Научная статья на тему 'Просветительская работа в рамках музейно-выставочного сервиса'

Просветительская работа в рамках музейно-выставочного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС / ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ СЕРВИС / SERVICE / PEDAGOGICS / MUSEUM COMMUNICATION / MUSEUM PEDAGOGICS / MUSEUM AND EXHIBITION SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнева Галина Петровна

система «параллельного образования», которую можно приравнять к педагогической системе, имеющей определенный контингент, социальный заказ, особенности содержательного компонента, особую структуру дидактического процесса, уникальные возможности обучения. Музейная педагогик интеграция музея (как основы, базы), стр. 167 из 262 музееведения и педагогической науки. Ее прерогативой являются изучение истории и особенностей культурно-образовательной деятельности, обобщение и реализация методов воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие с другими педагогическими учреждениями. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к музею [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of "museum pedagogics" in many countries around the world considered as a system of "parallel education", which can be equated to the pedagogical system that has certain contingent social order, features of a meaningful component, special structure of the didactic process, unique learning opportunities. Museum pedagogics is an integration of the museum (as the base) museology and educational science. Its prerogative of the study of the history and characteristics of cultural and educational activity, synthesis, and implementation of methods of influence of museums on the different categories of users, the interaction with other teaching institutions. Modern museum pedagogics develops in line with the museum communication problems and is aimed at familiarizing with the museum.

Текст научной работы на тему «Просветительская работа в рамках музейно-выставочного сервиса»

артобъекты туризма. Тем более что он находится в городе Хотьково, который имеет древнюю, интересную историю, где расположен Хотьковский Покровский ставропигиальный женский монастырь, а совсем рядом - знаменитая усадьба Абрамцево. Все объекты могут быть связаны в единый комплекс, который вызовет интерес у разных групп населения.

Литература

1. Абросимова А.А., Митлянская Т.Б. Русская народная резьба по дереву и кости: учеб. пособие. М., 1982.

2. Горожанина С.В. История Абрамцевского художественного учебного заведения: мастерская, училище, колледж. 1885-2010. М.: Интербук-бизнес, 2011.

3. Некрасова М. А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена //народное искусство России в современной культуре XX - XXI вв. М.: Коллекция, 2003.

4. Пастон Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М.: Изд. дом «Искусство», 2003.

5. Петров Е.П. Кооперация среди кустарей Московской губернии. Хотьковское складочное общество кустарей столярно-резного производства. М., 1913.

6. Плотникова И.В. Эксперимент продолжительностью в век. Об опыте освоения народного искусства в формировании художественного стиля Абрамцевской столярной мастерской // Сборник материалов Всероссийской конференции «Учебный художественный Музей и современный художественный процесс». СПб., 1997.

7. Поленова Н.В. Абрамцево. Воспоминания. М., 1922.

8. Смирнов Л. Кустарное дело в Абрамцеве // Вестник промысловой кооперации. 1928. № 9 (12).

9. Стругова О. Мебель в русском интерьере конца XIX - начала ХХ веков. М.: Издательский дом Руденцовых. 2006.

10. Супрун Л.Я. Абрамцево-кудринская резьба по дереву. М., 1974.

11. Хотьково. Очерки истории земли Радонежской. Серия «Малые города России. Сергиев Посад, 2004.

12. Хотьковские ремесла // Географический словарь Московской области / под ред. Н.А. Солнцева. М., 1972.

УДК 378 ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В РАМКАХ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО СЕРВИСА Камнева Галина Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология», kamnevagp@gmail.com

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Феномен «музейная педагогика» во многих странах мира рассматривается как система «параллельного образования», которую можно приравнять к педагогической системе, имеющей определенный контингент, социальный заказ, особенности содержательного компонента, особую структуру дидактического процесса, уникальные возможности обучения. Музейная педагогик - интеграция музея (как основы, базы),

музееведения и педагогической науки. Ее прерогативой являются изучение истории и особенностей культурно-образовательной деятельности, обобщение и реализация методов воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие с другими педагогическими учреждениями. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к музею [2].

The phenomenon of "museum pedagogics" in many countries around the world considered as a system of "parallel education", which can be equated to the pedagogical system that has certain contingent social order, features of a meaningful component, special structure of the didactic process, unique learning opportunities. Museum pedagogics - is an integration of the museum (as the base) museology and educational science. Its prerogative of the study of the history and characteristics of cultural and educational activity, synthesis, and implementation of methods of influence of museums on the different categories of users, the interaction with other teaching institutions. Modern museum pedagogics develops in line with the museum communication problems and is aimed at familiarizing with the museum.

Ключевые слова: сервис, педагогика, музейная коммуникация, музейная педагогика, музейно-выставочный сервис.

Keywords: service, pedagogics, museum communication, museum pedagogics, museum and exhibition service.

Музейная наука накопила достаточно обширный эмпирический и теоретический материал, что является аргументированной предпосылкой анализа использования опыта музеев (как ее базы) в образовательном процессе. Это, по мнению Г.В. Вишиной, определяет становление музея как основной проективной реалии «федоровской утопии идеального общества».[5] На рубеже XIX-XX веков концепция музейной педагогики была одной из передовых и могла выполнять функцию важного социокультурного фактора, что оказалось актуальным и на современном этапе развития общества. Музейная педагогика сегодняшнего дня обладает достаточным потенциалом для использования разнообразных форм и методов обучения в музее (включая профессиональное) и, что особенно актуально, для развития творческой активности учащегося (школьника, студента).

Научно организованный музей может обеспечить научный подход к интерпретации музейных экспонатов на основе сознательного использования законов педагогики и психологии. По мнению Н.В. Соловьевой (1996), основные компоненты процесса обучения на базе музея соответствуют дидактическим принципам (направленность обучения на решение взаимосвязанных задач образования - обучения и общего развития обучаемых; научность обучения, систематичность и последовательность, сознательность и активность обучения; переход от обучения к самообразованию, оптимальность сочетания урочных, внеурочных и общеклассных, групповых и индивидуальных форм; прочность, осознанность и действенность результатов научения, воспитания и развития). К перечисленному можно добавить реализацию принципа коммуникативности, создание предпосылок для непрерывности образования.

Рассматривая аспекты педагогической деятельности музея - культурнопросветительного и особого образовательного учреждения, - мы понимаем ее как реализацию педагогической системы в специфической музейной среде, способствовавшей становлению музейной педагогики и стимулирующей ее современное развитие.

Основоположником теоретической концепции музея, реализованной педагогами США, Англии, Германии, Нидерландов, Франции, по праву считают Н.Ф. Федорова.

Н.Ф. Федоров в 1882 году писал, что «музеи... собирают, объединяют людей и духовный мир и ставят человека выше вещей». Он понимал музей как «овеществленную память, означающую родство поколений, как единство между настоящим и прошлым». Ему принадлежит утверждение объединяющей функции музея, значимости музея в выявлении (через него) общечеловеческих начал. Философ Н.Ф. Федоров акцентировал внимание на нравственном значении музея, демократизации музейного общения, объединяющего экскурсовода и посетителя. [5]

Исторический анализ возникновения музеев, аспектов их деятельности позволил выявить и актуализировать отдельные положения концепции музея.

Образовательная реформа в России в конце 50-х-начале 60-х гг. XIX века стимулировала изменения в деятельности музеев: усилилось внимание к учебновспомогательным учреждениям, к которым относились и музеи, создававшиеся, как правило, при университетах. В 1863 г. Министерство народного просвещения поручило академикам В.В. Брандту, Ф.И. Рупрехту и другим при инспекционных поездках выяснять нужды музеев для приведения их в состояние, соответствующее требованиям науки и преподавания. Существенный вклад в развитие музейного дела внесли возникающие в XIX веке научные общества и съезды испытателей и врачей, которыми нередко устраивались выставки учебных пособий и учебных коллекций. Профессор кафедры зоологии Воронежского государственного университета К.К. Сент-Илер организовывал дополнительные курсы зоологии, используя «музеи под открытым небом» - доступные живые организмы на биостанциях. Эта традиция была продолжена также профессором И.И. Барабаш-Никифоровым на учебно-научной станции Воронежского университета «Веневитиново», где можно было увидеть живых выхухолей и услышать от экскурсовода сведения по их биологии. [5]

Ознакомление с деятельностью ведущих музеев России и мира свидетельствует о том, что образовательный потенциал музеев в настоящее время имеет устойчивую тенденцию роста.

Типов музеев как социокультурных учреждений в России более 2000 (в том числе музеи истории фонарей, аптек, кукол, самоваров - на заводе «Штамп» в городе Туле). [5]

Фундамент педагогики музея - идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экспонаты - художественно выполненные образцы животных (в том числе раритетные), композиции растений. Эффективность «погружения» зависит от особенностей восприятия экспонируемого посетителями музея, их ассоциативного мышления.

Согласно анкетированию, проведенному в Дарвиновском музее, около 25% посетителей приходят в музей с семьей. Причем компьютерное оснащение музея позволило ввести специальные программы, включающие наряду с обычными играми (для детей младшего возраста) занятия с определением сложных биологических терминов и объяснением законов, определяющих сложные природные процессы. [4] В этой ситуации при ознакомлении детей с виртуальной экспозицией помощь родителей незаменима. Посещение музея всей семьей решает проблему совместного семейного досуга, способствует укреплению связи детей и родителей, часто обеспечивает рост авторитета родителей, демонстрирующих свои познания, умеющих ориентироваться в виртуальном мире.

Обращает внимание одна важная стратегическая задача, характерная для всех музеев, - стремление к развитию разными средствами познавательного интереса детей, особенно через творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Эффективные индивидуальные методы работы (устные и письменные задания формального или игрового типа: кроссворды, логические задания по определению качественных признаков предмета и т. д.). Эффективны также и мероприятия, способствующие установлению диалога музейного работника и посетителя: экскурсанты действуют самостоятельно, им нравится отвечать, как нравится и сам процесс исследования. Обучение становится одной из важнейших прерогатив музея.

Заслуживает внимания такая форма работы Государственного Дарвиновского музея, как ведение биологического кружка (работает с 1948 года), организованного натуралистом П.П. Смолиным.[4] Благодаря основным принципам, заложенным более 50 лет назад, кружок функционирует и по сей день. Члены кружка, получившие в нем основу биологических знаний, на всю жизнь остались верными биологии. В Дарвиновском музее реализуются специальные интерактивные программы: конкурсы, викторины, мастер-классы по лепке, оригами. В контексте нашего обзора следует отметить проведение анималистических конкурсов «Искусство и животные», связанных не только с представлением рисунков посетителями, но и подготовкой специального зала для организации выставки, на которой они экспонируются. Для эрудитов проводятся

интеллектуальные викторины, причем ответы на вопросы можно отыскать в экспозициях музея, поэтому победителями становятся самые внимательные экскурсанты. [4]

В качестве наглядного материала широко используются театрализованные элементы, музыка. Привлекателен с педагогической точки зрения традиционный конкурс «музей глазами детей».

Заметную роль в Центрально-Черноземном регионе играет зоологический музей Воронежского государственного университета. Он является центром экологического просвещения и образования молодежи региона. Музей создан в 1962 году по инициативе и под руководством профессора зоологии И.И. Барабаш-Никифорова. Его экспонаты (их около 1000 единиц) и фондовые материалы размещены в двух отделах по систематическому, зоогеографическому и филогенетическому принципам. [6] Благодаря художественному мастерству таксидермистов (И.И. Черных, Л.Л. Семаго, Л.С. Рябов и др.) музейные экспонаты сохраняют естественный облик, характерный для того или иного животного. Зоологический музей активно посещается студентами и школьниками с учебно-познавательными и научными целями (лекционно-лабораторные занятия, экскурсии, в том числе и тематические, научно-исследовательская работа с фондовыми материалами). Часть экспонируемых животных и фондовых коллекций составляют местные виды животных, что делает возможным широкое привлечение краеведческого материала к методическому обеспечению соответствующих тем по зоологии, экологии, общей биологии. Анализ литературы, в том числе периодической, дает основание выделить следующие педагогические функции музеев разного генезиса:

- образовательная (зрительно-слуховое восприятие и усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии, зоологическим объектам);

- развивающая (активизация мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорнофизиологических структур, обогащение словарного запаса, часто коррекция лексики);

- просветительская (формирование умений, навыков, формирование адекватного отношения к получаемой информации);

- воспитательная (целенаправленная деятельность формирует личностные качества, взгляды, убеждения; включение человека (посетителя) в систему отношений воспитания, приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта, их интериоризации - преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению элементов социальной деятельности, и экстериоризации - преобразование внутренних структур психики в определенное поведение;

- профориентационная.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и (что особенно важно отметить в свете наших исследований) экологического воспитания.

Важное значение в обеспечении педагогической деятельности музеев имеет профессиональная компетентность педагогов-экскурсоводов, знание ими школьных и вузовских программ, что определяет комплиментарное активное партнерство музейных педагогов с педагогическими коллективами разного профиля.

Формы контактов и взаимодействий музеев с вузами (вузовских музеев - с кафедрами) имеют многофункциональный и динамичный характер, постоянно изменяясь с учетом преобразований, происходящих в системе образования, уровня познавательной активности учащихся (студентов).

Одной из традиционных форм обучения в музее является экскурсия. Ее организация характеризуется пространственным и временным режимом, распределением функций в общении между музейным педагогом и учащимися, между учащимися. Знакомство с формированием теоретических и практических основ экскурсий в дореволюционной школе в такой сфере, как естествознание, позволяет отметить следующее.

Пионером экскурсионного дела явился А.Я. Герд, который видел в экскурсиях необходимое условие для изучения причинно-следственных связей в природе, что было необходимо для воспитания научного мировоззрения.

Организация и использование экскурсий в области педагогики привлекли внимание передовой общественности в конце XIX века. Интерес к экскурсионному делу значительно повысился в начале XX века.

Опыт экскурсионной работы, накопленный к началу XX века, обобщил В.В. Половцов, который дал теоретическое обоснование значения экскурсий и заложил основы методики их проведения.

Ценный вклад в определение роли и места экскурсий в образовательном процессе внесли Б.Е. Райков, М.П. Римский-Корсаков, В. А. Догель и другие ученые, уделявшие внимание педагогическим проблемам и наметившие основные пути организации и проведения экскурсий, методов работы учителя, придававшие вместе с тем большое значение активной работе учащихся.

Основная идея разработки новой формы обучения-изучения природы необходима прежде всего для формирования личности человека: без знания основных законов природы человек не может сформировать адекватного миропонимания. [3]

В педагогической литературе 20-30-х годов прошлого столетия появляется термин «экскурсионно-исследовательский метод», смысл которого заключается в понимании экскурсий как начала и главной формы самостоятельной исследовательской работы школьника. Но в педагогических публикациях ощущалось и беспокойство педагогов по поводу использования в учебном процессе экскурсий как «в природу», так и в музеи, с чем связывали очень поверхностные, схематически абстрактные знания учащихся в области естествознания (особенно характерным это оказалось для курса зоологии). В последующие годы двадцатого столетия появилось немало трудов, в которых были разработаны основные положения о форме экскурсии и методах их проведения в соответствии с теоретическими разработками основоположников учения об экскурсиях.

Характеристика методов на их логической основе (формы и методы мышления) обосновывается закономерностями мыслительной обработки информации, операциями которой являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. [4]

Развитие творческого мышления сопряжено с процессом решения проблем и воспитания творчески мыслящей личности, что объясняет необходимость включения в модель метода и гностический аспект.

По источнику информации в экскурсии закономерно выделяемы словесные (вербальные), наглядные и практические методы, что связано с особенностями восприятия информации человеком (тактильные, аудиовизуальные). Эта позиция не оставляет сомнения в том, что экскурсия (музейная в том числе) находит свое «законное» место в системе методов обучения.

Экскурсию можно рассматривать и как форму обучения, отвечающую критериям организационной формы (пространственный и временной режим, распределение функций в общении между педагогом и учащимся, определенная последовательность (этапность) обучения (изложение материала), логика в зависимости от цели, закономерности усвоения учебного материала, его реализация).

Эффективность использования экскурсии как одного из методов обучения, по Ю.К. Бабанскому, определяется комплексом условий (доступность и достаточность формирования теоретических и практических знаний, развитие наблюдательности и внимания, мышления, хорошая подготовленность экскурсоводов-педагогов, уровень готовности учащихся к восприятию новых знаний). Важным при этом является выполнение таких дидактических целей, как закрепление полученных в школе знаний и усвоение новых.

Экскурсия рассматривается как форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения

стр. 173 из 262

изучаемых объектов (например, музеи биологического или геологического профиля) и непосредственного ознакомления с ними. Как форма организации учебной работы она выполняет ряд дидактических функций, реализуя принципы обучения (наглядность, научность и укрепление связи с жизнью, практикой, профессиональная ориентация, формирование мировоззрения, развитие познавательного интереса). [5]

Экскурсии в музеи природы относятся к типу естественнонаучных. Они могут иметь конкретно-тематический (заказной), комплексный (обзорный), проблемноцеленаправленный характер и создают широкие возможности для осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения предметов в их целостности, экономного использования времени (реализация принципа конструктивной оптимальности).

Для обеспечения целевых установок проводимой экскурсии необходима четкая ее регламентированность, этапность и последовательность действий (фронтальная, групповая индивидуальная формы, время введения в проводимую лекцию технических средств, например, озвучивание голосов животных или демонстрация фрагмента фильма и т.д.). Так, в Дарвиновском музее при проведении экскурсий строго выдерживаются принципы последовательности, эволюционизма, систематический принцип сохранения классификационного пути.

Опытные экскурсоводы-педагоги музеев хорошо представляют стратегию педагогической направленности музейной деятельности, осуществляемую в разных формах и разными средствами.

Учащийся должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» (по П.В. Брандену, 1984), что, естественно, зависит от педагога, проводившего экскурсию (лекция, беседа, рассказ - разные по времени и сложности в зависимости от возрастной категории посетителей). [6]

Создание в музее атмосферы взаимного уважения необходимо как экскурсоводу, так и посетителю. В таких условиях обучающей среды возникает возможность не только научить учащегося (школьника, студента) приобретать знания, но и способствовать формированию важных интеллектуальных умений (восхищение, наблюдение, анализ). Важным является умение педагога использовать терминологический (понятийный) аппарат, расширяющий кругозор учащихся (в научной, но доступной форме). Проведение экскурсий в музеях, функционирующих при вузах, осуществляется, как правило, его педагогическим составом, от уровня подготовленности которого, «психологической структуры» зависит достижение целевых установок экскурсий. Согласно опыту экскурсоводов уже упомянутого нами зоологического музея, структура самой экскурсии должна быть ориентирована на следующие составляющие: нормативные документы и

стр. 174 из 262

методическое обеспечение (современная образовательная парадигма, включая экологическое образование, Государственный образовательный стандарт, учебники, программы, методические разработки); выбор темы, постановка цели и направления ее раскрытия (соответствующее содержание, сопряженное с намеченным заранее экспозиционным материалом, методическая вариативность: форма сообщения

фактического материала - беседа, рассказ, лекция, звуковые эффекты, привлечение экзотического, если нужно, материала или раритетов и т. д.); ориентирование на возрастную категорию учащихся с учетом их подготовленности, определяющей уровень доступности, научности, информативности, наглядности.

Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев (1976) различают в развитии педагогических способностей два уровня: перцептивно-рефлексивный, обращенный к объекту и субъекту; проективный, обращенный к способам воздействия на объект. Авторы указывают, что для рефлексивного уровня характерна особая чувствительность: а) к объектам реальной действительности, вызывающим интеллектуальный и эмоциональный отклик у объекта педагогического воздействия, высокое развитие чувства эмпатии; б) к изменениям, происходящим в объекте педагогической деятельности под влиянием различных средств воздействия, и причинам, вызвавшим эти изменения - «чувство меры»; в) к достоинствам и недостаткам собственной деятельности, проявляющейся в процессе интерактивности с учащимися - «чувство причастности».

В силу своей природы мемориальные, художественные, научно-технические музеи и музеи иного профиля способны играть большую роль в нравственно-эстетическом, историко-патриотическом, эколого-охранительном просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного творчества. [1,5]

Однако эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от умения реализовать свой потенциал, превратить каждый экспонат в фактор духовного обогащения человека, стать реальной культуросозидающей силой. Как свидетельствует практика, уровень работы большинства музеев значительно отстает от заложенных в них объективных возможностей. Это ставит новые задачи не только перед музееведением, но и современной педагогикой, которая должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизмы включения человека в мир культуры с помощью музея.

В научной и методической литературе за музеем закрепилась образовательновоспитательная функция, которая обладает широчайшими возможностями в преодолении монополии вербальности. Однако образование предполагает определенную формализацию познавательной деятельности, строится на принципах дидактики,

стр. 175 из 262

опирается на субъект-объектные отношения. Все это присуще школе, и вряд ли целесообразно механически переносить ее функции на другие социальные институты. Музей правомочно считать институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, включающим экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения, реализующим свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества. Будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека. Она должна органично соединить в себе все конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, обеспечить удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулировать развитие его творческих потенций, включить его в процесс усвоения и воспроизводства духовных и материальных ценностей. Значительная роль в решении этой задачи должна принадлежать музейной педагогике. Однако определение реальной роли музея в вовлечении личности в мир культуры, обоснование методик воздействия музея на формирующуюся личность должны стать предметом специального исследования.

Нравственно-эстетическая позиция ребенка и подростка складывается обычно в семье, и, как правило, на уровне обыденного сознания. Школа, опираясь на Государственный образовательный стандарт, придает ей научно обоснованный характер, формирует основы научного восприятия окружающей действительности. Этому способствуют два принципиально важных фактора. Во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоциональнообразного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения.

Литература

1. Hudson К., Nicholls A. The Cambridge guide to the museums of Britain and

Ireland/K. Hudson, A. Nicholls.-Cambridge-New York-Melbourne-Sydney: Cambridge

university press, 2007.

2. Бакушинский А.В. Искусство и музеи. Современные музеи искусства и музеи будущего. М., 2007. С. 136.

3. Волкова Е.В. Зритель и музей (понимание и объяснение, сопереживание и сознание). М.: Знание, 2009. 64 с.

4. Клюкина А.И. О направлениях научноисследовательской работы в Государственном дарвиновском музее / А.И. Клюкина // Труды Государственного дарвиновского музея. М., 2001. Вып.4. С. 35 - 41.

5. Соловьева Н.В. Педагогические возможности музея как элемента

социокультурной среды / Соловьева Н.В. Воронеж: Изд-во Воронежского

госпединститута, 1996. 119 с.

6. Хицова Л.Н. Зоологический музей ВГУ в системе современной школы и ВУЗа (концептуальные положения, возможности зоологической, экологической и общебиологической подготовки) / Л.Н. Хицова, С.Л. Овчинникова, А.Д. Нумеров. Воронеж: Лаборатория оперативной полиграфии, 1995. 51 с.

УДК 930

СЕВЕРНЫЙ МАРШРУТ «МОСКВА - СЕРГИЕВ ПОСАД».

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР Тарусов Вячеслав Николаевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры «История и политология», kafedra@histr.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье говорится о том, что туризм требует для своего изучения новых подходов. Возможности туризма широки, особенно в России, богатой архитектурными, мемориальными и историческими памятниками.

The article says that tourism requires for its exploration of new approaches. Tourism opportunities are wide, especially in Russia, a country that has architectural, historical monuments and memorials.

Ключевые слова: туризм, музей, памятник, история.

Keywords: tourism, museum, monument, history.

Северный путь - историческая дорога из Москвы на Сергиев, Ярославль, Архангельск - к Белому морю. Издавна исхожены эти дороги. По этим местам в X- III вв. проходил оживлённый торговый маршрут. Река Яуза связала водным путём Москву-реку с Окой. Здесь проходила граница поселений племенных восточнославянских союзов -кривичей и вятичей.

В 1337 г. Преподобный Сергей Радонежский, великий подвижник земли Русской, основал Троицкий монастырь. Он расположен на старинном пути, который связал Москву с северными городами. Монастырь стал быстро расти. Он приобретает значение укреплённого форпоста на северных границах Московского княжества. Процветает торговля, развивается и обустраивается теперь уже грунтовая Троицкая дорога - от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.