Вестник ДВО РАН. 2007. № 3
Н.К.ХРИСТОФОРОВА, В.Н.БИСИКАЛОВА
Заповедники России: история становления экологического просвещения
Описывается история становления и развития эколого-просветительской деятельности в заповедниках нашей страны с XVIII в. до настоящего времени. Дано общее представление о деятельности и роли современных эколого-просветительских отделов заповедников России.
Reserves of Russia: history of development of ecologic education. N.K.KHRISTOFOROVA (Pacific Institute of
Geography, FER RAS, Vladivostok), V.N.BISIKALOVA (Ussuriisk Nature Reserve, FERRAS, Ussuriisk).
The history of development of ecologic education activity in the reserves of our country is described since the XVIII century to nowadays. A concept of activity and role of the modern ecologic education departments of the Russian reserves is provided.
Решение актуальных на сегодняшний день проблем сохранения дикой природы, биосферы, человечества и планеты в целом возможно только в обществе экологически мыслящих людей. Принятые в 1992 г. законы РФ «О государственной политике в области экологического образования и просвещения» и «Об образовании» и постановление 1994 г. «О мерах по улучшению экологического образования населения» назвали экологическое образование и просвещение приоритетным направлением [10]. Однако последние пять лет экологическое образование практически не поддерживается правительством. Экология как предмет не является обязательным в учреждениях ни общего, ни дополнительного образования. В настоящее время единственная государственная служба отвечает за выполнение постановлений Минприроды, занимается экологическим образованием и воспитанием населения - это отделы экологического просвещения заповедников.
В России сложилась система особо охраняемых природных территорий (ООПТ), ведущая роль в которой принадлежит государственным природным заповедникам (их в нашей стране 101).
Впервые идею об организации заповедников как научно-исследовательских учреждений, территории которых не используются в хозяйственных целях, выдвинул в 1895 г. основоположник научного почвоведения В.В.Докучаев [7].
На заповедники как образовательные центры одним из первых в России обратил внимание охотовед Д.К.Соловьев. Он разделял заповедники на закрытые (для научных исследований) и общественные (для удовлетворения любознательности и эстетических потребностей населения) [7]. 22 февраля 1929 г. Наркомпрос РСФСР утвердил на коллегии первое типовое положение о заповедниках, предусматривавшее культурно-просветительскую работу (пропаганду идей охраны природы и естественно-исторических знаний). В 1929 г. на I Всероссийском съезде по охране природы В.Н.Калашников предложил развивать в заповедниках туризм по примеру национальных парков США. В 1933 г. на Всесоюзном съезде по охране природы В.Н.Макаров определил одной из задач заповедников организацию туризма и предложил им перейти на самоокупаемость. Постановлением ВЦИК и
ХРИСТОФОРОВА Надежда Константиновна - доктор биологических наук (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Владивосток), БИСИКАЛОВА Виктория Николаевна (Уссурийский государственный природный заповедник ДВО РАН).
СНК РСФСР от 1 апреля 1934 г. было принято «Положение о заповедниках», закрепившее новую функцию заповедников - создание условий для ознакомления с природными комплексами и результатами научных исследований в целях массового культурного просвещения. Тематический журнал «Научно-методические записки» опубликовал правила для туристических баз и лагерей туристов, находящихся на территории государственных заповедников. «Положение о государственных заповедниках на территории РСФСР» от 17 марта 1940 г. также включило в задачи заповедников организацию туризма [7].
В 1951 г. по новому «Положению о государственных заповедниках СССР» заповедники уже не считались научно-исследовательскими учреждениями, о культурно-просветительской деятельности сказано не было [12].
27 октября 1960 г. РСФСР приняла «Закон об охране природы РСФСР», определяющий заповедники как территории, которые навечно изымаются из хозяйственного использования в научно-исследовательских и культурно-просветительских целях. Новое положение о государственных заповедниках РСФСР от 5 июня 1962 г. включило в состав заповедников земли и воды, типичные или редкие ландшафтные образования, имеющие особое научное и культурно-просветительское значение. Одной из задач заповедников стала популяризация идей охраны природы и краеведческой работы, а также проведение экскурсий и развитие туризма [7].
Председатель Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС А.Х.Абуков считал возможным использование заповедных мест для туризма [1]. Е.А.Котляров не видел разницы между национальными парками и заповедниками, которые представлялись ему весьма заманчивыми для организации туризма [6]. Стремление использовать заповедники в практических целях, для рекреации остается и в настоящее время.
Типовое положение о государственных заповедниках от 27 апреля 1981 г. сделало образование и экологическое просвещение неотъемлемой частью деятельности заповедников. Стали создаваться условия для проведения полевой практики студентов по ботанике, почвоведению, зоологии, ландшафтоведению, гидробиологии, организовывались экскурсии, читались лекции, привлекались средства массовой информации [7].
Студенческая практика строилась исключительно по экскурсионному типу. Осмотр объектов производился по регламентируемым маршрутам, использовались служебные дороги и тропы. Учебные экскурсии проводились только в сопровождении сотрудников заповедника. Производилось описание растительности и животных. При проведении учебной практики обязательно учитывался режим заповедности. Научные сотрудники заповедника читали студентам лекции, организовывали посещения музеев природы.
Практически во всех заповедниках в 1980-е годы проводилась экскурсионно-туристическая работа.
Природоохранное просвещение и воспитание рассматривались в общей системе пропаганды охраны природы, действующей в СССР. Большая роль в этом отводилась музейным комплексам [2]. В 1983 г. 71 из 145 заповедников и национальных парков имели музеи природы, к 1990 г. планировалось открытие еще 41 музея [2]. С середины 1990-х годов в современных заповедниках наряду с природоохранной и научно-исследовательской активно развивается эколого-просветительская деятельность.
Посещаемость музеев при заповедниках напрямую зависела от их географического положения. Например, музеи на побережьях Черного, Аральского, Каспийского морей за год принимали около 25 тыс. чел., выпускали свои печатные труды, рекламные издания, тесно сотрудничали со СМИ. Заповедники в слабонаселенных районах СССР обычно привлекали не более 5 тыс. чел. в год. И, как правило, музеи в них были маленькие, находились на стадии формирования.
Продолжением музеев были экспозиции под открытым небом [2]. Их основной задачей было ознакомление с экологическими основами охраны природы непосредственно на природном материале. Для этих целей в некоторых заповедниках на сопредельных территориях были оборудованы экскурсионные маршруты (ныне экотропы), различающиеся по
демонстрационному содержанию. Экскурсии длились не более 3 ч, отдых на природе не предусматривался.
Многие заповедники в 1980-х годах организовывали тематические выставки, сотрудничали со школами, создавая «голубые патрули» и школьные лесничества, с вузами, научно-исследовательскими и производственными учреждениями, различными музеями.
К сожалению, материалов по эколого-просветительской деятельности заповедников в 1980-е годы очень мало.
Инструктивное письмо Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 11.10.1993 г. предлагало директорам заповедников сформировать специальные эколого-просветительские подразделения (экоцентры) и внести соответствующие изменения в штатное расписание [4].
В марте 1995 г. закон «Об особо охраняемых природных территориях» установил, что государственные природные заповедники являются не только природоохранными и научно-исследовательскими, но и эколого-просветительскими учреждениями [5].
Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников должна носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать влияние как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности человека, развивать соответствующие практические умения и навыки, а также строиться на хорошей методической и материальной базе.
Цель всех эколого-просветительских отделов - формирование экологического сознания, развитие экологической культуры населения.
Просветительская работа заповедников охватывает различные возрастные и социальные группы, но одна из приоритетных категорий - учащиеся: именно через детей чаще всего происходит воспитание взрослых. Около 80 % всех мероприятий проводятся для школьников [8-10]. Количество эколагерей возросло с 32 в 1998 г. до 50 в 2005 г., экокружков - с 34 в 1998 г. до 55 в 2003 г. Также проводятся курсы и лекции по экологии, полевые экспедиции, благоустройство заповедной территории, экоконференции.
Практически во всех экоцентрах заповедников проводятся экскурсии, развивается экологический туризм, ведется рекламно-издательская деятельность, работа со школьниками и учительским корпусом, организуются летние экологические лагеря, праздники и акции, осуществляется контакт со СМИ [5].
Заповедники России используют как традиционные методы экологического просвещения (лекции, беседы, экскурсии, викторины, практикумы), так и новые (интерактивные игровые программы и др.). При проведении лекций и бесед демонстрируются фильмы и слайды, включаются элементы психологического тренинга, материал подается в игровой форме.
Некоторые мероприятия приобрели региональный статус, стали общественным явлением. Так, Уссурийский заповедник ежегодно осенью проводит детские экологические фестивали, посвященные редким и исчезающим животным: уссурийскому когтистому тритону, реликтовому дровосеку, утке мандаринке, амурскому тигру. Хинганский заповедник традиционно проводит «День журавля». Жигулевский заповедник известен в стране своими методическими пособиями и образовательными программами. В самой популярной общероссийской экологической акции «Марш парков» ежегодно принимает участие более 300 тыс. чел.
Государственные природные заповедники ведут дополнительное экологическое просвещение наряду с другими государственными учреждениями и образовательными организациями соответствующего профиля. Такая деятельность способствует развитию научно-исследовательского и природоохранного направлений, поскольку улучшает отношение людей к охраняемой территории, развивает любознательность и научный интерес у школьников и студентов. Например, Кандалакшский заповедник сотрудничает с вузами и юннатскими кружками уже сорок лет, воспитав за это время не одно поколение любителей природы. Даже детям младшего возраста здесь доверяют проводить подсчет объектов в полевых условиях, несложные измерения и описания [3]. Однако экологическое просвещение заповедников не должно дублировать или заменять содержание, форму и методы
школьного и вузовского экологического образования. Оно ориентируется прежде всего на формирование экологической культуры, престижа заповедников в глазах населения, углубление экологических и природоохранных знаний людей, ознакомление с местным биологическим и ландшафтным разнообразием. По определению В.А.Ясвина, экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности [13].
Экологическое образование в заповедниках отличается от обязательного (например, школьного). Особенность состоит в том, что посетитель имеет возможность наблюдать естественный ход природных процессов и явлений, сравнивать природные комплексы заповедника с природно-антропогенными и антропогенными, проводить простейшие научные исследования своими силами или выполнять природоохранную работу для улучшения экологической обстановки региона. А самое главное - он может тесно общаться с дикой живой природой. Таким образом, экологическое образование на базе заповедника сочетает в себе естественно-научный подход с практической деятельностью и удовлетворением эстетических потребностей. Другая особенность - это всеохватность возрастных категорий. Важно и то, что опыт эколого-просветительской работы нарабатывается каждой заповедной территорией индивидуально и имеет лишь общие черты с опытом других заповедников [11].
Многие российские заповедники находятся вдали от культурных центров, и потому на них возлагается роль проводников культуры, в первую очередь экологической [4].
Опыт отечественных экопросветителей показал, что, уделяя большое внимание работе с населением, заповедники могут играть действительно важную роль в формировании отношения общества к проблемам охраны природы и сохранению видового биоразнообразия.
Эколого-просветительская деятельность российских заповедников призвана формировать в российском обществе понимание современной роли особо охраняемых территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы устойчивости биосферы. Эта деятельность направлена на воспитание экологической культуры, которая позволит выжить сегодня и обеспечить существование человека в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абуков А.Х. Туризм сегодня и завтра. М.: Профиздат, 1978. 190 с.
2. Аралова Н.С. Роль заповедников Советского Союза в природоохранном просвещении и образовании // Охраняемые природные территории Советского Союза, их задачи и некоторые итоги исследований: I Междунар. конгр. по биосферным заповедникам. М., 1983. С. 62-70.
3. Горяшко А.А., Корякин А.С. Отцы и дети: взаимодействие научных сотрудников заповедника и юннатов в условиях полевых биологических исследований (Кандалакшский ГПЗ). Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках: [сб. метод. материалов]. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 13-17.
4. Данилина Н.Р. Из доклада на российско-американском семинаре «Экотуризм и ООПТ», НП Смоленское поозерье, 1997 // ООПТ: Природа и люди. Экопросвещение и экотуризм: опыт и проблемы. М.: Эколого-просве-тительский центр «Заповедники», 1999. С. 6-8.
5. Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения. Всемирный фонд дикой природы. М.: Эколого-просветитель-ский центр «Заповедники», 1998. 21 с.
6. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. М.: Мысль, 1978. 197 с.
7. Красницкий А.М. Проблемы заповедного дела. М.: Лесн. пром-сть, 1983. 190 с.
8. Степаницкий В.Б. Обзор эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников России в 1998 г. // Бюл. Госкомэкологии. 1999. Вып. 28. С. 28-30.
9. Степаницкий В.Б. Об итогах эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников МПР России в 2003 г. - http//www.bidat.ru
10. Христофорова Н.К. Экологическое миропонимание как веление времени // VII Дальневост. конф. по заповедному делу, Биробиджан, 18-21 окт. 2005 г. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2005. С. 15-17.
11. Чижова В.П. Школа природы. М.: Текст, 1997. 157 с.
12. Штильмарк Ф.Р. Идея абсолютной заповедности. Киев; Москва, 2005. 114 с. (Сер. «Охрана дикой природы»; вып. 52).
13. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. М.: Наука, 1999. 98 с.