Научная статья на тему 'Влияние религии на формирование предпринимательства'

Влияние религии на формирование предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
671
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рябкова Н. В.

История развития социально-экономических систем свидетельствует о влиянии большого количества факторов на сам процесс формирования предпринимательства. В основе становления предпринимательской культуры значительную роль играет уровень духовного развития той или иной нации. По мнению автора, одним из краеугольных камней фундамента духовного состояния человека и общества в целом является религия. Поэтому религия должна рассматриваться как одна из составляющих, влияющих на формирование предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние религии на формирование предпринимательства»

2. Репутация: как это делается в России // Эксперт. - 2003. - № 38. -С. 82-100.

3. Модель делового совершенства: глоссарий и методы // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 9. - С. 45-49.

4. Салмон Р. Будущее менеджмента: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004. -298 с.

5. Drucker P.F. The New Society Organizations // Harvard Business Review. - 1992. - September-October. - P. 95-104 // Пер. Вестник СПбГУ -Сер. 8. - 2004. - Вып. 1 (№ 8). - С. 96-112.

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Рябкова Н.В.*

Московский государственный университет приборостроения и информатики, г. Москва

История развития социально-экономических систем свидетельствует о влиянии большого количества факторов на сам процесс формирования предпринимательства. В основе становления предпринимательской культуры значительную роль играет уровень духовного развития той или иной нации. По мнению автора, одним из краеугольных камней фундамента духовного состояния человека и общества в целом является религия. Поэтому религия должна рассматриваться как одна из составляющих, влияющих на формирование предпринимательства.

Религию определяют как систему коллективных убеждений, ритуалов, традиций, которые связаны со сферой непознаваемого. На земном шаре существуют множество религий, среди которых несколько из них являются доминирующими. К ним относятся христианство, иудаизм, ислам, буддизм и конфуцианство.

Попробуем определить, как различные религиозные взгляды могут влиять на формирование деловой культуры общества.

Самой распространенной религией в мире является христианство. Как и иудаизм, так и христианство в основе своем содержит убеждение об одном боге. Христианство делится на две основные ветви - римско-католическая церковь и православная церковь. Римско-католическая церковь в свою очередь разделена на католиков и протестантов.

Для сравнения влияния различных направлений христианства на деловую культуру (культурный менеджмент) следует в первую очередь со-

* Доцент кафедры «Мировая экономика», кандидат экономических наук.

поставить мироощущения представителей этих религиозных направлений на уровне массового сознания людей [1].

Так в основе католического сознания лежит осознание и преодоление своих грехов. Следствием этого основными чертами личности человека, воспитанного в католической вере являются: организованность, воздержание от излишеств, потребность в руководстве. Поскольку католическая церковь организована строго иерархически, то для католической культуры характерно полное подчинение власти. Соответственно в системе менеджмента, применяемого в среде людей, воспитанных в духе католической культуры, принцип неукоснительного требования установленных правил широко используется. При этом, главными качествами менеджеров, работающих в данной среде, являются высокая личная организованность, компетентность и ярко выраженные болевые начала.

В основе православного учения также лежит осознание греховности, но в отличие от католичества есть и вера в чудо очищения от греха. Православная церковь также основана на иерархии, но в ней отсутствует жестокое единоначалие. В сравнении с католицизмом православие в отношениях со светским государством не претендует на первенство. Отношение к богатству в православии положительное, если его рассматривать с позиции возможности совершать как можно больше добрых дел для людей.

Основными чертами личности человека, воспитанного в православной вере являются: вера в благоприятный исход любого начинания, широта натуры, не агрессивность. Православным человеком движет принцип справедливости, в системе менеджмента принцип неукоснительного требования выполнения правил будет работать, но при условии, если лояльность подчиненных к руководству будет корректироваться их представлением о справедливости действий руководства [2]. Менеджер в православной среде, безусловно, должен обладать сильной волей, иметь высокий уровень авторитета (как формального, так и неформального).

Заслуживает особого внимания и такая религиозная общность как русское старообрядчество. Именно данная религиозная общность сыграла немалую роль в развитии российского предпринимательства. В старообрядческой концепции уделено большое внимание «душеспасительности труда», в том числе и предпринимательского; самосознанию обладателя богатства как божьего управляющего; принципу возвращения в общину части прибыли и т.д.

Большое значение для староверов играли такие религиозно-этические категории как совесть, личная ответственность, личный выбор. Староверы были убеждены в том, что человек сам может оправдаться перед богом и собственными силами делать всякое добро, вместо того чтобы полагать свое упование на господа. Для развития предпринимательства это имело большое значение. Ведь личность хозяина рассматривалась с такой пози-

ции, что он является не только личным собственником, но и лично ответственным за свое дело, свое богатство, судьбу свою и других людей, которые на него работают, перед собой, Богом и обществом. Среди крупных предпринимателей в текстильной промышленности можно назвать таких старообрядцев как Гучковы, Морозовы, Рябушинские.

Протестанты в отличии от католиков и православных постарались «приземлить» свое вероучение. Они ликвидировали иерархию, свели к минимуму священные ритуалы, таинство исповеди сменили публичным покаянием в грехах. Внутренняя духовная свобода для протестантов стала одной из высших ценностей. В протестантской среде предпринимательские черты от корпоративности перешли к индивидуальным элементам общности. В отличии от католиков и православных протестанты считают, что для спасения достаточно только веры и благодати божьей. Сегодня сделан вывод, что из трех ветвей христианства именно протестантство имеет наиболее явное экономическое влияние.

Немецкий социолог Макс Вебер попытался в своей работе «протестантская этика и дух капитализма» 1904 г. напрямую связать протестан-скую этику с возникновением современного капитализма.

Протестантская этика положительно относилась к изнурительной работе и созданию богатства, а также к умеренности в житейских удовольствиях. Вебер М. считал, что именно это может развить капитализм. У протестантов считалось, что у человека нет свободы. Поэтому для создания мира бог заранее решил, кого Он будет спасать, а кому уготована дорога в ад. Исходя из этого принципа, люди старались много трудится. Таким образом, комбинация изнурительной работы и накопления капитала способствовала развитию капитализма в Западной Европе, в впоследствии и в США.

Вместе с тем М. Вебер доказал, что обещанное католической доктриной спасение в следующем, а не в этом мире, не способствовало созданию того же типа организации труда в католической среде.

Отказ от иерархии в религиозной и общественной жизни у протестантов легло в основу развитие индивидуальной религиозной свободы. А это, в свою очередь, возможно положило начало для развития экономических и политических свобод личности, формирование соответствующей философии, философии индивидуализма. На основе такой философии и базируется предпринимательский либеральный рыночный капитализм.

Большую роль в формировании самого «духа капитализма» имеет и такая религия как иудаизм. Это традиционная религия еврейского народа, созданная на основе ветхозаветного единобожия после рождения и отделения христианства.

В иудаизме много черт, придающих ей особый отпечаток в части содержания положений, благоприятствующих развитию капитализма. Воззрения мудрецов Ветхого Завета в 99 случаях из 100 благоприятны богат-

ству и зажиточности, а христианские морали руководствуются евангельским идеалом бедности. Еврейство всегда поощряло богатство. Однако, следует отметить, что еврейская этика двулика: отношения к евреям и не евреям нравственные нормы могут быть различны.

Не менее важным является тот факт, что в еврейской религии проповедуются идеи торговой и промышленной свободы, которые абсолютно отрицались христианским правом средневековья. Итак, по еврейской вере Бог благословляет и свободную торговлю, и промышленную свободу.

Второй самой крупной из мировых религий является Ислам, начало которой положил пророк Мухаммед в 610 г. до н.э. Интересно, что многие экономические принципы Ислама, устанавливаемые непосредственно Кораном, одобряют свободное предпринимательство. Сам пророк Мухаммед был купцом.

В отношении собственности Ислам проповедует следующее: Аллах всё создал и всем владеет. А люди, которые используют и получают доход от собственности, являются не владельцами, а попечителями собственности Аллаха. Коран отвергает эксплуатацию и обязывает богатых делиться с бедными. Таким образом, Ислам регулирует социальную законность.

Поскольку в мусульманских государствах традиции очень сильны, то и предприниматели, работающие в исламской культурной среде, должны обладать глубокими знаниями исламских традиций.

Самой древней из мировых религий является индуизм, возникший в Индии более 4000 лет назад. Индусы верят в перевоплощение, в карму, которая воздействует на их судьбу. До 1949 г. организация государства официально осуществлялась по Кастовому принципу. Суть Кастовой системы состоит в том, что социальный статус человека определяется рамками семьи, в которой он рождается. Род занятий закрепляется за кастой и передаётся из поколения в поколение. В связи с этим вся жизнь человека протекает в пределах касты и социальная мобильность практически невозможна. Официально Кастовая система, как уже было отмечено, отменена, но традиции сильны и влияние её продолжает сказываться на хозяйственную жизнь. В силу этих традиций, отсутствия социальной мобильности, индуизм не способствует развитию предпринимательской активности.

То, что касается буддизма, то он основан в Индии в 6 в. до н.э. Буддизм, в отличие от индуизма, не поддерживает кастовый принцип. Буддисты, как и индусы, исповедуют загробную жизнь и духовное достижение, а не стремятся к активному участию в реальном мире.

В связи с этим, достижение богатства в этом мире, что присуще протестантизму, совершенно не свойственно буддизму. А это означает, что особого напряжения в предпринимательском поведении, которое характерно для западных предпринимателей не наблюдается. Для активизации предпринимательской деятельности параллельно с буддизмом в обществе должны присутствовать и другие доктрины, например конфуцианство.

Основано было конфуцианство в 5 веке до н.э. китайским философом Конфуцием. Фундаментом конфуцианства служит мораль, этичное поведение и лояльность. Учение Конфуция сводится к следующим положениям:

- соблюдение неравенства во взаимоотношениях;

- семья является прототипом любой общественной организации;

- по отношению к другим нужно вести себя дружелюбно;

- образование и упорный труд должны вознаграждаться;

- следует быть умеренным во всём.

Данными положениями конфуцианства можно объяснить экономический успех таких стран, как Япония, Южная Корея и Тайвань [3].

Итак, обзор мировых религий и их влияние на формирование предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что роль религиозных воззрений в становлении предпринимательской культуры мирового общества значительна на современном этапе.

Список литературы:

1. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. - М.: Дело, 2001 - 448 с.

2. Митрополит Кирилл. России нужен синтез модернизации и любви [Электронный ресурс].

3. Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. - М.: Альпи-на Бизнес Букс, 2007 - 345 с.

ФРАНЧАЙЗИНГ В БИЗНЕСЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ

© Сиразова Т.В.*

Национальный исследовательский университет Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева,

г. Казань

В данной статье подробно рассматривается такая модель бизнеса, как франчайзинг, а так же сопутствующие ему понятия. Здесь же приведен алгоритм пути развития франчайзинга в бизнесе современных компаний.

Франчайзинг - стратегическая модель развития бизнеса, в которой компания, занимающая уверенные позиции на рынке, имеющая большой опыт и уникальные технологии в своей сфере, на основании договора лицензии или договора коммерческой концессии, передает на возмездной основе

* Студент Инженерно-экономического института. Научный руководитель: Мустафина Г.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.