Научная статья на тему '«Живой человек в живом мире» – проект экологической работы на базе музея истории и развития Дзержинского района (2010 г. )'

«Живой человек в живом мире» – проект экологической работы на базе музея истории и развития Дзержинского района (2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Живой человек в живом мире» – проект экологической работы на базе музея истории и развития Дзержинского района (2010 г. )»

М.В. Логинова, г. Новосибирск

«ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК В ЖИВОМ МИРЕ» - ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ И РАЗВИТИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО

РАЙОНА (2010 г.)

История человечества неразрывно связана с историей природы. И это не секрет, что взаимодействие человек-природа уже давно выросли до масштабов глобальной проблемы. Но большие проблемы начинаются с малого, с отношения к вопросу и с действий каждого конкретного человека. Необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Идеальным было бы начинать экологическое воспитание с младшего школьного возраста. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Кроме того, не одни лишь только школьники и молодежь должны изменить свое отношение к природе. Это точно также касается людей веек возрастных групп. Лучше всего воспитывать на примере той местности, где люди живут: свои проблемы более понятны и близки. Одним из путей, ведущих в этом направлении, и является данный проект нашего музея. Основная цель данного проекта - способствовать формированию экологического мышления горожан.

Исходя из этого, задачи проекта можно кратко сформулировать так. Представить для посетителей музея с точки зрения природоведения природные объекты, существующие на территории района. Освещение экологических проблем района, природоохранной деятельности на его территории.

Создать площадку для планомерного, постоянного взаимодействия со школьниками района, аналогичную «юннатским кружкам» прошлого века.

Проект включает в себя три направления деятельности:

Во-первых, создать раздел постоянной экспозиции музея, посвященный природе и экологии района.

Во-вторых, наладить интерактивную образовательную и воспитательную работу со школьниками района.

В-третьих, создание комплекта независимых от стационарной экспозиции выставочных и лекционных материалов, которые могли бы стать основой выездной работы музея со школьниками.

Направление первое. Раздел постоянной экспозиции

Раздел «Природа района» будет состоять из одного или двух стендов со сменным содержанием, так как в рамках площади музея полностью представить всю информацию по всем природным объектам района одновременно не представляется возможным.

В разделе будут собраны и представлены историко-краеведческие данные по большим и малым природными объектам. Ниже будет приведен список (далеко не полный) природных локаций, практически являющихся целостными экологическими системами. Важно не только отобразить их в текущем состоянии, но и акцентировать внимание посетителей музея на динамике существования таких локаций, на самой перспективе их сохранения, а в ряде случаев - и спасения.

Формирование раздела:

Для создания раздела «Природа района» необходимо в первую очередь последовательное комплектование фонда по следующим природным локациям:

1. ПКиО «Березовая роща».

2. Сад Дзержинского.

3. 11ойма реки Каменка.

4. Несколько рощ, скверов и малых водоемов.

5. Пойма реки Водопойка.

6. Лесо-парковый массив спортивного комплекса «Биатлон».

Этот этап предполагает сбор историческо-краеведческой информации, фотографий объектов - как современных, так и старых. Также необходимы описания характерной для этих природных локаций флоры и фауны.

Центральным элементом раздела должна являться сводная карта расположения природных объектов и локаций на территории района. Именно природная компонента ежедневной жизни практически полностью ускользает от обыденного сознания горожан. Говоря «природа», горожанин, как правило, подразумевает в лучшем случае поездку за город, в худшем - недоступные, экзотические места. Это совсем не гак, и сводная карга природных локаций и объектов даст наглядное представление того, что природа - это рядом, даже если в условиях мегаполиса она представлена редкими «зелеными островками».

Важная часть раздела - отражение экологических проблем района. Они есть, и их много: значительное загрязнение воздуха автомобильными выхлопами вдоль основных транспортных магистралей; неблагоприятное влияние промышленных предприятий; загрязнение сточными водами и бытовыми отходами бассейнов малых рек района вот далеко не полный список. В формировании экспонатов по этой тематике потребуются как собственная исследовательская работа, так и консультации экспертов. Но результат, то есть привлечение общественного внимания к реальным экологическим проблемам района - того стоит.

Направление второе. Интерактивная работа со школьниками как важный элемент формирования раздела экспозиции

Еще в советское время широкое распространение получила практика краеведческих кружков и клубов юных натуралистов при музее. И. хотя это движение позже несколько угасло, именно оно имело большой потенциал в воспитании экологического сознания школьников.

Раздел экспозиции «Природа района» как раз предполагает возможность организации некоего аналога юннатского или краеведческого детского клуба на базе музея. Эго даст возможность, не ограничиваясь только лишь подготовкой экскурсионных и вспомогательно-образовательных программ, вовлечь школьников в сбор информации.

Безусловно, даже целой группе школьников будет достаточно сложно собрать действительно глубокий и всеобъемлющий материал даже по одной природной локации района. Тем не менее привлекать детей к серьезным изысканиям можно и нужно. Кроме того, представляется весьма перспективным еще один формат: создание «портретов природных объектов».

«Портрет природного объекта» как экспонат, создавае.ный самими детьми

Важно отличать его от локации, такой как лесопарковая зона или парк. Под «Природным объектом» можно понимать любой примечательный объект живой природы, находящийся на интересующей нас территории. Старое дерево, произраставшее здесь еще до возведения жилых домов или школы, естественный водоем или даже комплекс озеленения того или иного двора.

Найти, собрать информацию, составить описание, сделать фотографии - все это может превратиться в увлекательную, познавательную и полезную игру, в совместное творчество. Тем более что результатом такой игры станет настоящий экспонат настоящего музея.

Безусловно, здесь детям понадобятся организация, помощь и чуткое руководство. И коллектив музея с радостью все это предоставит. Формирование кружка планируется начать в период летних каникул, приглашая на экскурсии детей с летних площадок при школах.

Направление третье. Дополнительные выставочные и лекционные материалы

Для гою чтобы обеспечить более активное вовлечение школьников и эффективно формировать их интерес к теме экологии, представляется целесообразным вести также выездную работу. Она может проводигься в форме лекций и «экологических уроков» в школах района.

Это значит, должны быть сформированы яркие и наглядные лекционные материалы фотографии, карты, отображающие природные объекты и локации района, а также слайд-шоу и, возможно, короткометражные фильмы для демонстрации во время лекций.

Конечно, будет проводиться разработка и самих тематических лекций.

В заключение

Разумеется, работа с детьми не должна, да и не будет ограничиваться только сбором информации. У музея уже на данный момент налажены связи и сотрудничество с несколькими

школами района. В рамках новою раздела экспозиции планируется ряд экскурсионных программ, сообразно со сменой н/или дополнениями экспонатов раздела,

Также расширяется возможность проведения музеем выставок и конкурсов детского творчества -- рисунков, фотографий. В данном случае - па экологическую тематику.

Что же касается «взрослого» аспекта предлагаемого раздела экспозиции - то вполне очевидно, что столь острая тема, как экологическое благополучие вызовет живой интерес посетителей музея. Тем более что в данном случае будет иметь место эффект сопричастности, близости темы, так как раскрываться она будет на материале непосредственно родного района.

Кроме того, раскрываются довольно большие возможности по установлению связей и поддержки музеем экологических инициатив граждан, властей и природоохранных организаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.