Научная статья на тему 'Эколого-просветительская деятельность заповедников Российской Федерации и Пермской области'

Эколого-просветительская деятельность заповедников Российской Федерации и Пермской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1853
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-просветительская деятельность заповедников Российской Федерации и Пермской области»

Эколого-просветительская деятельность заповедников Российской Федерации и Пермской области

Е.Н. Зверева

С каждым годом все острее встает проблема экологического образования и просвещения населения. Все чаще строгие правила, предписания и законы не дают существенного результата в деле использования, охраны и сохранения природных богатств. Сохранение природных комплексов в естественном состоянии - проблема трудоемкая и сложная. Она может быть решена положительно только в том случае, если за ее решение возьмется все человечество в целом. В каждом человеке должно жить чувство любви и уважения к природе, чувство долга и личной ответственности за ее охрану. И это чувство должно воспитываться в человеке с малых лет.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) России - это основа основ не только для сохранения нашего природного наследия и развития науки, но также для экологического образования населения. Обладая богатым природным потенциалом, а также штатом квалифицированных специалистов, природные заповедники могут и должны оказывать влияние на интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. В них можно с большим успехом проводить стажировки специалистов, семинары для учителей и преподавателей вузов, экскурсии школьников, практику студентов.

Сеть заповедников РФ, создаваемая в течение восьми десятилетий, на 31 декабря 2002 г. насчитывает 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,712 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) - 27,211 млн. га, что составляет 1,58 % территории нашей страны [4].

Тема экологического просвещения населения в заповедниках включает и вопросы охраны природы. Приверженцы идеи «дела заповедного» скептически относятся к возможности активного развития основных направлений экологического просвещения на заповедных территориях Российской Федерации, несмотря на то, что данный вид деятельности прописан как одна из трех важнейших задач государственных природных заповедников [11]. Они утверждают, что экологическое просвещение в заповедниках плавно перерастает сначала в туризм экологический, а затем в массовый и неорганизованный. Тем самым наносится существенный ущерб охраняемым природным комплексам [10]. Их оппоненты считают, что эколого-просветительская деятельность в заповедниках нашей страны не будет выступать в качестве источника негативного воздействия на естественных охраняемые экосистемы в том случае, если данный вид деятельности будет правильно организован: не будет превышена специально рассчитанная допустимая антропогенная нагрузка. С посетителями будет организована активная просветительская работа о поведении на территории заповедника [8]. Экологическое просвещение в заповедниках может также выступать в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования [9], что существенно на сегодняшний день, когда государственные природные заповедники финансируются на федеральном уровне по остаточному принципу.

Автором данной статьи были проанализированы нормативные акты и литература; 15 официальных сайтов заповедников, 8 сайтов по экологическому туризму; фондовые материалы ГПЗ «Басеги» и «Вишерский». Кроме того, использована информация,

© Е.Н. Зверева, 2006

полученная на запросы в государственные природные заповедники Российской Федерации по электронной почте в течение 2002-2004 гг.

Государственные природные заповедники - изымающиеся полностью из хозяйственного использования территории с естественной природной средой, сосредотачивающие типичные или редкие ландшафты, имеющие природоохранное, научное и эколого-просветительское значение [11]. Цель создания заповедников заключена в вышеприведенном определении и представляет собой сохранение в естественном виде участков дикой природы.

В научной литературе при определении заповедника акцентируется внимание на такие его особенностях:

1. Репрезентативность - наличие всех компонентов типичных сообществ, в особенности редких видов.

2. Разнообразие - включение максимально возможного количества типов сообществ данного биома.

3. Естественность - предпочтение участкам, испытавшим малую степень антропогенной модификации.

4. Эффективность - максимально возможная степень саморегуляции и слабое воздействие нарушающих факторов извне.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

1. Охрана природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

2. Организация и проведение научных исследований, включая «Летопись природы».

3. Экологический мониторинг в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды.

4. Экологическое просвещение.

5. Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов.

6. Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды [12].

Заповедание характеризуется определенным режимом. Наиболее строгий режим заповедников. Он предполагает полное исключение хозяйственной деятельности на данной территории.

Для решения возложенных на государственные природные заповедники задач их территории зонируются, выделяются заповедная зона (зона покоя) и охранная зона (частичного хозяйственного использования для нужд проживающего на территории заповедника населения).

На некоторых участках охранной зоны заповедника для решения задачи экологического просвещения может быть разрешено:

- организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов;

- размещение музеев природы заповедника, в том числе под открытым небом

[12].

В современном мире экологическая грамотность является важной составной частью культуры человека и общества. Значительная роль в формировании экологического сознания личности принадлежит так называемой системе неформального образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в рамках деятельности различных природоохранных, научных и культурных учреждений и организаций [3].

Важное место в экологическом образовании занимает эколого-просветительская деятельность: наблюдение различных природных объектов и явлений, выявление и объяснение их свойств и особенностей, поиск субъективно нового и еще неизвестного [12]. Эколого-просветительская деятельность направлена на формирование экологического мышления, понимание остроты экологической проблемы и глубины взаимосвязей природы и человеческого общества.

Постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 утверждено «Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации», где государственные природные заповедники определены не только в качестве природоохранных и научных, но и эколого-просветительских учреждений.

В адрес директоров государственных природных заповедников направлено инструктивное письмо Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № G4-17/65-4921 от 11 октября 1993 г. «Об усилении экологопросветительской деятельности в заповедниках». Директорам заповедников поручено сформировать специализированные подразделения по эколого-просветительской деятельности и внести необходимые изменения в штатное расписание.

Принят Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», в котором эколого-просветительская деятельность определена как одна из основных задач государственных природных заповедников.

В 1998 г. Госкомэкологией России и Рослесхозом утверждена «Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения». В этом документе обозначены цели и задачи, порядок организации, основные направления и источники финансирования эколого-просветительской деятельности [1] .

Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников преследует цели:

- обеспечение поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедниками своих природоохранных функций;

- содействие решению региональных экологических проблем;

- участие в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения.

Эколого-просветительская деятельность ведется без причинения ущерба природным комплексам охраняемой территории в строгом соответствии с режимом особой охраны, регламентированным положением о конкретном государственном природном заповеднике [5].

В каждом заповеднике должны быть разработаны правила поведения на его территории, обязательные для всех - и для сотрудников, и для посетителей. Эти правила должны учитывать особенности природных комплексов и быть направлены на то, чтобы снизить до минимума риск навредить живой природе заповедника, в т.ч. и при организации эколого-просветительской деятельности.

Непосредственная организация и выполнение эколого-просветительской работы осуществляется специализированными структурными подразделениями заповедников -отделами экологического просвещения. В штат отдела экологического просвещения наряду с начальником могут входить главные специалисты по экологическому просвещению, методисты и старшие методисты по экологическому просвещению, экскурсоводы, фотографы, художники, таксидермисты, а также технический и рабочий персонал. В отдельных случаях возможно создание сектора экологического просвещения в структуре научного отдела либо отдела охраны заповедной территории [6].

Финансирование эколого-просветительской деятельности заповедников осуществляется за счет средств,

- выделяемых в установленном порядке из федерального бюджета;

- выделяемых из региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов;

- полученных в виде иностранных благотворительных грантов;

- полученных заповедником от собственной деятельности.

На территории государственных природных заповедников Российской Федерации в соответствии с «Концепцией работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения» разрешены следующие виды эколого-просветительской деятельности:

1. Работа со средствами массовой информации.

2. Рекламно-издательская деятельность.

3. Создание кино- и видеопродукции.

4. Формирование общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

5. Музейное дело и развитие визит-центров.

6. Экологические экскурсии и познавательный туризм.

7. Экологические праздники и акции.

8. Школьные экологически лагеря и экспедиции.

9. Школьные лесничества и иные формы работы со школьниками.

10. Взаимодействие с учительским корпусом и органами образования.

Работа со средствами массовой информации является одним из традиционных направлений эколого-просветительской деятельности заповедников. Особое значение придается сотрудничеству с региональными и местными (районными и городскими) средствами массовой информации, в т.ч. электронными.

Заповедники ведут целенаправленную работу по освещению актуальных проблем заповедного дела в средствах массовой информации, подготовке пресс-релизов, а также проводят с редакциями средств массовой информации и журналистами совместные акции, мероприятия и готовят публикации.

Рекламно-издательская деятельность заповедников направлена на распространение информации об особо охраняемых природных территориях и на формирование положительного отношения населения к этим объектам. В процессе рекламноиздательской деятельности заповедники обеспечивают материал для информационных буклетов, брошюр, фотоальбомов, наборов открыток, календарей, почтовых конвертов, значков и иных сувениров с изображением символики, природных комплексов объектов заповедной территории.

Создание кино- и видеопродукции позволяет демонстрировать широким слоям населения красоту, богатство и разнообразие заповедной природы. Полупрофессиональные и любительские фильмы могут быть сняты силами сотрудников большинства российских заповедников. Часть из них может быть с успехом использована в передачах местного телевидения, а также при работе с посетителями в визит-центре заповедника. В то же время важнейшим элементом в работе данного направления является сотрудничество заповедников с высокопрофессиональными съемочными группами крупнейших телекомпаний, как отечественных, так и зарубежных. Копии профессионально снятых фильмов могут быть использованы в информационных центрах заповедников. Природа заповедников настолько прекрасна и своеобразна, что большинство экскурсантов стремятся зафиксировать ее на фото- и видеопленке. Процесс съемки видеоматериала о заповедной территории будет стоить посетителям определенных финансовых затрат, что способствует увеличению бюджета заповедника. Велик интерес к нашей природе и иностранных фотолюбителей, доля их с каждым годом увеличивается. Важ-

ным моментом является то, что на территории заповедников фото- и видеосъемка посетителям разрешена только с обзорных точек, которые находятся на экологической тропе, что повышает ее информативность, обеспечивает большую привлекательность материала. Если на местности обзорных точек нет, то сооружают искусственные вышки с площадками [11].

Общественные объединения могут оказывать существенную помощь заповедникам в эколого-просветительской деятельности, в привлечении внимания общественности к решению их проблем. Такие объединения могут функционировать в виде разнообразных обществ «друзей охраняемых природных территорий», различных специализированных центров, благотворительных фондов и иных некоммерческих организаций, созданных с целью непосредственной поддержки ООПТ и содействия развитию заповедного дела.

Музейное дело и организация визит-центров для посетителей являются базой активной эколого-просветительской работы заповедника. Музейное дело на территории государственных природных заповедников наиболее старое и традиционное направление эколого-познавательной деятельности.

При организации музея природы решаются три основные задачи:

1. Подбор и правильное размещение, оформление материалов, создание экспозиций по охране природы.

2. Постоянная реорганизация устаревших экспозиций, не отвечающих современным принципам и требованиям охраны природы.

3. Ведение систематической научной, учебно-воспитательной, пропагандистской работы с посетителями.

Музей природы располагается в центральной усадьбе, в специально оборудованном здании. С природой заповедника посетителей знакомит материал в виде экологических экспозиций. Организация музеев, как правило, проходит несколько этапов. Сначала подыскивается удобное для музея помещение. Затем составляется тематикоэкспозиционный план, к которому необходимо «привязать» сбор всех экспонатов [2].

Музеи природы содержат информацию об истории заповедника, о редких видах животных и растений, уникальных природных объектах. Демонстрационный материал может быть оформлен в виде ландшафтных макетов и коллекций, почвенных монолитов и других экспонатов. Сотрудники музеев природы проводят экскурсии по предварительно разработанному плану. Посещение музеев природы может быть платным или бесплатным, в порядке, определяемом руководителями заповедников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В качестве музейных экспозиций «под открытым небом» могут рассматриваться и имеющиеся в ряде государственных природных заповедников демонстрационные вольеры с животными, питомники. Демонстрационные вольеры и питомники позволяют посетителям в нескольких шагах от себя увидеть различных представителей фауны определенной территории. В них могут быть размещены как типичные виды, обитающие в заповеднике, так и редкие и эндемичные, вызывающие наибольший интерес у посетителей. Несомненно, велика роль заповедников в сохранении и увеличении численности отдельных видов животных и птиц (зубр, соболь, журавль и др.).

Как показывает мировая практика, наиболее удачно просветительская деятельность ведется в специально созданных информационно-экологических визит-центрах. Они менее масштабны по сравнению с музеями природы, но при этом специально оборудованы для лекционных форм работы с посетителями. Лекции и беседы с экскурсантами, как правило, проводят высококвалифицированные научные сотрудники заповедника. Для детей организуются экологические игры [2].

Экологические экскурсии и познавательный туризм - традиционные и высокоэффективные формы эколого-просветительской деятельности заповедников.

Экологическое образование немыслимо без проведения экскурсий. Экологическая экскурсия - это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов в образовательных целях. Экскурсия имеет свои характерные признаки: тематику, упорядоченный маршрут, протяженность во времени, наличие экскурсовода или гида, заранее составленный текст экскурсии, собственно показ. Экскурсии как форма эколого-просветительской деятельности заповедника могут проводиться как в музее, так и непосредственно в мире природы. На экскурсии посетители имеют возможность познавать окружающий мир, учатся ориентироваться на местности, делать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах (биоценозах). Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал территории заповедника [3].

Заповедники, имеющие охранные зоны, биосферные полигоны, а также находящиеся в их ведении государственные природные заказники и памятники природы, пригодные и перспективные для развития познавательной экскурсионной деятельности, ведут эту деятельность преимущественно на вышеперечисленных территориях по специально оборудованным экологическим тропам. Перечень и описание экскурсионных маршрутов, проходящих по территории заповедника, включаются в индивидуальное «Положение о заповеднике» в качестве приложения.

«Экологические праздники» и акции, такие как уже ставшие традиционными «Марш парков», а также «Всемирный день охраны окружающей среды», «День работников леса», различные праздники, связанные с местными традициями, могут носить выраженный природоохранный характер. Детские «экологические фестивали» также являются очень эффективным средством привлечения внимания людей к проблемам заповедного дела. К организации и совместному проведению подобных акций следует привлекать общественные организации, образовательные структуры, органы власти и местного самоуправления, средства массовой информации, а также потенциальных спонсоров.

На базе некоторых заповедников организуют экологические лагеря. Школьные экологические лагеря и школьные экспедиции, организованные государственными природными заповедниками либо проводимые при участии их специалистов, являются эффективной формой эколого-просветительской работы. Эта работа проводится совместно со школьными учреждениями. Экологический лагерь - интенсивная комплексная форма экологического образования, в максимально активном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды, в рекреационном контакте [7].

Работа со школьниками относится к числу важнейших направлений экологопросветительской деятельности, осуществляемой специалистами по экологическому образованию во всех заповедниках нашей страны.

Основные формы работы со школьниками в заповедниках:

- создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;

- организация работы школьных лесничеств;

- содействие проведению полевых практик и экспедиций юннатских кружков в заповеднике;

- проведение школьных экскурсий, в том числе на заповедной территории;

- проведение тематических занятий со школьниками;

- организация конкурсов, викторин, олимпиад, конференций;

- привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

В эколого-просветительской работе с детьми целесообразно использовать игровые формы занятий, в том числе соревновательные, ролевые, ситуационные и имитаци-

онные игры. Игровая деятельность стимулирует высокий уровень заинтересованности и эмоциональное включение ее участников в экологическую проблематику.

Работа со школьниками - это комплексный вид эколого-просветительской деятельности заповедников, включающий и музей природы, и информационный центр, и экологические тропы. В настоящее время школьники составляют значительную часть посетителей заповедных территорий, поэтому очень часто планирование экологопросветительской деятельности в заповедниках осуществляется исходя из работы со школьниками.

Экологическое просвещение как одна из основных задач государственных природных заповедников законодательно была закреплена еще в начале 90-х гг. Несмотря на прошедшее десятилетие, отрегулированной и стабильно работающей системы в этом направлении на сегодняшний день еще не существует. На некоторых заповедных территориях экологическое просвещение не ведется вообще, на других ведется только по отдельным направлениям. Комплексная работа по всем видам встречается крайне редко. Основная причина такого положения, конечно же, недостаток финансирования, прежде всего федерального.

В результате проведенного анализа были выявлены: музеи природы на территории 37 заповедников; экологические тропы, действующие в 78 заповедниках; информационные центры, принимающие посетителей в 24 заповедных территориях, и 15 демонстрационных вольеров и питомников, готовых порадовать глаз любителей природы.

Непосредственная организация эколого-просветительской работы осуществляется специализированным структурным подразделением заповедника - отделом (сектором) экологического просвещения. За 6 лет (с 1995 по 2000 г.) специализированные подразделения в области эколого-просветительской деятельности были сформированы в 56 заповедниках. В середине 90-х гг. такие подразделения по экологопросветительской работе существовали в виде секторов в составе научных отделов и отделов охраны, но постепенно стали формироваться самостоятельные отделы.

Самые старые музеи природы ведут свою историю еще с 30 - 40-х гг. ХХ столетия. Так, музей природы Воронежского заповедника был заложен еще в 1933 г., многие его экспонаты сохранились и до нашего времени. Большая часть музеев природы создавалась в заповедниках в 70 - 80-е гг. В конце 80-х - начале 90-х, когда экологопросветительская деятельность была определена как одна из основных задач государственных природных заповедников, пополнялись уже существующие экспозиции. В период с 1995 по 2003 г. только 5 заповедников открыли новые музеи природы. Медленный рост количества музеев связан с тем, что их организация музея на сегодняшний день - достаточно трудоемкий и дорогой процесс, который требует наличия полноценной коллекции экспонатов, а также необходимых условий для их хранения.

Необходимо также отметить, что за последние годы отмечается также тенденция к увеличению численности посетителей музеев природы. Основная причина этого -стремление сотрудников природных заповедников проводить просветительскую работу с населением без причинения ущерба природным комплексам (без выхода или с минимальным выходом в мир природы по экологическим тропам). В период с 1996 по 2000г. общее количество посетителей музеев природы увеличилось более чем на 100 000 человек.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что продолжительность экскурсии по музеям природы в государственных природных заповедниках в среднем составляет 1,5 часа. Стоимость посещения музея природы варьирует в пределах 10-50 рублей. Отдельно взимается плата за экскурсионное обслуживание - 120 рублей с группы. Посещение музеев природы чаще организовано в виде групп по 20-25 человек.

К сожалению, информацию о количестве групп, посещающих музеи природы в течение всего года, заповедники предоставляют крайне неохотно.

Информационные центры для посетителей в государственных природных заповедниках стали обустраивать в начале 90-х гг. Это одно из новых направлений работы с посетителями, развивающееся и по сей день. Аккумулируется отечественный и зарубежный опыт, совершенствуются формы работы с посетителями: экскурсантам показывают видеосюжеты о природе заповедника, для школьников разрабатываются активные экологически игры, проводятся курсы повышения квалификации для учителей.

Одной из наиболее многочисленных групп посетителей являются учащиеся школ. Спектр работ со школьниками достаточно обширен. Это и выставки детского творчества, и конкурсы рисунков, и активная кружковая работа. Специально для юных посетителей сотрудниками отделов экологического просвещения разрабатываются экологические викторины и брейн-ринги. При отсутствии в заповеднике музея природы в информационных центрах могут быть представлены стенды, содержащие информацию о заповеднике, его истории, обитателях.

Автором выявлено, что стоимость посещения визит-центров по заповедникам Российской Федерации находится в пределах 25-50 рублей. Отдельно взимается плата за просмотр видеосюжетов о природе заповедника - 40 рублей с человека. Информации о количестве посетителей информационных центров в течение года очень мало.

Многие заповедники проявляют интерес к развитию экскурсионнотуристической деятельности. Данный вид эколого-просветительской работы, по нашим данным, ведется на территории 78 заповедников Российской Федерации.

С 1995 по 2000 г. количество заповедников, обустроивших на своей территории экологические тропы увеличилось на 36. Данный вид экологического просвещения населения очень динамично развивается. Основная причина такой ситуации - стремление экскурсантов увидеть собственными глазами мир нетронутой заповедной природы. Очень важным моментом при дальнейшем расширении сети экологических троп по территории заповедников Российской Федерации является сохранение природы в естественном состоянии путем нормирования посещений. Экологические тропы должны специально готовиться к приему посетителей, обустраиваться трапами и аншлагами. Экологические тропы могут также выноситься за пределы территории заповедника, что значительно снижает рекреационную нагрузку на охраняемые природные комплексы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выявления общих тенденций развития экологических туров на территории заповедников Российской Федерации был проведен поиск в Интернете. Получены следующие результаты: на территории 15 заповедников в настоящее время организуется 33 экологических тура. В результате проведенного анализа можно констатировать два факта. Во-первых, в настоящее время на территории государственных природных заповедников организация экологических туров развита достаточно слабо. Всего 15 заповедников (15 % общего числа заповедников РФ) предлагают туристическую услугу такого рода. Во-вторых, территориальная представленность экологических туров достаточно неравномерна. Почти одна треть (28,8 %) всех экологических туров организована в границах Северо-Кавказского региона; по 3 (13,1 %) - в Волго-Вятском и ДальнеВосточном; по 2 (9,0 %) - в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском; по 1 (4,3 %) -в Центральном, Центрально-Черноземном, Поволжском, Северном и Уральском районах.

На территории Пермской области организовано два государственных природных заповедника: «Басеги» и «Вишерский». Экологическое просвещение населения является одной из важнейших их задач, составляет значительную часть их деятельности.

Отдел эколого-просветительской деятельности на территории заповедника «Басеги» сформирован в 1998 г. Заповедник поддерживает тесный контакт с местными из-

даниями. Десятки научно-популярных статей в год публикуются на страницах небольшой городской газеты «Шахтер». Большое внимание уделяется экологическим экскурсиям. Как и для многих заповедников, работа визит-центра и музея здесь - наиболее старое и традиционное направление экопросвещения. В помещении визит-центра оформляются постоянные и временные специализированные выставки (фотографий, рисунков, поделок). Приоритетным направлением эколого-просветительской деятельности экоцентра заповедника была и остается работа со школьниками. Проводятся лекции и беседы, тематические занятия, различные творческие конкурсы, школьники привлекаются к участию в экологических праздниках и акциях.

Эколого-просветительская деятельность заповедника «Вишерский» ведется сотрудниками специально созданного отдела с 1998 г. Имеется музей природы и информационный центр. Экскурсанты могут посмотреть видеофильм о заповедниках Российской Федерации, полюбоваться на выставке фотографиями природы заповедника. Экологических троп на территории заповедника нет. На территории охранной зоны утвержден один временный экологический маршрут. Сотрудники заповедника активно участвуют в организации летних экологических лагерей для школьников и в акции «Марш парков».

На сегодняшний день эколого-просветительская деятельность заповедников Пермской области только формируется. Совершенствуются формы работы с населением, постепенно формируется система получения самостоятельных финансовых средств. Для того чтобы процесс становления этой системы был более динамичным, заповедникам Пермской области необходимо заимствовать опыт других заповедников, деятельность которых в этой области более успешная.

Для того чтобы эколого-просветительская деятельность заповедников была эффективной, необходимо сосредоточить внимание на создании необходимого организационно-материального обеспечения: формирование эколого-просветительских отделов, музеев природы, визит-центров, экологических троп, издание буклетов и иной информационно-рекламной продукции. Крайне важна подготовка соответствующих специалистов. Государственные природные заповедники должны уделять особое внимание развитию и укреплению уже сложившейся методической базы: аккумулировать отечественный и зарубежный опыт, разрабатывать и тиражировать собственные методические материалы, учитывающие местные условия. Должна проводиться систематическая целенаправленная работа специалистов особо охраняемых природных территорий с местным населением и посетителями, необходимо тесное сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, неправительственными организациями и средствами массовой информации.

Библиографический список

1. Александрова Е.А. Эколого-просветительская деятельность российских заповедников: итоги и практика последних лет / Е.А. Александрова // Организация деятельности государственных природных заповедников в России на современном этапе: матер. семинара-совещания директоров государственных природных заповедников в РФ. М.: Планета, 5 континентов, 2001. С. 147-157.

2. Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. Природоохранная пропаганда и экопросвещение в заповедных объектах / В.Е. Борейко. М.: Мысль,1996,-120с.

3. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Яс-вин. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

4. Заповедники российской Федерации // ЭКОС. 2003. №4. С.10.

5. Инструктивное письмо Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ № 04-17/65-4921 от 11.10.93 «Об усилении экологопросветительской деятельности в заповедниках».

6. Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков по экологическому просвещению населения. М.: Центр охраны дикой природы, 1998.

7. Курулюк В.М. К вопросу об экопросвещении в ООПТ / В.М. Курулюк // Исследование эталонных природных комплексов Урала: Матер. науч. конф., посвященной 30-летию Висимского заповедника. Екатеринбург, 2001. С. 9596.

8. Моралева Н.В. Концепция развития экологического туризма в государственных природных заповедниках / Н.В. Моралева, Е.Ю. Ледовских // Организация деятельности государственных природных заповедников в России на современном этапе: матер. семинара-совещания директоров государственных природных заповедников в РФ. М.: Планета, 5 континентов, 2001. С. 177-189.

9. Степаницкий В.Б. Дополнительные источники финансирования государственных природных заповедников в Российской Федерации / В.Б. Степаницкий, Г. А. Мазмазянц / Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.: Центр охраны дикой природы, 1997.

10. Тихомиров В. Не перейти грань! / В. Тихомиров, В. Штильмарк //Охрана дикой природы. 2001. 3(22). С.28-29.

11. Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях от 14.03.95 № 35.

12. Чижова В.П. Учебные тропы природы / В.П. Чижова, А.В. Добров, А.Н. За-хлебный. М.: Агропромиздат, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.