Научная статья на тему 'Вокал и хор. Многоголосие в хоре'

Вокал и хор. Многоголосие в хоре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
хор / хоровой коллектив / вокал / вокалист / вокализ / пения в хоре / голоса в хоре / руководитель хора / слух и чувство ритма

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукаддас Рискуловна Муминова

Пение развивает слух и чувство ритма. Также занятия вокалом улучшают память, развивают способности к импровизации, стимулируют речевую активность, нормализуют дыхание. занятия вокалом улучшают память, развивают способности к импровизации, стимулируют речевую активность, нормализуют дыхание, что полезно для профилактики респираторных заболеваний. Пение и есть вокал, вокальное искусство, процесс голосового (горлового) воспроизведения музыкальных звуков с текстом или без него (песня без слов, вокализ). Вокализ пение, в котором не используются слова. Главное отличие хора от вокальных ансамблей, у которых для каждого певца есть своя, отдельная от других партия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокал и хор. Многоголосие в хоре»

Вокал и хор. Многоголосие в хоре

Мукаддас Рискуловна Муминова Жиззахский государственный педагогический университет

Аннотация: Пение развивает слух и чувство ритма. Также занятия вокалом улучшают память, развивают способности к импровизации, стимулируют речевую активность, нормализуют дыхание. занятия вокалом улучшают память, развивают способности к импровизации, стимулируют речевую активность, нормализуют дыхание, что полезно для профилактики респираторных заболеваний. Пение - и есть вокал, вокальное искусство, процесс голосового (горлового) воспроизведения музыкальных звуков с текстом или без него (песня без слов, вокализ). Вокализ - пение, в котором не используются слова. Главное отличие хора от вокальных ансамблей, у которых для каждого певца есть своя, отдельная от других партия.

Ключевые слова: хор, хоровой коллектив, вокал, вокалист, вокализ, пения в хоре, голоса в хоре, руководитель хора, слух и чувство ритма

Vocals and choir. Polyphony in the choir

Riskulovna Muminova Muqaddas Jizzakh State Pedagogical University

Abstract: Singing develops hearing and sense of rhythm. Vocal classes also improve memory, develop improvisation abilities, stimulate speech activity, and normalize breathing. Vocal classes improve memory, develop improvisation abilities, stimulate speech activity, and normalize breathing, which is useful for the prevention of respiratory diseases. Singing is vocals, vocal art, the process of vocal (throat) reproduction of musical sounds with or without text (song without words, vocalise). Vocalization is singing that does not use words. The main difference between a choir and vocal ensembles, in which each singer has his own part, separate from the others.

Keywords: choir, choir group, vocal, vocalist, vocalization, singing in a choir, voices in a choir, choir director, hearing and sense of rhythm

Вокал - это, музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры - музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры - кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые - вокальная миниатюра (песня, романс).

Общеизвестно, что пение развивает слух и чувство ритма. Также занятия вокалом улучшают память, развивают способности к импровизации, стимулируют речевую активность, нормализуют дыхание, что полезно для профилактики респираторных заболеваний. Пение - и есть вокал, вокальное искусство, процесс голосового (горлового) воспроизведения музыкальных звуков с текстом или без него (песня без слов, вокализ). Вокализ - пение, в котором не используются слова; это бессловесное почти всегда минорное музыкальное произведение или часть произведения (песни, романса, арии), в которой пропеваются гласные звуки, слоги или сольфеджио.

Вокальная музыка - это, музыка, в которой главная роль отводится голосу. Также вокальной музыкой считается использование голоса на равных правах с музыкальным инструментом или инструментами. Самым простым примером вокальной музыки является исполнение без сопровождения. a cappella, «как в капелле») - пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения. Термин «а капелла» изначально предназначался для разграничения между полифонией эпохи Возрождения и стилем концертного барокко. Такое пение называется, а капелла. В переводе с итальянского это означает «как в часовне». Название пошло с тех времен, когда пение без музыки исполнялось только во время церковных служб. Сейчас пение а капелла связано не только с богослужениями, но и с камерной музыкой, джазом и современными музыкальными стилями.

Образование голоса происходит путём выдыхания воздуха из лёгких через рот и нос, при этом голосовые связки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе. Гласные звуки создаются основным голосом, звонкие согласные голосом и шумом, глухие - шумом. Как правило, обычный диапазон голоса составляет 1.5 - 2 октавы. Но бывают исключения, все зависит от строения связок. Интересный факт: большинству современных исполнителей достаточно вполне одной октавы, чтобы быть успешными. Они поют в комфортном для них регистре, в котором они привыкли общаться. Ваш голос берет начало в грудной клетке, при прохождении воздуха из легких через гортань. Две складки мышечной ткани - голосовые связки - вибрируют, когда воздух проходит через них, издавая странный звук, напоминающий жужжание.

При мутации надо сберечь голос. Характерные признаки наступления мутации:

• Сила голоса у мальчиков растет, но затем верхние ноты, которые раньше давались легко, берутся с трудом.

• Могут появиться сипота и скрипучесть.

• Проявляется фальшь в голосе

• Голос может неожиданно срываться

• Происходит понижение голоса: у девочек на 1-2 тона, на октаву у мальчиков.

Если у вас нет вокальных данных - это, просто означает, что вы не тренированы. Вы можете натренировать навык пения так же, как и накачать мышцы в спортзале. Главное - это, тренировки.

Профессионалы утверждают: начинать петь можно в любом возрасте, главное - сильное желание.

Хором называют одновременное совместное звучание многих певческих голосов, исполняющих вокальное произведение. В каждом хоре есть минимум 3 исполнителя, ведущих одну и ту же основную партию баса, тенора, альта, сопрано, и их дивизии - самостоятельные верхние и нижние партии, выделенные из основной. Это главное отличие хора от вокальных ансамблей, у которых для каждого певца есть своя, отдельная от других партия. На практике выделяют 4 основных типа хоров:

• женский;

• мужской;

• детский;

• смешанный.

По манере исполнения музыкальных произведений и репертуару хора проводят грань между академическими, народными и церковными хорами.

• Манера академического хора базируется на многолетней музыкальной культуре исполнения оперных и камерных вокальных произведений с использованием специальных сложных техник для усиления мощности «округлого» звучания голоса.

• Многоголосие народного хора со своим характерным репертуаром опирается на местные и территориальные традиции пения в унисон с четкой и ясной дикцией, выразительностью текста, открытым, естественным извлечением и посыланием звука без дополнительных техник его усиления.

• В задачи церковного хора входит пение молитв и псалмов на клиросе церкви или храма во время богослужения. По церковным правилам эти песнопения хористам запрещается исполнять «с выражением», чтобы прихожане, заслушавшись, не отвлекались от мыслей о Боге.

Различаются хоры и по своему статусу:

• профессиональные хоровые коллективы;

• самодеятельные (любительские);

• церковные (певческие).

Хор может петь a capella (а капелла) - без инструментального сопровождения, с аккомпанементом фортепиано или органа, с небольшим музыкальным ансамблем (например, клавесин, виолончель и контрабас для

барокко) или с полным оркестром, состоящим из 70 - 100 музыкантов. Руководит хором дирижер или хормейстер посредством жестов руками, динамическими движениями тела и головы, мимикой своего лица. В его задачи входит:

• объединение хористов в слаженный ансамбль;

• подбор репертуара;

• установка темпа;

• выполнение четких бит (метр);

• критически слушать и формировать цельный звук ансамбля;

• готовить хор к выступлению.

Стоит отдельно отметить, что хористы-академисты легко переходят из одной манеры пения в другую. Им подвластно исполнение и классических произведений, и народных композиций, и духовных песнопений, и искусство петь в стиле «а капелла» - без музыкального сопровождения. Чтобы овладеть мастерством академического пения, от певца требуется немало:

• упорный труд;

• изучение основ музыкальной грамоты для чтения нот с листа;

• большие временные затраты;

• ведение здорового образа жизни.

Из-за сложностей в освоении технических особенностей манеры классического пения, детский академический хор - не повсеместное явление. Детям для обучения пению и «раскрытия» голоса больше подходит народный хор с его репертуаром.

У большинства хористов все эти показатели по мере тренинга на репетициях заметно улучшаются. Однако только в том случае, если хор подобран правильно, иначе есть риск «напеть» добавочные проблемы. Например, если от вокальных нагрузок на продолжительных репетициях у вас начинает болеть горло, голос становится сиплым, «садится», то пение в таком хоре может оказать негативное влияние на ваш голос, навредить ему.

Большое значение имеет также выбор хора. При этом важно понимать, что основная задача хормейстера - это чистота и красота звучания «общего голоса» хора, а не отдельных хористов. Хормейстер не является педагогом по вокалу, и если он начинает, например, учить хориста именно вокалу, например, требовать от него посылать звук в нос (губительно для вокальной техники), или проводит «сидячие» репетиции хора (вредит вокальному дыханию), то лучше с таким хором расстаться и найти другой коллектив с грамотным хормейстером.

Мнение большинства специалистов - преподавателей вокала и хормейстеров, сводится к тому, что будущим вокалистам вредно обучаться пению в хоре с непрофессиональным руководителем. Напротив, если мечтающий о вокальной карьере молодой певец будет знать, что хормейстер не

будет «ломать» его вокальный голос исключительно под специфику хорового пения, и «благословит» его на соло, когда «штанишки» хориста станут тесны, то такой хор полезен для обучения и интенсивного развития певческих навыков.

Использованная литература

1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.

2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информация к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.

3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.

4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Education, 4 (1), 583-589.

5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4 (1), 604-610.

6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4 (1), 570-576.

7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Education, 4 (1), 543-549.

8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (1), 577-582.

9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4 (1), 563-569.

10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Education, 4 (1), 550-555.

11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Education, 4 (1), 597-603.

12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3 (12), 851-856.

13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 823-828.

14. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.

15. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Теоретические основы построения музыки. Science and Education, 3 (12), 844-850.

17. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Обратный сдвиг гармоничный линии в многоголосных произведениях. Science and Education, 3 (12), 871-877.

18. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Полифонический кондукт к строфической форме в музыке. Science and Education, 3 (12), 837-843.

19. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Повышение или понижение основных ступеней, знаки альтерации. Science and Education, 3 (12), 878-884.

20. К.Б. Холиков. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Scientific progress. 2 (№3), pp. 722-727.

21. К.Б. Холиков. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Scientific progress 2 (4), 375-379.

22. К.Б. Холиков. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом. Scientific progress 2 (4), 550-556.

23. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.

24. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.

25. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.

26. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.

27. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.

28. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.

29. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.

30. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.

31. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.

32. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4 (1), 590-596.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.