Научная статья на тему 'ЖИВОПИСЬ МАЙ-ООЛА ДАРЖАЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ЖИВОПИСЬ МАЙ-ООЛА ДАРЖАЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Май-оол Даржай / живопись / творчество / художники Тувы / музейная коллекция / Национальный музей Республики Тыва / May-ool Darzhay / painting / creativity / artists of Tuva / museum collection / National Museum of the Republic of Tuva

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ооржак Вероника Доткан-ооловна

Статья посвящена живописной части коллекции члена Союза художников СССР, заслуженного работника культуры Республики Тыва Май-оола Александровича Даржая, хранящейся в фондах Национального музея Республики Тыва. В статье раскрыта история формирования его коллекции и описаны некоторые живописные произведения художника, дана краткая информация о его жизни и творческом пути. Творчество М. А. Даржая ярко отражает дух своего времени и его представителей – людей труда, а также демонстрирует органичную связь художника с родным краем и его природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAI-OOL DARJAY’S PAINTING IN FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

The article is devoted to the painting part of the collection of the member of the Union of Artists of the USSR, Honored Worker of Culture of the Republic of Tyva Mai-ool Alexandrovich Darzhai, stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tyva. The article reveals the history of the formation of his collection and describes some of the artist's paintings, provides brief information about his life and creative path. The work of M. A. Darzhai vividly reflects the spirit of his time and its representatives – people of labor, and also demonstrates the artist's organic connection with his native land and its nature.

Текст научной работы на тему «ЖИВОПИСЬ МАЙ-ООЛА ДАРЖАЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 80-85. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-80-85

Хадаханэ М. А. Самый молодой и красивый министр культуры // Центр Азии. № 36. 2004. 11-18 сент.

Хадаханэ М.А. Родной земле он душу подарил // Люди Центра Азии. III т. Кызыл: Редакция газеты «Центр Азии». 2006. С. 473-477.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Хорлуштай Шенне Романовна, хранитель 1-й категории отдела фондов и учета, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: shenne.horlushtay@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Khorlushtai Shenne Romanovna, curator of the 1st category of the Department of Funds and Accounting of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: shenne.horlushtay@mail.ru

УДК 75.03 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-145-151

ЖИВОПИСЬ МАЙ-ООЛА ДАРЖАЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Ооржак В. Д.

Аннотация. Статья посвящена живописной части коллекции члена Союза художников СССР, заслуженного работника культуры Республики Тыва Май-оола Александровича Даржая, хранящейся в фондах Национального музея Республики Тыва. В статье раскрыта история формирования его коллекции и описаны некоторые живописные произведения художника, дана краткая информация о его жизни и творческом пути. Творчество М. А. Даржая ярко отражает дух своего времени и его представителей - людей труда, а также демонстрирует органичную связь художника с родным краем и его природой.

Ключевые слова: Май-оол Даржай, живопись, творчество, художники Тувы, музейная коллекция, Национальный музей Республики Тыва.

MAI-OOL DARJAY'S PAINTING IN FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Oorzhak V. D.

Annotation. The article is devoted to the painting part of the collection of the member of the Union of Artists of the USSR, Honored Worker of Culture of the Republic of Tyva Mai-ool Alexandrovich Darzhai, stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tyva. The article reveals the history of the formation of his collection and describes some of the artist's paintings, provides brief information about his life and creative path. The work of M. A. Darzhai vividly reflects the spirit of his time and its representatives - people of labor, and also demonstrates the artist's organic connection with his native land and its nature.

Keywords: May-ool Darzhay, painting, creativity, artists of Tuva, museum collection, National Museum of the Republic of Tuva.

1 мая 2021 г. исполнилось 85 лет со дня рождения талантливого тувинского художника-живописца Май-оола Александровича Даржая, мастера пейзажной и портретной живописи [Червонная, 1995: 96], который в своем творчестве ярко выразил пленэрную школу русской реалистической живописи1. Уточним, «Пленэр (от французского plein air - «открытый воздух») - это техника написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении». Он был одним из лучших художников-оформителей в Тувинских художественно-производственных мастерских Художественного Фонда РСФСР2.

Актуальность выбранной темы автор видит в публикации и популяризации творческого наследия тувинских художников, хранящегося в музейном фонде [Ооржак, 2020]. При работе над темой автор активно использовал музейные источники: подлинные произведения М. А. Даржая, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва, и учетные документы отдела фондов: Книги поступления основного фонда, акты приема в постоянное хранение, акты закупки музея, приказы Минкультуры Тувы.

Жизнь и творческий путь М. А. Даржая (1936-2005)

М. А. Даржай родился 1 мая 1936 г. в селе Булун-Терек Улуг-Хемского кожууна Тувинской Народной Республики. Во время написания статьи нами был найден интересный факт, о котором по неизвестным причинам мы не нашли сведений в имеющихся источниках и литературе. Оказывается, Май-оол Даржай был старшим братом известного тувинского писателя, поэта, переводчика Александра Александровича Даржая, который родился 3 ноября 1944 г., когда Тува (ТНР) только вошла в состав СССР. Их родители - Даржай и Дензинмаа учились в Ойротском сельскохозяйственном техникуме в числе первых тувинских студентов, среди которых были такие известные личности в истории Тувы, как Тамара Чаш-ооловна Норбу, Кыргыс Тадааевич Аракчаа, Турген-оол Александр Каранмеевич, Салчак Одекеевич Тамба и др. Этот факт описан в книге Зои Донгак по воспоминаниям известного зоотехника и советско-партийного работника К.С. Шомбула, который учился в Горно-Алтайске (ранее - Ойрот-Тура)3.

Остальные биографические данные о М. Даржае автор нашел в материалах искусствоведа А. С. Хертека. В 1953 г. по окончании средней школы М. Даржай поступил в Казанское художественное училище. После его окончания в 1958 г. он сразу начинает работать художником-оформителем в Тувинских художественно-производственных мастерских (ХПМ) Художественного Фонда РСФСР. Он сразу начал участвовать в местных областных художественных выставках. Работая среди профессиональных художников, таких как В. Ф. Демин, С. К. Ланзы, Т. Е. Левертовская, молодой Даржай постоянно повышал свое живописное мастерство. В 1961 г. М. Даржай поступил в Московский государственный художественный институт им. И. В. Сурикова на факультет живописи. Но через два года в 1963 г. из-за болезни ему пришлось вернуться в Туву.

В родной республике М. А. Даржай много работает - пишет портреты известных людей, тружеников села, пейзажи, натюрморты. Ему часто приходилось выезжать в районы Тувы для комплексного оформления клубов, домов культуры и сельсоветов. Он

1 Пленэр - восхитительное и яркое искусство живописи на природе // Портал «Very Important Lot» (Электронный ресурс). URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/plener

2 Хертек, А.С. Даржай Май-оол Александрович (1936-2005гг.) (опубликовано 11.03.2015) // Сайт Национального музея Республики Тыва. [Электронный ресурс]: URL: http://www.tuvamuseum.ru/sobytiya/257-darzhaj-maj-ool-aleksandrovich/index.htm (дата обращения 02.08.2021 г.)

3 Донгак З.Ш. Восхождение духа (опубликовано в 2015) // Портал «Проза.ру». [Электронный ресурс]: URL: https://proza.ru/2015/07/07/1448 (дата обращения: 02.08.2021 г.)

продолжает участвовать в местных республиканских и зональных выставках: «Сибирь социалистическая» (1967-1990), Республиканской выставке работ художников и прикладного искусства, посвященной 50-летию Ленинского комсомола (Кызыл, 1968), международной выставке в Монголии (1984) и др. Первая персональная выставка Май-оола Даржая была организована в 1974 г. [Червонная, 1995: 52], она прошла в кинотеатре «Найырал» в г. Кызыле. Вторая персональная выставка прошла в 1992 г. в г. Шагонаре, и третья в 1993 г. в совхозе «Чодураа». Позднее основную часть своих картин он передал в собственность Улуг-Хемского кожууна.

Благодаря живописным портретам работы М. Даржая, перед нами предстают образы известных людей труда: летчика А. Б. Ензака (1974), санинструктора К. Б. Норжун (1979), тувинского добровольца С. М. Алдын-Херела (1982), чабана И. Данзырына (1983), Заслуженного горняка Тувы С. Тувен-Хоо (1989) и др. Мягко и выразительно написаны им десятки пейзажей нашей республики. В 1984 г. М. А. Даржай был принят в члены Союза художников СССР. В 1996 г. за большую творческую и производственную деятельность он удостоен медали «За трудовое отличие». Ему также было присуждено почетное звание «Заслуженного работника культуры Республики Тыва».

В последние годы жизни Май-оол Александрович много работал как художник-оформитель Убсу-Нурского биосферного заповедника, он написал ландшафты разных климатических поясов Республики Тыва, в том числе, принимал участие в оформлении экспозиций тувинского музея, характеризующих природу Тувы.

М. А. Даржая не стало 14 мая 2005 г. на 70-м году жизни.

Живописные произведения М.А. Даржая из фондов Национального музея Республики Тыва

Лучшие живописные произведения Май-оола Даржая хранятся в фондах Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, в ряде художественных музеев Сибирского региона, в некоторых частных коллекциях. Живописное творчество М. А. Даржая стало значительным вкладом в развитие изобразительного искусства Республики Тыва.

В музейном фонде «Живопись и графика. Скульптура» насчитывается 22 живописных полотна и 10 графических эскизов М. А. Даржая. В рамках нашей статьи рассмотрим живописные произведения художника, это портреты именитых земляков, натюрморты, ландшафты и пейзажи разных уголков нашей республики. Живописная коллекция М. А. Даржая формировалась, в основном, в результате целевых закупок у автора, но есть и картины, переданные им музею в дар.

Первая работа М. А. Даржая, которая поступила в фонды Национального музея Тувы в 1974 г., это «Портрет летчика Ензака»4.

Вторая картина «Старый Кызыл» приобретена для музея в 1978 г. Министерством культуры Тувы5. Художник изобразил один из уголков старого Кызыла с деревянным домиком с частично провалившейся крышей. Позади дома виднеются подъёмные краны, телевизионные антенны, символизирующие перемены в жизни современных людей.

Третья картина «На Саянах», написанная М. Даржаем в 1985 г., поступила в дар музею от автора в 1986 г.6 На картине изображена современная дорога в летних Саянах, по которой едет машина.

Еще 6 живописных картин М. Даржая пополнили фонды музея в 1988-1989 гг.:

- Портрет Заслуженного деятеля литературы и искусства Тувинской АССР Дамдына7;

4 НМ РТ, КП-5968, Акт закупки № 185 от 03.06.1974, холст/масло, 60х80 см.

5 НМ РТ, КП-7072, Расходная фактура № 4 от 02.03.1978, картон/масло, 88х104 см.

6 НМ РТ, КП-9256, Акт № 60 от 30.06.1986, холст/масло, 175х75 см.

7 НМ РТ, КП-9459, Акт № 4 от 12.04.1988, холст/масло, 32х59 см.

147

- Портрет ветерана труда совхоза «X Великий Хурал» Сандака Ивана Агаар-

о

ооловича ;

- Портрет художника Всеволода Ламааевича Тас-оола9;

- Натюрморт с фруктами (виноград, гранаты, яблоки и арбуз)10;

- Картина «Песня чабана»11. Изображен тувинец в национальном халате «тон», он сидит на траве и курит длинную трубку, рядом с ним оседланная лошадь, верный спутник чабана, невдалеке виднеется стадо овец;

- Картина «Улуг-Хем зимний»12. Изображено место слияния Бий-Хема и Каа-Хема у Кызыла, видны люди, катающиеся на коньках и лыжах.

В 1992 г. коллекция М. Даржая пополнили закупленные музеем 4 живописных картины:

- «Автопортрет»13, художник изобразил себя в рабочей обстановке на фоне мольберта;

- «Тувинский натюрморт» с предметами тувинского традиционного быта: седло,

14

таган с котлом, ступа с пестом, сосуд для чая «хоо», пиала, нож с огнивом14;

- «Портрет тувинского добровольца Норжун Кыргыс Балчыровны», написанный в 1979 г.15;

- «Гора Хайыракан»16.

В картине «Котлован Саяно-Шушенской ГЭС»17, которую автор подарил музею, он изобразил грандиозную стройку великой гидроэлектростанции Сибири.

В 1993 г. в коллекции М. Даржая появились сразу 8 живописных полотен, на пяти из них изображены прекрасные природные ландшафты нашей республики: «Западные Саяны», «Монгун-Тайга», «Гора Хайыракан», «Восточные Саяны», «Озеро Тере-Хол в Убсунурской котловине»18.

Остальные 3 работы М. Даржая, закупленные в 1993 г., это 2 портрета людей труда и 1 сюжетная картина (Акт № 137 от 06.10.1993):

- Портрет чабана совхоза «Чодураа» Ивана Данзырына19;

- Портрет горняка С. Тувен-Хоо20;

- картина «На древней земле Эрзина» изображает древнее каменное изваяние «кижи-кожээ», установленное в степи во времена Древнетюркского каганата21.

Картина М. Даржая «Пейзаж с верблюдами»22 поступила в музей в результате масштабного финансирования Министерства культуры Российской Федерации, когда для Тувинского музея одновременно был закуплен 61 предмет искусства, среди которых были камнерезные работы, живописные и графические картины тувинских мастеров и художников.

Несмотря на то, что живописные работы М. Даржая больше не поступали в фонды музея, необходимо сказать о том, что уже после смерти художника его дочь Лориса Май-ооловна Даржай в 2006 г. передала в дар музею 9 художественных эскизов, выполненных

8 НМ РТ, КП-9463/3, Акт № 8 от 12.04.1988, холст/масло, 100х80 см.

9 НМ РТ, КП-9501, Акт № 68 от 07.07.1988, картон/пастель, 57х42 см.

10 НМ РТ, КП-9574, Акт № 170 от 06.12.1988, холст/масло, 65х86 см.

11 НМ РТ, КП-9706/1, Акт № 168 от 29.11.1989, холст/масло, 92х240 см.

12 НМ РТ, КП-9706/2, Акт № 168 от 29.11.1989, холст/масло, 50х200 см.

13 НМ РТ, КП-9986/1, холст/масло, 86х88 см.

14 НМ РТ, КП-9986/2, холст/масло, 97х68 см.

15 НМ РТ: КП-9986/3, картон/масло, 60х50 см.

16 НМ РТ: КП-9986/4, картон/масло, 48х79 см.

17 НМ РТ: КП-9991, Акт № 83 от 02.09.1992, холст/масло, 127х176 см.

18 НМ РТ, КП-10068/1-5, Акт № 33 от 26.02.1993.

19 НМ РТ, КП-10151/1, холст/масло, 80х55 см.

20 НМ РТ, КП-10151/2, холст/масло, 80х55 см.

21 НМ РТ, КП-10151/3, холст/масло, 140х90 см

22 НМ РТ, КП-10236/44, Акт № 58 от 30.08.1994, холст/масло, 100х90 см.

148

художником при проектировании экспозиции ведомственного музея республиканского Охотоуправления23.

В конце статьи хотелось бы поделиться описанием некоторых работ Май-оола Даржая из фондов Национального музея РТ. Среди его живописных работ, несомненно, выделяются портреты известных земляков, людей труда, чья деятельность способствовала успешному социально-экономическому развитию Тувы, среди них -летчик, чабан, горнорабочий, тувинский доброволец и др. Их портреты, несмотря на свою парадность, которая выражена в изображении многочисленных наград героев, несут в себе жизнеутверждающие ценности и значимость труда простых людей во все времена.

Рис. 1

Портрет летчика А. В. Ензака. 1974 г. Холст, масло. 80х60 см. [НМ РТ, КП-5968].

Художник изобразил пожилого летчика А. В. Ензака, сидящим на стуле в спокойной позе. Левой рукой, согнутой в локте, он слегка опирается на край стола. Рядом на столе видна часть раскрытой книги. Правая рука летчика свободно лежит на бедре, одет в костюм летчика синего цвета, из-под пиджака видна белая рубашка и черный галстук. На груди с обеих сторон пиджака прикреплены ордена, медали и знаки отличия.

Портрет тувинского добровольца Кыргыс Балчыр-ооловны Норжун. 1979 г. Картон, масло. 60х50 см. [НМ РТ, КП-9986/3].

Погрудный портрет. Фон светлый. Смуглая женщина-тувинка сидит на стуле лицом к зрителю, но взгляд ее направлен чуть в сторону. Она одета в костюм темно-красного цвета, под ним видна белая рубашка. На груди с обеих сторон пиджака прикреплены награды. Волнистые черные волосы зачесаны назад.

Рис. 2

Рис. 3

Портрет чабана Ивана Данзырына. 1983 г.

Холст, масло. 80х55 см. [НМ РТ, КП-10151/1].

Чабан совхоза «Чодураа» Иван Данзырын изображен на фоне природы (поле и горы). Он смотрит вперед перед собой. Он изображен по пояс, одет в темный пиджак, под которым видна сероватая рубашка, на груди на пиджаке прикреплены награды. Густые седые волосы зачесаны назад. За его спиной видна чабанская стоянка (три юрты вдоль речки). В степи пасется отара овец.

23 НМ РТ, КП-11150/4-12, Акт № 65 от 11.05.2006.

Рис. 4

Автопортрет. 1989. Холст, масло. 86х88 см. [НМ РТ, КП-9986/1].

Художник изобразил себя (по пояс) стоящим вполуоборот и смотрящим прямо на зрителя. Взгляд его серьезен. У него темные с проседью волосы и седая борода. Он одет в светлую рубашку и кофту коричневого цвета. Позади него с левой стороны стоит мольберт с пейзажем. За спиной на стене и на полу видны картины разного размера.

Рис. 5

Даржай М.А. «Западные Саяны». 1992-1993 гг.

Холст, масло. 1,35x0,95 м.

[НМ РТ, КП-10068/1].

На картине изображен горный пейзаж. Горный хребет Западного Саяна покрыт лесом, который показан сплошным зеленым полотном разных оттенков: в центре более светлых, по краям более темных. Вершина хребта безлесная, показана серым цветом и синеватыми оттенками. Над ней небо покрыто сероватыми тучами. Позади виднеются другие горные хребты и пики. На ближних планах деревья уже прорисованы, на переднем плане уже изображены отдельные хвойные деревья (ели), которые стоят на кромке альпийского луга с разноцветьем полевых цветов, которые показаны желтоватыми и красноватыми мелкими мазками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже говорилось выше, М. Даржай - мастер пейзажной пленэрной живописи. Искусствовед С. М. Червонная пишет: «По сути, все его пейзажи ... это этюды с натуры, но они обладают поразительной цельностью, эстетической завершенностью, эмоциональной глубиной и силой воздействия» [Червонная 1995: 109].

Рис. 6

Даржай М.А. «Монгун-Тайга». 19921993 гг. Холст, масло. 1,35x0,95 м. [НМ РТ, КП-10068/2].

На картине изображен горный пейзаж, по всей видимости, весной. Известная гора Монгун-Тайга на картине показана на заднем плане, как бы в перспективе. Это самая высокая точка над уровнем моря (3976 м) не только в Туве, но и во всей Восточной Сибири.

Еще две интересные работы М. Даржая непременно хотелось бы затронуть в статье. В них художник раскрывается, как мастер городского пейзажа и натюрморта.

Рис. 7

Старый Кызыл. 1970-е. Картон, масло. 88х104 см. [НМ РТ, КП-7072]

Художник изобразил один из уголков старого Кызыла в зимнее время. Мы видим старый деревянный дом с частично провалившейся крышей. На крыльце и в ограде дома развешано белье. На крыше дома установлены телевизионные антенны. На заднем плане картины виднеются подъёмные краны и дымящие производственные трубы. Несмотря на то, что картина выполнена в серых тонах, глядя на картину, понимаешь, что разрушающийся дом символизирует старую жизнь, на смену которой грядет светлое цивилизованное будущее.

Тувинский натюрморт. 1989. Холст, масло. 97х68 см. [НМ РТ, КП-9986/2].

На картине яркими красками изображена композиция из предметов повседневного быта тувинцев-кочевников. Это медные чайники, деревянные чаша и ступа с пестом; таган с чашей для варок чая; тувинский нож в ножнах и с огнивом; седло с плеткой.

Рис. 8

Таким образом, мы видим, что музейная коллекция живописных работ М. Даржая дает полное представление о его творчестве, художественных предпочтениях, раскрывает зрителям внутренний мир художника. Несомненно, дальнейшее изучение его творческого наследия, хранящегося, как уже говорилось выше, в других коллекциях, должно привести к публикации отдельного каталога работ художника Май-оола Даржая, внесшего свой вклад в развитие профессионального живописного искусства Тувы.

Список литературы:

Червонная С. М. Художники Республики Тыва. СПб: Художники. России. 1995.

Ооржак В. Д. Коллекция живописных работ Татьяны Левертовской из фондов Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: материалы IV-й научно-практической конференции (19 июня 2020 г.) Кызыл, 2020. С. 146-151. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-146-151

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ооржак Вероника Доткан-ооловна, хранитель 1 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: oorzhakvera76@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Oorzhak Veronika Dotkan-oolovna, First-Class Custodian, Museum Collection Records Department of the Aldan Maadyr National Museum of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: oorzhakvera76@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.