ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДАГЕСТАНА
©2°11 Мирзабалаева М.В.
Дагестанский государственный педагогический университет
Рассматриваются принципы работы по приобщению учащихся школ к произведениям мастеров изобразительного искусства Дагестана, отобран материал для уроков в аспекте проблемы.
The author of the article considers the work principles on schoolchildren’s familiarizing with Dagestan fine arts masters ’ works, selects the material for lessons in the aspect of the problem.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, уроки-беседы, изобразительное искусство, искусство Дагестана.
Keywords: aesthetic education, art education, lessons-conversations, fine arts, Dagestan art.
Неотъемлемой частью
художественного образования и эстетического воспитания школьников является изучение произведений
изобразительного искусства, что способствует всестороннему развитию личности, эстетическому освоению
явлений действительности, утверждению ценностных ориентаций в отношениях с людьми и окружающим миром.
Изучение наследия мастеров
изобразительного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников необходимо рассматривать как действенное средство художественно-эстетического воспитания школьников. Ознакомление с произведениями мастеров
изобразительного искусства, с жизнью художников, их эстетическими
принципами, художественными
приемами на уроках дисциплин
эстетического цикла является одной из важнейших содержательных сторон образовательно-воспитательной деятельности учащихся.
Как показал наш опыт работы, ведущей и наиболее эффективной
формой развития идейноэмоционального восприятия
произведений искусства в процессе художественно-эстетического воспитания школьников является специфический анализ художественного образа. Методически выверенный
подход к формированию мировоззрения
учащихся в ходе творческого анализа художественных произведений требует последовательного решения ряда задач, представленных в теоретических
положениях Б. Т. Лихачева [5-7] и использованных нами в процессе
приобщения школьников к творчеству мастеров изобразительного искусства, в частности - основоположника дагестанского профессионального
изобразительного искусства М.-А. Джемала. К этим задачам отнесем:
1. Осуществить обоснованный
систематизированный отбор
высокопрофессиональных произведений изобразительного искусства,
представляющих наибольшую ценность в образовательно-воспитательной
деятельности на уроках
изобразительного искусства.
В основу отбора живописных и графических произведений
родоначальника профессионального изобразительного искусства Дагестана М.-А. Джемала были положены принципы идейности, жанрового разнообразия, художественной
привлекательности, доступности и др. Произведения искусства дают учащимся большой познавательный материал, способствуют формированию
ценностного отношения к отечественным традициям, явлениям действительности. Подбирать репродукции необходимо так, чтобы в каждой из них можно было раскрыть ту или иную, новую для зрителя особенность искусства живописи или графики.
2. Изучить факты биографии, оказавшие определяющую роль в становлении мастерства и формировании мировоззрения художника. Художник, как представитель определенной исторической среды, непременно влияющей на характер творчества мастера, является носителем идей современного ему общества.
3. В процессе обзора творческой
деятельности акцентировать внимание на общественной значимости
произведений М.-А. Джемала, раскрывающих гражданскую позицию автора, его мировоззрение.
4. В целях освоения школьниками
системы художеств енно -эстетических суждений, проанализировать
взаимозависимость художественной формы и содержания живописных и графических произведений. Сила идейного, нравственного воздействия произведения искусства зависит от его способности вызвать сильное
эстетическое переживание. Достоверное отображение реальной действительности в картинах М.-А. Джемала является одним из наиболее действенных методов познания, образной формой отражения и преобразования мира и эффективным средством эстетического воспитания дагестанских школьников.
5. Раскрывая актуальность сюжета, художественных образов, проследить связь живописного произведения с эпохой; дать представление о
поэтизации образа, являющегося отражением определенных исторических условий, раскрыть его идейную направленность, авторское толкование. Произведения искусства посредством созданных художественных образов, характеров, типов человеческого поведения раскрывают психологию, философию и политику общества. Путем образного толкования моральных поступков и чувств людей М.-А. Джемал подводит школьников к пониманию всей сложности окружающего мира, осмысленному восприятию
традиционных национальных и общечеловеческих взаимоотношений.
6. Изучить специфические
особенности стиля, мастерства автора. Необходимо акцентировать внимание школьников на то, какими именно средствами живописи или графики художнику удается передать
незамеченные ранее учащимися образы, запечатлеть события большого
исторического значения, раскрыть
сложный характер соотечественника, отразить его деятельность, выразить свое отношение к изображаемому.
7. На примере
высокохудожественных произведений рассмотреть приемы отображения художником законов линейной и
воздушной перспективы, пропорций, очертаний, светотени, цвета,
конструктивных и эстетических
особенностей предметного мира,
явлений живой природы и др. Педагогическое формирование
эстетического восприятия требует
развития у школьников специфического видения, способности тонкого различения формы, цвета, оттенков композиции, всего интеллектуального потенциала.
8. Способствовать формированию
осознанного эмоционального отношения учащихся к проявлениям нравственных, волевых, ярких и лирических характеристик художественного образа. Произведения изобразительного
искусства способны раскрыть учащимся неизвестные им ранее чувства, формируя отношение школьников к объектам и явлениям действительности,
вырабатывая их моральную оценку. Вследствие целенаправленного
педагогического воздействия,
творческого анализа произведений изобразительного искусства, в частности произведений М.-А. Джемала, учащимися положительно оцениваются гармоничные художественные образы, служащие для них примером и ориентиром, высокие нравственные устои, проявление волевых качеств соотечественников - героев
художественных произведений.
9. В ходе анализа произведений
изобразительного искусства
активизировать эстетические чувства школьников, выработать потребность самостоятельного творчества,
формировать эмоционально-эстетическое отношение к окружающей
действительности. В процессе самостоятельного творчества знания и умения учащимся усваиваются особенно прочно, складывается индивидуальный стиль его умственной, интеллектуальной, творческой деятельности, формируются устойчивые интересы и потребность в самообразовании.
10. На конкретном художественном
материале - произведениях
основоположника дагестанского
профессионального изобразительного искусства М.-А. Джемала -
способствовать освоению школьниками теоретических основ искусствоведения и изобразительной грамоты и, как следствие, - выработке личного
художественного вкуса. Практическое изучение изобразительного искусства всегда решает комплексную задачу: формирование навыков художественной грамоты, развитие эмоционального восприятия произведений искусства, формирование интеллектуальных
способностей, совершенствование
художественного вкуса.
В ходе экспериментального обучения были проведены уроки, разработанные в соответствии с действующей
программой по изобразительному искусству, разработанной под руководством профессора В. С. Кузина [3, 4]. При этом были учтены
особенности региона: рассматривается
ряд произведений мастеров
профессионального изобразительного искусства Дагестана, в частности М.-А. Джемала, не указанных в программе, но введенных в экспериментальное исследование, с расчетом пополнить творческий арсенал учителя. В уроках-беседах ведется разговор о жизни и творчестве дагестанских мастеров профессионального изобразительного искусства, дается подробный анализ их произведений. Такие уроки
способствуют эстетическому
воспитанию школьников в процессе
приобщения к творческому наследию М.-А. Джемала.
Один из уроков был посвящен теме: Изучение становления
профессионального искусства Дагестана в творчестве Г. А. Гасанова, М.-А. Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи. При этом ставились цели и задачи:
приобщение учащихся к
профессиональному искусству Дагестана через произведения Г. А. Гасанова, М.-А. Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи; изучение учащимися творческого наследия основоположников
Дагестанской классики; эстетическое воспитание школьников на основе
изучения анализа произведений Г. А. Гасанова, М.-А. Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи.
Урок-беседа был построен на основе следующего материала. Имена Готфрида Алиевича Гасанова, Муэддина-Араби Джемала, Хас-Булата Нухбековича Аскар-Сарыджи навсегда вписаны в
историю дагестанской культуры как имена основоположников национальной композиторской школы,
профессиональной живописи и ваяния. В одном ряду с классиками дагестанской советской литературы - Сулейманом Стальским, Гамзатом Цадасой, Эфенди Капиевым - они стояли в авангарде художественного процесса своего времени. Их творчество олицетворяет невиданное в истории ускоренное развитие искусства народов Дагестана в условиях социализма.
Творческая деятельность и жизненный путь Г. А. Гасанова, М.-А. Джемала и Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи -
это поистине поучительный пример высокого понимания выпавшей именно на их долю исторической миссии, настоящий образец гражданского и художнического подвига.
Они создавали свои произведения в обстановке все еще продолжавшейся ожесточенной групповой борьбы, бурных дискуссий и споров в художественно-эстетической жизни молодой советской республики. Главную опасность для начинающих, несомненно, представляло засилие вульгарносоциалистических воззрений, левацкие загибы, согласно которым предстояло создать новое пролетарское искусство, не связанное с традициями предшествующих эпох.
Таким образом, сама эпоха поставила перед начинающими художниками слишком много сложных, далеко не однозначных задач.
Историческое непреходящее значение творчества Гасанова, Джемала, Аскар-Сарыджи состоит в том, что они в этих сложнейших условиях сумели определить и утвердить в своем творчестве перспективные направления развития дагестанского искусства, и тем самым создали национальные школы
композиторского творчества, живописи и ваяния, школы, влиянием которых по существу оплодотворено все
последующее движение искусства республики.
Будучи зачинателями, они создали произведения, вошедшие в золотой фонд дагестанской классики. Даже краткая, предельно сжатая характеристика творчества этих мастеров национальной культуры дает представление о масштабности и значимости их свершений.
Первые завершенные образцы крупных музыкально-сценических форм: опера «Хочбар», балет «Карачач», музыкальные комедии «Если сердце захочет» и «Под деревом» - это основа всего дальнейшего развития
дагестанского музыкального театра.
Первые монументальные формы дагестанского симфонизма: концерты
для фортепиано с оркестром, кантатно-ораториальные сочинения, романсы,
хоры, камерные миниатюры выдвинули Гасанова в ряд крупнейших советских композиторов.
С именем Муэддина-Араби Джемала связана целая эпоха в истории изобразительного искусства Дагестана. Он автор первых монументальных полотен историко-революционного
жанра, летописец важнейших этапов социалистических преобразований. Кисти художника принадлежит целая галерея портретов. В этом жанре Джемал, пожалуй, и поныне остается непревзойденным мастером. Им написаны замечательные жанровые картины, тематические и тематикодекоративные панно, пейзажи, он автор первого триптиха в дагестанской живописи. Его лучшие работы неизменно отличает высокое
профессиональное мастерство,
осознанное тяготение к ясной гармонии, к совершенству линейно-пласти-ческих композиций, богатству колористических решений.
Произведения художника подкупают глубиной социальной и национальной трактовки образов; он очень верно уловил и передал типические черты характера своего народа; в его полотнах отразились присущие дагестанцам любовь к декоративности,
музыкальности ритмов, цветовой насыщенности. Плодотворно работал Джемал и в графике.
Многогранно творчество Хас-Булата Нухбековича Аскар-Сарыджи.
Памятники В. И. Ленину в городах Рыбинске и Северодвинске,
скульптурные композиции в
Кисловодске, цикл работ для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, над скульптурным оформлением которой он трудился более десяти лет.
Примечательным символом Алма-Аты стал конный монумент Амангельды Иманову, за который Аскар-Сарыджа удостоен звания заслуженного деятеля искусств Казахстана.
Однако главное место в его творчестве занимает дагестанская тематика: памятники Махмуду и
Батыраю, Сулейману Стальскому и Гамзату Цадасе, монумент Махачу
Дахадаеву и обелиск «Борцам за власть Советов». Аскар-Сарыджа автор многих замечательных произведений
портретного жанра и малой пластики, фризов и барельефов, декоративных форм.
Вот уже четвертое поколение дагестанских советских композиторов и художников вступает в пору своей зрелости. Но время не отдаляет от нас творчества основоположников. Более того, развитие самого искусства республики вглубь и вширь, тематическое и идейно-художественное его обогащение более зримо, рельефно высвечивает значение их вклада в дагестанское советское искусство.
Крупные творческие личности не могут сформироваться в кабинетных условиях, в стороне от важнейших проблем общественной и
художественной жизни своего времени. Биографии Гасанова, Джемала, Аскар-Сарыджи очень четко выявляют
присущую им всем характерную
особенность: общественное и личное в их представлении и в объективных результатах их деятельности было
неразрывным целым. Ровесники бурного XX века, они никогда не были
сторонними наблюдателями событий, Видимо, этим и объясняется
исключительная плодотворность их разносторонней деятельности в культурном строительстве республики.
Тема другого урока: Портрет в
творчестве М.-А. Джемала. Цели и
задачи урока: эстетическое воспитание школьников средствами произведений изобразительного искусства, в частности портретами кисти М.-А. Джемала; формирование патриотизма, понимания прекрасного, интереса и любви к изобразительному искусству на основе анализа произведений художника; расширение знаний учащихся о художественных произведениях
изобразительного искусства Дагестана, пробуждение интереса школьников к творчеству М.-А. Джемала.
Урок был построен на основе следующего фактического материала. Многократные поездки в аулы и постоянное изучение натуры, типов
людей, большая любовь к народу и его героическому прошлому имели
решающее значение для становления реалистического метода Джемала-
портретиста, чему немало
способствовали как его учитель Е. Лансере, так и годы аспирантской учебы в стенах ГАИМКа.
Зимой 1932 г. Джемал снова едет в горные аулы в составе литературнохудожественной экспедиции,
организованной в период
культсанштурма. Цикл работ «Поездка по Дагестану зимой 1932 г.» был представлен на Первой
республиканской выставке в 1933 г.,
вызвавшей в печати несколько
положительных отзывов. Он с особым интересом передает непосредственность выражения, присущего лицу горца. Не случайно великий писатель Лев Толстой на лице своего Хаджи-Мурата изобразил суровость и одновременно детскую улыбку. Среди работ большое количество рисунков - погрудных портретов, в меньшем количестве -изображение головы и фигуры в рост. Джемал продолжает проявлять особый интерес к характеру людей. В отличие от работ экспедиции 1925 года, художника занимают не просто «типы» и их этнографические особенности. В этом цикле представлены портреты активистов культсанштурма, партийных и хозяйственных работников. Особо выделяются выразительностью
портреты Хавы Магомедовой из с. Тлярата, Али-Дибир Атречева из с. Анди (портрет в рост), Патимат Амирхановой из с. Гимры и ряд групповых портретов. Все они выполнены в великолепной
академической манере и удивительно поэтичны. Прекрасное понимание формы позволило мастеру передать в облике своих героев новые черты, рожденные крепнущим
социалистическим строем. Примером служат групповые портреты: П.
Умахановой и 3. Муртазалиевой из с. Анди, С. Гусейновой и Н. Хаджидада. Один из эскизов художник назвал «За книгой». В нем Джемал проявляет
чуткость к душевным движениям, дает психологическое решение портрета.
В перечисленных портретных рисунках 30-х годов наиболее полно проявилось романтическое направление творчества художника.
В течение 1931-1934 годов М. Джемал трижды участвовал в выставках дагестанских художников в Махачкале. Выставка 1933 г., как отмечал писатель Р. Фатуев, имела определенное значение в поступательном развитии изобразительного искусства Дагестана. Высоким профессиональным
мастерством выделяются портреты Давуда Алиева, поэта Абдулы Магомедова, революционера У.
Буйнакского. Первому портрету
народного поэта Г. Цадасы, написанному Джемалом в 1932 г.,
характерна монументальность. Это погрудный небольшой портрет поэта в мохнатой папахе и шубе. Образ решен в романтическом тоне. Яркие пятна света и густые тени создают пластическую моделировку. Живопись отличается богатством цветовой гаммы.
Беспокойные мазки, яркие блики в тенях и «цветовые тени» придают образу напряжение и эпические черты. По колориту легко узнается индивидуальный почерк Джемала и характерные особенности школы Лансере.
Романтические и эпические черты можно наблюдать почти во всех значительных портретах, созданных художником-гуманистом Джемалом.
В суровые военные годы и в
послевоенный период творческие поиски Джемала в портретном искусстве перемещаются в область
психологической характеристики. В 1941-1945 годах художник создал большую галерею портретов. В 1943 г. написан погрудный портрет народного поэта Абуталиба Гафурова, а в следующем году Джемал снова обращается к образу Г. Цадасы. Оба портрета несут черты
монументальности.
Погрудный портрет А. Гафурова
решен в динамичной композиции широкими мазками. Поэт одет просто -
на нем простая рубаха и папаха. Тем ярче проступает динамика духовного состояния, тонкие черты характера. Поэт Г. Цадаса изображен всей фигурой, одетым в бурку, в задумчивой позе, на фоне родного аула. Выразителен взгляд поэта, умный и веселый. Этот портрет-картина (160x100 см) хранится во Всесоюзном музее народов Востока.
Следует выделить портреты-карти-ны послевоенных лет, изображающие Героя Социалистического труда Ханум Магомедову и представителей интеллигенции: композитора Г. Гасанова и певицу П. Нуцалову (1949 г.).
Портретируемые изображены в характерной для них обстановке или интерьере. Четкое построение композиции, красота рисунка говорят о плодотворном следовании творчества Джемала великим реалистическим заветам прошлого.
Направление развития творческого пути наиболее ярко отражает портрет-картина поэта Г. Цадасы (1952 г.) к образу которого художник обращается уже третий раз в течение двадцати лет (с 1932 г.) Перед нами Г. Цадаса -государственный деятель, депутат Верховного Совета СССР. Поэт изображен сидящим за письменным столом, с лицом, отражающим мудрость и тяжелые переживания военных лет. Замысел художника, его творческая индивидуальность проявились в манере живописи. В отличие от портрета 1932 г. форма лепится спокойным дневным освещением. Мазки широки и уверенны, краски, как и прежде, звучны, но сравнительно мягки их переходы. Мазки и плоскости, моделирующие объем, переходят друг в друга незаметно, они почти неразличимы. Богата, как и прежде, цветовая гамма, блики ярки, прозрачны «цветовые тени». Колорит сравнительно более обобщен, лиричен и декоративен.
Портретное творчество тех лет нацелено на поиски жизненной правды, на поиски нового в людях эпохи социализма. На примере
высокохудожественных произведений учащиеся обучаются реалистическому воспроизведению облика человека,
приемам акцентирования внимания на его лице, фиксации конкретных индивидуальных, неповторимых черт, пристальному вниманию к
национальному типажу, характерному для портретного творчества М.-А. Джемала. В частности, в портретном рисунке горца («Портрет горца», 1925 г.) педагог акцентирует внимание на выразительности характерного
художественного образа, достигнутого посредством того «подлинного чувства», о значении которого писал в своем «Дневнике» известный французский
живописец Э. Делакруа: «Едва
намеченный контур или набросок,
проникнутый подлинным чувством, может стоять по своей выразительности на одном уровне с наиболее завершенными произведениями»
[приводится по: 9. С. 68].
«Портрет певицы Патимат Нуцаловой», выполненный М.-А. Джемалом, чарует одухотворенной
красотой этнографичного образа. Изучая композиционное решение картины, -заниженная линия горизонта, величавая грация силуэта портретируемой, вертикальные архитектурные фрагменты традиционного жилища, - явно перекликающееся с известным произведением В. А. Серова «Портрет М. Н. Ермоловой», школьники еще раз
Примечания
получают свидетельство того, что творчество М.-А. Джемала,
возглавившего ведущие тенденции развития изобразительного искусства Дагестана, формировалось под воздействием традиций русского реалистического искусства [1. С. 66].
По признанию известного
исследователя-искусствоведа П. М. Дебирова, «именно такой подлинно реалистический прием способствует сближению дагестанского национального с общечеловеческим, слиянию их
воедино» [2. С. 51]. Эти работы привлекают внимание не только своим колористическим решением, но и серьезным отношением художника к психологическому осмыслению характера портретируемого, чему способствовала учеба Джемала у Лансере и та творческая дружба, которая потом связывала учителя и ученика [8. С. 53].
Ознакомление с национальным творческим наследием
профессиональных художников,
познание специфики изобразительного искусства, являющегося
художественным отображением
действительности, приобщает
школьников не только к изобразительному искусству, но и к художественно-эстетическому своеобразию родного края, развивает национальное самосознание, формирует нравственные, патриотические чувства учащихся.
1. Дамаданова С. Р. Профессиональное изобразительное искусство Дагестана в художественноэстетическом образовании молодежи // Искусство и образование. 2005. № 1. С. 66. 2. Дебиров П. М. Портрет в творчестве М.-А. Джемала и Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи. М., 1987. 3. Кузин В. С. Программа по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений. Волгоград : Учитель, 2006. 4. Кузин В. С., Ломов С. П. Изобразительное искусство. 5-9 класс: программа общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа, 2007. 5. Лихачев Б., Квятковский В. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Научно-теоретическая концепция исследования НИИ художественного АПН СССР. М., 1980. 6. Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание. М., 1972. 7. Теория школьников. М. : Просвещение, 1985. 8. Чалабова-Магомедова М. И. Тематическая картина в творчестве М.-А. Джемала // Сборник научных статей. Махачкала, 1982. 9. Шахмарданова Л. В. К вопросу становления жанра портретного рисунка в творчестве М.-А. Джемала // Сборник научных статей. Махачкала, 1982. С. 68.
Статья поступила в редакцию 29.04.2011 г.