Научная статья на тему 'От народного к профессиональному изобразительному искусству Республики Тыва: традиции и преемственность'

От народного к профессиональному изобразительному искусству Республики Тыва: традиции и преемственность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От народного к профессиональному изобразительному искусству Республики Тыва: традиции и преемственность»

1. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. - М.-Л., 1951.

2. Стебелева И.В. Поэзия тюрков У!-У!!! вв. - М., 1965.

3. Потапов Л.П. Основные проблемы изучения народов Алтая в советской исторической науке // Доклады советской делегации на XXIII Международном конгрессе востоковедов. Секция исследователей по Алтаистике. - М., 1954.

4. Древнее искусство Алтая. Текст М. Грязнова. - Л., 1958.

5. Джеймс Х. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М., 1997. - 162 с.

6. Питер Б. Словарь мифов. - М., 2001. - 144 с.

7. Вайнштейн С.И. Прикладное искусство тувинцев // Уч. зап. ТНИИЯЛИ. Вып. 11. - Кызыл, 1964. - С. 257-277.

8. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М., 1974.

9. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. - М., 1991.

10. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. - С-Пб., 1995.

11. Тува: словарь культуры / Автор-составитель С. Маркус. - М., 2006. - 61 с.

Хертек Александр Сагдыевич,

завежующий отделом культуры и искусства Национального музея Республики Тыва.

От народного к профессиональному изобразительному искусству Республики Тыва: традиции и преемственность

Тувинскому изобразительному искусству свыше сорока лет. Время для становления и развития творческой деятельности в обществе небольшое, но сделано за это время немало. В прошлом тувинский народ не имел станковых видов изобразительного искусства таких, как живопись, графика, скульптура. Творчество кочевых аратов выражалось в украшении убранства юрты, конского снаряжения, декоративной резьбе по дереву и камню, красочной орнаментальной росписи сундуков-аптара, орнаментации изделий из кожи, ювелирных украшений, в вышивке на одежде, в художественной обработке металла.

В данном материале бедет рассмотрены два раздела, раскрывающих традиции и преемственность в изобразительном искусстве Тувы: в первом - становление и развитие станковой живописи, во втором - будет отражено творчество народных мастеров-камнерезов.

Этапы становления и развития культуры и искусства молодого государства в Центре Азии наблюдал и запечатлел на черно-белых фотографиях первый директор Тувинского Государственного музея Владимир Петрович Ермолаев. Он был знаком с первыми художниками и камнерезами Советской Тувы, о которых речь пойдет в следующих разделах доклада.

Традиции народного творчества, братская помощь совесткой России - вот составляющие основы современного искусства Тувы. Надо вспомнить имена тех художников, которые стояли у истоков, и тех, кто способствовал развитию изобразительного искусства республики - это В.Ф. Демин, В.Л. Тас-оол, С.И. Феоктистов, Н.К. Рушев, красноярские художники Д. Каратанов, Т. Рянелл, Ю.

225

Ишханов. Большую монографию об искусстве нашей республики написала московский кандидат искусствоведения С.М. Червонная, которая познакомилась с произведениями тувинских мастеров кисти и резца еще в 1968 году [1]. Затем в течение 15 лет наблюдала и изучала творческую деятельность Союза художников Тувы [2].

Другой исследователь Тувы - известный ученый-этнограф С.И. Ванштейн на протяжении многих лет изучал народное искусство и этнографию коренных жителей нашей республики, итогом изучения стало издание фундаментального труда «История народного искусства Тувы», в котором показано становление и развитие современного камнерезного искусства [3].

В 1965 г., благодаря большой организаторской работе художников С. К. Ланзы и В.Ф. Демина, Тувинское отделение Красноярской организации Союза художников РСФСР после учредительного съезда было реорганизовано в Союз художников Тувы, насчитывающий в то время 13 членов и кандидатов, большинство из которых составляли народные мастера-камнерезы.

Несколько слов об основателях СХ Тувы. Заслуженный деятель искусств Тувинской АССР В.Ф. Демин приехал в Кызыл летом 1941 г. по направлению Наркомпроса СССР способствовать развитию изобразительного искусства и выявлению талантливой молодежи. В трудные годы Великой Отечественной войны он вместе с первым тувинским художником В.Л. Тас-оолом работал над выпуском «Окон ТувТА», политических и народно-хозяйственных плакатов. Наряду с этим он организовывал выставки народного творчества, изостудии, преподавал, писал декорации для театра, портреты, исторические картины, проектировал памятники.

Значительную роль в развитии национального искусства республики сыграл С.К. Ланзы - первый председатель правления Союза художников Тувы, заслуженный художник РСФСР. Его творчество многообразно и разнопланово. В картинах «Допрос 60-ти богатырей», «Песня свободы», «Приезд партизан», «Праздник присоединения к России» Ланзы осваивал национальную тематику, обращался к осмыслению истории своего народа. Кроме того, он работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, преподавал на художественном отделении Кызылского училища искусств, выпускал буклеты, каталоги. Его стараниями было начато строительство Дома художников в Кызыле. Для С. Ланзы было характерно работать на пленэре над пейзажными этюдами многих мест Тувы - это берега Енисея и Хемчика, окрестности Самагалтая и Кызыла, индустриальные новостройки республики и многое другое. Этот этюдный материал позволял ему сохранить яркую свежесть палитры, повышать профессиональное мастерство живописца. В 1960-1970-е гг. Ланзы стал лидером и примером для многих художников Тувы, которые были увлечены его многогранной кипучей деятельностью и старались не отставать от его художественного кругозора. Среди них известные живописцы, такие как Г.С. Суздальцев, И.Ч. Салчак, Г.Л. Торлук, Т.Е. Левертовская, С.Ш. Саая.

В эти годы Союз художников Тувы в значительной мере способствовал активизации выставочной деятельности художников, их участию в зональных выставках «Сибирь», «Советская Россия», «Молодость России» и других смотрах изобразительного искусства, где творчески зрело выступили художники, тогда еще считавшиеся молодыми: Ю.Д. Деев, В.А. Ховалыг, А.Х. Бовейлен, М.А. Даржай. Для них поиски своеобразной формы картины, в которой сюжетно-тематическое, жанровое начало неразрывно связано с пейзажным мотивом, с образом родной земли стало занимать видное место в творчестве.

После открытия в 1967 г. художественного отделения в Кызылском училище искусств молодежное объединение СХ Тувы стало пополняться одаренными

живописцами, графиками, скульпторами, камнерезами. Многие из них затем заканчивали Московский и Красноярский художественные институты, ряд художественных училищ России. С ними в тувинское искусство входили традиции русского реалистического искусства, новые веяния, модернистские течения современности.

С начала 2000-х гг. по сегодняшний день в СХ Тувы было принято более 20-ти человек, среди них живописцы, графики, скульпторы - это А. Монгуш, О. Суван-оол, А. Тырышкин, Ш. Чурук, Ч. Монгуш, С.-М. Байынды. Им предстоит решать нелегкие задачи в подъеме национальной живописи, станковой графики и скульптуры, в расширении сюжетно-тематических композиций, в заострении портретно-психологических образов и насыщении яркой цветовой палитры тувинского изобразительного искусства.

Народное творчество, по сути - это многофункциональное явление, в котором слились в единстве практическая, обрядовая, воспитательная и эстетические функции.

Резьба по камню, как вид народного искусства, имеет древние истоки, которые относятся к скифскому и древнетюркскому периодам [3]. Музейные экспонаты мелкой пластики из камня конца Х1Х - начала ХХ вв. в большинстве своем напоминают деревянную скульптуру, для которой характерна фронтальность композиции, статичность поз фигур.

Основоположниками современного камнерезного искусства по праву являются М.Х. Черзи - заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР и Х.К. Тойбухаа - народный художник Тувинской АССР, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Своим творчеством они определили основные стилистические направления камнерезного искусства, расширили круг тематических сюжетов и повествовательных композиций. Они обучили большую плеяду талантливых резчиков, среди которых наиболее известны Б. Байынды, Х. Хуна, К. Саая, Р. Аракчаа, Д. Дойбухаа и др.

В 1972 г. творческие достижения Х.К. Тойбухаа, М-Д.С. Хертека, Б.С. Байынды, Р.А. Аракчаа были отмечены высокой наградой - званием лауреатов Государственной премией РСФСР им. И.Е. Репина.

Для камнерезного искусства Тувы, в основном, традиционен большой круг сюжетов и тем. Резчики чаще вырезают из агальматолита диких зверей и домашних животных, таких как горный козел, сарлык, марал, медведь, лошадь, верблюд, бык, овца, собака, из восточной мифологии - дракона, сюжеты из двенадцатилетнего восточного календаря, из буддизма - разных арзыланов, будд и бодхисатв. Также мастера исполняют сложные композиции на бытовые, исторические и др. жанровые темы.

Пожилые народные мастера Бай-Тайги обучали молодых одаренных ребят в локальных местностях - селах Кызыл-Даг, Тээли Бай-Тайгинского района. Обучение было семейным, индивидуальным и кружковым. В результате этого ремесленного обучения у молодого резчика уже вырабатываются индивидуальные технические приемы моделировки, свое художническое видение, своя эстетика.

В процессе формирования мастерства народного умельца большую роль играет владение ремесленной основой, которое заключается в длительном, трудовом и эстетическом обучении резьбе по дереву и камню, в выборе традиционного круга сюжетов.

Старые мастера, в совершенстве овладевшие мастерством резьбы по камню, со временем стали выполнять на высоком профессиональном уровне многофигурные

настольные приборы, барельефы с изображением Сталина, Ленина, портреты Салчака Тока, долгое время возглавлявшего Туву.

С начала 2000-х гг. в ряды коллектива Союза художников Тувы вливается молодое поколение скульпторов малых форм, среди них А. Артаа, О. Кошкендей, О. Мажаа, А. Монгуш, Т. Монгуш, Л. Норбу, О. Сат, Э. Салчак, А. Хертек, Д. Чамзы, А. Шожунчап и др., которые не только сохраняют камнерезные традиции, но и расширяют тематику сюжетов, усложняют композиционные приемы, индивидуальность творческого почерка.

Скульптурное творение любого известного камнереза всегда выражает индивидуальность автора, в его выборе сюжета, моделировки объема фигур, особой орнаментации складок шерсти, изгибов туловища или шеи изображемых животных. Десять мастеров, к примеру, выполнят из камня фигурку верблюда каждый по своему, каждый автор найдет свое индивидуальное видение, свое композиционное движение, свой показ характера животного и т.п.

Мастерство и профессионализм народных мастеров позволили проявить и показать себя, как настоящих скульпторов в монументально-декоративном оформлении с. Тээли Бай-Тайгинского кожууна, с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна, но лучшее их творение - это создание крупных бетонных монументально-декоративных скульптур для фонтана на площади Арата в г. Кызыле.

За высокий вклад в развитие российского искусства и создание высокохудожественных произведений камнерезного искусства группе народных мастеров: Е.Б. Байынды, Д.Х. Дойбухаа, Б.С. Дупчур, К.М. Саая в 1992 г. было присуждено высокое звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации».

Обучение владению мелкой пластикой в Бай-Тайге вели Х.К. Тойбухаа (кружок в школе с. Тээли), индивидуальное обучение вели К.М. Саая, М.Х. Черзи, Б.С. Байынды, Р.А. Аракчаа, Б.С. Дупчур и многие др. Семейную преемственность в обучении резьбе по камню надо отметить у Д.Х. Дойбухаа, Б.С. Байынды, К.М. Саая, Р.А. Аракчаа, среди мастеров среднего поколения - у А.О. Ойдупа, М.О. Монгуша, А.С. Кагай-оола и др.

Тувинское камнерезное искусство в последнее время значительно выросло, число камнерезов в СХ Тувы превышает половину количественного состава всего коллектива художников. На региональных, российских художественных выставках тувинской скульптуре малых форм всегда предоставляют центральные места в экспозиции. Тувинская резьба по камню - это своего рода гордость изобразительного искусства Российской Федерации.

Таким образом, благодаря обучению народными мастерами юных талантов ремесленным основам резьбы по дереву и камню, при сохранении преемствености традиций народного творчества и совершенствовании профессионального мастерства сегодня камнерезное искусство Республики Тыва переживает период яркого подъема.

На 2012 год Союз художников Республики Тыва насчитывает более 60-ти членов, принятых в Союз художников Российской Федерации. На смену им растет и обучается в детских художественных школах, Республиканской общеобразовательной музыкально-художественной школе-интернате имени Р. Кенденбиля, художественном отделении Кызылского колледжа искусств имени А. Чыргал-оола одаренное поколение будущих живописцев, графиков, скульпторов, камнерезов, художников-прикладников.

Сегодня развивается многообразие видов и жанров тувинского изобразительного искусства. Новые проблемы ставит перед мастерами искусств теперешнее, весьма

нелегкое время. Но и в этих условиях художники и народные мастера Республики Тыва стараются служить ярким творчеством своему народу.

Примечания:

1. Червонная С.М. Оживший камень. - Кызыл, 1969.

2. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. СПб: Из-во «Художник России», 1995.

3. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М, 1974.

Самдан Андрей Михайлович,

к.б.н., Убсунурский международный центр биосферных исследований РТ и СО РАН.

История исследования флоры Алашского плато (Западный Саян)

Впервые отрывочные материалы по Алашскому плато дают различные путешественники (Адрианов, Клеменц, Родевич, Сапожников и др.), показывая, что юго-западный участок Саянского нагорья достигает наибольших высот. В 1842 г. в связи с исследованиями Восточного Алтая, западной окраины Тувы верховья Алаша коснулся маршрут экспедиции П. Чихачева. Приводимые в описании маршрута очень краткие геологические сведения дают, однако, ценные указания, позволяющие установить мощное развитие в этом районе метаморфической толщи сланцев и граувакк, прорванной гранитными интрузиями. В 1885 г. долину р. Алаш посещает Клеменц, также он побывал в долине р. Ак-Суг, в озере Кара-Хол. Дневник этого путешествия хранится в архивах Института востоковедения РАН. По поручению Красноярского подотдела Русского Географического общества в 1902 г. совершил поездку в Алашское плато Ошурков В.А. По его описаниям район представляет обширное плато, над поверхностью которого сравнительно незначительно возвышаются отдельные сглаженные вершины гольцов. Им были подробно изучены ландшафты Алашского нагорья и окрестности озера Кара-Холь, а также истоки р. Хемчик.

В 1909 г. низовья рек Эдегей, Алаш, Ак-Суг, долину р. Иш-Хем, а также район оз. Сут-Холь посещает В.В. Сапожников. Растения собирались вдоль троп, ведущих в Туву, его коллекции хранятся в Гербарии Томского университета.

Во время экспедиции, которая была совершена в 1910 году на Сибирско-Монгольскую границу, в северо-западную Монголию и Китайскую Джунгарию некоторые флористические сборы и наблюдения за распределением растительности были проведены англичанином М.П. Прайсом. В составе экспедиции он посетил южные склоны Западного Саяна (гору Кызыл-Тайга). Кроме Прайса были Д. Карутерс, И.Х. Миллер.

Новый этап в исследовании растительного покрова Алашского плато начинается после Великой Октябрьской революции. В это время исследования проводят почти исключительно сотрудники Томского университета, возглавляемые В.В. Ревердатто. В 1928 году В.В. Ревердатто совместно с М. Куминовой, А. Куминовой, В. Голубенцовой и К. Полуяхтовой проводили исследования в верховьях рек Карасибо, Кантегир, Б. Он, Она, Алаш, оз. Кара-Холь. Результаты исследований изложены им в работах «Саянская ботаническая экспедиция 1928 года», «Очерк растительности Западного Саяна» и др. В них В.В. Ревердатто (1931, а, б, 1946) впервые даёт характеристику

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.