УДК 006.90+908
А. О. Дыртык-оол
МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ КРАЕВЕДОВ В. П. ЕРМОЛАЕВА И Н. М. БОГАТЫРЕВА В ТУВЕ
В статье рассматривается роль русских краеведов в становлении и развитии музейного дела в Туве с 1926 по 1944 год. Показана роль В. П. Ермолаева как фотографа, запечатлевшего исторические события в Туве и как первого директора Государственного музея Тувинской Народной Республики. Благодаря деятельности советского специалиста Н. М. Богатырева музей превратился в научный центр по изучению истории, культуры и экономики края.
Ключевые слова: краеведческое движение, Государственный музей Тувинской Народной Республики, комплектование фондов, научно-исследовательская и экспозиционная работа.
A. O. Dyrtyk-ool
МUSEUM RESEARCHES OF ERMOLAEV V. P. AND BOGATYREV N. M., RUSSIAN ETHNOGRAPHERS, IN TUVA
This article gives information about the role of the Russian ethnographers in foundation and development of Tuva Republic from 1926 to 1944. The contribution of Ermolaev V. P. as a photographer, who depicted the historical events in Tuva, and as the first director of The State Museum of Tuvan People' s Republic is shown. Owing to the research of Soviet specialist Bogatyrev N. M., the museum became a scientific centre of Tuva to research its history, culture and economics.
Keywords: development of ethnography, The State Museum of Tuvan People s Republic, completing assets, research and exposition work.
В. П. Ермолаев (1892-1982) и Н. М. Богатырев (1909-1985) внесли большой вклад в культурное развитие Тувинской Народной Республики, существовавшей в Центре Азии с 1921 по 1944 годы. Их деятельность тесно связана со становлением и развитием музейного дела Тувы.
В. П. Ермолаев впервые посетил Туву в 1913 году как фотограф в составе почвенной экспедиции, организованной Красноярским краеведческим музеем. Это было за год до объявления российского протектората над Тувой. В 1914 году начинается закладка города Белоцарска (ныне Кызыла) как будущей столицы Урянхайского края (бывшее официальное название Тувы), включенного в состав Енисейской губернии. В 1916 году В. П. Ермолаев переехал на постоянное местожительство и стал очевидцем великих исторических перемен в Туве.
В Белоцарске он устроился статистом в Переселенческом управлении и продолжил работать на этой должности при советской власти в Краевом совете г. Красный (Кызыл).
Как фотограф-документалист он старался зафиксировать почти все исторические и культурные события в Туве и сфотографировать по возможности исторических личностей. Благодаря краеведу мы имеем возможность познакомиться с феодальной Тувой: это тувинские правители хошунов (административно-территориальная единица), чиновники среднего звена, члены русского переселенческого управления, буддизм, шаманизм, быт и традиционная культура тувинского народа. Он не остался в стороне от исторических событий, связанных с влиянием на Туву революционных событий в России. Фотографии В. П. Ермолаева свидетельствуют о борьбе местных больше-
виков и их сторонников за передачу власти Советам. Он успел побывать на совместном совещании русского и тувинского народов в 1918 году и зафиксировать исторический момент - заключение договора о самоопределении тувинского народа, взаимопомощи и дружбе между двумя народами.
Знаменательным событием в истории тувинского народа стал Всетувинский учредительный хурал (съезд) 1921 года, который провозгласил образование национального государства и положил начало зарождению и развитию в Туве совершенно новой политической системы. Независимость государственности закреплена нормативными документами: первой Конституцией Республики Танну-Тува Улус (народа Урянхая), а также международными актами признания со стороны ее ближайших соседей - СССР (1921) и Монголии (1926). По словам С. К. Шойгу, «молодая республика вполне отвечала характеристикам суверенных государств: самоидентификация всего народа как единой нации, единство территориального и экономического пространства, сформировавшиеся институты управления, национальная правовая система, пограничная служба и т. д.
Со временем были созданы и соответствующие атрибуты государственности: государственная символика, денежные знаки и знаки почтовой оплаты» [5]. В. П. Ермолаев показал в своих фотографиях становление и развитие государственности и политической системы Тувинской Народной Республики, а также правящую элиту, бывших феодалов, которые руководили государством до конца 1920-х годов. Одной из важных задач, проводимых тувинским правительством, было создание новой культуры, приобщение народных масс к ней и знаниям, проведение идейно-воспитательной работы среди коренного населения. Культурная политика государства претворялась в жизнь через культурно-просветительные учреждения, в том числе музея.
Становление первого музея в Туве связано с деятельностью краеведческого общества «Урянховедение», которое сформировалось в крае с задачами всестороннего изучения края и распространения среди местного населения естественноисторических знаний, где одним из активных членов был В. П. Ермолаев. Идея учреждения общества принадлежала новому консулу И. Чичаеву, приехавшему в Туву в 1925 году1. Членами общества были представители консульства СССР и различных государственных учреждений, а позднее учителя и школьники Русской само-управляющей трудовой колонии. Их деятельность началась в первую очередь с обращения к жителям русских поселков с просьбой сообщать об археологических находках, крупных памятниках старины, находящихся на территории Тувинской Народной Республики, а также о наличии этнографических и геологических материалов, документах и предметах, относящихся к периоду гражданской войны. В адрес общества поступали рукописные материалы о революционном и партизанском движении в крае. Поисково-собирательская деятельность краеведов по изучению истории, экономики и природы Тувы принесла неплохие результаты. В августе 1925 года по решению общества В. П. Ермолаев принял участие на выставках восточной культуры в Москве и Ленинграде с фотоматериалами о Туве, одновременно он должен «завязать деловую связь с ассоциациями и музеями по востоковедению, по возможности получить материалы и литературу для кружка».
В Минусинский музей поступило сообщение от заведующего отделом народного образования МВД ТНР Соднома в 1926 году о создании народного музея. Большинство материалов по изучению природы, быта, памятников старины, производительных сил
1 В 1920 году советское правительство удовлетворило просьбу делегатов X съезда русского населения в Туве об учреждении должности консула.
было собрано В. П. Ермолаевым. К сожалению, общество и музей функционировали до 1929 года. Трудно объяснить причины прекращения краеведческого движения, видимо, это связано с отъездом консула И. Чи-чаева, главного инициатора и руководителя общества.
В 1928 году В. П. Ермолаев как фотограф запечатлел важное событие: собрание бедняков - аратов, - где ставились вопросы
о конфискации имущества феодалов и сохранении предметов материальной культуры для будущего музея [3]. По инициативе членов партийной организации при правительстве 13 мая 1929 года на заседании Политбюро ЦК ТНРП рассмотрен один вопрос: создание краеведческого музея тувинского народа. При единогласном решении директором был назначен В. П. Ермолаев. Сначала Тувинский музей функционировал при Министерстве внутренних дел ТНР, занимавшемся вопросами культуры, просвещения и здравоохранения. В 1930 году В. П. Ермолаев был командирован Министерством внутренних дел ТНР в Москву и Ленинград для установления связи с научными учреждениями СССР, прежде всего с Академией наук и ее музеями.
Находившийся при консульстве СССР в Кызыле представитель Всесоюзного общества культурной связи с зарубежными странами (ВОКС) А. Шилин обратился с письмом в научные и культурные учреждения с просьбой оказать содействие В. Ермолаеву в выполнении порученного дела, тем самым помочь правительству ТНР в создании музея, а именно в комплектовании фондов для будущего музея в Туве, в котором «имеются три отдела: местный, то есть краеведческий, революции и общеобразовательный».
В. П. Ермолаев посетил многие культурные и научные учреждения, которые передали Тувинскому музею издаваемые ими книги, плакаты и другие материалы, характеризующие культурную, экономическую и
общественную жизнь СССР и других стран. Он посетил музеи, выставки, научные лаборатории, кабинеты ученых. Встречался с такими крупными учеными, как академик, минеролог А. Ч. Ферсман, палеонтолог М. В. Павлова, академик-востоковед
С. Ф. Ольденбург и др. Позже В. П. Ермолаев вспоминал: «...для многих Тува представлялась кусочком Центральной Азии, о которой можно было узнать только из сугубо специальной литературы, очень и очень ограниченной и разбросанной по времени девятнадцатого и начала двадцатого столетия. Приходилось объяснять, как жил народ при нойонах и феодалах, чем люди питаются и т. д. После таких бесед некоторые считали себя первооткрывателями Тувы» [3].
Официальное открытие музея состоялось в августе 1930 года. Присутствовали члены правительства и представители общественности Тувы. Были приглашены члены комиссии по созданию тувинской письменности профессор Л. Д. Покровский, А. А. Пальмбах и другие. Основное назначение первой музейной экспозиции - «возбудить у населения интерес к музейному делу, к изучению родного края». Систематическая просветительная работа со школьниками в форме экскурсий и бесед проводилась В. П. Ермолаевым с целью привлечения их к изучению истории и природы. В 1932 году по просьбе Государственного ботанического сада АН СССР музеем было проведено обследование территории ТНР с целью выявления каучуконосных растений. Ежегодно в Туве работали различные научные экспедиции. По просьбе В. П. Ермолаева в их состав включали юных краеведов. Это способствовало работе по сбору экспонатов, а главное сыграло определенную роль в развитии краеведческой мысли и приобретении навыков в научно-полевых работах.
1 мая 1933 года в музее была открыта выставка, где местные материалы отражали в сравнительном плане жизнь дореволюци-
онной и современной Тувы. Тематико-экспо-зиционный план был разработан В. П. Ермолаевым. Выставка состояла из двух разделов.
В первом по теме «Старая Тува» был применен характерный для того времени старый подход к музейному отражению социальнополитической истории Тувы до Октябрьской революции, целью которой являлся показ существовавшего неравенства и закабаления трудящихся аратов. Во втором разделе «Новая Тува» социальная действительность была показана с позиции одной партии. Партийный подход к отражавшим историческим явлениям и процессам считался основным принципом.
Важным событием в культурной жизни республики стало открытие художественной выставки картин в Кызыле, подаренных советскими музеями и привезенных В. П. Ермолаевым. В начале 1930-х годов тувинские араты впервые познакомились в музее с шедеврами русских и западноевропейских художников ХУИ-Х1Х веков. Эта выставка картин сыграла большую роль в становлении своих профессиональных художников в республике.
После снятия с должности директора музея В. П. Ермолаева в 1934 году наступает кризис в музейном деле. Назначаемые сверху руководители не были заинтересованы в развитии музейного дела. Музей не шел по пути роста в своем развитии, его состояние было неудовлетворительным, поэтому он был «законсервирован». Созданная
В. П. Ермолаевым экспозиция была свернута, все экспонаты были сложены в склад. Позже при переучете выяснилось, что многие экспонаты пришли в негодность или испорчены, их невозможно отреставрировать, а наиболее ценные похищены.
Во второй половине 1930-х годов
В. П. Ермолаев был очевидцем великих перемен, работая на должности фотокорреспондента газеты «Красный пахарь». Он за-
печатлел важные культурные события в Туве: мероприятия по ликвидации неграмотности населения, созданию сети школ и интернатов для детей аратов, национального театра.
В начале 1940-х годов возникла необходимость в восстановлении Тувинского музея. Это было вызвано возросшими культурными потребностями населения, общим повышением уровня грамотности, достигшего 60 % от общего числа населения. На II Пленуме ЦК ТНРП (1940) было принято решение о возрождении музея, открытие которого планировалось к празднованию 20-летнего юбилея ТНР. В докладе министра культуры ТНР С. Тагба сказано о том, что при правительстве ТНР создан комитет по культурным делам, который в дальнейшем будет курировать работу музея, и приглашен специалист по музейному делу.
Значительный вклад в возрождении музейного дела в Туве в первой половине 1940-х годов внес советский специалист из Москвы Н. М. Богатырев. В первую очередь он установил тесную связь с Научно-исследовательским институтом музейно-краеведческой работы АН СССР, Красноярским и Минусинским музеями. На основе имеющихся ранее собранных материалов Н. М. Богатыревым составлен тематико-экспозиционный план отдела природы. Получен положительный отзыв от научно-исследовательского института музейно-краеведческой работы СССР
Открытие новой экспозиции Государственного музея ТНР состоялось 21 июля 1941 года, это событие было посвящено X Великому Хуралу (съезду)2, где была принята Декларация об участии тувинского народа в борьбе против фашизма. В 1941 году Н. М. Богатыревым было разработано Положение о Государственном музее ТНР крае-
2 X Великий Хурал состоялся 22 июня 1941 года.
ведческого профиля. Основными задачами музея являлось выполнение функции документирования, охраны и сохранности экспонатов, проведение культурно-массовой работы среди населения с целью повышения политического уровня трудящихся и воспитания патриотизма и атеизма. При музее был организован музейно-краеведческий совет, в состав которого, кроме сотрудников музея, вошли представители министерства просвещения, школ, активисты-краеведы. На заседаниях обсуждались планы работы музея, тематико-экспозиционные планы, музейных кружков. Музей давал наглядную и всестороннюю картину современной жизни ТНР «путем демонстрации натуральных экспонатов и поясняющих их чертежей, карт, планов, рисунков, фотографий, диаграмм, схем. Одной из целей деятельности музея было «показывать прошлое как поучительный материал для выводов и сравнений с настоящим временем с помощью экспонатов в отделе дореволюционной Тувы». Н. М. Богатырев привлек к краеведческой работе революционный Союз молодежи. Центральный Комитет ревсомола ТНР вынес специальное решение о развертывании работы музейнокраеведческих кружков в хошунах и сумонах республики. Это дало возможность с помощью активистов собрать ценные сведения и материалы по изучению страны.
При содействии Н. М. Богатырева музейную деятельность продолжил В. П. Ермолаев, который был назначен заведующим отделом природы. Краеведы создали стенды по темам: «Происхождение земли», «Происхождение жизни», «Происхождение человека», «Учение Дарвина». В отделе природы были отражены следующие разделы: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, почва, реки и озера, растительность и животный мир. Здесь была представлена рукописная карта Тувы с учетом последних данных экспедиции горного управления ТНР.
Фотографии свидетельствовали о занятиях населения, живущего в различных хошунах. В распоряжении одиноких посетителей имелся фотоальбом «Коллекция образцов полезных ископаемых». Экспонировались чучела пушных зверей, птиц, имевших промысловое значение, снаряжения охотника. Дополнениями к экспозиции являются альбомы о передовых сельскохозяйственных артелях ТНР.
В экспозиции отдела «Революционная Тува» экспонировались материалы, отражающие события на фронте, подвиги бойцов Красной Армии, интернациональный долг тувинского народа. Музейными работниками были созданы выставки немецких трофеев -обмундирования и вооружения, - привезенных из места расположения Брянского фронта членами тувинской делегации.
Определенные успехи были достигнуты в выставочной деятельности. С 1941 по 1944 годы научными сотрудниками организованы 11 выставок, созданных по тематикоэкспозиционному плану Н. М. Богатырева. Так, выставки «Что сделано Тувинской Народной Республикой под руководством ТНРП для помощи Советскому Союзу в деле разгрома фашизма» и «Работа Тувинценкоо-па» посвящены двадцатилетию Тувинской Народной Республики. Для Красноярского краеведческого музея была создана выставка «ТНР в дни Великой Отечественной войны», где были отражены достижения в области промышленности Тувы, сведения о передовиках производства, тувинских добровольцах, отряде народного ополчения, Тувинской народно-революционной армии и др.
Музеем организована выставка «Опыт передовиков аратов-скотоводов и колхозников ТНР». Мероприятие проводилось с целью «разъяснения решений партии и правительства, направленных на выполнение плана роста поголовья скота, роста посевных площадей и урожайности в 1942 году, популяризации опыта животноводов и колхозни-
ков, мобилизации широких аратских масс на оказание материальной помощи Красной Армии». Открытая в 1942 году выставка «Освоение лыжного производства на Кызыл-ском лесозаводе» свидетельствовала о развитии местной промышленности. Выставка «Аратское хозяйство» состояла из трех разделов: аратское хозяйство до революции, аратское хозяйство после революции, перспектива развития аратского хозяйства, где главным лозунгом были такие слова: «Чем быстрее аратское население перейдет от кочевого образа ведения хозяйства на оседлость, тем скорее будет жить зажиточно и культурно».
Под руководством Н. М. Богатырева составлен проект словаря терминов по природе на русском и тувинском языках. По его просьбе получена от ВОКС коллекция муляжей раздела «Происхождение человека». Труды Н. М. Богатырева свидетельствовали о его стремлении к возрождению краеведческого движения в Туве. Он считал, что «краеведение развивает самодеятельность масс, привлекает их к непосредственному участию в строительстве нового государства, обогащает молодую тувинскую науку новыми материалами и сведениями о прошлом и настоящем Тувы. Массовое краеведение - это надежная опора для молодых научных сил ТНР». Несмотря на то, что эти работы написаны почти 60 лет тому назад, некоторые их положения являются актуальными на сегодняшний день для краеведов.
Укреплялась связь между музеями Тувы и Советского Союза. Так, например,
Н. М. Богатырев в марте 1942 года по решению правительства ТНР был командирован в гг. Красноярск и Минусинск с целью получения консультаций по дальнейшей организации музея. 16 июня 1943 года Д. Б. Данзын-оол, директор музея, и
Н. М. Богатырев участвовали в заседании ученого совета Красноярского краеведческого музея, где были приглашены представи-
тели научных и общественных организаций, в том числе и высших учебных заведений (педагогического, медицинского и лесотехнического институтов).
В 1940-е годы Государственный музей считался уже главным центром научной работы в республике. Его первой научноисследовательской работой является внешнее обследование и описание археологических памятников на территории Пий-Хемского, Барум-Хемчикского, Бай-Тайгинского, Сут-Хольского, Чаа-Хольского и Каа-Хемского хошуунов, методикой которой научные сотрудники хорошо овладели. С первых шагов своей деятельности музеем была установлена тесная связь с населением республики. В Пий-Хемском хошуне было создано несколько краеведческих кружков, члены которых активно включались в работу по изучению родного края, в своих письмах они сообщали о новых находках исторических памятников. Полученные от них сведения позволяли выявить район, где можно было развернуть исследовательскую работу.
Тувинский музей привлек аратов и общественные организации к охране памятников истории Тувы [4]. Об этом свидетельствует, например, постановление, принятое в 1942 году Барун-Хемчикским хошунным комитетом ТНРП и Президиумом хошунно-го хурала депутатов трудящихся, в котором, в частности, говорилось о необходимости «взять под особое наблюдение курганы, старинные могилы, пещеры, каменные изваяния, каменные стелы, наскальные изображения, старые места металлообработок, остатки хурэ (монастырей - А. Д.) и других построек» [1]. На территории Пий-Хемского хо-шууна было обследовано 492 кургана. Было подробно описано 359 курганов. Сотрудниками музея были обнаружены каменные плиты с надписями и рисунками возле поселков Ар-жан и Чкаловка. Встречались разграбленные курганы, найденные в них предметы быта
(железный нож, медная чаша, деревянные ложки, щипцы, молоток) в дальнейшем были включены в экспозицию. От местных жителей были собраны дополнительные сведения о наличии и расположении археологических памятников, записаны легенды, например, о старинном плоте на горе Буура Улуг-Хемского хошуна.
Вторая экспедиция Государственного музея ТНР состоялась летом 1942 года в западных хошунах: Барум-Хемчикском, Бай-Тайгинском, Сут-Хольском. Основной задачей являлось проведение внешнего описания археологических памятников. Всего было обследовано 103 кургана, множество каменных изваяний, каменных стел с петроглифами. Таким образом, фонды музея значительно пополнились коллекциями по древней истории Тувы. Это, в первую очередь, связано с деятельностью В. П. Ермолаева и Н. М. Богатырева, их материалы позже были включены в постоянную экспозицию. Собранные находки свидетельствовали о наличии в Туве развитого земледелия и ремесел с древнейших времен. Благодаря Н. М. Богатыреву музей превратился в подлинный научный центр, занимавшийся исследованием исторических памятников, в центр агитационнопропагандистской работы среди населения, ставший активным помощником партии в идейно-политическом воспитании масс в трудные годы Великой Отечественной войны, экспозиционные материалы которого призывали к борьбе против фашизма.
Таким образом, становление и развитие музейного дела имели свои особенно-
сти, в отличие от других регионов Сибири. Возникновение краеведческого общества «Урянховедение» связано с деятельностью представителей Русской самоуправляю-щей трудовой колонии. История Государственного музея ТНР связана с именем его первого директора, фотографа В. П. Ермолаева, внесшего большой вклад в комплектование фондов музея. В 1940-1944 годы музей оформился как научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение. Заслуга Н. М. Богатырева в исторической науке в том, что он и сотрудники музея, в том числе В. П. Ермолаев, первыми начали вести внешнее обследование древних исторических памятников. Результатом явилось улучшение экспозиционной работы за счет введения новых археологических материалов по истории Тувы.
Музей начал разворачивать свою деятельность во всех направлениях, установив тесную связь с научными учреждениями, Красноярским и Минусинским музеями, оказавшим большую помощь в комплектовании фондов музея, в улучшении научной и экспозиционной работы. Помимо краеведческих материалов музей ориентировался на освещение советской тематики. Новым веянием явилось то, что культурно-просветительная деятельность проявилась в форме передвижных выставок для обслуживания аратов-кочевников в отдаленных районах республики, являвшиеся наглядной агитацией для мобилизации всех ресурсов на разгром общего врага тувинского и советского народов -фашизма.
Литература
1. Богатырев Н. М. Задачи краеведения в ТНР // Под знаменем Ленина-Сталина. - 1943. - № 2. - С. 72.
2. Богатырев Н. М. Рождение краеведческого музея // Тувинская правда. - 1959. - 6 сентября.
3. Ермолаев В. Так начинался музей // Тувинская правда. - 1967. - 19 марта.
4. Грач А. Д. Древние кочевники в Центре Азии. - М.: Наука, 1980. - С. 5.
5. Урянхай. Тыва дептер. Танну-Тувинская Народная Республика (1921-1944 годы) / сост. С. К. Шой-
гу. - М.: Слово, 2007. - Т. 6. - С. 8.
Literatura
1. Bogatyrev N. M. Zadachi kraevedenija v TNR // Pod znamenem Lenina-Stalina. - 1943. - № 2. - S. 72.
2. Bogatyrev N. M. Rozhdenie kraevedcheskogo muzeja // Tuvinskaja pravda. - 1959. - 6 sentjabrja.
3. Ermolaev V Tak nachinalsja muzej // Tuvinskaja pravda. - 1967. - 19 marta.
4. Grach A. D. Drevnie kochevniki v Centre Azii. - M.: Nauka, 1980. - S. 5.
5. Urjanhaj. Tyva depter. Tannu-Tuvinskaja Narodnaja Respublika (1921-1944 gody) /sost. S. K. Shojgu. -M.: Slovo, 2007. - T. 6. - S. 8.
УДК 008
Е. Е. Леонов, А. В. Тараканов
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
Авторы статьи раскрывают особенности экскурсионной методики, приводят мнение специалистов экскурсионной работы, акцентируя внимание на ее практических аспектах. Также в статье раскрываются основные теоретические и практические особенности экскурсионного показа и рассказа.
Ключевые слова: экскурсия, методика, рассказ, показ, объект.
E. E. Leonov, A. V. Tarakanov FEATURES OF TECHNIQUE OF CARRYING OUT THE EXCURSIONS
Authors of article open features of excursion technique, give opinion of experts of excursion work, focusing attention on its practical aspects. Also in the article the main theoretical and practical features of excursion display and story are revealed.
Keywords: excursion, technique, story, display, object.
Проблемы организации экскурсионной деятельности были и остаются актуальными, при этом в отечественной методической литературе освещены недостаточно [10, с. 4]. В настоящее время экскурсионная работа приобретает все большую популярность, поскольку именно экскурсия является одной из ведущих форм развития культурно-образовательного уровня личности. Однако проведение экскурсии не следует рассматривать в качестве простой формы деятельности, позволяющей за счет подготовленных индивидуального текста и маршрута легко контролировать группу экскурсантов. С точки зрения экскурсанта качественной является экскурсия, в которой запоминается не только информация, но также рассказ и показ экскурсовода, то есть весь экскурсионный процесс. С точки зрения экс-
курсовода качественной является экскурсия, во время которой правильно используются методические приемы рассказа и показа -экскурсионная методика. В целом же проведение экскурсии является одной из наиболее сложных форм образовательного процесса, хотя в отечественной методической литературе данные вопросы освещены недостаточно полно [10, с. 4].
В современной литературе существует несколько понятий экскурсии. На наш взгляд, наиболее близко к постановке нашей проблемы подходят определение экскурсии и музейной экскурсии.
Б. В. Емельянов в учебнике «Экскур-соведение» предлагает следующее определение: «Экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение