Научная статья на тему 'Свет Христов просвещает всех'

Свет Христов просвещает всех Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
276
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свет Христов просвещает всех»

Протоиерей

Валериан

КРЕЧЕТОВ,

настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области

Дмитрий СИМОНОВ, Ольга КАМЕНЕВА

Свет Христов

просвещает

всех

Образование в первую очередь предусматривает восстановление в человеке образа Божия.

— В царской России существовало Министерство народного просвещения, после революции его преемником стал Народный комиссариат просвещения. Сейчас у нас Министерство образования и науки. В чем разница, отец Валериан, как вы думаете?

— Человек в наше время в своих интересах часто плавает на поверхности и в глубину не всегда проникает. Почему святитель Николай Сербский и сказал: первые люди не много знали, но все понимали. Потом стали знать больше, а понимать меньше, а потом будут много знать, но ничего не понимать. Почему у нас Министерство образования, а не Министерство просвещения?

Мало кто задумывается, что написанное слово состоит сначала из звуков, а потом уже из букв. Но прежде звука есть слово, исходящее из сердца, от духа и Духа, находящегося в сердце. «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс. 50:17). «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34).

Буква, морфология — это как раз внешняя мертвая форма (от лат. mortis — смерть), всего лишь выражение звука. Как морфология музыки — это ноты, которыми записывают звуки. Признаком интеллекта в древности считалось владение словом. Пифагор, Архимед со словом-то были в ладах. Не говоря уже о Ломоносове, который внес огромный вклад в развитие русской словесности и славянский язык знал очень хорошо. А славянский язык, как говорил Иван Кириевский (русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства; 1806-1856. — Ред.), является основой правильного устроения души. Потому что он приучает ценить каждое слово, каждую букву даже. Потому что там нельзя проглатывать или сглаживать буквы, мы должны читать как есть: не только дословно, а еще буквально.

Если подумать, в слове «дословно» заключен глубокий смысл. То есть еще до того, как слово появляется, ему предшествует какое-то понятие. «Мысль изреченная есть ложь», — писал Федор Тютчев, может быть, слишком резко, исходя, видимо, из того, что «всяк человек ложь», как сказал пророк Давид. В том смысле, что изреченная мысль часто не может выразить всей сущности (почему переводы произведений на другой язык часто теряют некоторый смысл).

Человек говорит, порой не осознавая того, что за каждым словом есть образы. Говорят: «от всей души» — значит, есть душа. Есть убийца, а есть душегубец — вещи-то не совсем одинаковые. Убить можно тело, а душу — страшнее. Человек состоит из души и тела, поэтому человека убить — значит, погубить всю его человеческую сущность. Почему и сказано: дьявол — человекоубийца

искони. А Господь — Человеколюбец.

Министерство образования и Министерство просвещения — это как Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. О каком «образе» идет речь в образовании-то? Об образе Божием, совершенно верно. В Ветхом Завете сказано, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Поэтому первично «образование». А о просвещении есть в Евангелии, которое читается на Пасху, лучше не скажешь (батюшка читает): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1:1-8).

То есть первообраз был дан человеку, он видел свой первообраз. Но после грехопадения для восстановления первообраза потребовалось сошествие Сына Божия, Который как раз и явил свет. Потому что стала тьма — люди возлюбили больше тьму, нежели свет: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:1-9).

«Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освещаяй...» (утренняя молитва святого Василия Великого. — Ред.) То есть освещение — это объятие света. А просвещение — это проникновение света.

«Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), — говорит Спаситель. Как восстановить образ Божий в человеке, на кого взирать? И вот Господь явил Себя Самого, Богочеловека, для того чтобы люди могли брать пример. Как апостол Павел говорит: «.подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). «Я есть Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).

Как отец Алексей Мечев говорил: «Не знаешь, как поступить, представь себе, как бы поступил на твоем месте Господь Иисус Христос». Поэтому образование — это как Писание Ветхого Завета, а просвещение — как Писание Нового завета.

— Более высокое?

— Нет, не более высокое. Это путь к воссозданию Первообраза. Если там были даны прообразы (Авраам, патриархи, пророки, которые старались жить по образу Создавшего их), то здесь — Первообраз.

— Современное Министерство образования называют или Минобрнауки, или Минобраз, с ударением на последнем слоге...

— Всякие сокращения невольно передают определенный смысл, происходит, видимо, «очеловечивание» понятий. Минобраз — это как «мини-образ». Минимум образования и науки. Там образ был, а здесь образ. То есть акцент на последнее, задом наперед. Как в алфавите — «аз» и «я».

Господь явил Себя Самого, Богочеловека, для того чтобы люди могли брать пример.

ФОТОБАНК ЛОРИ

— отец Валериан, советская власть образованию все-таки уделяла большое внимание. а сейчас сливают вузы, школы, с 2013 по 2018 год школьных учителей планируется сократить на 87 тыс. человек, преподавателей институтов — на 141 тыс. Классы, по прогнозам, в государственных школах будут большими — человек по 40. и как в такой школе учиться?

— Да, но, к несчастью, даже при том что существует, — я слышал вопли прямо: молодежь не хочет учиться. Для кого тогда все эти учебные заведения? А те, которые учатся, — учатся за деньги. Это мы так рассматриваем: кто-то что-то сокращает. Но Господь попускает это, потому что некого учить. В духовной области тоже есть предсказание: Господь не будет посылать духоносных старцев, потому что некому будет исполнять их советы.

А что толку? Людям будут говорить, а они будут делать все по-своему. Обидно учителю, когда он старается, старается, а они наплевали и пошли. Так и нам тоже обидно, понимаете? Стараешься, стараешься, а они живут как хотят. Проповедуешь, проповедуешь, а они — да ладно, будем пьянствовать, гулять. А что хорошего?

Процесс-то очень многогранный. Это не то, что кто-то захотел... Хотели же, чтобы от Церкви ничего не осталось,

но она же есть. Да еще живет как — строят храмы новые. Хотели научный атеизм, а получили что?

А как учить тех, кто не хочет учиться? Многие и работать не хотят. Вообще, если человек стремится, он найдет работу. На самом же деле, когда начинаешь во что-то углубляться, что-то делать — даже интересно и радостно становится. Мне уж к 80-ти подползает незаметно, а мне до сих пор конструировать интересно, меня захватывает: разработка печи, самоваров, вездеходов, всякие посевы, посадки, строительство. Какие конструкции можно делать, это же очень интересно! Не хватает времени просто. Я смотрю — молодые ходят сонные какие-то.

— Батюшка, почему им не интересно, как вы думаете?

— Это вы у них спросите.

— Какая-то апатия.

— Да-да, апатия. Думаю, просто лень даже в некоторой степени. Видимо, отсутствие труда, даже просто физического занятия, с детства притупляет и умственные способности. Наше поколение трудилось: весна начиналась — нужно было копать, сажать, окучивать, полоть, поливать. Только крутись — некогда было расслабляться. Зимой — снег чистить, лед колоть, убирать потом его, чтобы раньше отогрелась земля.

Одна раба Божия, учительница старой закваски, девочку, которая плохо училась (не давалось ей), заставила запоминать стихотворения — и она стала лучше успевать. Зубрежка — труд монотонный, неинтересный, но на самом деле то, что мы учили наизусть, очень мне помогает. Я бы не мог цитировать сейчас, если бы не прочитал это тогда много раз.

Я тут в «Евгения Онегина» заглянул — интересные такие мысли, все-таки что-то было в Онегине, какая-то глубина. Там есть такое: когда он взглянул на Татьяну-то, она почувствовала взгляд, «хоть на минуту, но нежен», — просветилось, промелькнуло его такое состояние, а потом — опять личина. Затем опять из глубины откуда-то донеслось: «Примите исповедь мою, себя на суд вам отдаю». Ничего себе — исповедь на суд девочке! Исповедоваться такому ловеласу — это, конечно, не просто. Он-то потом хватился: «Свою постылую свободу я потерять не захотел». Для многих это сегодня флаг — их постылая свобода.

— Болонская система в образовании — тоже из области такой свободы?

— Бывают эпидемии всякие, заразы — холера, чума, оспа, не дай Бог. Видимо, эта система нашла почву в нашей стране. Может быть, таким образом пытаются обузить широту славянской души и ума. Отец Павел Флоренский мог в течение трех недель любую область освоить. Кулибины всякие, которых мы знаем, а еще самородки, которым Господь не дал возможности развернуться, потому что — а для чего? Воспользуется их открытиями кто-то другой. Но если нужно — может и дать. Можно строить умные системы человеческие, но ум от Бога.

— Сейчас наши дети сдают ЕГЭ, поэтому, видимо, Кулибиных в нашей стране будет немного.

— А что такое ЕГЭ?

— Экзамен, который отражает информационный подход к образованию. Например, ребенку дают варианты ответов, и он выбирает правильный.

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

прямые инвестиции / № 5 (133) 2013

27

— Один батюшка бросал жребий — как поступать. Я ему сказал: «А ты не думаешь, что помимо двух вариантов есть еще третий?»

— По литературе, например, может быть вопрос: «На какой руке героиня произведения сломала палец?» Ответы: «На левой. На правой. Другое».

— На ноге, может быть?

— Тем не менее старшеклассники к трем-четы-рем ЕГЭ усиленно готовятся, а остальные предметы забывают. Что тут можно сделать?

— Родители должны молиться, просить помощи Божи-ей. А Господь сделает, вот уж Он решит. Для православного человека это просто. Я, например, думал: куда мне поступать? Может, в медицинский? Отец сказал: хочешь быть священником — готовься к тюрьме. Значит, какую-то профессию надо было получить. И Господь послал мне школьного друга Юру Костина, он физик, технарь, увлек меня этим делом, и я с ним поступил в институт, даже распределился. Господь взял и провел меня рядом с ним. И я до сих пор техникой занимаюсь, полюбил это дело.

Нужно помнить, что вообще-то образование в истории человечества было разных уровней. Одни люди жили в столицах, другие в уездных городах, губерниях, деревнях. Чем-то занимались, женились, были семьи, но потом все умирали, естественно. И вот, как они эту жизнь прошли, что они сделали доброго, хорошего — с этим и предстали перед Богом.

— Воспитатели, родители должны заботиться о нравственности в первую очередь?

— Да, конечно. Это прежде всего забота родителей. Хотя бывают и образованные родители. Вон у меня матушка — вторая Софья Ковалевская, про нее так говорили.

Святитель Николай Сербский сказал: «Первые люди не много знали, но все понимали. Потом стали знать больше, а понимать меньше. Еще позже будут много знать, но ничего не понимать».

Бывало, детей по математике натаскает. И сейчас дочка: «Мам, что-то не получается». Бабушка села и раскрутила какую-то задачу. Гигант.

— А чем занималась Наталья Константиновна, ваша матушка?

— Она оканчивала курсы английского языка, работала на кафедре английского в МГУ старшим лаборантом. 70 человек — кафедра, и она составляла расписание, надо было всех увязать, представляете? Нужно было голову математическую иметь. Английский хорошо знала, до сих пор знает. Но посвятила себя детям, конечно.

— Батюшка, у вас семеро взрослых детей. Где они учились?

— В советской школе обычной.

— А какие вузы оканчивали?

— Старший — Андрей — Бауманский. Отец Тихон и отец Федор — МАДИ с красными дипломами, причем отец Федор — первым студентом, высший балл получил. Когда был юбилей МАДИ, он выступал за Касьяновым, его пригласил ректор, который к нему очень хорошо относится. Четвертый — Василий — много болел, да и сейчас часто болеет, занимался рукоделием, теперь — более серьезными делами. Старшая дочка Елена окончила регентские курсы, воспитательница будущих регентов, теперь она матушка, сейчас девятого ждет, вот-вот.

— Это 34-й ваш внук?

— Да, 34-й будет. А Настя в Тимирязевской академии до IV курса доучилась, а там дети пошли. У нее уже девять — семь сыновей и две дочери. Младший сын Николай окончил семинарию. Хотя учились все в обычной советской школе.

— Батюшка, наш журнал выйдет на Пасху. Что можно пожелать читателям в эти светлые Пасхальные дни?

— Одно пожелание только — стяжать то настроение, которое Господь нам дает на Пасху. Преподобный Серафим Саровский круглый год всех приветствовал словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Именно обращение к этой радости укрепляет человека. Наверное, в этом смысле Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Сердце в будущем живет». Будущее-то — это общее воскресение. Это — радость, потому что все скорби, которые здесь бывают, временны и преходящи. И все они заканчиваются в конце концов — исходом из этой жизни в будущую. «Чаю воскресения мертвых

и жизни будущего века» — верует православный христианин, и он должен это всегда иметь перед собой. Тогда все будет на своих местах. Поэтому читателям можно пожелать: детям — любви к родителям, родителям — любви к детям, между собой. Всем — любви. Ведь когда начинают дети обижаться на родителей, родители на детей, на педагогов — возникает бухгалтерия: кто сколько кому должен. Кто сколько может, тот столько и должен делать с Божией помощью. А остальное — Господь восполнит.

Как говорится, не ошибаются только бездельники и покойники. А если что-то такое говорят — ну что ж, один Бог без греха. Я недавно услышал юмористическое высказывание: «чтобы тебя не критиковали, нужно три вещи — ничего не говорить, ничего не делать и быть никем». А если кто-то что-то говорит, что-то делает — то всегда можно зацепиться за что-то.

— А нам дочка рассказала детский «анекдот»: «Что нужно делать, чтобы жить и радоваться? Во-первых, надо жить. А во-вторых — радоваться».

— Еще говорят, что жить счастливо, по крайней мере в нашей стране, да и не только в нашей, можно только при одном условии: чтобы об этом никто не знал. Иначе возникает зависть, недовольство. Что нужно делать, чтобы жить и радоваться, да? Во-первых, надо жить. А во-вторых — радоваться. Очень хорошо. Я бы добавил: надо жить в любви — и этому радоваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.