов?..

Любить хочу!

Какая малость

Осталась счастья, нежных слов.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

53

Р. Гамзатов вкладывал в свои произведения гуманистический смысл, имеющий общечеловеческую ценность. Таковы произведения Р. Гамзатова «Колыбельная». «Легенда о свадьбе», «Сказки бабушки», «Дочь лесника», «Дерхаб», «Козины», «Парень гор», многие восьмистишья.

Широко известны произведения поэта, посвященные теме подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Наглядным примером служат его поэмы «Солдаты России», «Колокол Хиросимы» стихотворение «Журавли», приобретшие общероссийское и мировое признание.

Песня Яна Френкеля «Журавли», написанная на одноименное стихотворение Расула Гамзатова, получила признание во всем мире. Это стихотворение олицетворяет суть современного мышления простых людей в условиях мировой угрозы всему человечеству.

В стихотворении «Колесо Жизни» Р. Гамзатов пишет:...

И душевная открыта рана,

И тревожна каждая судьба.

В дальних странах и соседних странах То и дело слышится пальба.

Вновь поля воронками изрыты,

Города в руинах, в дымной мгле.

Пулями наемного бандита Скошен пахарь на своей земле.

Снова кто-то, в рвении неистов,

Жаждет крови, фюреру под стать,

Каски и регалии нацистов Недоумки стали примерять.

Имея дело с явлениями социально опасными, которые могут привести общество к трагическим последствиям, Гамзатов в своем творчестве выставляет их на всеобщее обозрение, бескомпромиссно развенчивая пороки, показывая, от каких социальных изъянов общество должно освободиться, идя по пути демократии и прогресса.

Поэтический опыт Расула Гамзатова убеждает нас в том, что "народное художественное сознание, оказывается, способно переработать мировой опыт литературы. Художественное сознание заявляет о себе в формах литературного мышления наций, то есть в исторически развитой и сложной системе эстетического воссоздания реальности" [10].

Таким образом, произведениям дагестанских поэтов современности присущи самые разнообразные формы использования традиционных образов и изобразительно-выразительных средств устного народного творчества. Именно близость к фольклорным традициям, в первую очередь, придает их произведениям национальный колорит. Авторы, глубоко проникая в современную действительность, в её новые черты, много внимания уделяют и национальным обычаям, народному быту, народной поэтике.

Дагестанские поэты, как мы убедились, продолжают лучшие традиции фольклора и литературы, но не ограничиваются рамками достигнутого. Жизнь идет вперед, изменяется сам человек и его характер, его взгляды на жизнь. Социальным долгом дагестанской литературы было и остается всемерное содействие духовному развитию подрастающих поколений. Своими высокохудожественными и в идейном отношении полноценными произведениями писатели призваны пробуждать в людях чувство восприимчивости к красоте жизни, к эстетике труда.

Проблемы взаимодействия и взаимовлияния устного поэтического творчества и литературы в настоящее время не случайно привлекают все более пристальное внимание исследователей, работающих в национальных республиках. Это дает возможность научно осмыслить процесс зарождения каждой национальной литературы в отдельности и установить общие закономерности в развитии российской многонациональной литературы. Характерно, что каждый исследователь, идя своим путем, подчас приходит к идентичным выводам.

Подобные исследования, построенные на стыке смежных дисциплин и посвященные проблеме соотношения фольклора и письменной литературы в период формирования национального словесного искусства, имеют актуальное значение. Они дают возможность иллюстрировать не только поучительный процесс зарождения данной национальной литературы, что само по себе" имеет общеметодологический интерес, но и в итоге на своем материале вновь подтверждает тезис Горького о том, что литераторы используют все художественные богатства, накопленные народом на протяжении его исторического существования" [2].

54

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Как явствует из нашего анализа, данное гестанской литературы, которое влияет на наблюдение полностью подтверждается развитие нашей культуры,

всей историей становления и развития да-

Литература

1. Алиева Ф. Г. Закон гор. М.: Художественная литература, 1976. С. 46-48. 2. Арутюнов Л. От фольклора к письменной литературе // Вопросы литературы. 1971. № 7. 3. Воинов К. М. Очерки Дагестана. Военный сборник. Т. 6. С. 433-439. СПб., 1900. 4. Гамзатов Р. «Молитва». «Мстить прошлому, круша

надгробья?...». Махачкала: Эпоха, 2010. С. 76. 5. Гамзатов Р. И песнь моя - страна родная / Газета

«Известия», 3 июня 1972. 6. Гамзатов Р. Колесо жизни: стихи, поэмы. М.: Советский писатель, 1987.

7. Ломидзе Г. И. Интернационализм и национальные традиции // Вопросы литературы, № 3, 1961.

8. Салманов М. А. Эстетика поэтического творчества народов Дагестана. Махачкала, 2013. С. 33-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Социалистический реализм в литературах народов СССР. М.: Издательство АН СССР, 1962. C. 11-12.

10. Юсупов Р. Проблемы развития литератур малых народов. // Советский Дагестан, 1970, № 6. References

1. Alieva F. G. Law of the mountains. M.: Khudozhestvennaya Literatura, 1976. P. 46-48. 2. Arutyunov

L. From the folklore to the written literature // Problems of literature, 1971, # 7. 3. Voinov K. M. Essays on Dagestan. Military collection. Vol. 6. SPb., 1900. P. 433-439. 4. Gamzatov R. Prayer.To avenge the

past, destroying gravestones? Makhachkala: Epoch, 2010. P. 76. 5. Gamzatov R. And my song is my native country / Newspaper "Izvestia", June, 3, 1972. 6. Gamzatov R. Wheel of life: poems. M.: Sovetsky

Pisatel, 1987. 7. Lomidze G. I. Internationalism and national traditions // Voprosy literatury, # 3, 1961.

8. Salmanov M. A. Aesthetics of poetry of the peoples of Dagestan. Makhachkala. 2013. P. 33-34.

9. Socialist realism in the literatures of the Soviet peoples. M. AS USSR Publishing, 1962. P. 11-12.

10. Yusupov R. Problems of the development of the literatures of small nations. // Soviet Dagestan. 1970, # 6.

Literatura

1. Alieva F. G. Zakon gor. M.: Hudozhestvennaja literatura, 1976. S. 46-48. 2. Arutjunov L. Ot fol'klora k pis'mennoj literature // Voprosy literatury, 1971, № 7. 3. Voinov K. M. Ocherki Dagestana. Voennyj

sbornik. SPb., 1900. T. 6. S. 433-439. 4. Gamzatov R. Molitva. Mstit' proshlomu, krusha nadgrob'ja? Ma-hachkala: Jepoha, 2010. S. 76. 5. Gamzatov R. I pesn' moja - strana rodnaja / Gazeta «Izvestija», 3 ijunja 1972. 6. Gamzatov R. Koleso zhizni: stihi, pojemy. M.: Sovetskij pisatel', 1987. 415 s. 7. Lomidze G. I.

Internacionalizm i nacional'nye tradicii // Voprosy literatury, № 3, 1961. 8. Salmanov M. A. Jestetika pojet-icheskogo tvorchestva narodov Dagestana. Mahachkala, 2013. S. 33-34. 9. Socialisticheskij realizm v

literaturah narodov SSSR. M. Izdatel'stvo AN SSSR, 1962. S. 11-12. 10. Jusupov R. Problemy razvitija lit-eratur malyh narodov. // Sovetskij Dagestan, 1970, № 6.

Статья поступила в редакцию 23.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.