Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ ХОРОША, КОГДА ПОЕТ ДУША (К 30-летию Народного хора ветеранов труда и любителей пения имени Ираиды Трофимовны Ивановой. Омск)'

ЖИЗНЬ ХОРОША, КОГДА ПОЕТ ДУША (К 30-летию Народного хора ветеранов труда и любителей пения имени Ираиды Трофимовны Ивановой. Омск) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Народный хор им. Ираиды Ивановой / хоровое искусство / русская песня / пение / музыка / руководитель Л.В. Великанова / folk choir named after Iraida Ivanova / choral art / a Russian song / singing / music by L.V. Velikanova

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Думнова Ольга Николаевна

Автор рассказывает об истории Народного хора ветеранов труда и любителей пения им. И.Т. Ивановой, его организаторах — семье заслуженной артистки России, почётного гражданина г. Омска И.Т. Ивановой, о сохранении традиций, о значимости хорового пения в жизни пожилых людей, о патриотическом воспитании молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE IS GOOD WHEN THE SOUL SINGS (To the 30th anniversary of labor veterans’ folk choir and singing lovers named after Iraida Trofimovna Ivanova. Omsk)

The author describes the history of labor veterans’ folk choir and singing lovers named after I.T. Ivanova, and its organizers – the family of the Merited Artist of Russia, honorary citizen of Omsk I.T. Ivanova. The article raises following issues – the preservation of traditions, the importance of choral singing in the lives of older people, and patriotic education of the younger generation

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ ХОРОША, КОГДА ПОЕТ ДУША (К 30-летию Народного хора ветеранов труда и любителей пения имени Ираиды Трофимовны Ивановой. Омск)»

Юбилеи и знаменательные даты

УДК 929-379.72 ГРНТИ 18.71.09

ЖИЗНЬ ХОРОША, КОГДА ПОЕТ ДУША

(К 30-летию Народного хора ветеранов труда и любителей пения имени Ираиды Трофимовны Ивановой. Омск)

О.Н. Думнова

Центр досуга «Современник»

Россия, 644021, г. Омск, ул. Ипподромная, 12

Автор рассказывает об истории Народного хора ветеранов труда и любителей пения им. И.Т. Ивановой, его организаторах — семье заслуженной артистки России, почётного гражданина г. Омска И.Т. Ивановой, о сохранении традиций, о значимости хорового пения в жизни пожилых людей, о патриотическом воспитании молодого поколения.

Ключевые слова: Народный хор им. Ираиды Ивановой, хоровое искусство, русская песня, пение, музыка, руководитель Л.В. Великанова.

LIFE IS GOOD WHEN THE SOUL SINGS

(To the 30th anniversary of labor veterans' folk choir and singing lovers named after Iraida Trofimovna Ivanova. Omsk)

O.N. Dumnova

Leisure center "Sovremennik"

Russia, 644021, Omsk, ul. Ippodromnaya, 12

The author describes the history of labor veterans' folk choir and singing lovers named after I.T. Ivanova, and its organizers - the family of the Merited Artist of Russia, honorary citizen of Omsk I.T. Ivanova. The article raises following issues - the preservation of traditions, the importance of choral singing in the lives of older people, and patriotic education of the younger generation.

Keywords: folk choir named after Iraida Ivanova, choral art, a Russian song, singing, music by L.V. Velikanova.

Однажды мне несказанно повезло: я стала петь в хоре. И вот уже 17 лет два раза в неделю хожу на репетиции, как на работу. Да, для меня это — работа. Правда, за неё получаю не деньги, а удовольствие. Более того, удивляюсь себе и ценю — это удовольствие мне даётся совершенно бесплатно.

Сегодня в нашем хоре около пятидесяти певцов. Это совсем немного, если учесть, что на самую первую репетицию пришло более четырёхсот человек! А было это 30 лет назад.

История хора, его жизни удивительна и интересна уже тем, что у истоков его создания стоит прославленная семья музыкантов. Многие хористы-новички даже не предполагают, что их детскую мечту стать артистом

© Думнова О.Н., 2024

помогает воплотить не только преподаватель и хормейстер высшей категории с огромным опытом, но и настоящий подвижник в хоровом искусстве, наследница своих знаменитых родителей. Это она, Лидия Викторовна Великанова, учит нас, пришедших с улицы певцов, у большинства из которых нет ни специальных знаний, ни особого таланта, а есть лишь одно желание петь, музыкальным азам, умению слышать и слушать, правильному дыханию, поведению на сцене и ещё многому-многому другому, что так необходимо знать любому артисту, сколько бы лет ему ни исполнилось.

Да, народный хор ветеранов труда и любителей пения возрастной. Самые старшие

хористы отметили 90-летние юбилеи, молодёжь — 65-75-летние. Некоторые специалисты считают, что людей такого возраста уже трудно чему-нибудь учить. Хор ломает такие шаблоны. «Ой, не хочу смотреть на стариков. Что они могут спеть?» — это тоже мнение шаблонно мыслящего человека, отказавшегося прийти на концерт. И много потерявшего. Мыто по себе знаем, что возраст — понятие условное.

Когда мама Лидии Великановой Ираида Трофимовна Иванова взялась за создание ветеранского хора, ей было уже 75 лет.

Легендарная женщина

Многие интересные начинания возникают на энтузиазме увлечённых неравнодушных людей. Именно таким человеком оказалась эта легендарная женщина, посвятившая песне всю жизнь. Заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии имени М.И. Глинки, почётный гражданин города Омска, Ираида Трофимовна, как всякий по-настоящему талантливый человек, была фанатом своего дела. За плечами — богатейший опыт.

Ираида Трофимовна Иванова

После окончания дирижёрско-хорового отделения Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина Ираида Иванова стала работать в нём преподавателем. Умение и способности девушки оказались востребованными и в годы Великой Отечественной войны. Со-

всем ещё молоденькая, она работала хормейстером в воинских частях, пела в хоре театра им. Евгения Вахтангова, который был эвакуирован в Омск.

После войны Ираида Трофимовна, талантливая ученица Елены Владимировны Калугиной, которая руководила Академической капеллой Омской филармонии, стала хормейстером коллектива. Именно эти женщины находились у истоков создания знаменитого Омского государственного русского народного хора [1, с. 42-45].

По воспоминаниям Ираиды Трофимовны, когда руководство области поставило перед Калугиной такую задачу — собрать коллектив, который и будет Омским хором, многие откликнулись на это с большим интересом и энтузиазмом. «Простые жители, любители пения находили исполнителей русской песни, готовы были оказать любую помощь в поиске репертуара. Богатейший материал собирался по крупицам. Ездили по области, добирались в самые глухие деревенские уголки, где даже радио не было, но именно там старинные мелодии сохранялись в первозданной чистоте. Встречались со сказителями, хранителями народных песен и даже изучали шаг старинного хоровода» [2]. Эти экспедиции помогли сделать Омский хор неповторимым, близким по духу русским традициям.

Шла большая кропотливая работа, в которой Ираида Трофимовна Иванова принимала самое непосредственное участие. «С её именем связан период не только становления, но и творческого расцвета и всемирной славы Омского государственного русского народного хора, в котором она 23 года была главным хормейстером» [3]. Она была другом и учителем для артистов и выпустила целую плеяду талантливых солистов. А сколько ею создано хоровых обработок сибирских песен, которые стали жемчужиной репертуара и с которыми омские артисты объездили весь мир, пропагандируя и прославляя русское хоровое искусство.

За свою жизнь Ираида Трофимовна создала не один и не два — десятки хоров. Не подхватывала чужие коллективы, а именно начиная с нуля «выводила в люди». Особая гордость — народный ансамбль песни и пляски омской милиции. «Надо же, — удивлялись, — сто мужчин и одна женщина!» И ведь справляется! Сама Ираида Трофимовна вспоминала, как первые милиционеры-хористы просто на глазах менялись. Менялись благодаря музыке,

пению. И жёны приходили к ней с благодарностью: запевшие мужья стали внимательней и нежней, цветы дарят. Не зря Ираиду Иванову прозвали мамой милицейского хора.

Сколько высот под силу покорить одному человеку? Казалось бы, можно уже остановиться и почивать на лаврах. Но сидеть без дела простой пенсионеркой — это не для неё. Душа, привыкшая трудиться, требовала выплеска энергии, которой у этой удивительной женщины было не занимать. И за создание самодеятельного певческого коллектива она взялась с тем же энтузиазмом, с той же увлечённостью, какие были ей присущи в работе с профессиональными певцами и музыкантами.

Идея большого хора ветеранов давно витала в воздухе. В городе существовали отдельные маленькие самодеятельные коллективы, но поднять такую массу непрофессиональных певцов, на которую замахнулись, нужны были не только знания и опыт, но и смелость. Иванова обладала всеми этими качествами. То, что Омск — певческий город с большими традициями хоровой культуры, она знала не понаслышке. В начале 50-х годов город проводил праздники хоровой музыки. Сводные хоры насчитывали до десяти тысяч исполнителей! Руководила всем этим действом Елена Владимировна Калугина, а помогали ей девять дирижёров, среди которых и Ираида Иванова.

В Омской филармонии предложение создать хор ветеранов поддержали. По объявлению на площадь перед концертным залом пришли омичи, которые хотели попробовать себя в хоровом пении, а также представители уже сформированных небольших певческих ветеранских коллективов. Эта первая встреча в очередной раз убедила Ираиду Трофимовну, что она занимается делом, которое находит отклик в сердцах многих. Поговорили, попели под аккомпанемент двух баянов. А потом начались репетиции хора, где петь мог любой человек, и для этого необязательно было иметь академическую подготовку, идеальный слух и музыкальное образование.

Не каждая сценическая площадка могла вместить такой большой коллектив, а он, сформировавшись, насчитывал более 350 человек. Говорили, что по своей массовости и уникальности — единственный в России. Но не только этим славился городской народный хор ветеранов войны, труда и любителей пения. Зрители знали, если выступает коллектив Ивановой, значит, будет звучать русская

песня во всей своей красоте и силе. Непрофессиональные певцы, убелённые сединами, не обладая сильными голосами и академической выучкой, покоряли слушателей искренностью и проникновенностью исполнения.

Одна из первых хористок Маргарита Иванова вспоминает знаменитое дебютное выступление хора в Омском музыкальном театре 9 Мая 1994 года с песней Александры Пахмутовой:

— Тогда нас ещё не решились выпустить на сцену. Звучали последние аккорды праздника, а хор бесшумно заполнил проходы между рядами. Ираида Трофимовна дирижировала со сцены. «И завершив победою войну, планете всей вернули мы весну! Поклонимся великим тем годам...». Тишина, установившаяся в зале после нашего выступления, сказала больше, чем последующие аплодисменты. Рождение уникального хорового коллектива состоялось!

Памятным оказалось участие хора в гастрольном концерте знаменитого оркестра русских народных инструментов имени Н.П. Осипова. Оркестр — на сцене, хористы, как всегда, на своих рядах в амфитеатре. Поднявшийся хор запел — оркестранты слушали стоя. Аплодисменты и потом в Москве — тёплые отзывы о нас руководителя оркестра Н.Н. Калинина.

А когда коллектив отмечал своё пятилетие, двери из зала были открыты настежь, так как в фойе стояли те, кого не смог вместить переполненный концертный зал. Слушателей удивляла и восхищала спетость, слаженность хора, когда все певцы, как один организм, покорялись взмахам рук дирижёра. Многие, вспоминая репетиции, рассказывают, что руки Ираиды Трофимовны обладали особым магнетизмом, мгновенно приковывали к себе внимание и забирали «в песенный плен» без остатка. Своего руководителя хористы не просто любили — обожали и боготворили. За простоту в общении, за доброту и сердечность. Она никогда не выглядела усталой, всегда элегантна и красива, всегда в хорошем настроении. И окружающих заряжала своим оптимизмом и неутомимостью.

Высокая жизненная планка, которую она когда-то поставила перед собой, не должна была опускаться ни на сантиметр. Разве что выше подняться. Этому принципу Ираида Трофимовна следовала всю жизнь. В 78 лет она становится победителем конкурса «Омич

года», в 80 — почётным гражданином Омска. Такое высокое звание даётся немногим — тем, кто прославил родной город и отменно трудился на его благо. Все 64 года работы по профессии были именно такими. И ушла Ира-ида Трофимовна из жизни, как порою случается с большими артистами, практически со сцены: в этот день она спешила на очередную репетицию хора...

материал, занимался аранжировкой музыкальных композиций, сочинял новые произведения. Его песни стали украшением репертуара хора и звучали во многих городах и странах.

Достойная смена

Ираида Трофимовна оставила после себя большое нетленное наследие, которое вписано в культурную историю России. Хор ветеранов — частичка этого наследия. В душе каждого хориста, кто начинал свой певческий путь под её руководством, есть уголок памяти об этой замечательной женщине. Воспоминания о ней всегда на слуху, и новички, вливающиеся в коллектив, приобщаются к бережно хранимым традициям, заложенным основателем хора, который сегодня носит её имя. Главным же хранителем этих традиций и продолжателем дела своей матери остаётся Лидия Викторовна Великанова. Она практически с первых дней стала хормейстером хора и вот уже более 20 лет его художественный руководитель.

Она была «обречена» на то, чтобы навсегда связать свою жизнь с музыкой и песней, потому что родилась в музыкальной семье. Девочка мечтала стать пианисткой. Хотя главным музыкальным инструментом в доме был баян, на котором виртуозно играл отец.

Дипломированный музыкант Виктор Иванов в годы войны служил в артиллерии, командовал взводом в составе 133-й стрелковой дивизии, бойцы которой принимали участие в боях под Москвой. В Омск капитан Иванов вернулся не только с боевыми наградами, но и с документами об окончании высших курсов военных дирижёров.

20 лет — столько было отмерено ему на то, чтобы воплотить в жизнь свои творческие планы. Семнадцать из них прошли в Омском народном хоре, где он стал первым музыкальным руководителем. Это было счастливое время для двух необыкновенно талантливых и одержимых творчеством людей — Виктора Ивановича и Ираиды Трофимовны Ивановых. Виктор Иванович увлечённо работал над репертуаром главного песенного коллектива области. Тщательно отбирал фольклорный

— Большинство папиных сочинений и обработок, — рассказывает Лидия Викторовна, — проигрывались и проверялись дома. И, как ни странно, ко мне, тогда ещё ребёнку, прислушивались, и мои замечания тоже учитывались.

«Наслушанность» с детства не прошла даром. Обладая красивым голосом, она не стала певицей. Прекрасно играя на фортепиано, не стала пианисткой. Всё это ей пригодилось для не менее сложной и не менее творческой профессии дирижёра, которая требует от человека не только музыкальной грамотности, широкой эрудированности, но ещё и стрессо-устойчивости, лидерских качеств и даже хорошей физической формы.

— Это хитрая профессия, непостижимая до конца, — говорит Лидия Викторовна. — Профессия, которой нельзя научить, но можно научиться, если к этому есть природные данные. Быть дирижёром — это призвание.

То, что оно есть у Лидии Викторовны, в этом нет никаких сомнений. Многие, кто знал Ираиду Трофимовну, невольно сравнивают дирижёрский почерк матери и дочери.

Похожи! Всё те же летящие, говорящие руки. Зрители, когда делятся впечатлениями о концерте, нередко восклицают: «Какой у вас руководитель красивый!» А ведь Лидия Викторовна почти весь концерт стоит спиной к залу. Тоненькая и стройная, как натянутая струна, руки — пара лебединых крыльев, а на кончиках пальцев — музыка, которую мы ловим глазами.

Лидия Викторовна 47 лет проработала преподавателем хоровых дисциплин в Омском музыкальном педагогическом колледже. За эти годы ею воспитано не одно поколение дири-жёров-хоровиков, созданы уникальные академические хоровые коллективы. Вклад Лидии Викторовны в развитие культуры города и области, в патриотическое воспитание молодого поколения отмечен многочисленными почётными грамотами и благодарственными письмами от города и области [4]. Она награждена Знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», Знаком от Всероссийской организации ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов. Имя Лидии Викторовны вписано в Книгу почёта деятелей культуры Омска, которые вносят достойный вклад в духовное наследие города, а её портрет украсил Галерею почёта работников культуры областного центра. «Свой исполнительский ключ, своя школа, взыскательный художественный вкус, широкий диапазон творческих интересов.» — так характеризуют её коллеги.

Творческая индивидуальность и стремление всегда быть особенной, интересной и неожиданной — отличительная черта Вели-кановой. Весь репертуар хора продуман до мелочей, каждый концерт — с сюрпризом, изюминкой, какой нет ни у кого другого. Лидия Викторовна не любит повторяться, что-то копировать, каждая песня ею прочувствована и переосмыслена до слова, разобрана до слога, до нотки. И произведение в итоге получает неожиданную окраску, начинает звучать по-новому.

Всем известная песня «Погас закат за Иртышом» многим полюбилась за лиричность и душевность и уже давно считается народной. А родилась она в Омске. Музыку на стихи Якова Журавлёва написал Виктор Иванов для Омского хора. Лидия Викторовна долго не решалась разучивать этот шедевр отца с нами, обдумывая нюансы, казалось бы, простого исполнения. Мы и сами не ожидали, что столкнёмся с трудностями: песню-то с детства знаем. А оказывается, то, что на слуху и всем хорошо известно, сложнее исполнить по-новому, при этом не испортить, а обогатить.

Та же история с разучиванием песни «Конь» Игоря Матвиенко. Кто её только не исполнял! Чудо, а не песня! Но сколько нюансов! Если их убрать, упростить исполнение,

получится, по словам Лидии Викторовны, махровая самодеятельность.

— Так что уж будьте добры, терпите, — говорит она, когда повторяем одно и то же, но не получается, как ею задумано. И ободряет:

— Да, сейчас трудно. А потом будем вспоминать этот процесс разучивания с улыбкой на устах.

Она не боится браться за сложные произведения. Который раз на репетиции тихий стон: «Ну уж куда нам такое разучить! Мы уж не молоды, память не та и мозги не те.». А у Великановой другой подход: «Никаких скидок на возраст! Заставляйте свою голову работать!» Вот такая она, наша Лидия Викторовна, отчаянная, смелая и умеющая удивлять.

Одним из таких удивлений для слушателей оказалась песня «Комбат». Уже не новая, «заигранная» и, казалось, не лучшая в репертуаре «Любэ». Лидия Викторовна перед разучиванием прочитала нам текст песни. И у многих заблестели от слёз глаза. Это про сегодняшний день! Песня сложная, энергозатратная, бьёт по эмоциям. Её нельзя просто напевать. Даже на репетициях нужно выкладываться по полной, и отговорки, мол, потом споём как надо, не проходят. «Не выкладываясь, не получаешь удовлетворения» — ещё одно правило Великановой.

«Все годы хор — активный участник многих проектов, программ и праздничных мероприятий города и области, а также участник городских, областных и международных конкурсов и фестивалей, обладатель Гран-при фестиваля «Поющая Сибирь» и лауреат 1-й степени областного фестиваля «Любовь и жизнь тебе, Россия!» [5].

Программа хора — это многоцветье жанров. В репертуаре более трёхсот произведений. В концерт хочется включить и «Довоенные вальсы», и «Ермака», и «Баньку», и «Русское поле». Всё не поместится, как ни старайся. Выручают попурри, составленные из 10-12 произведений на определённую тему: песни о войне или, к примеру, любовная лирика. Не каждый самодеятельный коллектив отваживается на такой эффектный жанр, ведь это непросто — переключаться быстро с одной мелодии на другую.

Попурри звучит всего несколько минут, но зрители и не предполагают, сколько дней, а то и месяцев было затрачено на этот номер и хормейстером, и хористами. А уж на «кнопочках баянных» вообще весь репертуар

держится. Этот инструмент не оставляет равнодушным ни одного человека, тем более человека поющего, и просто завораживает богатым тембром звучания. Действительно, какая ж песня без баяна? Под умелыми пальцами музыканта она вливается в наши души, заставляя их то волноваться, то замирать от восторга. Неслучайно и хор поёт под аккомпанемент баянистов.

Долгое время музыкальную группу возглавлял концертмейстер и аранжировщик Василий Семёнович Мазуров. Вместе с ним начал работать в хоре совсем ещё юный баянист — студент Сергей Бондаренко, выросший за годы в настоящего виртуоза. Сергей Владимирович — артист оркестровой группы Омского русского народного хора. Конечно, нагрузка у музыканта такого уровня большая, но два раза в неделю он — на репетициях нашего непрофессионального коллектива, где тактично и терпеливо аккомпанирует, «выговаривая по слогам» мелодию.

Репетиции — это упорная, длительная и очень интересная работа, нацеленная на конечный результат, каким является концерт. Это всегда праздник, волна вдохновения и радости, особенно когда в зале благодарные зрители. А они чаще всего именно благодарные. На отчётных концертах — наши близкие: дети, внуки, правнуки, друзья. На выездных — в Куйбышевском и Нежинском геронтологи-ческих центрах, в госпиталях, больницах для ветеранов — люди преклонного возраста искренно и тепло приветствуют почти своих ровесников. Выступления перед молодой аудиторией — школьниками и студентами — особенно ответственны. Дети, если «не цепляет», слушать не будут. Нас слушают с горящими глазами. Значит, не всё ещё потеряно, значит, и этому новому поколению, которое для нас порой загадочно и непонятно, нужны наши русские песни со сложной музыкой и сложными текстами. И, значит, есть надежда на прекрасное будущее России.

«Он с музыкальным волшебством на "ты" общался...»

История народного хора ветеранов труда и любителей пения имени Ираиды Ивановой будет неполной без рассказа о первом помощнике и советчике, самом преданном и дорогом человеке в жизни Лидии Викторовны — её муже Владимире Сергеевиче Великанове. Му-

зыкант, композитор, он 17 лет был концертмейстером хора. Творческий и семейный союз Великановых был удивительно гармоничным. Работа, увлечения, любовь — всё пополам.

Владимир Сергеевич Великанов

Интеллигентный, добрый, терпеливый и очень скромный — таким его запомнили хористы. За этой скромностью «прятался» большой талант педагога и композитора. За годы труда в музыкально-педагогическом училище преподавателем хоровых дисциплин Владимир Сергеевич, отличник народного просвещения России, внедрил немало новаторских форм обучения студентов, создавал интересные аранжировки произведений для детских вокальных ансамблей и хоров, прививал своим ученикам, будущим музыкантам, хороший вкус и любовь к профессии. Помимо основной работы он увлечённо занимался с самодеятельными хоровыми коллективами города, выступая в роли концертмейстера, хормейстера и аранжировщика. А когда в педучилище появился хор преподавателей, Владимир Сергеевич попробовал себя ещё и в роли певца.

Работоспособности Великанова можно было позавидовать. Несмотря на колоссальную занятость — педагогическая деятельность, общественные нагрузки, репетиции, выступления, он находил время для самого сокровенного: писал музыку. Только в копилке нашего хора несколько десятков его песен, не считая аранжировок. Не каждый самодеятельный коллектив может похвастаться таким богатством. Это уже полюбившиеся и слушателями, и хористами напевные «Старинные вальсы», задушевная девичья «Зелёная околица», трогательные «Аисты». А разве может кого-то

оставить равнодушным «Солдатская память», которую мы поём уже больше десяти лет! Или хулиганистая «Баба-яга»? «Птица-тройка», «Песня об Омске», «Крылатая Россия» — можно продолжать и продолжать этот калейдоскоп красивейших великановских мелодий. Очередной шедевр, предложенный нашим руководителем в этом году, — песня на стихи Михаила Пляцковского «Птица-Музыка»:

Дождь и снег будут сыпаться с веток, Будут люди опять и опять Из роялей, как будто из клеток, Птицу-Музыку в мир выпускать.

Владимиру Сергеевичу было подвластно это волшебство как никому другому.

Горько и обидно, когда такие талантливые люди уходят из жизни преждевременно. Владимира Сергеевича нет с нами уже почти 12 лет. Одна из наших певиц посвятила ему несколько стихотворных строчек — признание в любви, под которыми может подписаться каждый из хористов:

Наш мягкий, но глубокий наш учитель, Столь бескорыстный музыки служитель! Он с музыкальным волшебством на «ты»

общался, Но встать в ряды простых хористов

не чурался. 17 лет прошёл он вместе с хором, Помощник и советчик дирижёра. С годами зажила утраты рана, Но в сердце пусть всегда —

Владимир Великанов!

Музыкальная семья

Кто-то сказал, что хоровой коллектив — это прообраз идеального общества. Собираются люди разных профессий, разного характера и темперамента, разных способностей и спустя какое-то время выдают стройное, гармоничное музыкальное произведение, где каждый голос нашёл своё место в общем хоре.

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи.», — писала Анна Ахматова [6]. Я знаю, из какого сора рождается песня. Это удивительный процесс, каждый раз похожий на чудо. Разучиваем новое произведение, «буксуем», одну строчку повторяем ещё и ещё —

опять плохо. А дома вдруг ловишь себя на том, что та самая неподдающаяся мелодия во мне зазвучала. Каким образом это произошло? Более того, на следующей репетиции звучит уже у всех, кто рядом со мной. Описать ощущение радости от произошедшего невозможно. Это надо испытать самому во время пения. А если руководитель похвалит: «Процесс пошел. Молодцы!» — ещё и чувство гордости прибавляется. Откуда такая гармония, такое единение? Конечно же, из души, изнутри, идёт от естества человеческого. Получается, что люди по природе своей должны жить в дружбе и согласии. Хор помогает это понять. Не надо солировать, соревноваться в силе и красоте голоса. Куда важнее — сплочённость. Важнее слышать соседа и петь вместе с ним. Здесь нет главных, главная — музыка, а все мы — лишь её частичка. Интересный факт: в Древней Греции понятие необразованности едва ли не в первую очередь указывало на неумение петь хором.

Россия всегда славилась многоголосым хоровым пением. Считается, что пение, особенно хоровое, совместное, — это верный показатель здоровья нации. Сплочённость, единомыслие, единозвучие — как всё это важно сегодня для нашего общества! И как этого нам не хватает. Особенно остро эту разобщённость чувствуют люди старшего поколения, воспитанные в традициях большой семьи, взаимопонимания, взаимопомощи и дружбы. Хор для многих становится спасительным островком, где царствуют лад и гармония, где тебя, порой совершенно бесталанного «глухаря», принимают равным из равных и дают возможность почувствовать себя творцом прекрасного. И уже отходят в сторону невзгоды и болячки, отступают скука и ощущение одиночества.

Пение в хоре делает нас счастливыми. Поэтому для большинства он стал уже неотъемлемой частью жизни. А пропустить репетицию — значит украсть у себя кусочек этого счастья. Именно так считает Людмила Сергеевна Грибкова. Она в хоре практически со дня его основания. На каждое мероприятие, выступление коллектива Людмила Сергеевна готовит «речь» — целое летописное сочинение. Так требует её душа: поделиться со всеми восторгом, который её переполняет. А педагогов Ираиду Трофимовну, Владимира Сергеевича и Лидию Викторовну называет не иначе как камертонами своей жизни.

Августина Ивановна Григорьева в прошлом году отметила 90-летний юбилей, но это совсем не повод махнуть на себя рукой. Всегда элегантна, с красивой причёской, со вкусом подобранными нарядами, а ещё — с прекрасным музыкальным слухом и отменным чувством юмора. Рассказывает, как однажды в репетиционный день подскочило давление, пришлось скорую вызывать. Медики предложили поехать вместе с ними в больницу и были обескуражены её отказом: «Нет-нет, у меня через два часа репетиция в хоре».

Не меньшее восхищение вызывает 93-летний Егор Филиппович Вострухин — инвалид по зрению. «В прошлом работал модельщиком по дереву, а вне работы увлекался резьбой по дереву, писал картины. Потеряв зрение, потребность в творчестве не утратил» [7]. Бывают моменты, когда он пропускает репетиции, но, по рассказам жены, весь репертуар пропевает дома. Стоит у окна и поёт.

И Борис Владимирович Яковлев, тоже перешагнувший возрастную цифру 90, не представляет себя без пения, без общения в коллективе: «Мне эти занятия дают большой заряд для жизни. Здесь так хорошо, такой климат замечательный. А какой руководитель! Руководитель от Бога. Она так любит песню, пение! И эти свои эмоции передаёт нам» [7].

Мужские голоса выгодно украшают звучание хора, окрашивая исполнение богатыми тембральными оттенками. Когда-то большая мужская группа «Поющие сердца» покоряла зрителей своими отдельными выступлениями. Сегодня мужчин в коллективе немного, но каждый благодаря вниманию, чуткому профессиональному подходу дирижёра может в полной мере творчески раскрыться.

Николай Сергеевич Тюгашов запел в хоре ещё при Ираиде Трофимовне, ласково называя её «моя матушка» и посвящая ей не одно своё стихотворение. В молодости ему пришлось выбирать между песней и. небом. Выбрал второе и стал военным лётчиком, но песню не бросил. Сегодня не обходится ни один концерт без гитары полковника ВВС России в отставке.

.Хоть мы люди в годах, пожилые,

Песни наши — про удаль, простор.

И в душе мы всегда молодые. Как один!

Подтвердит весь наш хор!

Патриотические, лирические, шуточные — любые песни Николая Тюгашова принимаются зрителями на ура, потому что дают хороший заряд оптимизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда на сцену выходит Борис Геннадьевич Вагин, зал замирает звенящей тишиной. Глубокий бархатный баритон поднимается до пронзительных высоких нот, заставляет учащённо биться сердце слушателя. И это в 83 года! Вагину, кажется, подвластно всё. И знаменитая My Way из репертуара Фрэнка Синатры, и «Мгновения» Микаэла Тариверди-ева, и «Свадьба» Арно Бабаджаняна, и, конечно же, русский романс. Каждое исполнение романса требует глубокого переживания и проживания. На репетициях вокалист и педагог очень тщательно отбирают материал и скрупулёзно над ним работают. И каждый раз один и тот же романс звучит по-разному, дарит незабываемые эмоции. В сегодняшнем ускоренном ритме жизни неспешный романс, исполненный с глубоким чувством, повергает слушателей в настоящий культурный шок. Так происходит, когда Борис Геннадьевич поёт «Возвращение романса» Оскара Фельц-мана. «Я Вас люблю, я думаю о Вас. И сохраню навеки Ваше имя...». Эти последние строчки на мгновение зависают в воздухе, чтобы успеть раствориться в сердце каждого зрителя. И вот тогда — самые живые, самые искренние эмоции: слёзы, мурашки и шквал аплодисментов.

Задушевные песни военных лет, кажется, специально были созданы для певцов, которые обладают таким голосом, как у Фёдора Сибогатовича Халитова. Удивительный тенор 87-летнего солиста подкупает особой теплотой и лиричностью и затрагивает самые тонкие струны души слушателей.

У Виктора Дмитриевича Синдеева, ещё одного солиста, тоже большой артистический опыт. Ему было 10 лет, когда в затерянную в тайге глухомань вернулся с войны старший брат с трофейным аккордеоном. Мальчик Витя, не видавший ни радио, ни телевидения, сумел обуздать «заморскую диковину» и стал первым парнем на деревне. Теперь без него не обходились ни одна свадьба, ни одни крестины-именины. Так и пошёл с песней по жизни, хотя профессия была далека от лирики. В хоре ветеранов Синдеев «и швец, и жнец». То исполнит a capella лирическую песню, то станцует кадриль, то прочитает «Василия Тёркина».

Мужской ансамбль хора «Поющие сердца». 2004 г.

Выступление коллектива в 2007 г.

Женская группа хора на юбилее ансамбля «Русская душа»

Солист Николай Тюгашов

Солисты Галина Фомина и Виктор Синдеев

Выступление коллектива в 2023 г.

А то исполнит и свои стихи, как, к примеру, эти, посвящённые любимому хору:

Люблю тебя, мой хор чудесный.

Ты — наш кумир, источник сил.

Ты нас задорной русской песней

Моложе сделал, окрылил.

В дворец плетёмся, как на смену,

Все бабушки да старики.

А только выйдем мы на сцену —

Богатыри! Сибиряки!

Хористов, которые в коллективе с первых дней, к сожалению, осталось немного. Но именно они — наши драгоценные жемчужины. Ларисе Владимировне Цымбаловой за 80, но её звонкий колокольчик первого сопрано и сегодня звучит легко и прозрачно, как 30 лет назад, когда она пришла петь вместе со своей матерью Марией Карловной Василенко. А Галина Константиновна Фомина, тоже солистка-сопрано, ещё и в танцах солирует. Хотите «Барыню» или «Цыганочку»? Да легко! Всегда аккуратна, внимательна и активна в делах Антонина Тимофеевна Ветрова, а человеку уже 86!

Огромную работу на протяжении всех лет существования хора ведёт замечательная Маргарита Михайловна Иванова. Технарь с душой лирика — таких ещё поискать надо. В её домашних архивах, в памяти и чутком сердце — вся история нашего коллектива. Она стояла у истоков создания альтовой группы хора и была в ней старостой. Альты всегда выгодно отличались не только сильными голосами, но и своей организованностью и особой сплочённостью. Они даже название себе придумали — «Альтаир», от слова «альт» и имени организатора хора Ираида.

К сожалению, нам неподвластно время, и хор, как любой живой организм, меняется с его течением. Ушли многие талантливые и неординарные личности. Нет рядом с нами

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бродский И.Е., Шпынов С.Н. Основатели и звёзды Государственного Омского русского народного хора: очерк // Национальные приоритеты России. 2015. № 2 (16). С. 42-52.

2. Васильева, Светлана. «Песня - любовь моя» // Омская правда. 2020. 20 мая [Электронный ресурс].

URL : http://omskregion.info/news/81023-pesnya_

lyubov_moya/ (дата обращения: 01.02.2024 г.).

3. Иванова Ираида Трофимовна // Об Омске. Омская история: события и люди: информационные листовки. 2019. 2 авг. // Омские муниципальные

строгой и хозяйственной Миры Израилевны Переваловой — старосты хора. Это её усилиями были добыты концертные костюмы для коллектива, в которых мы выступаем по сей день. С теплотой вспоминаем частушечницу и свистунью Альбину Ивановну Кунгурову, общую любимицу Ольгу Филимоновну Карпухину — нашу Зыкину, и тяжело смириться с ранним уходом из жизни красивой и талантливой Зои Сергеевны Руснак...

А с легендой не только хора, но и города Омска — первым кадетом нашего города Всеволодом Семёновичем Цыбиным — я даже успела пройти тур вальса, когда мы отмечали какой-то праздник. И было нашему деду-кадету чуть-чуть меньше ста лет!

За последние годы хор омолодился новым поколением. Народ энергичный и деятельный. Это старосты групп Ольга Князева, Вера Дзюба и Ольга Черевко. Они не только поют, но и рисуют, пишут стихи и сценарии к нашим праздникам, навещают ветеранов на дому, собирают подарки и являются активной группой поддержки старосты хора Татьяны Банновой, на которой лежит большой объём хозяйственных дел. Дела эти людям непосвящённым незаметны. Но чтобы ничто не отвлекало руководителя и хористов от главного — творческого процесса, все колёсики и винтики внутренней жизни хора должны быть в исправном состоянии и крутиться вечным двигателем. По-другому просто нельзя.

Про каждого нашего хориста можно написать отдельную статью. Все — люди с богатой биографией, большим жизненным опытом, разнообразными талантами. Поэтому так ярко и насыщенно проходят хоровые будни и праздники, а когда наступают каникулы, продолжаем общаться. Ведь уже неважно, где ты и чем занят, когда знаешь, что в твоей жизни есть единомышленники, у которых, как и у тебя, поёт душа.

REFERENCES

1. Brodskij I.E., Shpy'nov S.N. Osnovateli i zvyozdy' Gosudarstvennogo Omskogo russkogo narodnogo xora: ocherk // Nacional'ny'e prioritety' Rossii. 2015. № 2 (16). S. 42-52.

2. Vasil'eva, Svetlana. «Pesnya - lyubov' moya» // Omskaya pravda. 2020. 20 maya [E'lektronny'j resurs]. URL : http://omskregion.info/news/81023-pesnya_ lyubov_moya/ (data obrashheniya: 01.02.2024 g.)

3. Ob Omske. Omskaya istoriya: soby'tiya i lyudi: informacionny'e listovki. Ivanova Iraida Tro-fimovna. 2019. 02.08 // Omskie municipal'ny'e

библиотеки [Электронный ресурс]. URL : http://lib. omsk.ru/libomsk/ (дата обращения: 01.02.2024 г.).

4. Аксёнова, Вероника. «По заслугам воздаётся честь...» // Омская муза: журн. о культуре и искусстве. 2017. № 44. С. 41.

5. Народный хор ветеранов труда и любителей пения имени Ираиды Трофимовны Ивановой. Сверим наши песни / Рук. проекта Лариса Коробей-никова. // Альманах открытого фестиваля вокальных коллективов ветеранов. Омск, 2022. С. 42.

6. Ахматова, Анна. Избранное. СПб. : Кристалл, 1999. С. 274.

7. Лелякина Т. «Песня лечит и жизнь продлевает!» // Омская правда. 2023. 22 февраля.

biblioteki [E'lektronny'j resurs]. URL : http://lib.omsk.ru/libomsk/ (data obrashheniya: 01.02.2024 g.).

4. Aksyonova, Veronika. «Po zaslugam voz-daetsya ehest'...» // Omskaya muza: zhurn. o kul'ture i iskusstve. 2017. № 44. S. 41.

5. Narodny'j xor veteranov truda i lyubitelej peniya imeni Iraidy' Trofimovny' Ivanovoj. Sverim nashi pesni / Ruk. proekta Larisa Korobejnikova. // Al'manax otkry'togo festivalya vokal'ny'x kollektivov veteranov. Omsk, 2022. S. 42.

6. Axmatova, Anna. Izbrannoe. SPb. : Kristall, 1999. S. 274.

7. Lelyakina T. «Pesnya leehit i zhizn' prodlevaet!» // Omskaya pravda. 2023. 22 fevralya.

Ольга Николаевна Думнова — член Союза журналистов России, майор милиции в отставке, участник хора; [email protected]

Olga Nikolaevna Dumnova — Member of the Union of Journalists of Russia, Retired Police Major, Choir Member; [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.02.2024 г.

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ ЮРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БОНДАРЕВА (15.03.1924 — 29.03.2020)

Участник Великой Отечественной войны. Капитан, командир батареи, офицер-артиллерист, воевавший в 1942-1944 гг. под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах. Будучи 17-летним юношей, летом 1941 года Юрий с другими добровольцами принимал участие в сооружении оборонительных сооружений под Смоленском. Он едва успел вернуться в Москву на последнем эшелоне перед началом ожесточённых боёв. Спустя год после окончания школы Юрий Бондарев прошёл ускоренную трёхмесячную подготовку во 2-м Бердичевском пехотном училище и попал под Сталинград.

После лечения в госпитале до октября 1944 г. Бондарев служил командиром орудия. Участвовал в форсировании Днепра, воевал на Украине и в Польше. За уничтожение в Сумской области трёх огневых точек, автомобиля и противотанковой пушки противника был награждён медалью «За отвагу». Под Каменец-Подольским за подбитый немецкий танк получил вторую медаль «За отвагу». Снова был ранен. После выздоровления его направили в Чкаловское артиллерийское училище. Ю. Бондарев хотел стать профессиональным военным, проучился год, но не прошёл очередную медкомиссию и был комиссован в звании младшего лейтенанта.

После демобилизации поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где

проходил обучение под руководством самого К.Г. Паустовского. Ещё до поступления известный писатель рекомендовал зачислить Бондарева без вступительных экзаменов. Он прочитал первый рассказ Юрия «Поздним вечером» и был восхищён его талантом.

Широкую известность писателю-фронтовику принесли повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», ставшие образцами жанра лирической военной повести. Событием стал и первый роман Юрия Бондарева «Тишина», одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. Романы «Берег», «Игра», «Выбор», «Искушение», «Непротивление» посвящены судьбе русской интеллигенции в XX веке. Широкое признание завоевал Юрий Бондарев и как сценарист. Он участвовал в создании сценария киноэпопеи «Освобождение», был соавтором сценариев по своим романам.

Герой Социалистического Труда (1984). Кавалер двух орденов Ленина (1971, 1984), лауреат Ленинской (1972), двух Государственных премий СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1975) и Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в области литературы и искусства (2014). Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.