Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ МУЗЕЯ-ФИЛИАЛА НАДИ РУШЕВОЙ'

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ-ФИЛИАЛА НАДИ РУШЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рисунки / Надя Рушева / мировая литература / жанровые герои / пастель / графика / музей / images / Nadya Rusheva / world literature / genre heroes / pastel / graphic / museum

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хертек Александр Сагдыевич

в статье дана история создания музея филиала Нади Рушевой, главная тема в творчестве художницы, приобретение рисунков Нади Рушевой, кто пропагандировал ее творчество, как продолжается агитация ее графического наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE NADYA RUSHEVA MUSEUM

the history of creation of the Nadya Rusheva Museum, main theme of creativity of Nadya Rusheva, acquisition of her images, who propagandize her work, how continues the agitation of her graphic heritage revealed in this article.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ МУЗЕЯ-ФИЛИАЛА НАДИ РУШЕВОЙ»

фондах,- значительный содержательный раздел советского декоративно-прикладного искусства. По своему содержанию - это взволнованный, искренний и глубокий рассказ о самых значительных событиях жизни народа, рассказанный ярким индивидуальным языком народных мастеров.

Список литературы:

1. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства. М.: Наука, 1972. 312 с.

2. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.

3. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1961. 216 с.

4. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука, 1980. 256 с.

5. Грязнов М.П. Аржан Царский курган раннескифского времени. Л.: «Слово» 1980. 64 с.

6. Дэвлет М.А. Петроглифы на кочевой тропе. М.: Наука, 1982. 128 с.

7. Кон Ф.Я. Экспедиция в Сойотию, - «За пятьдесят лет»-М.: 1934. Т.3.- 110 с.

8. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск: Наука, 1987. 299 с

9. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев. Кемерово, 2006. 320 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Майны Биче-оол Салчакович, научный сотрудник, отдел краеведения и туризма Национального музея им. АлданМаадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: bmaynu@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Mainy Biche-ool Salchakovich, research fellow, Department of Local History and Tourism, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: bmaynu@mail.ru

УДК 069(1-21) DOI: 10.24412/2686-9624-2019-149-254

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ-ФИЛИАЛА НАДИ РУШЕВОЙ Хертек А.С.

Аннотация: в статье дана история создания музея филиала Нади Рушевой, главная тема в творчестве художницы, приобретение рисунков Нади Рушевой, кто пропагандировал ее творчество, как продолжается агитация ее графического наследия.

Ключевые слова: рисунки, Надя Рушева, мировая литература, жанровые герои, пастель, графика, музей.

THE HISTORY OF THE NADYA RUSHEVA MUSEUM

Khertek A.S.

Abstract: the history of creation of the Nadya Rusheva Museum, main theme of creativity of Nadya Rusheva, acquisition of her images, who propagandize her work, how continues the agitation of her graphic heritage revealed in this article.

Keywords: images, Nadya Rusheva, world literature, genre heroes, pastel, graphic, museum.

Творчество Нади Рушевой - это нарисованное чистой душой мыслимое, переживаемое в постижении общечеловеческих ценностей. Ее рисованные мысли оказывают глубокое положительное воздействие на человеческие души. Академик Д.С. Лихачев сказал: «Это кристаллизация чистоты духа, люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха» [Вуколова, 1988: с. 52]. За свою короткую жизнь юная художница создала более 10 тысяч графических листов, превратившихся в тысячи воплощений мечты о гармонии мира.

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе - столице Монголии, где ее родители, театральный художник Николай Рушев и одна из первых балерин Тувы Наталья Дойдаловна Ажыкмаа-Рушева, жили и работали в Государственном театре оперы и балета. После рождения дочери семья Рушевых вернулась в Москву, где выросла и стала учиться маленькая Надя. Отец Нади, Николай Константинович, заметив необыкновенные способности дочери, привел ее к известному художнику-анималисту, академику Василию Алексеевичу Ватагину, чтобы посоветоваться - не пора ли отдать девочку в специальную художественную школу. Знаменитый художник, познакомившись с Надей и изучив ее рисунки, сказал, что ее не надо отдавать в специальную художественную школу. Так Надя осталась в обычной московской школе, а рисованием и изучением истории искусств занималась у педагога Людмилы Магницкой во Дворце пионеров на Ленинских горах и дома. Творческая атмосфера семьи этому способствовала. Николай Рушев, отец Нади, следуя советам В.А. Ватагина, знакомил дочь с лучшими шедеврами изобразительного искусства, следил за кругом ее чтения, подбирал книги для нее, водил на художественные выставки в музеи, на вернисажи современных художников.

Рисовать художница начала карандашом, но вскоре сменила его на авторучку. Перо, тушь, фломастеры - это любимые средства самовыражения. И техника эта требует точности глазомера, безошибочного чувства ритма, а исправления не допускаются. Если что-то не нравилось - выбрасывала и начинала рисовать заново.

Главной в творчестве Нади Рушевой всегда оставалась тема женской судьбы, материнства. В ее творчестве несколько десятков изображений матерей с детьми. Если обратиться к ранним рисункам Нади в них тоже много изображений детей и матерей. Кроме того, что художница интересовалась жизнью и творчеством художников эпохи Возрождения, XIX, ХХ веков, русской и зарубежной классической литературой, театром, искусством, музеями, архитектурным искусством, ей была интересна обыденная жизнь, поведение, характер и повседневная забота людей. Об этом нам рассказывают ее рисунки «Во дворе», «Семья бедной матери», «Грязнуля», «Русская сказка», «Мать и тройня», «Мать и дитя». Все мамы у всех народов любящие, заботливые, нежные и мудрые - подчеркивает Надя в своих рисунках. Главная идея и мысль ее рисунков этой серии - матери всегда готовы защитить своих детей.

Тема материнства в рисунках Нади Рушевой присутствует в сериях «Античность», «Современность», «Восток», «Детство», «Пушкиниана», в иллюстрациях к роману Толстого «Война и мир». Заключительным этапом этой серии рисунков явился рисунок плакатного характера «Матери мира - за мир!»

«Я имею счастливую возможность и ответственность наблюдать за развитием необыкновенных способностей Нади Рушевой. Я вижу, что как художник она растет не по дням, а по часам. Ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира» [Вуколова, 1988: с.9] - писал академик В.А. Ватагин.

Надины рисунки - это огромный многообразный мир образов, чувств, идей, интересов. Ее рисунки - это сегодняшний мир, историческое прошлое, мифы эллинов, сказки, многоцветная пионерия Артека, древний мир, страшный Освенцим, агрессия, война, современность, материнство и детство. Наде до всего в мире было дело. Все ее

250

касалось. Важный для художника момент - отбор действовал и работал у Нади строго и безошибочно. И что отбирала юная художница, что ей было ближе и по душе: она любила поэтические мифы. Мифологическим мотивам посвящены ее многие рисунки, среди них есть самые ранние. Восьмилетней девочкой она рисует «Подвиг Геракла», ему посвящен цикл из ста маленьких этюдов. «Папа читал, а я рисовала в это время. Просто то, что чувствую в данный момент. Свое отношение к этой вещи. Сначала были рисунки к сказкам Пушкина, а потом, когда сама научилась читать - рисовала к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», «Русалке», «Бахчисарайскому фонтану» - рассказывала Надя о своем раннем творчестве. [Рушев, 2007: с. 47]

«С начала января 1967 года Надя завела толстую клеенчатую тетрадь: «Дневник-памятка Нади Рушевой», где с постоянством и краткостью записывала, что прочитала и какие посетила музеи, выставки, экскурсии, театры, кино - все так жадно впитывала и оценивала по-своему. И в этом году она перечитывала Пушкина и книги о нем: Ю. Тынянова, А. Гессена. Основательно прочитала Шекспира, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Грина, Фадеева, Конан-Дойла, к прочитанному делала много рисунков» - писал в своих воспоминаниях Николай Константинович Рушев о дочери [Рушев, 2007: с. 52]. Любимыми героями Нади были не только герои произведений мировой классической литературы, но и сами великие творцы, она им симпатизировала, много о них читала, изучала их. Одним из любимых изданий Нади и ее отца Николая Константиновича были «Литературная газета» и «Комсомольская правда». Они их постоянно выписывали, читали, вырезали статьи и хранили их, причем для каждого писателя была отдельная папка.

Тематическое многообразие и богатство Надиного творчества безгранично. Она была настоящей труженицей почти каждая из прочитанной литературы рождает новых героев, новые мысли и жажду воплотить всех на бумаге. Чтобы подтвердить этот факт и дальше, хочется продолжить список имен известных, но в тоже время писателей из разных эпох и разных по жанру произведений. Надя рисует иллюстрации к Чуковскому, Рабле, Гайдару, Гофману, Диккенсу, Дюма, Байрону, Носову, Ершову, Твену, Бажову, Родари, Блоку, Верну, Полевому, Риду, Толстому, Гюго, Булгакову, Войничу, Сент-Экзюпери. К каждому из перечисленных авторов и многим другим делает десятки рисунков. Широта и многообразие интересов, глубина интеллекта 16-летней девочки поражает. В своем хрупком мире она любила, страдала, ненавидела через Анну Каренину, Наташу Ростову, Татьяну Ларину, Маргариту, Наталью Гончарову, Джульетту, проживая вместе с ними.

Пушкин - это особый мир Нади, особое пристрастие, особая любовь. Надя о нем говорила: «Самый, самый родной поэт». Пушкин разбудил в ней врожденный задаток таланта, уникального творчества. Впервые побыв с родителями в Ленинграде, посетив Эрмитаж, Русский музей, последнюю квартиру поэта на Мойке 12, Надя взяла в руки перо и фломастер. Именно тогда появились первые тридцать шесть рисунков на тему «Сказка о царе Салтане». «Рисунки Нади Рушевой приближают нас к Пушкину на один шаг. Работая над этими рисунками, Надя старалась вжиться не только в образ самого поэта, но и в атмосферу, в его пушкинскую эпоху, увидеть почувствовать, ощутить ее -представить людей того времени, обстановку» [Рушев, 2007: с. 57]. «В пушкинском цикле Нади ощущается созвучие с манерой пушкинского рисунка - легкого, непринужденного, как бы летучего» [Там же, с. 67]. Но в то же время Надя остается Надей и в этих рисунках.

Профессор Корнилов, рассматривая рисунки Нади для новой книги А. Гессена, с восхищением говорил: «Новые рисунки пером для Гессена? Как они свободны, стремительны, изящны. В них - созвучие с пушкинской поэтикой и его набросками на полях рукописей. Именно созвучны, но не подражательны» [Там же. с. 61].

После смерти Нади Рушевой творческое наследие художницы оказалось рассредоточенным: многие рисунки были подарены Государственным музеям Л.Н.

Толстого, А.С. Пушкина в Москве, Пушкинскому дому Санкт-Петербурга, музею А. Грина в Феодосии и московской школе №1466, которой позднее было присвоено имя Надежды Рушевой. Ее графическое наследие классифицируется по темам и сериям, среди которых наиболее значительны «Античность», «Балет», «Литературные образы», «Мифология», «Пушкиниана», «Женские образы», «Костюм», «Толстой», «Шекспир», «Матери мира», «Современность», « Цирк», «Спорт», «Космос» и другие.

В 2018 году исполнилось 25 лет музею Нади Рушевой. Двадцать пять лет — это небольшой отрезок времени, но он вместил в себя очень много событий и деяний, связанных с выставочной и просветительской деятельностью о ярчайшей жизни и творчестве талантливой, одаренной Наде Рушевой, ее родителях. В фондах Национального музея Республики Тыва в настоящее время хранится более 5200 графических произведений гениальной художницы, более 320 документов, книг, фотографий с разных юбилейных выставок, посвященных творчеству отца Николая Константиновича, матери Натальи Дойдаловны.

За это время выставки, организованные музеем, посетили тысячи зрителей, многие из которых оставили в книгах отзывов благодарственные слова о приобщении к неповторимому графическому искусству гениальной художницы, о прикосновении к ее удивительно тонкому, многогранному миру художественных образов.

А ведь многие в нашей республике до 1993 года не знали про Надю, ее мать, отца, не видели ее подлинных рисунков, не были знакомы с творческой деятельностью семьи Рушевых. Наш музей своими стационарными и передвижными выставками, просветительской работой, публикациями, выступлениями в средствах массовой информации глубоко и полно раскрывает многогранную жизнь семьи Рушевых, в первую очередь — Надежды.

Какова же предыстория создания тувинского музея, посвященного творчеству Нади Рушевой. В 1970-е годы прошлого века имя Нади Рушевой буквально не сходило со страниц всесоюзных, республиканских, областных газет и журналов. По всему Советскому Союзу экспонировалось 8 больших передвижных выставок ее графики. Весной 1974 года одна из них демонстрировалась в залах Тувинского республиканского краеведческого музея имени 60-ти богатырей

После смерти отца Нади в 1975 году, большого подвижника и инициатора передвижных вернисажей и пропаганды ярчайшего искусства своей дочери, выставочная деятельность, в основном, постепенно начала угасать.

В середине 1980-х годов Н.Д. Ажикмаа-Рушева передала на хранение в Советский фонд культуры около 9 тысяч бесценных рисунков дочери. Российский фонд культуры в середине 1990-х годов решил передать эти рисунки в Государственный музей А.С. Пушкина. Затем мама художницы решила передать часть творческого наследия своей дочери Тувинскому республиканскому краеведческому музею. Так первая коллекция подлинных рисунков нашей знаменитой землячки, насчитывающая более 120 работ, была передана в 1987 году ее матерью через Советский фонд культуры. Затем в 1988 году в фонды нашего краеведческого музея из личного собрания своей семьи Наталья Дойдаловна передала более 230 работ Нади, а также 22 живописных полотна и более 300 графических произведений Н.К. Рушева. Таким образом, полученное в дар большое творческое наследие семьи стало основной базой для создания музея Нади Рушевой.

По постановлению коллегии Министерства культуры, кино и туризма Республики Тыва от 27 мая 1993 года решено открыть музей Нади Рушевой как филиал краеведческого. Первых посетителей музей принял 11 августа 1993 года в выставочном зале здания Дома художника, только в 1996 году экспозиция рисунков Рушевой перешла на постоянное место в Национальный музей Республики Тыва.

Комплектование и пополнение фондов музея идет постоянно. Например, в ноябре 1996 года Наталья Дойдаловна передала большую папку с 37 подлинными рисунками "вечно живой" Надежды, более 220 фотографий из семейного архива о жизни и

252

творчестве Рушевых, документы, газетные публикации. Позднее, в 1998-1999 годах она передала сотрудникам музея более 30 рисунков, некоторое количество фотографий, документов. Из всего этого самым примечательным явились личные бесценные вещи своей дочери.

В апреле 2007 года в Государственном музее А.С. Пушкина г. Москвы состоялось торжественная передача 4761 подлинных рисунка различных серий сотрудникам Национального музея. После смерти матери Н.Д. Ажикмаа-Рушевой в январе 2015 года, весной 2016 года научными сотрудниками нашего музея было забрано из квартиры матери большое количество предметов свыше 4 тысяч экспонатов, среди которых 330 рисунков, пейзажей Николая Рушева, сервант, два шкафа, столик, 2 кресла, большое количество книг с автографами авторов, личные вещи Натальи Ажикмаа-Рушевой, документы, значки и многое другое.

За 25-летний период работы филиалом подготовлено более 20 стационарных экспозиций в Национальном музее и десятки передвижных выставок по разным школам, организациям и кожуунам республики. Почти всегда у посетителей, особенно школьников, при их осмотре возникал живой, неподдельный интерес к графике гениальной художницы, ребята задавали вопросы о ее жизни, родителях и о многом другом, связанном с кругозором и мировоззрением их сверстницы.

В 1994 году состоялась зарубежная выставка графики Нади Рушевой в российском Дворце культуры и науки города Берлина (Германии). Выездная экспозиция рисунков знаменитой художницы была экспонирована в Министерстве по делам национальностей Российской Федерации в 1999 году в Москве. Первые передвижные выставки «Графика Нади Рушевой» были организованы в ближайшие музеи за пределы нашей республики в Абакане, Минусинске и Шушенском в 2008-2009 годах с экспозицией «Мать и дитя в творчестве Нади Рушевой». Затем после научно-практической конференции, посвященной музею отдельной личности в Омске в 2009 году, Государственным музеем «Либеров-центр» была приглашена выставка «Мир искусства в графике Нади Рушевой» в 2010 году, в Барнауле 2011 года в Государственном художественном музее Алтайского края экспонировалась выставка «Мир графики Нади Рушевой», в Зеленогорске Красноярского края в 2013 году состоялась выставка «Мир графики Нади Рушевой». Затем эта же выставка побывала в Национальном музее им. В. Анохина в Горно-Алтайске Республики Алтай в 2013 году. Согласно межмузейному сотрудничеству, посвященному 100-летию вхождения Республики Тыва в состав России во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства была проведена выставка «Мир графики Нади Рушевой» в Москве летом 2014 года. Подобным образом была проведена экспозиция рисунков знаменитой художницы в Национальном музее в г. Улан-Удэ Республики Бурятия в 2016 году. Недавно в Хакасском Национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова состоялась выставка «Мир графики Нади Рушевой. Недетский рисунок» в Абакане в марте 2017 года, затем в Новосибирском краеведческом музее с апреля по июнь прошла большая выставка рисунков «Графика Нади Рушевой» в Елабужском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Республики Татарстан, в октябре состоялась зарубежная выставка «Графика Найдан Рушевой» в Национальном музее истории Монголии г. Улан-Батор.

Первый республиканский изобразительный и литературный конкурс «Жизнь в искусстве», посвященный 50-летию со дня рождения Нади Рушевой, был проведен в 2002 году. С тех пор конкурсы, посвященные жизни и творчеству нашей землячки, стали традиционными. В 2007 году проведен изобразительный и литературный конкурс «Звезда по имени Надя», посвященный 55-летию со дня рождения Найдан - «Вечно живой», на который было прислано более 500 рисунков и сочинений из разных школ кожуунов республики и города Кызыла. Тематика конкурса была очень обширной: жизнь и творчество Нади, ее родителей, балет, современность, пушкиниана,

литературные образы, восточные сюжеты. Третий межрегиональный изобразительно-литературный и музыкальный конкурс, посвященный 60-летию знаменитой художницы состоялся в конце 2012 года, на который было представлено более 600 графических листов и литературно-музыкальных сочинений из республики и соседних республик, таких как Республика Хакасия, Омская область, Республика Горный Алтай, Алтайский край, Красноярский край.

Старшие научные сотрудники музея Н.Б. Чаш, Л.Ш. Шойдук, Ж.Э. Айжы, Д.Д. Бурбужеп на экскурсиях, лекциях живо и подробно рассказывают о ярких периодах жизни девочки, анализируют почти каждый рисунок из разных серий, выявляют значимость определенных этапов становления творчества. Статьи же о гениальной художнице и ее родителях, опубликованные в газетах и журналах, не восполнят те пробелы в биографии, которую невозможно раскрыть в кратких экскурсиях и небольших статьях.

Просветительскую пропаганду искусства знаменитой землячки в Москве, за рубежом большую работу проводила неутомимая Н.О. Товуу, доктор психологических наук, о Рушевых с большой теплотой и любовью всегда рассказывали М.Б. Кенин-Лопсан, доктор исторических наук, А.Л. Чадамба, руководитель Кызылского ТЮЗа, А.С. Сат, племянница Н.Д. Ажикмаа-Рушевой, Н. Д. Ондар, Т.Б. Будегечиева, Л.С. Кара-оол доценты ТГУ, Г.С. Бады-Сагаан, подруга, Р.С. Курседова — племянница Н.Д. Ажикмаа-Рушевой, Е.Т. Танова, писательница, преподаватели школьного музея им. Н.Д. Ажикмаа-Рушевой и многие другие, кто был знаком с семьей Рушевых.

Наталья Дойдаловна работала в должности хранителя музея-филиала Нади Рушевой. Она продолжала присылать через своих родственников, знакомых в наш фонд подлинные рисунки, книги, журналы, газетные статьи, фотографии. Например, она подарила филиалу памятные фотографии об открытии нового памятника на могиле дочери, о присвоении имени Нади Рушевой московской школе № 1466, где она училась, а также об открытии московских юбилейных выставок графики, посвященных 65-летию со дня рождения гениальной художницы Надежды. Но Н.Д. Ажикмаа-Рушева умерла в январе 2015 года.

Из года в год все больше появляется желающих прочитать, узнать, понять глубинные истоки и сущность творческого дарования Рушевых. В этом отношении Национальному музею им. Алдан-Маадыр Республики Тыва необходимо подготовить издание книги и полного каталога графического наследия с описанием удивительно яркой, многогранной, творческой жизни Найдан, "вечно живущей" Нади Рушевой.

Список литературы:

1. Н. Вуколова. Графика Нади Рушевой. София. 1988. 3. Н.К. Рушев. Последний год Надежды. Наука, Москва. 2007.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Хертек Александр Сагдыевич, заведующий отделом культуры, искусства и религии. Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: hertek952@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Khertek Aleksandr Sagdyevich, Head of Department of Culture, Art and Religion. Aldan-Maadyr National Museum, Kyzyl, Russia. E-mail: hertek952@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.