Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ - ИГРА (ИЗ СЕРИИ "НРАВСТВЕННОСТЬ -ВЫСШАЯ ФОРМА ЗАКОНА В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ")'

ЖИЗНЬ - ИГРА (ИЗ СЕРИИ "НРАВСТВЕННОСТЬ -ВЫСШАЯ ФОРМА ЗАКОНА В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ") Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / HISTORY / ДОБРО / KINDLY / ЗЛО / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / МОРАЛЬ / MORALS / ЗАКОН / LAW / СЕМЬЯ / FAMILY / ANGRILY / RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шелухин Александр Федорович

В данной статье, одной из серии статей о нравственности и морали, кратко исследуется разное понимание, значение нравственности и морали во взаимоотношениях мужчины и женщины в современном обществе и в предыдущие времена. Приводятся высказывания исторических личностей и современников о том, как привести в норму отношения мужчины и женщины,в том числе, в семье: Гомер (IX век -IIIX до н.э.), Гесиод (IIIX в. - 1Хв. до н.э.), Конфуций (551 г. - 479 г. до н.э.), Геродот (484 г. - 425 г. до н.э.), Фалес Милетский (640 г. - 545 г. до н.э.), Будда Шакьямуни (563 - 483 до н.э.), Сократ (469 г. - 399 г. до н.э.), Платон (427 г. - 347 г. до н.э.), Аристотель (384 г. -324 г. до н.э.), Иисус (12-4 гг. до н.э. - 26-36 гг. н.э.), Петр, Матфей, Серапис Бей, Кутху-ми, Сурия, Майтрейя, Бабаджи (1970-1984 гг.), Нада, Е.Ю. Ильина, Т. Нарицына, Эрик Берн, 3. Дубинина. Приводятся конкретные предложения. Подчеркивается, что развитие нравственности в гражданах, обществе, в обучении - это основная задача именно государства через педагогику в сети образовательных государственных учреждений и обязательных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE IS A GAME (FROM LOT MORALITY - THE HIGHEST FORM OF THE LAW IN THE RELATIONS BETWEEN THE MAN AND THE WOMAN)

In this article as one of a series of articles about morality and morals, briefly investigates different understanding, value of morality and morals between the man and the woman in modern society and in the previous times. Statements of historic figures and contemporaries how to normalize the relations of the man and the woman in a family are provided. Homer (the 9-8 century B.C.), Hesiod (IIIXV - IXV. Century B.C.), Confucius (551 g - 479 g B.C.), Herodotus (484 g - 425 g B.C.), Thales Miletsky (640 g - 545 g B.C.), Buddha Shakyamuni (563g - 483g B.C.), Socrates (469 g - 399 g B.C.), Platon (427 g - 347 g B.C.), Aristotle (384 g - 324 g B.C.), Nada, Jesus (12-4 gg. B.C. - 26-36 gg. N of century.), Pyotr, Matfey, Serapis Bae, Kutkhumi, Suriya, Babadzhi (19701984 gg.), E.Yu. Ilyina, T. Naritsyna, Eric Burn, Z. Dubinina. An overview of solutions to that situation consisting in particular legal initiatives is suggested. Author outlines the key role of the state in governing of moral and ethical development of citizens through networks of state educational institutions

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ - ИГРА (ИЗ СЕРИИ "НРАВСТВЕННОСТЬ -ВЫСШАЯ ФОРМА ЗАКОНА В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ")»

О^ ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС

ШЕЛУХИН Александр Федорович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета,

e-mail: 4503525@mail.ru

12.00.00 — юридические науки; вопросы истории права, нравственности, педагогики

ЖИЗНЬ - ИГРА (ИЗ СЕРИИ «НРАВСТВЕННОСТЬ -ВЫСШАЯ ФОРМА ЗАКОНА В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ»)

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Аристотель (384 - 322 до н.э.)

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Русская пословица

Аннотация. В данной статье, одной из серии статей о нравственности и морали, кратко исследуется разное понимание, значение нравственности и морали во взаимоотношениях мужчины и женщины в современном обществе и в предыдущие времена.

Приводятся высказывания исторических личностей и современников о том, как привести в норму отношения мужчины и женщины,в том числе, в семье: Гомер (IX век -IIIX до н.э.), Гесиод (IIIX в. - 1Хв. до н.э.), Конфуций (551 г. - 479 г. до н.э.), Геродот (484 г. - 425 г. до н.э.), Фалес Милетский (640 г. - 545 г. до н.э.), Будда Шакьямуни (563 - 483 до н.э.), Сократ (469 г. - 399 г. до н.э.), Платон (427 г. - 347 г. до н.э.), Аристотель (384 г. -324 г. до н.э.), Иисус (12-4 гг. до н.э. - 26-36 гг. н.э.), Петр, Матфей, Серапис Бей, Кутху-ми, Сурия, Майтрейя, Бабаджи (1970-1984 гг.), Нада, Е.Ю. Ильина, Т. Нарицына, Эрик Берн, 3. Дубинина.

Приводятся конкретные предложения. Подчеркивается, что развитие нравственности в гражданах, обществе, в обучении - это основная задача именно государства через педагогику в сети образовательных государственных учреждений и обязательных программ.

Ключевые слова: история, добро, зло, нравственность, мораль, закон, семья.

УДК - 340.114 ББК - 67.1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

SHELUKHIN Alexander Fedorovich,

candidate of jurisprudence, associate professor, associate professor of civil disciplines of Institute of social arts education of the Moscow pedagogical state university

LIFE IS A GAME (FROM LOT MORALITY - THE HIGHEST FORM OF THE LAW IN THE RELATIONS BETWEEN THE MAN AND THE WOMAN)

Who moves in before In knowledge, but lags behind in morality. that more goes back, than forward.

Aristotle (384 - 322)

What in another you doesn't love, also don't do that. Russian proverb

Abstract. In this article as one of a series of articles about morality and morals, briefly investigates different understanding, value of morality and morals between the man and the woman in modern society and in the previous times.

Statements of historic figures and contemporaries how to normalize the relations of the man and the woman in a family are provided. Homer (the 9-8 century B.C.), Hesiod (IIIXV - IXV. Century B.C.), Confucius (551 g - 479 g B.C.), Herodotus (484 g - 425 g B.C.), Thales Miletsky (640 g - 545 g B.C.), Buddha Shakyamuni (563g - 483g B.C.), Socrates (469 g - 399 g B.C.), Platon (427 g - 347 g B.C.), Aristotle (384 g - 324 g B.C.), Nada, Jesus (12-4 gg. B.C. - 26-36 gg. N of century.), Pyotr, Matfey, Serapis Bae, Kutkhumi, Suriya, Babadzhi (19701984 gg.), E.Yu. Ilyina, T. Naritsyna, Eric Burn, Z. Dubinina.

An overview of solutions to that situation consisting in particular legal initiatives is suggested. Author outlines the key role of the state in governing of moral and ethical development of citizens through networks of state educational institutions.

Keywords: history, kindly, angrily, morality, morals, rule of law, law, family.

В статье «Семья — главный цивилизатор общества» мы пробовали показать действие двух золотых правил нравственности в предыдущие исторические времена и их связь с нравственностью в современную эпоху. Сейчас мы продолжим это делать, и вступят с нами в разговор другие лица.

Золотое правило встречается и в изречениях Будды Шакьямуни (563 — 483 до н.э.) в различных формулировках в «Махабха-рате».

Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Из древнегреческих источников следует указать на «Одиссею» Гомера, «Историю» Геродота, а также в той или иной фор-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2017

ме Золотое правило нравственности встречается у Фалеса Милетского (640-548 до н.э.), Гесиода (VIII-VII до н.э.), Сократа (479-399 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.), Аристотеля (384-322 до н.э.) и др.

В Библии оно упоминается в Нагорной проповеди в такой формулировке: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

В Коране Золотое правило не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Раз возникнув, Золотое правило нравственности прочно вошло в культуру и

массовое сознание, осело в виде пословиц. Так, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай» [5].

Второе главенствующее правило — принцип Любви, ярко отразил в своих высказываниях Иисус.

Пока мы не будем себя любить, мы не можем пребывать в любви к другим лицам. Но если мы любим себя, то все наши действия охвачены любовью и мы сможем любить и других.

В дальнейшем развитии Нравственного учения в качестве уточнения мы видим, что Любовь и половое влечение мы часто отождествляем, но в реальном понятии это глубоко разные вещи. И Иисус подчеркивает эту разницу в своих изречениях.

Американский психотерапевт, создатель «Трансакционного анализа», Эрик Берн [10], стал автором оригинальной теории человеческих взаимоотношений, изложенной в книге «Игры, в которые играют люди». Он тщательно и тонко проанализировал поведение людей в разных ситуациях, и это привело его к констатации: самая большая проблема возникает тогда, когда в общении и во взаимоотношениях исчезает искренность.

Любовь как принцип и смысл жизни — любовь, способная преодолевать все трудности и творить чудеса. Умение сражаться за то, что дорого и что любишь. Умение пожертвовать собой ради тех, кого любишь, и любить бескорыстно, не требуя ничего взамен. Здесь уместно привести в пример жизнь Иисуса на Земле.

Правильно сказал Великий Шекспир, что «жизнь — театр, а люди в ней — актеры».

Еманов Сергей [4] в своей статье, как психолог, задает вопрос; в чем разница между женщиной и человеком женского пола? Как себя вести и в том и в другом случае? И отвечает: мы все подчиняемся в жизни ролевым играм, так и ведем себя соответственно им.

В этом месте вспоминается не только Шекспир, но и притча о том, «что земля -это большая сцена, а единственный зритель, который наблюдает этот спектакль, — Бог». Ну что ж, психологи недалеко ушли от притчи.

Все пытаются найти что-то новое, самое эффективное. Но, может быть, нам поискать то, что уже давно дано, а мы не видим, не обращаем внимания на это? Когда-то мы упорно не хотим освободиться от старых догм, а когда-то пытаемся сочинять свои правила, навязываем свои догмы, не совсем соответствующие истине, от которых потом сами и отказываемся. Можно только воскликнуть: «Жизнь — игра».

В изречениях Конфуция (551-479 до н.э.) мы находим такую мысль: «Не нужно придумывать никаких законов, надо подчиняться уже данному в момент сотворения вселенной».

И основной закон, это закон Любви. И вся наша жизнь на Земле подтверждает это изречение Конфуция.

Рассматривая семью как необходимый продукт общественного развития, для развития всего общества и человека в отдельности, вытекающей из разнополости, остановимся на исследовании взаимоотношений мужчины и женщины в семье.

Очень интересная беседа о семье и взаимоотношениях мужчин и женщин в ней была проведена Надой 26 июня 2014 г. с названием «Прежде всего в семье должны прорасти самые высокие нравственные идеалы» о нравственных идеалах в семье. Эта беседа и будет лежать далее в основе краткого анализа [7, кн. 20].

Очень многие люди разочарованы своей семьей. Они высказывают свое недовольство, и их дома превратились в камеры пыток. Возлюбленные, ведь так было не всегда.

Почему это происходит? Дети не получают любви и заботы и вынуждены расти в обстановке распрей и откровенной вражды?

Как говорят мудрецы, «жизнь прожить — не поле перейти»! Семейная жизнь всегда сопряжена не только с любовью и радостью, но и зачастую с охлаждением чувств.

Как заявляет в своей беседе Нада, семья, которая создается мужчиной и женщиной, является частью человеческой жизни, семья - это одна из ячеек общества, и она может или радовать обоих, или наоборот. И значительная роль в создании

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

здоровой и счастливой семьи отводится именно женщине.

Нада отводит женщине большую роль в современном обществе и в семье. Женщина является в первую очередь хранительницей домашнего очага, мира и покоя в доме. Нада, обращаясь к женщинам, говорит, что семья должна строиться на принципах гармонии, любви и покое.

«Тогда, когда в каждой семье, в каждом доме воцарится мир, любовь и гармония, противоположным силам очень трудно будет удерживать общество в постоянном страхе за будущее. Именно семья, ее благополучие лежит в основе здорового общества... А в семье особую роль играет женщина, потому что именно от женщины зависит создание в доме уюта и обстановки заботы и любви».

Нала утверждает: «Поэтому я сегодня обращаюсь прежде всего к женщинам. Ваша роль в обществе сейчас выходит на первый план. Именно от вас зависит, какие идеалы будет исповедовать следующее поколение людей. Именно от вас зависит то нравственное начало, которое вы способны будете привить вашим детям, и то нравственное начало, которое вы способны будете удерживать в вашей семье. Чистота отношений между мужем и женой автоматически способствует здоровью семьи и детей».

Отношения в семье должны быть основаны на настоящей любви, высших нравственных идеалах. Дети будут способны впитать настоящую, неподдельную любовь. «Тогда, когда ваши отношения основаны на настоящей любви, вы преданы высшим нравственным идеалам, и в этой обстановке дети способны впитать настоящую, неподдельную любовь. И качество любви, впитанной с молоком матери, останется с вашими детьми до конца жизни».

Давайте обратим внимание на себя, кто из нас задумывался об этом, признаемся себе мало.

«Будет Нравственная, Божественная обстановка в семьях - все общественные отношения будут в нашем государстве соответствовать самым высоким критериям морали и нравственности».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

Именно межличностные отношения в семье лежат в основании направленности и внутригосударственных отношений, прочности самого государства.

«Поэтому именно семья, именно отношения внутри семьи и к детям - это то, на что необходимо направить усилия передовой части общества».

«Именно семья, ее благополучие лежит в основе здорового общества».

Вопрос ко всем: зачем вы вступаете в брак? Для чего и с какой целью, с каким мотивом?

«И если вы вступаете в брак для того, чтобы заниматься сексом и получать на законной основе удовлетворение своих половых инстинктов, то с большой долей вероятности через какое-то время ваша семья станет для вас обузой и буквально пыткой. Потому что то, что вы делаете для получения личных удовольствий и наслаждений, не может принести вам истинного счастья. Если же вы создаете семью для того, чтобы помогать друг другу идти по жизни и с целью рождения детей, которые были бы воспитаны вами в лучших традициях, то в этом случае ваша семья будет более приближена к идеалу».

Терпимость и терпение в семье - это те качества, которые вытекают из качества любви. «И в любой области человеческой жизни всегда есть два основных подхода -Божественный и не божественный.

И семья, семейная жизнь не является никаким исключением из этого правила. И поскольку одной из главных целей создания семьи является рождение детей, то об их рождении следует начать беспокоиться еще задолго до зачатия. Потому что чем более целомудренными и чистыми будут отношения между супругами, тем больше вероятность того, что вы привлечете в качестве вашего будущего ребенка душу, имеющую большие духовные достижения».

Почему дети со временем вызывают неудовлетворенность у родителей? Ответ простой - «этот высший творческий акт сведен в большинстве случаев к побочному эффекту при сексуальных утехах».

Стоит ли после этого сетовать на ваших детей? Если для вас они являются случай-

ны, вряд ли вы будете счастливы, и ваши дети тоже.

В конце своей беседы Нада словами «вы сами являетесь творцом своего счастья» подтверждает еще раз истину: «хочешь быть счастливым — будь им» [7, кн. 20].

Давайте опомнимся! Что мы творим с нашей семьей? А фактически с государством в целом?

Рассматривая движение человечества в лучшее будущее, в новое общество, в новый мир, приведем интересное высказывание Бабаджи, проживавшего в Индии (1970-1984 гг.), о реформировании отношений между мужчинами и женщинами в их стремлении к сексуальному удовлетворению. В своей беседе «Время пришло для свершения революции в вашем сознании!» от 25 июня 2011 г. в Книге № 14 он высказывает необходимое условие наступления этого нового будущего: «Вы привыкли бесконтрольно использовать сексуальную энергию. Вам придется стать целомудренными. Потому что от того, насколько вы сможете сохранить свой сексуальный потенциал, зависит, насколько жизнеспособным будет следующее поколение людей. Все нежизнеспособные не смогут существовать в новом мире» [7].

Как мы видим, это - не голословное требование, а необходимое условие рождения в семье здоровых, жизнеспособных детей, которые будут радовать родителей и полезны обществу для его продвижения вперед, в будущее.

При этом данное ограничение необходимо и полезно в течение всей жизни, что в тех или иных формах нашло свое отражение и в культурах народов земли, и в религиях — христианстве и мусульманстве. Данное ограничение поднимает очень высоко и творческий потенциал человека (и мужчины, и женщины).

Межличностные отношения между мужчиной и женщиной в России, необходимо их рассматривать с точки зрения закрепленного в истории человечества стремления мужчин и женщин к объединению в браке.

Через все межличностные отношения, происходившие в мире, затронуты и отношения мужчин и женщин в России - и как

рабские отношения безусловной подчиненности одного другому, так и раскрепощение женщин от жесткой привязанности к желаниям мужчины.

В начале 20 в. были попытки определить эти отношения не как любовь, желание создать семью, совместное воспитание детей в интересах общества, а как непонятную безусловную свободу — «свободную любовь» полов, которая разрушила бы основы не только семьи, но и самой государственности страны.

Теория «стакана воды», отрицающая чувство любви, которая процветала в 17, 18, 19 гг. 20 в., в России привела к таким серьезным последствиям, что до настоящего времени нравственность в этих межличностных взаимоотношениях все еще пытается восстановиться. Тема половой свободы была центральной идеологией, а в 1918 г. был даже издан «Декрет об отмене частного владения женщинами» [3].

Можно ли говорить о нравственности, которая устанавливалась идеологией и насаждалась новой властью в России в начале 20 в.? Только благодаря тем людям, кому данная идеология была не по душе, остались и сохранились нравственные отношения между мужчиной и женщиной как в семье, так и в обычной жизни.

Очень интересна статья Татьяны Нари-цыной в омской газете «В будущее», опубликованной в 2002 г. В статье поднимается вопрос взаимоотношений мужчины и женщины, как он находит отражение в индийских Ведах. В статье делается основной упор на искоренение похоти у человека, которая и лишает его и радости, и любви.

Не все читатели интересовались индийской культурой, а ведь она сохранила для человечества самые современные знания, которые все больше привлекают нас. Я говорю о таких знаниях, которые даны нам в «Аюрведе» и «Бхагавадгите». Как указывает Татьяна Нарицына, в настоящее время, как правило, главный смысл взаимоотношений между мужчиной и женщиной видится в сексуальных удовольствиях, т.е. через похоть, которую мы часто называем любовью, отсюда и половая распущенность. Веды учат нас совсем другому в этих взаимоотношениях. Потворство похоти

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

приводит к неудовлетворенности человека, к физической болезни, понижению иммунитета и, что еще более страшно, к оскудению разума, ослаблению интереса к жизни и познанию истины.

А как в уме появляется похоть? Детальное описание этого процесса можно найти на страницах «Бхагавадгиты»: «Чем больше человек созерцает объект чувств, тем больше он становится к нему привязан. Привязанность ведет к вожделению, а вожделение порождает гнев. Гнев приводит к обману чувств, а обман чувств путает сознание. Когда сознание помрачено, разум потерян. Так человек попадает в зависимость от обстоятельств» [8].

В ведах и статье дается механизм того, как побороть похоть и в семейной жизни, превратить ее в чистую любовь, неувядаемую радость: «Нужно научиться использовать свои ум и чувства в служении Богу и людям. Такая деятельность освободит нас от похоти и наделит хорошим иммунитетом, а значит, и крепким здоровьем. Когда человек занят бескорыстным служением, к нему приходит понимание, что это и есть любовь. Так можно получить высший вкус, вкус любви и самопожертвования. Вкус, который затмит все остальное» [8].

Конечно, невозможно всю интересную статью Татьяны Нарицыной привести сейчас, можно только порадоваться, что индийская культура сохранила нам удивительные знания и рецепты, как должны вести себя мужчины и женщины в личностном общении.

Посмотрим, как ученики Иисуса (124 гг. до н. э. - 26-36 н. э.) в Евангелии передают его слова. Основной посыл во всех взаимоотношениях лежит в общих принципах морали, подчеркиваемый Иисусом: «Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея 19:18,19). Признание законного равенства, достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Об отношениях между мужчиной и женщиной в семье говорят следующие высказывания Апостола Петра, ко-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

торые относятся к его личным утверждениям: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежды, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (Первое послание Петра. 3:1-4). «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (Первое послание Петра 3:7). «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Послание Павла к Ефесянам 5:22-25, 28, 31).

Раскрывая понятие прелюбодеяния, данное ранее, Иисус, ограничивая похотливость мужчин к женщинам, говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Евангелие от Матфея 5:27, 28).

«Сказано также (Моисеем), что, если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Евангелие от Матфея 5:31, 32). Учение Иисуса говорит о пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает...» (Мф. 19.6,9). Развод супругов приносит тяжкие душевные страдания и супругам, по меньшей мере одному из них, и особенно детям.

Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится

подлинной трагедией для личности и всего народа. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Интересно мнение Апостола Павла, который писал, что в браке нет ничего плохого, но соблюдающий безбрачие поступает лучше: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене... Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает» (Кор.7:32,37).

Посмотрим, как об этих взаимоотношениях говорится в Ветхом Завете. Различие между полами есть особый дар Творца, данный Им людям: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я». Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не

относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.

Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением. Указанное мнение нашло отражение и в Семейном кодексе РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращает внимание Иисус и на отклонения во взаимоотношениях мужчин и женщин, и к детям, о чем говорят несколько высказываний, указывая в них, что все соблазны только на горе этому человеку. А, согласно статистике, соблазн, похоть в отношениях детей — девочек и мальчиков, до настоящего времени не изжита в нашем обществе. Иисус, запрещая апостолам не пускать детей к нему, говорил, что их Царство Божие: «И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Евангелие от Марка 9:36,42).

Многие люди, «называя себя мудрыми, обезумели. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Послание Павла к Римлянам 01:26,27). В послании к Титу особо обращает внимание на надлежащее воспитание юношей: «Юношей также увещевай быть целомудренными» (Послание к Титу 2:6; Иов 29:8; Пс 148:12; Еккл 11:9; 12:1; Иоил 2:28; Петр 5:5; Ин 2:13; Тит 2:2).

Вспомним, какие основные заповеди дает Иисус, которые мы так часто забываем, но они-то и творят нашу жизнь. На вопрос фарисеев к нему, «какая наибольшая заповедь в законе», Иисус ответил: «Воз-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2017

люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39).

Приведенные выше примеры подчеркивают действие золотого правила в заповедях во взаимоотношениях мужчин и женщин.

Продолжим наше краткое исследование. Посмотрим, как Будда Гаутама (563483 до н.э.) в своем учении наставлял учеников в отношениях между мужчинами и женщинами.

Хотелось бы привести весь список заповедей, которые давал в своем учении Будда Шакьямуни, или Гаутама Будда, чтобы лучше видеть единство учений. «Пратимокша Сутра» и другие религиозные трактаты буддистов содержат десять следующих заповедей, оставленных Буддой, в которых он дает направление нравственной жизни:

«1. Ты не должен убивать никакого живого существа.

2. Ты не должен красть.

3. Ты не должен нарушать свой обет целомудрия.

4. Ты не должен лгать.

5. Ты не должен предавать секреты других.

6. Ты не должен желать смерти своих врагов.

7. Ты не должен желать богатства других.

8. Ты не должен произносить оскорбительных и бранных слов.

9. Ты не должен предаваться роскоши (спать на мягких постелях или быть ленивым).

10. Ты не должен принимать золото или серебро».

В основе заповедей лежит безусловная Всеобщая Любовь, в том числе, к людям (возлюби ближнего...).

В основе третьей заповеди, по учению Будды, лежит более широкое требование: «Ты не должен жить нецеломудренно». В Дхаммикасутте говорится об этом: «Разумный да избегает нецеломудренной жизни как кучи (раскаленного) угля. Если

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

он не в состоянии вести себя целомудренно, то да не присвоит он себе жены другого». Признается похвальным для мирянина воздерживаться от сношений с женщинами. Буддизм, как и католицизм, предписывает в отдельных случаях обязательный целибат для монаха.

Анализируя весь свой жизненный опыт Будды, убедился, что причина страданий человека лежит в человеческом эгоизме, в его стремлении к получению и получению удовольствий и наслаждений. А постоянное желание наслаждения и похоти приведут обязательно к большой печали.

Наиболее ярко страсть и похоть проявляются именно во взаимоотношениях мужчины и женщины. Когда человек осознает ложность такого пути, освободившись от желаний и страстей, он начинает жизнь мудрого человека.

Заповедь «не прелюбодействуй» преломляется и в учении Будды, начиная с требования о целомудрии. Он также считает, что для совершенствования человека отношения мужчины и женщины должны быть очень сдержанными и ограничиваться только желанием обоих родить ребенка. Во множестве изречений, дошедших до нас, это правило подчеркивается как одно из первоочередных: «Если мужчина не уничтожил до конца свои похотливые вожделения, связанные с женщиной, то и его душа будет долго привязана ко всему мирскому, подобно тому, как молоденький теленочек привязан к вымени своей матери» [2, с. 3]; «тот, кто любит лишь похоть и удовольствия, связанные с ней, для того бесполезны нравственные назидания (нравственные поучения)» [2, с. 4]; «если мужчина не лишился страстей (вожделений, желаний) относительно женщин, даже самых незначительных, то его разум подобен разуму маленького ягненка, сосущего молоко у совей матери» [2, с. 107].

Указывая на пагубность постоянного желаний похоти, Будда говорит и о последствиях этого необузданного желания наслаждений с женщиной - это бесчестие, тяжелая судьба, постоянные страдания, осуждение его другими и быстрая смерть: «. человек, предающийся только лишь мыслям о наслаждении, будет обречен

впоследствии на длительные страдания» [2, с. 4].

«Тот порочный человек, который желает чужую жену, заполучает четыре вещи: его постигает бесчестие, он все время обо всем тревожится, его осуждают добродетельные люди и, наконец, его настигает смерть» [2, с. 111]; «у такого человека плохая судьба и его ждет тяжелая кара, поэтому человек не должен искать наслаждений с чужой женщиной» [2, с. 112].

В то же время Будда не запрещает в мирской жизни мужчинам иметь семью, но предостерегает о нежелательных последствиях прелюбодеяния с другими женщинами: «У глупого человека постоянно вырастают в теле пагубные страсти» [2, с. 10].

Обучая своих учеников, Будда наставлял их на искоренение любых своих мирских желаний, в том числе на желание мужчиной женщины: «Не смотреть на женщин, а если вы созерцаете женщину, то старайтесь смотреть на нее так, как будто бы она отсутствует; если вы говорите с женщиной, то беседуйте с ней с чистой душой и искренне; если женщина молода, то созерцайте ее подобно тому, как вы созерцаете свою сестру, а если же женщина еще моложе, то воспринимайте ее подобно тому, как воспринимаете свою дочь, а если же женщина в пожилом возрасте, смотрите на нее так, как вы смотрите на собственную мать» [2, с. 3].

Из всех приведенных высказываний Будды можно сделать вывод, что злоупотребление мужчиной своей силой, желаниями, страстями во взаимоотношениях с женщинами всегда носит характер греха — порочности, что всегда приводит к нежелательным последствиям для самого мужчины: «Порочные действия всегда имеют дурные последствия, подобно тому, как ржавчина подтачивает изделия из железа» [2, с. 7].

Результат указанного Буддой пути, отказ от страстей приведет человека к его быстрому духовному развитию и свободе: «Когда человек отрекается от желаний и страстей, то для него уже ничего не существует в этом мире, что могло бы его прельстить и чему бы он мог несказанно обрадоваться» [2, с. 129]. В связи с этим

уместно привести слова Серапис Бея из беседы 15 декабря 2009 г. Беседа называется «Учение о правильном расходовании сексуальной энергии» [7, кн. 11]: «Сексуальная культура должна быть частью общей культуры общества. То, что мы наблюдаем сейчас, является той стадией падения нравственности в обществе, которая была во времена Содома и Гоморры. Другие люди способны контролировать свою сексуальную энергию и держать ее в определенных рамках». «Поэтому необходимо внутреннее осознанное противостояние искушениям. И ни в коем случае не следует расходовать эту драгоценную энергию для получения удовольствий. Идеально было бы использовать эту энергию только для зачатия детей. Я говорил о двух категориях людей, которые способны полностью или частично контролировать свою сексуальную энергию. Остальные люди, к сожалению, в этом вопросе пали гораздо ниже животных, потому что то, что допускается в средствах массовой информации, в Интернете, нельзя назвать никакими другими словами, кроме как полным падением нравов. Самая светлая энергия, которая делает вас подобным Богам, в умах человечества связалась с развратом и чем-то нечистым. Я рад, что мне удалось провести беседу на эту важную тему. И я буду еще более рад, если найдется среди тех людей, кто прочитает эту мою беседу, достаточное количество индивидуумов, кто проявит твердость и упорство и найдет в себе силы обуздать свои желания и поднять свою энергию Кундалини как знак вашей преданности Воле Бога».

Как следует из этой беседы, представленной в кратких отрывках, человек должен научиться не только проявлять сдержанность в сексуальных желаниях в молодом возрасте, но и будучи в браке. И данное воздержание пойдет на пользу не только самому человеку, но и всему обществу.

В своей беседе от 24 декабря 2010 г. г. Сурия [7, кн. 13] поддерживает стремление к истинной нравственности, указывая, что именно она проложит путь для человека, ведь все уже дано ранее: «Система ценностей должна быть изменена. И, прежде всего, должна быть изменена система

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2017

духовных ценностей. Должны приобрести уважение те люди, которые обладают духовными добродетелями, а не те, которые о них говорят. Уровень духовного развития общества способен изменить все остальные сферы жизни в считанные годы. Истинные духовные ценности указаны в основах всех религий мира. Поэтому нет необходимости искать что-то новое. Нужно просто исполнять то, что уже указано. Тогда общество способно будет очиститься от некачественных образцов. Требуются люди, способные пожертвовать собой ради утверждения Новой Жизни. Требуются люди, готовые посвятить свои жизни добродетели и самоотверженно отстаивающие Божественные принципы в жизни.

Новое время наступает. И у человеческого сообщества нет другого пути и нет другого выхода из создавшейся ситуации, как двигаться вверх, к Божественному сознанию. Все, что меньше Божественного совершенства, должно быть оставлено в прошлом и забыто. Время - двигаться вперед по ступеням эволюции».

В данном маленьком исследовании в рамках статьи можно сделать следующий обобщенный, краткий вывод: в гармонизации отношений между мужчиной и женщиной лежит очень простая истина - осознание ими единства происхождения от единого начала, мы все едины, соответственно напрашивается реализация принципа (заповеди) «возлюби ближнего, как самого себя». Возрадуйся всему творению, наслаждайся своей любовью ко всему и каждому. Любовь всегда с тобой в твоем сердце. Поэтому высший нравственный закон между мужчинами и женщинами -Любовь.

В беседе Кутхуми от 17 июня 2011 г. «Вы создаете свое будущее и будущее всей планеты в момент зачатия вашего ребенка» говорится о всем понятном и близком.

Конечно, я не мог привести всю беседу Кутхуми, эту беседу вы можете прочитать полностью: «А именно: мы поговорим о вашем будущем, о ваших детях. О том поколении людей, которое сменит вас. И каждое следующее поколение должно быть лучше предыдущего. Однако не всегда так

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

происходит. Почему?.. Я, возможно, подойду к этому вопросу с неожиданной для вас стороны. Я попрошу вас вспомнить то время, которое предшествовало тому моменту, когда родился ваш ребенок. Не нужно делиться этим вашим воспоминанием ни с кем. Просто вспомните, как произошло, что у вас родился ребенок. Возможно, вы вспомните, что случайно обнаружили, что у вас будет ребенок. Возможно даже, вы были опечалены или раздосадованы этим фактом. О чем вы думали, когда занимались любовными утехами с вашим партнером?.. Я думаю, что большинство из вас не думали о том, чтобы создать нового человека, который должен прийти в этот мир и стать творцом этого мира. Вы думали о получении удовольствий для себя или для вашего партнера по сексу? Вы профинансировали вашего ребенка Божественной энергией по остаточному принципу. Я думаю, вы вспомнили этот момент?.. Поэтому не мудрено, что ребенок вас не устраивает и не радует. Направьте энергию в позитивное русло! Не пережевывайте вновь и вновь картины прошлых грехов и прошлых ошибок. Этим вы только усугубляете положение. Постоянное сосредоточение на позитиве, желании помочь окружающим вас существам, и в первую очередь вашим детям, способно преобразовать энергию прошлых ошибок и создать новую возможность для будущего ваших детей. Не забываете о том, что вы привязали себя к вашим детям кармой. И в будущих воплощениях вы с большой долей вероятности можете стать детьми тех индивидуумов, которые сейчас являются вашими детьми. И вы должны заботиться прежде всего о душах ваших детей сейчас. Все в мире взаимосвязано, и нужно очень бережно и осознанно относиться ко всему, что вы делаете.

Целью моей сегодняшней беседы было дать вам знание о том, как необходимо вдумчиво подходить к вопросу планирования рождения ребенка. Фактически вы создаете свое будущее и будущее всей планеты в момент зачатия вашего ребенка. Подумайте об этом в следующий раз, когда будете удовлетворять свое сексуальное желание».

Как мы видим, Кутхуми, являясь очень хорошим психологом, дает нам очень интересное направление взаимоотношений супругов в семье в связке с будущими детьми. Наверное, молодежи стоит к нему прислушаться.

Несколько перефразируя для данной статьи слова из бесед с Кутхуми о взаимоотношениях между полами, закончу статью следующим утверждением: только помогая друг другу, вы иногда способны преодолеть все невзгоды ваших взаимоотношений между мужчиной и женщиной. И самым главным элементом, который способен вам помочь, будет любовь, которую вы испытываете друг к другу. Это — самая большая драгоценность нашего мира, которую стоит хранить и беречь гораздо больше, чем деньги, вещи или золото.

«Истинные нравственные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, отношения Любви во всем ее многообразии не уничтожимы.

Будет процветать нравственность и любовь в семье — будет процветать и само государство».

И одна из главнейших целей государства — это укрепление института семьи, ячейки общества.

«Пусть человек радуется жизни. Человек, безусловно, заслужил некоторые из своих сегодняшних радостей и удовольствий.

Однако надо не упустить из вида конечную цель! Удовольствия действительно губительны, если им удается разрушить собственность, ставшую институтом самообеспечения; и самоуслаждения действительно оказываются роковыми, если они приводят к крушению брака, упадку семьи и уничтожению домашнего очага — высшего эволюционного обретения человека и единственной надежды цивилизации на выживание».

Хочется привести еще одну цитату из беседы с Майтрейя от 6 декабря 2009 г., опубликованной в книге «Слово мудрости — 11»; в беседе последний подчеркивает, что данные ранее заповеди необходимо повсеместно, постоянно применять: «Сколько раз нужно повторять заповеди, чтобы

они были исполнены? Сколько раз нужно приходить с посланиями, чтобы вы научились не только читать или слушать их, но и следовать получаемому Учению в ваших жизнях» [7, кн. 11].

Трудно согласиться с тем, что предлагаемые программы для детей в школах, в высших учебных заведениях не акцентируют внимание молодежи на целомудренное, нравственное поведение как до вступления ими в брак, так и во время брака, а только готовят их к какой-либо профессиональной деятельности.

Может ли быть хороший специалист безнравственным? А вы как считаете, читатель? Анализируйте, с вами Аристотель и все сказавшие свои мысли в этой статье. Дерзай, читатель! Все зависит от тебя!

Список литературы:

[1] Библия // URL: На сайте https:// www.bibleonline.ru/bible/rus/.

[2] Будда / Сост. В.В. Юрчук. 5-е изд. Мн.: Современное слово, 2006.

[3] Дубинина Н.И. Победа великого Октября и первые мероприятия партии в решении женского вопроса // Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., 1981.

[4] Еманов С. В чем разница между женщиной и человеком женского пола? Статья // URL: На сайте: http://www.b17.ru/article/ ?razdel=16.

[5] Ильина Е.Ю. Лекция «Этика». Университет «Этика жизни» // URL: http:// university.sirius-ru.net/etika/etika_01.htm.

[6] Книга Урантия. Фонд Урантии, 1955 г. / / URL: http://www.urantia.org/ru/kniga-urantii/i

[7] Микушина Т.Н. Слово мудрости - кн. № 11, 13, 14, 20. Омск, 2010, 2011 и 2014 // URL: http://sirius-ru.net/dictations/index.htm.

[8] Нарицына Т. Враг, который скрывается в сердце // Омск. газета «В будущее» от 2002 г. URL: Сайт МОО Сириус // http:// r.sirius-ru.net/2008/2008-10-04.htm.

[9] Платон. Пир // URL: http:// knijky.ru/books/pir?page=14.

[10] Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. М.: Эксмо, 2014.

Spisok literatury:

[1] Bibliya // URL: Na sajte https:// www.bibleonline.ru/bible/rus/.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017

[2] Budda / Sost. V.V. Yurchuk. 5-e izd. Mn.: Sovremennoe slovo, 2006.

[3] Dubinina N.I. Pobeda velikogo Oktyabrya i pervy'e meropriyatiya partii v reshenii zhenskogo voprosa // Opy't KPSS v reshenii zhenskogo voprosa. M., 1981.

[4] Emanov S. V chem raznica mezhdu zhenshhinoj i chelovekom zhenskogo pola? Stat'ya // URL: Na sajte: http://www.b17.ru/ article/?razdel=16.

[5] Il'ina E.Yu. Lekciya «E'tika». Universitet «E'tika zhizni» // URL: http://university. sirius-ru.net/etika/etika_01.htm.

[6] Kniga Urantiya. Fond Urantii, 1955 g. // URL: http://www.urantia.org/ru/kniga-urantii/i

[7] Mikushina T.N. Slovo mudrosti - kn. № 11, 13, 14, 20. Omsk, 2010, 2011 i 2014 // URL: http://sirius-ru.net/dictations/index.htm.

[8] Naricy'na T. Vrag, kotory'j skry'vaetsya v serdce // Omsk. gazeta «V budushhee» ot 2002 g. URL: Sajt MOO Sirius // http://r.sirius-ru.net/2008/2008-10-04.htm.

[9] Platon. Pir // URL: http://knijky.ru/ books/pir?page=14.

[10] E'rikBern. Igry', v kotory'e igrayut lyudi. M.: E'ksmo, 2014.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.