Научная статья на тему 'ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЛЕОНИДА ХАЙЫНОВИЧА УРЖУКА: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ'

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЛЕОНИДА ХАЙЫНОВИЧА УРЖУКА: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Леонид Уржук / Национальный музей Республики Тыва / индивидуальный стиль / живопись / графика / пленэр / Leonid Urzhuk / the National Museum of the Republic of Tyva / individual style / painting / graphics / plein air

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Айжы Жанна Эдуардовна

Творчество одного из видных художников Л.Х. Уржука является одной из ярких страниц тувинского изобразительного искусства. В данной статье автор рассматривает живопись и графику художника в контексте искусствоведческого анализа индивидуального стиля, выделяя основные черты его творческой манеры. Также автором исследованы графические и живописные работы из частных собраний и коллекции Национального музея Республики Тыва. Осуществлен их научный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAINTING AND GRAPHICS BY LEONID KHAIYNOVICH URZHUK: ART CRITICISM INTERPRETATION

The work of one of the prominent artists L.H. Urzhuk is one of the brightest pages of Tuvan fine art. In this article, the author examines the artist's painting and graphics in the context of an art criticism analysis of individual style, highlighting the main features of his creative manner. The author also studied graphic and pictorial works from the collections of the National Museum of the Republic of Tyva and private ones. Their scientific analysis has been carried out.

Текст научной работы на тему «ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЛЕОНИДА ХАЙЫНОВИЧА УРЖУКА: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»

Пахомов С. В. Индуистские тантрические мантры: значение, разновидности, практическое применение // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т.9. Вып. 1. СПб.: РХГА. С. 225-241.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сумба Рита Петровна, научный сотрудник отдела буддизма и просвещения Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: risu1232001@yahoo.de

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sumba Rita Petrovna, methodologist of the Department of Methodological Support on Culture, Art, Religion and Local Lore of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: risu1232001@yahoo.de

УДК 5527

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЛЕОНИДА ХАЙЫНОВИЧА УРЖУКА: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Айжы Ж. Э.

Аннотация. Творчество одного из видных художников Л. Х. Уржука является одной из ярких страниц тувинского изобразительного искусства. В данной статье автор рассматривает живопись и графику художника в контексте искусствоведческого анализа индивидуального стиля, выделяя основные черты его творческой манеры. Также автором исследованы графические и живописные работы из частных собраний и коллекции Национального музея Республики Тыва. Осуществлен их научный анализ.

Ключевые слова: Леонид Уржук; Национальный музей Республики Тыва; индивидуальный стиль; живопись; графика; пленэр

PAINTING AND GRAPHICS BY LEONID KHAIYNOVICH URZHUK: ART CRITICISM INTERPRETATION

Aizhy Zh. E.

Annotation. The work of one of the prominent artists L. H. Urzhuk is one of the brightest pages of Tuvan fine art. In this article, the author examines the artist's painting and graphics in the context of an art criticism analysis of individual style, highlighting the main features of his creative manner. The author also studied graphic and pictorial works from the collections of the National Museum of the Republic of Tyva and private ones. Their scientific analysis has been carried out.

Keywords: Leonid Urzhuk; the National Museum of the Republic of Tyva; individual style; painting; graphics; plein air

Современная тувинская живопись и графика развивается в русле актуальных направлений изобразительного искусства таких как минимализм, абстракционизм, гиперреализм и реализм, при этом не отходя от традиций советской живописной школы.

Многие художники продолжают работать в настоящее время в контексте соцреалистического художественного направления. Однако есть художники, отошедшие от традиционных канонов соцреализма, и стремящиеся отразить в своем творчестве современные художественные тенденции. Одним из таких художников является Леонид Хайынович Уржук.

В данной статье исследуется графика и живопись Леонида Хайыновича. Хронологически отобраны работы в промежутке от 1990-х до 2020 года, которые отчетливо отражают поиск и постепенное становление индивидуальной манеры художника. Далее также подробно анализируется творческий путь живописца с целью наиболее полного представления художественного развития, картины мира художника и его места в изобразительном искусстве Тувы.

В искусствоведении проблема индивидуального стиля художника рассматривается в контексте философского осмысления таких категорий, как «индивидуальность» и «стиль». В словаре под термином «индивидуальность» в широком смысле понимается неповторимость и уникальность свойств человека, проявляющееся в разных сферах как темперамент, личность, интеллект (Большой психологический словарь: 176). Применительно к художественному процессу также активно используется такое понятие как «стиль». Для рассмотрения стиля художника многие искусствоведы используют тождественное понятие «индивидуальная манера». А под манерой понимается художественный почерк, совокупность присущих только творцу индивидуальных стилистических и технических особенностей. В частности, исследователи Л. А. Ткаченко и А. В. Ткаченко так определяют индивидуальный стиль: «Это некая неповторимая субстанция на уровне ощущений художника и зрителя, выражающая всеобъемлющую целостность процесса художественного формообразования и создания художественного образа в определенном историческом времени и пространстве посредством совокупности индивидуальных стилистических и технических особенностей, приемов и признаков, характеризующих индивидуальную манеру творца » (Ткаченко, Ткаченко, 2015: С. 81).

Теперь, ознакомившись с общими терминами как индивидуальность и стиль, можно непосредственно обратиться к творческой биографии Леонида Уржука. Художник появился на свет 15 марта 1957 года в селе Булуц-Бажы Эрзинского кожууна Тувинской АССР. С 1976 по 1980 годы обучался в художественном отделении Кызылского училища искусств, где наставниками были Вера Никитична Челышева и Оюн-оол Доктугуевич Сат. В 1984 году молодой Леонид Хайынович продолжил обучение в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова в мастерской Юрия Константиновича Королева, Народного художника СССР. В 1990 году он закончил данное высшее учебное заведение, получив специализацию «художник-монументалист». В 1995 году он стал членом Союза Художников РФ.

Активная творческая деятельность живописца началась в 1990-е годы, когда он представляет свои работы в местных, региональных, всероссийских и международных художественных выставках: с 1991 года - «Сибирь», с 1999 года - «Россия». В 1998— 1999 годы — участник международной выставки в рамках масштабных мероприятий «ТУРКСОЙ» (международная организация тюркской культуры). Именно с данного периода Леонид Хайынович интуитивно приступил к поиску собственного почерка, экспериментируя с различными художественными направлениями и течениями, о чем свидетельствуют работы тех лет. Как и многие тувинские художники, такие как Ш.У. Чурук, А. Д. Седипков, Уржук, по мнению искусствоведа А. С. Хертека, начинал как живописец реалистического направления, но затем постепенно отошел от него, проникаясь авангардными течениями (Хертек, 2021: 123). Например, в фондах музея хранится пейзажная работа «Бай-Хол», в котором живописец, опираясь на традиции

отечественной реалистической академической школы, создает пасторальный образ родного края (илл. 1).

Илл. 1. Бай-Хол. 1993. Холст, масло. НМ РТ Илл. 2. Кожээ. 1995. Холст, масло. НМ РТ

Однако даже в этой картине прослеживаются зачатки индивидуальной колористической манеры художника. Тяготение к насыщенному и яркому цвету станет главенствующим в художественном почерке живописца уже с середины 1990-х годов. По словам самого художника, его привязанность к чистому и яркому цвету, связана с приверженностью к живописной традиции С. К. Ланзы и М. А. Даржая, творчеством которых он вдохновлялся, обучаясь еще в Кызылском училище искусств1. В картине «Кожээ» Хайынович смело использует ритмическую цветовую тональность, в которой градация насыщенных и ярких, в основном холодных цветов, создает пронзительное патетическое настроение (илл. 2). В последующих его работах цветовая система выстроена по принципу показа ритмических цветовых переходов. В частности, в картине «Озеро» колористическая концепция Хайыновича, характеризующая плавным переходом насыщенных оттенков, где сочетание зелено-коричневого, синего, терракотового, грязно-серого цветов создает у зрителя ощущение тревоги и беспокойства (илл. 3). С конца 1990-х годов данный колористический принцип окончательно оформляется и кристаллизируется как одна из черт индивидуальной манеры Леонида Уржука. В частности, в работе «Горы Тувы» чистый и яркий синий цвет играет главную роль для представления композиционного и смыслового содержания картины (илл.4).

Илл. 3. Озеро. 1990-е. Холст, масло. Илл. 4. Горы Тувы. 2007. Холст, масло. Частная НМ РТ коллекция

1 Интервью с Л. Х. Уржук 20 июня 2023 г. в Национальном музее Республики Тыва.

228

В творчестве Леонида Хайыновича всегда есть место экспериментам и поиску новых художественных приемов. Особо выделяется в живописи художника серия «Цагаан Овуген», в котором он обращается к образу Белого Старца из монгольской мифологии (илл. 5). По интерпретации живописца, Цагаан Овуген, как Хозяин Земли и символ плодородия, показан как беспредельное хаотическое начало, в противовес иконографическому представлению духовно утонченного, милосердного и глубоко почитаемого народом старца. Устрашающий вид образу придает не только цвет, но и композиция. Динамизм, масштаб изображений старца и дракона, которые занимают большую часть пространства холста вместе с использованием локальных, сочных цветов (красный, кислотно-желтый, зеленый, белый, черный, темно-синий) создают угнетающий и тревожный эффект. Рисунок, колорит и композиционный строй картины «Цагаан Овуген» отсылают к традициям немецкого экспрессионизма (Маркин, 2004: 124).

Илл. 5. Цагаан Овуген. 1994. Холст, масло. НМ РТ

Илл. 6. Хамнаашкын. 1993. Илл. 7. Старый шаман. 2001.

Линогравюра. НМ РТ Линогравюра. НМ РТ

Помимо колорита индивидуальный стиль художника наиболее ярко проявился в рисунке как линейно-пластическом элементе живописи, определяющим структуру и пространственное соотношение форм. Рисунок Леонида Хайыновича в живописи и графике отличается монументальностью, что в свою очередь влияет на композиционный строй произведения. Графическая серия «Шаман», выполненная в технике линогравюры, примечательна тем, что художник раскрывает все аспекты обрядовой практики шамана, посредника между миром духов и людей. Также стоит отметить, что данная серия написана автором не только в Туве, но и во время творческой поездки в США в 2001 — 2002 годы (Калифорния, Сан-Франциско). Поэтому серия характеризуется двойственностью: с одной стороны, по атрибутике и предметному наполнению, художник отсылает к традициям тувинского шаманизма (илл. 6). А с другой стороны, образ шамана восходит к культуре североамериканских индейцев (илл. 7). Выразительные средства, как плоскостность изображения, статичность и монументальность образов; преобладание вертикального строя в рисунке или картине; стали неотъемлемыми чертами его индивидуального стиля. Например, в графике художественный почерк можно во всем проявлении увидеть в работах «Освящение огня» и «Затмение» (илл. 8,9).

Илл. 9. Затмение. 2001.

Линогравюра. НМ РТ

В живописи индивидуальный стиль художника отразился наиболее ярко и четко. Тяготение к статике и стремление к равновесию композиционного построения представлены в картине «Кежээ болгаш дээлдиген» (Каменное изваяние и коршун) (илл. 10). Образы скакуна, каменного изваяния тюркского периода и коршуна стилизованы и трансформировались в знаковую систему, которая по трактовке Умберто Эко, имеет свое значение, иерархию смыслов, навязанной историей (Эко, 2016: 536). В частности, образ скакуна явно отсылает к традиции тувинского камнерезного искусства по своей стилистике. И другой образ - коршун - присевший к каменному изваянию, написан живописцем утрированно обобщенно, с отходом от натуралистического изображения. Сама природа, представленная Уржуком в картине, тоже привлекает внимание своей неподвижностью: застывшее в горизонте солнце, степь и голубое небо в закате дня. В целом, данная работа показывает уход Леонида Хайыновича от традиций и канонов реалистического направления в живописи.

Илл. 10. Кежээ болгаш дээлдиген. 1990-е. Холст, масло. НМ РТ

Илл. 11. Хам серизи. 1990-е. Холст, масло. НМ РТ

В 2000-ые годы творчество художника показывает его интерес к истории, культуре и традициям тувинского народа. Если обратиться тематическому разнообразию, то стоит выделить его излюбленные мотивы и образы, к которым он обращается неоднократно: каменные изваяния - кижи кежээ, шаман, конь, мир кочевника, природа Тувы. Многие работы тех лет написаны с использованием приемов и техник минимализма. Композиционной лаконичностью и геометрической строгостью отличается работа «Хам серизи», посвященная воздушному погребению шамана (илл. 11). Картина примечательна глубоким философским размышлением автора о жизни и смерти. На переднем нижнем плане представлен настил с телом шамана, душа которого устремляется в верхний мир, где обозначены небесные светила как солнце и луна. А внизу остается мир людей, интерпретированный живописцем в горный массив, превращенный в земной шар.

Леонид Уржук, как и многие тувинские художники и мастера, активно обращается к звериному стилю, а именно к основным образам из ювелирного искусства скифов, обнаруженных в курганах Аржан и Аржан-2. Бронзовой бляхой в виде свернувшейся пантеры из кургана Аржан, датированной рубежом IX-VIII веков до н.э., вдохновлен образ хищника в аналогичной позе (илл. 12). Леонид Уржук в данной работе, как художник постмодерна, обращается к скифской пантере, но интерпретирует ее на свой манер: его пантера смертельно ранена, о чем символически передают два красных квадрата.

Илл. 12. Раненый хищник. 2007. Холст, масло. Частная коллекция

Илл. 13. Голова Будды и Эверест. 2007. Холст, масло. Частная коллекция

В творческой биографии Хайыновича есть также место постмодернистскому цитированию, позволяющему «играть» с приемами из разных стилей и авторскими приемами других художников. В частности, уникальна в данном контексте работа «Голова Будды и Эверест» (илл. 13). Здесь Уржук лаконизмом, тяготением к абстракции и метафоричностью отсылает к художественному языку Шой Улзайовича Чурука.

В 2007-2008 годах Леонид Уржук снова побывал в творческой командировке в США, где он в солнечном штате Калифорния, активно занимался живописью. По словам самого художника, вдалеке от тувинской земли, он всецело обращается к близким по сердцу и духу теме любви к родной земле. Знаменательна в этом ключе работа «Буура» (илл. 14). Здесь художник представил публике полосатого верблюда, несуществующего в реальности, смело бороздящего просторы тувинской зимней степи. Живописец также не забыл отметить один из излюбленных мотивов в своем творчестве - каменное изваяние тюркского периода. Образ верблюда в контексте традиционной тувинской культуры наиболее полно отразился в картине «Освящение зеленого буура» (илл. 15). Здесь Хайынович отразил архаический пласт обрядовой практики тувинцев, связанный с культом животных. В частности, по сюжету шаман камлает рядом с верблюдом, отобранным специально для обряда освящения. Данный ритуал, по представлениям тувинцев, имеет сберегательную функцию, направленную на предотвращение болезней и приносящее счастье, благополучие семье и роду (Донгак, 2002: 79).

Илл. 14. Буура. 2007-2008. Илл. 15. Освящение зеленого буура.

Холст, масло. Частная коллекция 2011-2013. Холст, масло. НМ РТ

С конца 2010-х годов Леонид Уржук в своем творческом пути делает крутой переворот, заново обновляя и перестраивая свой художественный язык. От приемов и методов минимализма, лаконизма рисунка и яркой колористической концепции художник обращается к эстетике современного гиперреализма. К этому направлению Хайынович приходит во время своих творческих командировок во Внутреннюю Монголию (КНР). В галерее города Хайлар он представил свои знаковые работы последних лет. Например, в данном контексте примечательна картина «Ожидание», отражающая все принципы гиперреалистической живописи (илл. 16). В работе крупным планом представлены образы тувинки в национальном костюме и запряженного быка, которые написаны живописцем максимально выразительно и точно. Женщина и бык прорисованы фотографической точностью, с мельчайшими подробностями, начиная от анатомических особенностей (морщины на лице женщины, складки на морде животного), завершая деталями одежды тувинки, элементов плуга на шее вола. Хайынович в своей работе не копирует реальность, а создает иллюзию реальности, максимально приближая изображение к тому, что видит человеческий глаз. В портрете близкой подруги, директора художественной галереи города Хайлар, Ни Фан он также

обращается к методам гиперреализма, передавая образ волевой и сильной по духу женщины (илл. 17).

Таким образом, Леонид Хайынович Уржук является одним из видных современных тувинских художников, творческий путь которого уже на протяжении тридцати лет отличается смелым поиском новых художественных средств и приемов из разных живописных направлений, как реализм и гиперреализм, минимализм и символизм. При этом художник имеет уникальный узнаваемый индивидуальный стиль, характеризующийся точностью и аккуратностью рисунка, преобладанием яркого колорита, монументальным композиционным строем и глубоким философским содержанием.

Список литературы:

Большой психологический словарь / (Авдеева Н. Н. и др.); под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. М: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.

Донгак С. Ч. Обряды, связанные с освящением скота у тувинцев // Ученые записки / отв. ред. В. Д. Март-оол; Тув-й ин-т гуманит. исс-й. Вып. XIX. Кызыл, Республиканская типография, 2002. С. 76-89.

Маркин Ю. П. Экспрессионисты: живопись и графика. М.: «Астрель»; АСТ; ОАО «ВЗОИ», 2004. 335 с.

Ткаченко Л. А, Ткаченко А. В. Личность художника и развитие индивидуального творческого стиля // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 31. С. 77-81.

Хертек А. С. Развитие пейзажной живописи в Республике Тыва // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона: сборник материалов П-й Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 22-23 сентября 2021 года. Барнаул: ИП Д. А. Соловьёв, 2021. С. 89-100.

Эко У. От древа к лабиринту / пер. с итал. О. А. Поповой-Пле. М.: Академический проект, 2016. 559 с.

Айжы Жанна Эдуардовна, методист музейного дела отдела по вопросам культуры, искусства, религии и краеведения, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: ayzhy94@mail.ru

Илл. 16. Ожидание. 2019. Холст, масло. Частная коллекция

Илл. 17. Портрет Ни Фан. 2019. Холст, масло. Частная коллекция

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Aizhy Zhanna Eduardovna, methodist of museum affairs of the Department of culture, art, religion and local history, Aldan-Maadyr National museum of the Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: ayzhy94@mail.ru

УДК 930.25

КОЛЛЕКЦИЯ РУКОПИСЕЙ И КСИЛОГРАФОВ НА СТАРОМОНГОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ В РУКОПИСНОМ ФОНДЕ НАУЧНОГО АРХИВА ТИГПИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

Хумбун С. А.

Аннотация. В статье анализируется состояние коллекции рукописей и ксилографов, находящихся в ведении рукописного фонда научного архива Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва (далее - ТИГПИ), которые составлены на старописьменном монгольском, тибетском, языках, а также, возможно, на ойратском ясном письме (тодо бичик, тодо усэг). При этом обращается внимание к общей проблеме хранения, сохранения и изучения памятников письменности, независимо от того, на каком языке они написаны.

Ключевые слова: ТИГПИ; научный архив; рукописи; ксилографы; памятники

COLLECTION OF MANUSCRIPTS AND WOODCUTS IN OLD MONGOLIAN IN THE MANUSCRIPT FUND OF THE SCIENTIFIC ARCHIVE OF TUVA INSTITUTE OF HUMANITIES AND APPLIED SOCIO-ECONOMIC RESEARCH UNDER THE GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF TUVA: PROBLEMS OF CONSERVATION AND STUDY

Khumbun S. A.

Annotation. The article analyzes the state of the collection of manuscripts and woodcuts managed by the manuscript fund of the scientific archive of the Tuva Institute for Humanities and Applied Socio-Economic Research under the Government of the Republic of Tyva (TIGPI), which are compiled in old-written Mongolian, Tibetan, languages, as well as, possibly, in Oirat clear writing (Todo bichik, todo useg). At the same time, attention is drawn to the general problem of storing, preserving and studying written monuments, regardless of what language they are written in.

Keywords: Tuva Institute of Humanities and Applied Socio-Economic Research under the Government of the Republic of Tuva; scientific archive; manuscripts; woodcuts; monuments

К основной массе дошедших до современности письменных буддийских религиозных памятников, с учетом их места хранения, относящиеся к книжным объектам культурного наследия тувинского народа, являются рукописи и ксилографы, написанные на старомонгольском и тибетском языках.

Данное ценное наследие весьма разнообразно по своему характеру, содержанию и форме. Здесь есть и народные сочинения (различные жанры народного творчества, зафиксированные письменно), и книжная литература, (специальные художественные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.