Научная статья на тему 'Проблемы деторождения: светский и религиозный подходы'

Проблемы деторождения: светский и религиозный подходы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
339
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / ДЕТОРОЖДЕНИЕ / БЕЗДЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лобазова О. Ф., Кириченко Е. А.

Демографические проблемы современного российского социума являются отражением проблем культуры и морали, решить которые возможно только в результате активного взаимодействия всех нравственно здоровых сил гражданского общества, в число которых с полным основанием мы включаем традиционные для России религиозные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы деторождения: светский и религиозный подходы»

культом природы, а также с культом животных - тотемизмом, с культом антропоморфных предков. Эти культы непосредственно сопрягаются с различными обрядами или обрядностью бурятского шаманизма («шанар», «шандруу», «угай хундэ» и т.д.), в которых обязательной частью, как одна из особенностей этнической традиции, являются благопожелания в форме устного народного творчества - фольклора, и шаманская поэтика, озвучивающие духовные заветы предков для будущих поколений.

Список литературы:

1. Абачиев С.К. Социальная философия: учебник / С.К. Абачиев. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 635 с.

2. Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма. В двух книгах / Б.Д. Базаров. - Улан-Удэ: Республиканская типография. - 2008. - 236 с.

3. Веремчук В.И. Социология религии: учеб. пособие / В.И. Веремчук. -М.: Юнити-Дана, 2012. - 255 с.

4. Горелов А.А. Религиоведение в вопросах и ответах: учеб. пособие / А. А. Горелов. - М.: Эксмо, 2007. - 272 с.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: Астрель: АСТ, 2003. - 759 с.

6. Жимбиев Ц.А. Хухэ Мунхэ Тэнгэри / Ц.А. Жимбиев. - Улан-Удэ: Республиканская типография, 1996. - 272 с.

7. Зомонов М.Д. Сущность бурятского шаманизма. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, - 1996. - 128 с.

8. Зомонов М.Д. Эзотеризм и анимизм как феномены шаманизма: монография / М.Д. Зомонов, Ж.М. Зомонов. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфи-ческий комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2013. - 227 с.

9. Михайлов Т.М. Опыт классификации шаманского фольклора бурят / Т.М. Михайлов. - М., 1968. - 348 с.

10. Новейший словарь религиоведения / авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. - 446 с.

ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ: СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОДХОДЫ

© Лобазова О.Ф.*, Кириченко Е.А.Ф

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Демографические проблемы современного российского социума являются отражением проблем культуры и морали, решить которые воз-

* Профессор кафедры Философии, доктор философских наук, доцент.

* Студент 4 курса по направлению «Теология».

можно только в результате активного взаимодействия всех нравственно здоровых сил гражданского общества, в число которых с полным основанием мы включаем традиционные для России религиозные организации.

Ключевые слова семья, брак, деторождение, бездетность.

Современное информационное пространство наполнено печальной статистикой: «Все чаще на нашей планете многие супружеские пары не могут зачать и родить детей. Диагноз - бездетность. Сегодня по статистике пятая часть семейных пар в мире бесплодна. В России и Беларуси до 20 % женщин не могут забеременеть, примерно 15 из 100 супружеских пар в Украине не могут родить ребенка» [6]. Статистика подтверждает и такую тенденцию -в Беларуси, России и других странах бывшего СССР и почти везде в Европе две трети семей - однодетные. Одна треть - семьи с двумя детьми, а семей с тремя и более детьми всего лишь 5-6 процентов [3].

Демографические проблемы становятся главными в целом ряде стран -старение населения, падение рождаемости характерно не только для государств, испытывающих экономические трудности (например, Россия), но и для вполне благополучных. Западная Европа давно пополняет массу работающего населения за счет переселенцев из других регионов мира.

Для повышения рождаемости наше государство использует социально-экономические рычаги («материнский капитал»), и положительные сдвиги уже отмечены. Но хватит ли для решения проблемы только экономических мер? Ведь страны и регионы, занимающие в мировом рейтинге экономического благополучия последние места, демонстрируют постоянный прирост населения. Да и Россия в те периоды своей истории, когда наблюдался рост рождаемости и прирост населения, не всегда переживала благополучные годы. Очевидно, что в решении проблемы повышения рождаемости необходимо комплексное воздействие на всех субъектов, участвующих в этом процессе. И, прежде всего, воздействие на прямых и непосредственных участников - мужчин и женщин репродуктивного возраста.

Социальная философия выделяет в системе социальных отношений особый вид - отношения по детопроизводству. Формулировка, применяемая для обозначения данного важнейшего для общества и личности вида деятельности, всегда вызывает некоторое отторжение, особенно в рядах тех, кто по всем природным и социально-культурным показателям должен в этом процессе участвовать. Молодежь не хочет принимать участие в детопроиз-водстве, она хочет счастья, любви, успеха, радости и до определенного времени не связывает достижение всего этого с рождением собственных детей. Особенности био-психо-социального развития личности таковы, что подобную стадию проходят все люди, проживая определенный этап своей жизни. И потому нет оснований утверждать, что современная молодежь, направляя свои силы на то, что кажется ей привлекательным, чем-то отличается от

молодежи других исторических периодов. Молодые люди всегда демонстрируют внезапно открывшиеся им собственные физические возможности, быстро меняют эмоциональный настрой, подвержены влиянию окружения, систематическому и однообразному труду предпочитают развлечения.

Но, проживая прекрасные годы молодости, люди обычно знакомятся в качестве ориентиров с ценностями старшего поколения - они связаны с семьей, творческим и полезным обществу трудом, гражданским долгом. Эти ценности тоже приносят в жизнь смысл и радость, хотя и требуют отказа от некоторых удовольствий. Это надо постоянно разъяснять и доказывать -всеми имеющимися примерами достижений старшего поколения, и всегда общество занималось обеспечением «плавности» перехода поколений из состояния юности во взрослость. Вот чем и отличается жизнь современной молодежи от жизни молодежи других эпох - массовая культура, сделанная руками старшего поколения, направлена на поддержание идеалов потребления развлечений и удовольствий, на взращивание своеобразного «культа» молодости - свободной от обязательств, не считающей затраты, презирающей ограничения.

«Детопроизводство», откровенно накладывающее обязанности, эмоционально проигрывает перед идеями «чайлдфри», провозглашающими свободу - от детей, от обязанностей с ними связанных, от материальных и моральных ограничений. И в российском обществе существуют целые объединения (к счастью, по преимуществу виртуальные), которые ведут активное обсуждение и пропаганду сознательного отказа от рождения детей. Особенное негодование такие сообщества и их тематика вызывает у других виртуальных и реальных групп, которые объединяют людей, страдающих от бесплодия. Не очень большой, но всё же статистически заметный, рост численности, с одной стороны, отказывающихся от деторождения, а, с другой стороны, не способных к деторождению, вызывает законную тревогу государства и гражданского общества.

И то, и другое явление потенциально опасно для дальнейшего полноценного развития общества, и потому требует изучения всех своих аспектов -биологических, психологических, культурных и социально-экономических. Нами было проведено небольшое исследование - опрос, основной целью которого было выявление отношения учащейся молодежи к деторождению. Респондентам были предложены несколько заранее сформулированных позиций, которые предлагалось принять или отвергнуть.

В итоге опроса 150 студентов первого курса Российского государственного социального университета были выявлены следующие результаты. По пункту «Я не хочу иметь детей никогда» выразили свое согласие 30 % юношей и 30 % девушек. С утверждением «Я не хочу детей сейчас, но...» согласились 30 % юношей и 60 % девушек. При этом продолжающее эту мысль утверждение «Но возможно позже, когда найду подходящую мне пару»

поддержали 10 % юношей и 20 % девушек, утверждение «Но обязательно позже, когда буду готов» - 10 % юношей и 10 % девушек, «Но возможно позже, когда обрету материальную базу» - 10 % юношей и 0 % девушек, «Но обязательно, когда встречу свою любовь» - 0 % юношей и 30 % девушек. Утверждение «Пока не думаю о собственных детях» выбрали 40 % юношей и 10 % девушек.

Мы полагаем, что, во-первых, в результатах опроса проявляется тендерная разница - девушки демонстрируют более высокую степень готовности к рождению детей и более высокую степень осознания данного вопроса как личностной проблемы. Некоторые девушки дополнительно поясняли, что уже выбрали для своих будущих детей имена, занятия и даже профессии. Но именно эти пояснения, с другой стороны, свидетельствуют о более высоком значении для девушек созданного ими «романтического идеала» будущего мужа и всей семейной жизни. Во-вторых, данные опроса говорят о том, что естественное для людей 17-18 лет утверждение «Пока не думаю о собственных детях» опасно дополнено одинаково весомыми группами (30 %) тех юношей и девушек, кто на данный момент не хочет иметь детей никогда.

Перед родителями, воспитателями, работниками всех сфер образования и культуры встает задача - показать нашим детям преимущества осмысленной и нравственной жизни, которую они смогут прожить только в неразрывной связи со всеми поколениями, лично принимая участие в ее поддержании. Одним из самых действенных способов ретрансляции нравственных традиций общества является религия, которая в современном обществе выступает союзником передовых политических и социальных сил в деле решения демографических, культурных и социальных проблем.

В Православии цель семейной жизни - «благословенное рождение и христианское воспитание детей»[9, с. 54]. «Продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза» [7]. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева», -восклицает Псалмопевец (Пс. 126. 3). Позиция Католической Церкви в вопросе предназначения брака отражена в католическом катехизисе: «Брак и семья предназначены для блага супругов, для продолжения рода и воспитания детей. Супружеская любовь и рождение детей создают между членами одной семьи личные отношения и первичную ответственность» [5]. Протестантизм также говорит о богоустановленности брака и о деторождении как о важнейшем его предназначении: «Брак был установлен для взаимопомощи мужа и жены, для умножения человеческого рода через законное потомство, и роста Церкви - через святое потомство; и для предотвращения нечистоты» [2].

О важности деторождения для семьи говорит и Ислам. Пророк, говорил: «Женитесь на женщине способной к деторождению, любящей, чтобы я с вашей помощью превзошел другие народы по численности в День Воскресе-

ния». «Богатство и дети - украшение здешней жизни», гласит Коран (18:46). «Согласно шариату, одной из целей брака является деторождение и продолжение человеческого рода, а препятствование этому является нарушением положений шариата и указаний, содержащихся в священных текстах, призывающих к сохранению и приумножению рода человеческого, что составляет один из пяти постулатов, предписанных Божественными установлениям» [8].

Толкователи норм иудаизма, обращаясь к теме рождения детей, отмечают, что «родив своего первого сына, Хава (Ева) сказала: «Обрела я человека -вместе с Господом» (Бытие 4). Таким образом, рожая детей, человек уподобляется Богу: как Всевышний дал жизнь Адаму и его жене, так и человек дает жизнь последующим поколениям. Создавая человека, Бог дает ему заповедь «Плодитесь и размножайтесь, заселяйте землю, и властвуйте над нею», ибо не только отдельный человек, но - в ещё большей степени! - все человечество как единое целое являются «вершиной Творения». Поэтому так важна заповедь «плодитесь и размножайтесь», заповедь рождения детей и их воспитание» [1].

И даже в буддизме, признающем главным путем духовного совершенствования монашество, говорится о том, что если монашеский постриг не по силам человеку, то, оставаясь в миру, люди «должны вступить в брак и быть хорошими мужем или женой, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста и на них снизойдет великое благословение». Отказ женщины от рождения детей закрывает перед нею все пути к спасению, а рождение и воспитание ребенка - духовный подвиг, открывающий их. «Будда проповедовал, что материнская любовь ближе всего к чистой любви или состраданию, и именно она более всего доступна пониманию простого человека. Поэтому он говорил о благородной и самоотверженной любви матери к детям как об идеале для всех взаимоотношений» [11].

Как видим, все религии приветствуют и одобряют брак, семью, рождение детей. Все вероучения предлагают правильную с их точки зрения последовательность нравственной жизни - сначала брак, потом рождение детей. Именно в этом религиозные организации расходятся с современным секулярным обществом, которое не считает внебрачное сожительство недозволенным, противозаконным или унизительным для достоинства. Даже термин «гражданский брак» в массовом сознании теперь распространен на сожительство, тогда как в действительности означает зарегистрированный государством союз. Разрыв обязательств в таком сожительстве также не осуждается обществом и не регулируется государством. Добрачные сексуальные отношения в связи с этим становятся нормой, их дозволенная возрастная граница все время постоянно отодвигается в сторону «омоложения» -как на уровне общественного мнения, так и в праве.

Последствия потерь Великой Отечественной войны смягчили отношение к существованию неполных семей, позволив женщине рожать и воспи-

тывать детей без мужа. Тогда с участников этой трагедии сняли официальное клеймо позора, хотя и не избавили их от стыда. Психологические последствия этой ситуации даже были учтены - детей матерей-одиночек до сих пор не берут на службу в элитные воинские части и в специальные государственные подразделения. Но постепенно стыд прошел. Теперь уходит и ощущение трагедии от потери возможности создать полную семью - женщины не видят ничего пугающего для себя в том, что они живут в одиночестве, одни растят ребенка. Мужчины не испытывают неловкости, отказываясь от брака с сожительницей. И те, и другие спокойно меняют половых партнеров. Так называемое «половое просвещение» рассказывает о том, как предотвратить появление детей, а не о том, что вступать в половые отношения без любви, без брака и без стремления родить детей - безнравственно и безответственно.

Ни одна религия не накладывает запрет на интимные отношения. Богословы разных вероучений, занятые проблемами семьи, подчеркивают, что отношение между законными супругами наполнены разнообразными радостями, в том числе и телесными. Но главным всегда является духовная близость, совместное движение к совершенствованию. Поэтому первичная работа для утверждения в сознании молодых людей смысла деторождения как способа преодолеть свою телесную смертность, должна начинаться с формирования убежденности в превосходстве духа над вещью, труда над праздностью и любви над похотью.

Именно тогда человек будет готов не только к рождению, но и воспитанию детей. Православная Церковь учит воспитывать детей в вере, при этом, как отмечает священник Артемий Владимиров, «воспитывает более, чем что-либо, более, чем словесное назидание, более, чем уроки в воскресной школе, сердце матери, сердце отца» [10]. Католическая Церковь уподобляет деятельность семьи в области рождения и воспитания детей творческому делу Бога-Отца [4]. Пророк Мухаммад говорил о важности воспитания детей: «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребенку, - это хорошее воспитание, «Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом», «Для отца воспитание ребенка более значимо и ценно, чем ежедневная выплата весомой милостыни», «Кто воспитывает дочерей, делая это благородно и терпеливо, для того они станут защитой от адского наказания» [12]. Будда раскрыл обязанности родителей и детей, мужей и жен, учителей и друзей в проповеди, известной теперь под названием Сигалавада Сутта. Будда учил, что есть пять способов проявления родителями любви к своим детям: уводить их от зла; побуждать их делать добро; обеспечить их образование; устроить им подходящий брак: передать им в свое время наследство [11]. Что касается иудаизма, здесь особенно отмечается, как важно, чтобы мать никогда не тяготилась домашними заботами, а дети знали, что она всегда рядом и готова помочь им. При таком подходе

дети всегда будут получать необходимый уровень заботы и внимания, и не стану бояться возникающих проблем на пути отмечается также, что для успешного воспитания ребенка в семье должен быть мир.

Успешное воспитание детей - действительно сложное дело, результат которого проверяется и оценивается всю последующую жизнь человека. Недаром сторонники «чайлдфри» постоянно обращаются к этому обстоятельству, как основному аргументу своего отказа от деторождения. И правда, что некоторые люди, рождающие детей, не в состоянии дать им элементарных вещей и проявить минимум заботы. Но от того, что есть ночь, неужели «и солнцу не всходить, и людям огонь не разводить»?

Формирование уважительного отношения к институту традиционной семьи можно осуществить только в кругу такой семьи или на ее примере. Религиозные организации традиционных для российского общества вероисповеданий выступают в этом процессе мощными союзниками гражданского общества и государства, отстаивая нравственные нормы построения традиционной семьи как союза мужчины и женщины, совместно и осознанно дающих жизнь новым личностям.

Список литературы:

1. Брак в иудаизме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ma-chanaim.org/kurs/family/01-brak.htm (дата обращения: 12.04.2016).

2. Вестминстерское Исповедание Веры 1648 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.calvinism.ru/west.htm (дата обращения: 11.02.16).

3. Волохович В. Угроза для современной семьи: отказ от деторождения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prolife-belarus.org/eko-logiya-semi/kontratseptsiya/262-ugrozy-dlya-sovremennoj-semi-otkaz-ot-deto-ГО7Метуа (дата обращения: 12.04.2016).

4. Истина семьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.catho-lics.ru (дата обращения: 12.02.16).

5. Катехизис Католической Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.com/book/katehizis_katolicheskoy_tserkvi/katehizis_kato-licheskoy_tserkvi.html (дата обращения: 11.02.16).

6. Маркова Н. Бездетность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rasstanovki.by/rasstanovki/bezdetnost/ (дата обращения: 12.04.2016).

7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (дата обращения: 10.02.16).

8. Постановление № 39 (1/5). О регулировании деторождаемости. Принял Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Пятой сессии, созванной в Эль-Кувейт (Государство Кувейт) 1 -6 месяца джумада аль-уля 1409 года по хиджре (10-

15 декабря 1988 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.is-lam.uz/new/maqola-209/ (дата обращения: 11.02.16).

9. Святитель Филарет, митрополит Московский. Православный катехизис. - СПб., 2010. - 104 с.

10. Свящ. Артемий Владимиров. О рождении и воспитании ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbyka.ru/deti/o-rozhdenii-i-vospitanii-rebenka-svyashh-artemij-vladimirov (дата обращения: 10.02.16).

11. Традиции семьи и брака в буддизме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goodcharacter.ru/tradicii/176-tradiciibuddizm (дата обращения: 12.04.2016).

12. Хадисы о детях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://um-ma.ru/khadisy/7248-deti (дата обращения: 12.02.16).

БЕДНОСТЬ, БОГАТСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ТОЛКОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ

УЧЕНИЙ

© Лобазова О.Ф.*, Кузнецов Ф.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Проблемы гармонизации общественных отношений в сфере производства и распределения могут быть разрешены за счет привлечения социального опыта, зафиксированного в вероучениях традиционных религий. Длительное время религиозные организации с успехом участвовали в регулировании социального самочувствия населения, предлагая идейное обоснование понятия «справедливости» и нормы поведения в условиях бедности или богатства.

Ключевые слова: бедность и богатство в толковании христианства, ислама, иудаизма, буддизма.

Проблема распределения полученного в ходе общественного производства продукта всегда была острой, так как результат распределения определяет возможности социальных субъектов - как текущие, так и будущие. Власть и богатство, возможность развития и получения удовольствия - с одной стороны, а с другой стороны - бедность, ограничения и недовольство. Уничтожению, или, по крайней мере, смягчению разрыва между богатством и бедностью, установлению общественного порядка, ведущего к торжеству социальной справедливости, были посвящены все заметные социальные движения прошлого. Однако эта проблема остается нерешенной до сих пор.

* Профессор кафедры Философии, доктор философских наук, доцент.

* Студент 4 курса по направлению «Теология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.