Научная статья на тему '\линия жизни \ пастырь добрый'

\линия жизни \ пастырь добрый Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
191
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\линия жизни \ пастырь добрый»

Время патриаршего служения Алексия II называют вторым Крещением Руси. Духовное пробуждение народа, десятки тысяч восстановленных храмов, воссоединение двух ветвей Русской Православной Церкви - в России и за рубежом - вот лишь некоторые из деяний ушедшего пастыря. Осталась - любовь, которую русский человек искренне питает к праведникам. А они, по словам Николая Лескова, не переводились, да и не переведутся на Руси, «их только не замечают, а если стать присматриваться -они есть».

Малая Церковь

Для того чтобы воспитать человека, восстановить в нем образ Божий (а это и есть образ-ование), необходимы два условия -благочестивые родители и Церковь. Так говорят духовные пастыри, когда их расспрашивают о воспитании подрастающего поколения.

Господь даровал будущему патриарху Алексию II и благочестивую семью, и возможность с малых лет служить в храме.

Он появился на свет 23 февраля 1929 года в г. Таллине, был крещен с именем Алексий в честь преподобного Алексия, человека Божиего. Отец Алексия Ридигера -

Михаил Александрович - родился в Санкт-Петербурге и принадлежал к известному роду, один из основателей которого - курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер - крестился в православие в царствование императрицы Екатерины II. Представители фамилии по мужской линии традиционно проявляли себя на поприще военной и государственной службы. Самый известный из них - генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер - герой Отечественной войны 1812 года.

Отец Патриарха Алексия II - Михаил -последний, четвертый, ребенок в браке Александра Александровича Ридигера и Аглаи-

ды Юльевны Бальц. Юноша поступил в Императорское училище правоведения, воспитанниками которого могли быть только дети потомственных дворян. Но завершить обучение не удалось - семья бежала из охваченного беспорядками революционного Петрограда. Поначалу приехали в Хаапсалу -тихий городок на берегу Балтийского моря, а затем в Таллин, где было легче найти работу (отец Алексея служил бухгалтером на фанерной фабрике Лютера).

2 февраля 1920 года РСФСР и Эстонская республика заключили мирный договор и определили границу, просуществовавшую до Великой Отечественной войны.

Ґ ОБЩЕСТВО 1101

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (81) 2009 ЛИНИЯ жизни

Таким образом, становление будущего Патриарха как личности проходило в остатках Российской империи, вне советской идеологической системы.

В 1926 году Михаил женился на уроженке Ревеля (Таллина) Елене Иосифовне Писаревой, дочери расстрелянного большевиками полковника царской армии. Ее родственники были ктиторами таллинской Александро-Невской церкви на кладбище.

Еще до рождения Алексея произошел случай, который семейное предание сохранило как проявление промысла Божия о будущем Первосвятителе Русской Церкви. Незадолго до появления на свет сына Елена Иосифовна должна была совершить дальнюю поездку, но в последний момент, несмотря на все просьбы и требования, в нужный автобус ее не посадили. Когда она пришла на следующий рейс, то узнала, что предыдущий автобус попал в аварию и все пассажиры погибли.

«Я был единственным сыном у родителей, мы жили очень дружно. Нас связывала крепкая любовь», - вспоминал о своей семье Патриарх Алексий II. Это была поистине малая церковь, когда жизнь неотделима от храма Божия. С раннего детства Алексием руководил духовный отец - протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор. Шестилетним мальчиком Алеша Ридигер выполнял свое первое послушание - разливал крещенскую воду. Восьми-девяти лет знал литургию наизусть, его любимой игрой было «служить» -такое занятие даже смущало родителей.

Во время паломничества на Русский Афон - о. Валаам - отец и мать Алексея обращались по этому поводу к старцам, но им было сказано, что если мальчик все делает серьезно, препятствовать ему не нужно.

Алексей на всю жизнь запомнил встречи с Валаамскими старцами - схиигуменом Ио-

анном (Алексеевым), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым), монахом Иувианом (Красноперовым). С последним у Алеши завязалось переписка, в одном из писем отец Иувиан называет семью Ридигеров «точно своими, родными по духу», просит помянуть его в чистой детской молитве. Вообще летние паломничества - на Валаам, в Псково-Печерский монастырь, в Пюхтицкую обитель, куда маленького Алешу привозили еще в пеленках, - стали семейной традицией Ридигеров и формировали чуткую душу мальчика.

Впрочем, и отец Алеши - Михаил -с юных лет стремился к священничеству. После окончания богословских курсов, открытых в Ревеле в 1938 году, он принял сан и почти двадцать лет служил в Таллинской епархии.

«И в семье, и мой духовник учили видеть доброе в людях, так было и у родителей, несмотря на все трудности, которые им приходилось преодолевать. Любовь и внимание к людям были теми критериями, которыми руководствовались и о. Иоанн, и мой отец», - вспоминал Алексий II (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ).

Сияние души

На первом курсе Ленинградской духовной академии 21-летний Алексий был рукоположен во священника и назначен в Богоявленскую церковь шахтерского городка Йых-ви Таллинской епархии. Три с лишним года-вплоть до 1953-го - он совмещал деятельность приходского батюшки, окормляющего весьма проблемные семьи рабочих, с заочной учебой в Академии.

Молодой священник начинал свое служение под впечатлением речи Святейшего Патриарха Алексия I, произнесенной в стенах Духовной академии 6 декабря 1949 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского: «Православный

народ очень тонко умеет узнавать и ценить истинного пастыря. Его не соблазняют и не вводят в заблуждение драгоценные камни, сияющие на митрах и крестах многих нынешних священников; он желает видеть сияние души пастыря, он желает видеть пастыря - человека высоких духовных достоинств; русский народ желает видеть пастыря-отца, который приникает любовью своей к нуждам паствы; он идет к священнику и ждет услышать от него слово спасения: как спасти душу, как направить свою жизнь, чтобы привлечь на себя благодать Господню, как преодолевать жизненные трудности, как справляться со своими скорбями, недугами, как уберечься от падений греховных. Вот что желает он получить от пастыря».

И отец Алексий - с помощью Божией -старается быть «добрым пастырем». Те, кто застал служение будущего Патриарха на приходе, теперь уже их дети и внуки характеризуют его как человека отзывчивого, внимательного к людям, но строгого при богослужении: ему не приходилось призывать собравшихся к тишине, достаточно было одного взгляда.

Эстонский клирик, иерей Александр Вершинин рассказывает: «V него всегда были полные карманы конфет, которыми он угощал детей, приходящих в храм. Он подходил к ребенку и говорил: «V тебя очень маленькие ручки, конфеты не войдут, дай что-нибудь побольше, я тебе побольше дам».

Птенцы из Пюхтицы

В 1957 году отец Алексий Ридигер был переведен в университетский город Тарту - настоятелем Vспенского собора. Здание церкви рассыпалось на глазах - во время богослужения в одном из приделов провалился пол. Средств на ремонт не было, и инициативный священник отправился в Москву

Алеша Ридигер. Первый школьный день. 1935 год

Паломничество в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в 1939 году. В центре, перед игуменом Харитоном (Дунаевым), - Алексей Ридигер

^_____________________________________

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (81) 2009 ■

просить о помощи самого Патриарха Алексия

I - Святейший распорядился помочь - и запомнил деятельного батюшку, которого вскоре призвал для архиерейского служения.

В 1958 году о. Алексий был возведен в сан протоиерея, а в 1959-м назначен благочинным Тарту-Вильяндинского округа Таллинской епархии, включавшей в себя 32 русских и эстонских прихода. В это время по телевизору грозились показать «последнего попа». Церкви стояли полупустыми, священников катастрофически не хватало, батюшка мог служить еще в четырех-пяти храмах, подрабатывая ночами... «Сам служу, сам пою, сам кадило подаю», - такая присказка сложилась в то время в Эстонии.

После смерти матери протоиерей Алексий принимает окончательное решение о монашеском пути. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Свято-Троице-Сергиевой лавры состоялся его постриг с именем Алексия, в честь святителя Алексия, митрополита Московского - собирателя русских земель, наставника святого благоверного князя Димитрия Донского. А 3 сентября 1961 года под сводами знакомого с детства Александро-Невского кафедрального собора Таллина произошла хиротония Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

Почти сразу же вновь избранному епископу сообщили новость о решении закрыть дорогой его сердцу древний Пюхтицкий монастырь и еще 36 «нерентабельных» церквей.

«В те тяжелые для Церкви годы у нас было не так много способов убеждения, и наиболее действенным часто оказывалось положительное упоминание той или иной обители или храма в иностранной печати. Этим путем я и пошел», - пишет Алексий II в своей книге «Православие в Эстонии».

В начале мая 1962 года владыка привозит в Пюхтицу (ныне - Курмяэ) делегацию евангелическо-лютеранской Церкви ГДР; после этого была опубликована ста-

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Сергей Владимирович Симанский)

тья с фотографиями обители в немецкой газете №ие 7ей. Затем приезжает протестантская делегация из Франции, представители Христианской мирной конференции (ХМК) и Всемирного совета Церквей (ВСЦ). После этих визитов вопрос о разорении обители всерьез не поднимали.

С конца 1960-х годов Пюхтицкий Vспен-ский женский монастырь становится центром духовной жизни в Эстонской епархии, а потом и за ее пределами: игуменьи, вышедшие из Пюхтицы, будут нести свое служение в разных обителях России, Vкраины, Иерусалима. По представлению владыки Алексия настоятельницей самого Пюхтицкого монастыря в 1968 году стала 38-летняя Варвара (Трофимова). Это будет традицией Святейшего -назначать в возрождающиеся обители моло-

дых руководителей, полных сил и понимающих насущные проблемы.

Отцы и дети

В годы маститой старости Патриарху Алексию I требовался деятельный и преданный помощник, близкий по происхождению, воспитанию и образу мыслей. 23 июня 1964 года епископ Алексий (Ридигер) был возведен в сан архиепископа и в конце 1964 года назначен на одну из ключевых должностей - управляющего делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода.

«Мне часто приходилось ездить в Переделкино к Святейшему Патриарху и готовить ему резолюции, которые он подписывал, не смотря внимательно, а лишь проглядывая их. Для меня была большая радость в общении с ним и в его доверии ко мне», -вспоминал впоследствии Алексий II.

При этом жизнь священнослужителя становится кочевой. Не имея московской прописки, он переезжает из одной гостиницы в другую, из Украины» в «Советскую», вещи и книги свозит в рабочий кабинет на улице Рылеева, а затем в Чистом переулке.

«В эти дни было утеряно чувство дома, я даже считал, что 36-й поезд, который курсирует между Таллином и Москвой, стал моим вторым домом. Но, признаюсь, я с радостью хотя бы на время отрешался от московских дел и ждал этих часов в поезде, когда можно было почитать и побыть наедине с собой. Приезжая в Таллин, я тотчас же погружался в круговорот дел и проблем, свойственных любому епархиальному управлению», - пишет Алексий II.

Кочующему молодому подвижнику удивительным образом удается сохранить внутреннюю тишину и собранность.

Владыка Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский, вспоминает: «Около 40 лет назад, будучи студентом

Протоиерей Михаил и матушка Елена с сыном Алексием. 1947 год

Воспитанники 4-го класса Ленинградской духовной семинарии.

Второй слева внизу - Алексий Ридигер. 1949 год

Успенский Пюхтицкий монастырь

Г общество/линия жизни 1103

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (81) 2009 1

московских духовных школ, я познакомился с его Святейшеством, Патриархом Московским - он тогда был молодым митрополитом и постоянным членом Священного Синода. Общение с ним еще в те далекие годы на нас, молодых, оказывало огромное влияние. Его внешний облик был удивителен: казалось, что это человек совершенно из иного мира. Главное в его образе - это очень тонкая корректная натура. Мы никогда не могли услышать от него повышенного тона голоса, а ведь мы были молодые студенты. Он ко всем относился очень ровно, независимо от того, мальчишка ли это, 20-летний слушатель духовных школ или же маститый старец. Как правило, обращение у него было только на Вы».

Церковь и государство

При Патриархе Пимене (1971-1990) исполнять послушание управляющего делами стало сложнее. Молитвенник и человек монастырского склада, Патриарх Пимен нередко тяготился административными функциями; главной задачей стало удержать то что есть. И все же Алексий II считал, что в годы «застоя» был необходим именно такой Предстоятель: «Ведь если бы на его месте оказался кто-нибудь другой, сколько бы дров он мог наломать. А Святеший Патриарх Пимен с присущей ему осторожностью, консервативностью и даже опасением перед какими-либо новациями многое сумел сохранить в нашей Церкви».

В 80-е годы Церковь, формально отделенная от государства, находилась в подчиненном к нему положении. Совет по делам религий был почти так же всевластен, как и в годы застоя.

17 декабря 1985 года управляющий делами Московской Патриархии Алексий направил письмо президенту Михаилу Горбачеву, в котором впервые поставил вопрос о перестройке церковно-государственных отношений.

Благовещение. В этот день по древней традиции на волю отпускают птиц

В своей книге «Православие в Эстонии» Патриарх вспоминает: «Моя позиция и тогда и сегодня заключается в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства... Но я осознавал, что у Церкви и у государства есть и общие задачи, ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом в радостях и испытаниях. Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому».

Обращение управляющего делами было разослано Горбачевым всем членам Политбюро, но одновременно Совет по делам религий указал, что поднимать такие вопросы не следует. Владыку Алексия

отстранили от должности управляющего делами и назначили на Ленинградскую кафедру с поручением управлять Таллинской епархией.

Однако в конце 80-х, в обстановке реально начавшихся перемен, авторитет митрополита вырос не только в церковных, но и в общественных кругах. В 1989 году владыка Алексий избирается народным депутатом СССР от Фонда милосердия и здоровья.

Впоследствии Патриарх вспоминал о парламенте, как о месте, «где у людей нет уважительного отношения другу к другу»: «Я категорически против того, чтобы избирались священнослужители, потому что я на себе испытал, насколько мы к парламентаризму не готовы... Там царствует дух противостояния, борьбы. И я после заседания съезда народных депутатов возвращался просто больным - так влияла атмосфера нетерпимости, когда захлопывали, закрикива-ли выступающих. Но я думаю, мое депутатство также было и полезным, потому что я был членом двух комиссий: по пакту Молотова-Риббентропа (об участии в этой комиссии меня попросили эстонские депутаты) и по закону о свободе совести».

Российский закон «О свободе совести» был принят в ноябре 1990 года. Стоявшая перед Церковью задача избавиться от опеки власти отчасти была решена: документ не предусматривал более учреждений, подобных Совету по делам религий - в Верховном Совете была образована Комиссия по вероисповеданиям.

Люди светские, видя столь разнообразную и эффективную деятельность священнослужителя, лишь разводили руками.

Александр Жуков, заместитель председателя правительства России, вспоминает: «Я никогда не забуду, как он говорил. Это было настолько красиво, настолько просто - о самых сложных вещах. Допустим, мы с ним обсуждали бюджеты: когда-то в Думе

Наречение архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина. 1961 год

В 1962 году епископ Таллинский и Эстонский Алексий спас этот храм

от переоборудования в планетарий

РИА-НОВОСТИ

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (81) 2009 ■

я этим занимался. Он так профессионально об этом говорил - меня это поражало всегда. И после этого на Пасху он вел службу. Как все это в одном человеке совмещалось - просто совершенно непостижимо...»

Благословение на Карповку

Появление в 1986 году в Санкт-Петербурге владыки Алексия изменило привычный ход церковной жизни северной столицы. Деятельный пастырь начал активно восстанавливать храмы, возвращая им изъятые святыни. В Александро-Невскую лавру вернулись мощи святого благоверного князя Александра. Была восстановлена и освящена часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище.

Из телеинтервью Патриарха Алексия II первому каналу: «Я узнал, что гробница блаженной Ксении, разобранная после закрытия часовни, находится в подвале Казанского собора. Я подал уполномоченному (Совета по делам религий города - ред.) прошение: «Прошу оказать содействие в получении гробницы». Он никогда не допускал со мной каких-то грубостей, а здесь вскочил и сказал: «Я не допущу, чтобы была установлена гробница!». Я ему спокойно сказал, что гробница будет установлена; если не будет возвращена прежняя гробница, мы сделаем новую. Он опять сказал, что не допустит этого. Все промыслительно: мы сделали новую высокую гробницу, потом уже я совершал на ней литургию...»

В Ленинградский период владыки Алексия произошло церковное прославление блаженной Ксении. Тогда же начал восстанавливаться Иоанновский монастырь на Карповке, где было найдено место захоронения праведного Иоанна Кронштадского.

Матушка Георгия (Щукина) - воспитанница Пюхтицкого монастыря, ныне -

игуменья Горненской обители в Иерусалиме - рассказала нашему журналу:

- В 1989 году митрополит Алексий пригласил нас с матушкой Варварой в свою московскую квартиру на обед. Мы приезжаем, владыка и говорит: «Матушки, хотите иметь Пюхтицкое подворье? Вот ключи. Через две недели будем освящать храм отца Иоанна Рыльского на Карповке (собор, построенный Ионанном Кронштадским в честь своего небесного покровителя - ред.)».

Стало жутко. «Постарайтесь, матушки». «Благославите, - говорим, - в ночь поехать в Питер, на Карповку». С поезда сразу отправились в храм, долго искали вход, вошли: полная разруха, голуби летают, мерзость запустения. Одно время в нем располагались курсы гражданской обороны, потом храм был заброшен, и кто в нем только не ночевал. На следующий день из Пюхтицы приехали 15 сестер...

- При вас была обретена могила святого праведного Иоанна Кронштадского?

- В нижнем храме все долгое время прикладывались к месту, отмеченному крестиком, так как думали, что там лежит дорогой батюшка. Но когда расчистили пол, вынесли парты, перегородки, отодрали доски, линолеум, то в одном месте обнаружили вместо каменной плитки бетон. Одна прихожанка рассказала, что в советское время здесь пытались вскрыть могилу батюшки Иоанна, но один из вскрывавших тронулся умом, а другой помер. После чего захоронение залили бетоном. Здесь мы и поставили гробницу дорогого батюшки...

«Есть любовь — есть пастырь»

3 мая 1990 года Патриарх Пимен скончался; 7 июня колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха Алексия II.

Через несколько дней после интронизации Святейший отправился в Ленинград, в восстановленный Иоанновский монастырь на Карповке - чтобы совершить прославление святого праведного Иоанна Кронштадского. Связь с этим подвижником Церкви Алексий II чувствовал всегда.

Далее происходят события необыкновенные: обретены мощи преподобного Серафима Саровского и торжественно перенесены в Дивеево, где, по предсказанию святого, среди лета запели Пасху. Раку несли по всей России, и повсюду этот крестный ход собирал рассеянных верующих и недавних атеистов. Втом же памятном 1991 году обретены нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского. Возвращение святыни дало невиданный подъем на белгородской земле. В Москве произошло обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона (их торжественно перенесли в Большой собор Донского монастыря); в Санкт-Петербурге - преподобного Александра Свирского; святой Нил Сто-лобенский мощами вернулся в монастырь на оз. Селигер и т.д.

Символом возрождения Русской Церкви стало восстановление в 2000 году храма Христа Спасителя, взорванного по приказу Иосифа Сталина в 1931-м.

В августе 2000 года юбилейный Архиерейский собор прославил 11 54 святых угодников, в т.ч. 867 исповедников и ново-мучеников Российских, пострадавших за Христа в годы гонений Советской власти. Среди них - царственные страстотерпцы -семья последнего русского императора Николая II.

Современному миру открылся невиданный подвиг за веру. Истории новомучеников и исповедников XX века повторяли жития древних христиан Рима, шедших на муки и смерть за Христа. Впрочем, как теперь оказалось, наша эпоха - Церковного Возрождения - не менее удивительна.

Молебен в день вступления в должность президента России Дмитрия Медведева. Благовещенский собор Московского Кремля

Патриарх Алексий II на Сорокадневной горе

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (81) 2009

За время Патриаршества Алексия II число епархий в общей сложности выросло почти вдвое, количество храмов умножилось до 30 тыс., число монастырей увеличилось до 732 (в 1990 году их было около 40).

Расширяя служение Церкви, Алексий II подчеркивал, как внимательно нужно относиться к чаяниям паствы.

«...Важнейшее внимание следует уделять тому, чтобы люди, нашедшие недавно дорогу к храму, не покидали бы его из-за нечуткости и грубости со стороны церковных служащих, что, к сожалению, наблюдается в наших приходах. Каждый пришедший в храм должен оказаться в благожелательной среде, ощутить любовь и заботу верующих. Людей отталкивает от Церкви небрежное отношение священнослужителей к пастырским обязанностям,равнодушие», - говорил он на Архиерейском Соборе 2000 года.

— Какую личную черту Первосвятителя вы бы отметили в первую очередь? — этот вопрос мы адресуем старшему духовнику Московской епархии протоиерею Валериану Кречетову.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— У него было смирение. Он все-таки над своей душой трудился. Будучи иерархом, все-таки поддерживал себя; совершал личный монашеский подвиг. И любовь была у него - а это самое главное. Когда Господь восстанавливал Петра в апостольском достоинстве, он ничего от него не требовал -только любви. Владыка Арсений (Жаданов-ский) в свое время писал о священстве: «Если есть любовь - есть пастырь». Смирение, любовь - особенно - в нем были.

— Тем не менее о Патриархе регулярно выходили разного рода компрометирующие сведения...

— Если на самого Спасителя говорили -«ядца и винопийца, мытарем друг и грешником», то, что вы хотите от Первосвятителя. Спасителя тоже осуждали. «Горе егда добре

рекут вам вси человецы». То есть, если все говорят хорошо - это значит что-то не то... Потому что невозможно всем угодить.

— Чем лично для вас будет памятно время служения Патриарха Алексия II?

— Прошедшее время в лице Первосвятителя засвидетельствовало ту истину, что в основе жизни Церкви лежит богослужение. За частую молитву Господь благословляет и всю Церковь, и все остальное. Святейший Патриарх Алексий много служил, это было особенно для него характерно.

Когда восстанавливались обители - Данилов монастырь, Оптина пустынь — начинали с постоянного богослужения - и монастыри быстро возрастали. Именно богослужение, часто и истово совершаемое, дает силу всему остальному...

Воссоединение

Прославление новомучеников и исповедников российских подготовило новую веху в истории нашей Церкви - воссоединение с Русской Православной Церковью за рубежом (РПЦЗ), где долгое время сохранялось представление о РПЦ, как о запятнавшей себя связью с Советской властью.

Между тем, создавая в 1922 году в Сербии Синод Русской Православной Церкви за рубежом, бывший митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) отмечал, что организация имеет временный характер - до тех пор пока в России Церковь не получит свободу. В XXI веке формально ничто не препятствовало объединению.

В ноябре 2003 года была создана комиссия по преодолению разногласий между РПЦ и РПЦЗ. В Россию приезжает владыка Марк, епископ Берлинский и Германский.

Сегодня он вспоминает: «Меня поразила его (Патриарха Алексия - ред.) мягкость и чуткость. В самую первую встречу он при-

нял меня как родного. У нас не было одинаковых взглядов по всем вопросам. ...Были моменты, когда он очень твердо стоял на каких-то позициях. Однако он так стоял, что мы могли это уважать и принимать».

Чтобы окончательно развеять страхи своей паствы, глава Русской Православной Церкви за рубежом ныне покойный митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр стал приглашать в Америку священнослужителей из России. В частности, США посетил один из немногих ныне здравствующих русских старцев - духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий.

В исторический день - 17 мая 2007 года - произошло подписание акта о каноническом объединении Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью заграницей. Митрополит Лавр и Святейший Патриарх Алексий II в присутствии президента России Владимира Путина поставили точку в многолетней гражданской войне русских людей.

Болезни века

В октябре 2007 года европейские депутаты смогли узнать, как видит настоящее и будущее Европы российский религиозный лидер. Председатель ПАСЕ Рене ван дер Лин-ден пригласил Алексия II на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы.

«Права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем. Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности, - заявил в своем выступлении Патриарх. - Человек должен оставаться человеком. Не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки...»

- управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент

Богослужение у гроба почившего Патриарха У гроба

в храме Христа Спасителя

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (81) 2009 ■

В школах должна быть возможность изучения своей религии, истории других традиционных конфессий - это поможет бороться и с терроризмом. «Сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и терроризма. В том числе, прикрывающаяся религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой разрушительной силы является религиозная безграмотность и нравственная скудость».

Европейские парламентарии подняли тему гомосексуализма. Патриарх непреклонен: церковь любит и принимает любого грешника, но ненавидит его грех и будет всячески препятствовать его пропаганде: «Это болезнь. Это изменение человеческой личности... Проведение гей-парадов - это реклама, которая навязывается людям...».

Последний бой

Последний серьезный зарубежный визит Патриарха - на Украину - состоялся в июле 2008 года и был приурочен к 1020-летию Крещения Руси. По поводу этой поездки в Москве было много волнений: опасались провокаций, неадекватной реакции со стороны раскольнической церкви, беспокоились за сердце Святейшего. Врачи категорически возражали против визита, даже встречались с членами Синода и президентом, предупреждая, что это опасно для здоровья Патриарха. «Но, взвесив все, я принял решение: надо ехать», - рассказал Патриарх Алексий II в своем последнем интервью программе «Русский взгляд».

Создать поместную украинскую церковь -заветная мечта нынешнего украинского президента Виктора Ющенко. Именно так в середине 90-х произошел церковный раскол в родной для Патриарха Эстонии: после провозглашения государственного суверенитета часть духовенства перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриарха.

У мощей Небесного покровителя - святителя Московского Алексия в Богоявленском соборе

Для аналогичной цели в праздничные июльские дни 2008 года в Киев был приглашен митрополит Константинопольский, Вселенский Патриарх Варфоломей. Виктор Ющенко встречал его эскортом мотоциклистов, праздничными билбордами, колоннами украинцев по всему пути следования. Портреты Патриарха Московского спешно снимали отовсюду. Но в Киево-Печерской лавре Алексия II осыпали цветами. Патриарх срывает голос, говоря о губительности раскола, о разгроме на волне дикого национализма в начале 90-х годов православных епархий во Львове, в Тернополе, в Иваново-Франковске.

После общения с прихожанами Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встречается с Патриархом Варфоломеем. И Константинопольский священнослужитель отказывается участвовать в раскольнической деятельности Ющенко. А тот до последнего мгновения надеется на успех затеи. Он выходит к собравшимся и просит от Патриарха Варфоломея благословения: «Я верю в то, что как дар Божий, как историческая правда в Украине появится национальная поместная Церковь».

Но ответ вселенского Патриарха рассеивает последние иллюзии Ющенко: «Это разделение разрушает не только духовное, но и гражданское единство украинского народа».

Алексий II, по-видимому, вложил последние силы в этот визит - он чувствовал себя плохо и не мог более продолжать поездку по Украине.

Уходит детство

Когда-то маленький Алеша Ридигер сделал свои первые церковные шаги в Алек-сандро-Невском кафедральном соборе в Таллине.

В разгар послевоенных хрущевских гонений (1962) епископ Таллинский и Эс-

тонский Алексий спас этот храм от переоборудования в планетарий.

Жизненный круг Патриарха, начавшийся под благословением святого князя Александра Невского (в схиме - Алексия), закончился накануне дня его памяти (Церковь вспоминает благоверного князя 6 декабря).

Чуть раньше - 2 декабря - православные молитвенно отмечают праздник другого любимого Патриархом святого - митрополита Московского Филарета (Дроздова). При окончании в 1953 году Ленинградской духовной академии Алексий Ридигер был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист». Пять томов «Слов и речей» святителя Филарета в то время были настольными книгами отца Алексия. В день памяти святителя -

2 декабря 2008 года - Патриарх служил литургию в храме Христа Спасителя - у мощей митрополита Филарета.

Еще на день раньше - 1 декабря - Церковь праздновала Собор Эстонских святых -всех подвижников его малой родины.

«И то, что последнюю службу он совершил в Успенском соборе Московского Кремля на Праздник Введения во храм, мы можем воспринимать как знак: Господь вводит его в Храм Небесный», - сказал, прощаясь со Святейшим Патриархом, протоиерей Дмитрий Смирнов.

Похоже, что наше православное детство, когда за пастырем можно было укрыться как за отцом, закончилось.

Как завещание звучат слова Патриарха: «Мы не знаем, какие судьбы ждут Россию. Но мы должны исполнить свой долг. Мы должны нашу радость о Христе Воскресшем подарить как можно большему количеству людей. Бог любит Россию, а потому ждет от нее взаимности. И если наш народ не найдет Бога, он не сможет найти ни покоя, ни счастья, ни благополучия...» 9

Встреча московского Патриарха Алексия II и вселенского Патриарха Варфоломея I определила исход инициативы Виктора Ющенко по созданию Национальной поместной Церкви на Украине

ИТАР-ТАСС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.