Научная статья на тему 'ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО'

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ хоровая музыка/ коллектив певцов/ звук/ мелодия/ младший хор/ одноголосие/ многоголосие. / pedagogy / music / choral music / group of singers / sound / melody / junior choir / monophony / polyphony.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Хоровое исполнительство один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровое пение» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта. В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков. Данная статья о требования и развития младшего и старшего хора основные задачи и вокально-хоровые навыки младшего хора основные задачи и вокально-хоровые навыки старшего хора в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS IN THE MUSICAL ACTIVITIES OF UZBEKISTAN IN THE FIELD OF CHOIR ARTS

Choral performance is one of the most difficult and significant types of musical activity, the academic subject "Choral Singing" is a compulsory subject, occupies a special place in the development of a musician. In the children's art school, where students combine choral singing with teaching to play one of the musical instruments, the choir class serves as one of the most important factors in the development of hearing, musicality of children, and helps in the formation of intonation skills. This article is about the requirements and development of the junior and senior choir the main tasks and vocal-choral skills of the junior choir the main tasks and vocal-choral skills of the senior choir in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО»

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровое пение» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта. В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков. Данная статья о требования и развития младшего и старшего хора - основные задачи и вокально-хоровые навыки младшего хора - основные задачи и вокально-хоровые навыки старшего хора в Узбекистане.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ хоровая музыка/ коллектив певцов/ звук/ мелодия/ младший хор/ одноголосие/ многоголосие.

TRANSFORMATIONS IN THE MUSICAL ACTIVITIES OF UZBEKISTAN

IN THE FIELD OF CHOIR ARTS

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

Choral performance is one of the most difficult and significant types of musical activity, the academic subject "Choral Singing" is a compulsory subject, occupies a special place in the development of a musician. In the children's art school, where students combine choral singing with teaching to play one of the musical instruments, the choir class serves as one of the most important factors in the development of hearing, musicality of children, and helps in the formation of intonation skills. This article is about the requirements and development of the junior and senior choir - the main tasks and vocal-choral skills of the junior choir - the main tasks and vocal-choral skills of the senior choir in Uzbekistan.

Key words: pedagogy / music / choral music / group of singers / sound / melody / junior choir / monophony /polyphony.

Целью создания кружковой деятельности в музыкальной школе является предоставление возможности учащимся реализовать свои творческие силы в различных жанрах.

Направление деятельности кружка-студии может быть выбрано не только по причине личных предпочтений ее организатора, но и в силу понимания того, что в большинстве случаев школьники не имеют возможности заниматься музыкой различных жанров: высокие цены на занятия в коммерческих музыкальных центрах и студиях, отсутствие расположенных близко учебных заведений с эстрадным отделением, большой конкурс и высокие требования к поступающим, отсутствие подходящей программы обучения, невозможность приобретения музыкальных инструментов или проведения занятий в домашних условиях, предвзятое отношение к эстрадному творчеству. В последнее время дополнительное образование в музыкальной школе всеми силами пытаются поставить на коммерческие рельсы, но даже в этом случае музыкальная студия в школе будет наиболее доступным для большинства учащихся вариантом. Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Хоровая музыка - музыка, исполняемая хором или предназначенная для хорового исполнения. В Узбекистане тоже любят хоровую песню.

Древние хоры были одноголосными. Мелодическая пения, в которых главным является вопрос о первичности одноголосия или многоголосия. Согласно традиционной точке зрения одноголосный хоровое искусство было простейшим и первичным, а многоголосное - вторичным.

Хор- певческий коллектив — музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор Отличается

от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.)

наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек, исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий: в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a капелла. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a капелла.

1938 году при узбекском радио инициативам Карима Абдуллаева был создан хор для девушек и мальчиков. В 1947 году для пропогандирования произведений узбекских композиторов создали новый коллектив хора, и его руководителем стал В.Веров. Год спустя профессиональный дирижёр Р.Хубларов стал художественным руководителем. В составе хора работали 40 исполнители. Они постоянно стремились на достижении и расширяли опыт. 19521955 годах Мирсаъди Умаров ва Абдугани Абдукаюмов стали помощниками Р.Хубларова.

1960 году при государственной комитете теле-радио Узбекистана создали современного хорового коллектива его руководил Батыр Умиджанов. Состав коллектива был составлен из 28 человек. Под руководство Б.Умиджанова новыми произведениями репертуар хора стал более широкой и разнообразный. "Чаманда гул", "Кора соч", "Лапар", "Килпиллама", "Олмача анор", "Дилиман" и другие национальные песни числились в репертуаре хора.

Год за годом коллектив обогащал свой репертуар. При этом стали петь под "а капеллой". 1970-90 годах состав расширялся на 60 человек. 1981 году коллектив получил называние «Заслуженный коллектив Республики». До сегодняшнего дня коллектива руководили заслуженные и народные артисты Узбекистана. Данная время в состав хора работают 50 артисты. Главный дирижёр и художественный руководитель коллектива Ширин Бабаханова.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

• смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и

II;

• хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, также как и в смешанном, исполняются мужчинами;

• мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;

• женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;

• детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

• академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;

• народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

REFERENCES

1.ХОЛИКОВ К.Б. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.

2.ХОЛИКОВ К.Б. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ // ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C. 58-61.

4.ХОЛИКОВ К.Б. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443

5.ХОЛИКОВ К.Б. (Г. БУХАРА, УЗБЕКИСТАН) ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.

6.ХОЛИКОВ К.Б. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.ХОЛИКОВ К.Б. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

8.ХОЛИКОВ К.Б. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601

9.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11.ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. ШАМШОД АСКАР УГЛИ ЛУТФУЛЛАЕВ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВОСПИТАНИИ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

14. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

15. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

16. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

17. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

18. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

19. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.