УДК - 340.114 ШЕЛУХИНАлександр Федорович,
ББК - 67.1 кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, e-mail: [email protected]; тел: 8910 450 3525
СЕМЬЯ - ГЛАВНЫЙ ЦИВИЛИЗАТОР ОБЩЕСТВА (ИЗ СЕРИИ «НРАВСТВЕННОСТЬ - ВЫСШАЯ ФОРМА ЗАКОНА В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ»)
Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед.
(Аристотель. 384-322 до н.э.) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
(Русская пословица)
Аннотация. В серии «Нравственность - высшая форма Закона в отношениях между мужчиной и женщиной» публикуются две статьи: «Семья - главный цивилизатор общества», «Жизнь - игра».
В данной статье, одной из серии статей о нравственности и морали, кратко исследуется разное понимание, значение нравственности и морали между мужчиной и женщиной в современном обществе и в исторические времена.
Приводятся высказывания исторических личностей и современников о том, как привести в норму отношения мужчины и женщины, в том числе, в семье: Гомера (IX в. - IIIX до н.э.), Гесиода (IIIXв. - IX в. до н.э.), Конфуция (551 г. -479 г. до н.э.), Геродота (484 г. - 425 г. до н.э.), Фалеса Милетского (640 г. - 545г. до н.э.), Сократа (469 г. - 399 г. до н.э.), Платона (427 г. - 347 г. до н.э.), Аристотеля (384 г. - 324 г. до н.э.), Иисуса (12-4 гг. до н.э.
- 26-36 гг. н.э.), Петра, Матфея, Нострадамуса (1533-1566 гг.), Сераписа Беи, Кутхуми, Сурии, Майтрейи, Бабаджи (1970-1984 гг.), Нада, Е.Ю. Ильина, Т. Нарицына, 3. Дубиниа, Лихта Г., Эрика Берна, Евгения Демина, Н. Бердяева (1874-1948 гг.), И.А. Крылова (1769
- 1884 гг.).
Приводятся конкретные предложения. Подчеркивается, что развитие нравственности в гражданах, обществе, в обучении - это основная задача именно государства через педагогику в сети образовательных государственных, некоммерческих учреждений.
Ключевые слова: история, нравственность, мораль, закон, семья, мужчина, женщина.
SHELUKHIN Alexander Fedorovich,
candidate of jurisprudence, associateprofesser, associate professer of civil disciplines of Institute of social arts education of the Moscow pedagogical state university.
FAMILY MAIN TSIVILIZATOR OF SOCIETY (FROM LOT MORALITY - THE HIGHEST FORM OF THE LAW IN THE RELATIONS BETWEEN THE MAN AND THE WOMAN)
Who moves in before in knowledge,but lags behind in morality.
that more goes back, than forward.
(Aristotle, 384-322)
What in another you doesn't love, also don't do that.
(Russian proverb)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
Abstract. From lot Morality - the highest form of the Law in the relations between the man and the woman. In a series of two articles. The first article Family main tsivilizator of society. Second article Life is game.
In this article as one of a series of articles about morality and morals, briefly investigates different understanding, value of morality and morals between the man and the woman in modern society and in the previous times.
Statements of historic figures and contemporaries how to normalize the relations of the man and the woman in a family are provided. Homer (the 9 - 8 century B.C.), Hesiod (IIIXV. - IXV. Century B.C.), Confucius (551 g - 479 g B.C.), Herodotus (484 g - 425 g B.C.), Thales Miletsky (640 g - 545 g B.C.), Socrates (469 g - 399 g BC), Platon (427 g - 347 g B.C.), Aristotle (384 g - 324 g B.C.), Nada, Jesus (12-4 gg. B.C. - 26-36 gg. N of century.), Pyotr, Matfey, Serapis Bae, Kutkhumi, Suriya, Babadzhi (1970-1984g.g.), Ilyina E.Yu., T. Naritsyna, Licht G., Eric Burn, 3. Dubinina, Nostradamus (1533-1566 g.g.), Evgeniy Demin, N. Berdyav (1874-1948 g.g.), I.A. Krylov (1769 - 1884 gg.).
An overview of solutions to that situation consisting in particular legal initiatives is suggested. Author outlines the key role of the state in governing of moral and ethical development of citizens through networks of state educational institutions.
Keywords: history, morality, morals, rule of law, law, family, man, female.
В моих предыдущих статьях кратко обсуждался вопрос об общих положениях нравственности как о добре и зле, но сегодня поговорим кратко только об одной составляющей части нравственности — отношениях между мужчиной и женщиной. Данные межличностные отношения между мужчиной и женщиной всегда в истории были самыми сложными.
В литературе, искусстве отношения мужчины и женщины оповещаются многосторонне. Нравственность в этих межличностных взаимоотношениях освещалась с различных сторон.
Интересно высказывание Платона «не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость».
Однако наряду с принципом только противоположности мужского и женского начала имеется другое видение.
В мифологии широко представлена идея андрогинии, двуполости, совмещения мужского и женского начал в одном лице.
Двуполыми были многие божества. Андрогинные божества нередко изображались с двойным набором половых признаков. Во многих мифологиях двуполыми считались предки первых людей, этим подчеркивалось их единство и цельность.
В религиозной мифологии многих народов упоминается, что первый человек был создан андрогином и лишь затем был раз-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
делен на мужчину и женщину [10]. Такова одна из талмудических трактовок первых глав Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека «мужчиной и женщиной», то есть андрогином [Быт. 1:27]. В культуре народов земли также находит отражение двупо-лость. «Черты двуполости — в изображение божеств определенного пола с особенностями противоположного пола можно встретить в иконографии народов. Такова, например, бородатая Афродита. Афродита с мужским половым органом. Древние греки чтили в числе других богов Гермафродита - сына Гермеса и Афродиты, в нем совмещались женские и мужские черты. В пантеоне богов ведийской и брахманисткой Индии выделяется Адити - божественная корова-бык, мать и отец богов. Там же видное место занимает Праджапати, создавший все из самого себя. Египетский бог Ра, совокупившийся сам с собой, породил других богов, людей и весь мир. Своеобразным вариантом андрогинов являются персонажи, предстающие то в мужском, то в женском облике. Так небесное существо Пулу-гу (в андаманской мифологии) в южной части архипелага принадлежит мужской природе, в северной - женской» [4].
В книге Платона «Пир» Сократ в своей беседе говорит, что в мифологии говорится том, что раньше люди были двуполыми — андрогинными. Зевс, недовольный людьми, велел разделить их, и с тех пор они
стали однополыми т.е. мужчинами и женщинами.
Итак, каждый из нас — половинка человека, рассеченного на две камбалоподоб-ные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину, чтобы слиться и стать единым [13].
Иной подход к понятию андрогина мы находим у Бердяева Николая Александровича (1874-1948 гг.), философа, стремившегося своим творчеством искоренить несправедливость, зло; он считал, что «не мужчина и не женщина есть образ и подобие Божье, а лишь андрогин, целостный человек». Целостным человеком он считал человека не в физиологическом смысле, а духовно чистого, хотя он и не отрицает, что у Бога должны быть и другие способы рождения, чем у современного человека [7].
Можно приводить и другие примеры, но для статьи этого достаточно.
Вопрос о том, чем и насколько мужчины отличаются от женщин, всегда волновал людей. Любая древняя мифология вращается вокруг идеи противоположности. «Данные межличностные отношения в разные века и времена, в разных культурах имели различия. Но если сравнивать учения о морали, господствовавшие в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции и Риме, то мы увидим, насколько эти учения были похожи друг на друга и на наше сегодняшнее понятие о нравственности».
О принципах нравственности, которые закреплялись учителями на земле за многие тысячи лет до современной эпохи, говорится в книге «Урантия» [5.66.751].
В книге «Урантия» дается анализ основных нравственных законов в своеобразном «кодексе». Мы видим, что эти нравственные принципы нам все понятны и принимаются также всеми современными религиями и в современном обществе.
Нравственный закон, кодекс дал древним расам «Хеп». «Этот кодекс был известен как «Воля Отца» и состоял из семи заповедей:
1. Не бойся никакого Бога и не служи никакому Богу, кроме всеобщего Отца.
2. Подчиняйся Сыну Отца — правителю мира - и не выказывай неуважения к его сверхчеловеческим помощникам.
3. Если тебя вызвали в суд, не лги судьям.
4. Не убивай мужчин, женщин или детей.
5. Не кради добро или скот своего ближнего.
6. Не прикасайся к жене своего друга.
7. Не выказывай неуважения к своим родителям или старейшинам племени» [9].
Как мы видим, заповеди состоят из нравственных требований из которых 4-е и 6-е — требования к женщинам.
Именно в это время сформировалось правило: семья начала проживать в одном относительно постоянном месте совместно.
«Таким был закон Даламатии на протяжении почти трехсот тысяч лет. И многие каменные плиты, на которых были начертаны эти заповеди, покоятся теперь на дне моря у берегов Месопотамии и Персии. Стало привычным каждый день недели повторять одну из этих заповедей, используя их в качестве приветствий и благодарений при приеме пищи» [5.66:7.8-7.16].
Различия во взглядах на мораль, нравственность действительно существовали в веках и в народах, но они всегда касались лишь частностей, и всегда в истории, и в текущие времена считалось нравственно поступать так, как принято поступать в обществе. Но будем честны и скажем, что некоторые правила нравственности при их применении покажутся нам дикими и мы сравнили бы их просто с «животной» страстью, унижением достоинства человека. В то же время эти особенно унизительные нравственные нормы существуют в нормах поведения так называемых диких племен, которые до настоящего времени пытаются изолироваться от нашего общества. А некоторые не столь кричащие и дошли до современного человечества, современного общества. Я думаю, вы их все видели и можете обратить внимание после прочтения данной статьи.
Представления об этих межличностных отношениях постоянно изменялись, и в настоящее время сложилось свое представление о взаимоотношениях мужчины и женщины и их роли как в семье, так и в обществе. Что будет в будущем, можно
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
только догадываться. Все течет, все изменяется.
В стороне от этих отношений не остался и Нострадамус, которых в одном из своих катренов предсказал в будущем возможность появления, перерождения человека в андрогинного, с набором половых функций мужчины и женщины в одном лице и даже указал примерное время его появления. Даже не знаю, пожелать этого будущего человечеству или не стоит. Можно только сказать, что все в Божьей воле.
Можно дать простенькую, краткую классификацию межличностных взаимоотношений между мужчиной и женщиной: взаимоотношения в обычной жизни, в семейных взаимоотношениях, отношения в социальной сфере. Конечно, через все эти взаимоотношения проходит единый нравственный стержень — Любовь: «Возлюби ближнего, как самого себя».
В указанных взаимоотношениях в данной классификации и во множестве других классификаций, данных различными авторами, есть своя специфика, отношения уточнялись, развивались, реализовыва-лись в веках в зависимости от цели каждого человека и направленности самого общества.
В психологии много статей, исследований, методик, как надо вести себя в межличностных отношениях мужчине и женщине.
И все-таки общие принципы Нравственности лежат в основании взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Давайте посмотрим эти основания. Главенствующую роль играют два принципа. Закрепление золотого правила нравственности кратко и хорошо анализирует в цикле лекций по теме «Этика» доктор наук Е.Ю. Ильина [8].
Первое, так называемое золотое правило нравственности: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
В середине первого тысячелетия до новой эры, когда жили Конфуций, Гаутама Будда, происходил гуманистический переворот, появляется это нравственное тре-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
бование и закрепляется в обществе. Свое название золотого правила оно получило в XVIII в. в западноевропейской духовной традиции.
Это правило появляется и закрепляется в различных культурах, а затем и в религиях: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве. Его приводят в своих высказываниях различные философы.
Второе, также главенствующее правило, — это принцип Любви. Это всеобщая любовь к каждому, к Земле, которая является твоим домом. В таком названии правило стало закрепляться позже. Наиболее ярко и полно принцип Любви отражен в высказываниях Иисуса.
Более подробный анализ золотого правила и правила Любви мы проведем во второй статье, следующей части данной серии, а пока вернемся к истокам наших отношений в глубоком прошлом. Посмотрим, как эти два принципа реализовывались и создали сегодняшнее сообщество людей.
В своем исследовании постараюсь далеко не отходить от текста «Урантии», так как более кратко и доходчиво вряд ли можно сочинить, да и не нужно.
«Супружеские, или брачные, отношения проистекают из двуполости. Супружество является ответным приспособлением человека к своей разнополости, в то время как семейная жизнь есть совокупный результат всех подобных эволюционных и адаптационных приспособлений.
Супружество дало человеку семейный очаг — славный венец всей долгой и напряженной эволюционной борьбы.
Несмотря на пропасть, существующую между личностью мужчины и личностью женщины, половое влечение достаточно для того, чтобы обеспечить их соединение для продолжения рода».
«Половые отношения имеют природный характер. Супружество является их эволюционным социальным следствием.
Побудительной мотивацией дикаря было пропитание, однако в условиях, когда цивилизация обеспечивает обилие пищи, половое влечение часто становится доминирующим импульсом и потому нуж-
дается в постоянном социальном контроле.
В упрощенном виде эволюция супружества есть история сдерживания полового влечения под давлением общественных, религиозных и гражданских ограничений. Так, брачные отношения прошли эволюционный путь от почти полной сексуальной вседозволенности до норм двадцатого века, с их относительно полным ограничением половой жизни.
Именно поэтому общество вынуждено заставлять индивидуума проявлять сдержанность. Сдержанность, все больше и больше сдержанности — вот постоянно растущее требование прогрессирующего человечества».
Интересно, а зачем мы сами в ходе развития своей цивилизации, социального устройства ограничиваем себя все более и более половой активности даже в семье? Давайте подумаем и затронем этот вопрос во второй статье «Жизнь — игра».
На самых ранних стадиях племенной жизни нравы и ограничительные табу, при всей их примитивности, действительно держали мужчин и женщин порознь; это способствовало покою, порядку и трудолюбию.
Женщины всегда подвергались более суровым запретам, чем мужчины. Древние нравы предоставляли незамужним женщинам такую же степень половой свободы, что и мужчинам, однако от жен всегда требовали верности мужьям.
В первобытные времена брак являлся платой за общественное положение; наличие жены служило знаком отличия.
Для дикаря день свадьбы означал вступление в пору ответственности и зрелости. В одну эпоху брак считался общественным долгом, в другую — религиозной обязанностью, в следующую — политическим требованием обеспечения государства гражданами.
«Тот факт, что не состоять в браке считалось у древних народов позором, даже грехом, объясняет происхождение детских браков: раз уж человеку все равно суждено жить в супружестве, то чем раньше, тем лучше. У более поздних народов брак обычно заключался с достижением половой зре-
лости, однако развитие этой тенденции было непосредственно связано с прогрессом цивилизации.
Брак всегда был тесно связан как с собственностью, так и с религией. Собственность делала брак прочным, религия — нравственным.
Первобытный брак представлял собой вклад средств, экономическую сделку. Он в большей степени основывался на деловых отношениях, чем на сексуальной заинтересованности. По мере прогресса цивилизации и все большего признания частной собственности величайшим преступлением стало воровство. Прелюбодеяние считалось формой воровства, посягательством на права собственности мужа».
До вступления в брак женщина являлась собственностью своего отца, который передавал свои права ее мужу, и все легализованные половые связи проистекали из этих априорных прав собственности.
«Ветхий Завет обращается с женщинами как с разновидностью собственности; Коран учит, что женщины являются существами второго сорта. Мужчина обладал правом одолжить свою жену другу или гостю, и этот обычай до сих пор существует у некоторых народов.
Современная половая ревность не является врожденной, она — результат эволюции нравов. Первобытный человек не ревновал свою жену, он просто охранял свою собственность».
Институт брака и брак неоднократно подвергался опасности, что находит отражение и в современном обществе. Признание в некоторых странах в Европе и в США брака между однополыми людьми — красноречивое тому доказательство.
Всегда нравы, регулирующие брачные отношения, искали прочную опору как в собственности, так и в религии, но не в законах, которые не проработаны, противоречат всем остальным законам, придуманным людьми, не согласованным с самой жизнью, нарушающим основное правило — сохраниться человечеству как вид на земле, дать жизнь более продвинутой жизни. Обеспечить Жизнь ради самой Жизни.
В Европе обосновали отход от традиционного брака мужчины и женщины нали-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
чием между мужем и женой договора, а по гражданскому законодательству такой договор может заключить каждый с каждым. Интересно, откуда только дети будут браться? Как будет развиваться наша цивилизация? Здесь вспомним Аркадия Рай-кина. Он в одной своей юмореске, видя отсутствие людей и детей вокруг, кричал: «Ау, люди, вы где?..»
Однако действительным фактором, неизменно охраняющим брак и возникающую в результате семью, является простой врожденный биологический факт того, что мужчины и женщины не могут прожить друг без друга, будь они самыми примитивными дикарями или самыми культурными смертными.
«В глубокой древности муж и жена редко бывали вместе; обычно они даже питались порознь. Однако личная приязнь древних мужчин и женщин не была прочно связана с половым влечением. Они нравились друг другу в основном потому, что жили и работали вместе.
Древние люди не доверяли любви и обещаниям. Они считали, что залогом прочности союза должна быть материальная гарантия — собственность. Поэтому заплаченная за жену сумма считалась конфискованной собственностью, залогом, который муж неизбежно терял в случае развода или невыполнения своего долга».
«Во многих племенах муж, уплатив за невесту, имел право выжечь на жене свое клеймо. Африканцы до сих пор покупают своих жен.
Жена по любви — или жена белого человека — сравнивается ими с кошкой, потому что она ничего не стоит».
Цивилизация потихоньку, но развивалась. Отцы уже не хотели выглядеть торговцами своих дочерей. «Поэтому, продолжая принимать деньги в уплату за своих невест, они ввели обычай дарить супружеской паре ценные подарки, которые примерно соответствовали заплаченной сумме. А, когда обычай платить за невесту отошел в прошлое, подарки превратились в приданое. Смысл приданого заключался в том, чтобы создать впечатление о независимости невесты, показать глубокий разрыв с теми временами, когда жены были
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
рабынями, спутницы жизни — собственностью. Муж не мог развестись с женой, не выплатив сполна ее приданое» [9.Уран-тия.82:01 — 83:3.34].
«В древности крупные семьи не обязательно основывались на любви. Большое число детей было желательным в силу многих причин:
1. Они обладали ценностью как работники.
2. Они служили страхованием по старости.
3. Дочерей можно было продать.
4. Гордость за семью требовала продолжения рода.
5. Сыновья были покровителями и защитниками.
6. Боязнь духов порождала страх одиночества.
7. Некоторые религии требовали потомства».
Семейные отношения развивались и к настоящему времени многие группы населения пришли к моногамии. Но, кроме принятого у нас моногамного брака, в истории и в настоящее время наблюдается многобрачие, вызванное различными причинами.
На раннем этапе эволюции брака незамужние женщины принадлежали мужчинам своего племени. Позднее в одно время у женщины был только один муж. Эта практика — один мужчина — стала первым отходом от беспорядочных стадных отношений. В то время как женщине позволялось иметь связь только с одним мужчиной, ее муж мог прерывать такие временные связи по своему усмотрению.
Кроме моногамии, принятой в современном обществе, имеются другие виды брака по различным критериям: эндогамия и экзогамия, полигиния, полиандрия, групповой брак, промискуитет, полиамория. В этих видах брака разную роль и выполняли как мужчины, так и женщины.
Эндогамия — это заключение брака между родственниками или близкородственными связями. Экзогамия исключает полностью близкородственные или родственные браки. Каждая форма брака играет свою роль в существовании и развитии цивилизации. Но когда в древности стали заключаться экзогамные браки меж-
ду людьми из разных родов и племен, то между этими племенами устанавливались доверительные отношения и между ними прекращалась вражда, войны, они начинали объединяться.
Но религия давно служит эффективной преградой для экзогамии. Многие религиозные учения объявили брак с иноверцами нарушением закона.
Браки между братьями и сестрами получили также распространение в древнем Египте, Сирии, Месопотамии, Персии и других народах. Египтяне долго придерживались таких браков, пытаясь сохранить в чистоте царскую кровь.
Женщина обычно была сторонницей эндогамии, мужчина — экзогамии.
За последнее время идеалы брака претерпели огромный прогресс. У некоторых народов женщина пользуется равными правами со своим супругом. Семья становится союзом преданных партнеров, цель которых — воспитание детей при сохранении супружеской верности. Однако даже этот современный вариант брака являет собой эволюционирующее социальное партнерство мужчины и женщины, существующее и функционирующее в условиях современных нравов, и регулируется законами и правилами общества.
В соответствии с действующим в России семейным законодательством и Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 брак — это союз между мужчиной и женщиной для совместного проживания и воспитания детей. По действующему законодательству проживание строго совместно мужа и жены не является обязательным. Семейный кодекс РФ не запрещает разводов между мужем и женой, но устанавливает для этого определенные условия, в том числе невозможность совместного проживания и ведения совместного хозяйства, обусловленного, скорее, психологической несовместимостью.
По сравнению с прошлыми эпохами, в двадцатом веке брак поднялся на новый уровень, несмотря на то, что в настоящее время институт семьи подвергается серьезным испытаниям из-за проблем, столь внезапно обрушившихся на социальную
организацию в результате стремительной эмансипации женщины — предоставления ей свобод, которых она так долго была лишена в течение медленной эволюции нравов минувших поколений.
«Само человеческое общество состоит из семейных ячеек. Государство нуждается в семье, она главный цивилизатор общества, сущность всей воспитательной деятельности».
«Материальная необходимость создала брак, половое желание украсило его, религия санкционировала и возвысила его, государство нуждалось в нем и регулировало его, а в последующие времена эволюционирующая любовь начинает узаконивать и прославлять брак как предшественника и создателя самого полезного и возвышенного института цивилизации — семьи».
Создание семьи должно быть центральной частью и сущностью всей воспитательной деятельности. Семья является социологическим институтом. Брак возник из сотрудничества мужчины и женщины в самосохранении и совместном продолжении рода.
Прогресс брака является точным показателем развития человеческой цивилизации.
«Положение женщины всегда было социальным парадоксом; она всегда искусно управляла мужчиной, всегда использовала более сильное половое чувство мужчины в своих интересах и для своего развития. Умело пользуясь половой привлекательностью, ей часто удавалось удерживать мужчину в своей власти, даже тогда, когда она была его полной рабыней. И всегда позволяло умной женщине существенно влиять на свое непосредственное положение».
Здесь вспомним древнюю мудрость — пословицу. В этой пословице вся мудрость веков: «Муж - голова, жена - шея. Куда хочу, туда головушку и ворочу». Позже мы вернемся к этой пословице, пока вам она на размышление.
В древности женщина была для мужчины не другом, возлюбленной, любовницей и партнером, а, скорее, предметом собственности, служанкой или рабыней, по-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
зднее — экономическим партнером, забавой и роженицей.
Тем не менее необходимые половые отношения обязательно включали элемент выбора и сотрудничества со стороны женщины.
Мужчины и женщины всегда плохо понимали друг друга. Мужчине было трудно понять женщину, на которую он смотрел с причудливой смесью невежественного недоверия и боязливого очарования, если не с подозрением и презрением.
«Многие племенные и народные легенды возлагают вину на Еву, Пандору или еще какую-нибудь представительницу женского пола. Эти повествования всегда искажались так, чтобы представить женщину приносящей мужчине зло. Все это отражает недоверие к женщине, которое некогда было всеобщим.
В течение долгого времени мужчины считали женщин странными, даже ненормальными. Более того, они верили, что у женщин нет души, и поэтому не давали им имен.
В древности существовал огромный страх первого полового сношения с женщиной, поэтому обычно первым с девственницей совокуплялся жрец. Зловещей считалась даже тень женщины.
Даже греки считали женщину в период менструации одним из трех источников скверны, причем двумя другими были свинина и чеснок, хотя и эти странные, нелепые сейчас поверья приносили женщине пользу. Несмотря на нелепость, женщине эти древние поверья приносили определенную пользу, ибо раз в месяц, по крайней мере в молодости, изможденные женщины получали одну неделю долгожданного отдыха» [5.84.4].
Огромный прогресс был достигнут после того, как мужчина лишился права убивать свою жену по собственной воле. Таким же образом шагом вперед стало право женщины владеть свадебными подарками. Позднее она получила законное право владеть и управлять собственностью.
С развитием общества более высокие нормы половой жизни сложились у женщин, ибо они больше страдали от последствий нарушения нравов, регулирующих половые отношения. Нормы сексуального
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
поведения для мужчин улучшаются крайне медленно.
Современная идея равенства полов прекрасна и достойна прогрессирующей цивилизации, но она отсутствует в природе. Когда сила подменяет право, мужчина помыкает женщиной, когда в обществе появляется больше правосудия, мира и справедливости, женщина постепенно освобождается от рабства и забвения.
Мужчина не отбирал права у женщин, все это было неосознанным и незапланированным эпизодом социальной эволюции. Когда для женщины действительно настало время получить новые права, она их получила, причем независимо от сознательного отношения мужчины: просто изменялись нравы в обществе.
Древние китайцы и греки обходились с женщинами лучше, чем большинство окружающих племен. Но иудеи относились к ним с чрезвычайной подозрительностью.
На Западе доктрины Павла, став частью христианства, осложнили эмансипацию женщины, хотя христианство действительно способствовало развитию нравов за счет предъявления более строгих требований к половой жизни мужчины.
В исламе в условиях особого унижения, присущего статусу женщины, ее существование почти безнадежно, и еще более незавидная участь отводится ей некоторыми другими восточными религиями [9.84:5.6].
Наука, а не религия привела к истинной эмансипации женщины. Именно современное производство позволило женщине в значительной мере выйти за пределы семьи; наука так изменила условия жизни, что превосходство мужской силы над женской стало менее разительным.
Эти перемены способствовали освобождению женщины от домашнего рабства и привели к такому изменению ее статуса, что в настоящее время степень ее личной свободы и половой активности равна мужской.
Эволюция в очередной раз смогла добиться того, что оказалось не под силу другим способам.
«Слабая сторона всегда добивается непропорционально большей выгоды при
каждом совершенствовании нравов в процессе постепенной эволюции общества».
Женщина добилась, наконец, признания достоинства, независимости, равенства и образования. Сегодня, в двадцать первом веке, женщина подвергается самому решающему испытанию за всю свою историю!
Но женщина способна преуспеть за счет прав мужчины не больше, чем мужчина — за счет прав женщины. У каждого пола есть свои, характерные сферы существования, вместе со своими собственными правами в пределах такой сферы.
«Цивилизация никогда не сможет уничтожить пропасть, существующую между поведением полов. Нравы изменяются от века к веку; инстинкт материнства и продление рода не изменяется никогда».
Каждый пол навечно останется преобладающим в своей собственной области — области, предопределенной биологической дифференциацией и различным складом ума. Только в социальном отношении мужчины и женщины будут конкурировать на равных.
«Брак — основа семьи — есть высшее проявление того антагонистического сотрудничества, которым столь часто характеризуется соприкосновение природы и общества. Конфликт неизбежен. Половые отношения являются врожденными, естественными.
В практическом отношении мужчина и женщина — это две особые разновидности одного и того же вида, живущие в тесном и интимном общении. Их взгляды и весь комплекс жизненных реакций принципиально различны; они совершенно неспособны до конца и по-настоящему постичь друг друга. Полное взаимопонимание полов недостижимо».
«Женщины, очевидно, обладают большей интуицией, чем мужчины, но они, по-видимому, не столь логичны. Тем не менее женщина всегда была носителем нравственных идеалов.
Различия в природе, реакциях, взглядах и мышлении между мужчинами и женщинами ни в коем случае не должны вызывать беспокойство, к ним следует относиться как к чрезвычайно полезным для чело-
вечества, как в индивидуальном, так и коллективном аспекте».
«Хотя мужчины и женщины никогда не смогут рассчитывать на полное взаимопонимание, они удачно дополняют друг друга, их сотрудничество способно поддерживать и воспроизводить общество. Брак — это институт, призванный сглаживать половые различия и одновременно с этим обеспечивать сохранение цивилизации и продолжение рода.
Брак — источник всех человеческих институтов, ибо он непосредственно ведет к созданию и поддержанию семьи, структурной основы общества.
Семья — это величайшее чисто человеческое достижение людей, ибо она совмещает эволюцию биологических отношений мужчины и женщины с социальными отношениями мужа и жены.
Семья — это русло, по которому река культуры и знания течет от одного поколения к другому. Инстинкт самосохранения безошибочно соединяет мужчин и женщин для продолжения рода, но одно только это не может заставить их остаться вместе для взаимного сотрудничества — создания семьи» [9.84].
Семейная жизнь — источник истинной нравственности. Каковы семьи данного народа или нации, таково и общество [9.8284].
Как мы видим, какое разнообразие отношений было между мужчинами и женщинами. Некоторые предубеждения, не самые острые, нам кажутся сейчас дикостью, но есть еще острее.
Итак, мы закончили эту историческую часть отношений мужчины и женщины. Нас ожидает анализ вечного вопроса — что делать, чтобы быть счастливым?
Я попытаюсь коснуться ответа на этот вопрос во второй своей статье, которую я назвал «Жизнь - игра».
Для того чтобы настроить читателя на ответ на вопрос, при чем здесь игра, вспомним, что в течение первых десяти лет супружеской жизни число разводов в современном обществе значительно переваливает за 50 процентов, а многие вообще не создают семью.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
Да, напрашивается вывод: каков цивилизатор, таково и общество, таково и будущее наших детей.
В народе уже закрепилось мнение: выходят замуж и женятся идеальные мужчина и девушка, а в браке становятся совершенно другими — и муж, и жена иногда невыносимы друг для друга. Почему так? И на этот вопрос уже есть компетентный ответ.
Ответы на вопрос, «что делать» и почему «жизнь — игра», также уже даны. И вы их всегда найдете. Вспомним: «Дверь открывают тому, кто стучится в нее».
Для начала освежим в памяти причту о зеркале. Я видел ее в нескольких вариантах, но суть одна. Я не буду приводить всю причту, вы спокойно найдете ее в Интернете. Извлеку из нее только суть: «Хочешь найти своего главного врага — посмотри в зеркало, и ты его увидишь».
Раскрывая художественный образ зеркала, раскрывая божественное учение, очень хорошо кратко сказал в своей басне «Зеркало и обезьяна» великий баснописец Иван Андреевич Крылов (1769—1884): «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
Есть еще одна русская пословица, раскрывающая, почему нам иногда плохо в семейной жизни: «Ведь мужик что мешок: что положишь — то и несешь». А не кажется ли вам, что если мы положим в наши взаимоотношения свои амбиции, свой эгоизм, то и видим это в нем (ней), как в зеркале, то, что положили в «мешок», то и несем, иногда и всю жизнь, пока это не осознаем.
А теперь вернемся к указанной выше пословице: «Муж — голова, жена — шея. Куда хочу, туда головушку и ворочу». Одна голова (мужчина) смотрит только вперед, а остальное заставляет голову видеть шея, поворачиваясь. Когда муж и жена вдвоем, у них намного больше кругозор во всем. У каждого из них свой жизненный опыт. Можно намного правильнее сделать выбор в жизни, причем во всем. Вот и единство, указанное Н. Бердяевым. Давайте этим будем пользоваться, это дает нам и нашей цивилизации развитие.
Женщины рвутся в министры, зарабатывать больше мужчин, отказываются выходить замуж, рожать, стараются полуОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
чить максимум материальных благ, но все это не приносит счастья, любви; а затем следует одиночество, разочарование жизнью и т.д. Где удовлетворение от всех этих побед у женщин?
Вывод напрашивается сам: позволим мужчинам стать во всем героями, а женщинам быть всегда красивыми и любимыми.
Как наладить правильные взаимоотношения полов? Вспомним давно забытое старое, еще одну пословицу: «Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет». Умные женщины, наверно, не забывают эту пословицу. У них в доме круглый год счастье и любовь.
Перечитывая письмо неизвестного № 116, в России это письмо, направленное Евгению Демину, прочитали многие; меня поразила его философская мудрость; хочу привести часть письма для читателей: «...Чем меньше у нас годовых колец (годов), тем легче мы приобретаем друзей, тем проще решаются споры и восстанавливается мир. Пока мы молоды, нам хочется отдать и простить. Потому что мир и спокойствие в песочнице для нас гораздо ценнее, чем резкий конфликт. И не родительский серьезный взгляд останавливает нас, нет. Останавливает понимание того, что интересного в мире еще очень много и веселых игр мы придумаем еще столько, что это стоит для того, чтобы простить. Мы обнуляем обиду, когда у нас есть надежда и вера в приятное и желанное будущее. Заглядывая за горизонт, мы лишь сейчас понимаем, что стать на новую ступеньку можно, только сойдя со старой.
Начать с себя, увидеть все свои недостатки. Найти в себе смелость и первым признать неправоту. Поверить в протянутую руку и искренние извинения. Посмотреть в глаза и увидеть Любовь. Простить, как тогда, много годовых колец назад. Искренне, полностью и глубоко. Потому что будущее уже рядом, и мы только что сделали его светлым и снова желанным» [5].
Вот и цивилизатор общества в действии.
Наверное, так перекликается древняя история человечества, расписанная в книге «Цгап^а» с современностью. Не скрою от
пытливых читателей, что я смотрел на все, что вы прочитали и еще прочитаете во второй статье, со своей точки зрения. Кому-то это покажется надуманным, в том числе и тем, у кого я заимствовал цитаты, но твердо могу сказать лишь одно: я это не писал бы, если бы не был убежден в том, что написано.
Для перехода ко второй статье данной серии приведем русскую народную пословицу: «С милым рай и в шалаше». Это мы и постараемся увидеть во второй статье. И я буду очень рад, если все семьи будут этим раем, но пусть даже и не в шалаше.
Список литературы:
[1] Бердяев Н. Смысл творчества. Гл. 8. Творчество и пол. Мужское и женское. Род и личность. Библиотека «ВЕХИ». 2000.
[2] Библия // URL: На сайте https:// www.bibleonline.ru/bible/rus/.
[3] Будда / Сост. В.В. Юрчук. 5-е изд. Мн.: Современное слово, 2006.
[4] Википедия. Андрогин // URL: https:// ru.wikipedia.org/.
[5] Демин Е. Генеральный директор SPLAT. Письмо № 116. Москва, 127254, а/я 18. [email protected].
[6] Дубинина Н.И. Победа великого Октября и первые мероприятия партии в решении женского вопроса // Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., 1981.
[7] Еманов С. В чем разница между женщиной и человеком женского пола? Статья // URL: На сайте: http://www.b17.ru/article/ ?razdel=16.
[8] Ильина Е.Ю. Этика: Лекция. Университет «Этика жизни» // URL: http:// university.sirius-ru.net/etika/etika_01.htm.
[9] Книга «Урантия». Фонд Урантии, 1955 г. // URL: http://www.urantia.org/ru/kniga-urantii/dokument-66-planetarnyy-knyaz-urantii.
[10] Лихт Г. Отрочество и греческий идеал красоты // Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М.: Центрополиграф, 2003.
[11] Микушина Т.Н. Слово мудрости - кн. № 11, 13, 14, 20. Омск, 2010, 2011, 2014 // URL: http://sirius-ru.net/dictations/index.htm.
[12] Нарицына Т. Враг, который скрывает-
ся в сердце // Омск. Газета «В будущее». 2002 // URL: Сайт МОО Сириус. http://r.sirius-ru.net/2008/2008-10-04.htm.
[13] Платон. Пир // URL: http://knijky.ru/ books/pir?page=14.
[14] Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. М.: Эксмо, 2014.
Spisok literatury:
[1] Berdyaev N. Smy'sl tvorchestva. Gl. 8. Tvorchestvo i pol. Muzhskoe i zhenskoe. Rod i lichnost'. Biblioteka «VEXI». 2000.
[2] Bibliya // URL: Na sajte https:// www.bibleonline.ru/bible/rus/.
[3] Budda / Sost. V.V. Yurchuk. 5-e izd. Mn.: Sovremennoe slovo, 2006.
[4] Vikipediya. Androgin // URL: https:// ru.wikipedia.org/.
[5] Demin E. General'ny'j direktor SPLAT. Pis'mo № 116. Moskva, 127254, a/ya 18. [email protected].
[6] Dubinina N.I. Pobeda velikogo Oktyabrya i pervy'e meropriyatiya partii v reshenii zhenskogo voprosa // Opy't KPSS v reshenii zhenskogo voprosa. M., 1981.
[7] Emanov S. V chem raznica mezhdu zhenshhinoj i chelovekom zhenskogo pola? Stat'ya // URL: Na sajte: http://www.b17.ru/ article/?razdel=16.
[8] Il'ina E.Yu. E'tika: Lekciya. Universitet «E'tika zhizni» // URL: http://university. sirius-ru.net/etika/etika_01.htm.
[9] Kniga «Urantiya». Fond Urantii, 1955 g. // URL: http://www.urantia.org/ru/kniga-urantii/dokument-66-planetarnyy-knyaz-urantii.
[10] Lixt G. Otrochestvo i grecheskij ideal krasoty' // Lixt G. Seksual'naya zhizn' v Drevnej Grecii. M.: Centropoligraf, 2003.
[11] Mikushina T.N. Slovo mudrosti - kn. № 11, 13, 14, 20. Omsk, 2010, 2011, 2014 // URL: http://sirius-ru.net/dictations/index.htm.
[12] Naricy'na T. Vrag, kotory'j skry'vaetsya v serdce // Omsk. Gazeta «V budushhee». 2002 // URL: Sajt MOO Sirius. http://r.sirius-ru.net/2008/2008-10-04.htm.
[13] Platon. Pir // URL: http://knijky.ru/ books/pir?page=14.
[14] E'rik Bern. Igry', v kotory'e igrayut lyudi. M.: E'ksmo, 2014.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017