Научная статья на тему 'ЖИВОПИСЬ СААЯ САРЫГ-ООЛА В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ЖИВОПИСЬ СААЯ САРЫГ-ООЛА В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Ш. Саая / живопись / творчество / картина / художник / живописец / художники Тувы / музейная коллекция / художественный фонд / Национальный музей Республики Тыва / НМ РТ / S.Sh. Saaya / painting / creativity / painting / artist / painter / artists of Tuva / museum collection / art fund / National Museum of the Republic of Tyva / NM RT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ооржак Вероника Доткан-Ооловна

В статье дана характеристика музейной коллекции живописных картин одного из ведущих художников Тувы ХХ века, члена Союза художников СССР, лауреата премии комсомола Тувы Сарыг-оола Шогжут-ооловича Саая (1937-1992). Автором статьи прослежена история комплектования коллекции, проанализирован ее тематический состав, уточнены некоторые данные по отдельным картинам художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAINTING SAAY SARYG-OOLA IN THE FOUNDATIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

The article gives a description of the museum collection of paintings by one of the leading artists of Tuva of the 20th century, a member of the Union of Artists of the USSR, laureate of the Komsomol Prize of Tuva Saryg-ool Shogzhut-oolovich Saay (1937-1992). The author of the article traced the history of the acquisition of the collection, analyzed its thematic composition, clarified some data on individual paintings by the artist.

Текст научной работы на тему «ЖИВОПИСЬ СААЯ САРЫГ-ООЛА В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

_Ермолаевские чтения - 2022

А. В. Моравов ушел из жизни в 1951 году. Но он не ушел без следа. Александр Викторович живет в своих творениях, в которые вложил жар своей души, горячую любовь к Родине, темперамент и мастерство. Будучи приверженцем глубоко реалистического отображения действительности, Моравов был одинаково правдив, изображая простую незатейливую жизнь дореволюционной глубинки и полные воодушевления будни строителей новой России. А. В. Моравов писал: «В самой природе искусства есть что-то зовущее и обещающее открыть тайну жизни, и в этом - его вечная волнующая и привлекательная сила. Путь воздействия искусства на человека очень сложен и вместе с тем очень прост. Нужно, чтобы художник, движимый желанием быть полезным человечеству, был искренен в своем творчестве и любил то, что он делает» [Пикулев, 1950: 238].

Великолепный жанрист и мастер лирического пейзажа, иллюстратор, профессор, педагог, пропагандист, он перенёс на свои полотна целую эпоху, в которой жил, работал, мечтал, которой восхищался всей душой. Его картины правдивы и эмоциональны, и этим особенно ценны для нас, любителей и ценителей искусства [Горкин, 2007: 604].

Список литературы:

Алексич М. Н., Нестерова Е. В. Школа изобразительного искусства. Вып. 5. М., 1994.

197 с.

Александр Викторович Моравов // Мастера советского изобразительного искусства: Произведения и автобиографические очерки. Живопись. М.: Искусство, 1951. С. 604.

Бармаш О. Разнообразные средства и технологии. Юный художник. 2000. № 9. C. 34.

Бесчастнов Н. П. Живопись: учебное пособие / Н. П. Бесчастнов. М.: Изд-во «Владос», 2010. C. 32.

Горкин А. П. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия: М.: Росмэн, 2007. С. 604.

Пикулев И. И. Александр Викторович Моравов. М.: Искусство, 1950. С. 238.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Гринь Ольга Викторовна, старший научный сотрудник, КГБУК Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское». Шушенское, Россия. Электронный адрес: grin.olga2011@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga V. Grin, senior researcher, KGBUK of the Historical and Ethnographic MuseumReserve «Shushenskoye». Shushenskoye, Russia. E-mail: grin.olga2011@yandex.ru

УДК 75.03

ЖИВОПИСЬ СААЯ САРЫГ-ООЛА В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Ооржак В. Д.

Аннотация. В статье дана характеристика музейной коллекции живописных картин одного из ведущих художников Тувы ХХ века, члена Союза художников СССР, лауреата премии комсомола Тувы Сарыг-оола Шогжут-ооловича Саая (1937-1992). Автором статьи прослежена история комплектования коллекции, проанализирован ее тематический состав, уточнены некоторые данные по отдельным картинам художника.

_Ермолаевские чтения - 2022

Ключевые слова: С. Ш. Саая, живопись, творчество, картина, художник, живописец, художники Тувы, музейная коллекция, художественный фонд, Национальный музей Республики Тыва, НМ РТ.

PAINTING SAAY SARYG-OOLA IN THE FOUNDATIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

Oorzhak V. D.

Annotation. The article gives a description of the museum collection of paintings by one of the leading artists of Tuva of the 20th century, a member of the Union of Artists of the USSR, laureate of the Komsomol Prize of Tuva Saryg-ool Shogzhut-oolovich Saay (1937-1992). The author of the article traced the history of the acquisition of the collection, analyzed its thematic composition, clarified some data on individual paintings by the artist.

Keywords: S. Sh. Saaya, painting, creativity, painting, artist, painter, artists of Tuva, museum collection, art fund, National Museum of the Republic of Tyva, NM RT.

Фонды Национального музея Республики Тыва насчитывают 1145 живописных картин по состоянию на начало 2022 г.1 Произведения живописи многих тувинских художников, особенно, основоположников жанра и ведущих мастеров являются основой художественного фонда музея. В их числе и 37 картин Сарыг-оола Шогжут-ооловича Саая, одного из ведущих живописцев Тувы ХХ века, члена Союза художников СССР, лауреата премии комсомола Тувы.

Биография и творчество художника достаточно полно изложены в работах известного тувинского искусствоведа, ветерана нашего музея Александра Сагдыевича Хертека2 [Саая Сарыг-оол, 1988: 3-7; Хертек, 1996], в данной статье приведем лишь краткую биографическую справку о С. Ш. Саая.

С. Ш. Саая родился 20 сентября 1937 г. в местечке Каргы Монгун-Тайгинского хошуна Тувинской Народной Республики. В 1947-1957 гг. учился в Мугур-Аксынской семилетней и Бай-Тайгинской средней школах. Потом 2 года работал учителем рисования и черчения в школах Бай-Тайгинского и Тоджинского районов. В 1959-1964 гг. учился в Иркутском училище искусств на художественном отделении.

После окончания училища год проработал художником-постановщиком Кызылского народного театра юного зрителя (ТЮЗ). Уже в 1965 г. перешел на работу в Тувинские художественно-производственные мастерские (ХПМ) Художественного фонда РСФСР, где трудился до 1973 г. С 1964 г. он ежегодно участвовал в местных, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках, таких как: «Советская Россия», «По родной стране», «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «Сибирь социалистическая», «Всегда начеку» (Москва, 1972), «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» (Москва, 1979), «Мы строим БАМ» (Улан-Удэ, 1979), «Дорогами дружбы», выставки в Чехословакии (Братислава, 1974) и Монголии (Улан-Батор, 1986) и др.

В 1973-1975 гг. принят в члены Союза художников СССР, избран членом художественного совета Тувинских ХПМ, членом правления Союза художников (СХ) Тувинской АССР. В 1975-1978 гг. был председателем объединения молодых художников СХ Тувинской АССР. В 1978 г. С. Ш. Саая становится лауреатом премии комсомола Тувы за серию живописных полотен, отражающих трудовую жизнь молодежи республики.

1 Отчет за 2021 г. отдела фондов и учета Национального музея Республики Тыва.

2 Хертек А. С. Новеллы на холсте: [О творчестве живописца С. Ш. Саая] // Тувинская правда. 1978. 15 октября. С 4; Хертек А. С. С вершин Монгун-Тайги: [О творчестве художника С. Ш. Саая к 50-летнему юбилею] // Тувинская правда. 1987. 20 сентября. С.4.

В 1978-1983 гг. становится членом республиканского общ ества «Знание» и председателем художественного совета Тувинских ХПМ. С 1983-1987 гг. на VII и VIII съездах художников Тувы избирался председателем правления республиканского Союза художников. В 1986 г. состоялась его творческая командировка в Монгольскую Народную Республику, которой художник посвятил цикл работ. В 1987 г. С. Ш. Саая был награжден орденом «Знак Почета». Он избирался делегатом VI съезда художников СССР (1983) и VI съезда художников РСФСР (1987), членом правления СХ РСФСР. Был депутатом Кызылского городского Совета народных депутатов. С. Ш. Саая не стало в декабре 1992 г.

О творческом наследии художника можно судить по каталогу третьей персональной выставки С. Ш. Саая, посвященной 50-летию художника и 25-летию его творческой деятельности, опубликованному в 1988 г. Автором вступительной статьи к каталогу и его составителем стал искусствовед А. С. Хертек, где он опубликовал перечень произведений, представленных на выставке. В этом внушительном списке 92 работы, но надо учитывать, что в него вошли не все произведения художника, которого не стало в декабре 1992 г. Кстати, среди работ, представленных на той выставке, 65 картин выполнены маслом (на холсте и картоне), 20 картин акварелью, 1 - гуашью, 3 - пастелью, 2 - карандашом и 1 - углем.

В этом же каталоге обозначены организации, в которых хранились и хранятся картины Сарыг-оола Саая. Это Дирекция художественных выставок Художественного фонда РСФСР (Москва), Дирекция художественных выставок и панорам Министерства культуры СССР (Москва), Дирекция художественных фондов Министерства культуры РСФСР (Москва)1, Красноярский художественный музей (Красноярск), Выставочный фонд Министерства культуры Тувы (Кызыл), Выставочный фонд Союза художников Тувы (Кызыл) и Национальный музей Тувы (Кызыл) [Саая Сарыг-оол, 1988: 25-28].

В фонде «Живопись, графика, скульптура» НМ РТ на сегодняшний день хранятся 37 картин С. Ш. Саая, из них только одна картина выполнена пастелью (на картоне), все остальные 36 картин выполнены маслом (33 ед. на холсте и 3 ед. на картоне). Почти все работы художника поступили в музейный фонд наряду с произведениями других тувинских художников и камнерезов в результате целенаправленной закупки министерства культуры Тувы. Необходимо отметить, что при жизни художника в музейный фонд поступило 18 его работ. 21 картина С. Ш. Саая пополнила фонды НМ РТ уже после его смерти, начиная с 1993 г.

В данной работе представляется список произведений С. Ш. Саая в хронологическом порядке их поступления в тувинский музей:

№ п/п Год поступл ения Название картины и год создания (при наличии сведения) Инв. номер Материал, техника, размер (см)

1. 1973 Родные просторы. Встреча. 1972 КП 5848 Холст, масло, 43х73

2. 1975 Апрельское солнце КП 6400 Холст, масло, 64х52

3. 1978 На просторах Тес -Хема КП 7070 Картон, масло, 42x56

4. Памятники старины. 1972 КП 7071 Холст, масло, 84x97

5. Красные партизаны у подножия Танну-Ола. 1974 КП 7075 Холст, масло, 85x120

6. 19841985 Перед началом (60 богатырей). 19841986 КП 10232/1 Холст, масло, 113x140

7. 1985 На Куликовом поле. 1985 КП 9199/3 Холст, масло, 70x150

8. 1986 Шаман. 1981 КП 9300 Картон, масло, 74x54

9. 1987 Ликбез. 1976 КП 9319 Холст, масло, 95x120

10. Портрет столяра А. Бегзи. 1974 КП 9432/1 Холст, масло, 62х50

1 Преемником Дирекции художественных фондов и проектирования памятников при Министерстве культуры РСФСР с 1994 г. является Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», который с 2010 г. имеет статус музея // Сайт «РОСИЗО». URL: https://rosizo.ru/about/history/

11. Портрет заслуженного животновода, матери-героини, кавалера ордена Октябрьской революции Биче -оол Дартына Моге-Шириевны. 1979 КП 9432/2 Картон, пастель, 62x50

12. 1988 Родные горы КП 9577/5 Холст, масло, 120x80

13. 1989 Золотой вечер в Гоби. 1989 КП 9709/2 Холст, масло, 84x130

14. Верблюдовод из сумона Тогерик. Хозяин Гоби. 1988 КП 9754/1 Холст, масло, 60x70

15. 1990 Вечер. 1989 КП 9755/21 Холст, масло, 95x100

16. Скульптор Дзанабаадзар КП 9755/22 Холст, масло, 100x100

17. 1992 Две матери (семья солдата). 1985 КП 9935 Холст, масло, 114x109

18. 1993 Узник (из серии «Восстание Алдан -Маадыр») КП 10118/1 Холст, масло, 103х85

19. Плачущая вдова (из серии «Восстание Алдан-Маадыр») КП 10118/2 Холст, масло, 103x86

20. Портрет монголки КП 10119/1 Холст, масло, 69x65

21. Белые юрты Монголии КП 10119/2 Холст, масло, 100x130

22. Натюрморт с седлом КП 10126/7 Холст, масло, 60х91

23. Величественные субурганы КараКорума и Гуча Чохан. 1988 КП 10126/8 Холст, масло, 100х100

24. Автопортрет КП 10126/9 Холст, масло, 30х34

25. Мексика. Пирамида. 1989 КП 10166/1 Холст, масло, 90x62

26. Ава. 1992 КП 10166/2 Холст, масло, 125x90

27. 1994 Поэма о Монголии КП 10233/1 Холст, масло, 93x150

28. Материнство (из серии «Мексика») КП 10233/3 Холст, масло, 113x90

29. Монгольская мать КП 10233/4 Холст, масло, 124x74

30. Памятники старины КП 10233/5 Холст, масло, 83x71

31. Чабан Саая КП 10233/6 Холст, масло, 50x74

32. НЛО КП 10233/7 Холст, масло, 100x78

33. Храмовый комплекс в Улан-Баторе. 1987-1988 КП 10233/8 Холст, масло, 50х80

34. Чагытай хел (Озеро Чагытай) КП 11259/100 Холст, масло, 54х65

35. Хайырыкан дагда кежээ (Вечер на горе Хайыракан) КП 11271/5 Холст, масло. 47,5х87,5

36. 2010 Пейзаж.1976 КП 11476/1 Картон, масло, 40х50,5

37. 2019 Заветы учителя КП 12247 Холст, масло, 68х84,5

Первая работа С. Ш. Саая поступила в музей в декабре 1973 г., это картина «Родные просторы. Встреча», написана в 1972 г. (рис. 1). На ней изображена встреча двух чабанов во время выпаса скота. Они стоят лицом друг к другу и беседуют, рядом с ними - сидит собака. Типичный горно-степной тувинский ландшафт изображен на фоне снежных горных вершин. По всей видимости, это ландшафт Монгун-Тайги - родины художника.

Рис. 1. «Родные просторы. Встреча». 1972. Холст, масло. 43x73 см. КП 5848

В творчестве С. Ш. Саая неизменна тема любви к родной природе. С. Ш. Саая пишет пейзажи не только родного края (Монгун-Тайги), он побывал во всех районах республики и запечатлел ландшафты Тес-Хема, Тоджи, Каа-Хема, Бай-Тайги, курорта Уш-Белдир. В фонде НМ РТ 7 картин С. Ш. Саая посвящены природе тувинской земли, среди них: «Родные просторы. Встреча», «На просторах Тес-Хема», «Родные горы», «Чагытай хел» (Озеро Чагытай) и др.

Одна из самых значительных исторических работ художника - картина «Перед началом (60 богатырей)», которая поступила в музей в мае 1994 г. с работами других художников от директора Тувинских художественно-производственных мастерских А. В. Кудаяровой. Как отмечено в Книге поступлений музея, эта картина экспонировалась на региональной выставке «Сибирь» в Красноярске в 1991 г. Картина выполнена в сине-фиолетовых и красных тонах, на переднем плане изображена большая группа вооруженных ружьями и копьями аратов. На заднем плане - 2 всадника. Этой же теме восстания 60-ти богатырей (по тув. Алдан-Маадыр) посвящены 2 другие работы С. Ш. Саая из музейного фонда - «Узник» и «Плачущая вдова», на которых изображены один из повстанцев после подавления восстания, с деревянной колодой на шее, и женщина с распущенными волосами, оплакивающая своего мужа-повстанца.

Вообще, историческим темам в своем творчестве С. Ш. Саая уделял значительное внимание. Только в музейной коллекции художника к историческим можно отнести 13 работ, среди них: 3 вышеуказанные работы из серии «Восстание 60-ти богатырей», «Красные партизаны у подножия Танну-Ола», «Ликбез», «На Куликовом поле», 2 версии картины «Памятники старины», «Шаман» и др.

Тема ликвидации безграмотности (ликбез) уже была отражена в одной из ранних работ художника «Первые комиссары просвещения. Ликбез» (1968), которая была представлена в 1969 г. на выставке «Сибирь социалистическая» в Красноярске1. На картине «Ликбез», которая имеется в фонде НМРТ и была написана уже в 1976 г., художник изобразил молодого красноармейца в шинели и буденовке, стоящего с газетой в руках и окруженного сидящими аратами (мужчинами и женщинами с маленькими детьми на руках), среди которых мы видим и седовласого старца (рис. 2). А из монографии С. М.

1 Курский Ю. Встречая утреннюю зарю... [о творчестве художника С. Ш. Саая] // Тувинская правда. 1986. 10 сентября. С. 4.

Червонной «Художники Республики Тыва» мы узнаем о тр етьей картине С. Ш. Саая из этой серии - «Красная юрта. Ликбез» (1977), где изображен тувинский юноша-учитель, пишущий стилусом на доске, также в окружении сидящих на земле аратов [Червонная, 1995: 74-76]. Последней картины нет в фондах музея.

Рис. 2. «Ликбез». 1976. Холст, масло. 95x120 см. КП 9319

Рис. 3. «Памятники старины». (Вечность). 1972. Холст, масло. 84x97 см. КП 7071

В двух вариантах картины «Памятники старины (Вечность)» (1972 и 1976 гг.) (рис. 3), которые хранятся в НМРТ, он изображает каменные изваяния древнетюркской эпохи «кижи кожээ», которые экспонировались в стелларии старого здания музея (по улице Ленина, дом 7). «На фоне современного города, несколько взбудораженного стройкой, у стены здания музея, эти серовато-зеленые, словно патинированные пылью веков, чуть загадочные камни стоят торжественно и величаво, навевая современнику глубокие раздумья о вечности», - так описывает эти работы С. М. Червонная [Червонная, 1995: 74].

Интересный факт мы нашли во вступительной статье А. С. Хертека к каталогу третьей персональной выставки С. Ш. Саая (1988). Там сказано, что большое историческое полотно «Возвращение тувинских добровольцев с Великой Отечественной войны» было подарено художником картинной галерее украинского города Ровно [Саая Сарыг-оол, 1988: 6].

Большое место в творчестве С. Ш. Саая занимают портреты тружеников, народных мастеров, знатных людей, многодетных матерей нашей республики. В музее хранятся 6 портретов его работы, в том числе «Автопортрет» художника. Это «Портрет столяра А. Бегзи», «Портрет заслуженного животновода, матери-героини Биче-оол Дартыны Моге-Шириевны» (рис. 4), «Чабан Саая». Три портрета написаны художником в Монголии: «Портрет монголки», «Верблюдовод из сумона Тогерик. Хозяин Гоби» (рис. 5), «Скульптор Дзанабадзар». Кроме этих трех портретов теме Монголии посвящены еще 6 музейных работ художника, который побывал в Монголии в составе творческой группы тувинских художников в 1986 г.: «Золотой вечер в Гоби», «Белые юрты Монголии», «Поэма о Монголии», «Монгольская мать», «Величественные субурганы Кара-Корума и Гуча Чохан», «Храмовый комплекс в Улан-Баторе».

Рис. 4. Портрет заслуженного животновода, матери-героини Биче-оол Дартыны Моге-Шириевны. 1979. Картон, пастель. 62x50 см. КП 9432/2.

Рис. 5. «Верблюдовод из сумона Тогерик.

Хозяин Гоби». 1988. Холст, масло. 90x70 см. КП 9754/1.

В 1988 г. художник побывал в туристической поездке по Мексике, впоследствии появилось несколько картин, среди них 2 картины хранятся в НМ РТ: «Мексика. Пирамида» и «Материнство».

Надо отметить, что С. Ш. Саая посвятил несколько своих работ теме материнства («Ава», «Материнство», «Монгольская мать»), среди них выделяется картина «Две матери (семья солдата)», изображающая двух тувинских женщин, сидящих в юрте - старушку-мать солдата и его жену с ребенком на руках.

Среди последних поступивших в музей работ С. Ш. Саая 3 картины переданы в музей из личных коллекций других людей. Так, картина «Чагытай хел» (Озеро Чагытай) поступила от писателя и ученого Екатерины Дуктуг-ооловны Тановой, картина «Хайырыкан дагда кежээ» (Вечер на горе Хайыракан) была подарена художником на 60-летие писателя Кызыл-Эника Кыргысовича Кудажы и поступила в музей с его архивом. И, наконец, картина «Заветы учителя» поступила в 2019 г. от ученого, доктора искусствоведения Зои Кыргысовны Кыргыс.

В 1993 г. в фонды НМ РТ поступила коллекция документов, фотографий, личных вещей С. Ш. Саая (КП 10171), переданная вдовой художника Натальей Самдановной Саая. В коллекции 48 предметов, среди которых орден «Знак Почета» с орденской книжкой, диплом лауреата премии комсомола Тувы, 9 фотографий, 8 художественных кисточек, книги отзывов посетителей выставок и другие документы и вещи1.

В 1994 г. она же передала в фонды музея 8 живописных картин С. Ш. Саая, выполненных маслом на холсте. Эта коллекция зарегистрирована под номером КП 10233/1-8.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческое наследие одного из ведущих художников советской Тувы Сарыг-оола Шогжут-ооловича Саая является значительной составляющей художественного фонда Национального музея Республики Тыва и наряду с другими произведениями живописи представляет богатейший ресурс для образовательной, просветительной и воспитательной деятельности музея. Кроме этого, данная коллекция нуждается в современной публикации в виде полноценного каталога, возможно, в цифровом виде.

1 НМ РТ. Акт приема предметов на постоянное хранение № 163 от 06.12.1993 г. // Архив сектора учета отдела фондов НМРТ.

_Ермолаевские чтения - 2022

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Курский Ю. Встречая утреннюю зарю... [о творчестве художника С. Ш. Саая] // Тувинская правда. 1986. 10 сент.

Саая Сарыг-оол. Каталог / Сост. и автор вступит. статьи А. С. Хертек. Кызыл, 1988. 32 с. Червонная, С. М. Художники Республики Тыва. СПб.: Изд-во «Художник России», 1995. 184 с.

Хертек А. С. Сарыг-оол Шожут-оолович Саая. К 60-летию со дня рождения (1937-1992) // Люди и события. Год 1997. Указатель-календарь по Туве на 1997 год. Нац. библ-ка им. А. С. Пушкина РТ. Кызыл, 1996. С. 53-58.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ооржак Вероника Доткан-ооловна, хранитель 1 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: oorzhakvera76@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Oorzhak Veronika Dotkan-oolovna, First-Class Custodian, Museum Collection Records Department of the Aldan Maadyr National Museum of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: oorzhakvera76@mail.ru

УДК 342

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ

ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

Оюн С. В.

Аннотация. В данной статье рассматривается вопросы об особенностях перемещения культурных и исторических ценностей через таможенную границу, рассмотрение общего законодательства, регулирующего вопросы перемещения ценностей, а также поиск возможных проблемных моментов и пробелов в нем.

Ключевые слова: культурные ценности, государство, таможенная граница, законодательство.

FEATURES OF THE MOVEMENT OF CULTURAL VALUES ACROSS THE CUSTOMS BORDER: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

Oyun S. V.

Annotation. This article discusses the issues of the peculiarities of the movement of cultural and historical values across the customs border of the Eurasian Economic Union, the consideration of general legislation regulating the movement of values, as well as the search for possible problematic issues and gaps in it.

Keywords: cultural values, state, customs border, legislation.

Интерес к проблеме сохранения культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сохранение культурного достояния и передача его будущим поколениям это обязанность каждого государства, так как именно культура, искусство является языком межнационального общения.

Теоретической основой данной статьи послужили научные труды авторов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.