Умер С.А. Ковлер 1 апреля 1960 года в Риге, похоронен на лучшем старинном кладбище им. Яна Райниса. Жена его практически всю коллекцию продала по частям и прожила до 1978 года, а оставшиеся предметы завещала дочерям - Елене и Татьяне. Обе они ухаживали за больной Марией Николаевной. Ее похоронили рядом с Сергеем Александровичем.
О С.А. Ковлере осталась добрая память как об интеллигентном человеке, прекрасном враче, собирателе, исследователе и ценителе произведений изобразительного искусства.
В музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля хранится «Портрет С.А. Ковлера», написанный в классических традициях латвийским художником С. Гельбергом в 1950 году. Летом 1989 года его привезла из Риги от сына собирателя Виктора Сергеевича Ковлера научный сотрудник музея И.Г. Девятьярова. Замечательный деятель культуры изображен на фоне предметов своей коллекции, составлявшей его гордость, смысл жизни, которую он так щедро отдавал людям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ястребов В.К. О сокровищах Марии Шаниной из первых уст // Бизнес-курс. - 2006. - № 16 (26 апреля). - С. 109.
2. Бродский И.Е., Ястребов В.К., Шпынов С.Н. Ков-
леры-Шанины: вклад в культуру Омска. - Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2008. - 43 с.
1. Ястребов В.К. Доктор С.А. Ковлер и его второе призвание // Виктория (Омск). - 2006. - № 5. - С. 57.
Ястребов Владимир Константинович - доктор медицинских наук про- Статья поступила в редакцию
фессор, заместитель директора по научной работе Омского НИИ природно- 8 мая 2015 г.
очаговых инфекций, автор многих статей и книги о творчестве А.С. Пушкина, соавтор книги «Ковлеры-Шанины: вклад в культуру Омска». Кузнецова Елена ивановна (девичья фамилия Ковлер) - правнучка Марии Александровны Шаниной, внучка Сергея Александровича Ковлера. Родилась в марте 1939 г, в Омске. Окончила Омский педагогический институт. Елена Ивановна - единственная из внуков Варвары Михайловны Ковлер, старшей дочери М.А. Шаниной. Прожила с ней в одном доме двадцать один год и все, что она знает о семье Шаниных и Ковлеров, почерпнула из рассказов бабушки. Елена Ивановна составила родословное древо Шаниных-Ковлеров.
© В.К. Ястребов, Е.И. Шанина, 2015
УДК 94(47):929 ГРНТИ 03.23.55
ОСНОВАТЕЛИ И ЗВЁЗДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОМСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА
И.Е. Бродский, С.Н. Шпынов
1. История Государственного Омского русского народного хора. Лица и вехи.
2. Главный хормейстер области.
3. Директор филармонии.
4. Балетмейстер на все времена.
5. Мастер, определивший судьбу хора.
Начало. Окончание в № 3 (17) /2015 Нстория Государственного Омского русского народного хора. Лица и вехи
В ноябре 2015 года Государственный Омский русский народный хор (далее - хор) отпразднует 65-летний юбилей. Эта дата - повод оглянуться
на пройденный путь, обратиться к истории всемирно известного коллектива - самого выдающегося достижения омской культуры, мыслен-
но пройти дорогами удач, ошибок, обретений, взглянуть на летопись хора, ставшего не только сокровищницей песенного фольклора Сибири, но и зажигательных самобытных плясок, исполнителем произведений современных композиторов, работающих в народной стилистике.
Хоровое пение - один из самых древних и любимых жанров народного творчества в России. В 1911 году М.Е. Пятницкий создаёт хор из крестьян - талантливых исполнителей русской народной песни - и показывает хор в Москве. Это была первая ласточка. С годами, с повышением уровня духовной жизни, возникает потребность развития данного искусства.
В период после Великой Отечественной войны были организованы народные хоры в Воронеже, Свердловске, Новосибирске, Рязани, в Москве - хор радио.
О создании своего хора грезили и омичи. Масла в огонь подлил Уральский народный хор, гастролировавший у нас летом 1950 года и взволновавший своим артистизмом. Короче говоря, осенью 1950 года (источники называют разные месяцы - от августа до декабря) родился Государственный Омский русский народный хор. Окончательное решение было принято в обкоме КПСС.
Но одно дело - принять решение, другое -осуществить план на практике.
По счастью в Омске нашлись люди, которым по плечу оказались сложные творческие задачи. Это, прежде всего, основатель хора - Елена Владимировна Калугина - выпускница Омского музыкального училища, прекрасный педагог, исследователь песенных традиций Сибири, пропагандист народной культуры, заслуженный деятель искусств РСФСР. Вторым основателем явился Юрий Львович Юровский - директор Омской областной филармонии, первый директор хора. Человек исключительных организаторских способностей, тонкий психолог. Именно он подбирал и приглашал артистов.
Они взялись за создание коллектива вдвойне необычного. С одной стороны, принимали способных молодых людей, главным образом без музыкального образования. Обучали, формировали из них хор профессионалов. С другой - необходимо было собрать местный фольклорный материал, обработать его и составить оригинальный репертуар.
И закипела работа. Сама Е.В. Калугина, сотрудники филармонии, студенты разных вузов отыскивали хранителей народных песен, празд-
'Саблина Т.Л. Все краски Сибири. - Омск, 1978. - С. 3-11.
2Там же. - С. 3.
3Там же. - С. 26.
неств, гуляний, обрядов и танцев в районах области. Дописывали, редактировали, изучали особенности народного танца с тем, чтобы потом подать его в профессиональной оправе1.
Появились объявления в газете «Омская правда» и по радио о конкурсе на поступление в вокальную и танцевальную группы хора. Сразу же в хор и филармонию хлынула молодёжь, самородки из самодеятельных коллективов, из деревень Омской и соседних областей.
А организаторы Омского народного хора сами пошли-поехали в сельскую местность. Стояла задача не просто создать русский народный хор по типу Северного или Воронежского, но хор западносибирский, «настоянный» на колорите огромного края с его своеобразными песнями и особенной манерой исполнения2.
Немало пришлось потрудиться с новичками. По сути, была создана студия. Их разделили на три группы - старшую, среднюю и группу начинающих. Изучали музыкальную грамоту, пели по нотам, вырабатывали навыки дыхания, дикции и т. д. Калугина была превосходным преподавателем, умным, тактичным, и, главное, терпеливым. Она поступала так: ставила новичков на репетициях и концертах рядом с профессиональными певцами, чтобы они учились артистизму, усваивали основы музыкальной и сценической культуры.
Первый хормейстер В.В. Вагнер вспоминала: «Она требовала, чтобы мы не просто пели, добиваясь безукоризненной интонации, ритмической чёткости и точности фразировки, но и глубоко чувствовали, понимали и умели раскрыть поэзию народной музыки»3.
Быстрому возмужанию, профессиональному становлению хора способствовал нравственный климат, который сложился в коллективе благодаря основателям. В нём жили дружба, любовь, уважение и доверие друг к другу, творческое вдохновение.
Наиболее одарённые ученики становились опорой Калугиной. Помогали в разных направлениях.
Ю.Л. Юровский отыскал в глухой сибирской деревеньке песенницу Аграфену Максимовну Оленичеву. Она оказалась не только певуньей и слагательницей песен, но и отличной учительницей. Рядом с ней садились участницы хора и бесконечно вслушивались в тончайшие переливы её голоса, старались запомнить и повторить вслед за ней. В репертуар хора первых лет вошли 14 песен А.М. Оленичевой - «Ты, Сибирь, родная сторона»,
«Приходите, гости, к нам», «Как за лугом, за рекой» и другие.
Значительную лепту в работу коллектива внёс баянист и композитор, а потом музыкальный руководитель, заслуженный артист РСФСР Виктор Иванович Иванов. Человек талантливый, душевно богатый, деликатный.
Немалая заслуга в совершенствовании хора принадлежит Ираиде Трофимовне Ивановой -выпускнице Омского музыкального училища, активному пропагандисту хорового искусства в городе, человеку неукротимой энергии, заслуженной артистке РСФСР, лауреату Государственной премии РФ им. Глинки. С 1953 по 1975 годы она была главным хормейстером коллектива.
Неоценимую помощь омским артистам оказали основательница Крутинского хора А.А. Мартынова, Н.Ф. Чернаков, И.С. Коровкин и другие знатоки и творцы фольклора.
Сама Елена Владимировна Калугина не только обрабатывала народные песни, но писала и свои - слова и музыку: «Мартыновна», «Во сибирской стороне», «Солдатская песня о генерале Гуртьеве», «Наша яблонька».
Необходимо отметить два прекрасных дуэта. Первый - Е. Сонина и Т. Гольцова. Их певческая культура отличалась чистотой и слитностью звучания, точностью фразировки, актёрским мастерством. Второй - В. Мартынов и Л. Шароха. Если один из них поражал зрителей сочным и сильным голосом красивого тембра, то другой - знаменитый Л. Шароха - яркой индивидуальной манерой и незаурядным комедийным дарованием. Все четверо были удостоены звания заслуженных артистов РСФСР. Оба дуэта оставляли неизгладимое впечатление в сердцах и душах зрителей.
Не сразу и не просто сложилась судьба танцевальной группы. В первые годы иногородние балетмейстеры ставили 1-2 танца и покидали наш город. Недолго работал первый балетмейстер А.П. Шостак. Наконец, в 1952 году хор обрёл настоящего главного балетмейстера. Это Яков Абрамович Коломейский - знаток народной хореографии. Он без проволочек отправился в фольклорные экспедиции. На основе местных народных обрядов и игр стал создавать оригинальные пляски: «Воротница», «Кедрач», «Пря-лочка», «Молодёжные игры» и другие. Эти танцевальные постановки исполняются по сей день. Довольно скоро репертуар танцевальной группы ничем не уступал вокальной. К сожалению, в 1957 году Коломейский покидает хор. Его место занял балетмейстер Г. Гальперин. Но через семь лет Яков Абрамович вновь оказался в Омске,
и уже с 1963 по 1981 год под его руководством танцевальная группа достигает изумительных творческих высот.
Омский «новорождённый» рос не по дням, а по часам. И вот весна 1953 года. Поразительно, как много было сделано за три года - всего три! -в смысле подготовки репертуара на местном фольклорном материале, формирования коллектива в процессе бесконечных репетиций. Заслуживает восхищения труд Елены Калугиной! Омскому хору было что показать в Москве.
26 июля того же года в зале Московской консерватории состоялся заключительный просмотр, получена путёвка на фестиваль. А 3 августа оми-чи уже выступали в новом музыкальном театре Бухареста - на открытии IV Международного фестиваля молодёжи и студентов. 5 августа начался Международный конкурс народных хоровых ансамблей. В нём участвовали 34 хора из 21 страны. А через пять дней стало известно: Омский хор одержал блистательную победу в этом острейшем соревновании - завоевал первое место, золотую медаль и диплом первой степени, стал лауреатом фестиваля. Это был триумф! Хор прославил Советский Союз, родной город Омск. С той победы началась международная гастрольная жизнь коллектива.
По возвращении на Родину начались отчётные концерты в столице, а затем гастрольные поездки по городам Прибалтики и Украины, Белоруссии и Крыма. Это было только начало многочисленных выступлений во всех братских республиках, городах страны. Концерты проходили в воинских частях, на палубах кораблей и в заводских цехах.
С 1960-го года Омским хором руководил М.Д. Чумаков.
Музыкальную общественность постигла невосполнимая утрата - после продолжительной болезни скончалась Е.В. Калугина. Надо ли говорить, какой болью отозвалась эта весть в сердцах хористов и всех горожан!
Спустя короткое время директор филармонии нашёл достойную замену - талантливого руководителя хора.
С 1962 года коллектив возглавил Георгий Николаевич Пантюков - выпускник Московской консерватории, в течение пяти лет главный хормейстер хора им. Пятницкого. Выдающийся музыкант и педагог. Он стал достойным преемником и продолжателем лучших традиций русского хорового пения, основы которого были заложены Е.В. Калугиной1. Его энергия, трудолюбие, умение работать с людьми, зажигать в них творчес-
Юмская филармония - 70 // Музыкальное обозрение. - 2010. - № 3 (март). - С. 14.
кий огонь давали прекрасные результаты. Обладая разносторонними и глубокими знаниями, высоким художественным вкусом, Пантюков ставил перед коллективом задачи: бережно храня традиции, обогащая ранее обретённую исполнительскую палитру, создать новые концертные программы истинно сибирского колорита. По мысли руководителя хору предстояло подняться на новый уровень художественно-исполнительского мастерства в соответствии с новыми творческими критериями.
Омский хор в эти годы расцвета особенно часто выезжает за рубеж. В готовящихся программах появляются новшества Георгия Николаевича: постановка вокально-хореографических полотен, в которых были заняты все артисты. Другая новинка - музыкальные обработки иностранных фольклорных песен. Дело в том, что выезжая за границу, хор всякий раз разучивал народные песни той страны, где ему предстояло выступать. И таких песен было огромное множество1. Хор не раз доказывал способность успешно осваивать иноязычный колорит, учить песни на английском, испанском, немецком, греческом и других языках, и это один из показателей высокой музыкальной культуры коллектива.
Так, после исполнения Омским хором польской народной песни «Мацек! Каролинка» зал поднялся и устроил артистам овацию. В Новой Зеландии омичи спели новозеландскую песню «Море зовёт» - реакция была неожиданной. Позже газеты писали, что публика восприняла эту песню как гимн морякам, погибшим во время Второй мировой войны. Перед тем, как отправиться в Израиль, хор разучил старинный напев «Хава нагила» («Давайте возрадуемся»). Заслышав знакомую, родную мелодию, зал стал неистово рукоплескать.
В манифестацию солидарности превратилось исполнение хором на Кубе «Марша 26 июля». Аудитория подхватила песню и, скандируя, отбивая ритм, пела её вместе с хором2.
Мы предлагаем читателю взглянуть на хронологию зарубежных гастролей:
1961 - Корея и Китай.
1964 - Австралия и Новая Зеландия.
1965 - Греция, Кипр и Израиль.
1967 - Монголия и Англия.
1969 - Чехословакия.
1971 - США, Мексика и Куба3.
И это далеко не полный перечень. Омский хор на всех континентах, во всех странах вы-
ступал как пропагандист русского народного творчества, завоёвывал симпатии жителей нашей планеты. Далёкая Сибирь с её легендарными холодами, медведями и мужественным народом вдруг оказалась близкой и понятной. Выступления омичей всегда имели радушный приём.
В декабре 1970 года руководители хора отбирали номера самым тщательным образом, помня о том, что произведения искусства, в том числе песня и танец, вызовут искренний интерес у другого народа. Предстояли ответственные гастроли в Америке. Шли бесчисленные репетиции. И вот уже Омский хор летит над океаном. Первый концерт в Карнеги-холле - втором по величине концертном зале Нью-Йорка. Как было не волноваться нашим артистам, когда в США в это время хулиганы устраивали провокации, распространяли антисоветские листовки, запугивали зрителей. Вот и на концерте омичей однажды бросили аммиачную бомбу. Но омские артисты преодолели все препятствия. Катящейся на сцену шквал аплодисментов явился благодарностью за высокое искусство и мужество. Американский зритель был покорён и обрадован.
100 дней и почти ежедневно концерты - так прошли гастроли в США, Мексике и на Кубе. Артисты отработали на совесть. Хор достиг зенита мировой славы.
Совершенное не осталось незамеченным на Родине. В том же 1971 году наш хор отправился в необычную командировку - соревноваться в Москве со знаменитым хором им. Пятницкого. Члены жюри - сотрудники Министерства культуры СССР - после жарких и долгих споров приняли соломоново решение: «Государственной премией имени М.И. Глинки наградить оба коллектива»4.
29 декабря в Омск пришла радостная весть: Г.Н. Пантюкову - художественному руководителю Государственного Омского русского народного хора, И.Т. Ивановой - главному хормейстеру, Я.А. Коломейскому - главному балетмейстеру -присуждена одна из Государственных премий РСФСР 1971 года - премия им. М.И. Глинки. Этой высокой наградой отмечены концертные программы, посвящённые 50-летию Великого Октября и 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
Это сообщение застало коллектив Омского хора в пути - хор отправился по новому длительному маршруту. Его ждали концертные залы Москвы, Ленинграда и Украины.
1Зиангирова М. Жизнь - как спетая песня // Омская трибуна. - 2013. - 26 января (№ 3). - С. 21.
2Соболева Г.Г. Современный русский народный хор. - М., 1978. - С. 70-80.
3Саблина Т.Л. Все краски Сибири. - Омск, 1978. - С. 58.
4Омская филармония - 70 // Музыкальное обозрение. - 2010. - № 3 (март). - С. 14.
В связи с премией Георгий Николаевич дал интервью. Он сказал: «Высокая награда не только глубоко удовлетворяет, она обязывает...».
... Украину с Сибирью связывают многие прочные нити, в том числе и благодарная память о тех, кто был эвакуирован в Сибирь во время войны. Нам не раз говорили, что наши «концерты - словно весточка из трудного, сурового и всё же чем-то дорогого и незабываемого прошлого»1. Совершенно ясно: выступления хора способствовали дружбе и сплочению народов. Как нельзя более важно и злободневно эта мысль звучит сегодня.
Порой земляки упрекали хористов, что так редко могут их видеть. Дома артисты бывали не более трёх месяцев в году. Между тем город подарил своему возлюбленному детищу отличный Концертный зал, который вместе с «теремком», бывшим зданием филармонии, позволял готовить артистические номера любой технической сложности.
Год от года растёт мастерство хора. Он радует слушателей новыми произведениями. Однако в творчестве бывают и неудачи. Специалисты по народному творчеству упрекали его в отступлении, под влиянием эстрады, от фольклорных традиций своего края с его неповторимым колоритом. Руководство Омского хора в таком случае как бы приникает к родникам родной поэзии. Г.Н. Пантюков рассказывал: «В 1973 году я записал одиннадцать песен у Анны Кузьминичны Лу-киной, песенницы из Мокшинского совхоза, пока она была жива. Четыре из них вошли в репертуар хора: шуточная «Уж вы, кумушки-голубушки», «Удаль моя молодецкая», плясовая «Кони берегом бегут» и лирическая «Как из бору-борочку»2.
С началом 90-х наступили тяжёлые времена. По причине безденежья распадаются народные ансамбли, лишённые возможности выступать в разных городах. Получая самую мизерную зарплату, артисты уходили со сцены, рвались нити профессиональной преемственности.
Г.Н. Пантюков говорил: «Нужна активная гастрольная программа: без поездок коллектив вянет, теряет стимул к поддержанию профессионального уровня»3.
Нам, омичам, крупно повезло. Омский русский народный хор выстоял. Благодаря поддержке местного правительства он сумел сохранить и традиции, и выдающийся репертуар, и неповторимый творческий облик. Сменились поколения артистов, а хор по-прежнему остался в отличной форме4.
В танцевальной группе также немало было замечательных артистов. Среди них выделялись - заслуженная артистка России З. Кондратьева, В. Онищенко, М. Колесников, Е. Свинцынский, Г. Яничкин. Они покоряли зрителей отточенной техникой и высоким профессионализмом.
Постоянным успехом пользовались выступления заслуженного артиста России Г.Н. Бази-левского. Его исполнение как лирических, так и шуточных песен, вызывало неподдельный интерес у публики.
Интересны были в ансамблевых исполнениях В. Градова, Д. Гасай, Н. Баженов.
Тепло встречали зрители и артистов оркестровой группы. Игра таких первоклассных баянистов, как заслуженные артисты РСФСР В. Поляков, И. Пронин, А. Рудь - запомнилась надолго. Нужно отметить, что эти музыканты написали ряд прекрасных танцевальных номеров, которые составляют основу репертуара хора.
Шли годы. Рождались новые интересные программы. На смену опытным артистам хора и танцевальной группы пришли молодые одарённые певцы и танцоры. Среди них - Г. Ардашо-ва, А. Денисенков, Р. Кириченко, О. Федашова, В. Зыков, ставшие впоследствии заслуженными артистами России.
С 1994 по 1997 год художественным руководителем хора был А.А. Попов.
В 1998 году на ту же должность был назначен дипломант Всероссийского конкурса современной народной музыки А.К. Зобов. Под его руководством созданы программы: «Эх, ты, удаль молодецкая», «Первый парень на деревне», «Работать и жить по-русски» и многие другие.
В 2005-м А.К. Зобова сменил на его посту заслуженный работник культуры РФ В.А. Кригер.
В 2009 году художественным руководителем становится Ю.В. Фёдоров, награждённый знаком МК РФ «За достижения в культуре». Спустя некоторое время на это место с должности хормейстера была переведена О.Г. Сидорская. Она руководила до января 2013 года.
Главным балетмейстером коллектива долгие годы оставался Л.А. Титов.
Последние два десятилетия Омский русский народный хор поддерживается региональными властями. Благодаря Правительству Омской области он обновил инструментальный фонд, творческие костюмы, принял участие в нескольких Всероссийских и Международных фестивалях народной культуры.
'Браво, лауреаты! // Омская правда. - 1972. - 1 января. - С. 4.
2Саблина Т.Л. Все краски Сибири. - Омск, 1978. - С. 99.
3Михайлова М. Омский хор: праздник, который всегда с нами // Омское наследие. - 2008. - № 3. - С. 20-29.
4Государственный Омский русский народный хор // Памятная книжка Омской области. Год 2010-й. - Омск. 2011. - С. 480-483.
Прекрасные голоса солистов, теплота и искренность исполнения народной песни, яркие запоминающиеся хореографические номера - вот составляющая успеха Омского хора на протяжении многих лет1.
В 2013 году прославленный коллектив Омской филармонии (художественный руководитель А.К. Зобов) произвёл настоящий фурор на фестивале Российского искусства во французских Каннах. Блестяще проявили себя наши певцы и танцоры.
В следующем году артисты танцевальной группы Омского хора побывали на гастролях в Венеции, где им удалось покорить итальянскую публику и гостей знаменитого Венецианского карнавала.
В настоящее время хором руководят высокопрофессиональные специалисты, знатоки своего дела, любящие русскую сибирскую песню.
Жизнерадостный, оптимистичный, улыбчивый в своей творческо-исполнительской манере, Омский хор неизменно поддерживает жизнелюбие и оптимизм тех, кто приходит на встречу с ним, воспитывает патриотизм, обогащает знанием фольклора, учит любить народное искусство.
Мы надеемся, что наш замечательный коллектив добавит ещё немало ярких страниц в летопись эпического бытия своего родного края, оставаясь предельно внимательным к окружающей жизни, к человеку, его душе, мечте и быту, к нови и обычаям Сибири, что он и впредь будет крепко держаться своего «корня», который так надёжен и так мощно питал его более полувека2.
Доброе имя Омского хора бережно хранится, и пусть прошлое поможет ему своими уроками, и пусть новое время обогатит его опытом.
Главный хормейстер области
Перебирая имена руководителей художественных коллективов, мы с особым уважением и почтением останавливаемся на личности Елены Владимировны Калугиной. Она прожила чуть больше 60 лет, но сумела сделать в Омске ХХ столетия чрезвычайно много для местной культуры. Любовь к русской народной песне, целеустремлённость и преданность любимому делу позволили ей совершить нечто чрезвычайно важное и ценное, что увековечило имя Калугиной в памяти омичей. Ее главное детище - Омский русский народный хор. Его она создавала с нуля, с «первого колышка». С чего же начиналась жизнь самого музыканта, исследователя сибирских песенных традиций? Каковы истоки формирования неповторимой индивидуальности, многосторонне одаренного человека? Начнем с этого.
Елена Владимировна Калугина (в девичестве Дегтярева) родилась 21 января 1902 года на Волге, в городе Самаре. Отец был управляющим Контрольной палаты3. Вот что рассказала сестра, Надежда Владимировна: «У Лены были прекрасные родители - интеллигентные, добрые, чуткие к красоте. Отец Владимир Васильевич Дегтярев писал стихи, сказки, небольшие пьески. Мать Вера Александровна музицировала и пела, хорошо знала и страстно любила русскую классику и народную песню. Эта страсть, соединенная с горячей любовью к детям, вылилась для Лены
и ее сестер Анны, Марии и Надежды в радостные праздники. В гостеприимном уфимском 1 доме Дегтяревых каждую субботу давали спектакль (по преимуществу это были веселые, насыщенные музыкой водевили) или концерт. Четыре сестры пели на четыре голоса.
Елена Владимировна Калугина
Семья с ее любовью к книгам, музыке, русской природе настраивала душу одаренной девочки на песенный лад...»4.
О значительном эпизоде детских лет поведала сама Елена Владимировна:
«Мне было лет восемь, когда однажды в квартире нашей появилось таинственное сооруженьи-це. Мама сказала, что это «гармония Флюд», что
*Саблина Т.Л. Все краски Сибири. - Омск, 1978. - С. 102.
2Там же. - С. 103.
3Самара - Уфа - Омск: семья Дегтяревых жила поочередно в этих городах. Это связано с переводом Контрольной палаты, где трудился глава семьи. А перевод - с событиями 1918 года. Сначала в стане белых власть принадлежала Самарскому и Временному Сибирскому правительствам, затем - Уфимской Директории. Наконец, власть переходит к адмиралу Колчаку (Омск) (Комментарии авторов).
4Иванова И. Жизнь - песня // Вечерний Омск. - 1988, 20 августа. - С. 3.
в ней «полторы октавы», что принадлежит она соседям, у которых ремонтируют дом, что трогать «гармонию Флюд» нельзя.
Но я все-таки выбрала момент - открыла крышку инструмента. «Гармония Флюд» звучала необыкновенно. Она казалась волшебной шкатулкой из сказки, и она подчинялась моим пальцам. Осмелев, я попыталась подобрать знакомую песенку, и это удалось.
В комнату неожиданно вошла мама, но я от инструмента не отошла, я не смогла отойти. Мама поняла это. «Попробуй еще», - сказала она.
Наступил день, когда «гармония Флюд» перекочевала к хозяевам, но по просьбе мамы они разрешили мне немножко поучиться игре на инструменте.
Вскоре я уже довольно бойко «музицировала». И всё-таки вряд ли отважились бы родители отдать меня в музыкальную школу. Наверно, не отдали бы, если бы в 1911 году среди наших гостей, тех, кто обычно заходил к нам посумерничать, не оказалось Анны Иосифовны Бобровской. Эта молодая женщина имела хорошее музыкальное образование и обладала даром педагога. Она нашла дешевенький инструмент, убедила моих родителей взять его в долгосрочный прокат и стала заниматься со мной. Это была моя первая учительница. Позднее меня отдали в музыкальную школу.»1.
Теперь - строки биогр афии. С восьми лет н аша героиня училась в женской гимназии. Параллельно брала уроки игры на фортепиано. Окончила три курса наиболее популярной в Самаре частной музыкальной школы С.А. Гамберг-Вильканец. С 14 лет дает желающим уроки музыки2.
В 1918 году семья Дегтяревых переезжает в Омск в связи с переводом сюда Контрольной палаты (шла гражданская война). В Омске Лена продолжила учение во Второй женской гимназии, окончив весной 1920 года 7-й класс школы 2-й ступени3.
В городе на Иртыше у Лены «открылся» голос - лирико-драматическое сопрано редкой красоты. Она пела на гимназических вечерах.
По соседству жил молодой человек лет двадцати пяти. Работал он в одной из партийных организаций. Многие называли его «комиссаром». Каждое утро, когда Лена садилась за инструмент, он проходил мимо окон дома Дегтяревых (а жили они на теперешней Интернациональной улице, в здании Рабкрина4, где Владимир Васильевич
после изгнания Колчака стал заместителем заведующего). Однажды «комиссар» услышал, как поет Лена, аккомпанируя себе на пианино. Он постучал в дверь девушки и сказал примерно следующее:
«Я слушал вас на ученическом концерте. Вы пели. Но вы еще и играете. Не могли бы вы прийти в клуб и помочь рабочим разучить настоящие революционные песни?» Вскоре «комиссар» принес Лене текст и ноты, назвав адрес рабочего клуба, где молодежь ждет музыкального руково-дителя5.
Так начался ее путь в хормейстеры. Нелегким был первый этап, но это была интересная работа. Разучили несколько песен и исполнили их перед рабочими собраниями. И вот тогда, слушая свой первый хор, Елена Владимировна ощутила силу эмоционального воздействия, общественную значимость хорового пения. Поняла: это ее призвание.
В 1920 году она поступила в показательный хор Губполитпросвета.
Не была забыта и личная жизнь. В 1924 году в хоре А.Н. Новикова Елена Владимировна встретила Василия Васильевича Калугина.
Юрист по профессии, он, обладатель прекрасного тенора, был одним из активистов хора. Елена Владимировна и Василий Васильевич стали мужем и женой. В их семье царил культ музыки. А через год - 15 июня 1925 года - у них родилась дочь Нонна, которая впоследствии стала профессором Института имени Гнесиных.
В 1920-1930 годы Елена Владимировна руководит профессиональными и самодеятельными хорами и вокальными группами: в совпартшколе, мединституте, Доме просвещения, гарнизонном Доме Красной Армии, в пехотном и танковом училищах.
С первых шагов в ее характере проявляется решительность, умение постигать музыкальный материал, работать с коллективом, способность к полной самоотдаче.
Елена Владимировна много и увлеченно трудится и учится. Учится у опытных хормейстеров А.Н. Новикова и Ф.А. Поленова, занимается самообразованием. Чувствует - этого недостаточно. В возрасте 34 лет она поступает на вокальное отделение Омского музыкального училища. Сложный четырехгодичный курс оканчивает с отличием за два года. В 1938 году по окончании училища ее оставляют там в качестве преподавателя. В том же году она поступает на заочное
*Тряпичкин С. Жизнь, посвященная песне // Омская правда. - 1962, 7 января. - С. 3.
2Белокрыс М.А. Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах. Т. 2. - Омск, 2006. - С. 120-124.
3Там же.
4Рабоче-крестьянская инспекция (Комментарии авторов).
5Злотина Е. Песня - живет! // Судьбы, связанные с Омском. Книга четвертая. - Омск, 1986. - С. 200.
отделение Московского института музыкантов-педагогов при Московской консерватории. Но получить высшее образование ей не позволила начавшаяся Великая Отечественная война.
Калугина возвращается в Омск. Работает певицей на радио, концертмейстером в хореографическом коллективе, ведет вокальные кружки, организует несколько хоровых коллективов. Является хормейстером в эвакуированном в Омск Московском театре имени Е.Б. Вахтангова. Основная работа - с академическим хором, сформированным из певцов-профессионалов. Елена Владимировна стала основателем дирижерско-хорового отделения, и в общей сложности работе в Омском училище она посвятила около тридцати лет. Позднее, уже в 1946 году, этот калугинский хор станет штатной единицей Омской филармо-нии1. А тогда, в годы войны, руководимые Еленой Владимировной люди трудились на голом энтузиазме, давали шефские концерты на предприятиях, в госпиталях, в военных училищах.
После войны она стала инициатором и организатором массовых праздников песни (сегодня эта традиция продолжена фестивалем «Певческое поле»). На этих праздниках выступали сводные хоры в пять или десять тысяч исполнителей - в сквере Сибзавода, в парке имени 30-летия ВЛКСМ. Ими управляли девять хормейстеров, и она - главный дирижер - стояла на возвышении в центре. Старожилы говорят, что эти праздники нельзя забыть2.
В 1947 году Калугина принимала активное участие в создании Омского театра музыкальной комедии, став его главным хормейстером.
1950-й - судьбоносный год в жизни Калугиной, особый этап биографии. Читатель, вероятно, догадался, что речь пойдет о создании Омского русского народного хора. Как это происходило? На рубеже 1940-1950 годов возникают хоры в ряде городов РСФСР. И в Омске тяга к народной песне становится в это время все ощутимей. Идея, что называется, витала в воздухе. Естественно, возникла ревнивая мысль: а чем мы хуже? Неужели не сумеем?
Вот тут хочется сказать о роли личности. Хор был бы создан в любом случае - это было веление времени. Только чего бы он достиг? Каким было бы качество его выступлений? Но когда за дело берется такой выдающийся музыкант, организатор, энтузиаст хорового пения, как Калугина, то роль личности становится решающей.
В августе того же года закипела работа. Омская филармония, заручившись поддержкой об-
кома КПСС, общественных организаций города, объявляет в «Омской правде» и по радио конкурс для поступления в вокальные и танцевальные группы хора. За короткий период нужно было создать коллектив, найти талантливых исполнителей и сформировать репертуар, основанный на произведениях русского народного творчества. Необычайно сложная задача.
Елена Владимировна проявляет кипучую энергию, удивительные организаторские способности. Можно сказать, что на поиски фольклора она подняла полгорода. Калугина отправляется в краеведческий музей, пединститут. Выясняет, что там и даже в музыкальном училище имеются только тексты, а нотных записей нет. Филармонии пришлось выступить в качестве пионера. Сотрудники филармонии отправляются в деревню записывать музыку народных песен. Калугина опрашивает всех знакомых3. Беседует со знатоками и собирателями сибирского фольклора, записывает от них народные песни, наигрыши, частушки, предания и сказки, хороводы и пляски. В самых отдаленных местах побывали участники творческой группы хора, совершая свои фольклорные экспедиции. Постоянным спутником и советником при этом был знаток сибирской старины Н.Ф. Чернаков. Он и сам напел немало мелодий, которые в обработке Елены Владимировны с огромным успехом были исполнены в концертных программах Омского народного хора. Это он подарил напевы «Сударушка-девушка», «Рассыпала Маланья бобы», «Прялочка».
Многое дала хору дружба с Аграфеной Оле-ничевой, сочинившей чудесные песни.
Калугина жадно пополняла фольклорную копилку своего коллектива. Сама записывала и артистов своих к этому привлекала. В поездках по стране была записана не одна сотня самобытных русских песен, танцев, инструментальных наигрышей. Они составили основу репертуара Омского хора.
Всё, собранное Калугиной, было освоено, обработано. Это было нелегко. Как некогда от романса она переходила к революционной песне, так теперь ей нужно было перейти с академического стиля, классики к народной песне.
Исключительное трудолюбие, упорство, умение выкладываться без остатка позволили ей взять очередную вершину, то есть достичь цели, которая стояла перед хором. Он должен был иметь своё лицо и свой репертуар, передавать своеобразие Сибирского края.
1Там же. - С. 205.
2Солнечное творчество Елены Калугиной // Омский вестник. - 2009, 28 января. - С. 30.
3Тряпичкин С. Указ. соч. - С. 3.
Еще одна нелегкая задача - найти около полусотни талантливых парней и девушек - будущих танцоров и певцов. Поиск шел во всех направлениях. Обычно в хор брали подготовленных артистов. Но Калугина шла непроторенным путем. Она, по сути, создала студию, куда отбирала новичков: рабочих, колхозников, служащих, школьников. Главное - наличие таланта.
Калугина проводила большую работу по воспитанию молодых артистов. Неутомимая труженица, заботливый воспитатель молодежи, она собирала хор по крупицам. На каждое место претендовали сотни юных исполнителей. Эти сотни во время прослушивания прошли перед взором Елены Владимировны. Она в считанные минуты могла определить способности претендента. Отбирала «жемчужины», угадывала будущую звезду. Вместе с И.Т. Ивановой много работала с новичками: ставила певческое дыхание, преподавала сольфеджио, отрабатывала дикцию, позицию звука, назначала индивидуальные репетиции дома: одному артисту в 10, другому - в 11, а третьему - в 12 часов ночи и т. д. Молодые люди под руководством Калугиной осваивали азы профессии. Она прививала им любовь к народной песне. Здесь в полной мере проявились энергия молодости и колоссальные организаторские и педагогические способности художественного лидера.
К своим юным коллегам она обращалась так: «Деточка», потому как относилась к молодым по-матерински заботливо. Она умела покровительствовать мягко, по-доброму, интеллигентно. За это ей хотелось подражать, ее понимали, проникаясь к ней уважением.
Из отдельных личностей Калугина сумела создать коллектив единомышленников. Добивалась напевности, задушевности, неброской красоты звучания.
Она никогда не повышала голоса, наоборот, когда хотела сделать замечание, переходила на шепот. Отчитать, унизить одного артиста перед другим - дело для Калугиной невозможное1.
Первое десятилетие существования Омского хора называют золотым. Огромную роль играл творческий климат в коллективе, созданный худруком, - постоянный контакт, полное взаимное доверие и уважение художественного руководителя и исполнителей, неизменная корректность и тактичность.
Как было сказано выше, сотворение хора началось в августе 1950, а в ноябре он получил статус профессионального. Конечно, не одна Калугина добилась этого. Ее титанические усилия неоспо-
римы. Но сыграли роль и помощники: директор филармонии и хора Ю.Л. Юровский, руководитель музыкальной группы, баянист и композитор В.И. Иванов, балетмейстеры Я.А. Коломейский, Г. Гальперин, Д. Бахарев; главный хормейстер, впоследствии заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии РФ имени Глинки И.Т. Иванова и другие. Елена Владимировна воспитала целую плеяду одаренных певцов, сплотила их, сделала единомышленниками в горячо любимом ею русском хоровом искусстве.
Забегая вперед, скажем: почти все заслуженные артисты России - певцы Омского хора - это воспитанники Калугиной.
Любопытны воспоминания одного из учеников, открытых ею талантов, Леонида Шарохи. В своей книге он рассказывает: «Вижу: сидит за роялем пожилая женщина. Вокруг головы коса уложена. В темном платье, только воротничок белый, кружевной. Очень внимательно слушает.
Калугина спрашивает:
- Сколько вам лет? Где работаете?
- Двадцать шесть. Работаю шофером на Нижнетагильском металлургическом.
.И не в Омске это было, а в одном из уральских городов, во Дворце культуры.
После отпуска начались будни Омского хора - каждодневные репетиции по четыре-пять часов, а вечером концерты в городе, в ближайших населенных пунктах.
Со всеми этими нововведениями Калугина никак не могла ни согласиться, ни примириться. Но она была скромным, интеллигентным человеком, а такие не всегда побеждают в противоборстве с людьми беспардонными и изворотливы-ми.»2.
Второй участник дуэта - В.Н. Мартынов рассказал следующее: «Калугина - исключительно душевный, теплый, добрый человек. Она была нам милой матушкой. При первой встрече с ней у меня возникло впечатление, что мы давно знакомы. У неё был чудесный голос. Когда она пела, женщины в зале плакали. Это был человек неиссякаемой энергии.».
Результаты упорного труда хористов и руководителя не заставили себя ждать.
В марте 1953 года после первого отчетного концерта хора в Москве, заслужившего высокую оценку музыкальной общественности, критики отмечали тесную связь программы Омского хора с традициями русского искусства, свежесть исполнительского почерка, красоту тембрового звучания. А уже в августе омичи шагали на
1Васильева С. Как Сибирь всех перепела // Омский вестник. - 2002, 30 января. - С. 10-11.
2Шароха Л.И. Пока крутятся колеса. - Омск, 1989. - С. 36-44. Нововведениями, как мы полагаем, автор называет песни о целине и кукурузе.
торжественной манифестации в честь открытия IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте в рядах посланцев 111 стран мира. Что составило честь омским артистам.
3 августа Омский хор выступает в новом музыкальном театре Бухареста. Всего за две фестивальные недели хор дал 30 концертов. В рамках фестиваля выступали 33 хоровых коллектива из 21 государства. В итоге - Омский хор завоевал золотую медаль и диплом I степени. Молодой сибирский хор привел международное жюри в неописуемый восторг. Зрители встали, дружно скандируя «Браво!». Против всех правил члены жюри поднялись со своих мест, аплодируя омским артистам. Это был триумф коллектива, звездный час Елены Калугиной. После этого хору дали «зеленую улицу» на гастрольном поприще. Хор ждали поездки в ГДР, ФРГ, Румынию, Китай, Корею, США и т. д.1
Творческий успех хора - прежде всего заслуга Елены Владимировны. В части формирования репертуара она не пошла по пути подражания уже известным коллективам, а взяла за основу подлинно сибирское народное творчество, сохранив исконную стилистику песни и танца. Некоторые исследователи отрицали наличие в Сибири оригинальной хоровой певческой культуры. Своей огромной исследовательской и собирательской деятельностью Калугина сумела опровергнуть подобные домыслы. Также она первой применила поистине новаторский прием - хоровое исполнение русской песни без дирижера. И такая манера была подхвачена не только в нашей стране, но и во всем мире.
О хоре и основательнице его пишет И.Т. Иванова: «Она определила его художественный стиль, отличавшийся мягкостью, лиричностью, задушевностью звучания, но вместе с тем, человек живого, искристого ума, она развивала в своих артистах и еще одно чрезвычайно привлекательное свойство - юмор». По поводу репетиций: «Им работалось легко, весело, непринужденно. Калугина была человеком азартным, умела увлекаться и увлекать других»2.
Обратимся к мемуарам дочери Нонны Васильевны: «Она. была своего рода настройщиком голосов - качество бесценное для руководителя хорового коллектива. Она могла работать сутками. Днем - репетиции, масса общественных дел, а по ночам - обработки или сочинение песен. творческие идеи переполняли её. Она щедро рассыпала их, как сеятель семена из лукошка»3.
Представляют интерес воспоминания внучки, Натальи Александровны, о домашних репетициях: «Дом ломился от людей. Во время конкурсов у бабушки еще и жило по нескольку человек. Мы, дети, знали, что не должны мешать, если бабушка занимается. Тихо выходили из комнаты.
Дед и бабушка были совершенно лишены каких-либо меркантильно-накопительских принципов и при этом были счастливы. Они казались идеальной парой»4.
В последние годы жизни Калугина немало сделала для становления и расцвета советского народно-хорового исполнительства. Внесла неоценимый вклад в развитие профессионального и любительского пения в Омской области.
Как композитор сочинила 21 песню, сделала около 100 мастерских обработок русских народных песен. Некоторые из них до сих пор входят в репертуар хора. Выходили грампластинки с записями русских народных песен в обработке Калугиной.
Труд Елены Владимировны не остался незамеченным: в 1955 году она была награждена орденом «Знак Почета». А через год ей присвоили высокое звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В январе 1962 года у Калугиной - круглая дата. Культурная общественность Омска готовилась отметить юбилей. 15 июня 1962 года должен был состояться торжественный вечер, посвященный 60-летию со дня рождения и 40-летию ее творческой деятельности. Но в этот день она не смогла даже подняться с постели. Тяжелая болезнь перечеркнула все планы.
Вновь обратимся к воспоминаниям дочери: «<...> Она снова прилетела в Москву, чтобы показаться в клинике и проститься с московскими друзьями.
- Как вы себя чувствуете? - отводя глаза, спросили ее лечащие врачи.
- Прекрасно! - ответила она. - И давайте соберемся у меня дома и попоем, как бывало.
Пришли все, - вспоминает Нонна Васильевна. - И был чудесный вечер.
Мама много пела, и даже попросила меня поддержать ее в дуэте.
Но мне не пелось. Потом уже ночью она согласилась записаться на магнитофонную пленку, спела еще 13 романсов уже на пределе своих сил и только потом созналась: «Больше не могу». А лицо серое, землистое - тяжело смотреть. Где она находила силы, чтобы и самой держаться, и нас всех поддерживать?
1Злотина Е. Указ. соч. - С. 214-215.
2Трубицина Л. Душа остается в песне // Вечерний Омск - Неделя. - 2002, 22 января. - С. 11.
3Саблина Т.Л. Все краски Сибири. - Омск, 1978. - С. 8.
4Васильева С. Указ. соч. - С. 11.
Это была такая прекрасная майская ночь!»1.
Омск собирался отмечать юбилей Калугиной в помещении театра музыкальной комедии. Уже были розданы пригласительные билеты. Уже пришли поздравительные телеграммы из Москвы от руководителей музыкальных учреждений и выдающихся деятелей Советского Союза. На огромном холсте художник выполнил портрет юбиляра. Но вечер не состоялся. Причина - безжалостный недуг.
До последней минуты думала она о хоре, о своих артистах. 10 октября 1962 года Елены Владимировны не стало. Гроб с её телом был установлен в помещении областного Дома политпросвещения на улице Ленина (сейчас там располагается Центральный лекторий общества «Знание»)2.
В час прощания хор в полном составе а капелла исполнил две песни: «Долина» и «У калины белый цвет».
Было необычайно многолюдно. Казалось, что весь город пришел проститься с народной любимицей. Все подступы к зданию были усыпаны цветами. А потом, в скорбный вечер её памяти, были сказаны те слова, которые она должна была услышать на своем юбилее.
Выпестованный ею хор живет и поныне. Он помнит о своей создательнице. Калугина подари-
ла миру один из великолепных русских коллективов. Прославленный хор выступил более чем в ста странах мира.
История не повторяется. Но память о достигнутом нашим хором послужит творческим ориентиром для современного коллектива, продолжающего славные традиции.
Омичи помнят выдающегося хормейстера, концертмейстера, педагога, композитора, фольклориста, музыкально-общественного деятеля. Остается светлая память учеников и слушателей тех незабываемых концертов. Остается след ее вдохновенных трудов.
В 2002 году широко отмечалось столетие со дня рождения нашей землячки. Благодарные потомки и почитатели таланта возложили цветы к мемориальной доске на доме, где она жила (просп. Маркса, 1), а также на могилу на Старо-Северном кладбище. А в Концертном зале Омской филармонии состоялся концерт памяти Калугиной.
Мы не знаем второго человека, который бы сделал столь много для развития музыкальной культуры Омска. Елена Владимировна внесла весомый вклад в копилку мировой славы нашего города. Омичи всегда будут хранить о ней признательную память.
Окончание следует.
Бродский Илья Ефимович - краевед, некрополист, г. Омск; Шпынов Станислав Николаевич - доктор медицинских наук, ведущий сотрудник ФГБУ «ФНИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи».
© И.Е. Бродский, С.Н. Шпынов, 2015
/ _/ Навстречу 300-летию Омска
«0мск-300: хочу всё знать»
Омские отделения Союза российских писателей и Союза журналистов предложили проект цикла фильмов для школьников разных возрастных категорий. Фильмы помогут юным омичам в изучении истории родного города, при подготовке докладов и сообщений. Фото- и видеоматериалы, используемые в подготовке роликов, уникальны. Большая часть из них предоставлена омскими музеями и частными коллекционерами. Фильмы планируется выпускать один раз в месяц и размещать на официальном сайте мэрии.
1Саблина Т.Л. Указ. соч. - С. 9.
2Похоронное извещение // Омская правда. - 1962, 11 октября. - С. 4.