Научная статья на тему 'ТУВА И МОНГОЛИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ТУВА И МОНГОЛИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУВА / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / МОНГОЛИЯ / ВЫСТАВКИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хертек Александр Сагдыевич

Статья посвящена культурным связям между Республикой Тыва и Монголией в связи со 100-летием российско-монгольских дипломатических отношений. Автор приводит обзор ряда фактов из истории тувинского и монгольского изобразительного искусства, совместных выставочных проектов. Так, ключевыми событиями, повлиявшими на творчество мастеров, стали первая крупная выставка тувинских художников и Нади Рушевой в Монгольской Народной Республике в 1984 году, другие выставки в Монголии, Москве и Туве, групповые обменные поездки монгольских и тувинских художников в XX-XXI веках. Важными для сотрудничества стали выставки 2017 года: рисунков Нади Рушевой в Улан-Баторе и восковых фигур «Хаан хаанов» из Музея Чингисхана (Улан-Батор) в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVA AND MONGOLIA: COOPERATION IN THE FINE ARTS

The article is devoted to the issue of cultural ties between the Republic of Tyva (or Tuva) and Mongolia in view of the 100th anniversary of the Russian-Mongolian diplomatic relations. The author gives an overview of a number of facts from the history of Tuvan and Mongolian fine art, joint exhibition projects. Thus, the key events that influenced the work of the masters were the first large exhibition of Tuvan artists and Nadya Rusheva in the Mongolian People's Republic in 1984, other exhibitions in Mongolia, Moscow and Tuva, group exchange trips of Mongolian and Tuvan artists in the 20th and 21st centuries. Exhibitions of 2017 became important for the development of Tuvan-Mongolian cultural relations: drawings by Nadya Rusheva in Ulaanbaatar and wax figures “Khaan Khaans” from the Genghis Khan Museum (Ulaanbaatar) in the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva.

Текст научной работы на тему «ТУВА И МОНГОЛИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Khertek, Alexander Sagdyevich

Хертек Александр Сагдыевич

National Museum named after Aldan-Maadyr

of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation

Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация

mm

ТУВА И МОНГОЛИЯ:

TUVA AND MONGOLIA:

COOPERATION IN THE FINE ARTS

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

о ^

о

со

о ^

о сч

со <

ОС

э ш

I-

Π<

OD (O

ъ

о ^

О Q

СЧ Ю

Ю

60 r-^

LO I4-

CD r-^

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена культурным связям между Республикой Тыва и Монголией в связи со 100-летием российско-монгольских дипломатических отношений. Автор приводит обзор ряда фактов из истории тувинского и монгольского изобразительного искусства, совместных выставочных проектов. Так, ключевыми событиями, повлиявшими на творчество мастеров, стали первая крупная выставка тувинских художников и Нади Рушевой в Монгольской Народной Республике в 1984 году, другие выставки в Монголии, Москве и Туве, групповые обменные поездки монгольских и тувинских художников в ХХ-ХХ1 веках. Важными для сотрудничества стали выставки 2017 года: рисунков Нади Рушевой в Улан-Баторе и восковых фигур «Хаан хаанов» из Музея Чингисхана (Улан-Батор) в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Тува; Республика Тыва; Монголия; выставки; изобразительное искусство; культурный обмен.

ABSTRACT

The article is devoted to the issue of cultural ties between the Republic of Tyva (or Tuva) and Mongolia in view of the 100th anniversary of the Russian-Mongolian diplomatic relations. The author gives an overview of a number of facts from the history of Tuvan and Mongolian fine art, joint exhibition projects. Thus, the key events that influenced the work of the masters were the first large exhibition of Tuvan artists and Nadya Rusheva in the Mongolian People's Republic in 1984, other exhibitions in Mongolia, Moscow and Tuva, group exchange trips of Mongolian and Tuvan artists in the 20th and 21st centuries. Exhibitions of 2017 became important for the development of Tuvan-Mongolian cultural relations: drawings by Nadya Rusheva in Ulaanbaatar and wax figures "Khaan Khaans" from the Genghis Khan Museum (Ulaanbaatar) in the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva.

KEYWORDS: Tuva; Republic of Tyva; Mongolia; exhibitions; fine art; cultural exchange.

В 2021 году исполняется 100 лет установления российско-монгольских дипломатических отношений. Современные культурные связи Республики Тыва и Монголии начались в 1950 году1, когда в Монгольскую Народную Республику приехала семья Рушевых. По воспоминаниям ПВ. Панфилова, Николай Константинович Рушев работал в Монголии художником-инструктором театра и педагогом в художественном училище, а Наталья Дойдаловна Ажикмаа, родом из Тувы, работала в Монголии педагогом-балетмейстером и солировала в концертах [2, с. 10]. После переезда в Москву в середине 1960-х годов Н. Рушев вместе с дочерью Надей встречался на выставке монгольских художников со своими знакомыми монголами-художниками.

12 июля 1962 года было создано Тувинское отделение Общества советско-монгольской дружбы (ТООСМД). Сначала его деятельность носила в основном пропагандистский характер, но постепенно стала наполняться реальным содержанием: руководители партийных органов Тувы стали чаще посещать приграничные аймаки, знакомиться со своими коллегами, устанавливать с ними контакты. Такая возможность представилась и монгольским друзьям. В городах, районах Тувы и сомонах приграничных аймаков Монголии стали создаваться соответствующие местные отделения дружбы [3, с. 51]. По программам этого отделения были выполнены крупные мероприятия — в октябре 1984 года в Улан-Баторе состоялась выставка тувинских художников, графиков и экспозиция рисунков Нади Рушевой. Эти мероприятия были приурочены к XXXIII месячнику монголо-советской дружбы, 60-летию образования Монгольской Народной Республики и 40-летию вхождения Тувы в состав СССР.

Две выставки тувинских художников были организованы в Музее изобразительных искусств Монголии. В экспозиции были картины С.К. Ланзы,

B.Ф. Демина, ПС. Суздальцева, Т.Е. Левертовской,

C.Ш. Саая, В.А. Ховалыга, графика И.Ч. Салчака, Ю.П Курского, И.П. Туренко, М.Ч. Чооду и других. Вторую выставку графики Нади Рушевой привезла из Москвы ее мать Н.Д. Ажикмаа, она представила 75 листов графики своей дочери из серий «Восток», «Современность», «Пушкиниана», «Балет», «Эллада» и другие композиции (рис. 1) во втором зале Музея изобразительных искусств в Улан-Баторе. За двенадцать рабочих дней экспозицию посетило более пяти тысяч человек, выставка пользовалась большим успехом у посетителей. В эти дни Ажикмаа встретилась с учениками ее мужа, Н.К. Рушева, художниками и кинематографистами Цогзолом, Дондогом, Долумой и другими видными деятелями культуры МНР [1, с. 3].

Значительный вклад в российско-монгольские отношения и культурные связи внесли обменные

1. Надя Рушева. Восточная мать и дитя.

1966.

Бумага, пастель. Фото: А.С. Хертек

групповые поездки художников обеих стран, согласованные Министерствами культуры СССР и МНР при содействии Союзов художников двух государств. Поездки тувинских и монгольских художников были намечены по аймакам Монгольской Народной Республики в 1986 году, затем по районам Тувинской АССР в 1987 году. Пруппа тувинских и монгольских художников (по четыре человека с каждой стороны) впервые ездила по аймакам дружественной страны. С монгольской стороны были два графика — Ч. Батмонх, Д. Пунгаа, два живописца — Е. Бадарчи и С. Болдбаатар; с тувинской — живописцы С. Саая. В. Ховалыг и графики Ю. Курский и И. Салчак. В течение четырех недель они путешествовали по Монголии, создавая произведения на пленэре. В это время они беседовали с местным населением аймаков, выполняя зарисовки портретов известных людей, тружеников села. После Монголии художники поехали в Туву, где также провели четыре недели в пленэрных зарисовках природы и людей.

Совместные передвижные выставки художников были проведены в Москве, Монголии и Туве. Последняя выставка была организована

2. С.Ш. Саая.

Величественные

субурганы

Кара-Корума

и Гуга Чохан.

1988.

Холст, масло. Фото: А.С. Хертек

в 1989 году в Кызыле в выставочном зале Дома художника, в экспозиции было представлено более 130 произведений живописи, графики, созданных мастерами после творческих поездок в Центральном и Овор-Хангайском аймаках МНР и районах нашей республики. Просматривая в Доме художника книгу отзывов, можно было увидеть слова благодарности за общение с прекрасными произведениями российских и монгольских авторов, в которых отображены живописные ландшафты родных мест, трудовая жизнь братских народов.

Пейзажи Ч. Батмонха, выполненные в традициях школы русского реализма, привлекали зрителей живописностью и колоритом. Удивительная непосредственность восприятия тувинской природы передана в произведениях «Река Енисей», «Прозрачный Алаш», «Бай-Тайгинские горы», «Комбинат "Туваасбест"». Выполненные маслом и акварелью, они как бы звучат мажорным тоном тувинских народных песен. Созвучны этому и его родные пейзажи «В Гоби», «Малый Богд», «Эрдэнээ-дзу». В портретах «Народный артист РСФСР М. Мунзук», «Ветеран войны И. Посохин», «Ветеран П. Довдон»

и других Ч. Батмонх создает галерею образов мирных тружеников советской Тувы и Монголии. Некоторые, наиболее подготовленные, зрители подмечают в работах этого автора хорошее владение техникой масляной живописи и акварели.

Творчество руководителя тувинской группы С. Саая было представлено на выставке обширно и многогранно: тематические картины, пейзажи, портреты, графические листы. Этому способствовал сбор большого этюдного материала во время поездок. В картинах «Поэма о Монголии», «Величественные субурганы Кара-Корума и Гуга Чохан» (рис. 2), «Монгольский скульптор Дзанабадзар» автор с большим уважением и любовью показывает замечательные творения древней монгольской культуры. Яркими красками насыщены своеобразные пейзажные полотна «Караван в Гоби», «Белые юрты Монголии», «Золотой вечер в Гоби», «У водопада Орхон», передающие неповторимую природу знойной пустыни, необъятность степей, радующих монгольских чабанов. Интересны по красочной насыщенности портреты «Монголка в национальной одежде», «Молодой чабан» и другие.

«Моя Монголия» — так назвал свою графическую серию заслуженный художник Тувинской АССР Ю. Курский. В дорогах дружбы он проникся искренней любовью к истории, культуре, труду монгольского народа и с большой симпатией отобразил современную жизнь братской страны, исторические места, народные традиции, прекрасную природу, но главное — человека труда, его свершения. Четырнадцать графических листов серии разнообразны по жанру, колористически насыщенны и сочетают технику акварели и рисунка тушью. В произведениях «В краю легенд», «Город и люди», «В гостях у чабана Е. Лхагва», «Аймачные будни», «Приезжайте на кумыс», «Под солнцем Родины» Ю. Курский повествует о национальных обрядах, гостеприимстве чабанов, культурном наследии страны и передает свои добрые чувства и творческие поиски.

Монгольский график Д. Гунгаа учился в Софийской академии художеств в Болгарии. В экспозиции были представлены его живописные холсты и офорты, выполненные в совершенно иной манере, отличимой от предыдущих авторов. В композиции картин «Первый снег весны», «Гобийская лирика», «Озеро Кара-Холь» главный акцент сделан на цветопостроении. Плавными переливами красочных тонов или резкими контрастами цвета художник создает определенное эстетическое настроение, свойственное его индивидуальному миросозерцанию, и позволяет зрителю проникнуться этим настроением автора и сопереживать. Графические офорты Д. Гунгаа технически выполнены мастерски, сюжеты в них многоплановы и разновременны. К ним относятся

листы «Природа и лирика», «Седло отца», «Детям Земли — мира, спокойствия». Оригинально построен офорт «Групповой портрет монгольских и тувинских художников», где изображены Ч. Батмонх, Д. Гунгаа, Е. Бадарчи, С. Болдбаатар, С. Саая, Ю. Курский, И. Салчак, В. Ховалыг

Своеобразны картины молодых живописцев Е. Бадарчи и С. Болдбаатара, получивших художественное образование в Улан-Баторе, однако каждый мастер в начале творческого пути определил свою пластическую манеру и композиционное мышление. Так, в полотнах Е. Бадарчи «Озеро Азас», «Осень», «Автопортрет», «Озеро Кара-Холь» отметим четкое композиционное построение пейзажа, изображение групп людей в гармонии с мягким цветовым строем порождает ощущение величавости происходящего. В работах Болдбаатара «Наследники. Преемственность мастерства» (рис. 3), «Детство», «Оленевод», «В Гоби» трактовка событий более лирична, на первое место выступает цветовое решение, близкое к декоративности, которое вызывает определенный эмоциональный настрой у зрителей. В то время молодые монгольские художники умели создавать картины в полном смысле понимания этого жанра, чему следовало поучиться их сверстникам в Туве.

Заслуженный художник Тувинской АССР И. Салчак в экспозиции выделялся прежде всего своего рода портретной галереей. Замечателен «Портрет Нади Рушевой», изображенной в момент творческого вдохновения. Интересны и другие — «Заслуженный животновод МНР Е. Лхагва», «Знатный чабан Тувы Чудук Карим», «Молодая монголка». В них автор воплотил удивительные образы мирных тружеников братских стран. Свежо и живописно написаны художником акварельные листы «Монастырь Эрдэнэ-дзу», «Горные вершины Бай-Байги».

В картинах лауреата премии комсомола Тувы В. Ховалыга видны точные наблюдения народных обычаев, обрядов, домашней обстановки юрты — «Вечерняя дойка», «Кумыс», «Сумон Тогорог», «Сбор архала». В пейзажах и портретах людей Монголии живописец проникновенно и по-особому передал личное восприятие живых образов братского народа. В некоторых работах ему удается рассуждать о смысле человеческой жизни. Тема прекрасной Монголии в творчестве В. Ховалыга, как и других наших художников, далеко не исчерпана произведениями, представленными на экспозиции выставки.

Передвижная выставка «Дорогами дружбы» (1989) — итог совместной творческой деятельности художников Монголии и Тувы. С тех пор не слабеют творческие связи, которые глубоко обогащают культуры двух дружественных народов.

3. С. Болдбаатар. Наследники. Преемственность мастерства.

1987.

Холст, масло. Фото: А.С. Хертек

Другим крупным мероприятием была организованная Национальным музеем им. Алдан-Маадыр Республики Тыва демонстрация рисунков тувинской художницы Нади Рушевой в Национальном музее истории Монголии. Договор между музеями был заключен в апреле 2017 года. Как уже было сказано, Рушевы были приглашены в Монгольскую

Народную Республику для помощи в становлении и развитии нового театра оперы и балета в Улан-Баторе: Н. Ажикмаа вела уроки танцев, а Н. Рушев преподавал изобразительное искусство десятерым одаренным монгольским юношам и занимался оформлением сценических постановок в театре. 31 января 1952 года у них родилась дочь Надежда,

4. Открытие выставки рисунков Нади Рушевой в Национальном музее Монголии.

2017.

Фото: А.С. Хертек

а монгольские друзья назвали ее Найдан, что означает «вечно живущая». Они оказались правы — графическое творчество Найдан демонстрировалось по всему Советскому Союзу и за рубежом, поэтому монгольские друзья охотно согласились на эту выставку.

Открытие прошло в зале временных выставок, где было экспонировано 80 графических листов Нади Рушевой, восемь семейных фотографий, на мониторе показаны 83 слайда рисунков художницы, а на большом экране демонстрировался документальный фильм «Тебя, как первую любовь...».

В открытии приняли участие представители посольства России в Монголии, с приветственными словами выступили глава государственного агентства по культуре и искусству Монголии Г Эрдэнэ-бат, начальник отдела по культуре и культурному наследию государственного агентства Г Батхуяг, директор Национального музея Монголии Д. Сух-баатор, заведующий отделом культуры, искусства и религии Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва А.С. Хертэк (рис. 4).

Выставка включала рисунки разных серий: «Первые рисунки. Дружба народов», графические

листы серий «Русская сказка», «Животные», «Эллада» (рис. 5), «Народы мира», «Пушкиниана» (рис. 6), «Балет», «Современность», «Восток», «Матери мира», «По мотивам Шекспира», «Артек» и другие, выполненные карандашами, фломастерами, пастелью, тушью, акварелью, в монотипии и других видах техник уникальной и эстампной графики.

По словам вдовы монгольского художника Дондога, Надя Рушева подарила ее мужу свои фотографии и рисунки с подписями, на многих из которых стоит дата — 1968 год. Рисунки по своим размерам небольшие, примерно с ученический лист бумаги. Академик Дашням выразил заинтересованность в издании книги воспоминаний о творчестве и жизни семьи Рушевых [5, с. 14].

Крупным вкладом в развитие тувинско-монгольских культурных взаимоотношений стало открытие 26 октября 2017 года передвижной выставки восковых фигур «Хаан хаанов» из Музея Чингисхана (г. Улан-Батор) в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Первоначально выставка была организована в Улан-Удэ Бурятии, затем по приглашению нашего музея эта экспозиция восковых фигур прибыла в Кызыл.

5. Надя Рушева. Танцовщицы Древней Эллады.

1967.

Бумага, акварель, тушь, перо. Фото А.С. Хертек

ЬУ-'К'Ж--<

6. Надя Рушева. А.С. Пушкин. Наброски.

1967.

Бумага, тушь, перо. Фото А.С. Хертек

7. Выставка Хаан хаанов

в Национальном музее Республики Тыва.

2017.

Фото А.С. Хертек

Комплекс фигур включал изображение самого Чингисхана, основателя Монгольской империи, на троне в белых одеждах, слева от него сидит на стуле мать великого хана Оэлун (рис. 7), слева от матери стоят четыре знаменитых сына — старший Джучи, Угэдэй, Чагатай, Толуй, на противоположной стороне — сидит Джамуха, чуть в стороне стоит Мухулай. Восковые фигуры поражают своей детализацией. Каждый предмет вооружения и обмундирования тщательно воссоздан монгольскими этнографами и археологами, а при ближайшем рассмотрении можно даже различить волоски на коже каждой из фигур. Без воинских доспехов в углу сидит главный конкурент Чингисхана — Джамуха [4, с. 29] из урянхайского рода Джардаран. К огромному сожалению, в выставке отсутствовали фигуры двух урянхайских военачальников Чингисхана: братьев Джэлмэ и Субедей.

Все фигуры были представлены в средневековых доспехах эпохи начала монгольской империи. Стоило посмотреть на искусные восковые фигуры в полный рост и особого рода атрибуты с натуральными волосами, которые нанизывали по одному. Восковые фигуры были изготовлены не из чистого парафина, а из силиконового воска, что дает им устойчивость к изменениям окружающей температуры и точность изображения. Если создавать такие фигуры из парафина, то физиогномика человека воссоздается лишь на 80-90%, но если использовать силиконовый воск, то сходство составит 99%. В Монголии есть несколько фигур из чистого воска в музее дворца Богд-Хана и в Национальном музее Монголии. Для жителей Республики Тыва — это уникальный шанс соприкоснуться с историей не только великого хана, но и своих предков, которые принимали непосредственное участие в его завоеваниях.

Молодежь должна помнить корни своего народа и его великую роль.

После закрытия экспозиции 30 ноября основатель и директор Музея восковых фигур Чингисхана — Дашдаваа Дэлгэрмаа рассказала сотрудникам Национального музея Тувы о том, как изготавливали фигуры, кто стал прототипом их образов, как работали с археологами и этнографами для создания их костюмов и вооружения. Помогло изучение китайских, персидских и арабских летописей, где так или иначе встречается описание внешности и черт характеров персонажей. Также огромное значение имел выбор цветов для раскрытия образа, например Чингисхан неслучайно носит белую одежду — цвета молока, цвета жизни,— остерегаясь серого цвета пепла и смерти. Мастера хотели по возможности передать цвета, представленные в средневековых персидских картинах. В конце встречи было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между Национальным музеем Тувы и Музеем восковых фигур Чингисхана. Специалисты Музея восковых фигур высказали готовность сделать под заказ фигуры видных исторических деятелей Тувы, например к 100-летию Тувинской Народной Республики — восковую фигуру Монгуша Буяна-Бадыргы. Также обсуждался вопрос о создании фигур скифского царя и царицы с Аржаана-2, Самбажыка, Максима Мунзука и т.д.

Были и другие мероприятия, связанные с монгольской культурой и праздниками. Так, например, в Туву в середине 1990-х годов приезжала монгольская тувинка из сумона Цэнгэл. Эта художница рисует обеими руками и ногами, даже под водой специальными фломастерами.

В 2012 году Министерство культуры Республики Тыва организовало ознакомительную поездку для

тувинских художников по Монголии и Улан-Батору, в ходе которой они посетили ряд мастерских своих коллег, многому научились, приобрели материалы для творчества. Летом 2019 года в Национальный музей Республики Тыва привозили небольшую документальную выставку из Дома-музея ГПК. Жукова (г. Улан-Батор): фотографии и документы о победе объединенных сил Советского Союза и Монголии над японскими захватчиками у реки Халхин-Пол в Монгольской Народной Республике. Об этих мероприятиях не было больших публикаций в средствах массовой информации, лишь краткие новостные сообщения по телевидению и в местных газетах.

Подводя итоги совместной деятельности тувинских и монгольских работников культуры, художников, скульпторов, можно отметить, что культурные связи в области изобразительного искусства наладились и укрепляются между аймаками и городами Республики Тыва и Монголии. В дальнейшем продолжатся обменные выставки между творцами кисти и резца, пусть даже в ограниченном количестве, ведь дружба между народами России и Монголии останется навсегда.

Примечания

1. После вхождения Тувинской Народной Республики в состав РСФСР в октябре 1944 года.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ажикмаа-Рушева Н.Д. Навсегда в моем сердце // Тувинская правда, 1984, 20 ноября, № 266. С. 4.

2. Графика Нади Рушевой. Альбом / Сост. Н.К. Рушев. М.: Изобразительное искусство, 1976. 121 с.

3. Канзай А.К. Уникальный опыт сотрудничества // Летопись Тувы - 2012: историко-краеведческий альманах / Под ред. В.С. Чигжит и др. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2011. С. 154.

4. Качан И.М. Чингисхан, его сыновья, его друзья и недруги // Плюс информ, 2017, 01 ноября, № 44. С. 32.

5. Хертек А.С. Рисунки Найдан в Монголии // Тувинская правда, 2017, 25 ноября, № 129. С. 16.

References

1. Graphics by Nadia Rusheva. Album. Moscow, Fine Arts, 1976. P. 4. (In Russian).

1. Azhikmaa-Rusheva N.D. Navsegda v moyem serdtse [Forever in my heart]. Tuvinskaya Pravda — Tuvan truth, 1984, November 20, No. 266. P. xx. (In Russian).

2. Rushev N.K. Grafika Nadi Rushevoy [Graphics by Nadya Rusheva. Album]. Moscow, Fine Arts, 1976. 121 p. (In Russian).

3. Kanzay A.K. Unikal'nyy opyt sotrudnichestva [Unique experience of cooperation]. Chigzhit V.S. et al. (eds). Letopis' Tuvy - 2012 [Chronicle of Tuva - 2012]. Kyzyl, Anyyak Publ., 2011. P. 154. (In Russian).

4. Kachan I.M. Chingiskhan, yego synov'ya, yego druz'ya i nedrugi [Genghis Khan, his sons, his friends and foes]. Plyus inform — Plus inform, 2017, November 01, No. 44. P. 32. (In Russian).

5. Khertek A.S. Risunki Naydan v Mongolii [Drawings of Naydan in Mongolia]. Tuvinskaya Pravda — Tuvan truth, 2017, November 25, No. 129. P. 16. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Хертек Александр Сагдыевич — заведующий отделом культуры, искусства и религии, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация. E-mail: hertek952@mail.ru

ABOUT AUTHOR: Khertek, Alexander Sagdyevich — the Head of the Department of Culture, Arts and Religion, the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. E-mail: hertek952@mail.ru

Для цитирования

For citation:

Хертек А.С. Тува и Монголия: сотрудничество в области изобразительного искусства // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 3 (22). С. 116-125. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.010. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/762

Khertek A.S. Tuva and Mongolia: cooperation in the fine arts. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2021, No. 3 (22), pp. 116-125. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.010. Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/762 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.