УДК 069.1(477)
Л. А. Гайда
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ УКРАИНЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Музейная педагогика Украины формировалась в контексте российского и советского музееведения. На Украине сотрудничество музеев и школы стало активно развиваться в последние десятилетия. Есть отдельные обращения к этой тематике ученых и педагогов, анализ публикаций которых свидетельствует о том, что некоторые аспекты развития музейной педагогики разрабатывали Т. Белофастова, С. Богуславский, Л. Гайда, Н. Ганнусенко, О. Гринив, Л. Гурин, М. Заирова, А. Караманов, А. Короткова, И. Лаский, П. Лунев, О. Ляпин, О. Малиновская, Л. Масол, Т. Мацейкив, З. Огризко, Ю. Омельченко, М. Струнка; а П. Бурдейный, И. Буланый, Л. Великая, Ю. Данилюк, И. Кирсим, О. Костюкова, О. Крук, Г. Луговая, В. Обозный, И. Пантелейчук, М. Рябков, Г. Скрыпник, Я. Тре-фьяк, И. Явтушенко рассматривали их косвенно, исследуя другие проблемы. Благодаря возможностям электронных ресурсов стали доступными многие современные достижения музейной педагогики стран СНГ, а перевод на украинский язык в 2005 г. известного пособия Фридриха Вайдахера «Общая музеология» ознакомил широкие круги специалистов с основными понятиями научной теории в европейском контексте.
Деятельность музейно-педагогических центров Украины не исследовалась в современном музееведении, ее актуальность обусловлена недостаточным количеством научноорганизационных учреждений и объединений, занимающихся разработкой и реализацией как теоретических основ, так и специальных музейно-образовательных программ для детей. Цель данного исследования: проанализировать интеллектуально-организационные аспекты развития музейной педагогики на Украине; охарактеризовать современные формы деятельности научных и образовательных центров при учреждениях Министерства образования и науки Украины, Министерства культуры и туризма Украины, государственных и общественных музеях.
При Министерстве культуры и туризма Украины пока что не создан отдельный государственный комитетет музейного дела. Специализированные научно-исследовательские учреждения в отрасле украинского музееведения отсутствуют, разработкой национально-музеологических программ занимаются соответствующие кафедры высших учебных заведений: кафедра Музейного дела, охраны памятников истории и культуры Киевского национального университета культуры и искусств (заведующий - професор С. Оль-говский); кафедра Археологии и музееведения Киевского Национального Университета имени Тараса Шевченка (заведующий - професор Р Терпиловский). В самом университете действуют 8 музеев разного профиля1.
1 Самойленко Л. Г.: 1) Актуальні проблеми правового статусу університетських музеїв у контексті розвитку української духовності та державотворення // УІТА ЛШТ^иЛ: Збірка наукових статей. Київ, 2009. № 7-8. С. 286-292; 2) Учебные музеи Киевского национального университета имени Тараса Шевченко: Феномены культуры или науки? // Музеология - музееведение в XXI веке: Проблемы изучения и преподавания. СПб., 2009. С. 469-485.
Во Львовском национальном университете имени Ивана Франка на кафедре Общей и социальной педагогики читается курс «Основы музейной педагогики», разработанный доцентом А. Карамановым. В его публикациях рассматриваются вопросы, связанные с определением роли музейной педагогики в процессе социализации личности, инновационными формами использования потенциала музеев. Совместно с университетом Заслуженным учителем Украины И. Лаский на базе львовской общеобразовательной школы № 50 им. А. Макаренко осуществляется проект по внедрению современных форм и методов музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс2.
Значительную роль в процессе объединения руководителей музеев высших учебных заведений играет Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт». 23 - 24 ноября 2007 г. во время работы круглого стола «Проблемы и перспективы развития музеев высших учебных заведений Украины» в Государственном политехническом музее Украины обсуждались проблемы определения юридического статуса музеев высших учебных заведений нашей страны, а также использования их потенциала в работе со студенческой молодежью. В принятой резолюции отмечено создание Ассоциации сотрудников музеев высших учебных заведений Украины. С целью усовершенствования деятельности указанных музеев предлагается создать при Департаменте высшего образования Министерства образования и науки Украины научно-методический отдел по работе с музеями вузов, установить для них статус научного подразделения, организовать при Государственном политехническом музее научно-методический центр, составить соответсвующий реестр, осуществить анализ их фондовых коллекций3.
Центр памятниковедения Национальной Академии наук Украины и Украинского общества охраны памятников истории и культуры ежегодно проводит тематические конференции, «Зарембовские чтения», материалы которых издаются в соответствующих сборниках. При Центре открыта асприантура и начал свою деятельность специализированный ученый совет с правом принятия к рассмотрению и проведения защиты диссертаций на соискание научной степени кандидата исторических наук по специальности «26.00.05 - Музееведение. Памятниковедение».
Изучение специфики сотрудничества представителей научных кругов, музееведов и педагогов разных направлений, актуальность идей музейной педагогики в образовательном пространстве все больше привлекают внимание кафедр педагогики, методики внеклассной и внешкольной работы педагогических университетов.
Так, Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды ежегодно проводит Международные научные конференции «Краеведение и учитель» с изданием сборников научных трудов серии «История и география», в которых представлены результаты теоретических исследований и практических результатов деятельности ученых и педагогов центрального и восточного регионов Украины, а также коллег из России (в частности, Белгородского государственного университета)4.
2 См.: Роль музеїв у культурному просторі України й світу: Стан, проблеми, перспективи розвитку музейної галузі (збірник матеріалів загальноукраїнської наукової конференції з проблем музеєзнавства, присвяченої 160-річчю заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д. Яворниць-кого). Дніпропетровськ, 2009. Вип. 11.
3 См.: Матеріали 2-го Круглого столу «Проблеми і перспективи розвитку музеїв ВНЗ України»: Тези доповідей / В авт. ред. 23 - 24 лист. 2007 р. Київ, 2007.
4 Програма Міжнародної наукової конференції «Краєзнавство і вчитель-2009». Харків, 27 лютого 2009 року. Харків, 2009.
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды ежегодно проводит Международные научно-практические конференции по проблемам развития туристско-краеведческой работы в учреждениях образования. Соорганизаторами этих мероприятий выступают Ассоциация учебных заведений Украины туристического и отельного бизнеса, Украинский филиал Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, газета «Краеведение. География. Туризм».
Значительную роль в системе повышения профессионального уровня педагогов играют институты последипломного педагогического образования Украины.
Активным участником процесса использования потенциала музейной педагогики в деятельности учебных учреждений является Кировоградский областной институт последипломного педагогического образования имени Василия Сухомлинского. Здесь разработана система научно-методического обеспечения деятельности музеев при учебных заведениях и краеведческих кружков, сотрудничества с государственными музеями региона. Впервые была организована и проведена научно-методическая конференция «Украинский музей при учебном заведении: история и современность», участие в которой принимали не только представители Кировоградской, но и Винницкой, Донецкой, Закарпатской, Львовской, Черкасской областей, Автономной Республики Крым, города Киева. В частности на секции «Актуальные аспекты музейной педагогики» поднимались вопросы реализации музейно-педагогических программ, подготовки и издания учебно-методических пособий, деятельности музееведческих кружков, современных форм и методов сотрудничества государственных музеев и школы. Материалы конференции изданы отдельным сборником5. В 2009 г. открыта музейная комната по истории педагогики Кировоградщины, на базе которой работает школа мастерства руководителей музеев учебных учреждений.
Востребованным современным педагогическим сообществом Украины оказалось методическое пособие «Музей в учебном учреждении» (автор Л. Гайда), которое включает исторический очерк развития школьных музеев Украины, учебную программу и методические рекомендации для кружков «Юные музееведы», материалы деятельности школы педагогического мастерства руководителей музеев, словарь специальных терминов6.
Сумский областной институт последипломного педагогического образования совместно с Сумским государственным университетом в июне 2010 г. провел Международную краеведческую Интернет-конференцию «Краеведение: научно-методический и практический аспекты», среди ведущих направлений работы - вопросы методики историко-краеведческой работы и музейной педагогики в образовательных учреждениях.
К вопросам музейной педагогики обращаются научные сотрудники и методисты многих институтов последипломного педагогического образования: научный сотрудник лаборатории «Сельская школа» Волынского института последипломного педагогического образования В. Каминская, методист по украиноведению Института последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченко М. Терещенко, методист кабинета общественных предметов Ровенского областного института последипломного педагогического образования И. Люлька, руководитель Музея истории образования Киевщины Киевского областного института последипломного образования
5 См.: Український музей при навчальному закладі: історія і сучасність: Матеріали обласної науково-методичної конф., 4 - 5 вересня 2007 р., Кіровоград / Ред. Л. А. Гайда. Кіровоград, 2008.
6 См.: Гайда Л. А. Музей у навчальному закладі. Київ, 2009.
педагогических кадров О. Рокицкая, работники Института последипломного образования г. Запорожья О. Пачковская, О. Мирущенко, Т. Лысенко и другие.
Значительную роль в развитии музейной педагогики осуществляют более 500 государственных и коммунальных, а так же около 6 000 общественных музеев Украины.
Как научно-организационный центр для музейных педагогов позиционирует себя Педагогический музей Украины Академии педагогических наук Украины (директор В. Малюга)7. 28 мая 2009 г. впервые была организована выставка «Музейно-педагогическая палитра Украины», во время которой сделаны первые шаги для объединения музейных педагогов во Всеукраинскую ассоциацию. Вопрос обсуждался в ходе круглого стола «Музеи при учебных заведениях Украины: современное состояние и перспективы развития». В работе указанных мероприятий приняли участие В. Г. Кремень, президент АПН Украины, О. В. Сухомлинская, академик-секретарь отделения общей педагогики и философии образования АПН Украины, В. П. Малюга, директор Педагогического музея Украины. К участию в обсуждении актуальных вопросов развития музейной педагогики были приглашены ученые, музееведы, музейные педагоги, руководители музеев при учебных заведениях, методисты, ответственные за организационно-методическую работу с музеями и представители детских музейных центров. Среди задач, стоявших перед участниками круглого стола: определение основных тенденций развития музеев учебных заведений, их нормативно-правовой базы; проблемы развития музейной педагогики, поиск путей обновления роли и места музеев в образовательно-культурологичеком пространстве Украины, перспективы создания Ассоциации их руководителей, сотрудничества с учеными и представителями государственных музеев8.
9 июля 2009 г. состоялось рабочее заседание оргкомитета, где обсуждались вопросы проекта устава Ассоциации, ее структуры (предлагается создать секции: «Педагогическо-мемориальные музеи, музеи истории образования», «Музеи высших учебных заведений», «Музеи при учебных заведениях общеобразовательных, внешкольных учебных заведений и профессионально-технических училищ», «Детские музейные центры»). Актуальна идея создания научно-координационного совета, в состав которого предполагается включить ученых, представителей профильных министерств и ведомств, государственных и общественных музеев областей, городов Киева и Севастополя, общественных краеведческих и памятникоохранных организаций. Их совместная деятельность позволит решать насущные проблемы работников музеев и педагогов, создавать и реализовывать современные музейно-образовательные детские программы.
Следует отметитить успешный опыт просветительской работы Национального художественного музея, который реализует специальный проект «Музей и школа: вместе учиться интереснее», а также проводит цикл лекций, семинаров для учеников и педагогов, популяризует систему постоянных клубов просветительской направленности для детей и взрослых.
Во Львовском историческом музее реализован проект Л. Переймы, по итогам которого издана книга «Общественные музеи Львовщины» в 2-х томах с описанием форм работы с детской и студенческой аудиторией.
7 Літописець української педагогіки (Педагогічний музей України: віхи становлення та розвитку) / Укл. О. П. Міхно. Київ, 2009.
8 Програма Всеукраїнської виставки «Музейно-педагогічна палітра України». Київ, 2009.
Черниговский исторический музей имени В. Тарновского совместно с группой «МАТРА /Музеи Украины» Украинского национального комитета ИКОМ в конце 2009 г. организовал семинар «Музейная педагогика: работа с посетителями», в работе которого приняли участие более 60 сотрудников из 11 музеев Черниговщины и города Славутича. Кроме учебной функции, организаторы ставили цель содействовать более тесным контактам заинтересованных лиц, преодолению профессиональной изолированности музейщиков, обсуждению современных тенденций и стандартов научно-образовательной работы. Семинар проходил в форме тренингов и мастер-классов (тренинги «Целевые группы музейной аудитории», «Интерактивные программы и работа с музейными предметами» (тренер - О. Трухан), «Современные системы изучения музейных посетителей» (тренер - Р. Пасичнык), «Стили обучения», «Основы подготовки современной лекции, экскурсии, семинара» (тренер - О. Черемская). Участники семинара смогли ознакомиться с образовательными программами львовских и харьковских музеев.
Одесский муниципальный музей личных коллекций имени А. В. Блещунова (директор - С. Остапова) также провел цикл семинаров: в 2008 г. - «Музей и дети: растем вместе?!», в 2009 г. - «Создаем музей вместе». Их можно назвать творческими лабораториями, где в форме деловых игр, тренингов по созданию или трансформации действующего школьного музея (музейного пространства) участники ознакомились с возможностями музеев, их способами влияния на подрастающее поколение, смогли применить полученные знания и навыки. Рассматривались также нормативно-правовые аспекты создания музея, учета и сохранности музейных коллекций, особенности создания экспозиций для детей. Также анализировались причины, мешающие созданию эффективной деятельности школьных музеев. Участники последнего семинара на практике смогли увидеть игровой арт-тренинг.
Научно-методическим центром по вопросам дальнейшего развития музееведения Украины в последние годы стал Днепропетровский исторический музей имени Д. И. Яворниц-кого (директор - Н. Капустина). Среди наиболее результативных его мероприятий - проведение двух Всеукраинских музейных фестивалей (2005, 2008 гг.), целью которых стало содействие дальнейшему развитию музейного дела, социализации музеев в современном полиэтническом мире, создание модели музея третьего тысячелетия путем определения прогрессивных тенденций, использования компьютерных технологий, воспитание патриотизма, национального достоинства, уважения к многовековым традициям украинского народа и национальных меньшинств, которые населяют Украину.
Во время работы Второго музейного фестиваля «Музеи в современном полиэтническом мире» (16 - 22 сентября 2008 г.) состоялся круглый стол «Музей и дети: детские программы, детский музей, детский музейный центр»9. При обсуждении актуальных вопросов музейной педагогики были представлены все регионы Украины, что дает основания для обобщения и определения современных проблем сотрудничества ученых с представителями музеев и учебных учреждений.
Обсуждаемые вопросы конкретизированы во время проведения всеукраинской научной конференции по проблемам музееведения «Роль музеев в культурном пространстве Украины и мира: современное состояние, проблемы, перспективы развития музейной отрасли», посвященной 160-летию основания Днепропетровского исторического музея
9 Другий Всеукраїнський музейний фестиваль «Музеї у сучасному поліетнічному світі»: каталог учасників / [упор. Н. І. Капустіна, В. М. Бекетова, Ю. М. Малієнко]. Дніпропетровськ, 2008.
(21 - 22 октября 2009 г.)10. На секции «Проблемы научно-просветительской деятельности музеев. Музей и образование» свои творческие проекты и результаты исследований представили музееведы и педагоги из Киева, Днепропетровской, Запорожской, Кировоградской, Одесской, Львовской областей, а также Автономной Республики Крым. Выработаны рекомендации относительно дальнейшего сотрудничества, принята резолюция, в которой одним из приоритетных направлений признано развития музейной педагогики, а также интерактивных технологий просветительской деятельности.
Интересные направления прослеживаются в ряде харьковских музеев. Так, Литературный музей организовал учебный семинар для музейных работников «Музейная педагогика: открытость, творчество, эффективность», Музей истории Харьковского университета имени Д. Каразина - Луневские чтения «Музейная педагогика: опыт, проблемы, перспективы».
Получили общественный резонанс музейные программы для детей во Львовской галерее исскуств, Национальном музее имени Андрея Шептицкого (г. Львов). Открыт центр музейной педагогики при Винницком областном художественном музее. Популярностью среди детей пользуется Музей игрушки в Киеве.
Особого внимания заслуживают музеи при учебных заведениях, которые находятся в сфере управления Министерства образования и науки Украины. По результатам смотра музеев при учебных заведениях системы Министерства образования и науки Украины на декабрь 2007 г. их насчитывается 3 88711. Их учет и организационно-методическое руководство осуществляют Украинский государственный, Крымский республиканский, областные, районные, городские центры туризма и краеведения учащейся молодежи, станции юных туристов. Исторически сложилось так, что именно эти учреждения организуют краеведческую работу со школьниками и студентами, в том числе и в музеях при учебных заведениях: формируют нормативную базу, проводят смотры деятельности, определяют лучших, представляют на присвоение звания «Отличный музей», популяризуют лучший опыт на всеукраинских семинарах, конференциях, слетах, поощряют педагогов-участни-ков ежегодного конкурса на лучший методический материал туристско-краеведческой тематики (номинация «Методические рекомендации»)12.
Но это направление лишь одна из составляющих деятельности указанных внешкольных учреждений и, не являясь приоритетным, не дает возможностей осуществлять постоянную интегративную научно-методическую деятельность, привлекать к сотрудничеству ведущих музеологов, популяризовать инновационные музейно-образовательные технологии. Есть насущная необходимость в создании на всеукраинском и региональном уровнях информационно-ресурсных и научно-методических центров по музейной педагогике, которые бы обеспечили сотрудничество и творческие контакты между научными работниками, педагогами, психологами, методистами, координаторами деятельности музеев при
10 См.: Роль музеїв у культурному просторі України й світу: стан, проблеми, перспективи розвитку музейної галузі (збірник матеріалів загальноукраїнської наукової конференції з проблем музеєзнавства, присвяченої 160-річчю заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д. Яворниць-кого). Вип. 11. Дніпропетровськ, 2009.
11 Наказ Міністерства освіти і науки України від 05.05.2008 № 368 «Про підсумки проведення огляду музеїв при навчальних закладах, які перебувають у сфері управління Міністерства освіти і науки України».
12 Нормативна база діяльності музеїв навчальних закладів системи Міністерства освіти і науки України / Упор. Н. В. Савченко. Київ, 2006.
учебных заведениях путем внедрения системы проблемно-тематических семинаров и тренингов, адаптируя европейский опыт на нашей национальной почве.
Профильные внешкольные туристско-краеведческие учреждения Волынской, Днепропетровской, Закарпатской, Луганской, Львовской областей и города Киева издали справочники и путеводители по школьным музеям своих регионов, в которых популяризируют музейные коллекции и интересные формы работы.
Международный центр детско-юношеского туризма Главного управления образования и науки г. Киева на протяжении многих лет разрабатывал систему работы с руководителями школьных музеев: семинары, деловые игры, тренинги. В марте 2010 г. был организован первый конкурс юных экскурсоводов музеев учебных заведений г. Киева, который проходил в два тура: первый, отборочный (юные экскурсоводы представляли фрагмент экскурсии по экспозиции музея до 5 минут с презентацией и наглядными материалами) и второй (участники во время домашнего задания представляли свой школьный музей, характектеризуя самые интересные экспонаты, и выполняли два конкурсных специальных задания). В финале конкурса были представлены разнообразные музеи: истории города, школы, становлення детского туристко-краеведческого движения, военно-исторические и мемориальные.
Популярными среди педагогов Украины стали газеты и брошюры издательств «Школьный мир» (Киев) и «Основа» (Харьков), которые публикуют методические рекомендации, сценарии, разработки музейных уроков, заочные путешествия по музеям городов и сел нашей страны. Постоянное внимание развитию музейной педагогики и школьного туризма уделяет редакция газеты для педагогов «Краеведение. География. Туризм» издательства «Школьный мир» (редактор - В. Серебрий).
Таким образом, нами представлен опыт работы учреждений разных типов и ведомственной подчиненности, в деятельности которых используются элементы музейной педагогики. Отсутствие музееведческих научно-координационных и методических учреждений на Украине негативно сказывается на создании и реализации музейно-педагогических программ. Процесс их активного внедрения происходит как бы снизу, инициатива исходит от практиков: с одной стороны, это работники музеев, пытающиеся привлечь к себе основную категорию посетителей - детей и студентов, с другой стороны - педагоги, использующие инновационные педагогические технологии с привлечением музейных коллекций. Поэтому было бы эффективным проведение научной конференции на всеукраинском уровне по проблемам музейной педагогики, которая бы определила состояние, проблемы и перспективы ее развития, положив начало формированию украинской научной школы музейных педагогов.
Информация о статье
Автор: Гайда Лариса Анатольевна - заведующая учебно-методическим кабинетом укра-иноведения и краеведения, Украина, Кировоградский областной институт последипломного педагогического образования имени Василия Сухомлинского, gavda73@ukr. net Заглавие: Музейно-педагогические центры Украины: Опыт и перспективы развития. Абстракт: В статье проанализирован современный опыт работы музейно-педагогических центров Украины, дана оценка перспектив их дальнейшего развития и сотрудничества. Одной из целей исследования было проанализировать интеллектуальные и организацион-
ные аспекты развития музейной педагогики на Украине: современные формы, в которых музейно-педагогические центры, действуют в системе министерств, публичных музеев и т.д. Отмечено, что отсутствие музееведческих научно-координационных и методических учреждений на Украине негативно сказывается на создании и реализации музейно-педагогических программ. Процесс их активного внедрения происходит как бы снизу, инициатива исходит от практиков. Кроме того, в статье дается характеристика основных украинских публикаций и конференций последнего времени, посвященных проблемам музейной педагогики.
Ключевые слова: музей, музейная педагогика, Украина.
Information on article
Author: Gayda Larisa Anatolievna - Head of Chamber of Ukrainian and Regional Studies, Ukraine, Kirovograd in Service Teachers’ Training Institute named after Vasily Sukhomlinsky, [email protected]
Title: The museum-pedagogical centers of Ukraine: contemporary experience and prospects of development.
Abstract: The article presents analysis of contemporary experience of museum-pedagogical centers of Ukraine, submitted proposals for cooperation and development prospects. The purpose of the study is to analyze the intellectual and organizational aspects of museum education in Ukraine: the modern forms of scientific-educational centers in institutions of the Ministry of Education and Science and the Ministry of Culture and Tourism, government and public museums. It is given the characteristics of higher educational institutions and institutes of postgraduate pedagogical education, State and public museums, which are actively carrying out innovative museum educational programs. The author analyzes the potential of museums educational institutions of Ukraine, organization and methodological aspects of their activities, forms of cooperation with the state museums, present educational tools. Ukraine has not the special scientifical and methodological agencies invited to organize a thematic-Ukrainian scientific-practical conference on museum education.
Key words: museum, museum pedagogy, Ukraine.