15 декабря 1988 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.is-lam.uz/new/maqola-209/ (дата обращения: 11.02.16).
9. Святитель Филарет, митрополит Московский. Православный катехизис. - СПб., 2010. - 104 с.
10. Свящ. Артемий Владимиров. О рождении и воспитании ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbyka.ru/deti/o-rozhdenii-i-vospitanii-rebenka-svyashh-artemij-vladimirov (дата обращения: 10.02.16).
11. Традиции семьи и брака в буддизме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goodcharacter.ru/tradicii/176-tradiciibuddizm (дата обращения: 12.04.2016).
12. Хадисы о детях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://um-ma.ru/khadisy/7248-deti (дата обращения: 12.02.16).
БЕДНОСТЬ, БОГАТСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ТОЛКОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ
УЧЕНИЙ
© Лобазова О.Ф.*, Кузнецов Ф.А.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Проблемы гармонизации общественных отношений в сфере производства и распределения могут быть разрешены за счет привлечения социального опыта, зафиксированного в вероучениях традиционных религий. Длительное время религиозные организации с успехом участвовали в регулировании социального самочувствия населения, предлагая идейное обоснование понятия «справедливости» и нормы поведения в условиях бедности или богатства.
Ключевые слова: бедность и богатство в толковании христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Проблема распределения полученного в ходе общественного производства продукта всегда была острой, так как результат распределения определяет возможности социальных субъектов - как текущие, так и будущие. Власть и богатство, возможность развития и получения удовольствия - с одной стороны, а с другой стороны - бедность, ограничения и недовольство. Уничтожению, или, по крайней мере, смягчению разрыва между богатством и бедностью, установлению общественного порядка, ведущего к торжеству социальной справедливости, были посвящены все заметные социальные движения прошлого. Однако эта проблема остается нерешенной до сих пор.
* Профессор кафедры Философии, доктор философских наук, доцент.
* Студент 4 курса по направлению «Теология».
Международное объединение Оксфам (Oxfam) в своем докладе 2015 года «На пути к равенству: искореним чрезмерное неравенство» обратило внимание общественности, что «сотни миллионов людей на планете живут в унизительной бедности, не имея доступа к базовому медицинскому обеспечению или школьному образованию, в то время как число миллиардеров по всему миру удвоилось со времени последнего финансового кризиса». «В разных странах мира увеличивающееся богатство не распределяется среди большинства людей, а концентрируется в руках немногих избранных». Ранее, в докладе 2014 года, Оксфам, опираясь на данные издания Forbes, отмечала, что 85 самых богатых людей на планете, располагают таким же количеством средств, что и беднейшая половина всего мирового населения [6].
По данным директора Независимого института социальной политики, Л.Н. Овчаровой, в России в 2012 году доходы 10 % самых богатых и 10 % самых бедных граждан отличались в 17 раз (в советское время - в 4 раза) [7, с. 15]. Наша страна занимает второе место в мире (после США) по числу долларовых миллионеров, и это при том, что по результатам социологических исследований около 60 % населения находятся «ниже черты бедности», «на грани бедности» или же в состоянии «малообеспеченности».
Проблема настолько остра, что для ее решения следует привлекать все имеющиеся ресурсы, в том числе и те, которые могут предоставить различные вероучения - ведь как показывает история, движения за социальное обновление часто проходили под знаменами религиозной идеологии. Отметим, что религия живет и транслируется в последующие поколения до тех пор, пока выражает идеи справедливости и выполняет защитные социальные функции.
Во всех религиозных системах, продолжительное время существующих как эффективные национальные или глобальные проекты (в терминологии религиоведения - это «традиционные вероучения / религии»: иудаизм, буддизм, христианство, ислам), отражено противоречие между богатством и бедностью, а также принципы, которые помогают преодолевать и, в определенном смысле, побеждать негативные социальные явления. Некоторые этих принципов могут быть расценены как общечеловеческие, выходящие за рамки религий, уже потому, что наполнены гуманистическим смыслом. Речь идет, в данном случае, о следующем. Во-первых, в традиционных религиях духовные блага признаются более важными, нежели материальные: поведение достойного человека должны определять возвышенные помыслы, а не жажда богатства, праздности и беспечности. Во-вторых, во всех традиционных религиях духовные наставники призывают, чтобы никто не пользовался приобретенными материальными благами в ущерб ближнему, не посягал на чужую собственность, не крал, не воровал и не обманывал других ради собственного благополучия. Эти два принципиальных момента находятся в согласии с идеалами светской гуманистической культуры и мо-
гут служить ориентиром и для секулярного мировоззрения. Третий принцип, общий для всех религий, отражает обращенность всех вероучений к тем силам, существование которых отрицается в научной картине мира. Все вероучения связывают характер проявленного верующим отношения к материальным благам с его последующей участью в мире ином. Можно даже сравнить неизбежность перспективы справедливого посмертного суда с принципом жесткого (лапласовского) детерминизма - определенное действие всегда выступает причиной соответствующего следствия.
Различия между культурами, религиями и актуальными способами распределения общественного продукта - это факт, но такой же неоспоримый, как и тот, что элементы, объединяющие разные культуры и религии, существуют и играют ведущую роль во всемирном историческом процессе. Повсюду мы обнаруживаем принципиальное совпадение основных нравственных принципов социальной этики и ориентацию на приоритет духовных ценностей над материальными. Увидеть и оценить эти объединяющие моменты можно, используя метод «от противного», то есть, анализируя особенности теологических трактовок проблем соотношения «духа и тела».
С точки зрения русского православного богословия, мировосприятию православного человека свойственны созерцательность и сосредоточение на божественных сферах. А проблемы, касающиеся земной человеческой жизни, традиционно остаются (или должны оставаться) на втором плане. Это подтверждается, например, содержанием молитв, тексты которых в русских молитвословах представляют собой своего рода оду Богу, Богородице и святым и небесным силам, направлены на возвышение и очищение души молящегося. В них не идёт речь о земных делах. Частные прошения, разумеется, возможны, но они остаются личным делом молящегося.
Другой аргумент в пользу приоритета духовных ценностей - особый эсхатологизм православия. Эсхатология как учение о «последних временах» и посмертной участи человека присуща в той или иной степени всем религиям, но в православии она является его ядром. Это предполагает раскрытие духовной жизни через аскетическое усилие, направленное ко спасению души. Главный импульс - приготовление к смерти и к новой вечной жизни с Богом - лежит за гранью земного существования.
Кроме того, православным идеалом правильного устройства жизни является монашество, названное «равноангельским» бесплотным состоянием, к которому должны стремиться миряне. Православное сознание применяло ко всем одинаковые моральные требования, выстроенные по монашескому образцу: каждый мирянин должен ориентироваться на монашеский идеал и быть монахом-аскетом в своём сердце. Сложилось представление, что добродетель обратно пропорциональна высоте социально-имущественного положения. Идея о праведности бедняка и порочности богача, выработанная ещё ранними отцами церкви, стала неотъемлемой частью православного вероучения.
В современной деятельности Русской Православной церкви зримо отражены все традиционные ценности христианства, активно поддерживаемые социальной деятельностью, как иерархов, так и простых верующих. В начале 2016 года был опубликован проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, (21-28 января 2016 года) под названием «Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций». В нем, в частности, говорится: «Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса. Он является результатом безудержной спекуляции со стороны представителей финансовых кругов, концентрации богатства в руках немногих и извращенной финансовой деятельности, которая лишена справедливости, человечности и ответственности и в конечном итоге не служит удовлетворению истинных потребностей человечества. Жизнеспособной является такая экономика, которая сочетает в себе эффективность со справедливостью и социальной солидарностью... Голод не только угрожает божественному дару жизни целых народов, но и оскорбляет высокое достоинство человеческой личности и этим бросает вызов Самому Богу. Поэтому если забота о нашем собственном пропитании является вопросом материальным, то забота о пропитании ближнего - духовный вопрос (Иак. 2: 14-18). Следовательно, задача всех Православных Церквей - свидетельствовать о своей солидарности по отношению к нуждающимся братьям и оказывать им эффективную помощь» [1].
Католицизм так же не отрицает идею земной жизни как приготовления к жизни вечной, полагая, что Бог «дал нам этот мир, как место изгнания, а не как истинное наше отечество». Все социальные, экономические, политические и культурные достижения человечества рассматриваются как относительные. Но в отличие от православия, католицизм ставил задачу совершенствования земного мира, прежде всего социальных отношений, на христианских началах, потому что ожидание Второго Пришествия, должно быть активным, а не пассивным. Бездействие в социальной реальности чревато сдачей инициативы в руки тёмных сил. Необходимо уже в этом мире стремиться приблизиться к таким межчеловеческим отношениям, которые будут реальностью в мире окончательном.
Католические молитвословы полны прошений о помощи в земных делах: «Научи нас узнавать Тебя во всех людях, особенно же в бедных и страждущих», «Утешь тех, кто удручён усталостью и страданием, защити достоинство бедных и отверженных», «Воздай по справедливости всем угнетённым повсюду в мире», «Воодушеви падших духом и защити изгнанников» и т.д. [4, с. 180-214].
Протестантизм, во многом, являет собой полную противоположность православию и католицизму. Монашество отрицается как таковое - верую-
щим оставлена лишь мирская сфера деятельности. Богатство, успех в бизнесе и профессионализм воспринимаются как мера Божественного поощрения. Сам М. Лютер говорил об этом так: «Благочестивый человек будет, несмотря ни на что, иметь достаточно», «Кто хочет быть бедным, не должен быть богатым; а если он хочет быть богатым, то пусть берет в руки плуг и добывает богатство от земли» [10, с. 102].
С точки зрения ислама, ни богатство, ни бедность не являются чем-то греховным. Всё зависит от их происхождения. Если человек беден вследствие своих пороков: расточительства, пьянства, наркомании, похоти - это однозначно грех. Аллах за это взыщет. То же самое и с богатством - оно не является грехом в Исламе, но при условии, что оно заработано честным путем. Если богатство досталось человеку нечестным путем - за это тоже последует наказание. Аллах спросит с человека не только о том, как он заработал своё состояние, но и на что он потратил эти деньги. Поэтому богатство в исламе - это не столько награда, сколько испытание: чем больше у человека средств, тем больше вокруг него неправедных искушений.
Для борьбы с этим ислам предписывает своим последователям избавляться от скупости, и стремиться проявлять милосердие к неимущим:
«... страшитесь гнева Бога всей душой И слушайте и повинуйтесь вашему Владыке. Благотворите для спасенья ваших душ, И кто себя от скупости души освободит, Счастливым станет человеком» (Коран, 64:16) [5].
Каждый правоверный мусульманин, имеющий достаточные материальные возможности, должен подавать закят - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём.
Важно понимать, ислам вовсе не осуждает здорового стремления к материальному благополучию для своей семьи и страны в целом. Напротив -истинный мусульманин должен работать не покладая рук. Об этом говорит один из хадисов: «Как то пророк Мухаммед шёл по улице и увидел страшно худых, оборванных и голодных людей, которые не работали, а только молились день и ночь. «Что вы делаете?» - Спросил он. Они ответили: «Мы уповаем на Аллаха, чтобы он дал нам пропитание». На что Пророк ответил: «Нужно сначала вспахать землю, посеять туда зерно, полить и удобрить, а уж потом уповать на Аллаха, чтобы урожай уродился»[3].
Что касается буддизма, то Будда Шакьямуни - его легендарный основатель - считал труд важной стороной жизни и верил, что работу следует выполнять в соответствии с буддийскими взглядами: настоящий буддист должен выступать против мирских желаний. Такой человек, согласно современным представлениям европейской секуляризованной культуры, почти пол-
ностью выпадает из общества потребления и накопления. Буддисты полагают, что богатство, если оно есть, следует использовать для распространения правильных идей и взглядов, для строительства храмов и монастырей, для поддержания жизни монахов. Сознательное накопительство, тяга к роскоши и внешнему блеску осуждаются буддизмом, как и сознательное уклонение от трудовых обязанностей, которые могут быть разными (крестьянский труд, торговля, воинская и государственная служба, молитвенный подвиг). Стремление к обладанию материальными объектами рассматривается как трагическая ошибка, которая только ухудшает карму и увеличивает число необходимых обращений по «колесу жизни». Даже из всего обилия нематериальных сущностей, обитающих в мире, можно ошибочно стремиться к тем, что не представляют истинной ценности. Это касается, например, различного рода знаний и умений, которые не являются материальными, но и зачастую не несут позитивного потенциала. Есть притча [2], которая рассказывает о встрече Будды с монахом, обучавшимся в течение 20 лет хождению по воде. Это умение монаха Будда оценил как двухгрошовое, так как именно эту сумму взял с них лодочник за перевоз через реку. Смысл притчи -некоторые знания и умения бесполезны, и труд, потраченный на их приобретение, не дает ни материального, ни духовного богатства.
Иудаизм также осуждает погоню за материальным, но признает необходимость наличия материальных средств для служения Богу достойным образом. Люди должны находить золотую середину между погоней за богатством и пренебрежением материальной стороной жизни.
«Не посылай мне ни бедности, ни богатства ... чтобы я не стал слишком полон и не отверг Тебя, говоря «Кто это Б-г?», и чтобы не стал нищим и не украл...» (Притчи 30:8-9). Тора предостерегает человека от плена материального, поскольку он уводит от Бога: «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего... Может быть, когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь и будешь жить в них, и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота у тебя будет много, и всего у тебя будет много, то надменным станет сердце твое, и забудешь Господа, Бога твоего...» (Второзаконие 8:11-14) [9]. Богатство не является самоценностью, главное - его реальная польза. Отвергая погоню за материальным, иудаизм никогда не впадал в другую крайность, провозглашая идеалом жизни бедность. «Бедность хуже пятидесяти казней», - сказано в Талмуде [8]. Бедняк в иудаизме -человек несчастный, раздавленный и скатившийся на дно.
С точки зрения еврейского вероучения, каждый обязан отдавать, по крайней мере, десятую часть своего заработка на благотворительность. Считается, что эта часть дана человеку Богом специально, чтобы делиться с бедными. А значит, оставить эти деньги себе - преступление, как против людей, так и против самого Бога. Человек может помогать нуждающимся разными способами. Мудрецы объясняют, что некоторые способы предпочтительнее
других. Дать деньги бедному в руки - это акт цдака, но это может вызвать смущение нуждающегося. Иудаизм предает большое значению сохранению человеческого достоинства, и поэтому считается гораздо более правильным осуществлять помощь так, чтобы дающий не знал, кто ее получает, а получатель не знал, кто ее дает.
Во многих еврейских домах есть пушкесы - копилки для различных благотворительных целей. Туда бросают мелочь, полученную в качестве сдачи в магазине. Еврейских детей с ранних лет приучают класть в них часть карманных денег. В детских садах дети часто сами делают пушкес и каждый день приносят несколько монеток, чтобы бросить туда. Это с раннего возраста приучает их делиться тем, что у них есть, с другими.
В целом мы видим, что этическое осмысление бедности и богатства прослеживается ещё с самых давних времен. Духовный опыт, накопленный человечеством за долгие тысячелетия, сохраняет свою актуальность даже в XXI веке. Возможно потому, что позволяет увидеть: разными путями даже самые далёкие друг от друга религиозные учения приходили к одним и тем же выводам. Милосердие и справедливость - вот что стояло в центре их нравственной проповеди и полагалось главным в социальном бытии.
В любом вероучении социально-экономические проблемы ставятся и решаются по-своему. Каждое из них имеет свои сильные и слабые стороны. Расширение диалога между ними - опосредованного (например, посредством СМИ или произведений искусства) и непосредственного (на встречах руководителей и рядовых членов религиозных организаций) - может стать основой для взаимного идейного обогащения, и внесет важный вклад в решение общей проблемы, стоящей перед человечеством, - преодоление социальной несправедливости.
Список литературы:
1. Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriar-chia.ru/db/text/4360988.html (дата обращения: 25.02.2016).
2. Галлахер Хателей Б.Дж., Меткалф Ф. Будда в офисе. 108 древних истин о переменах, стрессе, деньгах и успехе. - Киев: София, 2013. - 192 с.
3. Имам Аль-Бухари. 101 хадис из «Сахих аль-Бухари». - М.: САД, 2009. - 88 с.
4. Компендиум социального учения Церкви. - Ватикан, 2004. - 628 с.
5. Коран. Перевод Смыслов (Флипбук). - М.: итта^ 2014. - 1440 с.
6. Международная независимая организация Оксфам предупреждает о росте экономического неравенства в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oxfam.ru/for-press/66/ (дата обращения: 25.02.2016).
7. Овчарова Л. Дорогие слуги // Аргументы и факты. - 22 мая 2013. -№ 21 (1698).
8. Талмуд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.com/ author/talmud.html (дата обращения: 25.02.2016).
9. Тора / Пер. Д. Сафронов; ред. Б. Горин. - М.: Книжник, 2014. - 896 с.
10. Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М.: Наука, 1983. - 584 с.
РАБИНДРАНАТ ТАГОР О ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ
© Стукова О.В.*
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Рабиндранат Тагор в своей небольшой работе «Садхана» дал детальное изложение классического Ведического канана духовного совершенствования личности: от безнравственности как несовершенства - к высоким ценностям и идеалам.
Ключевые слова совершенствование личности, духовность, идеалы.
Мы живем в такое время, когда веками, а особенно в последние десятилетия активно насаждавшиеся западные ценности вдруг померкли, потеряли свою привлекательность у критически мыслящих людей. В этой связи растет интерес к ценностям Востока, особенно Индии, где они лучше всего сохранены и систематизированы и где уже на протяжении 2 веков выросло несколько поколений своих философов и духовных деятелей, получивших западное образование, знающих западные языки и адаптирующих свои духовные и философские традиции в форме, более доступной Западу.
И таким выдающимся деятелем индийской культуры, поэтом, писателем и философом являлся в начале ХХ века Рабиндранат Тагор. Маленькая книжечка Рабиндраната Тагора «Садхана: творчество жизни» служит кратким путеводителем к Духовному совершенствованию как цели жизни человека, причем при малом объеме - весьма содержательным и глубоко философским, хотя написана доступным языком. Здесь цитаты из Упанишад перемежаются с популярными и образными проповедями автора-поэта.
Тагор Р. не приемлет западный взгляд, отрывающий человека от Единого мира с растениями и животными: он говорит, что это все равно, что относить к разным видам почку и цветок [1, с. 11]. Действительно, если все в природе развивается по строгим божьим законам, а человек - часть природы, даже пусть и высшая, тогда необходима схема, сопоставляющая области развития всех царств природы. Такую схему дал в начале ХХ в. Сергей Ту-холка [2] на основе синтеза эзотерических знаний):
* Докторант кафедры Теории и истории социологии, кандидат биологических наук.