Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА'

РАЗВИТИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пейзаж / живопись / Демин / Ланзы / Чурук / композиция / колорит / краски / Landscape / painting / Demin / Lanzy / Churuk / composition / coloring / paints

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хертек Александр Сагдыевич

В статье дается широкий обзор развития пейзажной живописи художников Республики Тыва, начиная от В. Демина, включая Г. Суздальцева, Т. Левертовскую, С. Ланзы, В. Ховалыга до Ш. Чурука. Путь тувинского пейзажа был непростым, как у российского изобразительного искусства. Демин был представителем русской реалистической живописи, потом стали распространяться пейзажи художников сурового стиля социалистического реализма – Ланзы, Суздальцев, Ховалыг. В XXI веке большое значение стали приобретать различные стили новых направлений, среди которых можно выделить живописца Чурука с его неоархаической живописью. Все художники Республики Тыва писали пейзажи родной Тувы, городские виды, индустриальные зарисовки, вплоть до сложных в понимании композиционных построений картин Ш. Чурука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LANDSCAPE PAINTING IN THE REPUBLIC OF TUVA

The article gives a broad overview of the development of landscape painting of the artists of the Republic of Tuva, beginning with V. Demin to Sh. Churuk, including G. Suzdaltsev, T. Levertovskaya, S. Lanzy and V. Hovalyg. The way of the Tuvan landscape was not easy same to the Russian fine arts. Demin was a representative of the Russian realistic painting, later the artists of the severe style of socialist realism began to spread – Lanzy and Hovalig. In the XXI century, various styles of new trends began to acquire great importance, among which we can highlight the painter Churuk with his neo-archaic painting. All artists of the Republic of Tuva painted landscapes of native Tuva, urban views and industrial sketches, up to compositional structures of paintings by Sh. Churuk complicate in the understanding.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА»

РАЗДЕЛ 3. КУЛЬТУРА, ИСКУССТВ О, РЕЛИГИЯ

УДК 75.047

РАЗВИТИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Хертек А. С.

Аннотация. В статье дается широкий обзор развития пейзажной живописи художников Республики Тыва, начиная от В. Демина, включая Г. Суздальцева, Т. Левертовскую, С. Ланзы, В. Ховалыга до Ш. Чурука. Путь тувинского пейзажа был непростым, как у российского изобразительного искусства. Демин был представителем русской реалистической живописи, потом стали распространяться пейзажи художников сурового стиля социалистического реализма - Ланзы, Суздальцев, Ховалыг. В XXI веке большое значение стали приобретать различные стили новых направлений, среди которых можно выделить живописца Чурука с его неоархаической живописью. Все художники Республики Тыва писали пейзажи родной Тувы, городские виды, индустриальные зарисовки, вплоть до сложных в понимании композиционных построений картин Ш. Чурука.

Ключевые слова: пейзаж, живопись, Демин, Ланзы, Чурук, композиция, колорит, краски.

DEVELOPMENT OF LANDSCAPE PAINTING IN THE REPUBLIC OF TUVA

Khertek A. S.

Annotation. The article gives a broad overview of the development of landscape painting of the artists of the Republic of Tuva, beginning with V. Demin to Sh. Churuk, including G. Suzdaltsev, T. Levertovskaya, S. Lanzy and V. Hovalyg. The way of the Tuvan landscape was not easy same to the Russian fine arts. Demin was a representative of the Russian realistic painting, later the artists of the severe style of socialist realism began to spread - Lanzy and Hovalig. In the XXI century, various styles of new trends began to acquire great importance, among which we can highlight the painter Churuk with his neo-archaic painting. All artists of the Republic of Tuva painted landscapes of native Tuva, urban views and industrial sketches, up to compositional structures of paintings by Sh. Churuk complicate in the understanding.

Keywords: Landscape, painting, Demin, Lanzy, Churuk, composition, coloring, paints.

Становление и развитие пейзажной живописи в Республике Тыва связано в основном с именем В. Ф. Демина. После создания в августе 1921 года новой независимой страны -Тувинской Народной Республики, перед Правительством встал вопрос о дальнейшем развитии художественной культуры и изобразительного искусства в кочевническом краю, где не было своей письменности, образования и профессиональных видов искусств.

Значительную роль в зарождении и становлении пейзажного искусства Тувы определили русские и тувинские художники, как приехавшие, так и местные. В этой статье мы лишь коснемся жизни и творчества наиболее известных художников, работавших в области пейзажной живописи. Традиционно под понятием «пейзаж» подразумевают любой вид местности, изображенный художником. В настоящее время в пейзажном жанре выделяют два основных вида - ландшафтный пейзаж (пейзаж «чистой природы») и индустриальный пейзаж (пейзаж «второй среды»). В пейзаже «чистой природы» преобладают изображения (горные массивы, реки, озера, деревья и т.д.). В пейзаже «второй среды», как правило, отражена «рукотворная природа» - архитектурные сооружения, виды

населенных пунктов, строительство фабрик и т.д. [Червонная, 1995: 154]. В основном это городской пейзаж. Вторая половина ХХ века характеризуется интересом живописцев к теме индустриального пейзажа, новостроек.

Одним из основоположников изобразительного искусства в Тувинской Народной Республике был В. Демин. Фактически он начал формировать профессиональные виды искусства, обучать талантливую молодежь художественным ремеслам в изостудии. В. Ф. Демин (1912-1990) родом из центральной равнинной России. Закончил Рязанский художественно-педагогический техникум, затем Московский государственный художественный институт повышения квалификации. Летом 1941 года он вместе с группой специалистов (А. Пальмбах - языковед, И. Исполнев - режиссер, А. Шатин - балетмейстер и другие) прибыли в Туву по направлению Комитета по делам искусств СССР для помощи в развитии и становлении профессиональных форм искусства Тувинской Народной Республики [Червонная, 1995: 36]. Молодой Демин с воодушевлением, напористо взялся за разрешение ряда проблем - он оформляет многие праздничные мероприятия, пишет портреты руководителей партии и правительства ТНР, рисует декорации к спектаклям национального театра, преподает рисование в школе. Василий Фадеевич с первых дней пребывания в республике был очарован красотой разнообразных ландшафтов, богатством цветовой гаммы пейзажей, заинтересован характерными типажами коренных жителей Тувы. Он пишет ряд живописных произведений, в которых предстает как тонкий колорит и наблюдательный художник в передаче разнообразных ландшафтов и мест полюбившейся республики.

В 1950-е годы он стал поддерживать творческие контакты с художниками Красноярского края, вместе с красноярскими художниками Б. Я. Ряузовым, Т. В. Ряннелем Демин ездит по многим районам Тувы и создает ряд крупных творений пейзажного жанра, наполненных величественностью и суровостью, первозданной красотой таежных гор. Таковы целостные, обобщенные пейзажи «У слияния Енисеев. Осень» (1954), «Высокогорье в Саянах» (1958), «Осень. Лесостепь» (1958). Рассмотрим его первый городской пейзаж «Кызыл в 1941 году» (1941), написанный в центре столицы один из первых кирпичных больших зданий. На заднем плане только что отстроенное здание Дома Правительства Тувинской Народной Республики, которое построили советские рабочие, как подарок Советского Союза молодой дружественной стране. Написанной в этюдной манере письма холст наполнен солнечным светом, который отражается в цветных национальных одеждах простых аратов, на лошадях, на стенах свежей постройки государственного здания. Солнечный свет и цветистость в холстах Демина становятся основным определяющим фактором живописной манеры художника.

В 1960-е годы он становится свидетелем бурного строительства фабрик заводов, теплоэлектростанций в молодой республике. Демин много ездит по родному краю, пишет этюдные зарисовки и создает полотна, повествующие о начальном возведение больших комбинатов, фабрик, теплоэлектростанций. Картины «Строительство теплоэлектростанции в Кызыле» (1957), «Строительство комбината Тувакобальт» (1962) (фото 1) - это большие панорамные холсты, в которых видно, что новые созданные сооружения человеком надвигаются на природу. На передних планах автором написаны орудия труда, трубы, возводимые здания, людей работающих, экскаваторы, тракторы, краны и другие машины крепкими уверенными мазками кисти, характерной для этюдной манеры письма. Его примеру изображения панорамных видов индустриального пейзажа стали следовать многие мастера кисти Тувы. После Демина много работали в области пейзажа художники Суздальцев, Левертовская, Ланзы, Саая, Даржай, Бовейлен, Ховалыг и другие.

Фото 1. Демин В. Ф. Строительство комбината Тувакобальт. 1962. Х., м.

Фото А. С. Хертек

Георгий Суздальцев (1919-2003) работал в одно время с известными художниками В. Ф. Деминым, С. К. Ланзы, был наставником молодых талантов, пропагандировал советское искусство в своих лекциях и беседах во многих школах, на предприятиях, в организациях. В 1948 году сбывается мечта Г. С. Суздальцева: по рекомендации Тувинского управления культуры он поступает в Свердловское художественное училище. После его окончания возвращается в Кызыл и преподает рисование в разных школах. Кроме тематических картин, художник написал много прекрасных пейзажей Тувы. Монументально-эпический пейзаж «Монгун-Тайга» 1969, «Большие Бусы» (1984) (фото 2). Художник в других работах показал серию пейзажей старого и нового Кызыла. Одни передают историю - деревянные домишки, караван верблюдов на пыльной улице; в других ощущается размах строительства новых зданий, заметно стремление автора к общественности сюжетного замысла, например «Кызыл старый» (1968).

Фото 2. Суздальцев Г. С. Пейзаж Большие Бусы. 1984. Х., м. Фото А. С. Хертек

В 1970-е годы Георгий Сергеевич написал ряд значительных пейзажей, портретов, жанровых картин. Среди них можно выделить величественный пейзаж «Бай-Тайга» (1974), вылепленный яркими широкими мазками, от чего колорит полотна зазвучал торжественно-мажорно.

Пейзажная живопись Суздальцева определяет его как художника пленэрной манеры исполнения, его крупные пастозные мазки твердо ложатся на холст, они как бы точечно уложены и не соприкасаются друг с другом. В этом его отличие от большинства живописцев Тувы.

Т. Е. Левертовская (1920-1987) - первая в истории Тувы женщина-художник вошла в историю художественной культуры Тувы как продолжатель традиций русского реалистического искусства. Творчество Левертовской характеризуется поиском глубокого внутреннего содержания, емким и лаконичным выражением самой сути происходящего. В каждом пейзажном произведении Левертовская выглядит наблюдательной, хорошо чувствующей стремительный миг времени. Ее картины ландшафтов интересны по цветовому решению, выразительны и эмоциональны. Удачно найдено линейное и цветовое композиционное решение в картине «Вечерняя песня». Здесь ощущается органичное сплетение окружающего пейзажа и человека. Художница горячо любит природу и умеет передать своеобразие тувинских пейзажей («Утро в Саянах», «Осень на Хемчике»), в которых выражены то размышления, окрашенные грустью, то чувство радости, утверждающие жизнь. Лирическая проникновенность была присуща ее многим жанровым полотнам, в которых мастерски взаимосвязаны портреты и окружающая природа - это картины: «Сакманщики», «Букет Саян», «Концерт на чайлаге», «Спутники» и др., созданные в 1960-1970-е годы.

Новый этап в развитии изобразительного искусства Советской Тувы связан именем С. К. Ланзы (1937-1977). Сергей Кончукович прославил Туву своими историческими картинами, панорамными пейзажами, национальными натюрмортами на всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках. Пейзаж в творчестве С. К. Ланзы составляет одну из сильных сторон живописного дарования, которое раскрывается во множестве написанных им этюдов разных уголков родного края, будь то берега Енисея, долина реки Хемчик, окрестности Кызыла, крупные новостройки республики. Из богатейшего этюдного материала рождаются пейзажи-картины «Аржаан Тарыс», «Дорога Ак-Довурак - Абаза», «Строительство комбината «Хову-Аксы», «Современная Тува», «Строительство комбината «Туваасбест им. Ленина» (1976) (фото 3). В них удлиненный по горизонтали, панорамный формат холста, охватывает почти все ландшафты Тувы -от степей до высоких гор, пронизывая яркими, светлыми солнечными мазками красок. Здесь присутствует некоторая этюдность, характерные для художника удлиненные штрихи-мазки носят несколько условный характер. Здесь есть все - прошлое, настоящее и будущее Тувы. Вечно заснеженные горные вершины, которые до стройки возвышались, и будут возвышаться над уже построенными строениями. На первом плане, в нижнем правом углу художник изобразил чабана, ведущего свою отару мимо стройки. Здесь идет на столько сопоставление, сколько «перекличка времен» - устоявшегося привычного прошлого и будущего, манящего новым.

Фото 3. Ланзы С. К. Строительство комбината Туваасбест. 1976. Х., м. Фото А. С. Хертек

В 1960-1970-е годы изобразительное искусство Тувы вступило в новый этап развития. В эти годы много талантливой тувинской молодежи заканчивает художественные училища, вузы, выпускники которых составили основу творческого коллектива художников Тувинской АССР. Это живописцы: С. Ш. Саая, Г. Л. Торлук, И. Ч. Салчак, М. А. Даржай, А. Х. Бовейлен. Вместе с русскими художниками, как Ю. Г. Курский, Л. Р. Спрыгин, Ю. Д. Деев, В. М. Денисов они сформировались в единый интернациональный творческий коллектив художников-профессионалов. В 1965 году при активном участии С. К. Ланзы и В. Ф. Демина создается Тувинское отделение Союза художников РСФСР, переименованное в 1968 году в Союз художников Тувинской АССР. Наиболее талантливые выпускники художественного отделения Кызылского училища искусств успешно окончили Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, в их числе - живописцы: О. М. Ондар-оол, В. С. Самия, Л. Х. Уржук. В связи с приходом одаренной молодежи в середине 1970-х годов создается Объединение молодых художников при Союзе художников Тувы, развернувшее свою активную выставочную деятельность.

Природные ландшафты Тувы привлекают своей красотой не только местных художников, но и приезжающих живописцев из Красноярска - Т. В. Ряннеля, Б. Я. Ряузова, Москвы - Б. Н. Попова, В. А. Игошева, Ю. А. Титова, И. Л. Бруни и других. Тувинская пейзажная живопись прошла большой путь становления и развития, начиная от этюдной работы на пленэре и завершая эпическими пейзажами-картинами, воспевающими величавую и торжественную красоту природы нашей республики. Среди тувинских художников пейзажная тема лучше всего воплощалась у В. Ф. Демина, С. К. Ланзы, Т. Е. Левертовской, С. Ш. Саая, М. А. Даржая, А. Х. Бовейлена, В. А. Ховалыга, О. М. Ондар-оола, А. Д. Седипкова, Л. Х. Уржука, Ш. У. Чурука.

Тематическое многообразие в пейзажном жанре развивалось вместе с преобразованием мировоззренческих взглядов на окружающую действительность. Человеку изначально свойственна любовь к природе и стремление ее преобразовать. В свою очередь любовь к природе и порождает интерес к ее образному воплощению. В тувинском изобразительном искусстве преобладание и популярность пейзажного жанра закономерны. Бесконечно разнообразный природный мир Тувы предоставляет массу великолепных возможностей передачи впечатлений на холсте. Стилистической основой профессионального изобразительного искусства в Туве является реализм. Кроме того, во второй половине ХХ века, он был единственно возможным и допускаемым местными властями творческим методом. Многие живописные произведения этого периода, несмотря на излишнюю повествовательность и литературность, интересны своей достоверностью. Также нужно отметить, что в это время пейзажная живопись тувинских художников обретает новые качества, новые черты. Это связано, прежде всего, с расширением тематики, стремлением художников как можно более полно, ярко и глубоко отразить современный мир.

Пейзажисты Тувы второй половины ХХ века, имея за плечами богатый опыт, опираясь на традиции предшественников, ищут новые средства усилить активность воздействия на умы и сердца зрителей. В пейзаже «Строительство комбината «Туваасбест» Ланзы представлено и «портретное» изображение природы, и ее состояние во время определенного времени года (осень). Мощь и красота родной природы суровой Монгун-Тайги оказали большое влияние на формирование интересов будущего художника С. Ш. Саая (1937-1992). В 1959 году Саая поступает в Иркутское училище искусств, в котором преподавали ведущие художники Сибири Г. Богданов, А. Вычугжанин, А. Алексеев. Они стремились передать ученикам любовь к искусству, понимание цветовой гармонии окружающего мира. В дальнейшем, главным содержанием творчества Сарыг-оола Саая станет образ Тувы, земля и люди, любимые художником. В этот период творчества художник много времени уделяет работе на пленэре. Он пишет множество этюдов, обогащает свою палитру новыми сочетаниями красок. Свет и воздух словно вливаются в его полотна. Художник настойчиво ищет выразительные цветовые решения. «Осень в верховьях Каргы», «Монгун-Тайга» - в этих пейзажах природа оживает, она наполнена мощными

земными силами, в них чувствуется эмоциональная взволн ованность автора, повествующего о неразрывной взаимосвязи человека и природы. В его тематических картинах пейзаж приобретает особую роль. То сдержанный, почти суровый, то мажорно звучащий, он всегда несет большую смысловую нагрузку, усиливая эмоциональное звучание основной темы. Саая пишет пейзажи не только родного края, он побывал во всех районах республики, запечатлел ландшафты Тес-Хема, Тоджи, Каа-Хема, Бай-Тайги, курорта Уш-Белдир. Во второй 1980-х годов Саая с группой тувинских художников ездил в творческую командировку по Монголии, где написал много набросков, этюдов. На основе этого материала он создал большие пейзажные картины «Белые юрты Монголии», «Пустыня Гоби», «Величественные субурганы Кара-Корума и Гуга Чохан» (фото 4). Эти пейзажные композиции более декоративны по живописному насыщению красок.

Фото 4. Саая С. Ш. Субурганы Кара-Корума и Гуга Чохан. 1988. Х., м. Фото А. С. Хертек

Май-оол Даржай (1936-2005) среди художников старшего поколения был одним из талантливых живописцев, ярко выразившим пленэрную школу русской реалистической живописи, им высокопрофессионально написаны десятки пейзажей нашей республики. В фондах Национального музея хранятся его замечательные пейзажи Улуг-Хема, Тоджи, Бай-Тайги, наполненные красочными переливами ярких, сочных мазков этюдной живописи. Вот, к примеру его работа «Гора Хайыракан» (1989) (фото 5).

Творчество выдающегося тувинского живописца Владимира Ховалыга (1949-2005) в 1970-1980-е годы было широко известно в нашей республике и за ее пределами. На многих больших художественных выставках были представлены его портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые полотна, раскрывающие неповторимую яркую цветовую гамму красот родной земли, правдивые образы тружеников и предметный мир, окружающий людей Республики Тыва. Смелое и уверенное создание яркими мазками пластических образов становится творческим стилем живописного мастерства художника Ховалыга. Картина «Тере-Хольская зима» (1983) (фото 6). Он побывал во многих уголках нашей республики, запечатлевая в своих этюдах, зарисовках прекрасные пейзажи высоких гор, стремительных рек, непроходимой тайги, незабываемые образы тружеников, творческой интеллигенции, знатных людей Тувы. «Сарлыки Монгун-Тайги», «Тоджа, на озере Моон», «У горы Хайыракан». Ховалыг писал этюдный материал на плэнере, затем создавал пейзажные произведения в мастерской. Подобным образом писали свои пейзажи другие живописцы -А. Х. Бовейлен (1940-1994), Ю. Д. Деев (1947-1998), Т. К. Огнев и другие.

Фото 5. Даржай М. А. Гора Хайыракан. Фото 6. Ховалыг В. А. Тере-Хольская зима.

1989. Х., м. Фото А. С. Хертек 1983. Х., м. Фото А. С. Хертек

Художники среднего поколения такие как, А. Д. Седипков и Ш. У. Чурук начинали, как живописцы реалистического направления, но затем постепенно отошли от него, проникаясь декоративным наполнением, композиционным построением и живописной манерой письма. Алексей Седипков (1956-2020) в последнее время писал пейзажные произведения на стыке реалистического и декоративного, начав с живописного построения холстов. Такова его картина «Гора Хайыракан» (фото 7), где видно, что линейная перспектива изменена, колорит становится декоративней, краски положены в плоскостной области.

Фото 7. Седипков А. Д. Хайыракан. 2010. Х. м. Фото А. С. Хертек

По-иному пишет свои пейзажи Шой Улзайович Чурук - известный в Туве художник-живописец, член Союза художников Российской Федерации. Многие его картины наполнены яркой пастозной живописью и решены простым композиционным сюжетом, но раскрывающим определенные глубинные свойства цветопередачи народного искусства, есть несколько пейзажей и натюрмортов, выполнены им в реалистическом стиле. Многим нравится цветовой колорит его полотен, другим - сюжетная символика, исходящая от народных орнаментов, предметов из кочевого обихода аратов-животноводов. Творчество Шой Чурука многогранно, он черпает определенные завязки сюжетов, колористические приемы из современных течений искусства ХХ1 века. И живопись Шой Чурука - это новое явление в изобразительном искусстве Республики Тыва начала XXI века. Его художественные произведения отражают национальный колорит, самобытное мировоззрение и своеобразный пластический язык живописной манеры. Темы для своих картин он ищет в бытовой, фольклорной жизни древней и современной Тувы. Многие его картины носят тувинские названия, но они, прежде всего, выделяются и живописным колоритом, и предметным антуражем на полотнах.

К середине 2000-х годов Ш. У. Чурук в результате творческих поисков находит свой живописный стиль в решении композиционных и колористических задач для создания

станковых полотен. Первые живописные работы его были небольшие по размеру, с простым незамысловатым сюжетом, но гармонично построены в единстве с пастозной пластикой живописного языка. В дальнейшем он усложняет тематику сюжетов, расширяет круг образов в историческом контексте и стремится углубленно передать символический характер своих цветонасыщенных станковых произведений.

Рассмотрим, к примеру, несколько работ Шой Чурука - картина «Чурталгаже орук» («Дорога жизни») (2008) (фото 8), изображает в декоративно-плоскостной трактовке цветные силуэты птиц на фоне разноцветных прямоугольников, полуовалов, треугольников, символизирующих разные периоды прохождения жизни. Другое полотно «Баглааштыц сактыышкыны» («Воспоминания коновязи») (2012) (фото 9), повествует о близком и вечном, изображая обычную коновязь возле тувинской юрты.

Фото 8. Чурук Ш. У. Чуртталгаже орук. 2008 Х., м. Фото 9. Чурук Ш. У. Баглаашкыныц

Фото А. С. Хертек сактыышкыны. 2012. Х., м. Фото А. С. Хертек

Таким образом, плэнерная живопись в пейзажах тувинских художников становится основным мотивом для изображения окружающей природы, примером для них стало творчество живописца, первого профессионального русского художника В. Ф. Демина, чьи пейзажи становились основой для примера создания последующих произведений пейзажной живописи художников Тувы. Монументальные пейзажи Ланзы основаны на этюдных материалах, которые он писал на месте мероприятий. Понятие «Сибирский пейзаж» пока не достойно пейзажным произведениям тувинских художников из-за их неполной собранности тувинского пейзажа как единого целого образа природы родного края. По-новому решают пейзажные мотивы тувинской природы молодые живописцы, применяя современные методы живописного построения своих пейзажных произведений.

Список литературы:

Червонная С. М. Сергей Ланзы. Кызыл: Типография Тувинского книжного издательства, 1971. 6 с., ил.

Червонная С. М. Сергей Ланзы. Каталог выставки. - М.: Тип. ГМС, 1978. 20 с., ил.

СтасевичВ. Н. Пейзаж. Картина и действительность. - М.: Просвещение, 1979. 176 с., ил.

Червонная С. М. Художники Республики Тыва. - СПб.: Художник России, 1995. 184 с., ил.

Будегечи Т. Б. Художественное наследие тувинцев. Москва, 1995. 152 с., ил.

Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 2002. 240 с., ил.

_Ермолаевские чтения - 2022

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Хертек Александр Сагдыевич, методист отдела методического сопровождения по вопросам культуры, искусства, религии и краеведения Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: hertek952@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Khertek Aleksander Sagduevich, Methodologist of the Department of Methodological Support on Culture, Art, Religion and Local Lore of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: hertek952@mail.ru

УДК 736.2

«ЗВЕНЯЩАЯ НЕЖНОСТЬ» В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ ТУВЫ

Донгак А. А.

Аннотация. Статья посвящена самому известному сценическому танцу Тувы, созданному в 1944 г. московским хореографом А. Шатиным, работавшим в Тувинской Народной Республике с 1943 по 1945 г. Анализ танца «Звенящая нежность» выявляет сущность культуры тувинцев, объясняет его значение для истории хореографического искусства Тувы. Основным материалом для написания статьи послужили предшествующие работы, а также экспонаты Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.

Ключевые слова: культура Тувы, сценический танец, хореография, традиционная культура, агальматолит, чонар-даш, камнерезное искусство.

«RINGING TENDERNESS» IN THE HISTORY AND ART OF TUVA

Dongak A. A.

Annotation: This article is devoted to the most famous stage dance of Tuva, created in 1944 by Shatin A, Moscow choreographer, who worked in the Tuvan People's Republic from 1943 to 1945. The analysis of the dance "Ringing Tenderness" reveals the essence of Tuvan culture, explains its significance for the history of the choreographic art of Tuva. The main material for writing of this article was the previous works, and the exhibits of Aldan-Maadyr National Museum of Tuva Republic.

Keywords: culture of Tuva, stage dance, choreography, traditional culture, agalmatolite, chonar-dash, stone-cutting art.

Танец является неотъемлемой частью музыкальной культуры. Кроме любимых песен и мелодий, у каждого народа есть основной танец, в котором находят свое выражение мировоззренческие представления, идеалы народа и его история, жизненный уклад, нравы и обычаи [Ондар, 2010: 251]. Всю жизнь от рождения до смерти человек включен в звуковой музыкальный фон, свидетельствует доктор культурологии, ученый-тувиновед А. К. Кужугет [Кужугет, 2016: 217].

Нельзя не отметить, что искусство Тувы до начала XX в. была тесно связано с кочевым образом жизни тувинцев. Особенностью тувинской культуры является тот факт, что к началу XX в. в Туве не было обнаружено источников, указывающих на бытование традиционных форм народного танца. Танец-символ, «визитная карточка» [Ондар, 2010: 252], «классика тувинской хореографии» [Николаева, 2002: 74] появляется у тувинцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.