Научная статья на тему '\ живая Россия \ обучение основам'

\ живая Россия \ обучение основам Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая Россия \ обучение основам»

\ ЖИВАЯ РОССИЯ \

Ольга КАМЕНЕВА, Татьяна КУЛИКОВА

основам

В апреле 2010 года в 19 регионах России начинается эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры в 4-х классах средних школ. В состоянии ли современная светская школа дать детям азы религиозного образования? Способны ли нынешние ученики воспринимать знания о вере и благочестии? На эти и другие темы мы беседуем с протоиереем Валерианом (Кречетовым) — настоятелем храмов Покрова Божией Матери и Новомучеников и исповедников Российских в с. Акулово Московской области, священником с 40-летним стажем, отцом 7 детей, дедушкой 29 внуков.

Не мир, но меч

— Отец Валериан, в рамках предстоящего эксперимента по введению в школах основ религиозной культуры родителям дается право выбрать, чему именно учить их детей — православию, исламу, буддийской культуре, иудейской, основам мировых религиозных культур или же светской, то есть атеистической, этике. Избранный предмет будет для ребенка обязательным...

— Очень хорошо.

Обучение

ОЛЕГ ВЛАСОВ

— Но противники предмета говорят о том, что новая дисциплина может стать причиной разделения общества в нашей стране на религиозной и этнической почве.

— Как показала история, этого не происходило, когда господствующей была Православная Церковь. В течение нескольких веков Российское государство объединяло и соединяло в себе в мирном сожительстве различные народы и конфессии. В битве на Куликовом поле, в Бородинском сражении в состав русских войск входили разные народности.

Остатки этого сохранялись в Советском Союзе. Помните слова гимна: «Союз нерушимый республик (народов) свободных сплотила навеки великая Русь». И литература, и искусство, выросшие на православной основе, объединяли различные народы и культуры. Именно потому что в основе православной веры лежит свободный выбор и личный пример жизни (нравов, обычаев), а не принуждение.

В то же время нужно помнить, что разделение интересов всегда существовало и существует: о вкусах не спорят. Причем вкус — понятие довольно широкое (как говорят, «не в том вкусе»). Кому-то нравится классическая музыка, кому-то эстрадная, и от этого нельзя запрещать ни одну, ни другую. Хотя по результату, который она производит, можно все-таки судить, что более разумно и полезно, а что менее полезно или даже вредно. «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 10, 23). Есть последние исследования: когда играет классическая музыка, цветы, растения, вода ведут себя по-другому — мирно и красиво...

У нас есть люди курящие и некурящие — это тоже разделение. Есть пьющие и непьющие. Правда, они иногда сражаются между собой: пьющие на непьющих нападают (если, конечно, трезвого не доведут до того, что он уже больше не выдерживает поведения пьющего). Но причина здесь — в пьянстве, про которое еще Сократ сказал: «Пьянство — это упражнение в безумстве».

Поскольку я православный священник, то основываюсь на Евангелии и на православной вере. А Господь сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 36), «ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех» (Лк. 12, 52). Как таковое, разделение всегда было, есть и будет до скончания этого века. Как есть пшеница и плевелы. Есть добро и зло — тоже разделение. Не всегда это все в явной форме выступает, иногда — прикровенно, особенно, когда зло в тогу добра рядится, но это уже вопрос особый. С другой стороны, размышлять над этим, учить людей как-то различать одно от другого — обязанность старшего поколения.

Когда мы учим детей математике, химии, биологии, это не значит, что все будут биологами или химиками. Выбор все равно делает каждый. И биологи с математиками необязательно должны воевать. Другое дело, если в самой сути того, что преподают, есть враждебность к окружающему. Но, кстати, где нет враждебности — это в христианстве — там только положительное. Если есть какие-то запреты на общение с иноверцами, то только для того, чтобы человек не ушел от Истины. На самом деле, как сказано, во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно» (Гал. 3, 28). Поэтому, понимаете, собственно единение — оно в Боге.

Хотя сама вера, естественно, налагает отпечаток на того, кто ее исповедует. Потому что религия как таковая — это отношение человека с Богом. А смысл религии — это служение Богу, которое заключается в исполнении Его воли. Мы говорим, что воля Бо-жия — всегда благая. Но для того чтобы угождать Богу, нужно ясно представлять, что Ему угодно. А для этого должно быть ясное истинное представление о Боге, в Которого ты веруешь.

К несчастью, когда начинают преподавать основы религиозной культуры, мусульманской или буддийской, возникают дискуссии. При этом у нас — пожалуйста, сколько рекламы: сигареты, пиво, вино. Говорят: хочешь — покупай, хочешь — не покупай. И никаких дискуссий. Но позвольте, одни покупают, другие нет. Почему против этого не выступают? Тогда нужно убрать все. Хотят всех пьяницами сделать, курильщиками?

— Батюшка, у нас дети сегодня живут в довольно своеобразном мире — волшебников, привидений, монстров. у меня маленькая дочка смотрит мультик, заметила меня, говорит: «мама, не входи в комнату, ты испугаешься».

— Совершенно верно, вы об этом и говорите. Масса этой информации, мультфильмы, что угодно,

«Светская этика —

это атеистическая мораль»

Эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры проводится по распоряжению президента Дмитрия Медведева. Начнется он в апреле 2010 года в 19 субъектах федерации: Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, Еврейской автономной области. Школьники будут изучать этот предмет в последней четверти четвертого класса и в первой четверти пятого (всего 34 часа, по два часа в неделю). Занятия будут вести светские преподаватели. Уже началось обучение так называемых тьютеров по предмету на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве.

Рекомендованным РПЦ учебным пособием по основам православной культуры стал учебник, разработанный группой педагогов под общим руководством профессора МДА протодиакона Андрея Кураева. В 2012 году эксперимент распространится уже на все российские регионы. Сегодня стали известны первые результаты выбора родителей модулей для своих детей (православие, ислам, буддизм, иудаизм,основы мировых религиозных культур, светская этика). Во многих регионах предпочтения отданы светской этике. Между тем, открывая прошедшие в январе в Москве XVIII Рождественские чтения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль».

PHOTOXPRESS.RU

никого не волнует. А когда начинают говорить о том, что нужно размышлять над вопросами веры, это почему-то беспокоит. Людей и нужно учить размышлять, а не жить бездумно. Вообще, что такое образование?

— Восстановление образа Божьего в человеке?

— Совершенно верно. Но оно из трех элементов состоит. На первом месте — нравственность. На втором — умение правильно, логически мыслить, рассуждать. На третьем стоят знания. Знания — это факты, как говорят, упрямая вещь. То, что засвидетельствовано жизненным опытом. А нравственность истекает из Первоисточника, Первообраза.

Если у нас Бог — Троица, если у нас Бог — есть любовь, если у нас «никто не благ, только один Бог», то всякое благо есть от Бога. По этому Первообразу нужно и настраиваться каждому человеку. Добро, любовь, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание — это и есть плоды духовные. Это — нравственность.

А дальше — умение мыслить. Все должно быть разумно. Как говорит апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 10, 23). А полезно или неполезно — для этого существует размышление. Польза в конце концов выражается в плодах. Вот, допустим, субкультуры какие полезные плоды приносят?

— Никаких.

— Никаких. В основном да. Большей частью это потеря времени, да еще и вред.

— Ну и как донести это до детей, до подростков?

— Как? Так и говорить. А дальше пусть они сами рассуждают. Мне как-то пришлось беседовать с двумя рабами Божиями. Одна привела свою родственницу и говорит: «Вы знаете, она слышит голоса. Они заставляют ее что-то делать». Я говорю: «Простите, если человек не захочет, его никакие голоса не заставят». Я в этом убедился

\ ОБЩЕСТВО \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (95) 2010

105

на воспитании своих детей, родственников. Говорить-то ты можешь, но твой голос никого не заставит, если человек сам не захочет. Это любая мать засвидетельствует и отец нормальный. Так же и преподаватели: никого не заставят веровать ни во Христа, ни в Магомета, ни в Будду, ни в другие какие-то общечеловеческие ценности, если ребенок сам этого не примет, не согласится.

Недавно один молодой священник, очень искренний, ревностный, привел пример. Один человек ему говорит: «Ты мне докажи, что Бог есть, я тогда поверю». А он отвечает: «Милый, если я докажу, это будет уже не вера, а знание». Потом он беседовал с молодыми людьми из трудного класса и спросил у них: «Что вас в православной вере смущает?» Они говорят: «Запретов очень много: этого не делай, того не делай». А он им ответил: «Вот вывеска «Стой, высокое напряжение, убьет». Это запрет? Запрет. Но запрет для того, чтобы ты остался жив. Чтоб не погиб».

Я помню, в детстве читал такой страшный роман: человек находится в подземелье с множеством ходов. Он как будто в лабиринте — не знает, куда податься. И вот идет-идет, изнемогает уже, доползает до конца — уже и свет виден, а плечи не проходят, вылезти нельзя: там оказывается дырка, но не по его размеру. Такое страшное состояние — вроде бы и не тупик, и свет начал видеть, а пролезть не можешь.

Очень хорошо сказал иеромонах Серафим (Роуз), вспоминая увлечения своей молодости — он Востоком интересовался, протестантизмом и твердо пришел к православию. Когда у него было очередное увлечение — музыкой — он остановился: «Я понял, что это — очередной тупиковый вариант».

И вот от этих тупиковых вариантов — тех, где вроде бы что-то видишь, а ходу все равно дальше нет — нужно избавляться. Как часто молодежи говорят: «Не ходи, куда ты идешь?» — «Нет, я пойду.» Ну, а что получается? Завлекают в компанию, напьются там, в тюрьму попадут, потом их пытаются оттуда вытащить. А достаточно было — не ходить. Чтобы не было всех этих переживаний, затрат, судебных процессов.

Человек делает первый шаг, а потом он уже — невольник. И начинается с интереса, баловства, любопытства. Вот как страшно греховное состояние и куда оно ведет — оно ведет к погибели. Стой — убьет.

Конечно, человек со временем начинает понимать, что многое из того, что он делал, не всегда правильно, и он пожинает плоды. Но лучше, как говорится, учиться на ошибках других, чем на своих.

Очень хорошо сказал поэт Анатолий Жигулин:

Но не могу переупрямить ту боль, Что сердце мне свела, — Моя измученная память Гудит во все колокола. Гудит во мне глухим набатом О днях ошибок и потерь, О том, что сделано когда-то, Не так, как сделано теперь.

Семья и школа

— В рамках эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры

«Детей собирают и ведут в школу. При этом они не всегда хотят учиться. Это — насилие?»

■ , ^

начато обучение учителей, так называемых тьюторов. Происходит это на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. И напротив, довольно большой опыт Церкви при подготовке учителей ОПК пока не используется. А ведь многие специалисты уже прошли школу Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Высших богословских курсов при Московской духовной академии, есть выпускники теологических факультетов региональных вузов... Получается, что наскоро подготовленные светские учителя, часто неверующие, будут рассказывать детям о Боге. Не превратится ли это в профанацию?

— Необходимо, чтобы люди, которые преподают, этим жили и это исповедовали. Тогда они могут проповедовать. Знаете, Иван Андреевич Крылов уже давно сказал:

Коль сапоги начнет тачать пирожник, А пироги печи сапожник, То дело не пойдет на лад.

— Насколько вообще важна личность педагога, который будет преподавать?

— Ну, матушка, это даже в семье важно — личности родителей. Это тоже очень важно, как я заметил.

— И все-таки, отец Валериан, достанется такой учитель, который отобьет всякое желание слышать о вере.

— Попадаются родители — отбивают охоту жить в семье. К несчастью, так оно и есть. Ну что ж теперь делать? Без издержек в этой жизни, греховной, видимо, не обойдешься.

— 2010 год назван Годом учителя. А начался он с показа по телевидению сериала «Школа», который собрал весь негатив — существующий и выдуманный — о российских школах.

— Вы знаете, когда-то я присутствовал на родительском собрании в 31-й школе Москвы, где учились пятеро моих детей. Директором там был Григорий Иванович Суворов, доброй памяти человек, талантливый педагог, умница. На собрании ему был задан вопрос: «А чем родители должны помогать школе?» Он довольно резко повернулся и сказал: «Простите, вопрос задан не совсем правильно:

чем школа может помогать родителям? Вы должны воспитывать. Школа в этом вам может и должна помогать».

Кстати, у нас была очень интересная личная беседа, и Григорий Иванович рассказал об одном педагоге, которого в школе, как говорят, боготворили. Он высказывал по тем временам «крамольную» мысль: «Все говорят об идеальном обществе. Я вам скажу путь к построению такого общества: дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю».

Прошлый год был Годом семьи. Так вот, по-моему, вольно или невольно названия расположились именно так: сначала семья, потом учителя.

Не нужно особенно информировать, как не надо поступать, достаточно посмотреть вокруг, на родителей и педагогов (которые

ФОТОБАНКЛОРИ

не всегда являются таковыми). Но хотя таких исключений становится довольно много, правило почитания родителей, учителей и старших не отменяется...

Вообще-то не множеством прегрешений, а множеством добродетелей должно заниматься обучение. Мне кажется, нужно говорить, как надо делать. А как не надо — оно само получится.

Упоминать о грехах, особенно тяжких, следует в общих чертах, без подробностей, и не так много. Больше того, подвижники, святые, такие как о. Алексей Мечев, вообще не любили говорить о бесовских всяких делах — мягко так «окаяшку» упоминали. А старались больше дать понятий любви, рассказать о том, как в этой любви жить.

— Что делать учителю, если ученик, ребенок идет вразнос?

— Для православного человека, учителя все очень просто: прежде всего молиться. Потому что это ведь внутренний момент — что-то внутри у ребенка происходит. Почему его так несет? Характер ли такой? Здесь требуется совместный труд родителей и педагогов, но прежде всего родителей. Потому что у нас иногда все взваливают на учителя: «Вот, учитель не может справиться». Простите, а родители подготовили ребенка так, чтобы с ним можно было справиться? Большей частью это — дети, которые не слушают ни родителей, ни вообще никого из старших — это печальная картина.

Часто в семье-то — ни единения, ни ладу. И папа не тот, и мама не та, или родители вообще разбегаются в стороны. И мы забываем о том, что родители часто очень виноваты в том, что происходит с детьми. Потому что когда случаются разборки между взрослыми, о детях большей частью не думают: они выступают в качестве инструмента для решения проблем. Но это уже плоды греховного состояния человечества.

— Какие отношения должны быть между учителем и родителем?

— Родитель должен с уважением относиться к учителю, помогать, подсказывать ему, что может. Потому что если вашего ребенка кто-то учит добру, какое может быть отношение? Я думаю, только с благодарностью, уважением. Другое дело, если учитель ведет себя не так, как подобает. Об этом сказал наш Святейший Патриарх Кирилл

«Педагогу, особенно младших классов, очень важно быть внимательным и воздержанным, потому что дети впитывают все, как губка».

на недавней встрече с молодежью: «И родители, и учителя должны не только говорить о хорошем, но и сами быть примером этого поведения».

О понуждении на доброе дело

— Отец Валериан, нынешний эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры в России не первый. Во многих регионах уже несколько лет есть факультативы основ православной культуры. Накоплен большой положительный опыт. В то же время мне рассказывали, как в некоторых классах педагоги, батюшки собирали всех детей и вели строем на исповедь, на причастие — в храм. Как вы к этому относитесь?

— Я предполагаю, что дети, которых повели, были все-таки крещеные. Так что, простите, «собрали, повели всех детей» — звучит немножечко не так. Во-первых, это были люди православные, из семей крещеных и верующих родителей. Ну, насколько верующих — это вопрос сложнее. Если апостолы просили Христа умножить в них веру, то что говорить о нас?

Хотели они или не хотели? Ну, вы знаете, насчет того, чтобы дети чего-то очень хотели, даже хорошего, — это не так часто бывает. Поэтому, если их повели — некоторые воспринимают это чуть ли не как насилие. Но я думаю, скорее это — понуждение на доброе дело. Потому что, извините, тех же детей собирают и ведут в школу. Но они не всегда хотят учиться. Это — насилие? Другое дело, что невольник — не богомольник. И конечно, когда внутри есть какой-то протест, человек затаится, и в конце концов когда вырастет, перестанет ходить в церковь. Так же, как дети — сейчас это довольно распространенное явление — через некоторое время перестают ходить в школу, пропускают уроки. Ну и что? Все-таки лучше учиться, чем не учиться.

Другое дело, что индивидуальный подход все равно есть — ко всему. Например, просто нельзя всех заставить хорошо учиться по математике или по литературе, потому что у всех еще и разные дарования.

— Тогда как оценивать детей по новому предмету? Допустим, в классе есть талантливый ребенок, у него все получается, он блестяще отвечает. И при этом гордится своими знаниями?

— С точки зрения православной, гордиться чем бы то ни было — это грех. Апостол Павел писал: «Я более всех потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною», «благодатию Божию есмь то, что есмь» (1 Кор., 15, 10). Поэтому ребенку и нужно разъяснить: конечно, ты трудился, и это — хорошо, но если б Господь не дал, и труды не принесли бы того результата. Потому что трудятся-то все, а достигают каких-то высот единицы. Причем, может быть, трудятся больше те, кто не достигает больших успехов. Просто им не дано. Но, это уже вопрос промысла Божия, он сложнее.

— То есть оценки оставить все равно нужно?

— Оценка — это оценка труда. Есть способности, а есть ведь и лень, самая элементарная. Раньше были оценки, которые теперь исчезли — за поведение и прилежание. Может быть, по такому предмету, как основы православной культуры, их следовало бы вернуть. Потому что отвечать, говорить правильно — это хорошо, но нужно еще и вести себя правильно.

\ ОБЩЕСТВО \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (95) 2010

107

— Батюшка, вы говорили о понуждении на доброе дело. Но вот ребенок достиг какого-то возраста, родители говорят: «Вставай в храм», а он спит. Или же отвечает: «Вы же не имеете права меня заставлять? Вести насильно?»

— Насильно? Бога нужно любить, насильно это невозможно. Да и не заставлять надо, а понуждать и помогать. Обычно говорят: «Я тебе напоминаю, это твоя, конечно, воля, но будет ли польза от того, что ты поведешь себя так?» Беда-то в том, что один раз он уступил, второй, третий, а потом это превращается в навык, и ему будет еще трудней. Но напоминать нужно в тот момент, когда человек может это осознать, а не тогда, когда он не в состоянии прислушаться и справиться с собой.

По большому счету, это, как в Евангелии, когда званые отказались от приглашения на пир: «И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14, 18-20).

«Не имеете права заставлять?» Не совсем так. Раньше до 30 лет люди были в повиновении родителям.

Понуждение на благое дело — это не есть насилие. Это — совет, подсказка, помощь. Ведь не на пьянство же зовут — вот там насилие. Насилие совершается над человеком, когда его отводят от добра, от истинного пути. Только иногда оно попадает в струю, к настроению и воспринимается как свое. А на самом деле это не свое, там дьявол помогает. А хорошему дьявол мешает. Поэтому, когда понуждают на доброе, происходит не насилие над человеком, а противостояние насилию дьявола. Вот почему враг и возмущается устами человека.

— Как тут разобраться, где свое, а где дьявол?

— Тут, матушка, очень трудно разделить. Обычно лукавый соучаствует в плохом. Но без своей воли не обходится. Первый шаг часто происходит по свободному произволению, а потом уже над человеком совершается насилие. Поэтому Господь сказал: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). От этого рабства и насилия мы и стараемся освободить человека, освобождая его от уз греха и страсти.

«И литература, и искусство, выросшие на православной основе, объединяли различные народы и культуры».

РИА-НОВОСТИ

PH0T0XPRESS.RU

— Дети ушли сегодня от реальности — живут в интернете, общаются при помощи «эсэмэсок», игры у них — компьютерные. Можно с этим что-то сделать, или уж это такое поколение — информационное?

— Что поколение сейчас такое — условия такие сложились, для произрастания этих увлечений. В наше время электричества не было, не то что компьютеров и телевизоров. Но и сегодня нужно от этих виртуальных информационных увлечений возвращать детей к реальности. Даже в духовной жизни того, кто быстро лезет в особые духовные состояния, стаскивают на землю.

Мне недавно рассказали одну историю из реальной жизни. Хозяева уехали и оставили очень злую собаку на попечение соседу, просили ее кормить. «Только, — говорят, — будьте осторожны, потому что она очень строптивая». Они приехали через неделю и увидели свою грозную собаку кроткой и ласковой — хвостом виляет, ластится. Спрашивают, что с ней произошло. А тот говорит: «А я ее просто не кормил».

То есть реальная жизнь смиряет. Как-то детей надо возвращать на землю. Но это, конечно, непросто: капризы начинаются, недовольства. Тут придется набраться терпения, это — не сразу, детям еще предстоит этим переболеть.

— Батюшка, у меня сын недавно прибежал, говорит: нашел в интернете игру для православной молодежи. Какой-то монах придумал — как бродил-ка — не отыщешь клад, пока не вспомнишь определенные строчки из Евангелия. Как вы относитесь к таким играм?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Евангелие — это, конечно, хорошо. Но очень важен момент иерархического подчинения. Если Евангелие рассматривается как одно из средств для того, чтобы играть — то это неблагоговейно по отношению к Евангелию. Оно будет как игрушка. Помните, когда семя «упало при дороге, и налетели птицы и поклевали» (Мф. 13, 4). Слово Божие будет уноситься, останется пустая земля. Потому что, например, беседа о каких-то серьезных, насущных вещах, об Истине — это не спор. Спор — яд для души. Как и игра — яд для души.

Кстати, я обратил внимание на потрясающую эволюцию слова, точнее даже сущности, которая вынуждена отразиться в словах. У нас сейчас печальная картина быстро распадающихся браков. А ведь начало этого распада называется так: сыграли свадьбу. Получается, что и свадьбу играют, и семейную жизнь играют, и проигрывают и то, и другое. Потому что на самом деле серьезные вещи — это не игра. Игра какая-то допустима, но она не может быть смыслом жизни. Поэтому канонами артисту, лицедею запрещено быть священником — потому что он может продолжать играть. Ну, как это можно — играть в науку? Играть в медицину? Играть в семейную жизнь? Игра — это что-то несерьезное и временное. Нет, человек в данный момент может увлечься этим, искренность-то есть, но она сиюминутная, не глубинная.

Представление о себе

— Батюшка, в традиции православных — плач о грехах: все у них плохо-плохо. Как же детей воспитывать с таким представлением о себе?

— Ну, матушка, ты ж не больше Сысоя Великого, который перед смертью сказал: «Не знаю, положил ли я начало покаянию.»

Представление о себе? Макарий Великий просил: «Боже, очисти меня, грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою».

В воспитании себя и других наш труд участвует, но большая часть — Божия. Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничесоже» (Ин. 15, 5). Что сделано — это «не я, а благодать Божия, которая со мною». Вот и все — по-моему, просто.

— Это трудно до конца понять...

— Ты б, матушка, была бы святая, если бы до конца поняла. А так, значит, не святая.

— И все-таки человек должен себя уважать, что-то из себя представлять?

— Каждый человек в основном-то себя больше всех и уважает. Сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Говорят, человек — это дробь: в числителе — то, что он есть, а в знаменателе — что он о себе думает. От этого и зависит абсолютная величина дроби. Святой Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Лучше грешник, считающий себя грешником, чем праведник, чувствующий себя праведником».

— Но, батюшка, хочется же что-то из себя представлять.

— Моя мамочка шутила:

Сидит милый на крыльце с выраженьем на лице, Выражает на лице, что сидит он на крыльце, Я не долго думала — подошла да плюнула.

«Не хвались, горох, что лучше бобов: намокнешь — сам лопнешь».

ОЛЕГ ВЛАСОВ

В старину были такие шутки. Или еще:

Не хвались, горох, что лучше бобов: Намокнешь — сам лопнешь.

Часто обстоятельства жизни выявляют наше внутреннее содержание. А люди, создающие эти обстоятельства, для познания нашей сущности, и есть наши духовные благодетели.

— Батюшка, я себя иногда так утешаю: у меня есть свое малое делание, у каждого своя мера. Правильно?

— Совершенно верно. Одному из оптинских старцев было открыто — он увидел как будто иконостас. Ему указали: «Твое место вот здесь, но не выше, туда ты не можешь». Он любил людей. А там выше — те, кто совсем уходят от мира, уже только с Богом. Как были Моисей Мурин и Арсений Великий: у Моисея — корабль, управляемый ангелом, а у Арсения —Духом Святым. Но это уже духовные вещи, это уже не наша мера. — Я читала в одной духовной книге: нехорошо плыть по течению, надо иметь подвиг.

— Если будешь стараться жить по тому, что написано в духовных книгах, плыть по течению не получится. Подвиг из этого противостояния и вырастет. Господь, предупреждая о предстоящей духовной борьбе, говорил: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мф. 26, 41). Это раскрыл апостол Павел: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16).

N94 В апрельском номере журнала 2010 «Прямые инвестиции»

л Обзор рынка столичных офисов

Вниманию организаций

Ознакомиться с журналом и приобрести электронную версию можно по адресу:

www.park.ru. Тел: (495) 234-02-22.

Подписаться на журнал можно через редакцию.

1. Название организации

2. Адрес для доставки И ндекс

Обл асть/республ и ка

Город, поселок

Улица

Дом | квартира | офис

Доп. информация

3. Ответственный за подписку Ф.И.О.

Тел.

4. Количество экз.

5. Начало подписки (отметьте месяц) 1. 2, 3, 4, 5, 6, 7. 8. 9, 10, 11, 12 месяц 2010 Г.

6. КПП

7. ИНН плательщика

8. Юридический адрес

9. БИК банка плательщика

10. Банк плательщика

11. К/с банка плательщика

12. Р/с банка плательщика

Оформите заявку, пришлите в редакцию для оформления счета на оплату. Факс: (495) 661-01-74 отдел подписки.

Также подписку можно оплатить в любом отделении Сбербанка РФ.

Стоимость подписки на 1 мес. в г. Москве - 110 руб., в других регионах России -130 руб.

ЗАО «Инвест Медиа», ИНН 7710404219; КПП 771001001, р/с 40702810438040105482,

Тверское отд. № 7982 СБ РФ г. Москва, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225.

При оформлении через отделение Сбербанка укажите адрес получателя, начало подписного периода.

Копию оплаченной квитанции пришлите по факсу: (495) 661-01-74 отдел подписки.

Подписка по почте оформляется по каталогам.

Каталог агентства «Роспечать» - индекс 82180, 82540.

Объединенный каталог «Пресса России» - индекс 44343, 44348.

Каталог российской прессы «Почта России» - индекс 11381. В Москве подписку можно оформить в агентстве «Интер-почта», тел.: (495) 500-00-60, 580-95-80; агентстве «Вся пресса», тел.: (495) 234-03-08.

Как за год снизить себестоимость продукции вдвое. Репортаж из Ухты

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (95) 2010 I 109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.