Научная статья на тему '\ линия жизни \ тридцать лет спустя'

\ линия жизни \ тридцать лет спустя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ линия жизни \ тридцать лет спустя»

Ирина ВОРОБЬЕВА

Тридцать лет

На фоне современного кризиса семьи островками стабильности выглядят многие священнические семьи. Клирик московского храма св. Николая в Заяицком отец Вячеслав Куликов с матушкой Татьяной, уже почти вырастившие шестерых детей — трех сыновей и трех дочерей, 13 июня этого года отпраздновали 30-летие

совместной жизни.

Для беседы с отцом Вячеславом и матушкой Татьяной мы приехали в окрестности подмосковной деревни Аносино. В нескольких километрах от знаменитого Борисо-Глебс-кого женского монастыря находится дачный домик семьи Куликовых, который имеет свою примечательную историю: он возник как бы против воли своих хозяев.

«Мысль о собственности меня всегда тяготила, — рассказывает батюшка Вячеслав, — надо будет заботиться о ней, думать, не подкапываются ли воры. Когда нам как многодетной семье предложили участок земли, то подумал: «Ладно, землю возьму — палатку поставим».

Палаткой, вернее вагончиком, дело не ограничилось. Беседовали мы в построенном родителями и сыновьями — 25-летним Антоном, 23-летним Михаилом и 20-летним Дмитрием — просторном доме, с двумя голландскими печками. Вокруг благоухали цветы, виднелась теплица, 12-летняя Маша и самая младшая — 10-летняя Лена готовили салаты и варили макароны под маминым руководством (как раз был Петровский пост). Дима обустраивал в подвале сауну и комнату отдыха — для нее отец Вячеслав и средний сын Михаил сложили камин. На стене комнаты красовалось расписанное под хохлому блюдо старшей дочки — 18-летней Ксении, студентки училища народных промыслов.

Разговор о детях мы завели с матушкой Татьяной.

«Без смирения семья

неустойчива».

Трудом и молитвой

— Татьяна Владимировна, в вашей семье — трое студентов, один — молодой врач, две школьницы. Как вы помогаете детям найти себя, не сделать ошибку в выборе жизненного пути?

Матушка Татьяна: Старшего Антошу старец отец Николай Гурьянов (с острова Залит) благословил поступать в медицинский институт, хотя мы уже решили, что сын будет юристом. Антоша с детства все делает по инструкции, следит за порядком, мальчиком сверял состав купленных продуктов с таблицей вредных ингредиентов. Собравшись жениться, он выписал журнал «Личный бюджет».

Но, оказавшись у отца Николая, я все же спросила, по какой линии двигать старшего сына. И старец благословил его поступать в медицинский. Мы настолько не представляли себе Антона врачом, что папа ездил переспрашивать. Он начал готовиться, ездить на курсы и, к нашему удивлению, поступил во Второй медицинский (Российский государственный медицинский университет) на так называемый московский педиатрический факультет (обучение там оплачивает московское правительство — ред.). Сейчас отрабатывает по распределению три года детским участковым врачом в Москве.

У второго сына, Миши, главного помощника при строительстве дома, любимыми предметами были математика и физика. Под папиным влиянием поступил в Бауман-ку, сейчас перевелся в МИРЭА.

Диме же в школе нравились гуманитарные предметы и информатика, он участвовал в олимпиаде в Институте пищевых производств, который находится недалеко от нашей квартиры. Результаты олимпиады засчитали в качестве успешно сданного экзамена на специальность прикладной информатики в экономике.

Ксения была первой девочкой после трех сыновей, я ворчала: «Мальчишки вели себя прилично, а девочка изрисовала все обои». Сейчас она учится в колледже художественных ремесел. Маша и Лена пока школьницы, причем Маша перешла в 7-й класс той же школы им. И.В. Курчатова, которую заканчивал Миша. Леночке очень нравится готовить. Она уже дважды побеждала на конкурсах по выпечке блинов, которые проводятся в нашем приходе на Масленицу. «Леночка, — говорю, — пойдем заниматься». — «Ой, мамочка, давай лучше я тебе блинчиков испеку».

— У детей есть определенные обязанности?

— В больших семьях все само собой складывается. Может, тебе и хочется пойти с друзьями гулять, но надо и младших с собой захватить. Когда Ксении был один год, а Диме — три, я заболела, и шестилетний Миша кормил всю семью — варил в казане гречневую кашу, доставал из холодильника тесто и пек пампушки. Несколько раз мы вывешивали график работ по дому, его соблюдали все дети, кроме Антона, рожденного руководящим работником. Он в основном указывал на недостатки.

спус

Когда детей было двое — трое, то папа отводил их в кружки, катался с ними на коньках, лыжах, ходил на стадион. Но четверо задают другой ритм жизни. В музыкальную школу мальчишки возили друг друга сами. Очень помогла няня, которую с рождением Ксении нам послал Господь через Православное общество. Ксения, кстати, тоже занималась музыкой, но дома, с учительницей — возить ее я не могла, а отпускать одну, чтобы девочка вечером стояла на автобусной остановке, боялась.

— Когда перед детьми встал вопрос о том, что семье нужны деньги, надо работать?

— Антоша на четвертом курсе стал дежурить на Скорой помощи фельдшером по выходным. Но мы настаивали на этой работе не из-за денег, а, считая, что будущему врачу необходима практика. Хотя и деньги, которые он получал, были существенным вкладом в семейный бюджет.

Отец Вячеслав: Сейчас мы вполне можем загрузить их работой на даче, которую строим 16 лет, сэкономив на найме рабочих. Поэтому искать занятие на стороне смысла нет. Кроме того, на мальчишках — огород. Постороннюю силу мы нанимаем только для очень квалифицированной работы.

Следующий вопрос мы адресуем девочкам:

— Что вы делаете по собственной инициативе?

Маша: Готовим обед: кто-то порежет салат, кто-то

в магазин сходит, кто-то макароны сварит.

Полет Ксения: Моем полы, посуду, убираем со стола, гото-

на воздушном вим. Но сейчас эта помощь в основном на младших де-шаре:экипаж — вочках: я рано ухожу и поздно возвращаюсь с учебы, одна семья. занимаюсь дополнительно рисунком, танцами.

Вопрос родителям:

— Вы детей наказываете? Стояли они на горохе? Допустимы ли вообще телесные наказания?

Отец Вячеслав: Общего ответа я бы не дал. Я не против телесных наказаний —можно и выпороть иногда, но не девочек.

Матушка Татьяна: Я согласна с теми психологами, которые выступают против воспитания детей в атмосфере вседозволенности. Нужно уметь говорить детям «нет, нельзя», чтобы у них были своего рода рамки в этом огромном мире. Иначе начинаются неврозы. В угол точно можно поставить — чтобы пришел в себя, успокоился. Что до гороха, то однажды мы отправили в угол Диму, который, играя со спичками, едва не спалил квартиру, и он, осознав свою вину, сам насыпал горох и стоял на нем.

— Какой пост и с какого возраста соблюдают ваши дети?

Отец Вячеслав: Стараемся к трем годам перевести детей на общесемейный стол (а значит, соблюдать пост). Однако в зависимости от здоровья и психологического состояния возможны послабления.

— Какие молитвы знают дети?

— У каждого свое отношение и к уставу церковному, и к молитвам. Антон некоторые псалмы знал уже в пять лет, по-церковнославянски научился читать раньше, чем по-русски. В первом — втором классе мы каждому дарили детский молитвослов, дети занимаются в воскресных школах, так что основные молитвы, тропари специально не заучивают. Если человек активно участвует в церковной жизни, то молитвы запоминаются естественно.

Маша: Я знаю тропарь Пасхе, Преображению, Рождеству, Крещению, но специально ничего не учила.

— Из священнических семей могут выйти нево-церковленные неправославные дети?

Отец Вячеслав: Да. В конце концов это их личный выбор. Они растут, растут, растут, верят в Бога, даже не знают, что по-другому может быть (когда младшая дочка узнала, что у них в классе есть неверующие дети, для нее это было потрясением), а потом наступает момент переосмысления.

— В каком возрасте?

— У всех по-разному — в 10, 12, 15, 20 лет. У кого-то — в 30, а кто-то минует этот этап. У многих революционных деятелей было духовное образование. Человек — существо свободное. И Бог свободу не подавляет.

Помощники воспитателей

— Какую роль должны играть в семье, в воспитании внуков бабушки и дедушки?

Отец Вячеслав: Большую. Идеально, если дети не в детском саду, а с дедушкой и бабушкой, тогда через поколение передаются традиции и опыт. Адам видел сво-

Отец Вячеслав Куликов: «Дети у нас родились по молитвам...»

их прапраправнуков, им не надо было книжки читать, им прапрапрадед все от первого лица рассказывал. Но из-за большой динамики современного общества, социального перемешивания дедушки и бабушки подчас не понимают родителей. И тем не менее если с интеллектом у них все в порядке и они любят внуков, есть взаимопонимание с родителями — пусть воспитывают. Если же, что нередко, бабушка балует, чтобы дети больше любили ее, а не невестку, которая стремится воспитывать их в строгости, то есть сеет вражду, а ребенок начинает играть на противоречиях, то общение надо ограничивать.

Матушка Татьяна: С пятым и шестым ребенком в нашу семью вошла моя тетя, заменив мою маму. До этого она нас не понимала и не принимала, но постепенно начала приходить к нам, воцерковилась. Сейчас ей 76 лет. Дети в ней души не чают, ждут, когда баба Шурик придет.

Отец Вячеслав: Такой бабушке с удовольствием отдал бы детей на воспитание. Дети с ней секретничают и даже доверяют то, чего не рассказывают нам.

— Известно, что родители для детей не всегда являются авторитетом. Есть ли у ваших детей авторитеты вне семьи?

Матушка Татьяна: Их крестные родители. Конечно же, отец Валериан Кречетов, наш духовник (настоятель храма Покрова Божией Матери в селе Акулово). Для любой семьи очень важны авторитеты помимо родителей.

— Вы следите за тем, чему детей учат в школе? Как разрешаете конфликты, если они возникают?

Маша: У меня недавно возник спор с учителем истории. Он засомневался в том, что Сергий Радонежский мог благословить Дмитрия Донского перед битвой с мон-голо-татарами, да еще отправить на битву двух монахов, которые, по его мнению, воевать не могут. Я объяснила, что по церковным канонам брать в руки оружие не имеют права только священники, в подтверждение принесла Типикон — церковный устав. На что учитель сказал, что в ту пору такой книги вообще не было, хотя это устав Саввы Освященного — ему больше тысячи лет. Дальше я спорить не стала.

Матушка Татьяна: Мы старались, чтобы все дети, хотя бы начальные классы, учились в православной школе. Антон полностью, а младшие мальчики до старших классов учились в Православной гимназии «Свет». Школу, а потом и институты, и художественное училище для Ксении я начинала подбирать за год до поступления — опрашивала знакомых, читала отзывы в интернете, разговаривала с учителями. И все время молилась. Молишься, прислушиваешься — «Господи, туда?». И происходит цепь невероятных случайностей, которые хорошо известны православным людям.

Отец Вячеслав: Православные школы хороши еще и уставным питанием в постные дни. В светских школах постоянно встает вопрос питания.

Матушка Татьяна: Что касается Леночки, то у нее проблемы со здоровьем, и отец Валериан благословил ее идти в ближайшую школу через дорогу.

— Если вам не нравится компания детей, как поступаете?

Матушка Татьяна: Ругаюсь, говорю: «Не дружи с ними, плохому научат». Еще в Библии сказано: «Дурные сообщества развращают добрые нравы».

— Что может вызывать у вас беспокойство в окружении?

Отец Вячеслав: Интересы, жизненная позиция. Беспокоимся, если в компании курят. На что дети нам возражают: если бы вы знали, какие бывают сейчас компании.

— Выходит, проблемы и у православной семьи, и у светской одни и те же. Чем же отличается поведение родителей?

Отец Вячеслав: Ничем. Молишься только больше — как бы не навредить.

Матушка Татьяна: «Молчи, — говорит мой духовный отец Валериан Кречетов, — перезимуй, весна будет. Говоришь ты все правильно, но каким тоном? Грязью грязь не смоешь». Без Божией помощи ничего не бывает. Все мы в общем-то хорошие люди, с образованием, много читали, думаем, что знаем, как правильно, а правильно не у всех получается. А почему? Нет смирения: тебе кажется, что ты сама можешь все, а без смирения и терпения семья будет неустойчива, можно разрушить связь с детьми.

— Что делать если сын или дочь идут «вразнос»?

Отец Вячеслав: Если сам не можешь помолиться толком, то просишь того, кто может. Родители могут взять на себя какие-либо обеты, паломничество совершить, от чего-то отказаться, чтобы Господь его чадо непутевое вразумил. И плоды молитвы, этих усилий заметны. Вдруг положительные тенденции в поведении этого чада появляются, хотя внешне ничего не меняется — также его пилишь, претензии предъявляешь, он отнекивается. А изменения точно есть. У нас и дети по молитвам родились — через четыре года после свадьбы, и через три после венчания.

«Слава Богу, пришел...»

— Отец Вячеслав, вы талантливый физик, как и почему пришли к Богу?

Отец Вячеслав: В аспирантуре Института акустики читал спецкурс по философии старший научный сотруд-

Татьяна ник Института философии АН СССР, лектор ЦК КПСС

Куликова: и тайный христианин Генрих Степанович Батищев. Он

«Батюшка вел философские курсы в разных институтах и эзопо-

говорит: дети вым языком проповедовал православие, отыскивая выросли, тебе слова, на которые люди, небезразличные к духовной ведь теперь истине, откликались. Это был 1979 год. Я интуитивно

и делать чувствовал, даже не понимая, о чем он говорит, что ис-

нечего...» тина рядом, но был очень далек от Церкви. И вот, разго-

На фото: варивая со мной, он сказал, что мне пора в посольство

Леночка, Ксения, внеземных цивилизаций. «Как это?» — спрашиваю. «Ну, Маша. в Церковь тебе надо».

У меня будто пелена с глаз упала, я поехал в храм Покрова Божией Матери в селе Акулово. На исповедь попал к известному старцу о. Тихону Пелиху, бывшему настоятелю храма Ильи Пророка у стен Троице-Сергеевой лавры, перевенчавшему не одно поколение семинаристов. Я не знал, что каяться надо, только сказал: «Пришел я». Он обрадовался, как дорогому другу, которого давно не видел: «Слава Богу, пришел». Обнял, поцеловал, потом спросил: «Ты женат?» — «Да». — «Венчаный?» — «Нет». — «Надо повенчаться, чтобы дети были в венчаном браке, благословенном по слову Божьему». Больше я ничего из этой беседы не помню. Но для меня было очевидно, что теперь я перешел на другой уровень и должен быть женат и по Божественным законам. Так жене и сказал. Она это восприняла как ультиматум.

Матушка Татьяна: Он пришел и говорит: «Либо венчаемся, либо я не считаю тебя своей женой, я дал слово». Представьте мое состояние. Но, подумав, пошла в храм, мы повенчались. В ту пору я была верующей в бытовом смысле: на ночь крестилась, молилась Ангелу Хранителю. Тетушка научила меня в 12 лет Иисусовой молитве. Я ее всегда читала, когда бежала домой после вечерних занятий в институте. У нас была простая православная семья: детей крестили, мама светила куличи, благословила нас, когда женились.

Отец Вячеслав: Я тогда икону поцеловал — из уважения к теще.

Матушка Татьяна: Детей у нас не было. Отец Валериан лечиться меня не благословил (обращу внимание, что так было в моем индивидуальном случае), я тем не менее лечилась, хотя чувствовала себя все хуже. Наконец, врачи выдали заключение, что детей быть не может. К тому же налицо было серьезное физическое и нервное истощение — я весила 42 килограмма, работать не могла. Отец Валериан благословил меня увольняться и молиться. А какая из меня молитвенница? Три года как начала в храм ходить. Поехала с подругой на пасхальную неделю в Псково-Печерский монастырь к отцу Иоанну Крестьянкину. Все два часа, что мы ждали отца Иоанна, я молилась: «Господи, если он скажет — не будет детей, я смиряюсь». А он сказал: «Молись праведным Иакиму и Анне и праведной Елизавете. Вот, у одного диакона не было детей, а потом пошли один за другим». В скором времени я забеременела.

Отец Вячеслав: Этим дьяконом через несколько лет стал я, и дети один за другим пошли.

Матушка Татьяна: Все вышло по Божиему Слову: «Сила Моя в немощи совершается». Сначала врачи уверяли, что у меня детей не будет, а когда все-таки забеременела, предрекали, что ребенка я не выношу. Потом говорили, что больше двух с моим здоровьем рожать нельзя. Наблюдавшая меня в консультации доктор каждый раз отмечала, что мне только Бог поможет. Но после появления третьего, Димы, я уже спокойно рожала всех остальных. Отец Валериан говорил: «Ой, все будет хорошо. Причащайся каждую неделю — выносишь». И я понимала — все будет хорошо.

— Вы мечтали иметь большую семью? Жалеете о том, что отказались от карьеры?

— Вскоре после окончания института мне предложили должность главного бухгалтера крупного СМУ, но я отказалась, хотя нас воспитывали по формуле «учиться, учиться и еще раз учиться». Я чувствовала, что не хочу руководить — ни в работе, ни в семье.

Отец Вячеслав: Когда в кризисные 90-е годы, стало понятно, что наука нас точно не прокормит (я работал в Институте радиотехники и электроники), то я сам предложил супруге (правда, с трепетом), оставить детей на меня, а ей работать. Бухгалтеры тогда были нарасхват.

Матушка Татьяна: Я отказалась. Я не представляла себя вне семьи. После второго ребенка почувствовала вкус материнства, к тому же отец Валериан не благословил отдавать детей в детский сад, сказав, что можно так поступать только в двух случаях: «Когда родители умерли или сошли с ума».

ОТЕц ВяЧЕСлАВ куликов, священник храма св. Николая в Заяицком г. Москвы, родился в 1955 году в селе Боголюбово Владимирской области. После участия во Всесоюзной олимпиаде по физике поступил в физико-математическому школу-интернат при МГУ, затем закончил Московский физико-технический институт, учился там же в аспирантуре, работал в Институте радиотехники и электроники АН СССР, кандидат физико-математических наук. В 1996 году рукоположен во дьякона, в 2000-м — в священника.

ТАТЬяНА ВлАДИМИРОВНА Куликова родилась в Москве, закончила английскую спецшколу №40, Московский финансовый институт (ныне Финансовая академия при Правительстве РФ), работала старшим бухгалтером санатория-профилактория завода «Знамя труда».

Мир дому сему

— Назовите три главные вещи, на которых держится семья?

Отец Вячеслав: Во-первых, на убеждении, что семья — большая ценность. Второе — на умении смириться с тем, что точка зрения супруги может отличаться от твоего мнения, каким бы истинным оно не было. Без смирения семья неустойчива. Это основополагающее понятие, которое словами трудно определить, можно только прочувствовать. Его основа — мирное устроение духа, тогда ты можешь мирно реагировать на конфликтные ситуации. Смирение — это способность оправдывать другого и осуждать себя. Тогда и конфликта не будет.

Про любовь я не говорю. Это венец, совокупность совершенства. Все, что я перечислил, — конечно же, элементы любви. Но любовь — плод совместной многолетней жизни.

Матушка Татьяна: Это с твоей, мужской точки зрения. Выйти замуж по любви — это когда замуж выходишь, чтобы сделать человека счастливым, хочешь о нем заботиться. Когда для тебя ценность — твоя семья, твой супруг. В этом случае проблемы прощения даже не существует. Тяжело, когда прощаешь, прощаешь, прощаешь и подсчитываешь — здесь простила, там простила. Ужасно! Когда муж для тебя самый дорогой и родной человек, ничего прощать не надо.

— Как вы познакомились?

Матушка Татьяна: Во время студенческих каникул отдыхали в соседних пансионатах и катались на лыжах.

Мой будущий муж сразу меня поразил серьезностью и надежностью.

— Татьяна Владимировна, батюшка с головой — в проблемах прихода. Но все-таки, какие у него обязанности по дому? Стирал когда-нибудь пеленки?

— Какие обязанности? Всех детей купал он — до 4-5 месяцев. Я боялась утопить. Читал с детьми Евангелие. Батюшка — замечательный муж. Но мне еще помогает моя доверчивость. Помню, как-то на улице сохли пеленки, пошел дождь. «Сними, — прошу, — пеленки», а он отвечает: «Дождь идет перпендикулярно к земле и пеленки висят перпендикулярно. По этой теории они промокнуть не могут». Пошла снимать сама.

Отец Вячеслав: Когда у нас родился Антоша, то пеленки и подгузники мы стирали, кипятили и гладили

с двух сторон. Когда появился Миша — стирали, кипятили и гладили с одной стороны. А с рождением Димы уже только стирали.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Как вы отдыхаете?

Отец Вячеслав: С тех пор, как стал священником, жизненный ритм сильно изменился. По выходным, когда в основном дети дома, меня нет. Так что мы перестали встречаться в полном составе. Все семейное устройство, поддержание порядка ложится на матушку. Она старается беречь мой покой,

л

ОЛЕГ ВЛАСОВ

когда отдыхаю, просит детей не шуметь. Словом, будь я начальником, то с радостью взял бы ее секретарем.

Но и раньше с отдыхом было непросто. В молодости я увлекался речным спуском на байдарках и до рождения детей думал, что все свободное время мы будем проводить в походах. Но на походы не было физических сил, особенно когда в 90-е наука такое семейство прокормить не могла и приходилось браться за очень разную работу: я и евроремонты делал, и в деревообрабатывающей мастерской Борисо-Глебского монастыря работал. Стал дипломированным столяром, правда, второго разряда: сам рамы для дома сделал.

В последние годы несколько раз ездили в Египет, ныряли с аквалангами, в Черногории были, недавно летали на воздушном шаре.

Мне запомнились слова одного иеромонаха в Трои-це-Сергиевой лавре во время нашего с матушкой паломничества вскоре после венчания: «Пока у вас нет детей, насыщайтесь благодатью, потом не будет возможности жить такой активной церковной жизнью».

Матушка Татьяна: Я 23 года из дома почти не выходила — разве что на огород, а в остальном — пеленки, распашонки, обед. Получив как многодетная семья участок земли в окрестностях Аносино, начали строить дом — таскали воду, цемент, копали землю. Дороги здесь не было, света тоже, газ провели в прошлом году. С четырьмя детьми жили в вагончике, потом построили одну ком-

«Когда муж нату, вторую. Когда поехала к отцу Николаю (Гурьянову),

для тебя самый то в тайне надеялась, что он благословит оставить строи-дорогой и родной тельство и больше внимания уделять детям. Но он фоточеловек — графию дома перекрестил, сказав: «Благодатное место». ничего прощать В нескольких сотнях метров отсюда находится источник, не надо...» около которого, по преданию, встречались преподобный Сергий Радонежский и его ученик Савва Старожевский. В кризисные 90-е годы участок помог выжить. Да и кругом была красота: луг с цветами, поле с ромашками, дети ходили на Истру. Сейчас все застроено коттеджными поселками за высокими заборами, поэтому мы купили дом в деревне во Владимирской области. Там, правда, тоже больше работаем, чем отдыхаем.

— Вы высыпаетесь?

Матушка Татьяна: В течение 13 лет у меня было одно желание — поспать. Последние четыре года высыпаюсь. Поправилась. Пока работаю на огороде, девчонки готовят: одна — завтрак, другая — обед, третья — ужин. Батюшка говорит: «Дети выросли, тебе ведь и делать теперь нечего... »

— Какая у вас сейчас мечта?

— Чтобы дети учились, были здоровы, чтобы, конечно, все были православные. И чтобы Бог дал нам с батюшкой здоровья поднять младших детей — ведь нам уже по 54 года.

Отец Вячеслав: Да, лет бы еще 12-15 дал Господь.

Матушка Татьяна: Двадцать. Мечты простые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.