Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ ТАТЬЯНЫ ЛЕВЕРТОВСКОЙ ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ ТАТЬЯНЫ ЛЕВЕРТОВСКОЙ ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Татьяна Левертовская / живопись / художники Тувы / Национальный музей Республики Тыва / искусство / Tatyana Levertovskaya / painting / artists of Tuva / National Museum of the Republic of Tuva / art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ооржак Вероника Доткан-Ооловна

Статья посвящена коллекции живописных работ Татьяны Евгеньевны Левертовской, хранящейся в фондах Национального музея Республики Тыва, рассмотрены этапы ее формирования. Она была первой женщиной-живописцем, внесшей значительный вклад в становление и развитие изобразительного искусства Советской Тувы. Картины Левертовской являются достоянием нашей республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COLLECTION OF PAINTINGS OF TATYANA LEVERTOVSKAYA FROM THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

The article is devoted to the collection of paintings by Tatyana Levertovskaya, stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva, the stages of its formation are considered. She was the first female painter who made a significant contribution to the formation and development of Fine art in Soviet Tuva. Picture Levertovskaya are the property of our Republic.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ ТАТЬЯНЫ ЛЕВЕРТОВСКОЙ ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 069.5+7.07 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-146-151

КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ ТАТЬЯНЫ ЛЕВЕРТОВСКОЙ ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Ооржак В.Д.

Аннотация. Статья посвящена коллекции живописных работ Татьяны Евгеньевны Левертовской, хранящейся в фондах Национального музея Республики Тыва, рассмотрены этапы ее формирования. Она была первой женщиной-живописцем, внесшей значительный вклад в становление и развитие изобразительного искусства Советской Тувы. Картины Левертовской являются достоянием нашей республики.

Ключевые слова: Татьяна Левертовская, живопись, художники Тувы, Национальный музей Республики Тыва, искусство.

A COLLECTION OF PAINTINGS OF TATYANA LEVERTOVSKAYA FROM THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Oorzhak V.D.

Abstract. The article is devoted to the collection of paintings by Tatyana Levertovskaya, stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva, the stages of its formation are considered. She was the first female painter who made a significant contribution to the formation and development of Fine art in Soviet Tuva. Picture Levertovskaya are the property of our Republic.

Keywords: Tatyana Levertovskaya, painting, artists of Tuva, National Museum of the Republic of Tuva, art.

Актуальность избранной темы обусловлена, в первую очередь, малой изученностью коллекции живописных работ Т.Е. Левертовской, хранящейся в фондах Национального музея Республики Тыва, а также современным кризисом в сфере развития изобразительного искусства Республики Тыва, масштаб которого становится очевидным в сравнении с процессом, наблюдаемым в 1940-1980-е гг. Единственными серьезными исследованиями, посвященными творчеству художников Тувы, являются монографии «Живопись автономных республик РСФСР» (1978) и «Художники Республики Тыва» (1995) доктора искусствоведения, профессора, члена Союза художников СССР С.М. Червонной. Но и они уже ограничены анализом работ художников только советского периода [Наксыл, Санчай, 2019: с. 47].

Художественное собрание Национального музея Республики Тыва весьма богато и разнообразно, однако, его изучение до недавнего времени занимало второстепенное значение. Научной обработкой коллекций практически не занимались, поэтому художественная ценность составляющих ее произведений до сих пор не определена. Необходимая систематизация имеющихся памятников искусства также до конца не проведена, что затрудняет работу искусствоведов, историков и теоретиков тувинского искусства. Изучение и анализ существующего собрания необходимы для воссоздания целостной картины художественного развития Тувы, о котором на данном этапе имеется лишь смутное представление, далекое от реалий противоречивого и сложного духовного пути, пройденного народом.

В 1960-1970-х гг. тувинское изобразительное искусство вступило в новый этап зрелости и творческой активности. В это время заметно оживилась и активизировалась выставочная деятельность в республике. Если за период 1944-1961 гг. (т.е. за 7 лет) в Туве состоялось всего 8 областных художественных выставок, то в сер. - втор. пол.

1960-х гг. 7-8 выставок проводилось уже примерно за 2-3 года, а в 1970-х гг. эта цифра стала ежегодной нормой выставочной деятельности. При этом формы выставочной деятельности в республике стали более разнообразными. Наряду с республиканскими выставками, посвященными крупным общественным событиям, юбилейным датам, шире и чаще стали проводиться традиционные осенние выставки, выставки работ молодых художников, смотры отдельных видов и жанров искусства, целевые тематические выставки (например, «Кызыл - столица Тувинской АССР», 1977), наконец, персональные выставки ведущих художников (С.К. Ланзы, Ю.Г. Курского, Т.Е. Левертовской, Р.А. Аракчаа и др.).

Творчество тувинских художников приобретает все более широкую известность и за пределами республики. Уже в 1940-1950-х гг. тувинские художники имели возможность показывать свои работы в Красноярске на широких краевых смотрах искусства. Так, например, в 10-й краевой художественной выставке (Красноярск, декабрь 1949 - февраль 1950), участвовали представители Тувинской автономной области В.Ф. Демин, С.К. Ланзы, Т.Е. Левертовская. Постоянное творческое общение с мастерами такого крупного культурного центра Сибири, как Красноярск, где давно сложился сильный коллектив мастеров советского искусства (Б.Я. Ряузов, Т.В. Ряннель, Ю.П. Ишханов и др.), оказывало стимулирующее воздействие на развитие тувинского искусства. Новые возможности выхода на широкую творческую арену открылись перед тувинскими художниками в связи с практикой организации зональных выставок.

Изобразительное искусство Тувы - тема, мало разработанная в литературе, поэтому к данной работе мы привлекли не только искусствоведческие исследования. При работе над темой автором активно использовались музейные источники: подлинные произведения Т.Е. Левертовской, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва, Книги поступления музейных предметов основного фонда (далее КП)13, Акты закупочной комиссии музея, расходные фактуры, приказы Министерства культуры Тувинской АССР и др.

Фундаментальным трудом по истории искусства Тувы является монография вышеупомянутой С.М. Червонной «Художники Республики Тува» [Червонная, 1991]. Именно на этой работе основано наше исследование. В ней собран обширный фактический материал по истории искусства Тувы, опубликованный впервые. Живописные произведения рассматриваются по жанрам, проанализировано множество работ тувинских художников XX века, дана характеристика их творчества. Выявлены некоторые особенности тувинского искусства.

Очень много материалов о культурной жизни республики, в том числе, об искусстве Тувы, автор почерпнула в газете «Тувинская правда». Газетные статьи помогли установить некоторые события и факты, имевшие место в истории тувинского искусства. В разные годы с завидным постоянством в этом периодическом издании публиковались сведения о проходящих выставках и произведениях, в них участвовавших. Оценка творчеству художников здесь дана современниками, искусствоведами или собратьями-художниками [Курский, 1974, 1975, 1979; Хертек, 1978; Саая, 1988; Суздальцев, 1992] и просто интересующимися искусством людьми [Хадаханэ, 1993]. Несмотря на то, что статьи написаны в легкой публицистической форме, они все же заслуживают внимания точными оценками и замечаниями.

Большое значение при написании данной статьи для автора имели публикации искусствоведа А.С. Хертека [Хертек, 1994, 2010, 2015, 2020], который является

13 Книги поступления музейных предметов основного фонда представляют собой внутренние отчетные документы, в которых фиксируется дата поступления предметов в музей, данные о том, в каком количестве и от кого поступили предметы, в каком состоянии, приобретены в дар либо выкуплены по определенной стоимости, каждому предмету присваивается порядковый номер. Хранятся в секторе учета музея.

старшим научным сотрудником отдела культуры, искусства и религии Национального музея РТ. Александр Сагдыевич Хертек - неустанный исследователь творчества художников Тувы, член Союза художников РТ, член Совета по культуре при Председателе Правительства РТ, Заслуженный деятель искусств РТ, Заслуженный работник культуры РФ. Им подготовлены и опубликованы многочисленные материалы в республиканских и российских изданиях, изданы брошюры и каталоги, посвященные жизни и творчеству известных художников Тувы.

Более точная и подробная информация о выставочной деятельности в республике печаталась в каталожных изданиях. К сожалению, не все из них сохранились. Но та часть каталогов, которую мы смогли найти, очень помогла в данной работе. Это каталоги выставок, в основном, проходивших в г. Кызыле, чаще всего они печатались без иллюстраций [Респ. худ. выставка..., 1977].

Жизнь и творческая деятельность члена Союза художников СССР, Заслуженного художника Тувинской АССР Т.Е. Левертовской (1920-1987)

Татьяна Евгеньевна Левертовская вошла в историю изобразительного искусства Тувы, как художник русского реалистического стиля, первая женщина-живописец. Она прошла большой и нелегкий путь от самоучки до большого профессионального художника, получившего признание известных российских живописцев. Т. Левертовская умела прекрасно работать в разных жанрах, начиная с натюрморта и заканчивая тематической картиной.

Т.Е. Левертовская родилась 14 января 1920 г. в селе Сабинское Алтайского района Красноярского края в семье русского крестьянина. Детство ее было трудным: рано умер отец (ей было 2 года), а мать, выйдя повторно замуж, была несчастлива в этом браке. В 1933 г. по вербовке специалистов-рабочих отчим с семьей едет в Тувинскую Народную Республику на золотодобывающий прииск Харал. С 1934 по 1939 гг. Татьяна училась в Кызылской средней школе, окончив 10 классов. В этом же году неожиданно умерла мать (ей было 44 года), на иждивении старшей сестры остался 13-летний брат. По окончании школы Татьяна поступила на работу учеником художника-ретушера в отдел цинкографии Тувинской типографии. В это время одаренная девушка стала хорошо рисовать портреты политических деятелей СССР и ТНР. Предположительно в 1940 г. она вышла замуж за известного в Туве самодеятельного художника-графика Степана Ивановича Феоктистова, ставшего позднее опытным фотокорреспондентом редакции областной, потом республиканской газеты «Шын», членом Союза журналистов СССР.

В 1942 г. по предложению Миссии СССР в ТНР Т. Левертовская начала работать в Доме культуры советских граждан им. И.В. Сталина в качестве художника-оформителя, там же вела кружок рисования. В 1943 г. Т. Левертовская была награждена почетной грамотой ЦК Профсоюзов ТНР.

Она впервые участвовала в художественной выставке в г. Кызыле в 1943 г. с портретом Сергея Кузьмича Кочетова - командира красных партизан Тувы. В 1945 г. в Кызыле была открыта областная выставка изобразительного искусства, в которой она также участвовала как художник-самоучка. После этой выставки Тувинской обком партии и ЦК Профсоюзов отправили Т. Левертовскую на учебу в Москву. Ее приняли сразу на 2-й курс художественного училища «Памяти 1905 года», там преподавали В.Н. Бакшеев, Н.Н. Истомин, М.Г. Вайнштейн, С.Г. Григорьев и др. Параллельно с учебой в училище Т. Левертовская училась в изостудии ВЦСПС (при Доме Союзов), где преподавали профессора К.Ф. Юон, Ю.Г. Ряжский. В 1949 г., окончив художественное училище по специальности учителя рисования и черчения, Т. Левертовская вернулась г. Кызыл в распоряжение Кызылского ОБЛОНО.

Потом она учительствовала 2,5 года в школе и по совместительству работала художником-иллюстратором в редакции детской областной газеты «Сылдысчыгаш». С 1953 г. начала работать внештатным художником при Тувинском республиканском книжном издательстве. В 1955 г. в Кызыле при Культремснабе была организована художественная мастерская, в которой Т. Левертовская стала работать портретистом. В 1957 г. за высокие показатели в работе была награждена почетными грамотами Управления культуры Тувинской Автономной области, Обкома КПСС и Кызылского горисполкома. В 1958 г. художественная мастерская Управления культуры ТАО была преобразована в филиал Красноярского Художественного Фонда РСФСР, где она продолжала работать, в основном, портретистом. Кроме производственной работы в ХудФонде, она принимала участие во всех выставках изобразительного искусства в Кызыле, Красноярске, Новосибирске, Иркутске, Омске.

Первыми работами после окончания училища были произведения, отражающие жизнь и труд колхозников: «На полевом стане», «Колючка» (у стенгазеты)». Эти работы успешно экспонировались на краевой выставке в г. Красноярске. В эти годы немалую помощь в творчестве Т. Левертовской оказывали Василий Демин, красноярские художники Тойво Ряннель, Борис Ряузов, Рудольф Руйга и др.

В 1956 г. Татьяна Левертовская участвует в первой зональной выставке Сибири и Дальнего Востока в г. Иркутске с «Портретом пимоката Хурекпена» и пейзажем «По берегам Хемчика». В 1963 г. Т. Е. Левертовская была принята в члены Союза художников СССР.

Татьяна Евгеньевна была участником всех местных областных, республиканских, краевых, зональных, всероссийских художественных выставок с 1945 по 1986 гг. В 1980 г. ей было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Тувинской АССР». Участница многих выставок Т. Левертовская вела одновременно и большую общественную работу: секретарь правления Союза Художников Тувы, председатель худсовета Тувинских художественно-производственных мастерских, член областного, потом республиканского художественного выставкома. В 1965 г. избиралась депутатом горсовета.

Искренняя, отзывчивая, скромная Татьяна Евгеньевна пользовалась в творческом коллективе Союза художников Тувы большим авторитетом и уважением. Т. Левертовкая умерла после тяжелой болезни в 1987 г. [Хертек, 2015: с. 167-175].

Коллекция живописных работ Т.Е. Левертовской из фондов Национального музея

Республики Тыва

Тувинский музей является богатейшим хранилищем коллекций народного и современного искусства, художественных промыслов и ремесел. Одной из ценных составных частей художественного собрания Национального музея РТ является коллекция графических и живописных произведений художника Татьяны Евгеньевны Левертовской - первой женщины-живописца, внесшей значительный вклад в становление и развитие изобразительного искусства Советской Тувы.

Многие работы кисти Т. Левертовской - живописные портреты, картины о тружениках Тувы и прекрасные пейзажи разных уголков нашей республики -хранятся в фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Коллекция Т.Е. Левертовской формировалась в результате, как целевых закупок у автора или владельцев картин, так и передачи автором своих картин в дар музею после проведения персональной выставки.

Все картины художницы хранятся в фонде «Живопись и графика. Скульптура». В настоящее время в фондах музея насчитывается 12 живописных и 9 графических произведений, принадлежащих кисти Т.Е. Левертовской. 14 работ поступило в фонды

музея в 1954-1979 гг., 6 работ - в 1993 г. и последняя работа - в 2003 г. Они выполнены в разных техниках: масляная живопись, акварель, гуашь, карандаш.

Первая живописная работа кисти Т.Е. Левертовской зарегистрирована в первой Книге поступлений в 1954 г.14, называется она «Отдых» (холст, масло). К сожалению, других сведений о ней и учетных документов не обнаружено.

Три картины Т.Е. Левертовской были закуплены у автора через Минкультуры Тувы в 1957 г.15, это «Портрет пимоката Хурекпена» (1956), «Портрет хирурга В.Н. Пудова» (1957) и «Портрет заслуженной артистки Тувинской АССР Кара-кыс Мунзук» (1957). В этот период художник рисует, главным образом, деятелей культуры, людей труда - отличников производства.

В 1969 г. по закупке в фонды музея поступила графическая картина Т.Е. Левертовской «Сахарная голова» (1968, бумага, карандаш, акварель), на которой запечатлен ландшафт исторического места на реке Ус, где произошел бой между красными партизанами и остатками белогвардейских частей, в результате которого белые были сброшены со скалы под названием Сахарная голова16.

В 1970-е гг., благодаря поддержке Союза художников, в Туве растет новое поколение советских творческих деятелей. Это время расцвета художественной жизни Тувы - «золотой век» изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Появляются новые имена, состоявшиеся художники совершенствуют свое мастерство, в целом активно развивается творческая деятельность в Туве. После многочисленных выставок Министерство культуры Тувинской АССР целенаправленно закупает для фондов музея многочисленные работы художников [Наксыл, Санчай, 2019: с. 55].

В 1971 г. в музей поступила картина работы Т.Е. Левертовской «Портрет Героя социалистического труда Кандан Уруле» (1969)17. Чабан, Герой соцтруда, мать-героиня Кандан Уруле запечатлена художником верхом на лошади. Это даже не портрет, а жанровое произведение о человеке свободного труда, хозяине своей земли. Колорит картины сдержан и красив, словно подчеркивает характер изображаемого человека. В этом удача художницы. Эта картина экспонировалась на третьей зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Красноярске (1969) и долгое время украшала постоянную экспозицию Тувинского республиканского краеведческого музея в старом здании по улице Ленина, 7 [Хертек, 2010].

В 1975 г. после очередной выставки Министерство культуры Тувинской АССР закупает для фондов тувинского музея очередную работу Т.Е. Левертовской «Портрет заслуженной артистки Тувинской АССР Марьям Рамазановой (1967)18. Обращает на себя внимание пытливый взгляд артистки, устремленный на зрителя и так удачно подмеченный художницей, это вторая жизнь артистки, ее второе общение со зрителем, но не со сцены, а с холста портрета [Хертек, 2020].

В 1976 г. «Портрет партизана С. Булчуна» (1968) решен совершенно в другом ключе. Если в предыдущем портрете (Рамазановой), больше камерности, то в портрете партизана явно выражена гражданственность героя, живопись цельная, чистая, звучная [Хертек, 2020]. Этот портрет также экспонировался на зональной выставке в Красноярске.

Вначале 1980-х художница много работала над большим многофигурным полотном «Ветераны тувинской сцены», на котором изображены первые выдающиеся актеры, режиссеры русской и тувинской трупп Национального театра нашей

14 Книга поступления № 1 // Сектор учета отдела фондов НМ РТ.

15 Акт приема от 12.12.1957 г. // Архив сектора учета отдела фондов Национального музея РТ.

16 Книга поступления № 3 // Сектор учета отдела фондов НМ РТ.

17 Расходная фактура МК Тув. АССР № 49 от 27 декабря 1971 г. // Архив сектора учета отдела фондов НМ РТ.

18 Расходная фактура МК Тув АССР № 230 от 22 января 1975 г. // Архив сектора учета отдела фондов НМ РТ.

республики [Хертек, 2020]. Но эта работа так и осталась неоконченной, только в виде эскиза (бумага, карандаш), художницы не стало в 1987 г. Рисунок поступил в фонды музея в 1993 г. в числе коллекции личных вещей художницы, сданной ее сыном Александром Степановичем Феоктистовым19.

Последняя работа художницы - живописный портрет заслуженного работника

прокуратуры РТ Клавдии Фадеевны Баир-оол - пополнила фонды музея в 2003 г.

20

в составе коллекции личных вещей ветерана прокуратуры .

Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва является основным хранителем памятников природы, истории, материальной и духовной культуры республики, памятников, созданных трудом и талантом народа. И коллекция картин Т.Е. Левертовской, являющаяся, безусловно, культурным достоянием республики, занимает достойное место в его фондах. Полотна первой художницы Тувы сохраняют для нас и потомков исторический облик Тувы и ее замечательных представителей. Изучение и публикация ее творческого наследия нуждается в дальнейшем продолжении, что позволит достойно оценить ее творчество современным обществом. Вклад Т.Е. Левертовской в развитие изобразительного искусства Тувы служит ярким примером самоотдачи и преданного служения искусству.

Список литературы:

1. Курский Ю.В. В пути // Тув. правда. 1974. 9 июня.

2. Курский Ю. Встречая утреннюю зарю // Тув. правда. 1975. 10 сент.

3. Курский Ю. Мерой поиска // Тув. правда. 1979. 15 окт.

4. Наксыл М.Д., Санчай Ч.О. Историческая живопись С.К. Ланзы в собраниях Национального музея Тувы Электронный научный журнал // Новые исследования Тувы. 2019. №2 С. 46-58.

5. Респ. худ. выставка, посв. 40-летию Великой Победы [Каталог]. - Кызыл,

1984.

6. Саая С. Потребность в обновлении // Тув. правда. 1988 (без даты).

7. Суздальцев Г. Решать проблемы мы должны сами // Тув. правда. 1992. 18 июня.

8. Хадаханэ М. Умейте жить каждый миг // Тув. правда. 1993. 13 апр.

9. Хертек А.С. Новеллы на холсте // Тув. правда. 1978. 15 окт.

10. Хертек А.С. Путь мастера [О жизни и творч. засл. худож. Тувы Т.Е. Левертовской] // Тув. правда. 2010. 16 янв.

11. Хертек А.С. Первые русские художники Тувы // Суриковские чтения. Красноярск. 2015. С. 167-175.

12. Хертек А.С. Юбилеи художников [К 100-летию Т.Е. Левертовской] // Тув. правда. 2020. 6 февр.

13. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. СПб: Художник России, 1995.

183 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Ооржак Вероника Доткан-ооловна, хранитель 1 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: oorzhakvera76@mail.ru

INFORMATION ABOUR THE AUTHOR:

Oorzhak Veronika Dotkan-oolovna, First-Class Custodian, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: oorzhakvera76@mail.ru

19 Акт приема от 14 сентября 1993 г. // Архив сектора учета отдела фондов НМ РТ.

20 Акт приема от 19 сентября 2003 г. // Архив сектора учета отдела фондов НМ РТ.

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.