Научная статья на тему 'К 50-летней годовщине окончания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Духовной академии'

К 50-летней годовщине окончания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Духовной академии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 50-летней годовщине окончания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Духовной академии»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

К 50-летней годовщине окончания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Духовной академии

Опубликовано: Христианское чтение. 2003. № 22. С. 5-14

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Священник Алексий Ридигер, выпускник Ленинградской Духовной Академии 1953 г., ныне Святейший Патриарх Московский и вся Руси Алексий II

К 50-летней годовщине окончания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Духовной Академии

"Мы будем ожидать из стен Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии добрых, ревностных и преданных своему делу пастырей Церкви Христовой, тружеников Церкви".

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Алексий II.

(Из приветственного слова Епископу Константину

10 сентября 2001 года)

Ровно пятьдесят лет назад в 1953 году, священник Алексий (в миру Алексей Михайлович Ридигер, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II), двадцати четырех лет от роду, закончил Духовную Академию в городе на Неве и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист». Отсюда будущий пятнадцатый по счету Предстоятель Русской Православной Церкви - Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II начал свой путь служения Господу.

В год 300-летия со дня основания Санкт-Петербурга наша память обращается к таинству промыслительной связи событий, людей и мест. Словно по ступеням — по историческим вехам — мы идем вслед за теми, кто сводит воедино замысел и действие в указанном Богом месте, строя, таким образом, лестницу, ведущую к Алтарю Господа.

Уже на первом курсе Академии 15 апреля 1950 года Алексея Ридигера рукоположили в сан диакона. Время обучения Святейший вспоминает так:

«...Здание семинарии еще носило следы прямого попадания авиабомбы. Наставникам и студентам,

пережившим ужасы войны, репрессий, но сохранившим святую Православную веру, был присущ духовный подъем, который давал силы переносить трудности. Ощущение сопричастности подлинному чуду возрождения церковной жизни сопровождало нас все годы учебы. С глубокой благодарностью вспоминаю наших наставников, иным из которых, например, профессору протоиерею Василию Верюжскому, довелось к тому времени засвидетельствовать свою верность Церкви подвигом исповедничества. Мне вспоминается замечательная плеяда профессоров старой Санкт-Петербургской Академии, которые с необыкновенным энтузиазмом восприняли факт возрождения духовных школ,— некоторые из них буквально «спели» свою «лебединую песнь». Они передавали нам свои знания, свой огромный жизненный опыт и, вместе с тем, являли пример глубокой веры и православной церковности».1

Во время пастырских посещений Предстоятелем Русской Православной Церкви епархий Северо-Запада России его всегда с нетерпением и чувством глубокой благодарности и надежды ждут в доме на Обводном канале, в Санкт-Пе-тербургских Духовных Академии и Семинарии. На состоявшейся 10 сентября 2001 года встрече в актовом зале СПбДАиС Высокопреосвященнейший Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир заметил, что ни один Патриарх Московский столько не служил, столько не ездил, не посещал епархий, не принимал такое активное участие в различных социальных, государственных церковных мероприятиях, как Святейший Владыка Алексий II, и с воодушевлением сказал: «У нас сегодня необыкновенный праздник, радость и честь. Вы, несмотря на необычайно плотную программу, нашли несколько дней и для нас».2 И

1 Журнал СПбДА «Христианское чтение». 1999. № 18, стр. 5.

2 Журнал СПбДА «Христианское чтение». 2001. № 20, стр. И.

когда эти посещения становятся возможными, они всегда праздник для сердец воспитателей и воспитанников Духовных школ.

С каким сыновним почтением и любовью встречают Святейшего в стенах Духовной Академии! Нельзя было без волнения слышать слова приветственного обращения ректора СПбДАиС, профессора Епископа Константина (ныне Архиепископа), с которыми он обращался к Святейшему и всем присутствовавшим на встрече с ним:

«Сегодня у нас наконец-то совершилось долгожданное событие: в наших Духовных школах, и не только в них, во всем Санкт-Петербурге праздник — Ангел Церкви посетил град Святого Апостола Петра и свою любимую, никогда не забываемую, никогда не оставляемую в своих попечениях Alma Mater. (...) Мы все с нетерпением ждем Вашего Патриаршего благословения, наставления и вразумления на учебу, выпускникам — на будущую пастырскую жизнь, преподавателям — слово мудрости для назидания учащихся и воспитанников».1

С городом на Неве многое связано в жизни нашего Святейшего Владыки. Его отец, Михаил Александрович, был представителем старинной петербургской семьи, ее члены издавна проявляли себя на славном поприще военной и государственной службы. Один из них был генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер - герой Отечественной войны 1812 года.

Еще одно счастливое совпадение. Вступление в должность Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II произошло летом 1990 года, и тогда же состоялось великое церковное торжество - прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского, Чудотворца, чтимого всем православным миром, всей Святой Русью. Место

погребения святого находится в Санкт-Петербурге, который был кафедральным градом Митрополита Алексия до того, как Поместным собором он был избран Первосвятителем Русской Православной Церкви.

Через тридцать три года после выпуска из ЛДАиС, находясь на новой ступени духовного опыта, уже доктором богословия и в сане Митрополита Владыка Алексий вернулся в родные пенаты: 9 июня 1986 года началось его управление Ленинградской епархией. За четыре года, отпущенные судьбой для этого служения, Владыке Алексию удалось с Божьей помощью сделать очень многое. К великой радости горожан, были восстановлены и освящены часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище и состоялась канонизация этой глубокопочитаемой - и уже не только в Санкт-Петербурге - святой, был восстановлен Иоанновский монастырь на Карповке. В бытность Святейшего Патриарха митрополитом в городе на Неве его стараниями и молитвами стали возвращаться Церкви ее святыни, храмы и монастыри.

Величайшим духовным событием оказалось возвращение в Лавру святых мощей благоверного князя Александра Невского. По своему значению для современного Санкт-Петербурга этот факт равносилен подвигу Великого самодержца Петра I, сопроводившего возвращенные им мощи Святого Князя к месту его героических побед, после которых он и стал именоваться Невским. Петр I молитвенно надеялся, что эта святыня приумножит в веках славу основанного им города и будет благословением создания на этой земле форпоста Православной Веры. Митрополит Алексий возвращением святыни словно восстановил нарушенную лихолетьем ступень той самой лестницы к Алтарю Господню, возведение которой на Невской земле начал первый Российский Император.

В это же славное время пребывания на ленинградской кафедре Владыки Алексия также стало возможным возвращение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

Сравнение этих трудов с подвигами отнюдь не преувеличение. Начало правления нового архиерея в Санкт-Петербурге (тогдашнем Ленинграде) стало переломным для церковной жизни города.

Святейший Патриарх всегда с благоговением относился к петербургским подвижникам веры и благочестия. И одним из неиссякаемых родников ее остаются петербургские Духовные школы, находящиеся у Святейшего на ревностном попечении. Он не устает говорить о том, что весь строй Духовных школ помогает преобрести православный образ жизни. Трудности семинарской жизни, отсечение своей воли через послушание преодолимы, главным образом, через наше отношение к ним — Святейший Патриарх всем своим жизненным служением учит послушанию.

Возвращаясь мысленно во времена, когда Святейший Патриарх, закончив Духовную Академию, начинал нелегкий путь пастырского служения, мы, не очень задумываясь, повторяем слова о том, что это был период «оттепели» и представляем себе молодое послевоенное поколение российских граждан, перед которыми открывались надежды на кипучую, деятельную жизнь. Однако слова ректора СПбДАиС Епископа Константина (ныне Архиепископа), произнесенные им в поздравлении Первоиерарха РПЦ с 40-летием архиерейской хиротонии 10 сентября 2001 года («то, что для политики было хрущевской оттепелью, то для Церкви было хрущевскими заморозками»), рассеивают наше заблуждение и заставляют видеть суровую реальность тех лет.

Можно сказать, что все то лучшее, что было впитано будущим Первоиерархом Русской Православной Церкви в стенах послевоенной возрожденной Духовной Академии, не раз помогало ему выдержать суровые испытания общественно-политического климата, который создавала богоборческая власть по отношению к Церкви. Он верил, что все меняется, и не всегда к худшему, ибо «День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум» (Пс. 18, 3), и знал, что всегда неизменной остается Святая Апостольская Церковь.

В наши дни, когда, похоже, не оттепель, а настоящее пробуждение к Солнцу Правды и Свету Мира, к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу коснулось сердец русских людей, Святейший Патриарх вспоминает те суровые годы, когда он решил посвятить свою жизнь Святой Церкви, и тех преподавателей возрожденных Духовных школ, которые совершали свое служение, подвиг, передавали знания молодежи, а главное, были примером жизни и поведения для них.

Навсегда останутся в сердце слова Святейшего Патриарха о годах учебы и о людях, учивших его, у тех, кто слушал его приветственную речь в СПбДАиС под сводами ее актового зала 10 сентября 2001 года: «И до сих пор мы не забудем тех из преподавателей, которые являли нам образец преданности своему делу. Как переживал профессор Александр Иванович Сагарда, когда читал о мученических актах первых веков Христианства, как переживал он, когда слышал неудовлетворительные ответы воспитанников на уроках Священного Писания Нового Завета. И вот, через 50 лет, я помню, как одному из воспитанников уже в возрасте, когда тот плохо отвечал по Новому Завету, Александр Иванович сказал, взяв Евангелие: "Вы должны полюбить эту книгу». И это было сказано с таким чувством, что на 50 лет и

в моем сознании и в сознании наших сокурсников это осталось. Они являли пример глубокой веры».1

Полвека назад на смену уходящим пастырям, начинавшим свое служение еще в дореволюционной России, прошедшим Соловки и адские круги ГУЛАГа, лишения зарубежного изгнания и вернувшимся на Родину после войны, пришла плеяда молодых священнослужителей, выпускников Духовных школ.

В феврале 1960 года на конференции советской общественности за разоружение тогдашний Предстоятель РПЦ Святейший Патриарх Алексий I в своем выступлении через головы собравшихся в Кремле обратился к миллионам православных христиан. Призывая их к стойкости перед лицом новых гонений, он сказал:

«В таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что врата адовы не одолеют ее!».2

Спустя пять десятилетий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий И, находясь в стенах своей ALMA MATER, поведал будущим служителям Христовым, что наше время, при всей его сложности, это пора духовного прозрения русского мира, об этом свидетельствуют тысячи новых храмов, возводимых по России. За время его Патриаршества в Русской Православной Церкви их было восстановлено и построено более 13 тысяч, возрождено к жизни более 500 монастырей и, что вселяет большую

1 Журнал СПбДА «Христианское чтение». 2001. № 20, стр. 17.

2 Журнал Московской Патриархии РПЦ. Специальный выпуск. 1999, стр. 11.

надежду, открыто более 60 духовных учебных заведений. Насыщение пастырями, регентами, псаломщиками и иконописцами будет обеспечиваться прирастанием к Церкви новых очагов духовного образования. Это радостное здоровое движение в теле современной России, и оно требует бдительного внимания.

Большая ответственность лежит на плечах профессорско-преподавательской корпорации, готовящей служителей Алтаря Господня. И не только им надо думать о сути священного по своему определению дела народного образования. Сегодня все больше ощущается потребность участия священнослужителей в общеобразовательных школах. Не один год Церковь ведет с Министерством образования разговор о введении в школьную программу «Истории православной культуры». Святейший Патриарх убежден, что «ее необходимо вводить, потому что вся наша культура основана на христианских основах, на православной традиции, и каждый культурный человек, оканчивающий среднюю школу, должен знать свою православную культуру».1

Мудрое слово Архипастыря поднимает человека над суетой будней, заставляет видеть за ней бытие и не размениваться на яркие, но сомнительного свойства ухищрения, отвлекающие от создания собственного образа мыслей и образа жизни.

«Образование, - говорил Святейший Патриарх в Российской академии образования 20 марта 1993 года, - это главная задача Церкви. Ведь само это слово происходит от слова «образ». Образовать человека - означает не просто передать ему некую сумму знаний, но и выявить в нем определенный образ Божий. Во многих он замутнен и затемнен грехами, но до конца не уничтожен, поэтому задача

духовного преображения человека, который служит Церкви, сродни задаче реставратора икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика».1

И, говоря о роли Духовных школ в современном российском обществе, бывший выпускник Духовной Академии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II напоминает, что столь знакомое нам слово «школа» имеет смысловую связь с Церковью. Русское слово восходит к латинскому «лестница», и христианин, конечно, понимает, что имеется в виду лестница духовного восхождения, ее описал преподобный Иоанн Лествичник в знаменитой книге «Лествица». •

Всего через два года после Великой Победы 1945 года юный Алексей Ридигер встал на первую ступень своего духовного восхождения. Сегодня, находясь на недосягаемой для страстей мира дольнего высоте, Святейший Патриарх считает своим долгом с благодарностью вспомнить своих наставников, окормлявших его в Духовной Семинарии и Академии, профессоров — Александра Ивановича Сагарду, Василия Васильевича Четыркина, Александра Ивановича Макаровского, Льва Николаевича Парийского, Николая Дмитриевича Успенского, профессора протоиерея Иоанна Козлова и многих, многих других, которые привнесли духовные и педагогические традиции дореволюционной Духовной школы в возрожденную школу.

По-разному сложилась судьба выпускников, вышедших из дверей Духовной Академии в 1953 году. И все же их связывало общее, о чем говорит Святейший Патриарх сегодня: «Я не знаю ни одного из выпускников моего семинарского и академического курсов, кто бы не служил

нашей Матери-Церкви именно в качестве священнослужителя».1

Многие петербуржцы имеют счастливую возможность быть прихожанами храма во имя преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, где настоятелем служит протоиерей Василий Ермаков, соученик Святейшего Патриарха по Духовной Академии. Они выпускались в годы гонений на Церковь.

Наше время называют временем безграничной свободы, в нем свои искусы. Ректор СПбДАиС Архиепископ Константин в своем докладе на VII Международной консультации православных богословских школ заметил, что «есть три уровня свободы: свобода от чего-то, свобода для чего-то и свобода во имя Кого-то. Насколько в наших силах, мы стараемся привить нашим воспитанникам третий и высший уровень свободы - свободы «во имя». Он же напомнил, что воспитать гораздо труднее, чем научить.

Мы часто слышим слова: «воодушевление», «духовный подъем» и понимаем их как неимоверный прилив творческих сил и ждем испытать на себе это ощущение. Мудрость высокого опыта Святейшего Патриарха учит нас, что духовный подъем - это, прежде всего, восхождение, а оно во сто крат требует от нас больших усилий, чем обыкновенный подъем в гору.

В дни пятидесятилетия со дня окончания Святейшим Владыкой Духовной Академии хочется пожелать ему от всех петербуржцев: Многая Лета! И пусть Духовная Академия Града Святого Апостола Петра, на фасаде которой изображение Иоанна Богослова с Орлом на плече - выпускает птенцов, способных к долгому и высокому полету, подобных нашему Светлому Архипастырю - Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию И!

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.