Научная статья на тему 'Творческая деятельность художника Халилбека Мусаясул в г. Темир-Хан-Шуре (1917-1921 гг. )'

Творческая деятельность художника Халилбека Мусаясул в г. Темир-Хан-Шуре (1917-1921 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
661
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЮНХЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ / «ТАНГ-ЧОЛПАН» / ГЕРАЛЬДИКА / КУРСЫ ПО РИСОВАНИЮ / ВЫСТАВКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мусаев Джафар Омарович

С историко-культурных позиций рассматривается творческая деятельность художника Халила Мусаева в городе Темир-Хан-Шуре и его вклад в становление национального изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мусаев Джафар Омарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая деятельность художника Халилбека Мусаясул в г. Темир-Хан-Шуре (1917-1921 гг. )»

УДК 75(470.67)

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖНИКА ХАЛИЛБЕКА МУСАЯСУЛ В Г. ТЕМИР-ХАН-ШУРЕ

(1917-1921 гг.)

© 2013 Мусаев Д.О.

Дагестанский государственный педагогический университет

С историко-культурных позиций рассматривается творческая деятельность художника Халила Мусаева в городе Темир-Хан-Шуре и его вклад в становление национального изобразительного искусства.

The author of the article from historical and cultural positions considers the Khalil Musaev's creative activity in the city of Temirkhan-Shura and his contribution into the development of the national fine arts.

Ключевые слова: Мюнхенская академия живописи, «Танг-Чолпан», геральдика, курсы по рисованию, выставки.

Key-words: Munich Academy of Painting, "Tang-Cholpan", heraldics, painting courses, exhibitions.

Долгое время дагестанские историки, искусствоведы, литераторы, журналисты, соблюдая идеологические установки времени, в своих исследованиях и статьях о культурном строительстве в республике не писали объективно о первом профессиональном художнике Дагестана Халил Мусаеве (Халилбек Мусаясул), который в первые годы установления советской власти в Дагестане вместе со своими соратниками, друзьями активно участвовал в организационных мероприятиях по созданию

национального изобразительного

искусства и внес большой вклад в дело пропаганды и приобщения дагестанцев к профессиональному изобразительному искусству.

Так, в монографии «Очерки истории советского искусства Дагестана» (19171941 гг.), изданной в перестроечные годы, не упоминается имя первого профессионального художника Дагестана с европейским образованием Халила Мусаева, а иллюстрация с единственного прижизненного портрета Уллубия Буйнакского кисти Х. Мусаева напечатана без фамилии художника.

Расул Гамзатов, преодолев

идеологические установки, проявив гражданскую смелость, первым в статье

«Над и под крылом орла», опубликованной в журнале «Огонек», писал, что «...его картины на Западе получили признание, имя его широко известно в Европе, в Америке. А вот в Дагестане имя Х. Мусаева запрещено. Те, кто любит искусство, знают о нем, ценят его творения. Но официального признания он не получил до сих пор» [5, 6].

В статье «Столь долгое возвращение после долгого отсутствия» Э. Путерброт писал, что «искусствоведы, историки, биографы Х. Мусаева могли бы в своих работах исследовать различные периоды его жизни и деятельности», в том числе культурную и просветительскую деятельность в городе Темир-Хан-Шуре с 1917 по 1921 годы [10].

Мы делаем попытку адекватно реалиям и событиям показать этот период жизни и творчества художника.

В связи с началом первой мировой войны семнадцатилетний студент первого курса Мюнхенской Академии художеств Халил Мусаев как подданный России был задержан и в числе других россиян содержался в лагере под городом Мюнхеном, где находилось около трех тысяч россиян. В числе других соотечественников Халил Мусаев был

интернирован на родину по очень опасному и трудному маршруту -Швейцария, Италия, Гибралтар, Франция, Англия, Архангельск. Из Архангельска Халил телеграфирует в Дагестан старшему брату, чтобы он выслал деньги на дорогу до Темир-Хан-Шуры, что и было сделано. Пробыв недолго в родном селе Чох Гунибского округа (ныне Гунибский район), Халил в 1916 году уехал на кавказский театр военных действий с Турцией, где «был помощником начальника 9 передового отряда Красного Креста» и вместе с частями русской армии дошел до турецкого города Эрзинджан, делая путевые зарисовки, рисунки солдат, офицеров и жителей турецких населенных пунктов [8. С. 337].

Война продолжалась и вернуться в город Мюнхен для продолжения прерванной учебы в академии Халил не мог. В начале 1917 года, вернувшись с фронта, Халил обосновался в городе Темир-Хан-Шуре. Магомед-Мирза

Мавраев приглашает молодого Халила в свою типографию в качестве художника «в целях издания красочных плакатов и художественного оформления книг и журналов» [6. С. 274]. С иллюстрациями Халила Мусаева вышли книги «Лейла и Меджнун» на кумыкском языке, «Тахир и Зухра» на аварском языке, драма в стихах М. Чаринова «Габибат и Хаджияв» на лакском языке. Сюжетные рисунки к драме Халилом были написаны в реалистической манере и выписаны со знанием не только горского быта, но и содержанием драмы» [3. С. 137]. Одновременно Халил ведет уроки рисования в реальном училище.

В Темир-Хан-Шуре Халил оказался в гуще общественно-политических

событий, неоднозначных и

разновекторных, вызванных февральской революцией 1917 года в Петрограде. Участниками этих событий в основном были представители молодой

национальной светской интеллигенции, которые получили образование в российских учебных заведениях, и представители арабоязычного

духовенства.

В Темир-Хан-Шуре жили и работали друзья и знакомые Халила Джелал

Коркмасов, Саид Габиев, Мухутдин Чаринов, Зайнулабид Батырмурзаев, Уллубий Буйнакский, Темирболат Бейболатов, Махач Дахадаев, Муса Кундухов, Алибек Тахо-Годи, Гайдар Бамматов и другие. Одни из них видели Дагестан свободно-демократическим, другие - социалистически-

большевистским, а представители духовенства - шариатско-теократичес-ким. Но одного общего желания -увидеть Дагестан свободным, без царского военно-админис-тратив-ного управления, оказалось недостаточным, чтобы найти общую линию и объединиться ради спокойствия в области. В этих условиях под влиянием разнополярных идеологических течений бывшие друзья, верные своим идеалам, занимали противоположные позиции, сохраняя при этом непоколебимым чувство собственного достоинства и былое уважение друг к другу. Так, в повести Х. Мусаева «Страна последних рыцарей», описан такой эпизод: дагестанский конный полк, воевавший с красными на окраине Темир-Хан-Шуры, встречается с небольшой похоронной процессией, которая сопровождала тело убитого Махача Дахадаева - красного военного комиссара Дагестана. Командир полка, узнав, что несут тело Махача, останавливает полк, приказав всадникам спешиться, и весь полк во главе с командиром, соблюдая дагестанскую религиозную традицию, провожает тело усопшего заупокойной молитвой. Махач и командир полка хорошо знали друг друга, общались близко, но будущее Дагестана представляли по-разному.

По словам Тату Булач, присутствовать на заседании военно-шариатского суда над членами дагестанской организации РКП(б) разрешили ей и Халилу, который рисовал своего друга Уллубия. После вынесения приговора к Уллубию подошел член суда полковник Алтай Нахибашев и они тепло попрощались друг с другом, так как они были близко знакомы. Их отцы вместе служили в Собственном Его Величества конвое в самом привилегированном войсковом подразделении российской армии, который относился к Императорской Главной Квартире.

В водовороте этих событий в 1917 году вместе со своими друзьями Х. Мусаев участвует в создании культурно-просветительской организации темир-хан-шуринской интеллигенции

«Театральное и литературное общество дагестанских мусульман» («Дагъыстан мусульманларыны театр ва адабият жамияты») под председательством Т. Бейболатова» [1. С. 50-51].

«Театральное и литературное общество дагестанских мусульман» на одном из своих заседаний, в целях эффективного проведения намеченной работы и более широкого охвата населения своими идеями, решило начать издание иллюстрированного журнала «Танг-Чол-пан» (Утренняя звезда). Главным редактором журнала был избран издатель Т. Бейболатов [1. С. 56]. О должностях других участников издания журнала в протоколе не говорилось.

20 августа 1917 года вышел первый номер журнала «Танг-Чолпан». Как пишет А. К. Абдуллатипов, по выходным данным первого номера «Танг-Чолпана» обязанности распределялись следующим образом: издатель и главный редактор Т. Бейболатов, постоянный редактор -ответственный секретарь - З. Батырмурзаев, редактор-художник Халил Мусаев.» [1. С. 57].

В программной статье,

опубликованной в первом номере журнала, подписанной Т. Бейболатовым, ставились «задачи укрепления связи прогрессивной интеллигенции с народными массами и их просвещением» [1. С. 57].

Большое внимание уделялось иллюстрации журнала. Журнал намечал публикацию портретов борцов за независимость Дагестана и исторических личностей.

На обложках журнала были опубликованы нарисованные Халилом графические портреты К. Маркса, Г. В. Плеханова, Степана Разина, членов Социалистической группы Дагестана, М. Дахадаева, Д. Коркмасова, А. Тахо-Годи, М.-М. Хизроева, секретаря обкома РКП(б) Уллубия Данияловича Буйнакского. Были даны также портреты имама Шамиля, Кази-Магомеда, наиба Хаджи-Мурада, Нажмудина Гоцинского, Узун-Хаджи, Н.

Тарковского, Г. Баммата и других [1. С. 133]. Со дня выхода первого номера журнала и до последнего Халил являлся художественным редактором.

Поэтому во всех 15 номерах журнала «Танг-Чолпан» мы встречаем рисунки, зарисовки, эскизы Халила на самые различные темы «из жизни и быта горцев, виды природы Дагестана», а также «ряд рисунков, связанных с историей, фольклором, бытом населения» [7. С. 134]. В журнале Халил «выступает не только в качестве постоянного художника, но и как популяризатор искусства». В пятом номере журнала была опубликована его статья «Эстетика духовной пищи», которая строилась на доступных для понимания непосвященного параллелях понятий «хлеба насущного» и «пищи духовной.» [10. С. 145].

В конце 1917 года по приглашению революционного деятеля Дагестана М. Хизроева в Страну гор приехал видный русский художник-академик Е. Е. Лансере, с которым сблизился Х. Мусаевым. Е. Лансере и Х. Мусаев принимают решение открыть для обучения молодежи, проявляющих художественные способности, курсы изобразительного искусства, в связи с чем газета «Дагестан» под рубрикой «Местная жизнь» писала: «.в ближайшем будущем у нас, в Т.-Х.-Шуре, предполагается открытие курсов по рисованию, живописи и культуре под руководством академика Е. Е. Лансере и студента Мюнхенской Академии художников Х. Мусаева. В программу занятий входят рисование с гипса и живой натуры, лепка, начиная с простейших форм и вплоть до сложных орнаментов, и голов с натуры; живопись акварелью, темпера и масляными красками с цветов, фруктов, драпировок, а также портреты, изложение общих приемов композиции - стилизация растений, краткие понятия о стилях, плакаты».

На данное событие в газете «Дагестан» (№15 от 22 декабря) была опубликована статья «К открытию вечерних художественных курсов», в котором речь шла об их открытии в здании женской гимназии: «.точно повеяло чем-то новым, радостным, одним

словом, струей культурного воздуха». Статья без подписи, но, по мнению А. К. Абдуллатипова, по стилю она близка к статьям в газете «Дагестан», подписанным Т. Бейболатовым. В статье Т. Бейболатов тепло отзывается о своем друге и сотруднике журнала «Танг-Чолпан»: «...Х. Мусаев - свой, дагестанец, рожденный в среде наших гор. Если он еще не создал себе имени, то в этом вина не столько его таланта, а времени, война выгнала его из Мюнхена и прервала его работу над своим талантом, несомненно, ярким» [1. С. 82].

В числе слушателей курсов по рисованию, живописи и культуре под руководством Е. Е. Лансере и Х. Мусаева были Мухудин Джемалов (Муэддин Джемал) и Х.-Б. Аскаров (Аскар-Сарыджа).

В 1918 году по заказу правительства Горской Республики Халилбек приступает к созданию геральдики (герб, знамя, значки) республики, которая была одобрена парламентом республики. Приступая к выполнению заказа парламента, Х. Мусаев изучал западноевропейское и русское гербоведение. Созданные в соответствии с требованиями, которые сложились в европейской и русской геральдике, они «были наполнены фигурами, которые по символике, цветовому решению, графическому исполнению отражали идеи именно кавказкой горской республики» [9. С. 103].

В 1919 году в условиях, когда одна власть в Дагестане как картинки в калейдоскопе сменяла другую, культурная жизнь продолжала

развиваться. Художники Е. Лансере и Х. Мусаев решили организовать

художественную выставку. В связи с этим газета «Дагестан» писала: «в десятых числах текущего месяца в течение 3-5 дней известный петроградский художник Е. Лансере и художник Х. Мусаев устраивают выставку своих картин и рисунков, исполненных главным образом здесь в Шуре. Х. Мусаев кроме того выставляет ряд рисунков, сделанных им во время его пребывания в Турции на фронте. Это будет едва ли не первая выставка картин в Т.-Х.-Шуре» [4. С. 45].

Несмотря на тяжелую военно-политическую обстановку не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе, в конце 1919 года в городе Владикавказе открывается персональная выставка картин Халила Мусаева, которая прошла с большим успехом. Восхищенный картинами,

выставленными на обозрение

посетителей, корреспондент газеты «Кавказ» Т. Деви писал: «И как прекрасно, когда в суете политической жизни неожиданно увидишь отблески этого вечного торжества человеческого духа над жизнью. Любовь к жизни, претворенной в сказку, вот истинное лицо нашего молодого художника». Халилу тогда шел 23 год.

В апреле 1920 года Дагестанский ревком в своей организационной структуре создает подотдел искусств, который должен был заниматься организационными задачами культурного строительства и развития национального художественного творчества. По рекомендации председателя ревкома области Джемала Коркмасова руководство подотделом искусств было возложено на Халила Мусаева, который в тогдашних трудных условиях вместе с вновь созданными подотделами искусств городских (Темир-Хан-Шура, Порт-Петровск, Дербент) и окружных ревкомов занимался вопросами открытия библиотек, театральных студий, клубов, сбора произведений искусств и приобщения народа Дагестана к культуре, художественному творчеству.

Несмотря на семилетний перерыв, срок достаточно долгий, Халил жил мечтой снова вернуться в Мюнхенскую Академию живописи для продолжения образования. С первых дней создания Народного комиссариата просвещения ДАССР Халил поднял перед руководством наркомпроса вопрос о продолжении учебы в Мюнхенской Академии.

В декабре 1921 года, получив от правительства республики согласие, Халилбек уезжает в Германию. Судьбе было угодно распорядиться так, что билет был куплен только в один конец.

Примечания

1. Абдуллатипов А.-К. Ю. Темирболат Бейболатов. Махачкала : Даг. кн. изд-во, 1995 2. Алиханова А. А. Халилбек Мусаясул - художник моноиздания пьесы М. Чаринова «Хабибат и Хаджияв» и автор популярной статьи об искусстве Халилбек Мусаясул - художник и личность: сборник статей. К 100-летию со дня рождения Халилбека Мусаясул (1897-1949) и баронессы Нагель (1909-2006) 3. Ахмедов С. Х. Муэтдин Чаринов и Халилбек Мусаясул / под ред. акад. Г. Г. Гамзатова. Махачкала, 2009 4. Ахульго. Общественно-политический и культурно-исторический журнал. 2002. № 1. 5. Гамзатов Р. Над и под крылом орла // Огонек. 1987. №41. 6. Дагестанские святыни. Кн-1 / сост. и отв. ред. А. Р. Шихсаидов. Махачкала, 2007. 7. Исаев А. А. Искусство оформления книги в творчестве Халилбека Мусаясул. Халилбек Мусаясул - художник и личность: сборник статей. К 100-летию со дня рождения Халилбека Мусаясул (1897-1949) и баронессы Нагель (1909-2006) 8. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Учебный курс. Асваров Н. А., Амирова З. М., Гасанов С. М. и др. Махачкала : АЛЕФ, 2012. 9. Мусаева Н. Ф. Геральдические мотивы в творчестве Халилбека Мусаясул как часть мировой семиотической культуры. Халилбек Мусаясул - художник и личность: сборник статей. К 100-летию со дня рождения Халилбека Мусаясул (1897-1949) и баронессы Нагель (1909-2006) 10. Путерброт Э. Столь долгое возвращение после долгого отсутствия // Новое дело. 1992. № 37. 18 сентября. 11. Центральный Государственный архив Республики Дагестан. Ф. 3р- 4. Оп. 2. Д. 13. Л. 5.

Статья поступила в редакцию 11.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.